Научная статья на тему 'СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ'

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СТРАТЕГИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Л.М.

В статье рассматривается сущность концепции системы сбалансированных показателей. Основное назначение системы состоит в том, чтобы обеспечить сбор, систематизацию и анализ информации, используемой для принятия стратегических управленческих решений в целях последующего внедрения результатов в деятельность компании. Кроме того, раскрыто содержание основных перспектив (финансы, клиенты, внутренние бизнес-процесс, обучение и развитие), составляющих ядро системы сбалансированных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCED SCORECARD AS A COMPANY MANAGEMENT TOOL

The article discusses the essence of the concept of a balanced scorecard system. The main purpose of the system is to ensure the collection, systematization and analysis of information used to make strategic management decisions for the subsequent implementation of the results in the company's activities. In addition, the content of the main perspectives (finance, clients, internal business process, training and development) that make up the core of the balanced scorecard system is disclosed.

Текст научной работы на тему «СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ»

-Economy and Business-

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ

УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ

Л.М. Прохорова, канд. экон. наук, доцент

Ульяновский государственный технический университет

(Россия, г. Ульяновск)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2-96-97

Аннотация. В статье рассматривается сущность концепции системы сбалансированных показателей. Основное назначение системы состоит в том, чтобы обеспечить сбор, систематизацию и анализ информации, используемой для принятия стратегических управленческих решений в целях последующего внедрения результатов в деятельность компании. Кроме того, раскрыто содержание основных перспектив (финансы, клиенты, внутренние бизнес-процесс, обучение и развитие), составляющих ядро системы сбалансированных показателей.

Ключевые слова: система сбалансированных показателей, стратегия, результативность, маркетинговая деятельность.

На сегодняшний день для того, чтобы компания смогла достичь успеха в своей сфере деятельности, а также завоевать наибольшую долю рынка, необходимо уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и быть наиболее конкурентоспособным среди многочисленного количества конкурентных фирм. Как правило, фирмы конкурируют по широте ассортимента, по качеству изготавливаемой продукции, по отпускной цене, а также по скорости реализации готовой продукции. Большинство компаний пытаются повысить эффективность своей деятельности путем снижения затрат на производство продукции, повышением качества товаров, а также сокращением сроков выполнения заказов, но при этом не обращая особого внимания на стратегически важные процессы в компании, которые в свою очередь должны быть налажены для успешной реализации маркетинговой стратегии предприятия. Именно потому для реализации стратегии организации, руководители и топ-менеджеры компании прибегают к использованию системы сбалансированных показателей.

Система сбалансированных показателей (BSC) - это инструмент системы управления, который позволяет руководителю организации, а также ее сотрудникам понять, что происходит с компанией в данный момент, корректно ли выполняются

поставленные стратегические цели и задачи в компании, а также что делать, если действительность не совпадает с планом развития предприятия. Данная система позволяет контролировать реализацию стратегии организации на основе установления и оценки системы показателей, отражающих различные направления деятельности компании.

Систему сбалансированных показателей разработали в 90-х годах профессор бизнес-школы при Гарвардском университете Роберт Каплан и американский консультант по вопросам управления Дэвид Нортон. В первую очередь система являлась инструментом стратегического управления результативностью компании, а также частично стандартизированной системой отчетности.

Система сбалансированных показателей на основе эмпирических исследований Роберта Каплана и Дэвида Нортона показывает, что успешные компании должны учитывать, как минимум, четыре перспективы: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, а также обучение и развитие. Перспективы помогают установить причинно-следственные связи для стратегической карты организации. Данные перспективы должны давать ответы на разные вопросы, а именно:

1. Перспектива «Финансы» предполагает ответ на вопрос: «Как стратегия

Journal of Economy and Business, vol. 3-2 (85), 2022

-Economy and Business-

компании повлияет на финансовое состояние?». Финансовые показатели позволяют оценить экономический эффект от деятельности организации за предыдущий период. В качестве показателей выступают: финансово-бухгалтерские показатели (выручка от реализации, прибыль до налогообложения, поток денежных средств), коэффициенты оборачиваемости (коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, дебиторской задолженности, оборотного капитала), а также показатели рентабельности (рентабельность продаж, собственного капитала, основной деятельности) и т.д.

2. Перспектива «Клиенты» представляет собой ответ на вопрос: «Как мы должны выглядеть перед нашими клиентами, чтобы реализовать стратегию?». Показатели этого блока позволяют сформулировать стратегию, которая будет ориентирована на потенциальных потребителей и клиентов, а также обеспечит желаемый доход компании. В качестве показателей выступают: доля рынка, сохранение клиентской базы, расширение клиентской базы, прибыльность клиента, удовлетворение потребностей клиента и т.д.

3. Перспектива «Внутренние бизнес-процессы» предполагает ответ на вопрос: «Какие процессы стратегически важны?».

сбалансированных показателей акцент делается на бизнес-процессы, от реализации которых зависит успешность выполнения финансовых и клиентских показателей, что напрямую влияет на достижение стратегических целей компании. В качестве показателей выступают: сложность, процесс-ность, контролируемость, ресурсоемкость, регулируемость и т.д.

4. Перспектива «Обучение и развитие» предполагает ответ на вопрос: «Как мы будем поддерживать нашу способность к изменению, чтобы реализовать стратегию?». Данный блок содержит цели, при реализации которых в конечном итоге организация придет к долговременному росту и совершенствованию деятельности компании. В качестве показателей выступают: удовлетворенность сотрудника и сохранение кадровой базы.

Таким образом, можно сделать вывод, что система сбалансированных показателей представляет собой систему целей, показателей результатов и факторов, которые позволяют оценить степень достижения поставленных целей организации. Использование компаниями системы сбалансированных показателей (BSC) позволяет им быстро реагировать на изменения окружающей среды, а также правильно и корректно к ним приспособиться.

В данной области системы

Библиографический список

1. Управление результативностью маркетинга: учебник и практикум для вузов / О.К. Ой-нер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 350 с.

BALANCED SCORECARD AS A COMPANY MANAGEMENT TOOL

L.M. Prokhorova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ulyanovsk State Technical University (Russia, Ulyanovsk)

Abstract. The article discusses the essence of the concept of a balanced scorecard system. The main purpose of the system is to ensure the collection, systematization and analysis of information used to make strategic management decisions for the subsequent implementation of the results in the company's activities. In addition, the content of the main perspectives (finance, clients, internal business process, training and development) that make up the core of the balanced scorecard system is disclosed.

Keywords: balanced scorecard, strategy, performance, marketing activities.

Journal of Economy and Business, vol 3-2 (85), 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.