Научная статья на тему 'Сатьяграха в Индии 1930-1934 гг'

Сатьяграха в Индии 1930-1934 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5044
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САТЬЯГРАХА / ПАКТ ИРВИНА М.К.ГАНДИ / КОНФЕРЕНЦИЯ "КРУГЛОГО СТОЛА" / ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ / ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС / "СОЛЯНОЙ ПОХОД" / СВАРАДЖ / АШРАМ / НЕСОТРУДНИЧЕСТВО / ХАРТАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иващенко Александр Стефанович

Цель статьи заключается в изучении закономерностей и особенностей развития национально-освободительного движения в Индии в 1930-1934 гг. под руководством харизматичного лидера индийского народа М.К. Ганди. Объект исследования история Индии в 1930-1934 гг., предмет национально-освободительное движение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сатьяграха в Индии 1930-1934 гг»

УДК 94(540)

ББК 63.3(5 Инд)6 И 24

А.С. Иващенко,

профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории,

Адыгейский государственный университет, дом. тел: 57-55-96

Сатьяграха в Индии 1930-1934 гг.

(Рецензирована)

Аннотация: Цель статьи заключается в изучении закономерностей и особенностей развития национально-освободительного движения в Индии в 1930-1934 гг. под руководством харизматичного лидера индийского народа - М.К. Ганди. Объект исследования - история Индии в 1930-1934 гг., предмет - национально-освободительное движение.

Ключевые слова: сатьяграха, пакт Ирвина - М.К.Ганди, конференция «круглого стола», гражданское неповиновение, Индийский национальный конгресс, «соляной поход», сварадж, ашрам, несотрудничество, хартал.

Главной причиной начала второй национальной сатьяграхи, т.е. мирных форм ведения национально-освободительного движения индийцев против англичан было ухудшение социально-экономического положения крестьян и рабочих Индии в связи с наступлением мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Вторая сатьяграха в Индии, по мнению Р.А. Ульяновского, начавшись в марте 1930 г., закончилась официально в 1934 г. [1]. Своеобразие второй сатьяграхи заключалась в том, что она дважды прерывалась по определенным причинам. В первый раз в марте 1931 г. в связи с заключением пакта Ирвина - М.К. Ганди и последующим отбытием последнего в Лондон на вторую конференцию «круглого стола», которая должна была рассматривать статус Индии в составе Британской империи. Возобновилась сатьяграха в декабре 1931 г. с возвращением М.К. Ганди в Индию из Англии. В мае 1933 г. сатьяграха вновь была прекращена на шесть недель. В августе 1933 г. она была возобновлена. Особенностью второй сатьяграхи в Индии также является то, что, начавшись в марте 1930 г. в форме массового гражданского неповиновения, с августа 1933 г. основной ее формой стало индивидуальное гражданское неповиновение, главным образом, членов партии ИНК. Р.А. Ульяновский считал, что финалом второй сатьяграхи был март 1931 г. После этого сатьяграха развивалась вяло и чисто символически.

Если первая сатьяграха 1919-1922 гг. в Индии шла как бы по нарастающей, то сатьяграха 1930-1934 гг. наоборот. Испытав всплеск в 1930 г. в связи в «соляным походом», она постепенно затухала. Как в ходе первой, так и во второй сатьяграхе М.К. Ганди часто умышленно сдерживал активность масс, боясь выхода их из-под контроля ИНК.

Поводом к началу второй сатьяграхи стал отказ англичан обсудить с индийцами на предполагавшемся «круглом столе» вопрос о представлении Индии статуса доминиона. Решение о начале второй сатьяграхи было принято на очередной сессии ИНК в декабре 1929 г. в г. Лахоре. На лахорской сессии М.К. Ганди заявил, что «:сварадж» для Индии теперь означает достижение ею полной независимости. Один из лидеров ИНК Дж. Неру, выступая на сессии, подчеркнул, что после завоевания Индией независимости она должна выработать свой путь к социалистическим преобразованиям.

Толчком к началу второй сатьяграхи стало провозглашение ИНК 26 января 1930 г. днем независимости Индии. М.К. Ганди, пытаясь в последний раз договориться с колониальными властями, неожиданно для руководства ИНК публикует 30 января 1930 г. в газете «Янг Индия» свои 11 пунктов - требований. Эти требования были обращены к вицекоролю Индии Ирвину. В случае их удовлетворения М.К. Ганди обещал отложить

проведение второй сатьяграхи. Содержание требований: снизить валютный курс рупии, урезать поземельный налог на 50%, ввести протекционистские тарифы и ограничить ввоз иностранных тканей, отменить правительственную соляную монополию и налог на соль, освободить всех политзаключенных, уничтожить департамент уголовных расследований, уменьшить расходы на военную и гражданскую администрацию и т.д. [2].

Однако вице-король отклонил эти требования М.К. Ганди.

М.К. Ганди решил начать вторую сатьяграху в Индии с нарушения правительственной монополии на соль. С этой целью М.К. Ганди решил организовать из своего ашрама, т.е. убежища на р. Сабармати поход со своими сторонниками к берегу моря и начать там демонстративное выпаривание соли. Колониальные власти классифицировали это решение М.К. Ганди как этап детских забав индийского лидера и его последователей. Было решено начать поход 11 марта 1930 г. В день похода М.К. Ганди уведомили, что в его ашраме находится агент тайной полиции. В связи с этим М.К. Ганди распорядился поить, кормить, предоставить ночлег агенту и снабжать его всей информацией о походе. Этим М.К. Ганди хотел подчеркнуть, что у него нет никаких секретов относительно этой акции.

«Соляной поход» замысливался М.К. Ганди как своеобразная школа ненасильственного движения и пропагандистский акт. В дальнейшем предполагалось расширить кампанию и перейти к неуплате налогов, бойкоту судов, госучреждений, торговых фирм, пароходных и страховых компаний [3].

Через двадцать четыре дня с начала похода в апреле 1930 г. М.К. Ганди с 79 своими сторонниками, преодолев расстояние в 400 км., прибыл в приморскую деревню Данди. Часто индийцы тех городов и сел, через которые проходил М.К. Ганди, присоединялись к нему. Деревня Данди располагалась в районе г. Ахмадабада.

6 апреля 1930 г. М.К. Ганди при большом скоплении народа провел церемонию выпаривания соли. Этот акт стал сигналом к развертыванию второй национальной сатьяграхи. Миллионы людей по всей Индии вслед за М.К. Ганди стали выпаривать соль. Гражданское неповиновение быстро распространилось и на другие сферы, в частности, была парализована торговля английскими товарами, закрыты иностранные фирмы и банки. Процесс выпаривания М.К. Ганди соли продолжался три недели. Затем М.К. Ганди призвал к пикетированию винных магазинов.

Кампания гражданского неповиновения охватила ряд провинций и городов Индии, в частности, Северо-Западную пограничную провинцию, г.Шолапур Бомбейской провинции пуштунские племена.

Руководство ИНК извлекло определенные уроки из первой сатьяграхи и в 1930 г. на заседании Всеиндийского комитета Конгресса в г. Аллахабаде решило наделить председателя ИНК чрезвычайными полномочиями. Он имел теперь право принимать решения единолично, такие же права получали и руководители провинциальных комитетов ИНК. Они также имели право назначать себе приемника в случае ареста [4].

Кампанию гражданского неповиновения активно поддержала и свараджистская партия в составе ИНК. Свараджисты покинули свои посты в законодательных собраниях и стали проводить политику несотрудничества с правительством. Такой шаг свараджистов был обусловлен тем, что их лидер Дж. Неру разочаровался в конституционной деятельности.

Индийская буржуазия поддержала кампанию гражданского неповиновения, так как была недовольна дискриминационной торгово-экономической политикой англичан. Более того, местная буржуазия субсидировала кампанию гражданского неповиновения и руководила ею. Не только свараджисты - члены законодательных собраний ушли со своих постов, но и служащие госаппарата в целом.

Стремясь подавить развернувшуюся кампанию гражданского неповиновения, колониальные власти в течение апреля - мая 1930 г. арестовали более 60 тыс. конгрессистов, почти всех руководителей ИНК , в том числе отца и сына Неру, 5 мая 1930 г. был арестован и М.К. Ганди. Англичане также поставили вне закона партию ИНК и все оппозиционные организации.

Однако арест М.К. Ганди привел к обратному эффекту. В Индии начался всеиндийский хартал - всеобщая забастовка.

Тогда колониальные власти стали добиваться нейтрализации сатьяграхи политическим путем. С этой целью они направили в тюрьму к М.К. Ганди, старшему и младшему Неру индийских либералов Т.Б. Сапру и М.Р Джаякара. Однако руководители ИНК отклонили предложение либералов прекратить кампанию гражданского неповиновения.

В этих условиях Ирвин 25 января 1931 г. освобождает из тюрьмы М.К. Ганди, 30 членов Рабочего комитета ИНК и отменяет запрет на функционирование конгрессистских организаций.

В 1931 г. умирает М. Неру, тело его было кремировано на берегу священной р. Ганг.

В конце концов участник первой «конференции круглого стола» либерал Састри убеждает М.К. Ганди начать переговоры с Ирвином относительно прекращения кампании гражданского неповиновения. Как известно, партия ИНК и М.К. Ганди бойкотировали первую «конференцию круглого стола», проходившую в Лондоне в 1930 г. Причина - отказ англичан обсуждать на «конференции» вопрос о предоставлении Индии статуса доминиона. Согласие М.К. Ганди на переговоры с Ирвином было обусловлено спадом в результате репрессий национально-освободительного движения в Индии к началу 1931 г. [5].

Переговоры М.К. Ганди с Ирвином начались 17 февраля 1931 г. По свидетельству биографов М.К. Ганди, во время его встречи с Ирвином вице-король предложил М.К. Ганди чашку чая. М.К. Ганди, поблагодарив, достал из свертка бумажный пакетик соли и, смеясь, сказал: «Я брошу щепотку соли в свой чай, чтобы напомнить об известном бостонском чаепитии». Соль в Индии, как в свое время чай в Америке, стала символом протеста против колониальной политики Англии, экономического удушения ею зависимых стран.

Вице-король Индии Ирвин ставил своей целью на переговорах с М.К. Ганди не только добиться от него прекращения кампании гражданского неповиновения, но и согласия на участие во второй «конференции круглого стола» в Лондоне. Отношение правительства Англии к переговорам с М.К. Ганди было неоднозначное. Против каких-либо контактов с ним выступал У Черчилль. Однако большинство английских парламентариев выступило за более гибкую политику в отношении конгрессистов.

Не было единства относительно контактов с англичанами и в стане конгрессистов. Так, Дж. Неру выступал против каких-либо соглашений с ними [6].

В результате переговоров 4 марта 1931 г. стороны подписали соглашение, известное в истории как «пакт Ганди-Ирвин». В соответствии с пактом английская сторона брала на себя следующие обязательства: прекратить репрессии, отменить военное положение в Индии, освободить большую часть арестованных, отменить монополию на соль, признать ИНК официальной политической партией. Обязательства индийской стороны: отменить бойкот колониальной администрации, конгрессисты имели право вести среди населения пропаганду за независимость Индии, можно было проводить мирное пикетирование и демонстрации.

В соответствии с пактом кампания гражданского неповиновения временно прекращалась.

Несколько позже М.К. Ганди дал согласие на участие во второй «конференции круглого стола» в Лондоне.

Состоявшаяся в марте 1931 г. сессия ИНК в г. Карачи одобрила «пакт Ирвина-Ганди». Рабочий комитет ИНК направил на вторую «конференцию круглого стола» лишь одного М.К. Ганди. Предполагалось, что если англичане согласятся обсудить на конференции вопрос о предоставлении Индии независимости, то в Лондон прибудут другие деятели ИНК.

С апреля 1931 г. новым вице-королем Индии стал лорд Уиллингдон, бывший губернатор Бомбейской провинции и бывший генерал-губернатор Канады.

Боясь нарушения шаткого перемирия с англичанами, М.К. Ганди до последнего момента колебался относительно целесообразности поездки в Лондон. И лишь когда поезд с представителями других партий Индии отправился из Дели в Бомбей, М.К. Ганди окончательно решил ехать в Лондон. Уиллингдон, для того чтобы М.К. Ганди поспел на

пароход, отправлявшийся в Англию, предоставил М.К. Ганди отдельный поезд и приостановил движение на участке железной дороги Дели-Бомбей [7].

В поездке М.К. Ганди сопровождали: личный секретарь М. Десаи, индийская поэтесса С. Найду и М. Слейд - англичанка из богатой и знатной семьи. М. Слейд оставила своих родителей в Лондоне, приняла гандистское учение и жила в обители М.К. Ганди, помогая ему. (Она приняла новое имя - Мирабай, побрила голову, ходила в домотканом сари, либо босая, либо в сандалях с одной перепонкой через большой палец. М.Слейд заявила, что, посетив по пути в Лондон мать, навсегда останется в Индии).

С. Найду за большие оттопыренные уши М.К. Ганди часто называла его в шутку Микки Маусом.

М.К. Ганди, прибыв в Лондон, поселился в дешевой гостинице в рабочем районе Ист-Энде, отказавшись от фешенебельного отеля.

Внутриполитическая обстановка в Великобритании в то время не благоприятствовала обсуждению «индийского вопроса». Англию, так же как и Индию, поразил экономический кризис 1929-1933 гг. Из-за сокращения зарплаты взбунтовались военные моряки Атлантического флота Великобритании, бастовали текстильщики г. Ланкашира, а также шахтеры и докеры. В силу этого лейбористское правительство Макдональда имело неустойчивое положение. Дело шло к роспуску парламента и досрочным выборам.

Созывая вторую «конференцию круглого стола», англичане хотели обсудить с представителями Индии новый закон об управлении этой страной и добиться от ИНК окончательного прекращения кампании гражданского неповиновения. На конференции англичане сделали ставку на разобщение индийской делегации на конфессиональной и партийной основе. Основную ставку они делали на представителей низших и неприкасаемых каст и на мусульман. Попытки М.К. Ганди объединить индийскую делегацию не удались. По этой причине М.К. Ганди, убедившись в неэффективности работы конференции, решил вернуться в Индию [8].

М.К. Ганди был достаточно экстравагантной личностью. Выступая в английском парламенте, он вдруг попросил на несколько минут перерыв. Вышел в коридор и стал совершать молебен. До парламентариев доносились куплеты из священных книг индусов. После этого М.К. Ганди вернулся к парламентариям и продолжил отвечать на их вопросы.

В октябре 1931 г. вторая «конференция круглого стола» безрезультатно завершилась.

По пути в Индию М.К. Ганди имел встречу в Риме с Б. Муссолини. Встреча завершилась через несколько минут холодным расставанием.

В декабре 1931 г. М.К. Ганди вернулся в Индию.

В ответ на уход М.К. Ганди со второй «конференции круглого стола» англичане стали нарушать условия «пакта Ирвина-Ганди». Они, в частности, вновь арестовали Дж. Неру и других сторонников М.К. Ганди. Новый вице-король Индии Уиллингдон ввел также чрезвычайное положение в Бенгалии и Северо-Западной пограничной провинции.

В этих условиях М.К. Ганди объявил о возобновлении с декабря 1931 г. кампании гражданского неповиновения. В январе 1932 г. М.К. Ганди вновь заключают в тюрьму. Одновременно колониальные власти арестовывают всех членов Рабочего комитета ИНК. В Индии вводится цензура прессы, а ИНК и другие прогрессивные организации объявляются «неконституционными».

Стремясь расколоть национально-освободительное движение в Индии по общинному признаку, англичане вводят в действие закон об общинном представительстве в индийских законодательных органах. В ответ на этот акт англичан М. К. Ганди в сентябре 1932 г. объявляет бессрочную голодовку. Этим он выражал протест, в частности, против предоставления «неприкасаемым» отдельной избирательной курии от других индусов. В знак солидарности с М.К. Ганди миллионы индийцев объявили 24-часовую голодовку. Очевидцы отмечали, что в этот момент М.К. Ганди, кажется, потерял волю к сопротивлению и был готов умереть в ходе голодовки [9].

Однако англичане пошли на уступки, т.к. боялись еще более негативных последствий

для себя в случае смерти М.К. Ганди. М.К. Ганди и колониальные власти подписали так называемый «Пунский пакт». Пуна - это название города, возле которого помещалась тюрьма, где отбывал заключение М.К. Ганди. Англичане ликвидировали отдельную курию для неприкасаемых и увеличили их представительство в законодательных органах.

В кампании гражданского неповиновения к 1933 г. вновь наступает видимый спад. И Рабочий комитет ИНК по рекомендации М.К. Ганди в мае 1933 г. вновь приостанавливает неповиновение, теперь на шесть недель. Левое крыло ИНК высказывало недовольство прекращением кампании.

Между тем в Англии в 1933 г. без участия ИНК проходит третья «конференция круглого стола». В новом конституционном проекте Индия так и осталась колонией Англии.

Международное положение и внутриполитическая обстановка в Индии не способствовали продолжению гражданского неповиновения. В Европе усилилось влияние крайне правых, фашистских партий, реформаторские социал-демократические партии и буржуазные либералы сдавали свои позиции. Индийская буржуазия и феодальная знать в условиях спада национально-освободительного движения пошли на согласие с англичанами.

Колониальные власти стали применять в отношении М.К. Ганди новую тактику, а именно - стремление изолировать его, создать вокруг него вакуум.

Это, в частности, проявилось в том, что англичане отказались идти на переговоры с М.К. Ганди, хотя он их об этом просил.

Учитывая неблагоприятную международную обстановку и внутриполитическое положение в Индии, М.К. Ганди с августа 1933 г. переводит массовое гражданское неповиновение в индивидуальное гражданское неповиновение. Причем М.К. Ганди стремился распространить индивидуальное гражданское неповиновение, главным образом на членов партии ИНК. Он сам подает пример индивидуального гражданского неповиновения. Так, после его освобождения из тюрьмы англичане ограничивают местопребывание М.К. Ганди г. Пуна. Однако М.К. Ганди нарушает это установление властей и отправляется в Гуджарат для работы с крестьянами. В целом деятельность М.К. Ганди с августа 1933 г. идет в русле уже известной «конструктивной программы», которую он исповедовал после поражения первой национальной сатьяграхи 1919-1922 гг. Он много времени посвящал борьбе с религиозно-общинной рознью, неприкасаемостью.

Как к концу первой национальной сатьяграхи 1919-1922 гг. , так и к финалу второй сатьяграхи разногласия в стане партии ИНК возросли. Конгресс был во многом деморализован, усилилась поляризация сил в нем. Правые вновь склонялись лишь к конституционной деятельности, левые - Дж. Неру, С.И. Бос были против этого. Особое возмущение Дж. Неру вызвал призыв М.К. Ганди к руководящим органам ИНК - прекратить работу. А также обращение М.К. Ганди к конгрессистам-ограничиться распространением кхаддара, т.е. одежды из домотканой ткани, заняться ручным прядением и ткачеством, изгонять из себя неприкасаемость во всех ее проявлениях, распространять идеи воздержания от алкоголя и наркотиков [10].

Кроме вышеназванных отличительных черт кампании сатьяграхи 1930-1934 гг. от сатьяграхи 1919-1922 гг., следует выделить еще две: влияние ИНК на крестьянское движение в сатьяграхе 1930-1934 гг. было более значительным, чем в сатьяграхе 1919-1922 гг. В силу этого ИНК направлял протест крестьян в основном против колониальных властей. Борьба крестьян против помещиков не получила должного развития. В сатьяграхе 1930-1934 гг. в отличие от сатьяграхи 1919-1922 гг. ИНК удалось привлечь большую часть рабочих. Последствием этого был спад рабочего движения в 1930-1931 гг.

Итак, сатьяграха 1930-1934 гг. в Индии изначально была обречена на поражение в силу внутриполитических и внешнеполитических условий, в которых она развивалась. Мировой экономический кризис конца 20-х - начала 30-х гг. ХХ в. негативно повлиял как на социально-экономическое, так и политическое развитие не только Англии и других стран мира, но и на Индию. Политические режимы в ряде ведущих европейских стран на волне мирового экономического кризиса стали дрейфовать в сторону фашизации. Значительные

разногласия царили и внутри индийской политической элиты.

Примечания:

1. Ульяновский Р.А. Три лидера великого индийского народа: Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индира Ганди. М.: Наука, 1986. С. 163.

2. История Востока: в 6 т. Т. 5. Восток в новейшее время: 1914-1945 гг. / отв. ред. Р.Г. Ланда. М.: Восточ. лит., 2006. С. 340.

3. Ганди М.К. Моя жизнь. М.: Наука, 1959. С. 443.

4. Полонская Л.Р. Махатма Ганди: смысл жизни // Новая и новейшая история. 1991. № 4. С. 84-110.

5. Мартышин О.В. Политик и святой (к 50-летию гибели Махатмы Ганди) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 1998. № 5. С. 108-124.

6. Степанянц М. Философия ненасилия. Размышления о Ганди и его экспериментах // Коммунист. 1990. № 3. С. 106-112.

7. Кашин В.П. Гибель Махатмы Ганди // Вопросы истории. 1988. № 10. С. 138-145.

8. Кашин В.П. Эксперименты Махатмы Ганди как брахмачари // Азия и Африка сегодня. 1998. № 9. С. 65-69.

9. Юдовская А.Я. Махатма Ганди: поиск истины // ХХ век. Люди и судьбы. СПб., 2001. С. 351-370.

10. Ерекешева Л.Г. Индийский национальный конгресс и конфессиональная

проблема: обзор российской историографии // Вестник Московского

университета. Сер. 13. Востоковедение. 1997. № 4. С. 83-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.