Научная статья на тему 'СБОРКА МОДЕЛИ ПЕДАГОГИКИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

СБОРКА МОДЕЛИ ПЕДАГОГИКИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА НЕСТАБИЛЬНОСТИ / СЛОЖНОСТЬ / ОПАСНОСТЬ / ИЗМЕНЧИВОСТЬ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потанин Сергей Павлович

В статье предпринята попытка показать основные компоненты новой образовательной модели подготовки курсантов военно-медицинской академии, условно называемой моделью педагогики нестабильности. Назначение этой модели - исследование слабых и сильных сторон подготовки военных специалистов к выполнению поставленных задач в сложных условиях. Характеристики модели педагогики нестабильности раскрываются как особенности военно-образовательного процесса, включающего в себя инновационную дидактику, субъектное воспитание, личностно-ориентированное развитие, психологическую подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потанин Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSEMBLING A MODEL OF PEDAGOGY OF INSTABILITY

The article attempts to show the main components of a new educational model of training cadets of the military Medical Academy, conventionally called the model of pedagogy of instability. The purpose of this model is to study the weaknesses and strengths of training military specialists to perform tasks in difficult conditions. The characteristics of the model of pedagogy of instability are revealed as features of the military educational process, which includes innovative didactics, subject education, personality-oriented development, psychological training.

Текст научной работы на тему «СБОРКА МОДЕЛИ ПЕДАГОГИКИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

УДК 378.14

С. П. Потанин

СБОРКА МОДЕЛИ ПЕДАГОГИКИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Введение. Идея нестабильности была широко раскрыта для отечественного научного сообщества в статье «Философия нестабильности» журнала «Вопросы философии» (1991) лауреатом Нобелевской премии по химии, одним из методологов синергетики Ильей Пригожиным [1]. Нестабильность сложной системы (её неустойчивость, неопределенность, неравновесность), трактуемая как альтернатива детерминизму (предза-данности, прогнозируемой обусловленности), составляет суть синергетического подхода к исследованию нелинейных сложных систем. Неравновесность рассматривается как причина «сущностных уникальных изменений системы, как возможность расширения её масштабов, повышение её чувствительности к внешнему миру. «...Порядок и беспорядок оказываются тесно связанными — один включает в себя другой». Хаос, возникающий вследствие неравновесности системы, порождаемой воздействиями среды, обусловливает порядок, но такое упорядочивание происходит в строго определенном наборе форм. Самоорга-

низация разворачивается не по каким угодно направлениям, а лишь только по тем, что задаются внутренними характеристиками системы и собственными функциями среды. Такой набор реально возможных новообразований выступает как совокупность аттракторов, к которым только и может эволюционировать сложная система.

Синергетический подход позволяет интегрировать естественные и гуманитарные науки, в пределе — сближать внутренний и внешний миры человека. В его рамках субъект и его деятельность предстают как системы, не поддающиеся полному планированию (читай — стереотипам и штампам), траектории активности которых многовари-антны, а результаты активности вероятностны, то есть, здесь человеческая деятельность связывается с творчеством и риском. А. Г. Ас-молов вычленяет ключевой код человека — как код непредсказуемости, а Ф. А. Искандер по этому поводу говорил в одном из интервью о том, что умный понимает, как жизнь устроена, а мудрый действует поперек этого. «Вырисовываются контуры новой рационально-

сти, — пишет И. Пригожин, — к которой ведёт идея нестабильности. Эта идея кладет конец претензиям на абсолютный контроль над какой-либо сферой реальности, кладёт конец любым возможным мечтаниям об абсолютно контролируемом обществе» [2].

Основная часть. Идея нестабильности применительно к педагогике высшей военной школы воплощается в модель педагогики нестабильности. Концептуально модель опирается на следующие положения:

- сложноорганизованные и самоорганизующиеся системы (например, личности обучающихся) развиваются не только по определенным наукой педагогическим закономерностям, но и в соответствии со значимыми ситуативными влияниями;

- специально организованные ситуативные влияния на обучающегося в отдельные моменты обучения могут направить его активность по одному из нескольких альтернативных путей самоорганизации, связанных с самореализацией, самосовершенствованием, творчеством;

- педагогическое управление со стороны педагога в модели «калибруется» не увеличением мощности или полифункциональности психологического воздействия на личность, а точным выбором правильных точек маломощных воздействий в сложноорганизованной структуре личности;

- на личность обучающегося так же, как и на педагога, возлагается

ответственность за направление самоорганизации. Так С. П. Курдю-мов в аннотации к статье И. Приго-жина поясняет: «Человек, зная механизмы самоорганизации, может сознательно ввести в среду соответствующую флюктуацию, — если можно так выразиться, уколоть среду в нужных местах и тем самым направить ее движение. Но направить, опять же, не куда угодно, а в соответствии с потенциальными возможностями самой среды. Свобода выбора есть, но сам выбор ограничен возможностями объекта, поскольку объект является не пассивным, инертным материалом, а обладает, если угодно, собственной «свободой»» [3].

Образовательная модель педагогики нестабильности предназначена для подготовки курсантов Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (ВМедА) к профессиональным действиям в условиях нестабильности. Модель реализует методологическую триаду высшего медицинского образования — синтез учебной деятельности, науки и клинической практики, включает в себя интеллектуальные наработки и идеи в области андрагогики, военной психологии и педагогики, педагогической психологии.

Понятие нестабильности раскрывается характеристиками сложности, опасности, изменчивости (частой сменяемости, внезапности, новизны, неустойчивости обстановки), неопределенности (противоречивости, недостоверности, недостаточности информации). Среди этих характеристик понятие

«сложность» является ключевым. Поэтому условия нестабильности можно трактовать как сложные условия.

Сложность субъектов педагогической и воинской деятельности связана с многообразием и разнообразием компонентов сознания и связей между ними. Прежде всего, это касается ценностных ориента-ций и запутанности (противоречивости и напряженности) человеческого мышления и познания, которое организует субъект (например, при понимании картин мира, с которыми он не согласен).

Сложность условий воинской деятельности, к которой готовит обучающихся педагогика нестабильности, раскрывается в учебниках по военной психологи определенными психогенными факторами. К факторам, непосредственно влияющим на человека и дезорганизующим или срывающим его сложную деятельность, следует отнести: опасность (угрозу) жизни; внезапность (неожиданность) действий противника по времени, месту, способу действий; новизну (нестандартность) обстановки; неопределенность (дефицит или противоречивость личностно-зна-чимой информации); негативные образы объективной реальности (кровь, смерть, тяжелые увечья, запах разложения, «дикие» эмоциональные реакции окружающих и т. д.); ответственность за исполнение принятого решения на выполнение поставленных задач; моно-тонию; групповую изоляцию; дискомфорт (отсутствие нормальных

условия для жизни и деятельности). К психогенным факторам сложной воинской деятельности, опосредованно влияющим на человека в зависимости от его профессиональной квалификации и затрудняющим деятельность, относят: дефицит времени; увеличение темпа действий; крайнюю интеллектуальную сложность решений; избыток информации; совмещение нескольких видов деятельности одновременно; высокий уровень психофизиологического утомления (усталость).

Педагогика как наука решает проблему интериоризации внешней учебной деятельности во внутренний мир обучающегося. В этом плане модель педагогики нестабильности реализует методологическую метафору: «Внутренний мир есть сложный нелинейный динамический концепт, фрагменты которого могут проявиться как текст по воле взаимодействующих субъектов». Эта метафора расставляет акценты в подготовке обучающихся на синергетическом, рефлексивном и субъектном подходах к образованию [4]. Подходы в свою очередь концентрируют сознание субъектов образовательного процесса на внутренней атрибуции. Выражением внутренней атрибуции становятся сентенции (установки): «Мир по отношению ко мне не имеет никаких намерений»; «За всё, что происходит со мной отвечаю я»; «Должен — значит можешь!»; «Что бы ни было — я смогу!»; «Быть лучше, чем ты есть!». Речь здесь идёт не об отдельных

попытках, конкретных ситуациях и процессе, а об итоге, надситуа-тивных инвариантах, и окончательном результате выполнения поставленных перед обучающимся и преподавателями образовательных задач.

Структурно модель педагогики нестабильности состоит из комплекта учебно-плановых и учебно-методических документов, обеспечивающих преподавание учебной дисциплины: рабочей программы, тематического плана, планов учебных занятий, тестов лекций, заданий обучающимся для подготовки к занятиям практической направленности, дидактических материалов к занятиям.

Содержательно модель включает в себя учебный материал, необходимый для освоения запланированных результатов обучения по учебной дисциплине. В дисциплинах психолого-педагогического направления акцент делается на изучении: бессознательных психических механизмов программирования человеческого мышления и поведения; приемов эмоционально-волевой саморегуляции деятельности; способов достижения адекватности рефлексии, самооценки и уровня притязаний; основ рефлексивного управления подразделением и семантического управления чужим поведением.

Методически модель составлена из практических наработок автора, разработанных для подготовки военных специалистов к профессиональным действиям в сложных условиях. К их числу следует отне-

сти: модели волевой саморегуляции и принятия решения в условиях неопределенности среды [5]; дифференциацию учебных заданий на четыре вида: типовые, неопре-деленностные, повышенной сложности, творческие; методики холистической оценки компетенций; разработку технологии рефлексивно-творческого образования курсантов [6]; психотехнологии проведения воспитательных бесед с курсантами специалитета [7].

Задачи по подготовке офицеров (будущих офицеров) к действиям в сложных условиях были поставлены начальником Управления оперативной подготовки ВС РФ генерал-майором А. Н. Петровым в декабре 2014 года. Выступая на учебно-методическом сборе руководящего состава военных вузов (г. Воронеж), он сформулировал следующие направления образовательной деятельности: учить курсантов и подчиненных нестандартному творческому мышлению; прививать практические навыки управления при подготовке и ведении боевых действий в интенсивно меняющейся сложной обстановке; в подготовке младших офицеров обращать внимание на применение ими в бою военной хитрости и неожиданных для противника способов действий.

Исходя из этих задач, модель педагогики нестабильности функционально определяет военно-образовательный процесс в вузе как интеграл, реализующий четыре педагогические функции: инновационную дидактику; субъектное воспитание, личностно-ориентирован-

ное развитие, психологическую подготовку. Правильная организация функции предполагает её нацеленность на самоорганизацию: дидактика должна порождать стремление к самообучению, воспитание — к самовоспитанию, развитие — к саморазвитию, психологическая подготовка — к самоподдержанию устойчивой готовности к выполнению поставленных задач в любых условиях обстановки.

Инновационная дидактика раскрывается посредством применения в военно-медицинском образовании интерактивных, симуля-ционных, игровых технологий обучения, приспособленных как для режима непосредственного контактного обучения преподавателя с обучающимися, так и обучения посредством дистанционных образовательных технологий. Содержание инновационных дидактик раскрыто в статье [8]. Планируемые результаты инновационной дидактики — формирование компетенций, обеспечивающих профессиональные действия в сложных условиях.

Субъектное воспитание есть воспитание, направленное на формирование субъектных свойств личности: самостоятельности, ответственности, инициативы, настойчивости, упорства, чести и долга офицера, мотивов самосовершенствования. Основные методы субъектного воспитания: убеждение, пример, совместный анализ проблемных ситуаций; анализ учебной деятельности, общения и поведения обучающихся. Суть субъ-

ектного подхода к воспитанию и его отличия от традиционного воинского воспитания показана в статье [9].

Личностно-ориентированное развитие предполагает формирование и развитие личностных структур зрелого человека: адекватных рефлексии, самооценки и уровня притязаний; достижения такого уровня саморегуляции, который может обеспечить устойчивый самоконтроль; формирование элементов критического и творческого мышления. Формирование структур личности при помощи самооценок и взаимных оценок курсантами учебных работ друг друга, а также — учебных заданий четырех типов раскрыто в статье [10].

Психологическая подготовка разделяется на психологическую готовность к выполнению поставленных задач и психологическую устойчивость к стрессорам воинской деятельности. Эти два направления психологической подготовки курсантов описаны в статье [11]. Планируемые результаты психологической подготовки — обеспечение устойчивости мышления и деятельности в сложных условиях.

Четыре обозначенные выше функции военно-образовательного процесса реализованы в технологии рефлексивно-творческого обучения. К сожалению, эта технология апробировалась только её авторами и дальнейшего распространения в академии не получила.

Выполнять поставленные задачи в сложных условиях способны:

индивидуально — отдельные выпускники-профессионалы со сложными структурами сознания; коллективно — отдельные группы курсантов старших курсов с зачатками профессионализма со сложной структурой взаимосвязей как межличностных, так и межгрупповых. К числу последних в военно-образовательных организациях следует отнести некоторые кафедры, научно-исследовательские лаборатории и отделы; научные школы; коллективы постоянно действующих научных или учебных семинаров, тренингов; творческие мастерские; интеллектуальные студенческие клубы, электронные учебно-профессиональные студенческие журналы.

Сложные системы профессионального мышления и действий, отвечающие требованиям философии нестабильности, раскрытым в одноименной статье И. Пригожи-на, мы называем интеллектуальными организованностями открытого типа. Сложное сознание — это определенная интеллектуальная организованность, сплоченные группы и коллективы сложных сознаний — распределенные интеллектуальные организованности.

В модель педагогики нестабильности встроен педагогический идеал интеллектуальной организованности открытого типа — идеальный образ выпускника или профессионального коллектива (сплоченной группы), способных выполнять поставленные сложные задачи в любых условиях обстановки.

Педагогические идеал интеллектуальной организованности открытого типа

Характеристики идеальной структуры организованности:

1) разнообразие компонентов (картин мира, интеллектуальных способов и приемов, профессионального опыта, эмоциональных состояний, волевых побуждений и действий);

2) устойчивость взглядов (установка) на необходимость сохранения и улучшения той интеллектуальной организованности (общности, целостности, компонентов), которая достигнута;

3) открытость внешней среде (внимательность и критичность к информации, различение важного и не важного, дозированная искренность);

4) гибкость или лабильность (адаптивность, изменчивость) связей внутри организованности и между орга-низ ованностями.

Характеристики сформированных способностей (компетенций) организованности:

1) способность адекватной когнитивной деятельности в любых условиях;

2) способность надситуативной активности (способность к адекватной рефлексии более, чем одного порядка; работа с инвариантами, а не с вариа-тивами);

3) способность бесконфликтного удержания в сознании разных картин мира (способность найти новые основания для дальнейшей коммуникации с распределенными организованностями) и воспроизводства новой онтологии (расширения пространства возможностей; движения за пределы границ ситуации, процесса, системы, целостности, сознания; управления масштабом деятельности, общения и поведения);

4) способность результативности в условиях неопределенности (учет и преодоление рисков целеполагания и целедостижения при заведомо недостаточных средствах, цейтноте, недостатке или из бытке исходных данных);

5) способность формирования связности ситуаций, процессов, компонентов, систем (реализация права на мобильность).

Характеристики функционирования (действий, мышления, процессов) организованности:

1) рефлексивность (анализ, самоанализ, ответственность);

2) надситуативность (волевая саморегуляция и самоконтроль, запрет на импульсивность);

3) нешаблонность (дозированная рисковость, спонтанность, вдохновение, креативность);

4) устойчивость к напряженности (к затруднениям, связанным с псих. помехами, возникающими вследствие инфодемии, цейтнота, риска, угроз).

Характеристики результатов функционирования организованности:

1) релевантность (смысловое соответствие фактических результатов целям деятельности);

2) вероятностность (непредсказуемость, неоднозначность);

3) оригинальность (отличность от штампов, стереотипов).

Примером распределенной интеллектуальной организованности открытого типа, функционирующей по «лекалам» модели педагогики нестабильности, является курсантский интеллектуальный клуб «Клиническое мышление» (КлиМ), ныне действующий в ВМедА. Он самоорганизовался из военно-научных обществ курсантов трех

клинических кафедр академии — военной полевой хирургии, терапии усовершенствования врачей, факультетской терапии. Драйвером клубной жизни стала пассионарная деятельность адъюнкта кафедры военно-полевой хирургии Никиты Игоревича Мясникова. Именно его идеи легли в основу игрового проекта «Клиническое мышление», оформленного на кафедре педагогики академии и занявшего второе место на всероссийском конкурсе «Педагогическое вдохновение», проводимом КрасГ-МУ в феврале 2022 года [12]. Он же являлся и руководителем большинства проведенных игр, после каждой игры присоединяя к групповой активности преподавателей-единомышленников. В 2022 году в ВМедА было проведено 15 игр «КлиМ», в которых приняло участие около 200 курсантов и ординаторов клинических кафедр. Курсанты организовали чат, придумали эмблему клуба, постоянно выступают с инициативами, улучшающими организацию игр. Обсуждение трудных игровых клинических ситуаций с непредсказуемым результатом; нормативное мышление и сверхнормативное озарение; процессы командообразования, лидерства, бесконфликтного общения; переживание правильных и неверных выводов; возможность публично заявить о себе как о профессиональном интеллектуале — все эти феномены создают пристрастность познания, формируют знания-переживания, добываемые самостоятельными усилиями участ-

ников игры. В игре наблюдается интеграция фрагментов инновационных дидактических технологий, направленных на формирование не только профессиональных, но и универсальных компетенций. Поэтому мы можем утверждать, что игра «КлиМ» представляет собой технологию личностно-ориен-тированного образования. В настоящее время самоорганизацию курсантов и преподавателей в интеллектуальную организованность поддержало командование академии, игра, приняв официальный статус «визитной карточки» клуба «КлиМ», лавинообразно набирает популярность. Учебно-профессиональные коммуникации участников и руководителей игры вышли далеко за рамки игрового времени, что позволяет считать такое сообщество интеллектуальным клубом, в котором уже есть свой сайт и официально зарегистрировано 168 членов.

В 2023 году планируется расширение деятельности клуба КлиМ: проведение олимпиад, основанных на игре «КлиМ» среди факультетов, а к концу года — проведение состязаний по клиническому мышлению на базе ВМедА среди лучших команд медицинских университетов Санкт-Петербурга.

Достоинства модели педагогики нестабильности:

- интегрирует личностное и профессиональное развитие обучающихся;

- формирует мотивы профессионального самосовершенствования;

- готовит психику обучающихся к работе в сложных условиях;

- формирует субъектные качества обучающихся;

- формирует зрелость личностных структур обучающегося;

- активизирует учебную самодеятельность обучающихся;

- не требует специального дополнительного или повышенного финансирования и дорогостоящего оборудования.

Недостатки модели педагогики нестабильности:

- уступает в эффективности подготовки к стрессорам воинской деятельности тактико-специальным и тактическим учениям, учебным занятиям, проводимым в фактических сложных условиях, связанных с риском и опасностью (огневые стрельбы, обкатка танками, прыжки с парашютом, «мокрый» выход из трубы торпедного аппарата и т.д.);

- предъявляет повышенные требования к психолого-педагогической квалификации преподавателей и их личностной зрелости;

- требует дополнительных усилий преподавателя по разработке учебных заданий четырех типов, внедрению игр и интеллектуальных симуляций в образовательный процесс, объективному разбору и оценке творческих работ обучающихся.

Выводы. Образовательная модель педагогики нестабильности есть редукция вероятностно детерминированного военно-образовательного процесса, направленного на освоение компетенций, обеспечивающих выполнение выпускниками поставленных задач в сложных условиях.

Модель педагогики нестабильности предположительно позволяет при её применении:

- повысить результативность достижения запланированных результатов обучения;

- формировать фрагменты не только профессиональных, но и универсальных компетенций, составляющих учебно-профессиональную мотивацию, коммуникативные и субъектные качества личности;

- развивать критичность, адекватность и креативность мышления и действий в сложных условиях.

Модель педагогики нестабильности может быть внедрена в образовательный процесс только после её апробации в лонгитюдном педагогическом эксперименте и обучения преподавателей вуза основам педагогики нестабильности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 46-57.

2. Пригожин И. Указ. соч. С. 53.

3. Пригожин И. Указ. соч. С. 57.

4. Потанин С. П., Шпак В. А. Ком-петентностный подход в высшей военной школе: монография. СПб.: ВАМТО,

2016. С.24-26.

5. Потанин С. П., Шпак В. Указ. Соч. С. 123-127.

6. Козлов А. В., Лобачев И. В., Логинова О. Б., Потанин С. П. Технологии компетентностного обучения в военно-медицинском вузе. СПб.: НИЦ АРТ,

2017. С.36-55.

7. Потанин С. П. «Убедить» или «подтолкнуть»? (Психотехнологии воспитательного воздействия) // Вестник военного образования. 2022. № 6. С. 94-99.

8. Козлов А. В., Пашута В. Л., Потанин С. П. Педагогические инновации в высшей военно-медицинской школе // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2022. № 3. С. 44-50.

9. Козлов А. В., Потанин С. П. Субъектный подход к воспитанию курсантов военного вуза // Сборник трудов Международной НПК «Современные тенденции развития гуманитарных и социально-экономических наук». Ч. 1. Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2019. С. 278-285.

10. Козлов А. В., Потанин С. П. Подготовка обучающихся к действиям в условиях неопределенности среды // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2016. № 1. С. 142-148.

11. Потанин С. П. Быть готовым к стрессу (Психологическая подготовка курсантов военных вузов) // Вестник военного образования. 2019. № 6. С. 30-32.

12. Мясников Н. И., Потанин С. П., Один В. И., Минаков А. А. Перспективы применения дидактической интерактивной обучающей модели для развития клинического мышления // Военно-медицинский журнал. 2022. № 10. С. 11-19.

REFERENCES

1. Prigozhin I. Philosophy ofinstability // Questions of philosophy/ 1991. № 6. P. 46-57. (In Russ.)

2. Prigozhin I. Index of composition. P. 53.

3. Prigozhin I. Index of composition. P. 57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Potanin S. P., SHpak V. A. Competence approach in higher military school: monograph. SPb: VAMTO, 2016. (In Russ.).

5. Potanin S. P., Shpak V. A. Index of composition. P. 123-127.

6. Kozlov A. V., Lobachev I. V., Logi-nova O. B., Potanin S. P. Technologies of competent education in military medical university: monograph. SPb.: NIC ART, 2017. P. 36-57. (In Russ.).

7. Potanin S. P. "Convince" or "push"? (Psychotechnologies of Educational Impact) // Bulletin of Military Education. 2022. № 6. P. 94-99. (In Russ.).

8. KozlovA.V., PashutaV. L., Potanin S. P. Pedagogical innovations in the higher military medical school // Current problems of physical and special training of law enforcement agencies. 2022. № 3. P. 4450. (In Russ.).

9. Kozlov A. V., Potanin S. P. Subject approach to the education of cadets of a military university // Collection of works of the International Conference "Current trends in the development of the humanities and socio-economic sciences". Part 1. Perm: PVI VNG RF. 2019. P. 278-285. (In Russ.).

10. Kozlov A. V., Potanin S. P. Preparing students for action in the context of uncertainty of the environment // Current problems of physical and special training of law enforcement agencies. 2016. № 1. P. 142-148. (In Russ.).

11. Potanin S. P. Be prepared for stress (Psychological training of cadets of military universities) // Bulletin of Military Education. 2019. № 6. P. 30-32. (In Russ.).

12. Myasnikov N. I., Potanin S. P., Odin V. I., Minakov A. A. Prospects of application of the didactic interactive learning model for the development of clinical thinking // Military medical journal. 2022. № 10. P. 11-19. (In Russ.).

Поступила в редакцию 18.01.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.