Научная статья на тему 'СБЕРЕЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ - 2018'

СБЕРЕЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ - 2018 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / POLITICAL DEVELOPMENT / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL ASSETS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ЧЕЛОВЕК / HUMAN / РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА / RUSSIAN POLICY / ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / DOMESTIC POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Молчанов А.В.

Автор рассуждает о перспективах развития России, ее возможностях. Настаивает на необходимости развития национальной политики. Автор приходит к выводу, что в России большое внимание уделяется обсуждению инноваций, цифровой экономики, производительности труда и конкурентоспособности, но эти планы нереализуемы без системного подхода к развитию «человеческого капитала».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection and saving of a human in political agenda - 2018

The author writes about development trends in Russia and its possibilities. He insists on development of national policy. The author believes that great attention is paid to innovations, digital economy, labor efficiency and competitiveness. However, these plans cannot be realized without system approach to development of «human capital assets».

Текст научной работы на тему «СБЕРЕЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ - 2018»

СБЕРЕЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ - 2018

МОЛЧАНОВ Александр Викторович

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия, магистрант направления подготовки «Политология», e-mail: molcanov-av@yandex.ru

Автор рассуждает о перспективах развития России, ее возможностях. Настаивает на необходимости развития национальной политики. Автор приходит к выводу, что в России большое внимание уделяется обсуждению инноваций, цифровой экономики, производительности труда и конкурентоспособности, но эти планы нереализуемы без системного подхода к развитию «человеческого капитала».

Ключевые слова: Россия, политическое развитие, человеческий капитал, экономическое развитие, инновации, цифровая экономика, потенциал, человек, российская политика, внутренняя политика.

Существуют различные мнения относительно того, как будет развиваться Россия в дальнейшем. Такой поворот к прогнозам и сценариям будущего - верный признак того, что страна нуждается в переменах. Какими они будут? Многое здесь зависит от лидеров, но в первую очередь - от самого общества. По итогам почти трех десятилетий с начала трансформаций можно констатировать - развитие шло трудно. Многочисленные кризисы всякий раз ставили вопрос о правильности выбранного направления. Цели позитивного развития лишь подразумевались или же были чисто технократическими. Мы двигались вперед, не определившись, куда идем и каков он - «образ желаемого будущего». Текущая политическая ситуация ставит перед страной новые вызовы и формирует серьезные риски, характер реакции на которые обусловит дальнейшее состояние, динамику и пути развития страны. В чем заключается этот путь? Каковы его предпосылки и ожидаемые результаты? Верна ли выбранная модель жизнеустройства государства? Ответы на эти вопросы дать непросто, но анализировать текущее состояние дел в стране и ее перспективы необходимо. На протяжении истории Россия

практически всегда пыталась выйти из тупика посредством мобилизационных прорывов. Но сегодня так не получится -страна существует в условиях сокращения населения. К тому же ныне живущие россияне с большой вероятностью не станут подчиняться старым мобилизационным методам. В таких ситуациях особое значение приобретают образы будущего -нормативные модели, показывающие, какой мы хотели бы видеть свою страну в обозримом времени. Это не мечта, а рациональная попытка понять, как можно избежать уже привычных потрясений, порождаемых застоем и отставанием, и выйти на уровень развития, достойный нашей истории и нашего потенциала.

В современном мире главным ресурсом развития государства становится человек - его умения, знания, творческие способности и инициатива [1]. Никогда в мире глобальная конкуренция за людей, обладающих профессиональными компетенциями, не была такой острой, как в наши дни [2]. Основу «умного» общества составляют высококвалифицированные граждане, задействованные не только в сфере высоких технологий и исследований, но и во всех отраслях экономики. По мере того, как все больше государств участвуют в научно-исследовательских работах и инновационной деятельности, международная мобильность талантливых и высококвалифицированных специалистов приобретает все большие масштабы и значимость. Очевидно, что с увеличением трудовой мобильности происходит увеличение уровня интернационализации и интеграции трудовых ресурсов, а, следовательно, и усиление конкуренции за таланты на мировом уровне. Наиболее ценными качествами становятся самостоятельность в делах и независимость во взглядах, способность к рефлексии и рациональность, критичность и реалистичное восприятие действительности, неприятие патернализма, инициатива и ответственность, динамика и мобильность. Культивировать эти качества в обществе и людях - стратегическая цель современной власти. Исходя из этого, наиболее актуальной политической задачей видится формирование, накопление и развитие «человеческого капитала».

Развитие культуры, образования и науки должны создать необходимые предпосылки для духовного возрождения российского народа, утверждения в своих правах этических норм и эстетических идеалов, которые должны стать основой нового и здорового образа жизни, обеспечить нравственное здоровье населения и качественно новое состояние социальной среды. В основе этого видения должна быть самоценность природы человека, которая задана его духовностью и универсальным миром культуры, а не только технической стороной современной цивилизации.

Вопрос создания оптимальной системы образования остается крайне важным и острым. Продолжая развиваться в рамках глобального образовательного процесса, Россия должна не растерять свои национальные корни, традиции, ценности, лежащие в фундаменте российской культуры. Стратегия в данной области должна быть нацелена на нахождении адекватного ответа на вопрос, как интегрируясь в мировое сообщество, оставаться самими собой, сохранять свои национальные особенности, высокий интеллектуальный и нравственный уровень. Главный смысл образовательной стратегии -определение наиболее действенных методов и форм перехода из нынешнего состояния системы образования в более качественное.

Развитие науки и ее влияние на социально-экономические процессы определяют степень восприимчивости общества и государства к процессам модернизации. Без научной деятельности ослабевает способность населения к восприятию новаций, разработке и реализации целевых программ. Перенос рыночных механизмов в сферу науки и образования чреват стратегическими потерями, которые в перспективе могут оказаться более ощутимыми, чем сегодняшняя сиюминутная выгода. Особенно это касается академической науки. В то же время прикладные исследования могут стать важным подспорьем для вовлечения в научную деятельность талантливой молодежи.

Нравственность, как норма утверждения человеческого начала, должна сохраняться и как объективно существующая реальность способная регулировать материальное и духовное

в обществе таким образом, чтобы обеспечить возможность развития пространства свободы, творчества, усилить воздействие на мир феномена «присутствия» человеческого начала в этом мире. Потому правомерно поставить задачу восстановления воздействия культуры, ее нравственного начала на современное российское общество. Стратегия достижения этой цели может быть выражена, прежде всего, в признании приоритета самореализации современного человека именно как субъекта своей деятельности и культуры, способного осваивать сложный и все более динамично развивающийся мир в его реальной внутренней противоречивости.

Развитие местного самоуправления является важной частью демократической трансформации системы власти, а также важнейшим условием экономического и социального развития страны. Реформа в данной сфере преобразует всю систему властных отношений и может послужить мощнейшим источником демократических изменений. Местное самоуправление в России закреплено как конституционная норма государственного устройства страны [3]. В современной России расширение властных функций органов местного самоуправления, повышение их финансовой самостоятельности остается важнейшей проблемой оптимизации системы властных отношений и социального развития в целом.

Местное самоуправление представляет собой важный инструмент формирования гражданского общества и является посредником между государством и ассоциативным сектором [4]. Близость местного самоуправления к населению позволяет последнему активно участвовать в процессе принятия политических решений посредством различных форм политического участия, на уровне местного самоуправления осуществляется формирование политических элит и структур власти. В этом смысле местное самоуправление способно играть роль интегрирующего фактора в общественно-политической жизни страны, служить противовесом излишней централизации государственного управления.

Формирование зрелого гражданского общества ассоциируется с качественно более высоким уровнем взаимоотно-

шений между различными слоями общества и государства. Гражданское общество невозможно без гражданина - свободной личности, обладающей правами и осознающей свою ответственность за их использование. Особая ценность гражданского общества состоит в том, что оно, как политико-правовая система, выступает звеном между государством и индивидом и способствует решению задач, которые либо не входят в компетенцию государства, либо не стали еще предметом внимания с его стороны [5].

Важным условием общественного развития является гражданское согласие, сотрудничество различных политических сил и консолидация общества. Обеспечить это согласие можно только на основе широкого консенсуса в обществе по разнообразному кругу базовых идей и ценностей. Для того, чтобы государственная политика проводилась в интересах народа, необходимо создать условия, чтобы граждане имели возможность высказаться, донести свои требования и пожелания до руководства страны, подключиться к разработке и реализации важнейших общегосударственных проектов.

Посткоммунистическая трансформация судебной системы в России, во-первых, сформировала ограниченные условия для достижения независимости судей, во-вторых, закрепила особый характер взаимодействия между представителями судейского сообщества и элитными группами. По указанным причинам судебная система не воспринимается массовым сознанием как независимый от властных структур механизм. Такая особенность становления субъектов политического участия не только затрудняет становление правового государства, но и ставит стабильность политической системы в зависимость от субъективных факторов функционирования судебной системы [6]. Результативность трансформационного процесса во многом зависит от качества политических элит, понимания ими сути реформ и основополагающих принципов правового государства, оказания целенаправленного воздействия на развитие судебной системы. Только высокоразвитое правосознание может дать обществу образцы правомерного поведения, когда соблюдение норм права становятся внутренней потребностью чело-

века. Однако к судебной реформе следует приступать, не дожидаясь вышеупомянутых достижений, необходимо предпринимать меры по эффективному реформированию судебной системы, в результате которой будет достигнуто существенное улучшение качества принимаемых судебных решений, а также их исполнения.

В современном обществе социальная мобильность - это его «кровеносная система» [7]. Без эффективного «социального лифта», четкой системы стимулов, поощряющих позитивное, ответственное поведение и карающих за асоциальные проявления, невозможно ни выстроить современное общество, ни запустить механизмы экономического роста. Как бы остро общество ни нуждалось в ученых, инженерах, квалифицированных рабочих, врачах, педагогах, оно не будет их производить, если их социальный статус будет значительно уступать представителям других профессий. Общество, в котором отсутствуют работающие социально-экономические механизмы, с помощью которых оно могло бы удовлетворять свои потребности в тех или иных специалистах, обречено на скорую деградацию. Правильно работающий «социальный лифт» является непременным условием существования сбалансированного рынка труда, способного оперативно реагировать на изменение кадровой конъюнктуры и экономической ситуации. Лишь тогда экономика получает именно тех специалистов и именно той квалификации, которые наиболее востребованы ею в данный момент. Однако «социальный лифт» предназначен не только для «перевозки» трудоспособного населения. Одна из важнейших его задач -обеспечение гарантий того, что человек, вышедший на пенсию, не окажется на обочине жизни.

Современная демографическая ситуация в России характеризуется продолжающейся депопуляцией. Сокращение численности населения, проявившееся особенно бурно примерно с середины 80-х годов прошлого века, наблюдается и в настоящее время [8]. Прогрессирующая депопуляция в России связана не только с феноменом низкой рождаемости, но и с высокой смертностью, охватывающей все более молодые и трудоспособные слои населения [9]. Сокращение населения

может привести к нарушению стабильности во внешней и внутренней политике страны в связи с наличием огромной малонаселенной территории и переизбытком населения в соседних странах. Выход из демографического кризиса возможен в разработке, принятии и непременном осуществлении комплекса радикальных мер демографической политики. Эта политика должна быть в русле стратегии демографического развития России. Исходя из этого, проведение и дальнейшее развитие политики «народосбережения» также является одной из ключевых задач для России.

В качестве заключения следует отметить, что без сбережения человека невозможно все остальное.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юрьев А.И., Шевякова Л.П., Бурикова И.С. и др. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учебное пособие. СПб.: Logos, 2006.

2. The Global competition for talent: Mobility of the highly skilled // URL: http://www.books.mec.biz/tmp/books/7S8ZZRFU15Y6ZNGQMKK3. pdf.

3. Конституция РФ. Ст. 12 // URL: http://constrf.ru/razdel-1/glava-1/st-12-krf

4. Бутырина М.В. Местное самоуправление - основа формирования гражданского общества // Вестник ИГЭУ. 2010. Вып. 1. URL: http://ispu.ru/files/%2044-48.pdf.

5. Григорьева И.В. Теория государства и права. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. URL: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2009/Grigoreva-l.pdf.

6. Леонов И.Н. Политологический анализ реформы судебной системы РФ: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Ростов-на-Дону, 2010.

7. Царь без горы. Почему в России не работает социальный лифт // Профиль. 2007. № 48 (556). С. 56-99.

8. Ермакова С. Демографические ямы в России: определение, описание, основные пути выхода из кризиса // URL: http://fb.ru/article/ 352675/demograficheskie-yamyi-v-rossii-opredelenie-opisanie-osnovnyie-puti-vyihoda-iz-krizisa.

9. Вишневский А.Г. Сбережение народа или депопуляция России? М.: ИД НИУ ВШЭ, 2010.

PROTECTION AND SAVING OF A HUMAN IN POLITICAL AGENDA - 2018

Molchanov Alexander Victorovich, G.R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia, Candidate for a Master's Degree in «Political Studies», e-mail: molcanov-av@yandex.ru

The author writes about development trends in Russia and its possibilities. He insists on development of national policy. The author believes that great attention is paid to innovations, digital economy, labor efficiency and competitiveness. However, these plans cannot be realized without system approach to development of «human capital assets».

Key words: Russia, political development, human capital assets, economic development, innovations, digital economy, potential, human, Russian policy, domestic policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.