Научная статья на тему 'САТИРА И КРИТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНАХ ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА'

САТИРА И КРИТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНАХ ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Виктор Пелевин / потребительское общество / русская литература / постмодернизм / сатира / симулякр / абсурд / духовные ценности / философия / Бэтман Аполло / Священная книга оборотня / Поколение ПИ / Victor Pelevin / consumer society / modern Russian literature / postmodernism / satire / simulacrum / absurdity / spiritual values / philosophy / Batman Apollo / Werewolf Sacred Book / Generation P

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Перфильева Ю.А.

Статья посвящена анализу произведений В.О. Пелевина, в которых автор рисует яркий и провокационный образ потребительского общества, обличая его абсурдность и поверхностность. Используя своеобразное сочетание метафор, иронии, аллюзий и философских концепций, Пелевин создаёт тексты, в которых отражается его видение современного мира, переполненного информационным шумом, маркетинговыми трюками и потребительской манией. Статья рассматривает характерные приёмы автора, механизмы сатиры и специфический слог, через которые читатель может увидеть критический взгляд Пелевина на социальные и культурные явления, в том числе на коммерциализацию духовных ценностей и искажение человеческого самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATIRE AND CRITICISM OF CONSUMER SOCIETIES IN VIKTOR PELEVIN'S NOVELS

The article is devoted to the analysis of the works of V.O. Pelevin, in which the author paints a vivid and provocative image of consumer society, exposing its absurdity and superficiality. Using a unique combination of metaphors, irony, allusions and philosophical concepts, Pelevin creates texts that reflect his vision of the modern world, overflowing with information noise, marketing tricks and consumer mania. The article examines the author's characteristic techniques, mechanisms of satire and a specific style, through which the reader can see Pelevin's critical view of social and cultural phenomena, including the commercialization of spiritual values and the distortion of human self-awareness.

Текст научной работы на тему «САТИРА И КРИТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНАХ ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА»

УДК 821.161.1

Перфильева Ю.А.

магистрант

Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

САТИРА И КРИТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНАХ ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА

Аннотация: статья посвящена анализу произведений В.О. Пелевина, в которых автор рисует яркий и провокационный образ потребительского общества, обличая его абсурдность и поверхностность. Используя своеобразное сочетание метафор, иронии, аллюзий и философских концепций, Пелевин создаёт тексты, в которых отражается его видение современного мира, переполненного информационным шумом, маркетинговыми трюками и потребительской манией. Статья рассматривает характерные приёмы автора, механизмы сатиры и специфический слог, через которые читатель может увидеть критический взгляд Пелевина на социальные и культурные явления, в том числе на коммерциализацию духовных ценностей и искажение человеческого самосознания.

Ключевые слова: Виктор Пелевин, потребительское общество, русская литература, постмодернизм, сатира, симулякр, абсурд, духовные ценности, философия, Бэтман Аполло, Священная книга оборотня, Поколение ПИ.

Виктор Пелевин — один из самых загадочных и проницательных писателей современности, который известен своим особым взглядом на потребительское общество. Его романы — это путеводители по лабиринтам постмодернистской действительности, отражающие динамику и противоречия эпохи.

Современный человек не испытывает проблем с приобретением каких-либо товаров или услуг, поскольку капиталистическая политика совершенствуется в сторону всё более быстрых, лёгких и доступных покупок. Развивается интернет-коммерция, микрофинансовые и кредитные конторы, а

также агрессивная таргетированная реклама, внушающая людям их вкусы, интересы и потребности.

Данные факторы сыграли роль в формировании особой культуры потребителей, которые приобретают больше, чем им нужно. Потребности в покупках перерастают физические и становятся механизмом удовлетворения психоэмоциональных желаний и собственного самолюбия. Это приводит к тому, что люди совершают приобретения не ради себя, а ради фарса перед другими. Глобализация навязывает обществу массовую культуру потребления, когда каждый пытается выглядеть статуснее другого, за счёт дешёвых трюков с кредитами и необдуманными тратами.

Сатира служит Пелевину инструментом для обнажения глубинных пороков общества, его склонности замещать культурные и духовные ценности материальным потреблением. В текстах писателя просматриваются разновидности потребительского поведения. Он показывает накопление и демонстративное расточительство не вещей и материальных ценностей, а знаков, среди которых наиболее востребованы симулякры «счастья», «молодости», «свободы», «власти» и «престижа».

В романе «Generation П» демонстрируется, как массовая культура и реклама формируют сознание людей, превращая их в пассивных потребителей и манипулируя желаниями. В произведении описывается постсоветское государство, активно перенимающее эталоны потребления у преуспевающего в этом отношении Запада: «Как бы там ни было, эти дети, лежа летом на морском берегу, подолгу глядели в безоблачный синий горизонт, пили теплую пепси-колу, разлитую в стеклянные бутылки в городе Новороссийске, и мечтали о том, что когда-нибудь далекий запрещенный мир с той стороны моря войдет в их жизнь. Прошло десять лет, и этот мир стал входить — сначала осторожно и с вежливой улыбкой, а потом всё увереннее и смелее» [2, с. 9]. Таким образом писатель остроумно обозначает недавние общественные изменения, указывая на пародийный и подражательный характер совершённых в стране преобразований Он использует ироничное олицетворение, как насмешку над обществом, которое

позволяет внедрять в себя сомнительные ценности, ведясь и покупаясь на продажные, но якобы свободные идеи и установки.

Главный герой романа Вавилен Татарский волей случая становится криэйтором и создаёт рекламу, играющую на чувствах потребителей. Криэйторы продают не продукты, не товары и услуги, а иллюзию счастья, статуса, принадлежности к престижному сообществу, иллюзию превосходства над другими потребителями. Таким образом происходит подмена ценностей и создаётся гиперреальность, где реклама, потребности, интересы, вкусы и принципы связаны друг с другом информационными импульсами.

Действительность вытесняется и заменяется на знаки, управляющие культурой, сексуальностью, человеческими отношениями.

Поэтому персонаж Лиса А из романа «Священная книга оборотня» делится с читателем сокровенным знанием: «Знаешь, в чём тайный ужас здешней жизни? Когда ты покупаешь себе кофточку, или машину, или что-то еще, у тебя в уме присутствует навеянный рекламой образ того места, куда ты пойдёшь в этой кофточке или поедешь на этой машине. Но такого места нет нигде, кроме как в рекламном клипе. Сквозь радость шоппинга просвечивает невыносимое понимание того, что весь наш мир — огромный лыжный магазин, стоящий посреди Сахары: покупать нужно не только лыжи, но и имитатор снега» [5, с. 179]. В её словах Пелевин прибегает к метафорам и аллюзии, для наиболее яркого изображения абсурдности культурного кода. Он как бы намекает на то, что, попав однажды в этот замкнутый порочный круг купли-продажных отношений, выбраться будет практически невозможно. Автор показывает, насколько глубоко в сознание проникает маркетинг и насколько мощные механизмы манипуляций он использует на личности и на обществе в целом.

Героиня романа «Бэтман Аполло» Софи замечает: «Ты становишься генератором визуальных образов, которые в идеале должны вызывать чужую зависть. Ты всё время занят перформансом, который должен убедить других и тебя самого, что ты успешен и счастлив. Ты всю жизнь работаешь источающим боль манекеном, сравнивающим себя с отражением других восковых персон» [4,

с. 315]. Пелевин сравнивает типичного потребителя с манекеном, т.е., с безжизненным и неодушевлённым предметом, пародией и имитацией человека. Люди превращаются в социальных соперников, которые соревнуются в успешности собственной фальши. Члены социума не заботятся об индивидуальности, они живут наигранностью, пафосом, ложной демонстративностью. Так человечество, обретя культ симулякра успеха, начинает деградировать личностно: смыслообразующим фактором жизни становится не достижение целей, а убеждение в этом других.

Таким образом писатель не только критикует погоню человечества за брендами, престижем и собственной уникальностью перед другими людьми, но и обличает глубинный замысел такого поведения: общество, рассчитывая подтвердить свой социальный и материальный статус и получить удовольствие от приобретения определенного товара, превращает всю реальность в симулякр. Жизнь становится подделкой, в которую верят все, кто её создавал.

В поздних и более современных романах культура потребительства порождает проблемы трансгуманизма, когда люди, доверив свои потребности роботам и нейросетям, опускаются до своего примитивного начала и их главными интересами становятся гедонизм и вечное наслаждение в прямом смысле. В книге «Transhumanism Inc.» запросы человека возрастают до бессмертия. Техническая эволюция позволила победить такие естественные жизненные процессы, как старение и смерть, с помощью отделения мозга от тела и помещения его в специальное устройство — «банку». Такая опция доступна лишь обеспеченным жителям планеты, ведь вечное существование необходимо заранее оплатить и даже после физической смерти нужно зарабатывать на продление услуг бессмертия.

Это привело к массовой моральной и духовной деградации человечества. У героев романа отсутствуют традиционные семейные ценности, смещается понятие любви и дружбы, милосердие и гуманность подменяются циничностью и жестокостью.

Персонажам доступны новые физиологические возможности, благодаря специальным ошейникам с чипами — Пелевин называет их «кукуха». Эти устройства меняют восприятие реальности в зависимости от разных факторов, например, от количества средств на балансе или от воздействия рекламы, которая транслируется прямо в мозг. Несмотря на доступность таких «благ», которые люди с удовольствием потребляют, они остаются рабами этой системы. «Реальность в наше время — это платформа, находящаяся в частной собственности, и, если вам что-то не нравится, вас никто не заставляет держать здесь свой аккаунт» [3, с. 80]. Рекламные корпорации формируют за человека его вкусы, интересы, принципы и мнения, а сам потребитель становится подобием зомби, который не властен над собственным разумом. «В вашем личном нет ничего личного. Всё, что вы считаете "своим" — это обрывки чужих историй, собранные вместе вашим мозгом» [3, с. 572].

В «Transhumanism Inc.» мир лишён адекватного понятия религии. Богом считается создатель корпорации, продающей бессмертие — Атон Гольденштерн. Через чипы он способен узнавать мысли людей и карать за неугодные ему, он может влиять на восприятие жизни. Гольденштерна никто никогда не видел и есть даже те, кто не верит в него. Кроме этого, простым людям нельзя даже упоминать его имя. При этом, сам Гольденштерн является таким же человеком, который создал технологию бессмертия и переехал в «банку». Из этого следует, что даже вера у человечества фальшивая, и вся реальность поддельная, она представляет собой только симуляцию жизни.

Описываемая картина действительности является результатом стабильного и беспрекословного подчинения рабской системе потребительства. Человечество с малых лет привыкает к разобщённости, одиночеству, социальному соперничеству и эгоцентризму. Отношения превращаются в гонку за выгодой даже между членами семьи. Массовое сознание работает так, что людям неинтересно ничего вокруг, кроме бесконтрольного потребления всего навязываемого, ради хвастовства [1, с. 91].

Таким образом в романах Пелевина можно проследить эволюцию развития потребительского общества от ранних до поздних романов. В романе «Generation П» 1999 года описывается начало проникновения разрушительных западных ценностей потребления в постсоветскую культуру. Люди стали приобретать товары, навязанные рекламой, чтобы казаться статуснее, счастливее, привлекательнее и успешнее перед другими людьми. В сравнительно новом произведении «Transhumanism Inc.» автор отражает знакомую реальность в гипертрофированном и гротескном виде, обнажая человеческий порок потребительства, доведённый до абсурда. Социум настолько привык к готовой информационной продукции, что уже перестал думать, осмыслять, анализировать, любить и разбираться в чём-либо.

Каждый из романов Пелевина пронизан иронией и откровенной насмешкой над абсурдностью массового сознания. Финалы романов свидетельствуют о негативной оценке писателя: стремление человека всё время тешить своё эго ложными и фальшивыми способами неизбежно приводит к катастрофе, в первую очередь личностной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Миллер В.И. Трансгуманизм как явление современной культуры (на примере творчества В. Пелевина) // Общество: философия, история, культура. 2023. № 5. С. 89-93;

2. Пелевин В. О. Generation «П». М.: Эксмо, 2011. 352 с;

3. Пелевин В. О. Transhumanism inc. М.: Эксмо, 2023. 608 с;

4. Пелевин В. О. Бэтман Аполло: роман. М.: Эксмо, 2013. 512 с;

5. Пелевин В. О. Священная книга оборотня. М.: Эксмо, 2015. 416 с

Perfilyeva Yu.A.

Transbaikal State University (Chita, Russia)

SATIRE AND CRITICISM OF CONSUMER SOCIETIES IN VIKTOR PELEVIN'S NOVELS

Abstract: the article is devoted to the analysis of the works of V.O. Pelevin, in which the author paints a vivid and provocative image of consumer society, exposing its absurdity and superficiality. Using a unique combination of metaphors, irony, allusions andphilosophical concepts, Pelevin creates texts that reflect his vision of the modern world, overflowing with information noise, marketing tricks and consumer mania. The article examines the author's characteristic techniques, mechanisms of satire and a specific style, through which the reader can see Pelevin's critical view of social and cultural phenomena, including the commercialization of spiritual values and the distortion of human self-awareness.

Keywords: Victor Pelevin, consumer society, modern Russian literature, postmodernism, satire, simulacrum, absurdity, spiritual values, philosophy, Batman Apollo, Werewolf Sacred Book, Generation P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.