Научная статья на тему 'Сбалансированная система показателей социальной ответственности бизнеса как инструмент стратегического управления'

Сбалансированная система показателей социальной ответственности бизнеса как инструмент стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / СТРАТЕГИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН / BALANCED SCORECARD / STRATEGIC MANAGEMENT / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / STRATEGY / MANAGEMENT TOOLS / STAKEHOLDERS'' CONCEPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тонышева Любовь Леонидовна, Чумлякова Дарья Владимировна

В статье рассматривается один из инструментов разработки и реализации стратегии компании -сбалансированная система показателей. Моделирование ССП предлагается с учетом интересов ключевых стейкхолдеров (концепция заинтересованных сторон) через показатели социальной ответственности бизнеса в разрезе четырех блоков. Делается вывод о том, что предложенный управленческий инструментарий обеспечивает увязку стратегических целей, показателей их достижения и тактических действий в области социальной ответственности, что позволяет достичь устойчивости и конкурентоспособности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тонышева Любовь Леонидовна, Чумлякова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BALANCED SCORECARD OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF A BUSINESS AS A TOOL OF STRATEGIC MANAGEMENT

The article deals with such a tool of development and implementation of the company's strategy as the balanced scorecard (BSC). Designing of the BSC is considered taking into account the interests of key stakeholders (the stakeholder concept) through the indicators of social responsibility of a business according to four blocks. It is concluded, that the proposed management tools provide a connection of strategic objectives, indicators of their achievement and tactical actions in the field of social responsibility, which allows to reach the stability and competitiveness of a business.

Текст научной работы на тему «Сбалансированная система показателей социальной ответственности бизнеса как инструмент стратегического управления»

УДК 658.513

Тонышева Любовь Леонидовна

Tonysheva Lyubov Leonidovna

доктор экономических наук,

профессор кафедры менеджмента в отраслях ТЭК

Тюменского индустриального университета

Чумлякова Дарья Владимировна

ассистент кафедры экономики и организации производства Тюменского индустриального университета

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

D.Phil. in Economics, Professor, Fuel Energy Complex Management Department, Tyumen Industrial University

Chumlyakova Darya Vladimirovna

Assistant, Production Economics and Management Department, Tyumen Industrial University

THE BALANCED SCORECARD OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF A BUSINESS AS A TOOL OF STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация:

В статье рассматривается один из инструментов разработки и реализации стратегии компании -сбалансированная система показателей. Моделирование ССП предлагается с учетом интересов ключевых стейкхолдеров (концепция заинтересованных сторон) через показатели социальной ответственности бизнеса в разрезе четырех блоков. Делается вывод о том, что предложенный управленческий инструментарий обеспечивает увязку стратегических целей, показателей их достижения и тактических действий в области социальной ответственности, что позволяет достичь устойчивости и конкурентоспособности компании.

Ключевые слова:

сбалансированная система показателей, стратегическое управление, социальная ответственность бизнеса, стратегия, инструменты управления, концепция заинтересованных сторон.

Summary:

The article deals with such a tool of development and implementation of the company's strategy as the balanced scorecard (BSC). Designing of the BSC is considered taking into account the interests of key stakeholders (the stakeholder concept) through the indicators of social responsibility of a business according to four blocks. It is concluded, that the proposed management tools provide a connection of strategic objectives, indicators of their achievement and tactical actions in the field of social responsibility, which allows to reach the stability and competitiveness of a business.

Keywords:

balanced scorecard, strategic management, corporate social responsibility, strategy, management tools, stakeholders' conception.

Развитие социальной деятельности в российском бизнесе в целом соответствует общемировым тенденциям постепенной интеграции принципов социальной ответственности в корпоративную стратегию, перехода к идеологии социальных инвестиций, отвечающих долгосрочным интересам и общества, и бизнеса. Важнейшим показателем степени интеграции социальной ответственности в корпоративную стратегию является соответствие целей корпоративной социальной деятельности стратегическим ориентирам развития компаний. О степени достижения стратегической цели можно судить лишь тогда, когда заданы определенные ориентиры с учетом интересов стратегических стейкхолдеров. Однако в современных условиях выстраивание стратегической траектории развития компании в увязке с интересами стейкхолдеров представляется достаточно сложным не только по причине нестабильности социально-экономической среды бизнеса, но и в связи с отсутствием проработанной теоретико-методической базы интеграции социальной ответственности в систему стратегического управления.

Основополагающие элементы концепции заинтересованных сторон были предложены Э. Фриманом в работе «Стратегический менеджмент - стейкхолдерский подход» [1]. Однако, несмотря на явную практическую значимость, эта концепция не получила реального применения в деятельности компаний, хотя ученые и менеджеры неоднократно к ней обращались. Примером прикладного инструмента данной теории, реализуемого в бизнесе, может служить сбалансированная система показателей (ССП), которая позволяет перевести выбранную стратегию в точные указания посредством выстраивания логической цепочки: «цели - показатели - задачи - инициативы». В этом случае возникает последовательность построения инструментов ССП, представленная на рисунке 1.

о о

« 5 ~п ш т ^

о о 5

н; с

г »о о

4

Стратегическая карта

Построение дерева стратегических целей социальной ответственности бизнеса

Счетная карта

Определение ключевых показателей социальной ответственности бизнеса

Карта задач и действий

Обоснование процесса реализации действий: «задачи - стратегические инициативы»

Рисунок 1 - Моделирование ССП в области социальной ответственности бизнеса

Стратегическая карта представляет собой построение дерева стратегических целей социальной ответственности бизнеса в разрезе четырех блоков: финансового, клиентского, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития. Модель стратегической карты устанавливает логику стратегических действий и учитывает причинно-следственные связи достижения иерархически расположенных целей (рис. 2).

Обеспечение экономической стабильности деятельности организации

4 4 *

Снижение нефинансовых рисков Получение долгосрочных конкурентных преимуществ Поддержание репутации компании

Формирование пула потенциальных клиентов и сотрудников

Формирование взаимопонимания с партнерами

Поддержание корпоративной гражданской инициативы

Качественное удовлетворение запросов потребителей

_

л

с

е с

и е

н ^

н о

е р

р с

т > о

н е

со н з

и

ю

Смягчение негативного воздействия на окружающую среду

Укрепление корпоративной культуры и лояльности сотрудников

А С

Уважение интересов работника, забота о его здоровье и безопасности

Использование и совершенствование основных профессиональных компетенций сотрудников

Рисунок 2 - Модель стратегической карты социальной ответственности бизнеса

Главной целью в области финансового управления является обеспечение экономической стабильности деятельности организации. Для достижения данной цели организация должна повышать эффективность управленческих решений посредством анализа сопутствующих им рисков. В периметр управления рисками включаются риски экологического и социального характера, на минимизацию которых направлены корпоративные политики и системы управления в областях защиты окружающей среды, охраны труда, работы с персоналом и региональной политики. Система управления нефинансовыми рисками обеспечивает дополнительные гарантии достижения стратегических целей организации.

Для достижения целей клиентского блока необходимо поддержание корпоративной гражданской инициативы, которая выражается в создании на территории присутствия благоприятных

финансовых, экономических и правовых условий, улучшении условий жизни и формировании комфортной социальной среды для населения этой территории, организации системы мероприятий по обеспечению экологической безопасности и т. д.

Создание пула потенциальных клиентов и сотрудников предполагает следующие цели: формирование взаимопонимания с партнерами, качественное удовлетворение запросов потребителей. Это достигается посредством постоянного диалога со стейкхолдерами для своевременного выявления и устранения возможных разногласий, соблюдения контрактных обязательств, повышения качества продукции, поддержания производственной и экологической безопасности.

Стратегические цели, относящиеся к внутренним бизнес-процессам, выражаются в развитии интегрированной системы и организационных структур управления в сферах охраны труда и производственной безопасности, минимизации негативного воздействия на окружающую среду, повышении энергоэффективности и энергосбережения, обеспечивающих выполнение требований действующего законодательства и ориентированных на лучшие мировые практики.

Задачами в блоке «обучение и развитие» являются: соблюдение принципов уважения личности и прав сотрудников, включая недопущение дискриминации, ведение коллективных переговоров в рамках законодательства, достижение открытости кадровой политики, экономической обоснованности и справедливости в оценке результатов труда, а также совершенствование основных профессиональных компетенций сотрудников. Совокупность указанных целей направлена на укрепление корпоративной культуры и лояльности сотрудников на основе синергетического эффекта.

Индикаторами степени достижения стратегической цели выступают ключевые показатели социальной ответственности бизнеса. Счетная карта как дерево ключевых показателей может учитывать в какой-то мере базовые индикаторы, отраженные в «Рекомендациях по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности», разработанных РСПП, стандарте нефинансовой отчетности в области устойчивого развития СИ, а также включать соизмеримые, достаточно простые в практическом применении показатели. При выборе показателей необходимо соблюдение следующих требований: показатели должны раскрывать экономические, экологические и социальные результаты деятельности компании в их единстве; позволять оценивать степень приближения текущей ситуации к запланированному результату; быть адаптированы к российской системе учета и законодательства.

Предлагаемая счетная карта, составленная с учетом вышеуказанных требований, применима для всех видов бизнеса и может быть детализирована под его отраслевые особенности (табл. 1).

Таблица 1 - Счетная карта ключевых показателей социальной ответственности бизнеса

Блоки ССП Показатели социальной ответственности бизнеса

Финансовый - индекс социальных инвестиций; - прирост объема социальных инвестиций на 1 р. балансовой прибыли; - инвестиции в основной капитал; - экономическая прибыль; - индекс устойчивости роста организации;

Клиентский - количество благотворительных программ по поддержке местного сообщества на территории присутствия; - расходы на спонсорство и благотворительную деятельность компании, направленную на определенные категории населения или объекты; - индекс удовлетворенности клиентов; - число новых клиентов; - число упущенных заказчиков;

Внутренние бизнес-процессы - инвестиции в систему менеджмента качества; - доля текущих затрат на природоохранные мероприятия в себестоимости продукции; - темп сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; - темп роста удельных инвестиций в охрану окружающей среды и снижение уровня вредных воздействий;

Обучение и развитие - коэффициент стратегического переобучения персонала; - прирост средней заработной платы; - величина вложений в повышение компетентности персонала; - прирост средств в дополнительное пенсионное обеспечение и социальное страхование работников; - прирост средств в медицинское обслуживание и ДМС; - индекс удовлетворенности сотрудников;

Построение счетной карты целесообразно осуществлять в привязке к конкретному виду деятельности компании. Для конкретизации дальнейших стратегических инициатив можно по-

мимо использования традиционного подхода осуществлять моделирование ключевых показателей в разрезе трех составляющих социальной ответственности бизнеса: 1) реализации набора услуг, включенных в социальный пакет, и построения внутрикорпоративных отношений; 2) деятельности в местах дислокации; 3) благотворительной деятельности компании, направленной на определенные категории населения или объекты [2]. В этом случае счетная карта будет иметь вид, представленный в таблице 2.

Таблица 2 - Счетная карта ключевых показателей социальной ответственности бизнеса

в разрезе ее составляющих

Блоки ССП Составляющие социальной ответственности бизнеса

Реализация набора услуг, включенных в социальный пакет, и построение внутрикорпоративных отношений Деятельность в местах дислокации Благотворительная деятельность, направленная на определенные категории населения или объекты

Показатели социальной ответственности бизнеса

Финансовый - инвестиции в основной капитал; - экономическая прибыль; - индекс устойчивости организации; - индекс социальных инвестиций; - прирост объема социальных инвестиций на 1 р. балансовой прибыли; - индекс социальных инвестиций; - прирост объема социальных инвестиций на 1 р. балансовой прибыли;

Клиентский - индекс удовлетворенности клиентов; - число новых клиентов; - число упущенных заказчиков; - количество благотворительных программ по поддержке местного сообщества на территории присутствия; - расходы на спонсорство и благотворительную деятельность компании, направленную на определенные категории населения или объекты;

Внутренние бизнес-процессы - инвестиции в систему менеджмента качества; - доля текущих затрат на природоохранные мероприятия в себестоимости продукции; - темп сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; - темп роста удельных инвестиций в охрану окружающей среды и снижение уровня вредных воздействий;

Обучение и развитие - коэффициент стратегического переобучения персонала; - величина вложений в повышение компетентности персонала; - прирост средств в дополнительное пенсионное обеспечение и социальное страхование работников; - прирост средств в медицинское обслуживание и ДМС; - прирост средней заработной платы; - индекс удовлетворенности сотрудников;

Достижение заданных целей обусловливает необходимость разработки стратегических задач и инициатив, представляющих собой управляющие воздействия, которые являются логическим завершением процесса построения сбалансированной системы показателей.

Таким образом, предлагаемая система сбалансированных показателей обеспечивает увязку стратегических целей, показателей их достижения и тактических действий в области социальной ответственности компании и направлена на реализацию идей и принципов социальной ответственности, внедрение их в каждодневную деятельность компании, обеспечение регулярности ведения диалога с заинтересованными лицами и выполнение взятых на себя обязательств перед ними.

Предложенный управленческий инструментарий формирования стратегических действий в области социальной ответственности позволит интегрировать принципы социальной ответственности в стратегию бизнеса, что обеспечит высокую экономическую, социальную, экологическую результативность и будет способствовать в целом долгосрочной устойчивости и конкурентоспособности компании с учетом интересов ключевых стейкхолдеров.

Ссылки:

1. Freeman R.E. Stakeholder theory. N. Y., 2010.

2. Дмитриева О.Г. Социальная ответственность бизнеса и государства [Электронный ресурс] // Политическое образование : сетевой журнал. 2009. URL: http://www.lawinrussia.ru/blogs/oksana-dmitrieva/2009/03/23/sotsialnaya-otvetstven-nost-biznesa-i-gosudarstva (дата обращения: 05.04.2016).

References:

1. Freeman, RE 2010, Stakeholder theory. N.Y.

2. Dmitrieva, OG 2009, 'The social responsibility of business and government', Political education: online journal, retrieved 05 April 2016, <http://www.lawinrussia.ru/blogs/oksana-dmitrieva/2009/03/23/sotsialnaya-otvetstvennost-biznesa-i-gosudarstva>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.