Научная статья на тему 'СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вуз / стратегия развития вуза / сбалансированная система показателей вуза / конкуренция / рынок образовательных услуг / конкурентные преимущества вуза / конкурентоспособность вуза / university / university development strategy / university balanced scorecard / competition / educational services market / competitive advantages of the university / competitiveness of the university

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирогова Елена Владимировна

Конкуренция на рынке образовательных услуг обуславливает необходимость поиска вузами современных инструментов оценки эффективности их деятельности и стратегического управления, направленного на обеспечение устойчивого функционирования и конкурентоспособности образовательной организации в условиях конкурентной среды. Одним из таких инструментов является сбалансированная система показателей (ССП), позволяющая достичь развития конкурентных преимуществ и способствующая эффективной разработке и реализации стратегии развития вуза. Данная система основана на определении ключевых значений финансовых и нефинансовых показателей, позволяющих определить степень достижения стратегических целей и эффективность реализации стратегии развития вуза. В статье раскрыты сущность и содержание ССП; выделены этапы разработки и реализации стратегии развития вуза на основе ССП; предложена цепочка формирования потребительской ценности предложения вуза как основного элемента ССП; обоснован процесс разработки и внедрения ССП; определены стратегические цели развития; предложено дерево стратегических целей вуза на основе ССП; охарактеризованы стратегические мероприятия, направленные на достижение стратегических целей в рамках перспектив ССП. Исследование аспектов внедрения ССП в систему стратегического менеджмента вуза основано на применении методов анализа литературного источников, системного, логического, комплексного и сравнительного анализа. Результаты представленного исследования могут быть использованы при разработке и реализации стратегий в процессе формирования программ стратегического развития вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пирогова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCED SCORECARD AS A TOOL FOR MANAGING THE COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Competition in the market of educational services makes it necessary for universities to search for modern tools for assessing the effectiveness of their activities and strategic management aimed at ensuring the sustainable functioning and competitiveness of an educational organization in a competitive environment. One of these tools is a balanced scorecard (BSC), which allows to achieve the development of competitive advantages and contributes to the effective development and implementation of the university's development strategy. This system is based on determining the key values of financial and non-financial indicators that allow determining the degree of achievement of strategic goals and the effectiveness of the implementation of the university's development strategy. The article reveals the essence and content of the BSC; the stages of development and implementation of the university development strategy based on the BSC are highlighted; the chain of formation of the consumer value of the university's offer as the main element of the BSC is proposed; the process of development and implementation of the BSC is justified; strategic development goals are defined; a tree of strategic goals of the university based on the BSC is proposed; strategic measures aimed at achieving strategic goals within the framework of the prospects of the BSC are characterized. The study of the aspects of the introduction of BSC into the strategic management system of the university is based on the use of methods of analysis of literary sources, systematic, logical, complex and comparative analysis. The results of the presented research can be used in the development and implementation of strategies in the process of forming programs for the strategic development of the university.

Текст научной работы на тему «СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

667

УДК 338.2:378(045) Е.В. Пирогова

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Конкуренция на рынке образовательных услуг обуславливает необходимость поиска вузами современных инструментов оценки эффективности их деятельности и стратегического управления, направленного на обеспечение устойчивого функционирования и конкурентоспособности образовательной организации в условиях конкурентной среды. Одним из таких инструментов является сбалансированная система показателей (ССП), позволяющая достичь развития конкурентных преимуществ и способствующая эффективной разработке и реализации стратегии развития вуза. Данная система основана на определении ключевых значений финансовых и нефинансовых показателей, позволяющих определить степень достижения стратегических целей и эффективность реализации стратегии развития вуза. В статье раскрыты сущность и содержание ССП; выделены этапы разработки и реализации стратегии развития вуза на основе ССП; предложена цепочка формирования потребительской ценности предложения вуза как основного элемента ССП; обоснован процесс разработки и внедрения ССП; определены стратегические цели развития; предложено дерево стратегических целей вуза на основе ССП; охарактеризованы стратегические мероприятия, направленные на достижение стратегических целей в рамках перспектив ССП. Исследование аспектов внедрения ССП в систему стратегического менеджмента вуза основано на применении методов анализа литературного источников, системного, логического, комплексного и сравнительного анализа. Результаты представленного исследования могут быть использованы при разработке и реализации стратегий в процессе формирования программ стратегического развития вуза.

Ключевые слова: вуз, стратегия развития вуза, сбалансированная система показателей вуза, конкуренция, рынок образовательных услуг, конкурентные преимущества вуза, конкурентоспособность вуза.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-667-672

Развитие конкурентных отношений на рынке образовательных услуг предъявляет высокие требования к эффективности функционирования вузов и реализации основных направлений деятельности. Динамизм внешней среды, наличие неопределенности и конкуренции на рынке образовательных услуг обуславливают необходимость поиска управленческих механизмов, обеспечивающих устойчивое функционирование и конкурентоспособность вуза.

Один из инструментов, обеспечивающих эффективную выработку и реализацию стратегии и развития конкурентных преимуществ вуза, является сбалансированная система показателей (ССП).

Использование ССП основано на постановке стратегических целей вуза, формировании системы информационного взаимодействия и распространения информации о результатах реализации стратегии на всех уровнях управления образовательной организацией. Четкое понимание стратегических целей развития вуза, оценка эффективности их достижения на основе ключевых показателей повышает мотивацию персонала. Внедрение ССП позволяет обеспечить комплексный подход к повышению эффективности функционирования вуза в условиях конкурентной среды, гибко реагировать на происходящие на рынке образовательных услуг изменения и способствует достижению конкурентоспособности образовательной организации [1].

ССП как инструмент стратегического развития разработан профессорами Гарвардского университета Р. Капланом и Д. Нортоном.

Необходимость внедрения ССП в процесс стратегического развития вузов обусловлена следующими причинами [2, с. 19]:

- необходимость получения достоверной и достаточной информации для принятия стратегических решений;

- формирование централизованной системы информационного взаимодействия в вузе;

- необходимость учета внешних условий функционирования вуза;

- определение оптимального количества показателей эффективности деятельности вуза по ключевым направлениям;

- ориентация на стратегическое развития и обеспечение конкурентоспособности вуза.

Внедрение ССП в систему стратегического менеджмента вузов позволяет [3, с. 48]:

- определить приоритетные потребности ключевых групп потребителей;

- разработать стратегические мероприятия, необходимые для достижения миссии вуза и способствующие удовлетворению потребностей ключевых групп потребителей;

- определить взаимосвязь финансовых и нефинансовых показателей эффективности функционирования вуза;

- разработать систему стимулирования персонала вуза, направленную на достижение поставленных стратегических целей.

Смысл ССП состоит в разработке и реализации стратегии в нескольких составляющих (перспективах), определении стратегических целей в каждой из них и оценке достижения этих целей на основе конкретных показателей [4, с. 35]. Достижение каждого показателя предполагает разработку, реализацию совокупности стратегических мероприятий.

Традиционно в архитектуре ССП выделяются [5, с. 73; 6; 7; 8, с. 99]:

- финансовая составляющая;

- клиентская составляющая;

- составляющая внутренних бизнес-процессов;

- составляющая обучения и развития.

Внедрение ССП основано на установлении взаимосвязи стратегических целей, задач, ключевых показателей и мероприятий по реализации стратегии вуза в каждой из составляющих (рис. 1).

Стратегия вуза

Финансы

Стратегические цели Показатели

Задачи Мероприятия

Клиенты

Стратегические цели Показатели

Задачи Мероприятия

Внутренние бизнес-процессы Стратегические цели Показатели

Задачи Мероприятия

Обучение и развитие персонала Стратегические цели Показатели

Задачи Мероприятия

Рис. 1. Разработка и реализация стратегии развития вуза на основе ССП

ССП увязывает стратегический и тактический уровни управления вузом на основе доведения ключевых показателей до каждого сотрудника вуза и его участия в достижении стратегических целей и реализации стратегических мероприятий, а также доведения плановых значений ССП.

Выбор стратегии определяется миссией вуза, его стратегическим видением и целями развития.

Миссия вуза может быть сформулирована следующим образом: осуществление подготовки специалистов высокой квалификации на основе внедрения современных образовательных технологий в соответствии с потребностями инновационной экономики [9, с. 18].

Стратегическое видение вуза может быть определено как обеспечение лидерства на рынке образовательных услуг на основе достижения высокого уровня качества образовательных услуг и удовлетворения потребностей всех основных групп потребителей.

В качестве стратегических целей развития вуза могут быть установлены [10, с. 151]:

Сбалансированная система показателей как инструмент управления...

669

- обеспечение востребованности специалистов с высшим образованием на рынке труда;

- повышение качества предоставляемых образовательных услуг;

- увеличение доли на рынке образовательных услуг за счет привлечения новых потребителей;

- оказание содействия в трудоустройстве выпускников;

- интеграция в международное академическое сообщество.

В рамках обозначенных перспектив ССП также выделяются стратегические цели, направленные на достижение стратегии развития вуза [10, с. 151-152]:

1. Финансы: Увеличение доходов / оптимизация издержек вуза.

2. Клиенты: привлечение новых потребителей образовательных услуг; формирование положительного имиджа вуза; обеспечение востребованности выпускников.

3. Внутренние бизнес-процессы: обеспечение высокого качества образовательных услуг; реализация образовательных программ в соответствии с требованиями рынка; разработка и реализация эффективной политики маркетинга образовательных услуг.

4. Обучение и развития персонала: обеспечение необходимого уровня квалификации и мотивации персонала вуза; формирование мышления процессного типа.

Обеспечение конкурентоспособности вуза на основе ССП предполагает формирование уникального потребительского предложения для всех категорий заинтересованных сторон (обучающиеся, работодатели, государство и др.). Цепочка формирования потребительского ценности услуг вуза представлена на рис. 2.

Процесс разработки и внедрения ССП включает в себя несколько последовательных этапов [11, с. 105-108]:

Характеристики услуги

Позиционирование вуза

Взаимоотношения с потребителем

Практикоориентированность образовательного процесса

Имидж и репутация вуза

Удобство процесса обучения

Качество услуги

Гибкая ценовая политика

Уровень оказания услуги

Рис. 2. Формирование потребительской ценности предложения вуза как основного элемента ССП

1. Определение организационных рамок. Данный этап направлен на определение перспектив ССП и построение иерархии стратегических целей «сверху вниз».

2. Проведение стратегического анализа. Данный этап направлен на выявление условий функционирования вуза и его внутреннего потенциала на основе использования методов SWOT-анализа, проведения опросов, интервью, анализа документации, отражающих тенденции развития вуза и эффективность его деятельности. На основании существующих тенденций можно определить перспективы дальнейшего развития вуза и его стратегические цели. (рис. 3).

Рис. 3. Проведение стратегического анализа при внедрении ССП

3. Формирование ССП. Данный этап основан на определении взаимосвязей между стратегическими целями вуза путем составления стратегической карты, определении целевых значений ССП на основе текущих тенденций и разработки стратегических мероприятий по их достижению.

4. Каскадирование ССП предполагает охват всех уровней управления вузом достижением целевых значений. Данный этап согласовывает показатели функционирования структурных подразделений со стратегией развития вуза в целом. Эффективность реализации этапа определяется действующей в вузе системой стимулирования, ориентированной на достижение целевых значений ССП.

5. Осуществление внедрения ССП. Внедрение ССП должно носить последовательный характер, направленный на эффективную реализацию стратегии развития вуза и являющееся информационной основой принятия стратегических решений. Включение ССП в системы управления и отчетности позволяет спланировать стратегические цели развития вуза и оценить эффективность их достижения.

Достижение поставленных стратегических целей обусловлено причинно-следственной связью между ними (рис. 4).

Стратегия развития вуза ......1>..................

Финансы

Рост доходов Т

Оптимизация издержек

Клиенты

Положительный

имидж вуза -X-

Востребованность выпускников

Привлечение новых потребителей

Внутренние бизнес-процессы

Высокое качество образовательных услуг

Образовательные программы в соответствии с требованиями рынка

Эффективная политика маркетинга образовательных услуг

Обучение и развитие персонала

Квалификация и мотивация персонала вуза

Процессное мышление

Рис. 4. Дерево стратегических целей вуза на основе ССП

Наличие персонала вуза высокой квалификации обеспечивает достижение всех стратегических целей и эффективность реализации всех стратегических мероприятий при соответствующем уровне их мотивации.

Формирование процессного мышления направлено на эффективную организацию достижения поставленных целей развития вуза, способствует построению логической последовательности реализации стратегических мероприятий.

Эффективная реализация внутренних бизнес-процессов направлена на реализацию образовательных программ и формирование профессиональных компетенций будущих выпускников в соответствии с требованиями рынка труда и работодателей, что свидетельствует об обеспечении качества предоставляемых образовательных услуг, в том числе обусловленное высокой квалификацией и стимулированием персонала вуза. С другой стороны, учет внешних условий функционирования вуза

Сбалансированная система показателей как инструмент управления.

671

свидетельствует об эффективности реализации маркетинговой политики при продвижении образовательных услуг и формирования лояльности ключевых потребителей вуза, что зависит от уровня развития процессного мышления.

В клиентской составляющей наиболее важным является повышение востребованности выпускников, что обуславливается качеством предоставляемых услуг и формирует положительный имидж вуза на рынке образовательных услуг. С другой стороны, востребованность выпускников является приоритетным конкурентным преимуществом вуза и способствует привлечению новых потребителей, в том числе вследствие реализации эффективной маркетинговой политики вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование положительного имиджа и привлечение новых потребителей обуславливает увеличение доходов вуза из различных источников. На увеличение доходной части бюджета вуза направлен также процесс поиска нерациональных затрат и оптимизации издержек.

Достижение поставленных стратегических целей в рамках каждой из перспектив, их взаимосвязь и взаимообусловленность направлены на эффективную реализацию стратегии развития вуза. Для достижения плановых значений показателей вузы осуществляют разработку и внедрение определенной совокупности стратегических мероприятий (табл.).

Стратегические мероприятия, реализуемые вузом в каждой из перспектив ССП

Перспектива Мероприятия

Финансы Мероприятия, направленные на увеличение доходов от внебюджетной образовательной и научно-исследовательской деятельности

Клиенты Мероприятия, направленные на привлечение новых и удержание существующих групп потребителей Мероприятия, направленные на выявление и удовлетворение потребностей ключевых потребителей

Внутренние бизнес-процессы Мероприятия, направленные на совершенствование основных направлений деятельности вуза и повышение качества предоставляемых услуг

Обучение и развитие персонала Мероприятия, способствующие повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и обеспечивающие эффективность деятельности вуза в целом

Таким образом, ССП является современным инструментом разработки и реализации стратегии вуза. Оценка достижения стратегических целей ССП позволяет сделать процесс стратегического управления в вузе гибким, соответствующим требованиям изменяющейся конкурентной среды. Мониторинг реализации стратегии на основе ключевых показателей ССП на каждом уровне управления вузом выступает в качестве фактора стимулирования каждого сотрудника образовательной организации. В целом же внедрение ССП обеспечивает повышение эффективности функционирования вуза по основным направлениям деятельности, способствует развитию его конкурентных преимуществ и направлено на обеспечение конкурентоспособности вуза в долгосрочной перспективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федорова Е.П., Боева К.В. Опыт внедрения системы сбалансированных показателей в образовательных учреждениях // Baikal Research Journal. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/opyt-vnedremya-sistemy-sbalansirovannyh-pokazateley-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 14.10.2023).

2. Воротынцев В.В., Крюков Д.В., Шикульский М.И. Система стратегического менеджмента вуза // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 2 (135). С. 18-23.

3. Попова И.В., Антипова Т.А. Методический подход к стратегическому управлению для государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования с применением системы сбалансированных показателей // Фундаментальные исследования. 2022. № 1. С. 46-51.

4. Дюсекеев К.А., Шикульский М.И., Шикульская О.М. Иерархическая система показателей оценки эффективности деятельности сотрудников вуза // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-1. С. 33-37.

5. Попов Д.В. Современные методики оценки эффективности деятельности вузов: сравнительный анализ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2018. № 3 (17). С. 64-77.

6. Путина Н.Н., Волкова И.О. Система сбалансированных показателей в вузах // Роль финансов и учёта в развитии финансовой системы: Сборник статей международной очно-заочной научно-практической конференции, Ижевск, 28 февраля 2018 года. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2018. С. 174-181.

7. Федосеева Л.А. Система сбалансированных показателей качества образования // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 9. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/09/96493 (дата обращения: 20.10.2023).

8. Вьюнова Е.Г. Система сбалансированных показателей как концепция и инструмент развития современной образовательной организации // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). С. 98-100.

9. Горбачева М.Н. Формирование стратегии вуза на основе системы сбалансированных показателей // Гуманизация образования. 2011. № 6. С. 15-19.

10. Коновалов В.В. Методика создания системы показателей оценки востребованности образовательных услуг выпускниками вузов // Экономика. Налоги. Право. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-sozdaniya-sistemy-pokazateley-otsenki-vostrebovannosti-obrazovatelnyh-uslug-vypusknikami-vuzov (дата обращения: 15.10.2023).

11. Коновалова Л.В. Применение сбалансированной системы показателей в стратегическом управлении вузом // Креативная экономика. 2010. № 2.С. 102-110.

Поступила в редакцию 21.10.2023

Пирогова Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» Ульяновский государственный технический университет 432027, Россия, г. Ульяновск, ул. Северный венец, 32 E-mail: e.pirogova82@yandex.ru

E. V. Pirogova

BALANCED SCORECARD AS A TOOL FOR MANAGING THE COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-667-672

Competition in the market of educational services makes it necessary for universities to search for modern tools for assessing the effectiveness of their activities and strategic management aimed at ensuring the sustainable functioning and competitiveness of an educational organization in a competitive environment. One of these tools is a balanced scorecard (BSC), which allows to achieve the development of competitive advantages and contributes to the effective development and implementation of the university's development strategy. This system is based on determining the key values of financial and non-financial indicators that allow determining the degree of achievement of strategic goals and the effectiveness of the implementation of the university's development strategy. The article reveals the essence and content of the BSC; the stages of development and implementation of the university development strategy based on the BSC are highlighted; the chain of formation of the consumer value of the university's offer as the main element of the BSC is proposed; the process of development and implementation of the BSC is justified; strategic development goals are defined; a tree of strategic goals of the university based on the BSC is proposed; strategic measures aimed at achieving strategic goals within the framework of the prospects of the BSC are characterized. The study of the aspects of the introduction of BSC into the strategic management system of the university is based on the use of methods of analysis of literary sources, systematic, logical, complex and comparative analysis. The results of the presented research can be used in the development and implementation of strategies in the process of forming programs for the strategic development of the university.

Keywords: university, university development strategy, university balanced scorecard, competition, educational services market, competitive advantages of the university, competitiveness of the university.

Received 21.10.2023

Pirogova E.V., Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management Ulyanovsk State Technical University Severny Venets st., 32, Ulyanovsk, Russia, 432027 E-mail: e.pirogova82@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.