_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
банковских продуктов является залогом их успешного предоставления. Список использованной литературы:
1. Гришина, Е.А. Тенденции развития финансовых инноваций в банках и небанковских кредитных организациях / Е.А. Гришина // Вестник ТИСБИ. - 2013. - № 1 (53). - С. 135-144.
2. Закшевский В.Г. Теоретические аспекты развития инновационных банковских продуктов на современном этапе / В.Г. Закшевский, А.О. Пашута // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. -2015. - № 3 (46). - С. 214-220.
3. Корнилова, Е.Ю. Новый банковский продукт: понятие, виды, классификация / Е.Ю. Корнилова // Креативная экономика. - 2013. - № 8 (80). - С. 97-108.
4. Новоселова, Е.Г Классификация банковских инноваций для определения направлений развития банковской деятельности / Е.Г. Новоселова // Вестник Томского государственного университета. - 2006. -№ 292-1. - С. 153-157.
5. Просалова, В.С. Понятие банковских инноваций и их классификация / В.С. Просалова, А.А. Никитина // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2013 - № 1. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/40evn113.pdf
6. Флигинских, Т.Н. Факторы, определяющие развитие инноваций в виде новых банковских продуктов / Т.Ю. Тарасова, Т.Н. Флигинских // Креативная экономика. - 2016. - Т. 10. - № 10. - С. 1157-1168. -doi: 10.18334/ce.10.10.36906
© Тарасова Т.Ю., 2017
УДК 330
Терзиев, В.К.,
Профессор, доктор экономических наук, доктор военных наук, Руссенский университет им. Ангела Кънчева, Русе, Болгария Национальный военный университет им. Васила Левского, Болгария, Университет телекоммуникаций и почты, София, Болгария
Стоянов, Е.Н.,
Профессор, доктор экономических наук, доктор военных наук, Национальный военный университет им. Васила Левского, Болгария,
Георгиев Ы.П., Аспирант
Национальный военный университет им. Васила Левского, Болгария, СБАЛАНСИРОВАННАЯ КАРТА, КАК АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Аннотация
В данной статье рассматривается малый бизнес в качестве важной альтернативы болгарской бизнес альтернативе. Для ее развития и совершенствования управляющим и консультантам приходится искать решения доказанных на практике успешных моделей управления. Это является поводом подвергнуть анализу модель сбалансированной карты. Цель разработки состоит в том, чтобы доказать, что это плодотворная идея, которая может создать условия для развития представителей малого бизнеса, которые с этой целью обратятся к сбалансированным картам.
Ключевые слова
Малый бизнес, сбалансированная карта - СК, модель, управление.
Обзор явления „малый бизнес" - это процесс, в котором огромное количество изученной литературы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
и исчерпывающая ретроспектива не могут точно отнести появление и возникновение конкретного момента в эволюции сознательную человеческую активность. Обобщенные данные последних лет доказывают, что в мировом масштабе на долю малого бизнеса приходится более 70% и как организация труда и, как присутствие. Несмотря на то, что в отношении этих фактов существуют довольно противоречивые мнения и считается, что такая информация является довольно неточной, по данным за последние 5 лет в Республике Болгария на долу малого бизнеса приходится от 90-92%. Описанное до сих пор делает впечатление, что явление „малый бизнес" оказывает все более и более ощутимое присутствие в современной экономической жизни. Его разнородные проявления создают определенную трудность для полного и исчерпывающего определения. В этом смысле, возможно, было бы более удачно проанализировать ключевые характеристики, которые его определяют, конкретизируют и структурируют.
Анализ малого бизнеса дает основания полагать, что его природа основывается на предпринимательском духе и развитии проектного мышления. Эта концептуально-идейная связь предоставляет доказательства, показывающие, что можно слишком сложно и рискованно указать, какое и на каких условиях определяется как причина, и какое как следствие.
И все же по хронологии предпринимательство, как явление, привлекает внимание ряда ученых-экономистов, в продолжении долгих лет, т.е. задолго до того, как появилась идея проекта и изменение мышления в связи с ними. Кроме того, теоретические разработки, рассматривающие предпринимательство чуть раньше, создают условия для формирования убеждения, что в экономической депрессии 70-х годов ХХ века, так называемой "предпринимательской революции", имелся шанс или альтернатива для развития экономики. Эта идея находит последователей и в процессе преобразований, происходящих в экономике после социалистических экономик в начале 90-х годов.
В целом, можно сказать, что и в фундаментальных классических трудах по экономической теории (Смит, Сей, Милль и др.), а также и в современных не существует однозначного определения социально-экономического явления предпринимательства.
Объяснение этого явления можно искать в нескольких направлениях:
Во-первых: Экономисты сосредотачивают свое внимание на крупный бизнес [1].
Во-вторых: Развитие моделей и теорий построено на базе точных наук [2].
В-третьих: Разнонаправленные поиски придерживаются государственного регулирования.
Отношение к этому вопросу, кроме упомянутых классиков-экономистов, брали также и Маршал, Найт, Шумпетер, Тюнен, Мизес, Хайек, Кирцнер, Акс, Кан, Соколофф и др .
Анализ различных определений доказывает, что в каждой из них внимание точки зрения касается различных существенный характеристик явления. Тем не менее, подводя итоги целой дюжины определений можно утверждать, что предпринимательская деятельность это процесс создания организации с коммерческой целью, которая использует в своей деятельности конкретные операции и определенные ресурсы, при высоком риске по отношению достижения фиксированных результатов [3].
Другое убеждение, которое формируется при критическом обзоре пониманий о предпринимательстве, состоит в том, что оно в большинстве случаев может быть практически одинаковым с попытками обнаружить черты, приобретающие свойства определений для малого бизнеса. Говоря другими словами, в большинстве случаев, двигатель малого бизнеса является субъектом, обладающим предпринимательским духом, который реализует свои идеи в высоко рисковой рыночной среде[4], соблюдения при этом ряд правовых и нравственных ограничений и появляющихся или уже введенных иерархических зависимостей.
Другая концепция, которая консолидируется с предпринимательской концепцией и оказывает влияние на развитие идеи о малом бизнесе, стало внедрение проектов в развитие современной экономической действительности. Однако, значительно более новая идея о проектах, а также и развитие проектного мышления, генерируют очень серьезный экономический эффект, из-за которого последние годы ХХ-го века смело можно назвать своеобразной „проектной революцией".
Попытки дать определение понятию „проект" формируют два подхода в определении его сущности. Один из них рассматривает его как совокупный процесс, связанный с определенных конкретным результатом, а другой - как совокупность логических организованных мероприятий, запланированных с
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
конкретной продолжительностью и определенной целью.
Рассматривая малый бизнес, как специфическую форму социально-экономического существования и развития, может быть, более удачно к нему применять первый подход. В этом смысле, несмотря на наличие многочисленных определений, более целесообразно воспринимать, что „проект - это отдельное предприятие с определенными целями, часто содержащими требования по отношению времени, стоимости и качества желаемых результатов [5]".
Минимальная несовместимость между сутью проекта и сутью малого бизнеса представляет собой содержащуюся в определении неточность использования временного ресурса. Но и здесь такую интерпретацию можно рассматривать двухсторонне, потому что каждый проект основывается на ограниченном времени и бюджете, и в то же время, малый бизнес может не сработать при неограниченном времени, но в большинстве случаев, он учитывает ограничения ресурсов.
Следовательно, возможно самым удачным является определение, состоящее в том, что проект это „предпринимательские усилия, организующие человеческие, финансовые и материальные ресурсы определенным образом, в рамках уникального набора задач с определенной спецификацией, с ограниченными расходами и временем, и путем реализации жизненного цикла проекта проводятся успешные изменения, определенные посредством количественных и качественных целей и задач [6]".
Краткий и вместе с тем критический анализ, проведенный по сути характеристик явления „малого бизнеса", не претендует на полноту, но показывает механизм, который делает его устойчивым и высоко адаптивным в современных экономических условиях [7] и в то же время дает ему возможность реализовать производство товаров и услуг, быть посредником и консультантом, т.е. быть там, где более крупные не имеют интереса или возможности [8].
Именно анализ особенностей малого бизнеса, формирует понимание, что каждый его образец является уникальным, особенным и по-своему трудным для анализа и управления.
Такие проблемы направляют научную мысль и консалтинговые наставления на поиск и нахождение таких успешных моделей, как сбалансированная карта (СБ). Идея рассматривать бизнес с точки зрения „карты" вызывает значительный интерес еще с момента введения СК в 1992 году. Причина в том, что все больше и больше менеджеров констатируют, что им нужно что-то более массовое в сравнении с применяемыми краткосрочными отчетами, учитывая развитие способностей, которые необходимы для успешной организации и в будущем, хотя возможно, что эти изменения могут лишить их прибыли в текущем году и привести к росту расходов. Именно это является фундаментальной причиной, почему компании нуждаются в применении сбалансированной карты. Эта потребность является еще более очевидной для организаций, целью которых не является прибыль, как например, государственных учреждение и некоммерческие структуры, и подчеркивает более основательные причины тому, что сбалансированная точечная схема вторгается штурмом в мир бизнеса и консалтинговых услуг.
С момента своего создания концепция провоцирует совершенствование деятельности многих менеджеров. В сбалансированной карте критерии результата сочетаются с критериями, которые описывают затраченные ресурсы или осуществленные деятельности, и эта комбинация определяется как один стимул, представляющий собой своеобразный двигатель работы.
Хорошо конструированные карты сочетают в своем содержании нескольких перспектив и два элемента, которые трудно можно отличить. Они связаны в систему целей и средств. Для людей, отвечающих за логистику, срок поставки является результатом, но для целей связи с клиентом, он может быть определен как один из нескольких двигателей работы, который может повысить лояльность клиента. Карты в значительной степени иллюстрируют, как бизнес базируется на предположениях для установления связей между отдельными коэффициентами.
Анализ типологической структуры модели карты дает информацию о том, что целью СК является описание основных составляющих бизнес успеха. Для менеджеров, такая карта является эффективным механизмом выразить и поделиться их стратегическими целями и планами применения и узнать, насколько эффективно применяются эти цели/планы. В больших или сложных организациях большая часть полезности модели в значительной степени вытекает из элементов общения: двунаправленного страхования сжатой и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
соответствующей краткой информации о том, „что происходит" в организации.
По данным анализа скромного болгарского опыта, большая часть мощности сбалансированных карт вытекает из двух других элементов:
А) описание стратегического видения;
Б) связанных с ней стратегических целей и приоритетов.
Таким образом, создается консенсус и появляется необходимость в разработке и реализации более эффективных управленческих процессов. В результате чего структура СК для небольших организаций обращает меньше внимания на определение критериев и сбора данных, и уделяет больше внимания на действия управленческой команды, связанные со структурой и использованием стратегического видения и целей.
Анализ предпосылок и условий, существующих при поиске решений для малого бизнеса, показывает, что процесс модельного проектирования имеет свои особенности, но и закономерности. Постановка целей и задач путем общего принятия решений повышает чувство коллективной ответственности [9]. Это заставляет весь персонал активно участвовать в текущем развитии бизнеса, путем более полного использования имеющихся ресурсов.
Даже в малых организациях применение СК должно представлять собой коллективное усилие, вытекающее из комбинированных пониманий ключевых сотрудников на уровне операций и стратегии.
Ограниченное число попыток ввода показывает, что особенно в условиях малого бизнеса для того, чтобы обеспечить чувство собственности и преемственности, будущие пользователи СК должны быть теми самыми, которые ее создали и направляют ее применение. Стратегический успех достигается менеджерами, которые надлежащим образом вносят изменения в поведение персонала - так, что ключевая роль в использовании должна быть именно в новой модели поведения.
Структура карточных образцов и их применение в малых организациях, по мнению ведущих консалтинговых компаний, являются подобными тем картам, которые применяются в крупных организациях. Путем активной помощи изнутри или снаружи малая организация может завершить проектирование, обсуждение и внедрение первоначально задуманной структуры в срок, в течение 4-6 недель.
Интересным и результатным является то, что большая часть работ проводится „в реальное время" во время проведения рабочих встреч. Дополнительные виды деятельностей по структуре, как правило, не занимают больше времени, чем полтора дня на каждого из участников, когда лично берет на себя ответственность за отдельный индикатор или показатель.
Переданный опыт по внедрению сбалансированных карт в отношении работы небольших структур, дает информацию о том, что нужно для работы с моделью СК, чтобы понять всю значимость этой модели для организации. Довольно часто организации вводят сбалансированные карты, а затем вносят коррективы в поведение своего руководства. Такие изменения отражают существование упомянутой модели, но в то же время организация теряет усилия, время и синхронизацию.
Одной из причин является тот факт, что такие изменения начинаются после длительной работы руководства по изменению, и как правило, они получаются легче в небольших компаниях с меньшим количеством работающих в них. Поэтому процесс управления в организации должен измениться в результате применения СК. Сама модельная сущность, путем направления менеджеров сосредоточить их внимание на важных стратегических результатах и игнорировать функциональные или тактические факторы, способствует реализации переосмысленных и заложенных новых целей и задач.
Отказ от подробного операционного управленческого контроля освобождает менеджерские ресурсы, которые могут быть более ценными в управлении будущего организационного развития.
С точки зрения внешних анализаторов и внешних консультантов, способность показать хорошо проявивший себя и логически построенный план, основанный на эффективном подходе наблюдения, также имеет сильные стороны, в пользу организаций, которые стараются обеспечить или сохранить поддержку партнёров, поставщиков, клиентов и других.
Все более часто для малых или новых организаций использование метода сбалансированной карты, как способа продемонстрировать наличие хорошего управления и эффективного контроля, оказывается
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
достаточной компенсацией отсутствия внушительного опыта.
Вывод, который можно сделать после краткого ознакомления с возможностями, которые предоставляет применение модели сбалансированной карты в работе малого бизнеса, что такая модель является хорошей альтернативой для активного и эффектного управления и контроля, которая создает преимущества для применяющих ее организаций за счет того, что обеспечивает прозрачность основных процессов и дает реальный шанс всем представителям персонала осознать цели и стратегии, которые должны быть осуществлены [10-24].
Список использованной литературы:
1. Brock W., D. Evans, Small business economics // SBE \ 1 \ 1989. - p.7.
2. Bygrave W., C. Hofer, Theorizing about entrepreneurship // ETP \ v.16, N II, 1991. - p.12-14.
3. Daft R. L., Vanderbilt University, Management // 6-th edition, Thomson, 2005. - р.214.
4. Давидков Ц., Новите предприемачи // (резултати от емпирично социологическо изследване) С. 1993.
5. Body of knowledge // APM, UK, 1992. - p.4.
6. Стоянов Е. Управление и контрол на проекти // Либра скорп, Бургас: 2011. - стр.18.
7. Давидков Ц. Предприемачество и малък бизнес. Социални роли и самоидентификация // С., сп. Икономика, кн. 2/1998.
8. Стоянов Е. Малкият бизнес - организация, анализ и оценка// Бургас, Либра скорп, 2014. - стр.8.
9. Стоянов Е. Една успешна идея в стратегическия контрол // Бургас, Антей-ТМ, 2005. - стр.39.
10. Терзиев, В., Е. Стоянов. Управленският контрол в социалното програмиране // Международна научна конференция „Образование, наука, икономика и технологии", Бургас: Университет „Проф. д-р Асен Златаров". Управление и образование, ТОМ XI (4), 2015. - С.50-59.
11. Терзиев, В., Е. Стоянов. Контролираното развитие на социалното програмиране // Международна научна конференция „Образование, наука, икономика и технологии", Бургас: Университет „Проф. д-р Асен Златаров". Управление и образование, ТОМ XI (4), 2015. - С.40-49.
12. Terziev, V., Е. Stoyanov. Management control as an effective instrument in implementation of the social program as a product of social programming // Fifth international scientific and applicative conference KNOWLEDGE -WHO AND WHAT, Bansko: Knowledge International Journal Scientific and Applicative Papers, Vol. 9, 2015. -Р.196-207.
12. Terziev, V., Е. Stoyanov. Management control as an effective instrument in implementation of the social program as a product of social programming // Fifth international scientific and applicative conference KNOWLEDGE -WHO AND WHAT, Bansko: Journal of Process Management (JPMNT) - New Technologies, International, The International Scientific Conference „KNOWLEDGE - WHO AND WHAT", Special Edition, Volume 9, 2015. -Р.214-229.
13. Terziev, V., Е. Stoyanov. Dependencies between social programming as a basis of regulating social development and the concept of controlling // Fifth international scientific and applicative conference KNOWLEDGE - WHO AND WHAT, Bansko: Bulgaria, Knowledge International Journal Scientific and Applicative Papers, Vol. 9, 2015. -Р.277-293.
14. Terziev, V., Е. Stoyanov. Dependencies between social programming as a basis of regulating social development and the concept of controlling // Fifth international scientific and applicative conference KNOWLEDGE - WHO AND WHAT, Bansko: Journal of Process Management (JPMNT) - New Technologies, International, The International Scientific Conference KNOWLEDGE - WHO AND WHAT, Special Edition, Volume 9, 2015. Р.303-322.
15. Терзиев, В., Е. Стоянов. Проектността в социалното програмиране // International Scientific Conference „Knowledge - Capital of the Future", Tessatoniki: KNOWLEDGE International Journal Scientific and applicative papers V10/1, 2015. Р.153-161.
16. Терзиев, В., Е. Стоянов. Развитие на проектното мислене в процеса на социално програмиране // International Scientific Conference „Knowledge - Capital of the Future", Tessatoniki: KNOWLEDGE International Journal Scientific and applicative papers V10/1, 2015. - Р.119-131.
17. Терзиев, В., Е. Стоянов, Няколко щрихи на институционализацията в процеса на социалното програмиране // Международна научна конференция „Посткризисно управление в бизнеса", София: УНСС,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
том I, 2015. - С.109-113.
18. Терзиев, В., Е. Стоянов. Управление на ефективното социално програмиране или контролираното начало на доброто бъдеще // Международна научна конференция „Посткризисно управление в бизнеса", София: УНСС, том I, 2015. - С.114-120.
19. Терзиев, В., Е. Стоянов. Контролираното целеполагане или влиянето на контрола върху процеса на целеполагането // Дванадесетата международна научна конференция „Членството на България в Европейския съюз: осем години по-късно", София: УНСС, 2015.
20. Терзиев, В., Е. Стоянов. Контролът в социалното програмиране // 70 години Аграрен университет, Юбилейна научна конференция „Традиции и предизвикателства пред аграрното образование, наука и бизнес", Пловдив: Университетско издателство на Аграрен университет, 2015.
21. Терзиев, В., Е. Стоянов. Социалното програмиране- алтернатива на малкия бизнес // 70 години Аграрен университет, Юбилейна научна конференция „Традиции и предизвикателства пред аграрното образование, наука и бизнес", Пловдив: Университетско издателство на Аграрен университет, 2015.
22. Терзиев, В., Е. Стоянов. Социалната програма като стратегическа рамка в общественото развитие // 70 години Аграрен университет, Юбилейна научна конференция „Традиции и предизвикателства пред аграрното образование, наука и бизнес", Пловдив: Университетско издателство на Аграрен университет, 2015.
23. Терзиев, В., Е. Стоянов. Контрол на отговорността в социалната сфера // Научна конференция „70 години традиции и иновации", Русе: Русенски университет „Ангел Кънчев", Съюз на учените - Русе, Научни трудове на Русенския университет - 2015, том 54, серия 9, Качество на висшето образование, 2015. - С.59-66.
24. Терзиев, В., Е. Стоянов, Е. Арабска. Активната социална програма - иновационен модел в общественото развитие // Младежки форум „Наука, технологии, иновации, бизнес - 2015", Пловдив: СУБ, 2015. - С.125-130.
© Терзиев В.К., Стоянов Е.Н., Георгиев М. П., 2017
УДК 336.7
Г.М. Халиуллина
Студент кафедры «Инженерной экологии и рационального природопользования» Казанский государственный энергетический университет
г. Казань, Российская Федерация Н.С. Шарафиева
Студент кафедры «Инженерной экологии и рационального природопользования» Казанский государственный энергетический университет
г. Казань, Российская Федерация
ДЕНЬГИ И ИХ ФУНКЦИИ Аннотация
В данной статье рассматриваются функции, свойства и понятие денег. А также представлены три основополагающих свойства денег, раскрывающих их сущность.
Ключевые слова
Деньги, ликвидность, золото, стоимость, функции денег, сущность денег.
На пути своего развития деньги прошли этапы товарных и кредитных денег. Изначально полноценные деньги представляли собой особый товар, игравший роль всеобщего эквивалента при обмене других товаров, продукт стихийного развития обмена и конфигураций цен. Деньги представляют одну из древних реалий в