поддаются отражению на основании привычных в вузе оценок, например уровень успеваемости, преподавательский состав, отчетность кафедр, факультетов и пр. Такая система органически дополняет привычную для вуза отчетность и, будучи встроенной в сферу управления вузом, позволит адекватно реагировать как на сигналы управляемой системы и ее подсистем, так и на сигналы социальной среды, и, как следствие, повысить качество обучения.
Литература
1. См. публикацию ОЭСР «Education at a Glance» // Образование одним взглядом. 2001 (http://www.kmk.org/ aktuell/eagkommentar.htm)
2. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Париж: ЮНЕСКО, 1998. 5-9 окт.
3. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. Париж, 1995. С. 35-36.
4. Wulff D. Wissenschaftskultur in Russland (am Beispiel der Geschichtswissenschaften) // Zeitschrift für Geschichtswissenschaften. 2004. № 10. S. 886-892.
5. Leicht H. Organisieren lernt man auf jeden Fall. Was deutsche Studierende in Russland erwartet // Reform in der Krise: Bildungsdiskussion und Transformation des Wissenschaftsbereichs in Russland/der GUS / K. Eimermacher, A. Hartmann (Hrsg.) (http://www.ruhr-uni-ochum.de/lirsk/landesbeauftragung/ landesbeauftragung7.htm)
6. Давыденко В. А., Ромашкина Г. Ф., Тарасова А. Н. и др. Социология неформальных отношений: экономика, политика, культура / ТюмГУ. Тюмень, 2005. С. 156170.
7. Ostrom E. A Behavioral Approach to the Rational Choice Theory of Collective Action. American Political Science Review. 1998. Vol. 92, № 1. С. 12.
8. Coleman J. Foundations of Social Theory. Cambridge, 1990. С. 66-76.
У
illliJ
M. Г. Карымова
САЙТ БИБЛИОТЕКИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
M. G. Karymova
Web-site of the library in information and educational university space
The article reflects the specific role of the Tyumen state university Informational library centre site, which plays an important part in the development of info-educational area of large university. The article reveals its structure, contents, stats and abilities.
опулярность интернет и электронных форм носителей информации открывает новое поле деятельности для библиотек, чья социальная миссия заключается в предоставлении открытого и равного доступа к информации всем своим пользователям. В этом плане контингент пользователей вузовской библиотеки значительно развит и в большей степени вос-
© М. Г. Карымова, 2005
приимчив к стремительно развивающимся интернет-технологиям.
Актуальность применения интернет-технологий в информационно-образовательном пространстве вуза на сегодняшний день неоспорима. Под информационно-образовательным пространством вуза принято понимать системно организованную совокупность специальных ре-
М. Г. Карымова. Сайт библиотеки в пространстве вуза
к.
сурсов и средств, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей пользователей [1]. Таким образом, сайт библиотеки является ключевым, связующим звеном в развитом информационно-образовательном пространстве крупного вуза.
Вузовская библиотека характеризуется рядом отличительных особенностей, которые влияют на ее основные технологические процессы. К наиболее существенным можно отнести следующие:
— библиотека осуществляет информационную поддержку учебной и научно-исследовательской деятельности вуза;
— библиотека крупного вуза представляет собой сложное структурное образование, ввиду территориальной рассредоточенности фонда.
Исходя из данных особенностей, сайт библиотеки вуза является точкой доступа как к внутривузовским и внутрибиблиотечным ресурсам, так и к мировым информационным ресурсам, отвечающим задачам и информационным потребностям вуза.
При выработке общей структуры и стратегии наполнения сайта вузовской библиотеки следует учитывать интересы разных категорий пользователей и дифференцированно подходить к построению сайта и размещению электронных ресурсов.
Основные группы пользователей университетской библиотеки представлены профессорско-преподавательским составом, студентами, аспирантами, докторантами и соискателями ученой степени, а также научными сотрудниками отраслевых НИИ и т. д. Именно их интересы являются приоритетными, определяя специфику информационно-библиотечного обслуживания, которая отражается в организации ее сайта.
Сайт Информационно-библиотечного центра Тюменского государственного университета (далее: ТюмГУ), благодаря многообразию и постоянному росту представляемых ресурсов, с 2001 г. является ключевым звеном информатизации учебного и научного процесса ТюмГУ.
Разработка сайта Информационно-библиотечного центра ТюмГУ началась в 2001 г. Первоначально он размещался по адресу http:// utmn.ru/library и представлял собой набор структурированных html-страниц. В 2004 г. сайт был коренным образом реорганизован с использованием технологии ASP. Сайт получил новый адрес — http://tmnlib.ru.
Информационное наполнение сайта можно представить в виде следующей структурной модели.
Библиографические ресурсы:
• электронный каталог;
• новые поступления;
• полезные ссылки;
• библиографические указатели и списки.
Полнотекстовые ресурсы:
• авторефераты диссертаций;
• книги, статьи;
• образовательные ресурсы;
• публикации в СМИ.
Информационные ресурсы, раскрывающие
деятельность библиотеки:
• информация об отделах и услугах;
• нормативные документы;
• история библиотеки.
Далее рассматривается основное содержание разделов сайта.
Информативность сайта обусловлена размещением и обеспечением доступа к различного вида электронным ресурсам. Раздел «Полнотекстовые ресурсы» включает следующие подразделы: «Авторефераты диссертаций», «Библиографические списки и указатели», «Книги. Статьи», «Образовательные ресурсы» и «Публикации сотрудников ИБЦ».
Подраздел «Авторефераты диссертаций» содержит ссылки на полные тексты авторефератов диссертационных исследований, защита которых проходит в стенах ТюмГУ. Поиск по авторефератам можно осуществлять как по специальности, так и по алфавиту фамилий авторов.
Подраздел «Библиографические списки и указатели» включает библиографические ресурсы, работа над созданием которых, в основном, ведется сотрудниками информационно-библиографического отдела в помощь учебной и научной работе студентов и преподавателей вуза. Раздел содержит списки трудов преподавателей университета, актуальные рекомендательные указатели, а также библиографические редкости, например указатель «Библиография Тобольской губернии (вторая половина XIX — начало XX в.)».
В подразделе «Книги. Статьи» представлены полные тексты изданий, размещение которых не противоречит закону об авторском праве, а также ссылки на полнотекстовые документы многочисленных сайтов ТюмГУ. Благодаря этому унифицирован подход к доступу ресур-
сов, размещаемых различными подразделениями вуза.
«Образовательные ресурсы» — новый раздел, который интегрирует учебные и методические материалы в единое информационное пространство. Содержит следующие подразделы: «Дипломы», «Курсы лекций», «Тесты», «Учебно-методические комплексы».
В подразделе «Публикации сотрудников ИБЦ ТюмГУ» помещаются статьи, тексты докладов, представленные специалистами Информационно-библиотечного центра.
«Новые поступления». В связи с тем, что информация о новых документах, поступающих в библиотеку, является самой востребованной нашими читателями, она размещается как на главной странице, так и выделена в специальный раздел, что обеспечивает оптимальный доступ к ней.
Формирование раздела «Новые поступления» ведется автоматически — записи, пополняющие базы данных электронного каталога (ЭК) в течение двух последних недель, выбираются и ранжируются по предметным областям.
«Пресс-служба». В данном разделе помещается архив новостей, а также статьи из периодических изданий. Раздел «Публикации в СМИ» представляет деятельность библиотеки, значительные культурно-образовательные акции, которые проходят под эгидой центра. Основная часть статей — это публикации самих сотрудников библиотеки.
Новостной раздел включает информацию, которая оперативно информирует читателей о новых инициативах библиотеки и изменениях в структуре и содержании сайта. Три последних новости выносятся на Главную страницу.
«О библиотеке» / «Отделы и услуги»
На сайте в полной мере представлена информация по всем аспектам деятельности биб-
лиотеки. В сжатой форме рассказывается о специфике работы каждого отдела и филиалов библиотеки: история создания, основные функции, режим работы, состав подсобных фондов. Представлены основные документы, регламентирующие деятельность библиотеки (Положение об ИБЦ ТюмГУ, Правила пользования ИБЦ ТюмГУ).
«Полезные ссылки». Данный раздел решает проблему оптимизации доступа к интернет-ресурсам. Хотя полемика специалистов о целесообразности размещения ссылок на интернет-ресурсы не дает окончательно ответа, читатели этот раздел используют активно [2]. Выбор под-рубрик раздела обоснован в первую очередь спецификой пользовательских потребностей вузовской библиотеки:
• библиотеки;
• полнотекстовые электронные библиотеки;
• книжные интернет-магазины;
• университеты;
• научные и общественные институты;
• журналы;
• газеты;
• издательства;
• персональные сайты;
• художественная литература;
• поисковые системы;
• организации и учреждения в области образования;
Большинство ссылок в этих рубриках проаннотировано, и постоянно проводится проверка их актуальности.
Порядок размещения подрубрик и ссылок зависит от индекса их использования. На первом месте оказываются наиболее запрашиваемые ссылки, например, на 15 июля 2005 г. список 10 первых ссылок на сетевые электронные библиотеки выглядит следующим образом (см. таблицу).
Ссылки на сетевые библиотеки Количество обращений с 01.06.04
Открытая русская электронная библиотека 614
Национальная электронная библиотека 424
Виртуальная библиотека ГПНТБ 370
Русская виртуальная библиотека 342
Библиотека экономики 280
Информационно-образовательный портал Auditorium 248
Новости электронных библиотек русского интернета 245
Библиотека Максима Мошкова 239
Центральная библиотека образовательных ресурсов 233
Научные ресурсы по медицине 145
М. Г. Карымова. Сайт библиотеки в пространстве вуза
к.
«Электронный каталог». Ссылка на ЭК вынесена в верхнюю статичную часть сайта. Доступ к режиму поиска в ЭК возможен с любой его страницы.
Удаленный пользователь может заказать заинтересовавшую его статью или фрагмент издания через систему заказа электронной версии документа. Каждое библиографическое описание сопровождается ссылкой «заказать через ЭДД».
Автоматическая форма заказа включает:
• информацию о заказчике — имя, наименование юридического лица, адрес или e-mail;
• информацию о заказываемых материалах — диапазон сканируемых страниц, который не должен превышать 30 % источника;
• дополнительную информацию — желаемые сроки выполнения, формат и способ доставки.
После заполнения необходимых сведений пользователь получает бланк банковской квитанции. После подтверждения оплаты заказ принимается к исполнению.
Навигация. Непосредственно к функциям, обеспечивающим навигацию по сайту, относятся «Карта сайта» и «Поиск по сайту».
«Карта» представляет собой полную иерархическую схему всех разделов сайта. С ее помощью пользователь может легко определить, в каком из разделов помещается интересующая его информация. На сайте библиотеки функционирует динамическая карта, которая не только упрощает навигацию по сайту, но и отображает его предыдущий раздел.
Использование «Поиска по сайту» не только целесообразно, но и необходимо в случаях, когда объем ресурсов сайта измеряется сотнями документов. Специально разработанный модуль поиска позволяет на сайте ИБЦ Тюм-
ГУ обрабатывать сложные составные поисковые запросы с учетом морфологии.
К вспомогательной навигации можно отнести дублирующую навигацию, которая служит для отображения точного положения страниц в иерархии сайта.
Подводя итог, следует отметить, что создание и использование сайта вузовской библиотеки строится на следующих основных принципах:
— открытость — предоставление пользователям полноты информации о всех аспектах библиотечной деятельности, включая информацию о фондах, услугах, правилах обслуживания и т. д.;
— единообразие — реализация через единый интерфейс предоставления всех служб библиотеки, через использование стандартных форматов ее электронных ресурсов;
— информативность — максимальное наполнение сайта информационными ресурсами, востребованными образовательным и научным процессами.
Сайт ИБЦ ТюмГУ способствует решению задач информатизации образовательного и исследовательского процессов вуза, формированию нового уровня информационной культуры пользователей. Таким образом, сайт библиотеки является ключевым элементом в формировании информационно-образовательного пространства вуза.
Литература
1. Соснин П. И. Проблемы развития пространства вуза // Компьютерные технологии в высшем образовании: Тез. науч.-метод. конф. Ульяновск, 2000. С. 5-9.
2. Негуляев Е. А. Предметные путеводители по веб-ресурсам на сайтах вузовских библиотек [Электронный ресурс] // Электронные ресурсы в библиотеках. 2005. № 1. URL: http://www.eril.ru/magazine/rchive/2005/1/theme/ negulyaev.php
шШтт ." ft-i ii"' ' '