Научная статья на тему 'Сближение региональных рынков образовательных услуг и труда'

Сближение региональных рынков образовательных услуг и труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ КАДРЫ / ДИСПРОПОРЦИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / LABOUR SHOTS / DISPROPORTIONS / REGIONAL DEVELOPMENT / REGION ECONOMY / PERSONNEL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина А. А.

Рынок труда находиться в состоянии непрерывного изменения: меняются потребности отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре, в уровне подготовки специалистов, участвующих в экономических процессах регионального хозяйства. Отсутствие актуальной информации по данному вопросу является фактором, сдерживающим процессы модернизации российского образования на региональном уровне, не позволяющим должным образом анализировать, оценивать, прогнозировать и учитывать региональные особенности рынков труда и образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rapprochement of the Regional Markets of Educational Services and Labour

The labour market is in the state of persistent change: the needs of branches of economics in the professional-personnel structure, in the level of training specialists change, participating in economical processes of the regional economy takes place. The lack of relevant information on the given problem is the factor restraining the processes of Russian education modernization at the regional level, from being analyzed, evaluated, forecast in the right way, from being studied and taken into account.

Текст научной работы на тему «Сближение региональных рынков образовательных услуг и труда»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 5

А.А. Кузьмина1,

канд. экон. наук, доцент кафедры управления знаниями и прикладной

информатики в менеджменте Московского государственного университета

экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

СБЛИЖЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ТРУДА

Рынок труда находиться в состоянии непрерывного изменения: меняются потребности отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре, в уровне подготовки специалистов, участвующих в экономических процессах регионального хозяйства. Отсутствие актуальной информации по данному вопросу является фактором, сдерживающим процессы модернизации российского образования на региональном уровне, не позволяющим должным образом анализировать, оценивать, прогнозировать и учитывать региональные особенности рынков труда и образовательных услуг.

Ключевые слова: трудовые кадры, диспропорции, региональное развитие, экономика региона, кадровое обеспечение.

The labour market is in the state of persistent change: the needs of branches of economics in the professional-personnel structure, in the level of training specialists change, participating in economical processes of the regional economy takes place. The lack of relevant information on the given problem is the factor restraining the processes of Russian education modernization at the regional level, from being analyzed, evaluated, forecast in the right way, from being studied and taken into account.

Key words: labour shots, disproportions, regional development, region economy, personnel maintenance.

Баланс спроса и предложения на специалистов на рынке труда, реализуемый посредством деятельности рынка образовательных услуг, позволяет региону обладать необходимой экономической самостоятельностью, устойчивостью и стабильностью развития. Содержание основных характеристик трудового ресурса, востребованного на региональном рынке труда, определяется отраслевой структурой занятости. Так, в Тверской области исторически сложилась структура экономики, при которой лидирующее положение занимают машиностроение, легкая, химическая промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство.

Протекающие в регионе демографические процессы («старение» населения, сокращение численности детей и подростков, снижение продолжительности жизни) предполагают разработку

1 Кузьмина Ася Анатольевна, тел.: + 7 (495) 442-24-22; e-mail: Accja@rambler.ru

мер продуманного использования трудового ресурса. То есть проблема трудоустройства выпускников перерастает в задачу устранения несоответствия между потребностью работодателей и возможностями образовательных учреждений. Индикатором данного рассогласования является степень удовлетворения имеющегося спроса на человеческий ресурс, предъявляемого работодателем. Если предложение не в состоянии удовлетворить спрос, то и выпускник и работодатель несут потери, выраженные во временном и денежном эквиваленте.

Рассмотрим основные «болевые точки» данной проблемы. В Тверской области общая численность населения имеет тенденции к уменьшению, несмотря на положительный миграционный прирост. Показатели сокращающейся численности рабочей силы свидетельствуют о росте нагрузки на работающее население Тверской области. Так как тенденция сокращения численности населения области в ближайшие годы сохранится, одновременно будет сокращаться и доля трудоспособного населения, что создаст нарастающие проблемы в обеспечении трудовым ресурсом уже существующих и вновь образующихся предприятий. По данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru) с 2004 по 2008 г. (данные на 01.01.2009 г.), численность населения трудоспособного возраста по области снизилась на 56 тыс. человек. Значимым фактором, влияющим на показатель демографической нагрузки, в данной ситуации является как приток в Тверскую область трудовой миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья, так и отток рабочей силы в другие области и за рубеж. Спрос на трудовые ресурсы в таких условиях по большей части приобретает компенсирующий характер и не способен повлиять на структуру занятости и заинтересованность наемных работников и работодателей в изменении профессиональных характеристик и квалификации трудового ресурса.

Обратимся к данным, представленным в виде фактической и прогнозной информации о потребностях региональных экономик в выпускниках высшего, среднего и начального профессионального образования, а также в динамике приема и выпуска специалистов по Тверской области. Работы по мониторингу, анализу и прогнозированию спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России на протяжении последних 10 лет ведутся Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета (далее Центр) в рамках федеральных и региональных научно-технических программ с координацией их по запросам федеральных органов управления Минобрнауки, Минздравсоцразвития и Минэкономразвития России, а также территориальных органов этих министерств (http://labourmarket.ru).

По данным Центра, за период 2000—2015 гг. прием абитуриентов сократится на 25,7% в учреждениях высшего профессионального образования, на 48% — в учреждениях среднего профессионального образования и на 65,4% — в учреждениях начального профессионального образования. Выпуск специалистов (соотношение данных 2015 г. к 2000 г.) имеет следующие характеристики: в высшем профессиональном образовании (ВПО) — возрастет на 54%, в среднем профессиональном образовании (СПО) — уменьшится на 37%, в начальном профессиональном образовании (НПО) — уменьшится на 68,2% (рисунок).

Тенденции изменения приема и выпуска специалистов в период с 2000 по 2015 г. по всем уровням профессионального образования

Если соотносить пропорции приема специалистов в учебные заведения на 2000—2015 гг., то пропорция 0,6 : 0,9 : 1 изменится на 0,9 : 1 : 0,7 (ВПО : СПО : НПО). Пропорции выпуска специалистов также смещаются в сторону приоритета высшего профессионального образования: от 0,5 : 0,7 : 1 в 2006 г. до 1 : 0,6 : 0,4 в 2015 г. (ВПО : СПО : НПО).

Анализируя данные текущей и прогнозной потребности региональной экономики в специалистах всех уровней образования, можно выделить по три доминирующих направления в каждом уровне2 (табл. 1). В целом по Тверской области по всем уровням образования планируется уменьшение потребности в специалистах (соотношение данных 2015 г. к 2000 г.): НПО — на 13,17%, СПО — на 12,22%, ВПО — на 11,84%.

2 Критерий — доля потребности в специалистах по данному направлению подготовки относительно общей потребности региональной экономики в специалистах данного уровня образования.

Таблица 1

Сравнительный анализ потребностей региональной экономики в специалистах разных уровней профессиональной подготовки (доля потребности Отрасли экономики в специалистах направлений подготовки от общей потребности региональной экономики в данном уровне образования, в %)

Направления подготовки Уровни профессионального образования (соотношение 2000/2015 гг.)

ВПО спо НПО

Металлургия, машиностроение и металлообработка не входит в тройку доминирующих направлений 10,7/11,1 14,1/14,7

Сфера обслуживания не входит в тройку доминирующих направлений не входит в тройку доминирующих направлений 14,0/13,9

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды не входит в тройку доминирующих направлений не входит в тройку доминирующих направлений 11,8/11,9

Экономика и управление 12,0/12,14 13,6/13,7 не входит в тройку доминирующих направлений

Здравоохранение не входит в тройку доминирующих направлений 11,1/11,5 не входит в тройку доминирующих направлений

Образование и педагогика 11,9/12,5 не входит в тройку доминирующих направлений не входит в тройку доминирующих направлений

Информатика и вычислительная техника 8,6/8,0 не входит в тройку доминирующих направлений не входит в тройку доминирующих направлений

Источник: составлено автором.

Количество выпускников, выходящих ежегодно на рынок труда, не соответствует запросам региональных экономик, так как отсутствует эффективная система взаимодействия работодателей и руководителей образовательных учреждений.

Система образования не учитывает внешнюю потребность регионального рынка в выпуске определенных пропорций работников различной квалификации (табл. 2). Образовательные учреждения в своей деятельности не ориентируются на потребности рынка, что ведет к несоответствию перечня изучаемых профессий имеющейся структуры ВВП и промышленного производства региона. Дефицит кадров не связан с физической нехваткой работников на местном рынке труда. Главным образом отсутствие ориентиров по количеству и структуре кадров для региональной экономики приводит к диспропорциям на рынке труда. Для данного прогнозирования недостаточно «самостоятельного» изучения вузами ситуации на рынке труда, необходимы совместные усилия ассоциаций работодателей, государства и системы образования.

Таблица 2

Данные о потребностях в выпускниках всех уровней профессионального образования в разрезе укрупненных групп специальностей на 2008 и 2015 гг., сформированные на основе потребности экономики в квалифицированных кадрах (по результатам анализа и прогноза, сделанным в 2007 г. Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета)

Наименование укрупненных групп специальностей и направлений подготовки по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) Потребности в выпускниках (Тверская область, в разрезе укрупненных групп специальностей (кол-во чел.))

ВПО 2000 г. ВПО 2015 г. СПО 2000 г. СПО 2015 г. НПО 2000 г. НПО 2015 г.

Металлургия, машиностроение и металлообработка 208 192 593 538 1005 915

Сфера обслуживания 81 66 477 392 1003 863

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды 46 43 32 28 0 0

Экономика и управление 464 412 749 665 591 524

Здравоохранение 226 211 615 559 0 0

Образование и педагогика 461 423 531 486 0 0

Информатика и вычислительная техника 333 274 360 306 165 144

Источник: составлено автором.

Мощным фактором воздействия на рынок труда могут стать выпускники общеобразовательных школ и подростки, прекратившие обучение по разным причинам. В результате снижения платежеспособности населения (вследствие сокращения ВВП, спада промышленного производства, роста безработицы и т.п.) обучающиеся на внебюджетной основе в государственных и негосударственных образовательных учреждениях окажутся неспособными оплачивать образование. В 2009 г. в полном объеме вступили в силу Федеральный закон от 24.10.2007 № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» и Федеральный закон от 09.02.2007 № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена», который устанавливает обязательность ЕГЭ. Кроме данных преобразований введение подушевого финансирования и отраслевой системы оплаты труда в образовании может привести к значительным сокращениям педагогических работников и технического персонала образовательных учреждений. Поэтому сокращение числа студентов будет проходить на фоне роста числа безработных.

Для окончательной полноты картины о рынках труда и предоставления образовательных услуг Тверского региона в данной статье предлагается информация, полученная при реализации гранта «Разработка и реализация концепции мониторинга взаимовлияния рынка образовательных услуг профессионального образования и рынка труда в рамках Тверского региона». Грант реализован на базе Тверского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» (ТФ МЭСИ) в период с 2007 по 2008 г. при поддержке Комитета по делам молодежи Тверской области в рамках целевой программы «Молодежь Верхневолжья на 2006 год». В рамках реализации гранта проводилось анкетирование руководителей учреждений профессионального образования и работодателей (период: сентябрь—ноябрь 2007 г.). Территориальный охват анкетирования по указанному гранту представлен нижеприведенными данными.

Суммарное значение выборки студенческой аудитории составляет 4700 человек (студенты разных годов обучения и профилей подготовки) — представители 70 учреждений профессионального образования высшего, среднего и начального уровня подготовки, которые расположены в 20 городах и 5 поселках Тверской области. В анкетировании также приняли участие 100 работодателей (промышленность — 61%, сельское хозяйство — 30%, сфера обслуживания — 9%), территориально представляющие 21 город и 15 сельских

районов Тверской области. Часть данных анкетирования руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования, работодателей, студентов представлена ниже.

Анкетирование студентов выявило следующие данные. По специальности планирует работать доминирующее количество респондентов (72%). Данный критерий является третьим по значимости при трудоустройстве (первый — достойная оплата, второй — карьерный рост). По мнению респондентов-студентов, региональный рынок труда испытывает недостаток специалистов по получаемой специальности (69% ответов). Студенты планируют трудоустроиться в такие отрасли экономики, как сервис, финансы и кредит, транспорт и связь в Тверской области. Если сравнивать ответы студентов с данными, приведенными в табл. 1—2, то наблюдается несоответствие потребностей обучающихся и возможностей регионального рынка труда, так как данные отрасли не испытывают недостатка в специалистах.

По данным опроса, поиск новых кадров на предприятиях области осуществляется через «публикацию в СМИ и Интертнет» (100% ответов респондентов); «через службу занятости» и «потенциал предприятия (повышение квалификации, переобучение)» (62% ответов респондентов). Обращение в образовательное учреждение практикуется, к сожалению, только у 12% опрошенных работодателей.

Практически все работодатели отметили как проблему дефицит молододых кадров (87,5% ответов). Как причину даного явления отмечают в основном низкую оптату труда (62,5% ответов) и неудовлетворенность условиями труда (25% ответов). Полученные данные можно прокомментировать таким образом: по одним и тем же профессиям одновременно имеется неудовлетворенный спрос и избыточное предложение трудового ресурса. С одной стороны, квалификация претендентов не удовлетворяет требованиям работодателей, а с другой — предполагаемый уровень оплаты труда не удовлетворяет потребностям работника.

Исходя из предоставленной информации можно создать группы методов сближения рынков труда и образовательных услуг.

Блок А. Разработка вопросов качества трудовых ресурсов и методов популяризации информации об образовательной услуге как частном и общественном благе.

Для снятия негативных тенденций, диспропорций взаимовлияния рынков образовательных услуг и труда возможно проведение комплекса мероприятий, направленных на сближение региональных рынков труда и образовательных услуг, который можно представить следующими пунктами:

1) проведение образовательными учреждениями совместно с представителями служб занятости мероприятий со студентами всех уровней профессионального образования по формированию

активной позиции на рынке труда (алгоритм поиска вакансий, самопрезентация на рынке труда);

2) расширение коммуникационных связей между всеми участниками рынков труда и образовательных услуг (принцип единства прогнозирования, планирования, управления):

— проведение круглых столов в целях формирования и внедрения совместных стратегических решений по реализации мероприятий в рамках деятельности по взаимодействию рынков труда и образовательных услуг (синергетический подход). В рамках такого подхода возможна разработка различных финансовых схем по приему на работу выпускников с дальнейшим переобучением под специфику предприятия; совместная разработка многоуровневой программы переподготовки молодых специалистов на предприятии; внешний заказ вузу предприятием и внесение необходимых изменений в структуру и содержание учебного процесса; организация корпоративных программ обучения с заказом на рынке образования;

— систематическое распространение опыта партнерства учебных учреждений и предприятий по трудоустройству выпускников; информирование заинтересованных сторон о результатах отечественных и зарубежных исследований в области взаимовлияния рынков труда и образовательных услуг; организация научно-популярных лекций, фестивалей, форумов и других форм очной популяризации информации.

Блок Б. Повышение социальной ответственности бизнес-структур в решении вопросов кадрового обеспечения.

Говорить о соответствии подготовки выпускников требованиям работодателей невозможно без участия в этом процессе самих работодателей. В результате совместной деятельности проявляются механизмы социального партнерства: учебное заведение нуждается в предприятиях как в своих заказчиках, способных сообщить требования к выпускникам; предприятия видят в учебном учреждении источник квалифицированны кадров.

Проведение комплекса мероприятий, направленных на сближение региональных рынков труда и образовательных услуг, в данном аспекте можно представить следующими пунктами:

1) расширение партнерских связей с профильными образовательными учреждениями для формирования учебных программ, организации мастер-классов, учебных производственных практик и т.п.;

2) содействие созданию бизнес-инкубаторов для синтеза научно-практической деятельности образовательного учреждения и предприятия;

3) заключение договоров с предприятиями на разработку студентами технических заданий, усовершенствование механизмов работы и т.д. с последующим внедрением на предприятии.

Блок В. Создание единой базы данных по региону (центр мониторинга, обслуживающий региональную сеть коммуникаций с

населением, руководителями образовательных учреждений и работодателями), включающую информацию о компетенциях специалистов, трудоустройстве по специальности на предприятиях региона, потребностях рынка труда на текущий и прогнозируемый периоды.

Региональный рынок труда является открытой системой, подверженной влиянию многих факторов внешней среды, поэтому все институты, действующие на данном рынке, должны корректировать механизмы его регулирования, поскольку методы воздействия, оптимальные в текущем периоде, не могут быть таковыми в последующем периоде. Данная деятельность может быть информационным механизмом координирования объемов и профилей подготовки трудовых ресурсов. Главными требованиями к данной базе должны быть открытость всем участникам регионального рынка и периодическая актуализация информации.

Блок Г. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения. Особенность профессионального обучения данных лиц заключается в том, что, с одной стороны, это — неотъемлемая составная часть всей системы образования. С другой стороны, профессиональное обучение детерминировано факторами, определяющими особенности современного российского рынка труда, в том числе несоответствием образовательных потребностей личности спросу рабочей силы в условиях кризиса. Поэтому главной целью профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является повышение их конкурентоспособности и обеспечение получения уровня квалификации, адекватного требованиям регионального рынка труда.

Таким образом, региональные рынки труда выполняют две экономических функции:

— перераспределяют человеческие ресурсы между различными сферами их использования — отраслями, предприятиями, регионами и профессиями;

— перераспределяют доходы в виде заработной платы и денежного содержания в качестве стимула и вознаграждения за труд.

Методы сближения региональных рынков образовательных услуг и труда должны строиться с учетом того, что эти системы

— во-первых, динамические, поэтому невозможно выработать универсальные методы регулирования, которые были бы применимы в любой ситуации на протяжении длительного периода времени;

— во-вторых, вероятностные, т.е. фактические результаты функционирования данных систем могут существенно отличаться от ожидаемых, что требует тщательной проработки возможных вариантов развития систем региональных рынков;

— в-третьих, открытые, что усложняет процесс регулирования и требует изучения основных факторов, влияющих на функционирование региональных рынков труда и образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.