1Г.Г. Косач
САУДОВСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ «ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛЬЗЫ»: ПРОДОЛЖЕНИЕ КУРСА ВНУТРЕННИХ РЕФОРМ
В статье рассматривается процесс становления в Саудовской Аравии широкого круга общественных организаций, представляющих в первую очередь профессиональные организации «образованного класса» - «научные общества» университетских сообществ, ассоциации литераторов, журналистов и правозащитников. Закон об общественных организациях и институтах, в декабре 2007 г. одобренный национальным протопарламентом - Консультативным советом (Советом шуры), дополнивший ранее принятые в Саудовской Аравии конституционные акты, призван, как подчеркивается в статье, юридически оформить действовавшие ранее де-факто общественные организации, а также регулировать ход их формирования и деятельности.
Ключевые слова: общественные организации, организации «общественной пользы», образованный класс, протопарламент, реформы.
Существование в Саудовской Аравии широкого спектра организаций «общественной пользы», или «общественных организаций» (этот термин призван подчеркнуть их формальную независимость от государства), - неотрицаемый феномен1. Эти организации не только многочисленны, но и многообразны. В их ряду и создаваемые (этот процесс до последнего времени не был юридически оформлен, развиваясь, по сути дела, de facto) национальным «образованным классом» объединения (например, ассоциации менеджеров, историков, работников средств массовой информации и правозащитников) - действительно новое явление саудовской общественной жизни.
В этой связи встает вопрос об условиях становления некоторых из этих объединений, как и об обстоятельствах их эволюции. Вме-
© Косач Г.Г., 2009
сте с тем сам этот вопрос - лишь часть более объемной и принципиально важной проблемы: как будет выглядеть дальнейшее развитие политической системы королевства?
Первые организации саудовского «образованного класса» появлялись еще во второй половине 1980-х гг. как профессиональные ассоциации выпускников зарубежных учебных заведений (в первую очередь Соединенных Штатов), становившихся после своего возвращения на родину сотрудниками (в то время еще немногочисленных) национальных университетских центров. Именно тогда при эр-риядском университете им. короля Сауда в рамках факультета литературы и искусств возникли первые «научные общества» - Саудовская географическая ассоциация, Саудовская историческая ассоциация и Саудовская ассоциация социальных исследований, в 2002 г. в число «научных обществ» этого же факультета вошла и Саудовская ассоциация информации и коммуникаций. Ныне в их списке присутствуют также Саудовская ассоциация менеджмента, Саудовская ассоциация политических наук и Саудовская ассоциация экономики, действующие в рамках факультета менеджмента того же университетского центра.
Обычная практика создания таких ассоциаций связана с выдвижением соответствующих инициатив сотрудниками тех или иных департаментов, в дальнейшем утверждаемых научным советом университета2. Каждая из этих ассоциаций имеет свой устав, также утверждаемый научным советом университета. Из текста устава любой ассоциации вытекает, что ее создание в рамках университета им. короля Сауда вовсе не означает, что она действует только как объединение его преподавателей соответствующих специальностей. Напротив, каждая из них претендует на то, что является центром, объединяющим коллег в пределах всей страны3.
Задача каждой ассоциации определяется ее уставом как содействие в организации научной и практической деятельности каждого из входящих в ту или иную организационную структуру членов академического сообщества. Так, устав Саудовской исторической ассоциации подчеркивает, что она была создана в интересах «развития внимания к истории Королевства Саудовская Аравия и Аравийского полуострова, в частности, а также истории арабов и ислама, что предполагает организацию деятельности историков в сфере научных исследований и сбора научной документации, используя для этого проведение научных конференций и публикацию монографий и периодических изданий». Поддержание контактов между Ассоциацией и ее зарубежными коллегами выдвигается на одно из первых мест в ее деятельности. Но важно и другое обстоятельство - Ассоциация стремится «высказывать свои рекоменда-
ции в интересах развития исторического знания различным государственным институтам и организациям»4.
В этой связи Ассоциация уже провела под эгидой своего «почетного председателя», члена правящей семьи и мэра Эр-Рияда принца Сальмана бен Абдель Азиза5 несколько общенациональных научных конференций, в которых принимали участие и зарубежные коллеги саудовских историков. Эти конференции были посвящены политической, экономической и социальной истории различных регионов королевства. Одной из последних была состоявшаяся в мае 2006 г. конференция в Аль-Хобаре (Восточная провинция), участники которой рассматривали историю этого региона в аспекте его культурно-цивилизационных особенностей (район сосредоточения саудовских шиитов) и этапов его развития после включения Аль-Хаса (историческое название этого региона. - Г. К.) в состав саудовского государства6. Наконец, важным направлением сегодняшней работы этой Ассоциации стало проведение археологических раскопок, в частности в западных регионах страны (Хиджаз, Неджран, Асир) - там, где развивались события доисламской и раннего этапа мусульманской истории7.
Итоги этой деятельности не могут рассматриваться как далекие от контекста современного развития саудовского государства прежде всего потому, что они вносят существенные перемены в уже ставший привычным исторический (и, естественно, связанный с ним политический) дискурс. Если еще недавно основные положения этого дискурса концентрировались исключительно вокруг деятельности Аль Сауд, представавшими в качестве едва ли не «преемников» пророка Мухаммеда и воссоздателей подлинно мусульманского государства (а история Аравийского полуострова и была, собственно, историей раннего мусульманского халифата, непосредственно переходившей в историю саудовского государства8), то сегодня этот дискурс выглядит значительно более многообразным и многосторонним. Благодаря деятельности современных саудовских историков аравийская история9 рассматривается в контексте широкого взаимодействия цивилизаций, лишь одной из которых являлась исламская. Это обстоятельство принципиально важно в связи с прагматическими потребностями государства, считающего, что одним из источников внутреннего финансирования может стать развитие туризма и сопутствующей ему индустрии10, что и вызывает к жизни тенденцию к коррекции традиционного религиозного взгляда на прошлое Аравийского полуострова.
Положения, идентичные тем, которые содержатся в уставе Саудовской исторической ассоциации, фиксируются и в уставах других «научных обществ».
Саудовская ассоциация менеджмента провозглашает целями своей деятельности «развитие научного подхода к решению задач управления, вклад в процесс научно-технического прогресса, создание условий для гармоничного взаимодействия науки и практики» и, наконец, «предоставление консультаций по вопросам менеджмен-та»11. Регулярная организация курсов тренинга, к которым привлекаются и известные западные менеджеры, а также издание специализированного журнала «Афак аль-идара» («Перспективы менеджмента»), пропагандирующего современные подходы к вопросам управления (также вытекающие из нужд государства), представляют собой важнейшие направления работы этой Ассоциации.
В начале февраля 2006 г. под эгидой министра труда Г.А.-Р. Аль-Кусейби и в тесном сотрудничестве с торгово-промышленной палатой Эр-Рияда Ассоциация провела свою научно-практическую конференцию «Человеческие ресурсы и развитие»12. Лозунги конференции резюмировали суть основных выступлений и рекомендаций: «Мы готовим будущих руководителей», «Мы развиваем человеческие ресурсы и менеджмент знания», «Мы готовим квалифицированных тружеников, необходимых будущему». Обсуждение вопроса о вхождении женщин в систему государственного управления, а также их деятельности в рамках частного предпринимательства заняло на этой конференции едва ли не одно из главных мест.
В начале мая 2006 г. Саудовская ассоциация менеджмента вновь под эгидой министра труда провела очередную ежегодную встречу на тему «Тренинг и развитие: учеба и тренинг в обществе знания». Это были, в первую очередь, практические занятия, в которых участвовали начинающие предприниматели из столицы и других регионов страны (почти половину участников встречи составили женщины). Но одновременно участникам встречи были прочитаны лекции, сопровождавшиеся дальнейшими дискуссиями, о задачах менеджмента после вступления Саудовской Аравии в ВТО, об электронном обеспечении системы управления, а также о современной роли системы образования в королевстве (в частности, частного образования) в подготовке новых кадров управления, включая и женщин13.
В свою очередь, Саудовская ассоциация информации и коммуникаций видит свою задачу в «повышении уровня деятельности национальных средств информации и коммуникации, включая и расширение числа работающих в них женщин». Ее создатели считают необходимым содействовать этому на основе создания широкой сети курсов переподготовки журналистов и, более широко, работников массмедиа, используя «современные зарубежные мето-
ды»14. Эта организация стремится к тому, чтобы «формировать отвечающий задачам нынешнего этапа развития международного сообщества журналистский корпус королевства», оказывая «необходимое содействие заинтересованным государственным органам». Речь идет, однако, и о более широкой постановке вопроса -Ассоциация стремится к тому, чтобы создать редакции детского и молодежного вещания на национальном радио и телевидении, внедрять там передачи, посвященные театру и кино, а также содействовать «популяризации с помощью радио и телевидения лучших произведений саудовской литературы, в частности саудовского рассказа, драмы и романа». В рамках этого направления своей деятельности Саудовская ассоциация информации и коммуникаций считает необходимым «внести свой вклад в изменение образа Королевства Саудовская Аравия в современном мире».
2-5 октября 2004 г. эта Ассоциация провела свое первое международное мероприятие - практическую конференцию «Образ Королевства Саудовская Аравия в современном мире». Ее целью было получить от зарубежных участников этой конференции реальную информацию о том, как средства массовой информации той или иной страны представляют Саудовскую Аравию своим слушателям и зрителям. В дальнейшем же полный отчет об этой конференции, включая и ее рекомендации (вырабатывавшиеся ее саудовскими участниками), должны были быть переданы представителям национального истеблишмента. Впоследствии основная деятельность Ассоциации была сосредоточена на подготовке журналистских кадров, начало которой было положено проведенным ею 3-5 декабря 2005 г. общенациональным форумом «Новые методы подготовки журналистов»15.
Представленные «научными обществами» саудовские организации «общественной пользы» рассматривают себя в качестве объединений экспертов, задачей которых выступает содействие государству в реализации выдвигаемых им проектов развития. Хотя они и были вызваны к жизни инициативами академической страты «образованного класса», их деятельность невозможна без тесных контактов между ними и национальным политическим истеблишментом - в состав их руководства введены в качестве «почетных членов» члены семьи Аль Сауд или высшие государственные чиновники, близкие к королю Абдалле. Их деятельность отвечает «реформаторским» устремлениям «правящего класса», выступающим в качестве базовой основы их существования и эволюции.
В списке задач «научных обществ» отсутствуют даже намеки на то, что они могут принимать непосредственное участие в политическом процессе, - формально эта группа организаций «общественной
пользы» полностью отделена от политики, фокусируя свою работу только на решении задач, касающихся профессиональной деятельности их членов. Тем не менее, координируя свою работу с устремлениями государства, «научные общества» (пусть косвенно) решают задачи политики. Они вырабатывают новый историко-политичес-кий дискурс, развивают систему средств массовой информации и содействуют развитию современного предпринимательства. Но эта их деятельность, когда они играют роль экспертных советов, помогающих государству, представляет собой принципиально важный канал, используя который саудовский «образованный класс» входит в политическую систему королевства.
Список саудовских организаций «общественной пользы» не ограничивается, конечно же, только «научными обществами». Не претендуя на полный охват всего этого списка, следовало бы отметить наиболее значимые и претендующие на деятельность в общенациональном масштабе общественные организации, стремящиеся играть собственную роль в нынешнем процессе проводимых «правящим классом» внутренних реформ. Среди них Ассоциация саудовских издателей, Ассоциация саудовских литераторов, Ассоциация саудовских журналистов и, наконец, Национальный комитет прав человека. Все эти организации возникли практически одновременно (в период между октябрем 2003 г. и мартом 2004 г.), а инициатива их создания вновь была связана с начинаниями «образованного класса».
Возможность становления первых трех названных выше ассоциаций была связана со смягчением цензуры газетных публикаций и литературных изданий как принципа новой политики государства в сфере культуры, провозглашенной в июле 2005 г. в заявлении нынешнего министра информации и культуры Ийяда Мадани16. Он подчеркивал: «Телевидение, радио и журналистские учреждения должны стать каналами и трибунами культурной деятельности, целью которой станет перемещение культуры из ограниченной сферы элиты к широким массам граждан»17.
Считая задачей своего министерства создание «культурной ткани, приемлемой для страны», И. Мадани говорил: «Наша страна - место, где находятся Две Благородные Святыни. Наша страна служит двум священным городам - Благородной Мекке и Просветленной Медине, она служит гостям Милосердного Господа -паломникам к их святыням. Наша страна - источник арабизма, колыбель арабского языка, языка великой цивилизации, воплощенной в поэзии. Все это требует, - продолжал министр, - чтобы эта культурная ткань имела в своей основе ислам, несущий мировую миссию справедливости, мира и милосердия, миссию,
уважающую плюралистическое многообразие и мнение другого, миссию, объединяющую, а не разъединяющую, уравнивающую, а не дающую преимущества, сеющую умеренность, а не угнетение, искореняющую насилие и экстремизм, уважающую человека, его права и свободы». Опора на эти ценности, по словам министра, предполагала поиск саудовской культурой «своего места в современном мире», а не «слепое следование западным либеральным моделям».
Заявление министра информации и культуры было образцом нового саудовского дискурса, продолжающего обращаться к традиции и одновременно стремящегося осторожно внести в нее новые элементы, отнюдь не кажущиеся радикальными. Вместе с тем заявление И. Мадани стало исходной точкой процесса, воспринимаемого саудовским «образованным классом» в качестве «информационной весны»18. В определенном смысле основанные на этом заявлении последующие практические действия министерства стали доказательством того, что оно может рассматриваться и как инструмент защиты деятелей культуры от нападок защитников религиозной традиции.
Ассоциация саудовских издателей19 объединяет более 300 существующих в королевстве издательских центров, а также их филиалы в Бейруте, Каире, Аммане и Дамаске. Не разрывая связей с министерством информации и культуры (на которое возложена, в частности, задача охраны авторских и издательских прав), создатели Ассоциации считали необходимым добиться больших возможностей действия в королевстве (при условии «опоры на нормы шариата»). Саудовская Аравия должна была стать рынком сбыта тех произведений национальной литературы, которые ранее предназначались для издания за пределами страны.
В апреле 2005 г. в Эр-Рияде была создана Ассоциация саудовских литераторов. Инициатива ее создания принадлежала двум саудовским новеллистам - Мухаммеду Аш-Шахка и Халеду Аль-Юсефу20. По словам ее создателей, идея формирования Ассоциации выросла из опыта функционирования возникавших в конце 1970-х гг. в различных регионах королевства литературных клубов. Однако, по их словам, в Саудовской Аравии «начала XXI в.» деятельность этих клубов недостаточна. «Сегодня, - как подчеркивали основатели этой Ассоциации, - мы нуждаемся в настоящей гражданской жизни, означающей, что гражданин самостоятельно устраивает свою жизнь, создает независимые общества и устанавливает собственные связи и контакты». Конечно, добавляли они, эта «гражданская жизнь должна дополнять деятельность правительства, ведь в конечном итоге и гражданская жизнь, и правительство в зависимости от своих возможностей делают одно дело».
Инициаторы создания этой Ассоциации подчеркивали, что их цель заключается в том, чтобы содействовать «строительству гражданского общества», в котором «будет слышен голос литераторов», «поддерживающих цели Ассоциации, среди которых защита свободы слова и культурного творчества». В уставе Ассоциации записано, что ее цели - «защита свободы слова, вхождение саудовской литературы в семью литератур арабских стран и мира», «обращение к гуманистическим истокам саудовской народной культуры и ее преобразование на основе высших идеалов всего человечества». Ассоциация предполагала развивать связи с писателями всего мира, среди ее задач было издание литературных журналов, пропагандирующих творчество национальных авторов и знакомящих их с «лучшими достижениями мировой литературы».
Вопрос об инструментах реализации намеченных Ассоциацией целей был связан с национальной традицией. Ассоциация провозглашала уважение всех слоев и ценностей общества. Она стремилась «руководствоваться шариатским фикхом21» в силу того, что «фикх воспитывает в нас потребность в диалоге, критике и подлинном творчестве, освещающем реальность». Саудовские литераторы вовсе не стремились внести какие-либо изменения в существующую в королевстве систему власти - эта система была «национальна». Она черпала свою силу в «исламском шариате, обеспечивающем всем свободу печатного и устного слова, как и свободу действия». Впрочем, инициаторы создания Ассоциации саудовских литераторов ставили свои начинания в их естественный контекст - действия государства, без которых сама идея ее возникновения теряла всякий смысл. «Нашему шагу, - подчеркивали они, - предшествовало начало национального диалога, муниципальные выборы, новые законы государства. Все это создало предпосылки для оптимистического изменения культурной среды».
В конце октября 2003 г. в Эр-Рияде было объявлено о создании Ассоциации саудовских журналистов. Инициатива ее создания принадлежала главному редактору столичной газеты «Ар-Рияд» Турки бен Абдалле Ас-Судейри. Ее целью создатели провозгласили «защиту прав журналистов королевства» и «координацию их действий с организациями, курирующими деятельность медиа-сообщества». В момент создания этой Ассоциации в ее ряды вступили не менее 530 журналистов22, представлявших ведущие периодические издания страны. Встречаясь с делегацией журналистов во главе с Т.А. Ас-Судейри, нынешний король (в то время наследный принц) Абдалла подтвердил свое стремление содействовать развитию саудовской журналистики, которая должна стать, как он подчеркивал, «выразителем интересов королевства».
Наследный принц выразил понимание слов Т.А. Ас-Судейри, заявившего во время встречи с нынешним королем Абдаллой -инициатором внутрисаудовских реформ, что саудовские журналисты «обладают неотъемлемым правом на свободное выражение своей точки зрения»23. Однако эта идея вовсе не рассматривалась инициатором создания Ассоциации расширительно: «Если в государстве N - отмечал он, - ведется кампания против королевства, то почему я должен запрещать журналисту рассказать правду о моей стране и ответить клеветникам? Это и есть свободное выражение собственной точки зрения»24.
Состоявшиеся в начале июня 2004 г. выборы (санкционированные министерством информации и культуры) впервые включили в состав Административного совета Ассоциации, возглавлявшегося Т.А. Ас-Судейри, двух женщин-журналисток. Кроме того, в руководстве Ассоциации представлены главные редакторы ведущих столичных печатных и электронных изданий, как и некоторых провинциальных газет25.
Впервые в еще недолгой истории создания и деятельности саудовских организаций «общественной пользы» Административный совет Ассоциации не включил в свой состав никого из представителей политического истеблишмента (даже в качестве «почетных членов» Совета), как и никого из чиновников министерства информации и культуры. Для этого были формальные основания, о которых говорил Т.А. Ас-Судейри, отметивший, что саудовская пресса - поле деятельности частного капитала, являющегося единовластным владельцем того или иного издания26. Разумеется, достаточно часто владельцами того или иного саудовского печатного издания, что относится как к внутренней саудовской прессе, так и внешней27, выступают члены королевской семьи. Но и это обстоятельство не могло стать поводом, способным заставить включать в его состав ту или иную фигуру политического истеблишмента или сотрудника министерства информации и культуры28. Однако, санкционируя выборы в Административный совет Ассоциации, министерство информации и культуры отмечало: «Ассоциация станет структурой, призванной, с одной стороны, организовать сотрудничество между работниками сферы журналистики, а с другой - между ними и государственным руководством сферы информации. Благодаря возникновению этой Ассоциации, журналисты смогут обрести большее чувство ответственности в отношении своей родины и общества»29.
Газеты (как столичные, так и провинциальные), сотрудники которых представлены сегодня в Административном совете Ассоциации, стоило бы рассматривать в качестве последовательных
защитников курса «информационной весны». Впрочем, опора Саудовской ассоциации журналистов на поддержку властей и в этом случае была очевидна - идея создания Ассоциации была поддержана представителями высшего политического истеблишмента, включая личных советников нынешнего монарха. Едва ли не сразу после создания Ассоциации по личному указанию короля министерство по делам муниципальных и сельских административных образований предоставило аппарату ее Административного совета участок земли в Эр-Рияде и оказало материальную помощь, необходимую для строительства здания, где стала размещаться штаб-квартира Ассоциации. Впрочем, и сам представленный журналистским корпусом «образованный класс» демонстрировал свое стремление к эволюционной трансформации общества и государства, следуя в этом отношении в фарватере национального «политического класса».
Вместе с тем это следование отнюдь не означало, что журналистский корпус выступает в роли абсолютного сателлита этого «класса». Ассоциация саудовских журналистов уже высказала свою точку зрения, согласно которой феномен «информационной весны» требует своего законодательного закрепления. По словам одного из членов Административного совета Ассоциации, «продолжение феномена информационной весны возможно, только если этот феномен будет формализован». Он подчеркивал: «Необходимо принять законы, которые сделают нынешнюю свободу постоянной». Но упоминаемые им законы должны стать и «законами, определяющими свободу мнения, не допускающими лжи или бездоказательности публикуемых материалов». Он добавлял: «Мы должны принять законы, существующие во всем цивилизованном мире»30.
Эта точка зрения соответствовала более широким установкам саудовского «образованного класса», считавшего, что если истеблишмент будет продолжать свое движение по пути перестройки национальной экономики, то он неизбежно придет и к расширению «поля политической культуры».
Это означает, в частности, что любые начинания саудовского «образованного класса» не могут быть успешными без их поддержки со стороны «политического класса» страны. Однако уже начавшийся в королевстве процесс реформ, вне зависимости от частных различий во взглядах разных фракций истеблишмента на то, как он должен развиваться, тем не менее продолжается. Более того, профессиональные организации саудовского «образованного класса» (включая и те из них, которые квалифицируют себя в качестве «научных обществ»), стремятся играть в этом процессе собственную роль. Так, перед началом первого этапа избирательной кампании в
муниципальные советы группа саудовских интеллектуалов создала Координационный совет контроля над выборами. В него вошли двенадцать активистов, представлявших Саудовский национальный комитет прав человека, Ассоциацию саудовских журналистов, Саудовскую ассоциацию информации и коммуникаций, Саудовскую ассоциацию управления, Саудовскую ассоциацию географов, Саудовскую ассоциацию экономистов и Саудовскую ассоциацию юристов31.
В начале марта 2004 г. в королевстве был создан «общественный» Национальный комитет прав человека со штаб-квартирой в Эр-Рияде. В учредительном заявлении о его создании подчеркивалось, что Комитет формируется «в интересах деятельности, направленной на охрану прав человека, в соответствии с Основным законом правления, а также декларациями и хартиями прав человека Лиги арабских государств, Организации Исламская Конференция и Организации Объединенных Наций». Далее в этом документе отмечалось, что «деятельность Комитета не противоречит исламскому шариату»32. В течение 2005-2006 гг. отделения Комитета были созданы в различных провинциях королевства.
Главой Комитета стал член Консультативного совета, бывший секретарь Лиги исламского мира А.С. Аль-Убейд. Первое заседание Комитета состоялось в здании саудовского Консультативного совета33. Комитет провозгласил себя «независимой, действующей на основе гласности» и «финансируемой не из государственных фондов» организацией. В своем большинстве члены его избранного руководства (41 человек, среди которых 10 женщин) представлены депутатами Консультативного совета, сотрудниками средств массовой информации, юристами и университетскими профессорами (из университетов им. короля Сауда и им. короля Абдель Азиза в Эр-Рияде и их филиалов в Джидде)34. В начале марта 2004 г. его деятельность была санкционирована королем Фахдом. Встречаясь 9 марта 2004 г. с членами Комитета, король заявил: «Основной закон правления провозгласил конституцией королевства Книгу Всевышнего Господа и Сунну Его Пророка. Мусульманский шариат направлен на защиту прав человека, что означает, что создание вашей общенациональной комиссии должно рассматриваться как дело, угодное Богу»35.
Цитировавшийся выше отрывок из учредительного заявления Саудовского национального комитета прав человека показателен. Упоминание в нем «деклараций и хартий прав человека», принятых ООН (речь, в первую очередь, идет о Всеобщей декларации прав человека), естественно и объяснимо: Саудовская Аравия последовательно вписывает себя в международное правовое прост-
ранство. Но не стоит считать Саудовский национальный комитет прав человека полномасштабной правозащитной организацией. Его создание определялось интересами истеблишмента (в этой связи серьезно говорить об «общественном» характере Комитета, конечно же, не приходится), он, вне сомнения, получает, как и любая другая организация «общественной пользы», существенные финансовые дотации от государства, сама возможность его функционирования полностью зависит от воли национального руководства. Более того, список задач, решение которых Комитет считает для себя первоочередными, во многом ограничен, да и их решение возможно только на основе норм шариата.
Саудовский национальный комитет прав человека считает необходимым выявлять и принимать решения по вопросам, которые (как считают его члены) саудовское общество рассматривает в качестве «щепетильных». Это, в первую очередь, проблемы, связанные с домашним насилием36, жертвами которого становятся женщины. Но круг проблем, которые находятся в центре внимания Комитета, включает и вопросы, касающиеся сути вынесенных судебных решений, условий, в которых находятся заключенные в тюрьмах, положения иностранных рабочих и дискриминации в отношении детей саудовских гражданок, находящихся в браке с иностранцами.
К началу февраля 2006 г. Комитет рассмотрел более тысячи поступивших в его филиалы жалоб, связанных с теми проблемами, которые представляются его организаторам основными для его деятельности. Более того, уже созданные департаменты Комитета разработали несколько планов действий саудовских правоохранителей (включая, например, посещение всех саудовских тюрем для выяснения условий содержания заключенных). Однако при этом Саудовский национальный комитет прав человека считает необходимым специально заниматься «узниками совести» (под которыми понимаются саудовские заключенные на базе Гуантанамо37).
Саудовский национальный комитет прав человека категорически отбрасывает какие-либо формы вмешательства в политику (если это не санкционировано государством), ограничивая свою роль исполнением обязанностей национального омбудсмена. Вместе с тем, официально руководствуясь нормами шариата, Комитет не кажется институтом, безоговорочно поддерживающим некоторые из этих норм, выглядящие в современном мире действительно как одиозные. Речь идет, в частности, о забрасывании камнями за «прелюбодеяние» или отрубании конечностей за воровство. В заявлениях представителей Комитета уже на раз высказывалась мысль о том, что такого рода наказания «не являют-
ся достоянием благородного шариата», а привнесены в него «традицией джахилийи»38.
Тем не менее ограниченность сферы деятельности Комитета не может рассматриваться как показатель того, что эта деятельность не оказывает какого-либо влияния на саудовское общество. Члены Комитета подчеркивают свой «общественный» статус, рассматривая себя в качестве «института гражданского общества»39. Осуществляемый им сбор информации о нарушениях прав человека, фиксация этих нарушений, установление тесных связей с прессой40, регулярно публикующей получаемую от Комитета информацию, - все это содействует распространению в саудовском обществе того, что сам Комитет называет «правовой культурой», даже если эта культура и обрамляется ссылками на «подлинные» нормы шариата.
Не менее важно и другое обстоятельство - в середине ноября 2005 г. Национальный комитет прав человека сообщил о том, что им была получена тысяча просьб от граждан страны, желающих стать его добровольными и «неосвобожденными» сотрудниками41. Цель этого сотрудничества - оказание помощи Комитету в решении выдвигаемых им задач. Конечно же, эта цифра невелика, но тем не менее ее появление означает, что в саудовском обществе существует тенденция к развитию сотрудничества с первой в истории страны правоохранительной организацией. Более того, саудовский истеблишмент видит, наверное, в существовании Комитета определенную гарантию того, что международное общественное мнение будет в ином, более благоприятном, свете воспринимать саудовское королевство. Исходя из этого истеблишмент не препятствует развитию его отношений с ведущими правозащитными организациями мира (в частности, с Amnesty International42).
Становление новых форм (пусть и ограниченных) гражданской самоорганизации поставило вопрос о правовом регулировании деятельности саудовских организаций «общественной пользы». В конце декабря 2007 г. национальный протопарламент -Консультативный совет страны - принял Закон об общественных организациях и институтах43, проект которого был предложен возглавляемым королем Советом министров.
Закон об общественных организациях и институтах (рассматриваемый как дополнение к уже существующим в королевстве конституционным актам) ставит своей целью содействие «организации и защите общественной деятельности» в интересах «национального развития». В этом контексте определение, даваемое этим Законом понятию «общественная организация», полностью отвечает тем целям, ради реализации которых он и был разработан: «В качестве общественной данный Закон рассматривает любую
группу, созданную на определенный или длительный срок юридическими или физическими лицами, деятельность которой направлена не на получение прибыли, а на осуществление той или иной благородной цели, среди которых общественное взаимодействие, религиозная, социальная, культурная, образовательная, профессиональная и творческая деятельность, как и деятельность в сфере здравоохранения, а также предоставление как материальной, так и моральной гуманитарной помощи или того или иного опыта в сфере технического обслуживания». Сама же эта деятельность не может противоречить «положениям исламского шариата, нарушать существующую систему правления и нормы общественной морали», а «должна быть направлена на сохранение единства общества». Из текста Закона вытекает также, что «общественные организации» могут действовать и как «организации общественной пользы» (молодежные, экологические или защищающие права потребителей), и как профессиональные и творческие объединения, поскольку в число этих организаций входят также «профессиональные организации, научные и литературные общества».
Для руководства деятельностью «общественных организаций» в Эр-Рияде будет создан Национальный комитет общественных организаций и институтов, обладающий «собственным бюджетом», создаваемым на основе бюджета государства, и подчиняющийся председателю Совета министров (им является правящий монарх - король Абдалла). Его филиалы появятся во всех центрах нынешних административных провинций. Задачи этого Комитета состоят в «регистрации и выдаче лицензий» общественным организациям, «утверждении» их «уставов», «оказании государственной поддержки зарегистрированным» объединениям, «контроле, в том числе и финансовом, над их деятельностью».
В число непосредственных обязанностей Национального комитета общественных организаций и институтов входит также «утверждение финансовых документов организаций и контроль над источниками получения ими негосударственной финансовой помощи, как и расходованием имеющихся у организации или института финансовых средств». Это положение цитируемого Закона принципиально важно, в том числе и с точки зрения сегодняшней внутрисаудовской ситуации, когда в стране продолжает действовать антисистемная и апеллирующая к религиозным лозунгам оппозиция, тесно связанная с аналогичными ей движениями за рубежом.
Контролирующий характер Национального комитета общественных организаций и институтов подчеркивается его составом. Эта государственная структура будет возглавлена «одним из
членов Совета министров, назначаемым на этот пост королевским указом», а членами Комитета станут высшие чиновники государства, каждый из которых будет представлять, соответственно, министерство социальных дел, министерство исламских дел, вакфов, призыва и наставления, министерство внутренних дел, министерство высшего образования и министерство торговли. Разумеется, в состав Комитета будут введены и представители «общественности», обладающие «уже накопленным ранее опытом деятельности на благо общества», которые будут представлять в нем в том числе и «организации общественной пользы», а также «научные общества» и «общественные институты». Все эти представители «общественности» будут назначаться в состав Национального комитета общественных организаций и институтов «на четырехлетний срок решением Совета министров по представлению председателя Совета министров» (что означает, что саудовский монарх будет лично контролировать этот процесс).
Важным положением Закона об общественных организациях и институтах является и создание под руководством Совета министров Фонда поддержки общественных организаций, задача которого определяется как «содействие поддержке и развитию программ деятельности организаций». Фонд будет формироваться за счет перечислений в него средств из государственного бюджета, передачи ему личных «пожертвований, даров и вакфов», сумм, «отчисляемых банками, финансовыми организациями и компаниями», а также «доходов, получаемых Фондом в сфере его собственной финансовой деятельности», и «части налоговых поступлений и таможенных сборов, получаемых государством».
Положения саудовского Закона об общественных организациях и институтах, конечно же, далеки от того, чтобы рассматривать их в качестве действительной предпосылки для возникновения в этой стране реальной плюралистической демократии, интересы акторов которой выражают полноценные политические партии. Но вместе с тем его появление доказывает, что путь саудовской общественно-политической либерализации во многом идентичен тем процессам, которые значительно раньше, чем в Саудовской Аравии, стали реальностью в других государствах Залива. Ни в одной из этих стран политическая эволюция не привела к появлению развитой партийной системы. Напротив, местные «политические классы» стремились сдерживать процесс ее формирования, используя для этого лозунг «сохранения единства» местного сообщества, «сплоченного» вокруг правящего семейства, само нахождение которого у власти является залогом существования соответствующего государства.
Идея этого «единства» вовсе не порождена «деспотизмом» или «тиранией» того или иного правящего семейства государств Залива. Для нее существуют более весомые причины и обстоятельства, важнейшим среди которых выступает гетерогенность местных социумов, их конфессиональное и регионалистское многообразие - обстоятельство тем более значимое для Саудовской Аравии.
Новый саудовский Закон действительно повторяет опыт других государств Залива, направляя усилия граждан королевства только на решение общенациональных задач, исключая из сферы деятельности создаваемых местным «образованным классом» объединений любое указание на политику, ограничивая эту сферу лишь «общественной пользой». Тем не менее эта политика, но в приемлемых для государства формах, неизбежно становится одним из факторов, который будет определять (да и определяет сегодня, поскольку соответствующие структуры уже стали частью общественного пейзажа королевства) и процесс создания новых организаций, и их деятельность.
Примечания
См. об этом: Косач Г.Г. Саудовская Аравия: внутриполитические процессы «этапа реформ» (конец 1990-2006 г.). М., 2007. С. 161-236. См., напр.: Набза ан Аль-Джамъийя (Сведения об Ассоциации) [Электронный ресурс] // Сайт Саудовской исторической ассоциации. [2008]. URL: http://www.saudihistoricaIsociety.org/about.asp (дата обращения: 23.10.08). Так, в частности, из девяти членов Административного совета Саудовской исторической ассоциации трое, включая главу Совета, сотрудников университета им. короля Сауда, представители крупнейшего исторического научно-исследовательского центра королевства - Дома короля Абдель Азиза (Дара аль-малик Абдель Азиз), а также сотрудники эр-риядских университетов им. короля Абдель Азиза, им. короля Фейсала и им. короля Халеда, а также столичного исламского университета им. имама Мухаммеда бен Сауда и мек-канского университета «Умм Аль-Кура» (Набза ан аль-Джамъийя (Очерк об Ассоциации) [Электронный ресурс] // Сайт Саудовской исторической ассоциации. [2008]. URL: http://www.saudihistoricaIsociety.org/about.asp (дата обращения: 23.10.08)).
Здесь и далее см.: Ляиха Аль-Джамъийя ат-тарихийя ас-саудийя. Ст. 2-6 раздела Ахдаф Аль-Джамъийя (Цели Ассоциации) [Электронный ресурс] // Сайт Саудовской исторической ассоциации. [2008]. URL: http://www.saudihis-toricaIsociety.org/rouIs.asp (дата обращения: 23.10.08).
Говоря о значении создания Саудовской исторической ассоциации, принц Сальман подчеркивал, что благодаря ее деятельности «саудовская история, как и история арабо-мусульманского мира, вписывается в мировую цивилиза-
1
2
3
4
цию» (Калима ар-раис аль-фахрий (Заявление почетного председателя) [Электронный ресурс] // Сайт Саудовской исторической ассоциации. [2008]. URL: http://www.saudihistoricalsociety.org/speach1.asp (дата обращения: 23.10.08)).
6 См. программу этой конференции на сайте Ассоциации: Аль-Лика аль-ильмий ат-тасиъа «Тарих Шарк Аль-Джазира аль-арабийя абра аль-усур» (Девятая научная конференция «История Востока Аравийского полуострова через пройденные им столетия») [Электронный ресурс] // Сайт Саудовской исторической ассоциации. [2008]. URL: http://www.saudihistoricalsociety.org/ nadawat02.htm (дата обращения: 23.10.08).
7 См. об этом, напр.: Уляма асар: аль-кусур аль-манхута фи Мадаин Салех маса-кин ли маута аль-анбат (Ученые-археологи: выстроенные в скалах дворцы Мадаин Салех - это набатейские гробницы) // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2006. 8 сент.
8 Автор отталкивается от содержания саудовских школьных учебников истории, среди которых, в частности: Аль-Усейман А.С. Тарих Аль-Мамляка аль-арабийя ас-саудийя ли ас-сафф ас-салис аль-мутавассыт (История Королевства Саудовская Аравия для третьего класса неполной средней школы). Эр-Рияд, 2003.
9 См., например, путеводитель по Ад-Даръийе, подготовленный агентством древностей и музеев министерства образования при сотрудничестве с Саудовской исторической ассоциацией: Хаммам Ат-Турейф ва Каср ад-дыяфа (Баня Ат-Турейф и Гостевой дом). Эр-Рияд, 2005.
10 В 2001 г. указом короля Фахда при министерстве экономики и планирования была создана Высшая комиссия по туризму. В 2005 г. Комиссия разработала (при опоре на специалистов-историков) Национальную стратегию развития туризма. См. текст этого документа на сайте комиссии: Tourism development initiatives in the Kingdom [Электронный ресурс] // Сайт Высшей комиссии по туризму в КСА. [2008]. URL: http://www.sct.gov.sa/PDF/TourismDevelopment InitiativesinSaudiArabia.pdf (дата обращения: 23.10.08).
11 Здесь и далее: Ахдаф Аль-Джамъийя (Цели Ассоциации) [Электронный ресурс] // Сайт Саудовской ассоциации менеджмента. [2008]. URL: http://www. sma.org.sa/home/page.php?do=show&action=ahdaf (дата обращения: 23.10.08). См. также: Нашатат Аль-Джамъийя (Деятельность Ассоциации) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://www.sma.org.sa/home/page.php?do= show&action=activities (дата обращения: 23.10.08).
12 Здесь и далее см. об этой конференции: Мультакайат Аль-Джамъийя (Встречи Ассоциации) // Сайт Саудовской ассоциация менеджмента. [2008]. URL: http://www.sma.org.sa/home/page.php?do=show&action=moltqiat (дата обращения: 23.10.08).
13 См. сайт этой встречи: Дар аль-Марифа Груп. [2008]. URL: http://www.knowl-edgearabia.com (дата обращения: 23.10.08).
14 Здесь и далее см.: Ляиха Аль-Джамъийя ас-саудийя ли аль-иъалям ва аль-ит-тысаль (Устав Саудовской ассоциации информации и коммуникации). Ст. 2-7 [Электронный ресурс] // Сайт Саудовской ассоциации информации и коммуникации. [2008]. URL: http://samc.org.sa/action.php?action=cat5&id=5 (дата обращения: 23.10.08).
15 См. сообщение на сайте Ассоциации: Аль-Мунтада аль-Иълями ар-Раби [Электронный ресурс] // Сайт Саудовской ассоциации информации и коммуникации. [2008]. URL: http://samc.org.sa/forum4.php (дата обращения: 23.10.08).
16 Выступая в этот день в Эр-Рияде, И. Мадани подчеркнул, что его министерство не считает «необходимым контролировать средства массовой информации» (Рабиа хизр ташхадуху аш-шаша аль-фиддийя ва асир аль-изаъа, лякин калима аль-фасль фи ат-тагйир (Застенчивая весна на голубом экране и в радиоэфире, но решающее слово за изменениями)) // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2006. 2 авг.
17 Здесь и далее см.: Ийяд Мадани раджуль мухиммат сааба (Ийяд Мадани -человек трудных миссий) // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2005. 7 авг.
18 Здесь и далее см. об этом курсе, в частности: Куттаб ва сухуфийюн юталибун би синн каванин тадмун истимрарийя «рабиа аль-иълям» (Писатели и журналисты требуют принятия законов, гарантирующих продолжение «информационной весны») // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2006. 2 авг.
19 Здесь и далее см.: Джамъийят саудийя (Саудовские ассоциации) // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2005. 20 марта.
20 Здесь и далее о создании и документах этой Ассоциации см.: Муассисан ли Джамъийя аль-куттаб ва аль-удаба ас-саудийин: аль-джамъийя радд аля сакафа аль-илякат аль-амма аль-мугиба ли усулятина (Создатели Ассоциации саудовских литераторов: ассоциация - ответ на господство культуры public relations, далекой от нашей специфики) // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2005. 24 апр.
21 Шариатская юриспруденция.
22 Во всяком случае, имена 530 журналистов, собиравшихся голосовать в ходе выборов Административного совета Ассоциации, были опубликованы в газете «Ар-Рияд» (Ар-Рияд. 2004. 5 янв.).
23 См. отчет об этой встрече: Ain-al-Yaqeen. 2004. Sept. 17.
24 См. интервью Т.А. Ас-Судейри газете «Аш-Шарк Аль-Аусат»: Раис аль-лядж-на ат-таасисийя ли хейъа ас-сухуфийин ас-саудийин: ля иляка ли визара аль-иъалям ас-саудийя би аль-хейъа (Глава учредительной комиссии организации саудовских журналистов: саудовское министерство информации не имеет никакого отношения к организации) // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2004. 6 янв.
25 Сведения о членах Административного совета Ассоциации саудовских журналистов см.: Маджлис идара Джамъийя ас-сухуфийин ас-саудийин (Административный совет Ассоциации саудовских журналистов) [Электронный ресурс] // Сайт Аль-Кырар аль-Араби: База данных по государственным институтам и управленцам Арабского мира. [2008]. URL: http://www.arabdecision.org/ show_func_3_11_8_1_3_19129.htm (дата обращения: 23.10.08).
26 В этой связи Т.А. Ас-Судейри отмечал, что избрание главного редактора того или иного издания является прерогативой журналистов, работающих в этом издании (Раис аль-ляджна ат-таасисийя ли хейъа ас-сухуфийин ас-саудийин: ля иляка ли визара аль-иъалям ас-саудийя би аль-хейъа ва мархаля ат-таасис тататаллуб аъада би мувасыфат хасса).
27 Так, владельцем одной из ведущих саудовских газет - издающейся в Лондоне «Аль-Хайят» является сын нынешнего наследника престола принца Султана
принц Халед бен Султан. См.: Аль-Иъалям ва аль-масдакийя (Информация и информационная честность) // Аль-Хайят. 2006. 2 сент. С. 4.
28 Раис аль-ляджна ат-таасисийя ли хейъа ас-сухуфийин ас-саудийин: ля иляка ли визара аль-иъалям ас-саудийя би аль-хейъа ва мархаля ат-таасис тататал-луб аъада би мувасыфат хасса.
29 Цит. по: Джамъийят саудийя.
30 Здесь и далее см.: Куттаб ва сухуфийюн юталибун би синн каванин тадмун истимрарийя «рабиъа аль-иълям» (Журналисты требуют принятия законов, гарантирующих продолжение «информационной весны») // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2006. 2 авг.
31 Аль-Маджлис ат-тансикий ли муракаба аль-интихабат юким варша аль-амаль (Координационный совет контроля над выборами проводит рабочую мастерскую) // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2005. 7 февр.
32 Учредительное заявление Комитета цит. по: Джамъийят саудийя.
33 Аш-Шарк Аль-Аусат. 2004. 2 марта.
34 См., в частности: Удъу фи аль-джамъийя ас-саудийя ли хукук аль-инсан: санаъамаль би асар раджъий (Член саудовской комиссии по правам человека: мы будем работать на основе принципа обратной силы) // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2004. 4 марта.
35 Аш-Шарк Аль-Аусат. 2003. 10 марта.
36 Здесь и далее см.: Джамъийя хукук аль-инсан би аль-минтака аль-гарбийя та-стахдиф аль-манатык ан-наийя ли ат-табсыр би ас-сакафа аль-хукукийя.
37 Хукук аль-инсан туталиб би ат-тахкик фи вифа саляса мин муатакили Гуантанамо (Комитет прав человека требует расследовать обстоятельства смерти трех заключенных Гуантанамо) // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2006. 16 июня.
38 Джамъийя хукук аль-инсан тастаъин би ас-сухуф аль-махаллийя (Комитет прав человека обращается к местной прессе) // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2006. 11 апр.
39 См. об этом, в частности: Идара хасса ли расд халят аль-интихар ва аль-унф аль-усрий ва аль-игтысаб (Комитет прав человека создает специальное подразделение, занимающееся сбором данных о случаях самоубийств, семейного насилия и изнасилований) // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2005. 7 окт.
40 Джамъийя хукук аль-инсан тастаъин би ас-сухуф аль-махаллийя.
41 Здесь и далее см.: Альф муватын янтазырун зухур асмаихим фи Джамъийя хукук аль-инсан (Тысяча граждан ожидает появления их имен в списке сотрудников Комитета прав человека) // Аш-Шарк Аль-Аусат. 2005. 16 нояб.
42 См. об этом: Джамъийя хукук аль-инсан би аль-минтака аль-гарбийя тастах-диф аль-манатык ан-наийя ли ат-табсыр би ас-сакафа аль-хукукийя.
43 Здесь и далее этот закон цит. по его тексту, опубликованному в газете «Аль-Ватан»: Ар-Рафъа би Низам аль-муассасат аль-ахлийя, хакк инша иттихадат, манъа аль-халль илля би карар кадаъий, фатх фуруъа бидун тархис (Принятие Закона об общественных институтах, право создания объединений, их роспуск только на основе судебного постановления, открытие отделений объединений без предварительного получения лицензии) // Аль-Ватан. 2008. 18 янв.