УДК 94(3)
Б01: 10.28995/2073-6355-2018-10-194-206
Сарацины в «Деяниях» Аммиана Марцеллина
Ирина Е. Ермолова Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье анализируются сведения Аммиана Марцеллина о сарацинах. Сочинение этого автора является наиболее информативным позднеантичным источником о данных номадах. Из «Деяний» следует, что именно в IV в. римляне стали активно использовать представителей этих арабских племен в качестве федератов. По мнению автора статьи, ранее контакты и сотрудничество с ними были лишь эпизодическими.
Труд Аммиана Марцеллина не лишен стереотипов, характерных для античной историографии при описании варваров (худшими из которых, с точки зрения римлян, были именно кочевники). Римский историк использует устойчивую схему этнографического описания и применяет ряд типичных образов и формул. К сарацинам он относится очень негативно и пишет, что римлянам не следовало бы иметь с ними никаких отношений. Однако тенденциозность автора вовсе не исключает того, что в «Деяниях» содержатся и оригинальные сведения о сарацинах.
Экскурс о сарацинах наряду с традиционным описанием кочевого образа жизни дает представление об оригинальных чертах их быта и внутренних социальных отношений.
Ключевые слова: Аммиан Марцеллин, араб, сарацин, кочевник, номадизм
Для цитирования:ЕрмоловаИ.Е. Сарацины в «Деяниях» Аммиана Марцеллина // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 10 (43), ч. 2. С. 194-206. Б01: 10.28995/20736355-2018-10-194-206
© Ермолова И.Е., 2018
Saracens in Ammianus Marcellinus' "Res gestae"
Irina E. Ermolova Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; [email protected]
Abstract. In the article the Ammian Marcellinus' information about Saracens is analysed. The Ammian's work is the most informed late antique source about these Arab tribes. It reports that the Romans began to use them as federates just in the fourth century. In the author's opinion, earlier contacts and relations with them were only episodic.
The work of Ammianus Marcellinus is not free of traditional Roman stereotypes in the description of barbarians (the worst of whom, from the Roman point of view, were nomads). The Roman historian followed a deeply-rooted pattern of ethnographic description. He treats the Saracens in a very negatively and writes that the Romans should not have any relations with them. However, the author's tendentious discourse in the "Res Gestae" does not exclude the fact that it contains original information about the Saracens.
An excursion about the Saracens, along with the traditional description of the nomadic way of life, gives an idea of the original features of their life and internal social relations.
Keywords: Ammianus Marcellinus, Arab, Saracen, nomad, nomadism
For citation: Ermolova IE. Saracens in Ammianus Marcellinus' "Res gestae". RSUH/RGGUBulletin. "History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies" Series. 2018;10:194-206. DOI: 10.28995/2073-6355-2018-10-194-206
Введение
«Деяния» Аммиана Марцеллина содержат много ценных сведений о различных народах древности. Одним из них являются сарацины. Самые ранние упоминания сарацин встречаются у Плиния Старшего (в форме Araceni), Урания и Клавдия Птолемея [1 с. 132, 2 с. 57], но распространение этого названия приходится на более поздние времена.
В сочинении Аммиана сохранился один экскурс о них (Amm. Marc. XIV.4.1-7) (автор указывает, что были и другие (Amm. Marc. XIV.4.2), однако эти книги «Деяний» не сохранились) и приводится описание похода императора Юлиана в Персию, в котором участвовали вспомогательные отряды сарацин (Amm. Marc. XXIII.3.8; XXIV.2.8; XXV.6.9).
Этимология термина «сарацины»
Историк сообщает о том, что в его время появился новый этноним для обозначения части арабских племен: «сценитских арабов <...> мы зовем теперь сарацинами (Scenitas <...> Arabas <...> Sarracenos nunc appellamus; Amm. Marc. XXII. 15. 2; XXIII. 6. 13). Под сценитами подразумеваются кочевники-бедуины [2 с. 59]. И. Шахид полагает, что этот термин стали использовать оседлые арабы Набатеи по отношению к своим кочевым сородичам [1 с. 123]. Этимология данного слова до сих пор остается дискуссионной. Вариантов объяснения этого названия в научной литературе существует несколько. Некоторые из них представляются более обоснованными, некоторые - менее. По мнению Б. Морица [3 col. 2388] и И. Шахида [1 с. 124-126], оно может происходить от арабских слов sharq/sharqi/sharqiyyin, обозначающих восток, жителей Востока; от - sariq/sariqin (вор, мародер, грабитель); от - s'raq (житель пустыни); от названия доминировавшего в III в. арабского племени или определенной местности, в которой оно обитало. М.Д. Бухарин возводит его к наименованию Вади ас-Сирхан - основной транспортной артерии, соединявшей Сирию с центральной частью Северной Аравии [2 с. 61]. Новую этимологию Д.Ф. Графа и М. О'Коннора, возводящих «сарацин» к арабскому слову со значением «общность», «федерация», И. Шахид справедливо критикует, приводя много различных аргументов против [1 с. 129-131]. Сам И. Шахид, один из авторитетных исследователей ранней средневековой истории арабов, склоняется к двум возможным версиям: или «восточные люди», или «бандиты, грабители, мародеры», как набатеи называли своих беспокойных кочевых сородичей [1 с. 135].
Аммиан Марцеллин отчасти противоречит сам себе, когда пишет, что сценитских арабов теперь (nunc) называют сарацинами (Amm. Marc. XXII.15.2), так как в экскурсе о них он сообщает о более ранних упоминаниях этого этнонима в его труде, в частности в повествовании о правлении Марка Аврелия (Amm. Marc. XIV.4.2), что позволяет предположить, что данный термин был известен уже во II в. Дополнение Аммиана в книге 23 о том, что сценитских арабов назвали сарацинами позднее (posteritas) (Amm. Marc. XXIII.6.13), мало что проясняет в вопросе о времени его появления. Б. Мориц считает, что этноним «сарацины», первоначально обозначавший только кочевой народ Синайского полуострова на северо-западной границе Аравии, уже в III в. был распространен на все племена Сирийской степи, с которыми римляне вступали в соприкосновение [3 col. 2389]. Во всяком случае, в биографиях императоров этого времени различаются арабы и сарацины (SHA
XXIV Tyr. Trig. 30.7; XXVI Aurel. 11.3). Уже тогда в римском войске были alae Saracenae (SHA XXVI Aurel. 28.2) и cohortes Saracenae (SHA XXVIII Prob. 4.1). М.Д. Бухарин полагает, что этот этноним «быстро потерял свое определенное этническое насыщение и стал обозначать любых враждебных Риму кочевников Северо-Западной Аравии» [2 с. 59].
Таким образом, сарацины, видимо, - племена Сирийской степи [3 col. 2389] и самых северных областей Аравии. Аммиан так очерчивает и территориальные рамки расселения сарацинов: «...область проживания которых, начинаясь от Ассирии, простирается до порогов Нила и границы с блеммиями» (Amm. Marc. XIV.4.3), где Ассирия - это персидская провинция в нижнем течении Тигра [4 с. 10]. Жителей большей части Аравийского полуострова он продолжает называть арабами (Amm. Marc. XXIII.6.45).
Сведения Аммиана Марцеллина о сарацинах
Наиболее раннюю характеристику тем, кого объединяет термин «сарацины», дает Аммиан Марцеллин.
Аммиан, который сам видел многих из них (Amm. Marc. XIV.4.6), относится к сарацинам очень негативно, с досадой пишет о том, что римлянам не следовало бы желать иметь этих грабителей ни друзьями, ни врагами (Amm. Marc. XIV.4.1: Saraceni tamen nec amici nobis umquam nec hostes optandi).
Негативное отношение к варварам, от которых исходит угроза римскому миру, ощущается во всех экскурсах «Деяний». Спокойное и обстоятельное описание границ, территорий, областей, рек, городов и достопримечательностей давних римских провинций, история их завоевания дополняются сообщениями о характерах и обычаях местных народов. Дурных качеств у них, по мнению Ам-миана, больше, чем хороших. Самую глубокую неприязнь у автора вызывают кочевые народы, особенно сарацины и гунны. Сарацины «в своих налетах то там, то здесь в один миг опустошали все, что им попадалось, словно хищные коршуны, которые, если завидят сверху добычу, похищают ее стремительным налетом, а если не удастся схватить, летят прочь» (Amm. Marc. XIV.4.1). Все они -воины, опасный народ (Amm. Marc. XIV.4.3; 7).
Экскурс в книге 14 представляет собой описание кочевого образа жизни: это - отсутствие постоянных жилищ, непрерывные перемещения в пространстве, занятие скотоводством, а не земледелием, привязанность к лошадям, боевая тактика конных орд и т. п. [5 с. 361ff, 6 с. 77-95]. В нем, конечно, отражается приверженность
Аммиана Марцеллина к определенной, довольно устойчивой схеме этнографического описания, которая сложилась задолго до IV в. н. э., в период от Гомера до Геродота [7 с. 139-144], и использование им ряда типичных образов и формул. Вопрос в том, заключено ли в этих topoi реальное содержание или нет. Во-первых, похожие черты и обычаи номадов, которые определяются исторически сложившимися условиями их существования в соответствующих климатических зонах, влекут за собой аналогичные способы описания в историографии, имеющей к тому же многовековые традиции [8 с. 58, 9 с. 208]. Во-вторых, известно, что как для античных, так и для византийских писателей характерно следование традиции, оформление их реальных знаний с помощью стереотипов. Та или иная информация «...в большинстве случаев подается по литературным законам жанра в соответствии с этикетными требованиями читателей или слушателей. Конкретность исторического факта как бы опосредуется литературной средой передачи информации. В результате наблюдаемые события описываются с использованием ряда определенных формул» [10 с. 41]. Поэтому наличие параллелей в изображении кочевников у разных авторов еще не дает права утверждать, что в позднем сочинении содержится просто пересказ более ранних.
В отступлении Аммиана Марцеллина о сарацинах есть детали, которые можно отнести исключительно к кочевникам южных областей: передвигаются они не только на конях, но и на поджарых верблюдах (graciliumque camelorum); ходят «полуголые, покрытые до бедер цветными плащами (seminudi coloratis sagulis pube tenus amicti)» (Amm. Marc. XIV.4.3). В экскурсе о других кочевниках, гуннах, автор не упоминает верблюдов и описывает совершенно другую одежду (Amm. Marc. XXXI.2.5-6).
Оригинальными являются сведения Аммиана Марцеллина о брачных отношениях сарацин: «Жен они берут себе за плату по договору на время; а чтобы это имело подобие брака, будущая жена подносит мужу в виде приданого копье и палатку; по желанию она может уйти после определенного срока» (Amm. Marc. XIV.4.4). Данный рассказ рисует достаточно независимое положение женщин у сарацин. Информацию Аммиана подтверждает рассказ церковных историков о Мавии1, которая после смерти своего мужа, вождя пле-
1 И. Шахид полагает, что Аммиан Марцеллин не мог не знать о Мавии, и считает отсутствие упоминаний о ней в «Деяниях» «примером преднамеренного умолчания» [11 с. 258]; Д. Вудс уверен, что у Аммиана Марцеллина были тесные личные связи с Финикией и он от непосредственных свидетелей мог знать о восстании Мавии [12 с. 335], но этот исследователь не задается вопросом, почему Аммиан ничего не сообщает о ней.
мени, заняла его место (Sozom. H.E. VI.38.1; Socr. H.E. IV.36), может быть, потому, что не было сына - прямого наследника.
Другая группа качеств, которые приписываются античными писателями самым различным народам и которые отнесены Аммиа-ном Марцеллином и к сарацинам: дикость, свирепость, жестокость, разрушительные функции, непостоянство, коварство, беззаконие и т. п., свидетельствуют об отношении греков и римлян к окружающим их народам, но никак не раскрывает образ конкретного племени. Что касается утверждения Аммиана Марцеллина об отсутствии законов у сарацин (Amm. Marc. XIV.4.3), которых римляне, как и всех прочих неримлян, считали варварами [13 с. 319], то И. Шахид упрекает античного автора в субъективности, поскольку полагает, что у них были тщательно разработанные и строгие законы, хотя и неписаные [11 с. 240]2.
Тенденциозное отношение к чужим этносам, зачастую негативное восприятие всего неадекватного собственным установлениям, привычкам и обычаям [14 с. 67, 15 с. 342, 668] является одной из особенностей античной литературы. И уж худшими из худших в глазах римлян были кочевники [16 с. 56].
Впрочем, и в данном случае не все сводится к стереотипам. После разгрома римлян при Адрианополе в 378 г. Константинополь осадили готы, и положение помог спасти отряд сарацин из племени вышеупомянутой Мавии (Socr. H.E. V.1) весьма необычным способом. Способ этот описывает Аммиан Марцеллин, не упоминая Ма-вию. Так что удививший всех поступок мог совершить сарацин, ей не подчинявшийся. Один полуголый (nudus omnia praeter pubem) воин, убив в упорном сражении гота, начал пить его кровь, чем нагнал ужас на нападающих (Amm. Marc. XXXI.16.6) и вынудил их отступить.
Аммиан Марцеллин понимает, как опасны для всего римского мира кочевые орды. Этим пониманием и обусловлена резко негативная окраска экскурсов о них. Историк испытывает те же страх, ненависть и отвращение, к номадам, которые охватывали народы, ставшие жертвами их стремительных нападений. В частности, сарацины представляли постоянную угрозу восточным римским провинциям [17 с. 35, 40].
Но в условиях непрерывного наступления на римские границы армия несла значительные потери, а людские ресурсы империи были ограниченны, к тому же граждане уже давно перестали счи-
2 К слову сказать, И. Шахид более, чем принято в научной литературе, эмоционально-негативно относится к Аммиану Марцеллину в связи с тем, что последний отрицательно характеризует сарацин.
тать военную службу обычной обязанностью, так что многие стремились любыми способами ее избежать [18 с. 42-44, 19 с. 119-120]. В таких обстоятельствах приходилось наращивать мощь государства, в том числе и за счет кочевников. Тем более что римляне с давних пор умели использовать для решения своих проблем (прежде всего военных) чужие силы.
Именно для IV в. следует отметить систематическое использование в качестве федератов кочевых племен сарацин [20 с. 359]. Для более раннего времени этот феномен неизвестен, хотя некоторые исследователи считают, ссылаясь на Цицерона и Феста, что римляне с ними активно сотрудничали и раньше [21 с. 237-238]. Из писем Цицерона, освещающих события осени 51 г. до н. э., следует, что речь идет об арабах, вторгшихся в римские провинции под видом парфян или вместе с парфянами (Cic. Fam. III.8.10; VIII.10.2; XV.4.7). В сообщении Феста о времени похода Л. Лукулла на Восток некие филархи сарацин (Fest. Brev. 14) упоминаются только вскользь. Правда, отдельные арабские вожди в это время снабжали римлян информацией о враждебных действиях парфян (Cic. Fam. XV.1.2). В I в. эти контакты были эпизодическими, Аммиан же упоминает о сарацинах довольно часто.
Он сообщает, что они использовались в качестве разведчиков (Amm. Marc. XXIV.1.10; XXIII.3.8) и вспомогательных войск (Amm. Marc. XXIII.5.1), прежде всего конных.
Аммиан Марцеллин описывает, как император Юлиан перед походом против персов отказался от предложенной ему союзными народами помощи (Amm. Marc. XXIII.2.1-2). Этот пример представляет собой редкое исключение и, вероятнее всего, является риторическим преувеличением автора с целью показать своего героя в более выгодном свете. Император в данном случае с достоинством заявляет, что римское государство само при необходимости способно защитить своими силами друзей и союзников. Н.В. Пи-гулевская [4 c. 30] считает, что под множеством народов имеются в виду арабские племена, которым было отказано, так как не было уверенности в их надежности. Но в данном пассаже фигурирует, по крайней мере, царь Армении, которому Юлиан все-таки приказал собрать большое войско. А вспомогательные отряды сарацин в армии Юлиана были (Amm. Marc. XXIII.5.1).
В начале своего восточного похода Юлиан ценил их за пригодность для партизанской войны (ad furta bellorum adpositi) (Amm. Marc. XXIII.3.8; XXXI.16.5). За взятых пленных и для поощрения таких же дальнейших действий император щедро награждал сарацинских разведчиков (Amm. Marc. XXIV.1.10). Они, по-видимому, получали и установленную плату за службу: salaria muneraque
plurima (Amm. Marc. XXV.6.10). Но в процессе похода Юлиан по каким-то причинам отказался от подобных действий, хотя сарацины и пытались восстановить прежние отношения (Ibid.). Это не могло не привести их к переходу на сторону врага.
В «Деяниях» автор часто подозревает номадов в предательстве и приводит ряд примеров их переменчивости, когда они сражались то на стороне римлян, то на стороне персов (Amm. Marc. XIV.3.1; XXIV.2.4; XXV.1.3; 6.8-9). Однако важно учитывать то, что сарацины обитали в пограничной местности между Римской империей и Персией. Великие державы в своем противоборстве использовали кочевников, натравливая их друг на друга. В этом свете подобное поведение сарацин является вполне закономерным [17 с. 43, 22 с. 72-78].
В переговорах с другими народами со стороны римлян участвовали или сами императоры, или их доверенные лица (например, эту роль исполнял Юлиан в ранге Цезаря в Галлии). От лица племен говорили, как правило, их вожди. Аммиан Марцеллин часто пренебрежительно именует их царьками (reguli). Вполне типичным является рассказ о приходе сарацинских вождей к императору Юлиану. «Здесь явились к нему царьки сарацинских племен. Они пали перед ним на колени, поднесли золотую корону, воздав ему поклонение как владыке мира и своему властителю» (Amm. Marc. XXIII.3.8). Союзнические отношения устанавливались на личном уровне - не с государством, а с конкретным человеком, который его представлял. Если же этот человек умирал, то следовало автоматическое расторжение мирного договора, как это случилось во время правления Валента: «...по случаю смерти сарацинского царя мирный договор сарацин с римлянами был расторгнут. Супруга его Мавия, вступив в управление народом, начала опустошать города Финикии и Палестины» (Sozom. H.E. VI.38.1). Затем договор возобновлялся, иногда на других условиях, что произошло и в случае с Мавией (Socr. H.E. IV.36), которая добилась для своего народа поставления христианского епископа не арианского, а ортодоксального вероисповедания. Правда, один из исследователей, который считает наиболее достоверным источником по истории сарацин IV в. «Деяния» Аммиана Марцеллина [23 с. 127], выражает большие сомнения по поводу историчности этого пассажа Сократа в целом и, в частности, такой подробности, как женитьба магистра пехоты Виктора на дочери Мавии (Socr. H.E. IV.36), полагая, что главным в нем является описание церковным историком победы над ересью [23 с. 128-131].
Заключение
Таким образом, сочинение Аммиана Марцеллина является наиболее информативным и, по мнению многих современных ученых, достоверным позднеримским источником о сарацинах. Его труд не лишен стереотипов, характерных для античной историографии, возможно, умолчаний, но вместе с тем содержит ценные сведения об этих кочевых племенах части Аравии.
Литература
1. Shahid I. Rome and the Arabs: A Prolegomenon to the Study of Byzantium and the Arabs. Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1984. 193 p.
2. Бухарин М.Д. Происхождение этнонима Барак-rivoi // Византийский временник. Т. 67 (92). М.: Наука, 2008. С. 57-62.
3. Moritz B. Saraka 2 // RE. 1920. 2. Reihe. 2. Hbd. Col. 2388-2390.
4. Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л.: Наука, 1964. 188 с.
5. Richter W. Die Darstellung der Hunnen bei Ammianus Marcellinus (31, 2, 1-11) // Historia. 1974. Bd. 23. S. 343-377.
6. King C. The Veracity of Ammianus Marcellinus' Description of Huns // American Journal of Ancient History. 1987. Vol. 12 (1). P. 77-95.
7. Поплинский Ю.К. Принципы этнографических описаний в античной научной литературе // Африканский этнографический сборник. Л.: Наука, 1980. № 12. С. 139-144.
8. Malotet A. De Ammiani Marcellini digressionibus quae ad externas gentes pertine-ant. Paris: Publisher E. Leroux, 1898. 61 p.
9. Seyfarth W. Nomadenvölker an den Grenzen des spätrömischen Reiches, Beobachtungen des Ammianus Marcellinus über Hunnen und Sarazenen // Deutsche Akademie der Wissenschaften. Veröffentlichungen des Instituts für Orientforschung. 1968. Bd. 69. S. 207-213.
10. Бибиков М.В. Византийские источники по истории Руси, народов Северного Причерноморья и Северного Кавказа (XII-XIII вв.) // ДГ: 1980 год. М.: Наука, 1982. С. 5-153.
11. Shahid I. Byzantium and the Arabs in the Fourth Century. Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1984. 630 p.
12. Woods D. Maurus, Mavia and Ammianus Marcellinus // Mnemosyne, Fourth Series. 1998. Vol. 51. Fasc. 3. P. 325-336.
13. Christides V. Arabs as Barbaroi before the Rise of Islam // Balkan Studies. 1969. Vol. 10. P. 315-324.
14. Vogt J. Kulturwelt und Barbaren. Zum Menshheitsbild der spätantiken Gesellschaft (Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Mainz, Geistes- und
Sozialwissenschaftlichen Klasse 1967, nr. 1). Mainz: Verlag der Akademie der Wissenschaften in Mainz, 1967. 68 S.
15. Dauge Yv. A. Le Barbare: Recherches sur la conception romaine de la barbarie et de la civilisation (Collection Latomus 176). Bruxelles: Latomus, 1981. 859 p.
16. Грацианская Л.И. Центр и периферия: литературное воплощение этнопсихологических реалий в описании «варваров» // ДГ: 1996-1997 гг.: Северное Причерноморье в античности: Вопросы источниковедения. М.: Восточная литература, 1999. С. 46-58.
17. Mayerson Ph. The Saracens and the Limes // Bulletin of the American Schools of Oriental Research. 1986. No. 262. P. 35-47.
18. Грант М. Крушение Римской империи. М.: Терра - Книжный клуб, 1998. 223 с.
19. Банников А.В. Крушение римской оборонительной системы на западе империи в IV в. н. э. // Studia historica. Т. 5. М.: Изд-во МГПУ, 2005. С. 117-126.
20. Грушевой А.Г. Принципы взаимоотношений Рима и ранней Византии с аравийскими кочевниками // Мнемон. Вып. 6. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. С. 337-366.
21. Isaac B. The Limits of Empire. The Roman Army in the East. Oxford: Clarendon Press, 1990. 492 p.
22. Ермолова И.Е. Политика Византии по отношению к кочевникам в V-VI вв. // Восточная Европа в исторической ретроспективе: К 80-летию В.Т. Пашуто / Ред. Т.Н. Джаксон, Е.А. Мельникова. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 72-78.
23. Mayerson Ph. Mauia, Queen of the Saracens - A Cautionary Note // Israel Exploration Journal. 1980. Vol. 30. No. 1/2. P. 123-131.
References
1. Shahid I. Rome and the Arabs: A Prolegomenon to the Study of Byzantium and the Arabs. Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1984. 193 p.
2. Buharin MD. The origin of name LapaKt|voi. V: Byzantina xponika. Vol. 67. Moscow: Nauka Publ., 2008. p. 57-62. (In Russ.)
3. Moritz B. Saraka 2. V: Pauly's Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft / Neue Bearbeitung, begonnen von G. Wissowa. Stutgart, 1920. 2. Reihe. 2. Hbd. Col. 2388-2390.
4. Pigulevskaya NV. The Arabes at the Byzantium's and Iran's Frontiers in 4th - 6th AD. Leningrad: Nauka Publ., 1964. 188 p. (In Russ.)
5. Richter W. Die Darstellung der Hunnen bei Ammianus Marcellinus (31, 2, 1-11). Historia. 1974;23:343-77.
6. King C. The Veracity of Ammianus Marcellinus' Description of Huns. American Journal of Ancient History. 1987;1:77-95.
7. Poplinskii YuK. The Ethnographical Descriptions' Principles in the Ancient Scientific Literature. V: African Ethnographical Collection. № 12. Leningrad: Nauka Publ., 1980. p. 139-44. (In Russ.)
8. Malotet A. De Ammiani Marcellini digressionibus quae ad externas gentes pertine-ant. Paris: Publisher E. Leroux, 1898. 61 p.
9. Seyfarth W. Nomadenvölker an den Grenzen des spätrömischen Reiches, Beobachtungen des Ammianus Marcellinus über Hunnen und Sarazenen. Deutsche Akademie der Wissenschaften. Veröffentlichungen des Instituts für Orientforschung. 1968;69:207-13.
10. Bibikov MV. The Byzantine Sources on the Russia's History, the Northen Black Sea Littoral's and the North Caucasus' Peoples (12th - 13th c.). V: The Earliest States of Eastern Europe. 1980. Moscow: Nauka Publ., 1982. p. 5-153. (In Russ.)
11. Shahid I. Byzantium and the Arabs in the Fourth Century. Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1984. 630 p.
12. Woods D. Maurus, Mavia and Ammianus Marcellinus. Mnemosyne, Fourth Series. 1998;3:325-36.
13. Christides V. Arabs as Barbaroi before the Rise of Islam. Balkan Studies. 1969;10: 315-24.
14. Vogt J. Kulturwelt und Barbaren. Zum Menshheitsbild der spätantiken Gesellschaft. Mainz: Verlag der Akademie der Wissenschaften in Mainz, 1967. 68 S.
15. Dauge YvA. Le Barbare: Recherches sur la conception romaine de la barbarie et de la civilisation. Bruxelles: Latomus, 1981. 859 p.
16. Grazianskaja LI. Center and Periphery: Ethnopsycho logical Realities and Their Reflection in Descriptions of "Barbarians". V: The Earliest States of Eastern Europe. 1996-1997. Moscow: Vostochnaya literatura Publ., 1999. P. 46-58. (In Russ.)
17. Mayerson Ph. The Saracens and the Limes. Bulletin of the American Schools of Oriental Research. 1986;262:35-47.
18. Grant M. The Fall of the Roman Empire. Moscow: Terra Book Club Publ., 1998. 223 p. (In Russ.)
19. Bannikov AV. The Fall of the Roman Defensive System on the Empire's West in IV AD. V: Studia historica. Vol. 5. Moscow: Izdatel'stvo MGPU Publ., 2005. p. 117-26. (In Russ.)
20. Grushevoy AG. The Principles of Rome's and Early Byzantium's Interrelations with the Arabic Nomads. Mnemon. Vol. 6. Sankt-Peterburg: Izdtel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 2007. p. 337-366. (In Russ.)
21. Isaac B. The Limits of Empire. The Roman Army in the East. Oxford: Clarendon Press, 1990. 492 p.
22. Ermolova IE. The Byzantium's Policy toward the Nomads in 5th - 6th c. V: Dzhakson TN., Mel'nikova EA., eds. Eastern Europe in historical perspective. Towards the 80th anniversary of V.T. Pashuto. Moscow: Languages of Russian Culture Publ., 1999. P. 72-78. (In Russ.)
23. Mayerson Ph. Mauia, Queen of the Saracens - A Cautionary Note. Israel Exploration Journal. 1980;1/2:123-31.
Список сокращений
ДГ - Древнейшие государства на территории СССР / Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования.
Amm. Marc. -Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt / W. Seyfarth (ed.). Leipzig, 1978. Vol. 1-2. Перевод по изд.: Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. с лат. Ю.А. Кулаковского, А.И. Сонни. СПб., 1996.
Cic. Fam. - Marcus Tullius Cicero. The Letters to His Friends / with an Engl. transl. by W.Gl. Williams. Cambridge, Massachusetts, London, 1943. Vol. 1-3.
Fest. Brev. - Festus. Abrégé des hauts faits du peuple romain / Transl. by M.P. Arnaud-Lindet. Paris: Les Belles Lettres, 1994.
RE - Pauly's Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft / Neue Bearbeitung, begonnen von G. Wissowa. Stutgart, 1894-1980.
SHA - Scriptores historiae Augustae / E. Hohl (ed.). Editio stereotypa correctior addenda et corrigenda adiecerunt Ch.Samberger et W. Seyfarth. Leipzig, 1971. 1-2.
Socr. H. E. - Socrates' Ecclesiastical History. Oxford, 1878.
Sozom. H.E. - Sozomenos' Ecclesiastical History. Oxford, 1880. Перевод по изд.: Эрмия Созомена Саламинского Церковная история. СПб.: Типография Фишера, 1881.
Abbreviations
ßr - The most ancient states on the territory of the USSR / The most ancient states of
Eastern Europe. Materials and research. Amm. Marc. - Seyfarth W., ed. Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt. Leipzig, 1978. Vol. 1-2. Translation by ed.: Ammiani Marcellini. Roman History. Sankt-Peterburg, 1996. (In Russ.) Cic. Fam. - Marcus Tullius Cicero. The Letters to His Friends / with an Engl. transl. by
W.Gl. Williams. Cambridge, Massachusetts, London, 1943. Vol. 1-3. Fest. Brev. - Festus. Abrégé des hauts faits du peuple romain / Transl. by M.P. Arnaud-
Lindet. Paris: Les Belles Lettres, 1994. RE - Pauly's Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft / Neue
Bearbeitung, begonnen von G. Wissowa. Stutgart, 1894-1980. SHA - Scriptores historiae Augustae / E. Hohl (ed.). Editio stereotypa correctior addenda et corrigenda adiecerunt Ch.Samberger et W. Seyfarth. Leipzig, 1971. 1-2. Socr. H. E. - Socrates' Ecclesiastical History. Oxford, 1878.
Sozom. H.E. - Sozomenos' Ecclesiastical History. Oxford, 1880. Translation by ed.: Ermiya Sozomen Salamis. Church History. Sankt-Peterburg: Tipografiya Fishera Publ., 1881. (In Russ.)
Информация об авторе
Ирина Е. Ермолова, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; Россия, г. Москва, 125993, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Information about the author
Irina E. Ermolova, Ph.D. in History, associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, 125993, Russia; [email protected]