Научная статья на тему 'СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ'

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МОНИТОРИНГ КОМПАНИИ / ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ / ПРОЕКЦИИ БИЗНЕСА / BALANCED SCORECARD / MANAGEMENT SYSTEM / COMPANY MONITORING / TRANSPORT COMPANY / BUSINESS PROJECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шулико Е.В., Низовкина В.О.

В статье рассматривается применение сбалансированной системы показателей в качестве мониторинга компании, преимущества и недостатки ССП, применение ее в России. Сбалансированная система показателей является инструментом, который позволяет объединить стратегию компании и оперативную работу. ССП дает возможность принимать объективные решения в области распределения и использования ресурсов компании. Также в статье рассмотрено применение ССП в четырех проекциях в деятельности автотранспортной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCED SCORECARD IN STRATEGIC MANAGEMENT BY A TRANSPORT COMPANY

The article considers the application of a balanced scorecard as a company monitoring, the advantages and disadvantages of the BSC, its application in Russia. The balanced scorecard is a tool that allows to combine the company's strategy and operational work. The BSC provides an opportunity to make objective decisions in the field of distribution and use of company resources. Also, the article discusses the application of the BSC in four projections in the activities of a transport company.

Текст научной работы на тему «СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

https://wearesocial.com/ (дата обращения: 22.08.18).

2. Social Media Marketing & Management Dashboard [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hootsuite.com /(дата обращения: 22.08.18).

3. Новостной портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rostov.dk.ru/news/(дата обращения: 23.08.18).

4. Справочно-правовая система Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/(дата обращения: 23.08.18).

УДК 336

Шулико Е.В.,

доцент

кафедра «Экономика, финансы и менеджмент»

Низовкина В.О. студент магистратуры Новороссийский филиал Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Новороссийск СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ АВТОТРАНСПОРТНЫМ

ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация:

В статье рассматривается применение сбалансированной системы показателей в качестве мониторинга компании, преимущества и недостатки ССП, применение ее в России. Сбалансированная система показателей является инструментом, который позволяет объединить стратегию компании и оперативную работу. ССП дает возможность принимать объективные решения в области распределения и использования ресурсов компании. Также в статье рассмотрено применение ССП в четырех проекциях в деятельности автотранспортной компании.

Ключевые слова: сбалансированная система показателей, система управления, мониторинг компании, транспортная компания, проекции бизнеса.

Shuliko E.V., candidate of economic sciences Associate Professor of the Department of Economics, Finance and

Management Novorossiysk branch

Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Novorossiysk Nizovkina V.O., student of magistracy Novorossiysk branch

Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Novorossiysk

BALANCED SCORECARD IN STRATEGIC MANAGEMENT BY A

TRANSPORT COMPANY

Annotation:

The article considers the application of a balanced scorecard as a company monitoring, the advantages and disadvantages of the BSC, its application in Russia. The balanced scorecard is a tool that allows to combine the company's strategy and operational work. The BSC provides an opportunity to make objective decisions in the field of distribution and use of company resources. Also, the article discusses the application of the BSC in four projections in the activities of a transport company.

Key words: a balanced scorecard, management system, company monitoring, transport company, business projections.

В современных условиях экономики грамотное стратегическое управление субъектами хозяйствования способствует повышению конкурентных позиций любой компании. Реализовать на практике стратегию управления можно различными методами, в том числе используя такой инструмент, как сбалансированная система показателей (ССП).

Сбалансированная система показателей - система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору определенных показателей, отражающих все стороны деятельности фирмы - финансовые и нефинансовые. Название самой системы отражает баланс, который сохраняется между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, внешними и внутренними факторами деятельности предприятия.

Предпосылки создания ССП появились еще до разработки самой системы Р. Капланом и Д. Нортоном. Известно, что в 1954 г. основоположник управления по целям, П. Друкер писал о том, что весьма сложно определить, каким образом влияют на эффективность работы персонала показатели, которые не поддаются измерению, например, невыход на работу, охрана труда или обращение в медпункт. Также он упоминал, что управление по целям не является универсальным решением возникающих в организации проблем и управленческой неэффективности. Система работает в том случае, если известны все конечные цели деятельности фирмы [3].

Создатели системы Р. Каплан и Д. Нортон при ее разработке в 1990-х годах заметили, что сбалансированная система преобразует стратегию в задачи и показатели, сгруппированные по четырем направлениям. Эти направления (финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и повышение квалификации) имеют взаимные причинно-следственные связи.

Поскольку неденежные показатели позволяют дополнить важные финансовые элементы работы фирмы, изначально создание ССП было связано с необходимостью проанализировать именно такие показатели, не имеющие стоимостного выражения. При разработке системы проводились

исследования в 12 крупных американских компаниях. При этом сами фирмы желали расширить измерительные системы показателями немонетарного характера. Таким образом, результаты исследования и привели к созданию системы сбалансированных показателей. В итоге суть ССП отвечала требованиям менеджеров связать немонетарные и денежные показатели. Но при этом применение сбалансированной системы показателей предполагает, что в компании уже есть продуманная стратегия. Сама система не поможет разработать ее. ССП по своей сути является системой мониторинга, а не системой управления.

Шнейдерман Артур М., независимый консультант из США, в своей статье «Как создать сбалансированную систему показателей» указывает, что большинство сбалансированных систем перегружены метриками результата. Это следствие широко распространенной позиции менеджеров о том, что главное достижение результатов, а не методов их достижения. Следовательно, как считает автор, в ССП должны входить не показатели результата, а метрики процесса [1].

Многие компании уже используют эту систему в своей работе. В начале 1999 г. были опрошены 27 фирм из США, Канады, Швейцарии и Германии, которые на тот момент уже использовали ССП. Было отмечено, что система помогает реализовать стратегию фирмы, позволяет проверить актуальность и последовательность стратегии. Также она задействована в управлении процессами увеличения стоимости компании.

Наряду с положительными сторонами существует и такая отрицательная практика: анализ внедрения ССП в США и Канаде, например, показал, что результаты были значительно ниже ожидаемых. Причиной таких результатов является то, что систему стали использовать для стратегического управления, а не для мониторинга фирмы, для чего изначально задумывалась система, не адаптировав её.

Из вышесказанного можно прийти к выводу о том, что систему пытаются применять не для того, для чего она была задумана - мониторинга деятельности и построения системы стратегического управления, а для мотивации на достижение целевых показателей деятельности фирмы.

В этой связи необходимо отметить, что система сбалансированных показателей была разработана специально для иностранных организаций, которые работают на развитых рынках, имеют небольшой темп роста и в своей работе применяют систему непрерывного управления. В современных условиях экономики с жесткой рыночной конкуренцией применение ССП в компании будет являться преимуществом.

В России ситуация иная. Рынок характеризуется высокими темпами роста. Как следствие, эффективное стратегическое управление не является основным фактором, влияющим на конкурентоспособность компании.

Некоторые авторы сходятся во мнениях, что ССП не может стать системой стратегического управления для отечественных предприятий, как это предполагали изначально создатели системы. В то же время, ССП может

быть системой стратегического измерения и выполнять функцию мониторинга важных показателей деятельности компании, если их невозможно отразить в бухгалтерском учете организации. Числовые показатели деятельности фирмы необходимо использовать для помощи руководителю в оптимизации работы системы.

Большинство авторов, изучающих ССП, сходятся во мнениях о том, что среди этапов разработки системы присутствуют такие, на которых определяются цели предприятия, показатели их достижения и целевые значения этих показателей, формируются мероприятия по повышению результативности деятельности организации.

Например, процесс построения ССП, в частности, для оценки деятельности автотранспортной компании, может строится следующим образом:

1) определяются цели деятельности автотранспортной фирмы;

2) из всех целей выделяются основные;

3) определяется перечень показателей достижения основных целей;

4) выбираются методы представления показателей, их расчет;

5) определяется степень достижения целей путем сравнения планируемой и фактической величины показателей;

6) планируется программа повышения результативности деятельности автотранспортной компании.

ССП для автотранспортной компании может быть представлена в четырех проекциях. Между ними существуют четкие причинно-следственные связи. Характеристика проекций с учетом специфики деятельности предприятий автомобильного транспорта может выглядеть следующим образом.

Финансовая составляющая отражает результаты текущей деятельности предприятия.

Для автотранспортной компании в качестве финансовых целей могут быть выбраны: повышение рентабельности производства, размера собственного капитала и уровня чистой прибыли. Для достижения показателей подойдут следующие критерии: индекс изменения балансовой прибыли, индекс изменения объема перевозок и прочее.

Проекция «клиенты» отражает возможности автотранспортной фирмы удовлетворить потребности контрагентов и построении с ними долгосрочных отношений. Здесь рассматриваются группы клиентов, с которыми компания уже сотрудничает определенное время. Цели, которые относятся к проекции клиентов, следующие: удовлетворенность потребности в перевозках по объему груза, качество перевозок.

Для достижения целей на срезе «клиенты» существует набор показателей. Так, например, это индекс изменения объема перевозок грузов индекс изменения грузооборота, темпы изменения тарифов, процент грузов, доставленных в срок, география маршрутов, индекс роста клиентской базы.

Проекция внутренних бизнес-процессов показывает состояние

совокупности бизнес-процессов, определенных для автотранспортного предприятия. В рамках указанной проекции определяются такие цели как повышение эффективности использования основных фондов компании, снижение затрат за счет совершенствования управления ресурсами и другие. Набор показателей достижения поставленных целей: время работы подвижного состава на линии, грузоподъемность, скорость движения, время простоя под погрузкой и разгрузкой, расстояние перевозки груза и длина поездки.

Четвертая проекция бизнеса — «потенциал развития». Она отражает внутренние резервы автотранспортной компании и ее возможности в будущем. Здесь могут быть затронуты различные объекты, такие как: техника и технология производства транспортных услуг, перечень и структура оказываемых автотранспортным предприятием транспортных и сопутствующих услуг, персонал компании, структура организации управления фирмой, наконец, корпоративная культура [2].

Цели проекции потенциала развития зависят от планируемых изменений в работе компании и формулируются в виде обеспечения эффективной политики управления персоналом, повышения эффективности системы мотивации кадрового состава. К показателям достижения целей можно отнести текучесть кадров, удельный вес премии в заработной плате, уровень удовлетворенности персонала условиями труда, производительность труда, уровень профессиональной подготовки и другое.

Концепция сбалансированной системы показателей направлена на неизолированное рассмотрение отдельных срезов бизнеса и предполагает применение подхода, требующего от менеджмента компании интуитивного и научного понимания многосторонности бизнеса организации. Поэтому между показателями достижения целей проекций бизнеса существуют причинно-следственные связи.

К преимуществам сбалансированной системы показателей относятся:

- взаимосвязь оперативного и стратегического менеджмента;

- четыре основных аспекта (потребительский, хозяйственный, инновационный и финансовый) образуют общую схему для проведения стратегии предприятия сверху вниз по иерархическим уровням;

- развитие коммуникационной системы в компании для взаимодействия со всеми уровнями системы;

- ССП взаимодействует с системой контроля и с методами управления, которые нацелены на повышение стоимости фирмы.

Присутствуют также и недостатки, к ним относятся:

- нет обеспечения однозначности понимания таких связок как «цель -средство» и «стратегической карты»;

- не решены многие проблемы измерения с помощью ССП;

- проведение управления сверху вниз по иерархии организации может тормозить мотивацию осуществления проекта;

- также системой не предусмотрены механизмы разрешения конфликтов.

Таким образом, сбалансированная система показателей является инструментом, который позволяет объединить стратегию компании и оперативный бизнес; система также дает возможность принимать объективные решения в области распределения и использования ресурсов компании в условиях их ограниченности.

Использованные источники:

1. Шнейдерман Артур М. Как создать сбалансированную систему показателей // Стратегический менеджмент - 2016, № 03(07). С.184-193

2. Григорян М.Г. Информационные резервы сбалансированной системы показателей, используемых для оценки деятельности транспортных предприятий // Журнал университета водных коммуникаций - 2015. С.146-154.

3. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Управление по целям. Система показателей // Проблемы экономики и менеджмента - 2014, № 4(32). С.4-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.