САРАТОВСКАЯ ПЕЧАТЬ: БУДНИ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА
(1917—1922 ГГ.)
Колозина Ирина Михайловна
аспирант Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования «Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова» Россия, г. Саратов
E-mail: irina truhacheva [email protected]
SARATOV PRESS: EVERYDAY LIFE OF THE COUNTRY TOWN (1917—
1922)
Irina Kolozina
post-graduate of Saratov State Agrarian University of the N.I. Vavilov, Russia
Saratov
АННОТАЦИЯ
Цель статьи — исследование повседневности города через анализ периодической печати и отражение в ней художественно-культурной жизни Саратова в 1917—1922 гг. Анализ региональной печати позволяет воссоздать культурный контекст начала 1920-х гг., что важно при изучении истории повседневности и городских практик. Рассмотренные журналы показали развитие и становление художественно-культурной сферы Саратова 1922 г., акцентировали свое внимание на необходимости освещения научной и просветительской работы, массового приобщения к культуре.
ABSTRACT
The purpose of the article appears research of daily occurrence of the city through analysis of periodicals and reflection in it of art and cultural life of Saratov in 1917—1922 years. The analysis of the regional press allows to recreate a cultural context of the beginning of the 1920ies that is important when studying history of daily occurrence and urban practices. The considered magazines showed development and formation of artistic and cultural sphere of Saratov 1922, focused their attention on necessity of sanctification of scientific and educational work, mass familiarizing with culture.
Ключевые слова: Саратов; культура Саратова; региональная культура; периодическая печать; повседневность; художественная жизнь.
Keywords: Saratov; culture of Saratov; regional culture; periodicals; daily occurrence; daily occurrence of the city; art life.
Обращение к периодической печати обосновано видением в ней наиболее выразительного и образного источника для исследования повседневности города. Печать постепенно становится одним из каналов общения, приобретая в 1920-е гг. новое звучание и выражение. В то же время чтение газет и журналов позволяло формировать представления о времени, событиях, взаимоотношениях власти и обществе. Периодическая печать в период революционных преобразований становится средством воздействия на сознание человека, фиксации преобразований и освещения основных событий, фактов, выявления проблем, способствует выявлению сферы интересов и отражения степени восприятия изменений происходящих в переходный период в обществе.
Степень значимости и влияния печати на общество определило внимание отечественные и зарубежных авторов к изучению и анализу СМИ в обозначенный период. В целом можно выделить исследования российской центральной печати [3; 4; 5; 18] и работы, изучающие региональную печать [1; 2; 7; 8]. Большой интерес в исследовании региональной общественно-политической жизни и печати представляют работы Д. Рейли [17; 19].
Цель статьи — анализ саратовской периодической печати, отражение в ней художественно-культурной жизни Саратова в 1917—1922 г. В конце 1917 — начале 1921 г. за подписью Председателя Совнаркома сразу несколько декретов о реорганизации печатного дела в России: «О печати», «О введении государственной монополии на объявления», «О революционном трибунале печати», «О государственном издательстве» и «О частных издательствах», что определило хронологические рамки статьи.
С процессом национализации печати советской властью наступает переход к жизни с иными социалистическими целями и задачами. В культурной сфере одной из главных проблем становится формирование и развитие новой прессы, призванной отражать изменения в жизни общества, формировать новую культурную идентичность. Ключевыми темами советской печати были борьба за социализм и коммунизм, построение нового мира и повседневные жизненные проблемы. В то же время во многих саратовских журналах существовали литературно-художественные отделы, освещающие вопросы культуры, искусства и эстетики, хотя и имеющие идеологическую окраску.
Особенностью становления советской периодической печати 1917—1920-х гг. в Саратове, как и в целом по стране, был процесс подчинения управления органов печати новой власти. Но национализация типографий началась в Саратове раньше, чем в других городах, по инициативе Саратовского исполкома советской власти. Национализированные типографии стали отделом Сарполиграфпрома.
В руководстве и контроле художественной жизни Саратова участвовали разные организации. В марте 1918 г. был организован Отдел Искусств, в состав которого в этом же году вошла литературная секция, в дальнейшем школьная, декоративная и музейная коллегии, в 1921 г. был образован Художественный подотдел. Большую роль в развитии местной художественной печати сыграли Пролеткульт, Объединение пролетарских писателей и художников, Губернский комитет профсоюза работников культуры.
Специфической чертой развития местной прессы была определенная отдаленность от столицы. «Власть в провинции не всегда была столь жестко регламентирующей и неотвратимо последовательной, как центральная власть. Так, на страницах самой крупной саратовской газеты 1920-х годов — «Саратовские известия» могли печатать статьи опальных и даже ссыльных литераторов, высказывавших идеи, которые шли в разрез с общепартийными или общелитературными установками» [6, с. 80].
В обозначенный период большую роль в развитии культурной повседневности сыграли такие журналы, как «Культура», «Культура. Научное приложение» и «Художественный Саратов», на характеристике которых мы остановимся подробнее.
Журнал «Культура», начал издаваться вместо «Саррабиса» (саратовские работники искусства) [8] и был официальным печатным органом работников культуры (искусства и просвещения) Саратова, отражавшим профессиональную жизни науки и искусства. Журнал «Культура» имел два отдела, каждый из которых выпускал отдельные издания. Литературно-художественный-научно-популярный отдел рассматривал все аспекты социокультурной жизни, был ориентирован на широкий круг читателей. Это и был собственно журнал «Культура». Второй отдел — специально-научный, рассматривал новости науки и выходил в виде отдельного издания — «Культура. Научное приложение». Здесь «представители науки получают возможность публиковать свои ученые труды» [9, с. 1].
Редакционная коллегия (И.М. Архангельский, А.И. Мухарев, А.А. Персидский, Б.М. Соколов, Л.А. Цехер) в первом номере определила идейный смысл, предназначение и основные задачи журнала «Культура»: «...С одной стороны, знакомить читателей с культурно-просветительской и ученой работой, совершающейся в Саратовском крае; с другой — объединять ее представителей. . Журнал отводит на своих страницах место для освещения явлений профессиональной жизни» [9, с. 1].
На страницах журнала публиковалась статьи, посвященные проблемам открытия дома-музея Н.Г. Чернышевского; театральной критике постановок Саратовского городского театра; литературным новинкам и анализу художественных произведений; актуальным социальным проблемам. Журнал призван был объединить работников культуры в их профессиональной деятельности и реализации главной задачи власти — нести культуру в массы, формировать новые ценности, влиять на восприятие новой власти. Конечно, журнал нес большую идеологическую нагрузку. Поэтому на его страницах
публиковались статьи политико-экономического характера, популяризирующие мероприятия власти: «Политико-экономический обзор» (Ф. Бобылев), «Рабиспрос и органы Наркомпроса» (Л. Цехер), «Новые пути профдвижения» (П. Кантер) [10].
Целью научного приложения являлось издание специализированных трудов саратовских ученых, восстановление возможности опубликовать теоретические исследование и опытные данные. Приложение было рассчитано на узкий круг ученых-специалистов. «...Приложение преследует чисто научные специальные цели; статьи же научно-популярного характера найдут себе место в самом журнале «Культура». . Научное приложение «Культура» . является . первой ласточкой организации научного периодического издания в Саратове» [11, с. 1; 12].
Но, к сожалению, в свет вышло всего три номера, как основного журнала, так и его научного приложения, общий тираж которых составил 2000 экземпляров.
Другим журналом, призванным сыграть заметную роль в культурной жизни провинциального города, стал «Художественный Саратов». До ноября 1922 г. название журнала «Художественный Саратов» было «Обозрение, литературной и художественной жизни Саратова (сентябрь-ноябрь 1922 г.), а с января 1923 г. — «Новый художественный Саратов» (январь-апрель 1923 г.). Всего за время существования журнала под разными названиями вышло 30 номеров, а именно «Художественного Саратова» 6 номеров, общий тираж которых составил 500—1000 экземпляров.
Главной задачей журнала стало освещение вопросов литературно-художественной и театральной жизни. В редакционной статье объявлялось о «начальном этапе создания «нового искусства», созвучного революционной эпохе, которая «находится в периоде исканий частичных достижений» [13, с. 3]. Говорилось о необходимости «помочь разобраться в сложности положения, помочь отличить мишуру от золота, уяснить по мере сил пути нового искусства и ценность того, что сохранилось от старого, наконец, держать в курсе,
литературно-художественной жизни, местной, республики и за рубежом, — вот задачи и цели журнала» [13, с. 3].
По утверждению А. Жуйковой, наиболее полно была выполнена только одна из поставленных задач — «информация о театральной и художественной жизни в губернии и стране» [7, с. 186]. В советской историографии было принято критиковать журналы и театры 1920-х гг. за постановки, не отвечающие времени или не раскрывающие революционную эпоху. Такой подход мы встречаем у А. Жуйковой. По ее мнению, журнал «не только не помогал отличить мишуру от золота», но охотно публиковал эту мишуру «на своих страницах, предоставляя читателю самому разбираться, что хорошо, а что плохо» [7, с. 186]. Под мишурой понимались театральные оперные и драматические постановки в саратовских театрах классического репертуара или развлекательные пьесы, на которые зрители шли намного охотнее, чем на революционные и агитационные постановки: «Орфей в аду», «Цыганская жизнь», «Отец Сергий» (театр оперы и балета); «Канцлер и слесарь», «Женщина с улицы», «Потоп», «Жена (Любовь в браке)» (драматический театр им. К. Маркса); «Двенадцать», «Прекрасная Елена», «Веселая вдова», «Золой телец», «Графиня Юлия» (театр эксцентричных представлений) [15].
Большое место на страницах журналов занимали сообщения о театральных бенефисах С.Е. Неделина, В. А. Латышевского, С.Е. Астаховой, А.И. Канина. На страницах «Художественного Саратова» печатались критические статьи о творчестве и бииографии этих актеров. В рецензии на театральные постановки содержали оценку игры актеров, актуальности пьесы, посещение зрителей.
В то же время журнал имел еще и задачу знакомства читателей с научно-культурной жизнью Саратова. Так, например, статья П. Рыкова «Наши» была посвящена золотоордынской коллекции археологического музея, в публикации «Англичане и театр» говорилось о различии тематики, постановки и отношения к театру в России и Англии [14, с. 4]. Активно публиковались статьи, посвященные знаменитыми саратовцам (статья «Иллюминированная эпоха» из ненапечатанной биографии Н.Г. Чернышевского об
А.Д. Панчулидзеве [15, с. 4]). Проводилась на страницах журнала и научно-просветительская работа. В заметке «Искусство массам. Искусство и литература в университете» говорилось о списке просветительских курсов по истории и теории искусства и литературы в университете) [15, с. 10]. Журнал регулярно информировал читателей о книжных новинках, вышедших в саратовских издательствах («Закат Европы» О. Шпенглера, «Мемуары Вильгельма II», «Красный туман на рассвете» П. Дьюкса и т. д.), о появлении новых журналов для детей (Радуга» под редакцией К. Чуковского) [16].
Анализ региональной печати позволяет воссоздать культурный контекст начала 1920-х гг., что важно при изучении истории повседневности и городских практик. Печать имеет значение маркера, показателя будничной жизни провинциального города. Поэтому через изучение массовой печати появляется возможность рассмотреть культурные основы существования человека в период перемен. Печать транслирует систему взглядов и ценностей, формирует общественное мнение, оказывает влияние на становление нового советского сознания. Газеты и журналы являются каналами соединения создающейся советской культуры и повседневной жизни.
Рассмотренные журналы показали развитие и становление художественно-культурной сферы Саратова 1922, акцентировали свое внимание на необходимости освящения научной и просветительской работы, массового приобщения к культуре. Выход журналов «Культура», «Культура. Научное приложение журнала» и «Художественный Саратов» связан с восстановлением повседневного городского образа жизни, в данном случае — мирного, появлением интереса не только к насущным проблемам, но и к проблемам интеллектуального развития и культурной среды. Все это соотносится с тем, что Саратовское общество отвлеклось от государственных преобразований и стало заниматься формированием своего культурного сознания.
Список литературы:
1. Бабкин С.В. Мотивы и образы власти в художественных и публицистических текстах 1920-х годов: Дис...канд. фил. наук. Саратов, 2012. — 201 с.
2. Бельков Р.В. Газетная и литературная культура Саратова: На материале периодики 1920-х годов: Дис...канд. фил. наук. Саратов, 2006. — 242 с.
3. Бочинина М. А. Советские массовые журналы двадцатых-тридцатых годов (на опыте «Красной нивы», «Прожектора», «Огонька»): Дис. ... канд. ист. наук. М., 1985. — 245 с.
4. Гафнер В.А. Партийно-советская печать как инструмент политической борьбы в советском обществе 1920-х годов: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2000. — 348 с.
5. Елина Е.Г. Журналистика и цензура в советской России 1920-х годов // Цензура как социокультурный феномен. Саратов, 2007. — С. 176—191.
6. Елина Е.Г. Особенности функционирования литературной власти в Саратовской губернии (1920-е годы) // От девятьсот двадцатых к двухтысячным: литература, журналистика, литературная критика: сб. ст. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2012. — С. 66—82.
7. Жуйкова А. Двадцатые годы // От жизни к образам: сб. ст. Саратов: Приволжское кн. изд., 1965. — С. 174—199.
8. Критский В.В. Саратов в годы НЭПа (1921—1927) в дневниках Н.М. Архангельского // НЭП в истории культуры: от центра к периферии: сб. ст. участников международной конференции (Саратов, 23—25 сентября 2010 г.). Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. — С. 290—301.
9. Культура. 1922. № 1.
10. Культура. 1922. № 2/3.
11. Культура. Научное приложение. 1922. № 1.
12. Культура. Научное приложение.1922. № 2/3.
13. Художественный Саратов. 1922. № 1.
14. Художественный Саратов. 1922. № 3.
15. Художественный Саратов. 1922. № 4.
16. Художественный Саратов. 1922. № 1-6.
17. Рейли Д.Дж. Революционное слово как оружие, или Как язык довел саратовских большевиков до власти // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 14. М., 2004. — С. 162—176.
18. Шалаева Н.В. Репрезентативные задачи власти и советская печать 1920-х гг. // Известия СГУ. Серия История. Международные отношения. — Т. 11. — Вып. 2. — Ч. 1. — 2011. — С. 45—52.
19. Raleigh D.J. Experiencing Russia's civil war: politics, society, and revolutionary culture in Saratov, 1917—1922. Princeton University Press. Princeton and Oxford. 2002. — 438 p.