Научная статья на тему 'САРАТОВ - ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ'

САРАТОВ - ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
592
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ / САРАТОВ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / CITY OF LABOR VALOR / SARATOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голуб Юрий Григорьевич, Данилов Виктор Николаевич

Редакционная коллегия журнала в настоящей статье обращается к знаковому событию в жизни региона - присвоению Саратову почетного звания «Город трудовой доблести». Рассмотрены основания для принятия такого решения Президентом Российской Федерации. Показан вклад Саратова как одного из крупнейших военно-промышленных центров страны в обеспечение победы в Великой Отечественной войне, описаны важнейшие события, связанные с трудовым подвигом его жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SARATOV - THE CITY OF LABOR VALOUR

In the article, the editorial Board of the journal refers to a significant event in the life of the region of recent times - the awarding of the honorary title of «City of Labor Valour» to Saratov Saratov. The reasons for making such a decision by the President of the Russian Federation are considered. It shows the contribution of Saratov as one of the largest military-industrial centers of the country in ensuring victory in the Great Patriotic War and the most important facts of the labor feat of its residents.

Текст научной работы на тему «САРАТОВ - ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ»

К 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

УДК 94(47)

Саратов - город трудовой доблести

Ю. Г. Голуб, В. Н. Данилов

Голуб Юрий Григорьевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики России, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, goloub@sgu.ru

Данилов Виктор Николаевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории и историографии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, danilovvik@yandex.ru

Редакционная коллегия журнала в настоящей статье обращается к знаковому событию в жизни региона - присвоению Саратову почетного звания «Город трудовой доблести». Рассмотрены основания для принятия такого решения Президентом Российской Федерации. Показан вклад Саратова как одного из крупнейших военно-промышленных центров страны в обеспечение победы в Великой Отечественной войне, описаны важнейшие события, связанные с трудовым подвигом его жителей.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Город трудовой доблести, Саратов. Поступила в редакцию: 29.06.2020 / Принята: 01.07.2020 / Опубликована: 21.12.2020 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Saratov - the City of Labor Valour

Yu. G. Golub, V. N. Danilov

Yury G. Golub, https://orcid.org/0000-0001-9819-7494, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, goloub@sgu.ru

Victor N. Danilov, https://orcid.org/0000-0003-2080-7736, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, danilovvik@yandex.ru

In the article, the editorial Board of the journal refers to a significant event in the life of the region of recent times - the awarding of the honorary title of «City of Labor Valour» to Saratov Saratov. The reasons for making such a decision by the President of the Russian Federation are considered. It shows the contribution of Saratov as one of the largest military-industrial centers of the country in ensuring victory in the Great Patriotic War and the most important facts of the labor feat of its residents.

Keywords: the Great Patriotic War, City of Labor Valor, Saratov.

Received: 29.06.2020 / Accepted: 01.07.2020 / Published: 21.12.2020

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2020-20-4-424-436

11 декабря 2019 г. на заседании Российского организационного комитета «Победа» прозвучало предложение в связи с предстоящим празднованием 75-летия Победы и проведением Года памяти и славы в целях увековечения памяти о героизме и самоотверженности тружеников тыла, значительном вкладе городов и предприятий военно-промышленного комплекса в Победу над нацизмом принять на федеральном уровне почетное звание «Город трудовой доблести»1. Президент

Российской Федерации В. В. Путин поддержал это предложение и 13 декабря 2019 г. направил в Государственную Думу соответствующий законопроект. В пояснительной записке к нему говорилось, что для увековечения героического подвига нашего народа на полях сражений существуют почетные звания «Город-герой» и «Город воинской славы», но нельзя забывать о мужестве, стойкости и самоотверженности тружеников тыла, внесших не менее весомый вклад в достижение победы над фашистской Германией и ее союзниками. Проектом федерального закона «О почетном звании Российской Федерации "Город трудовой доблести" предлагалось считать основаниями для присвоения почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» награждение предприятий, располагавшихся в 1941-1945 гг. на территории города, государственными наградами и (или) вручение им переходящих Красных знамен Государственного Комитета Обороны (далее - ГКО), награждение работников таких предприятий государственными наградами за трудовые заслуги, а также документально подтвержденные факты трудового героизма жителей города в годы Великой Отечественной войны2.

В русле начавшегося в парламенте рассмотрения указанного президентского законопроекта в Саратове руководством области и города была инициирована подготовительная работа по сбору документальных материалов, подтверждавших вклад жителей города в достижение победы над врагом. К ней были привлечены сотрудники архивов, музеев, библиотек, вузов, предприятий и учреждений. Была организована масштабная разъяснительная работа в средствах массовой информации. Общественными организациями и волонтерами были собраны десятки тысяч подписей горожан в поддержку выдвижения г. Саратова на почетное звание «Город трудовой доблести».

После принятия и вступления в силу указанного Федерального закона 12 марта 2020 г. состоялось внеочередное заседание Саратовской городской Думы, на котором был рассмотрен вопрос «О предложении по присвоению городу Саратову почетного звания Российской Федерации "Город трудовой доблести"». В докладе председателя Гордумы В. В. Малетина говорилось, что выявленная информация свидетельствует о том, что в годы Великой Отечественной войны ряд заводов Саратова, внесших значительный вклад в обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции, был удостоен государственных наград и переходящих Красных знамен ГКО, а тысячи особо отличившихся работников были награждены орденами и медалями. Председатель городской Думы выразил слова благодарности в адрес жителей города, организаций и предприятий, которые поддержали инициативы о присвоении Саратову этого почетного звания, а также в адрес поколения, которое внесло свой вклад в Победу. Депутаты единогласно прого-

лосовали за решение направить в Саратовскую областную думу и Правительство Саратовской области предложение о присвоении г. Саратову почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести»3. Областные власти поддержали решение городских депутатов. Был сформирован необходимый по закону пакет документов и направлен 13 марта 2020 г. в Российскую академию наук для получения заключения. Пакет включал ходатайство губернатора и Областной думы, копии документов, подтверждающих факты трудового героизма и подготовленное авторами статьи историческое обоснование, текст которого приводится ниже.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА к предложению о присвоении городу Саратову почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести»

Место Саратова в истории России

Основание в 1590 г. города Саратова, как и несколько ранее городов Самара и Царицын (Волгоград), способствовало закреплению за Россией присоединенных Иваном Грозным территорий Среднего и Нижнего Поволжья. Этим был сделан решающий шаг в превращении Московского, преимущественно русского царства, в полиэтническое и многоконфессиональное государство. Фактически было положено начало становлению в северной части Евразии новой империи. До начала XVIII в. Саратов являлся опорным пунктом обороны на юго-востоке страны, а затем в течение полутора веков выполнял главным образом тор-гово-транзитные и административные функции.

В первой половине XVIII в. Саратов был центром самого крупного в Европе речного рыбного промысла. Саратовская городская рыбная контора ведала всеми рыбными угодьями от Соснового Острова (Хвалынск) до Песчаного острова (неподалеку от Астрахани). С 1747 г. до первых десятилетий XIX в. город был местом нахождения управления крупнейшего в Европе Эльтонского соляного промысла.

В 1769 г. была образована Саратовская провинция, и Саратов впервые становится административным центром обширной территории, которая в 1781 г. была преобразована в губернию. В период с 1928 по 1932 гг. Саратов являлся столицей Нижне-Волжского края, в который входили территории современных Саратовской, Волгоградской, Астраханской областей и Республики Калмыкии. С 1936 г. - центр одноименной области.

С 1830-х гг. Саратов известен как центр одного из крупнейших зернопроизводящих регионов России и крупнейший центр агроперерабаты-вающей промышленности (мукомольной). Во второй половине XIX - начале XX в. Саратов по

количеству жителей среди городов России (в ее современных границах) занимал третье место после Петербурга и Москвы. В культурном плане город отмечен, прежде всего, тем, что здесь был открыт первый в России общедоступный художественный музей (1885 г.) и первый стационарный цирк (1873 г.). В 1909 г. в Саратове был основан императорский Николаевский университет, ставший последним, десятым в дореволюционной России. В 1912 г. в Саратове была открыта третья в стране (после Петербурга и Москвы) консерватория.

Окончание строительства в 1871 г. железной дороги до Москвы, а затем в южном (Астрахань) и восточном (Урал и Сибирь) направлениях превратило Саратов в узел коммуникаций общероссийского значения. В годы Первой мировой войны город являлся окружным пунктом распределения и лечения раненых.

Масштабное промышленное строительство 1930-х гг. выдвинуло Саратов на положение одного из индустриальных лидеров в Поволжье, что имело первостепенное значение в период Великой Отечественной войны. Стратегически важную роль играл также саратовский железнодорожный мост через Волгу, построенный в 1935 г. С открытием в Саратове в 1942 г. газового промысла началось первое масштабное промышленное использование природного газа в нашей стране. Концентрация в городе и области технологически сложной промышленности в 1940-1970-е гг. дало толчок развитию фундаментальной и прикладной науки. С 1980 г. действует Саратовский научный центр Российской академии наук.

Саратов также известен как город, где учился, а затем 12 апреля 1961 г. совершил вблизи него приземление первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин.

Военно-стратегическое положение Саратова в период Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Саратов являлся ведущим центром военной промышленности и военных коммуникаций (железнодорожный узел, река Волга) на востоке европейской части СССР. Военно-экономический потенциал его значительно вырос в связи с эвакуацией сюда из западных и центральных районов СССР около 80 промышленных предприятий4. Военно-политическое значение города усилилось в связи с переводом из Куйбышева штаба Приволжского военного округа, который в годы Великой Отечественной войны включал территории Саратовской, Куйбышевской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской областей и частично Орловской, Курской и Сталинградской областей РСФСР

В начальный и самый тяжелый период Великой Отечественной войны осенью 1941 г. в г. Саратов были эвакуированы высшие органы государственной власти и управления РСФСР -

Президиум Верховного Совета и Совет Народных Комиссаров, а также Верховный суд, Прокуратура, Наркоматы финансов, госконтроля и ряд других. Это означало, что в течение нескольких месяцев город фактически выполнял столичные функции крупнейшей союзной республики5. Кроме того, в городе в эвакуации находились правительственные учреждения, ряд вузов и театров Украинской ССР, Московский художественный академический театр (МХАТ), Московская консерватория, Ленинградский государственный университет. Вследствие эвакуационных процессов население Саратова увеличилась с 372 тыс. накануне войны до 498 тыс. чел., по данным на начало 1943 г.6 Все это привело к тому, что постановлением ГКО от

21 февраля 1942 г. Саратов был отнесен к числу режимных местностей первой категории.

Учитывая возросшую стратегическую роль Саратова и возможность прорыва к нему сухопутных войск противника или воздействия немецко-фашистской авиации на его объекты, осенью 1941 г. советским руководством были приняты меры по обеспечению военной защиты города и области. 13 октября 1941 г. Государственный Комитет Обороны выносит постановление N° 782сс о возведении на подступах к Саратову оборонительных сооружений7. Всего в период с октября 1941 г. по март 1943 г. были построены 6 линий оборонительных рубежей общей протяженностью свыше 600 км. На оборонительных рубежах было возведено 435 км противотанковых препятствий (рвы, эскарпы, завалы), около 2 тыс. дотов и дзотов, огневые сооружения открытого типа8. На основании постановления ГКО от 9 ноября 1941 г. создается Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО, в состав которого входили зенитные, прожекторные и другие войсковые подразделения, а в оперативном подчинении находилась 144-я истребительная авиационная дивизия ПВО. По решению СНК РСФСР от 12 ноября 1941 г. Саратов включался в число городов-пунктов ПВО, с созданием штабов и формирований МПВО на постоянной основе. В формированиях местной противовоздушной обороны (участковые и объектовые команды, группы самозащиты) состояло до 30 тыс. саратовцев. С 14 ноября 1941 г. и до конца 1943 г. в Саратове действовал режим угрожаемого положения с воздуха. Координация усилий военных и гражданских учреждений региона в интересах ведения войны осуществлялась Саратовским городским комитетом обороны, который был создан по решению ГКО № 830с от

22 октября 1941 г., во главе с первым секретарем обкома ВКП (б) (И. А. Власов, П. Т. Комаров)9.

С началом войны Саратов и область стали одним из центров формирования частей и соединений Красной Армии. До конца 1942 г. в регионе было сформировано 28 дивизий и бригад, а всех частей, соединений и различных военных учреждений - свыше 50010. Саратовская пристань являлась одной из баз Волжской военной флоти-

лии, принимавшей участие в боевых действиях летом - осенью 1942 г. в районе Сталинграда. В Саратове дислоцировалось более 10 (всего в области 32) различных военно-учебных заведений (училища, школы, курсы), осуществивших подготовку нескольких десятков тысяч командных кадров. Только 1-е и 2-е танковые училища за военное время выпустили более 11 тыс., саратовские пехотные - около 4 тыс., пограничное училище - свыше 5 тыс. офицеров11. В 1942-1944 гг. в Саратове находилась специальная школа Украинского штаба партизанского движения.

В период Сталинградской битвы (июль 1942 - февраль 1943 гг.), когда линия фронта пролегала в 300 км от города, Саратов находился на военном положении (введено 9 сентября 1942 г.). Он был включен в зону оперативного тыла Сталинградского, затем Донского фронтов, а железнодорожный узел города приобрел статус фронтовой распорядительной станции. Ввиду непосредственной близости к местам боев здесь размещались пункты переформирования войск, тыловые учреждения, склады снабжения и ре-монтно-технические базы действующей армии. В общей сложности через область во второй половине 1942 - начале 1943 г. было перемещено к театру военных действий свыше 500 тыс. солдат и офицеров Красной Армии12. В городе была развернута мощная сеть военных госпиталей.

В 1942 и 1943 гг. промышленные и транспортные объекты Саратова подверглись массированным бомбардировкам врага. В результате 25 крупных бомбардировочных налетов на город было сброшено 1131 фугасная и 5850 зажигательных авиабомб, возникло 250 пожаров и 416 за-гораний13. Материальный ущерб от авианалетов составил 200 млн руб. (для сравнения отпускная цена самолета-истребителя составляла 105 тыс. рублей)14. Жертвами фашистских бомбардировок среди гражданского населения в городе, как показывают подсчеты, стали около 480 чел. убитыми и более 500 ранеными15. В небе над Саратовом было сбито 16 немецких самолетов.

Оборонно-промышленный комплекс Саратова -на службе фронта

Основу оборонно-промышленного комплекса Саратова составили производства, введенные в строй в годы первых советских пятилеток. В этот период были построено около 30 крупных заводов: комбайновый, тракторных деталей, щелочных и свинцовых аккумуляторов, станкостроительные, нефтеперерабатывающий, шарикоподшипниковый и др. Реконструкции подвергся целый ряд старых металлообрабатывающих заводов: «Серп и молот», «Универсаль», им. Ленина (бывший Гант-ке). По данным органов статистического учета, количество рабочих, занятых в промышленности Саратова, увеличилось за это время в 5 раз и со-

ставило около 68 тыс. человек, основные фонды выросли в 9 раз, выпуск продукции - в 12 раз16. Накануне Великой Отечественной войны (1937 г.) комбайновый завод был перепрофилирован на выпуск боевых самолетов. Еще 8 других заводов города, обеспечивавших производство военной техники, вооружения и боеприпасов, также переводились в разряд военных с присвоением номеров по соответствующим военно-промышленным наркоматам.

С началом войны абсолютное большинство предприятий Саратова было переведено на обслуживание непосредственных нужд армии и флота и производство военной продукции. Эвакуация оборудования почти 80 промышленных предприятий (всего в область около 100 предприятий) из западных и центральных районов страны завершило формирование оборонно-промышленного комплекса Саратова, функционировавшего в период Великой Отечественной войны. Прием и ввод в действие эвакуированного оборудования (около 6 тыс. станков) стали одним из ярких примеров трудового героизма саратовцев, организационно-управленческих усилий руководства региона. Значительная часть оборудования была размещена на площадях однотипных саратовских заводов, расширяя их производственные мощности, а иногда и меняя их профиль. На территории ГПЗ-3 разместилась часть цехов 1-го Московского подшипникового завода, имевших более тысячи единиц оборудования. Эвакуированные из Тулы оружейные заводы № 66 и № 314 (427 станков) слились с саратовским заводом «Трактородеталь», образовав завод № 614 Наркомата вооружения. Харьковский завод «Серп и молот» (384 единиц оборудования) обосновался на площадях аналогичного по названию местного завода Наркомата сельхозмашиностроения17. Ленинградский завод «Ленинская искра» сливался с саратовским заводом № 236 (свинцовых аккумуляторов)18 В то же время на базе эвакуированных производств в Саратове возникло 8 крупных и около 20 средних предприятий. Из них наиболее значимыми предприятиями являлись заводы № 306 (его образовали 6 заводов из Москвы, Ленинграда, Полтавы и Ржева), № 205 им. Хрущева (Москва), № 572 (Ленинград), № 180 (Киев, Ижора, Ленинград, Дарница), № 702 (эбонитовый) (Ленинград), швейная фабрика «Знамя индустриализации» (Витебск). Два крупных предприятия были созданы в городе-спутнике Энгельсе на базе брянского вагоностроительного завода им. Урицкого и московского завода им. Орджоникидзе.

Всего в Саратове в годы Великой Отечественной войны действовало 35 крупных заводов с общим числом работающих свыше 60 тыс. человек и 388 различных предприятий пищевой, легкой, мукомольной, местной и другой промышленности, где трудились еще 34 тыс. работников19. Практически все предприятия города выпускали продукцию для фронта: боеприпасы, снаряды,

мины, авиационные бомбы, пистолеты-пулеметы, противотанковые ружья, минометы, свинцовые и щелочные аккумуляторы, авиационные и артиллерийские приборы, шарикоподшипники, горючее, корпуса танков, самолеты, обмундирование, перевязочный материал, пищевые концентраты, предметы фронтового быта. Уже к 1943 г. объем выпуска военной продукции на предприятиях Саратова вырос более чем в 5 раз20, а всего за годы войны промышленность выпустила продукции на сумму в 7,5 млрд руб.

Наибольший объем военной продукции приходится на предприятия авиационного кластера, который включал самолетостроительный завод № 292, агрегатный № 306, электроприборостроительный № 213, винтовой № 167, клеевой № 307, на которых только рабочих насчитывалось более 16 тыс. чел.21

Завод № 292 (директор И. С. Левин) являлся головным предприятием НКАП по выпуску самолетов-истребителей Як-1 и Як-3. В 1941-1945 гг. заводом было произведено 12134 боевых машин22, т. е. почти каждый четвертый советский самолет-истребитель. В 1942 г., когда многие эвакуированные авиационные заводы только восстанавливались на новых местах, его производство составляло почти 14% выпуска самолетов всех типов в СССР. За обеспечение бесперебойной поставки продукции фронту завод в числе первых советских предприятий был награжден орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1942 г.). Во время бомбардировочных налетов в июне 1943 г. завод был почти полностью разрушен и встал вопрос об отправке его оборудования и производственного персонала в другой регион. Однако завод был восстановлен менее чем за 80 дней и вышел на прежние производственные показатели. По окончании Великой Отечественной войны он был снова награжден орденом Трудового Красного Знамени (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1945 г.). Кроме того, коллектив завода № 292 в ходе войны 28 раз получал Красное знамя ГКО, в мае 1945 г. оно было передано ему на вечное хранение23.

Вновь созданный завод № 306 (ныне Саратовское электроагрегатное производственное объединение) уже к концу 1941 г. освоил производство сложных агрегатов для авиамоторов (магнето), которыми снабжались все без исключения моторостроительные предприятия авиационной отрасли. 16 сентября 1945 г. он был награжден орденом Красной Звезды.

Завод № 213 им. Орджоникидзе НКАП наряду с выпуском электроприборов в конце 1941 г. освоил производство боеприпасов. 9 раз ему вручалось Красное знамя ГКО, 15 мая 1946 г. оно было передано заводу на вечное хранение. 16 сентября 1945 г. он был награжден орденом Ленина. Пять раз переходящее Красное знамя ГКО присуждалось еще одному саратовскому заводу НКАП - № 167.

Одним из флагманов саратовской промышленности являлся шарикоподшипниковый завод ГПЗ-3 (директор В. С. Буторин). Особое значение его продукция имела в первый год войны, когда два московских подшипниковых завода находились в процессе эвакуации, а ГПЗ-4 в г. Куйбышеве только налаживал производство. По распоряжению Государственного Комитета Обороны подшипники, произведенные на саратовском заводе, незамедлительно отправлялись на танковые, авиационные и автомобильные заводы Поволжья и Урала всеми видами транспорта, включая самолеты гражданской авиации24. В 1942-1943 гг. ГПЗ-3 неоднократно подвергался бомбардировкам противника. Впервые переходящее Красное знамя ГКО заводу было вручено в марте 1943 г. Впоследствии оно вручалось еще 6 раз. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1944 г. ГПЗ-3 был награжден орденом Трудового Красного Знамени. За время войны завод выпустил почти 18 млн штук шарикоподшипников.

К числу крупнейших предприятий Саратовской области относился в годы Великой Отечественной войны крекинг-завод № 416 им. С. М. Кирова (директор Б. П. Майоров), осуществлявший выпуск высокооктанового авиационного бензина и толуола. О значимости его продукции говорит тот факт, что ГКО дважды принимал по нему специальные постановления. В общей сложности, несмотря на бомбардировки и разрушения 1942-1943 гг., завод произвел более 3 млн т горючего. За вклад в обеспечение фронта и тыла в больших объемах горючим крекинг-завод в 1985 г. был награжден орденом Отечественной войны I степени. А до этого все второе полугодие 1943 г. удерживал Красное знамя ГКО и еще четырежды получал его в 1944 г.25

Важнейшее значение для авиационной, танковой и судостроительной промышленности имело производство двух саратовских аккумуляторных заводов. Единственный в стране завод щелочных аккумуляторов (№ 195) за военный период произвел 195 тыс. единиц продукции. Еще в большем количестве было произведено свинцовых аккумуляторов на заводе № 236. 21 июля 1943 г. ему было присуждено Красное знамя ГКО, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1944 г. с формулировкой «за успешное выполнение правительственных заданий по обеспечению танковой промышленности и Красной Армии необходимой продукцией» завод № 236 был награжден орденом Ленина26.

Кроме указанных выше предприятий, во время Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды была награждена саратовская военно-картографическая фабрика Наркомата обороны СССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 г.)27.

В конце 1941 г. в кооперации с другими саратовскими предприятиями на заводе № 614 был на-

лажен выпуск противотанковых ружей Симонова. Только в 1942 г. их было произведено 35200 штук, что составило более 14% общесоюзного производства28. В 1944 г. завод перешел на выпуск артиллерийских систем. В 1985 г. это предприятие, ставшее Саратовским агрегатным заводом, было награждено орденом Отечественной войны I степени. Исключительно на производство боеприпасов были ориентированы саратовские заводы № 311 (бронебойно-трассирующий 37 мм. снаряд), № 572 (взрыватели К-6, К-20, В-179, снаряды малокалиберной артиллерии), «Серп и Молот» и № 45 (корпуса снарядов). Выпуск снарядов, мин и гранат осуществлялся также на многих других предприятиях Саратова, где эта продукция была не основной - заводы № 180, № 205, № 348.

Крупным предприятием наркомата танковой промышленности являлся завод № 180, где трудились более 1,5 тыс. чел. До 1944 г. этот завод изготовил 1275 корпусов танков Т-50, Т-60 и Т-70, а также 1141 бронебашню для СУ-152 и ИС-152, осуществил ремонт 1154 корпусов танка Т-34. Основным видом продукции завода № 205 им. Хрущева наркомата судостроительной промышленности было производство артиллерийских и навигационных приборов. Помимо этого, на заводе за время войны было выпущено 1,5 млн штук корпусов снарядов для реактивных установок БМ-13 («катюши»). За достигнутые производственные успехи 29 сентября 1943 г. заводу вручено переходящее Красное знамя ГКО.

Заводы № 702 и № 744 Наркомата резиновой промышленности освоили в 1941-1942 гг. производство эбонитовых корпусов (банок) для свинцовых аккумуляторов и изделий из синтетического каучука. На саратовских швейных фабриках № 2 «Знамя индустриализации» и им. Крупской было пошито 1,3 млн армейских шинелей, миллионы гимнастерок и других предметов солдатского обмундирования29. Предприятия пищевой промышленности города произвели сотни тонн муки, макаронных изделий, сухарей, мясных консервов, пищевых концентратов.

В августе 1942 - феврале 1943 гг., когда Саратовская область находилась на военном положении, основная часть выпущенной предприятиями продукции отправлялась войскам сталинградских фронтов. И в этом смысле правомерно говорить о существенном вкладе промышленности Саратова в оборону Сталинграда и последующую победу в Сталинградской битве. Только в сентябре 1942 г. 16 саратовских машиностроительных заводов выпустили 4066 противотанковых ружей, 373 тыс. корпусов снарядов, 8 тыс. корпусов авиабомб, 3665 головок к снарядам, 466 тыс. корпусов гранат, 18 тыс. корпусов мин, 13110 мин, 900 тыс. взрывателей, 125 минометов, 105 корпусов танка, 362 тыс. подшипников, 200 универсальных пулеметных станков30. Промышленные предприятия выполнили большое количество срочных фронтовых заказов без

снижения государственного плана, за счет дополнительных усилий рабочих и инженеров. От

войск поступали заказы на ремонт боевых машин, вооружения, изготовление электросварочных аппаратов, пароподогревателей, цепей противоскольжения для автомашин, окопных печей, запасных частей к танкам. По просьбе командования Сталинградского фронта авиационный завод (№ 292) изготовил 250 зенитных установок для пушек и пулеметов. Осенью 1942 г. на 51 предприятии Саратова было размещено производство изделий и инструментов, необходимых для наведения переправ через Волгу. За короткий срок было изготовлено 1 млн железных скоб, штырей и креплений, 230 т металлических поковок, 10 т болтов, свыше 100 тыс. топоров, лопат и кирок, 936 т цепей. За обеспечение строительства переправ коллективы заводов им. В. И. Ленина, судоремонтного и других получили благодарности от командования Донского и Сталинградского фронтов. В 1942 г. большинство фабрик и заводов области выполнили государственный план и произвели продукции на 23% больше, чем в 1941 г.31 За образцовое выполнение военных заказов в период Сталинградского сражения 229 работников промышленности области были награждены орденами и медалями.

Трудовой героизм саратовцев в годы Великой Отечественной войны

С первых дней войны труженики фабрик и заводов Саратова развернули неутомимую деятельность по наращиванию выпуска военной продукции, повышению производительности труда и максимальному сокращению себестоимости выпускаемой продукции. Уже 2 июля 1941 г. в областной газете «Коммунист» появилось сообщение с котельного завода о выполнении рабочими Гаврилиным и Васильевым дневного производственного задания на 250-300%. Так родилось в городе движение «двухсотников» под девизом «Одну норму за себя, вторую - за товарища, ушедшего на фронт». Первым «тысячником», о котором узнали в Саратове, стал токарь авиационного завода № 292 Н. Шувалов, выработавший в ночь на 17 апреля 1942 г. 1778% задания32. Летом и осенью этого года движение «тысячников» получает распространение на предприятиях города. По подсчетам Д. П. Ванчинова, сделанным им на основании статистических и информационных партийных документов, на заводах и фабриках Саратова и Энгельса в 1943 г. насчитывалось свыше 39,5 тыс. стахановцев, ударников и двухсотников33.

Инициатором другого массового трудового патриотического движения - борьбы за звание комсомольско-молодежных фронтовых бригад, работавших под девизом «В труде, как в бою!», стал в Саратове мастер авиационного завода

И. А. Самсонов. Бригада, возглавляемая им, уже в феврале 1942 г. получила звание фронтовой34, а затем многие месяцы удерживала в соревновании переходящее Красное знамя. И. А. Самсонов в 1942 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени35.

130 работников авиационного завода № 292 согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1942 г. первыми в Саратове удо -стоились за свой труд высоких правительственных наград. Среди награжденных орденом Ленина следует назвать имя первой женщины-строгаль-щицы В. Н. Никольской, которая выполняла не менее 2,5 норм и подготовила десятки молодых рабочих. Этим же указом орденами и медалями награждались работники других саратовских предприятий авиационного комплекса: № 306 -кузнец Я. М. Малеванный, мастер М. Ф. Якименко , автоматчик М. Ф. Марунченко (всего 29 чел.); № 213 - мастер Ф. И. Иевлев, Е. В. Полестеров, И. О. Яворук (всего 64 чел.)36.

Особо востребованной оказалась продукция авиационного завода в период великой битвы на Волге. В начале сентября 1942 г. ГКО распорядился увеличить производство самолетов-истребителей Як-1 и всю продукцию завода направлять исключительно Сталинградскому фронту. По воспоминаниям директора завода И. С. Левина, в это время были улучшены летно-тактические данные самолета, увеличена его скорость, установлена на нем радиосвязь, за счет протектирования бензиновых баков и улучшения противопожарного оборудования повышена «живучесть» самолета, усилена бронезащита летчиков. Специально для 16-й воздушной армии по просьбе ее командующего генерала И. С. Руденко было организовано производство облегченных самолетов Як-1 для так называемой «свободной охоты». В период Сталинградской битвы завод работал на пределе своих производственных возможностей. У проходных завода устанавливались плакаты с надписью «То -варищ! Что бы ты сделал сегодня для героических защитников Сталинграда?». В сентябре и октябре 1942 г. на заводе была достигнута самая большая суточная и месячная сдача самолетов за годы войны (до 13 машин ежедневно). За три месяца -август, сентябрь, октябрь - 1942 г. завод изготовил и отправил на фронт на пять полков истребителей больше, чем за второе полугодие 1941 г. Производственный план 1942 г. заводом был выполнен к 11 декабря37. Это оказалось возможным благодаря самоотверженному труду многотысячного коллектива предприятия.

Новые испытания ждал коллектив завода летом - осенью 1943 г. В ночь с 23 на 24 июня, делая один заход за другим, самолеты противника сбросили на территорию авиационного завода 30 фугасных и более 150 зажигательных авиа-бомб38. В результате налета было разрушено более 70% производственных площадей, 60% оборудования, незавершенное производство, оснастка.

Почти три месяца главной задачей авиастроителей было восстановление разрушенных цехов. Но уже на пятые сутки из отвоеванных у огня агрегатов, деталей и узлов в разрушенных корпусах, в наспех построенных из фанеры шалашах, армейских палатках, аэродромных ангарах начались сборка и сдача самолетов. План сентября 1943 г. завод выполнил на 132,8% и снова завоевал переходящее Красное знамя ГКО39. Вслед за этим завод стал переходить на производство более совершенной модели самолета-истребителя Як-3.

Подшипниковому заводу во второй половине войны, прежде всего, за счет трудовой самоотверженности рабочих и ИТР удалось выйти на ритмичное выполнение заказов оборонных предприятий. В январе 1943 г. за производственные успехи были награждены орденами и медалями 26 рабочих и служащих завода40. В октябре 1944 г. еще были награждены 33 передовика этого предприятия41. На ГПЗ-3 к концу войны насчитывалось 70 молодежных бригад, 5 из них получили звание фронтовых. Лучшей не только на заводе, но во всей шарикоподшипниковой промышленности СССР являлась бригада цеха № 4, возглавляемая А. Е. Козловым42. В целом на предприятиях города почетное звание фронтовых носили более 500 молодежных бригад43.

Как и на всех предприятиях города, на крекинг-заводе (завод № 416) имелось большое число тех работников, которые значительно перевыполняли нормы, в составе бригад боролись за звание фронтовых, неоднократно отмечались правительственными наградами. В частности, в январе 1944 г. их получили 29 чел.44 Рационализаторские предложения в 1943-1944 гг. механика завода Н. Ф. Шурбина и других по усовершенствованию технологического процесса дало самую большую в отрасли экономию - 3 млн рублей45. Но труд рабочих и служащих крекиг-завода примечателен в первую очередь тем, что им в силу специфики производства длительный период (летом - осенью 1942 г. и летом 1943 г.) приходилось работать с риском погибнуть в огне пожаров от возгорания нефтепродуктов во время вражеских бомбардировок.

Самоотверженно трудились не только работники крупных предприятий, но и труженики малых производств легкой промышленности. Так, на предприятиях управления обллегпрома в 1943 г. имелось около 3100 рабочих и служащих, из них 1926, т. е. почти две трети, являлись стахановцами и ударниками46. На этих предприятиях насчитывались десятки рабочих, выполнявших по 5-6 норм и являвшихся активными рационализаторами. Так, за внедрение в производство новых методов обработки изделий, давших высокий рост производительности труда, стахановка швейной фабрики № 3 Н. Н. Цицина в 1943 г. была награждена орденом «Знак Почета»47.

В связи с ростом энергоемкости промышленности и прекращением поступления угля из Дон-

басса в Саратове в конце 1941 г. возник топливный кризис. Во многом его удалось разрешить благодаря сооружению методом народной стройки в сентябре - октябре 1942 г. 18-километрового газопровода от месторождений у с. Елшанка до СарГРЭС. В дальнейшем газовая отрасль быстро развивалась. К примеру, если в 1942 г. работало всего три скважины, давшие 10 тыс. т газа, то в 1944 г. действовало уже 19 скважин и было добыто более 250 тыс. т горючего48. Осенью 1943 г. была проложена вторая ветка газопровода от Елшанки, что позволило в необходимых объемах газ получать крупным предприятиям Саратова. В 1944 г. по решению ГКО началось строительство газовой магистрали Саратов-Москва. Всего к концу войны в Саратов поступило 900 млн куб. м газа, что было эквивалентно 775 тыс. т каменного угля49.

За период Сталинградского сражения саратовскими железнодорожниками было доставлено в районы военных действий около 300 тыс. вагонов с войсками и грузами. За время боев на железнодорожные коммуникации области было сброшено более 90 тыс. бомб50. Саратовские железнодорожники в дни Сталинградской битвы, находясь нередко в условиях боевой обстановки, прилагали поистине героические усилия, чтобы быстрее доставлять эшелоны к фронту. В целях повышения коммуникационной емкостей области в 1942 г. осуществлялось усиление линий Урбах-Астрахань, Ершов-Пугачев, Анисовка-Урбах, Урбах-Илецк, по которым направлялось большинство грузов и войск для Сталинградского фронта, и сооружался участок Саратов-Сталинград рокадной железной дороги, протяженностью более 300 км. В августе-сентябре 1942 г. новая железная дорога, проходившая вдоль берега Волги, вступила в строй и позволила значительно увеличить воинские перевозки, усилить маневрирование составов, а впоследствии имела важное народнохозяйственное значение. Форсированное строительство железной дороги Саратов-Сталинград в военных условиях - это также особая страница жертвенных усилий саратовцев во имя победы. Помимо военных строителей и заключенных Приволжского ИТЛ, в холод и зной на строительные работы по трассе дороги выходили более 3,5 тыс. жителей города51.

Большие объемы перевозок в навигацию 1942 г. на Волге были осуществлены саратовскими речниками (относились к Средне-Волжскому речному пароходству). На пароходах, баржах и дощаниках под Сталинград доставлялись воинские грузы, а обратным рейсом вывозились промышленное оборудование, раненые, эвакуированные. С августа 1942 г. и до конца навигации работа речников происходила в условиях минирования фарватера и под воздействием вражеской авиации. Особенно отличились команды пароходов «Баранов», «Чехов», «Решительный» и баркаса «Свобода». Для защиты от воздушного нападения на судах, приписанных к Саратовской пристани,

было установлено 64 зенитных орудия и 239 пулеметов52. В ходе боев 12 саратовских пароходов и баржей были потоплены вражеской авиацией вместе с экипажами.

Саратовцы явились одними из зачинателей массового народного движения в конце 1942 г. по сбору средств на закупку военной техники. 1 ноября 1942 г. колхозники артели «Сигнал революции» пригородного Ворошиловского (ныне Саратовского) района вынесли решение собрать деньги на самолет для Сталинградского фронта. Им стал Як-1 — первый именной самолет фронту. Откликаясь на этот почин, колхозники области уже в ноябре 1942 г. внесли из своих личных сбережений 25 млн 834 тыс. руб., приобрели и передали представителям командования Сталинградского фронта 152 самолета. Движение охватило и другие слои населения области, предприятия, учреждения и организации. Целевые взносы шли как на отдельные самолеты, так и на целые эскадрилья. Коллектив Саратовского подшипникового завода внес в Госбанк на постройку самолетов 909 тыс. руб., артисты оперного театра им. Н. Г. Чернышевского - 815 тыс., научные работники института земледелия Юго-Востока - 500 тыс., учителя школ области - 1122 тыс. руб. 11 декабря 1942 г. секретарь обкома ВКП (б) П. Т. Комаров сообщил И. В. Сталину, что трудящиеся Саратовской области собрали на строительство боевых самолетов в помощь Сталинградскому фронту 33,5 млн руб.53 Новый этап движения в области и стране связан с почином колхозника из села Степное Ново-По-кровского района Ф. П. Головатого, который 15 декабря 1942 г. внес в фонд обороны 100 тыс. руб. и персонально заказал на них боевой самолет для Сталинградского фронта. До конца войны жители области на приобретение боевой техники внесли 270 млн руб. На собранные саратовцами средства завод № 292 изготовил для фронта 1520 самоле-тов54, из которых около 100 являлись именными, врученными на авиационном заводе известным советским летчикам.

Территория Саратовской области явилась крупнейшей лечебной базой сталинградских фронтов. К июлю 1942 г. здесь в составе Управления местного эвакуационного пункта (УМЭП-45) было развернуто и работало 77 госпиталей на 48262 койки, что составляло 8,5% от коечного фонда внутреннего тылового района страны55. Из указанного общего количества эвакогоспиталей 31 госпиталь находился непосредственно в Саратове. В городе под госпитали были переданы лучшие здания: школы, зооветинститут, пединститут, гостиницы «Астория», «Московская» и др.

Во время Сталинградской битвы наполнение саратовских госпиталей (к октябрю 1942 г. коечный фонд был увеличен до 52 тыс.) ранеными вдвое превышало оптимальные расчеты, а на одного врача приходилось до 100 и даже 200 раненых и больных. Об интенсивности притока раненых в разгар боев под Сталинградом

свидетельствуют следующие данные. В ноябре

1942 г. в госпитали Саратова и области поступило 19 санитарных летучек, каждая по 1800 чел., а в глубокий тыл отсюда было направлено 16 военно-санитарных поездов, по 500 раненых и больных, в декабре 1942 г. соответственно 40 санлетучек и 18 санпоездов56. В общей сложности во второй половине 1942 г. в саратовские госпитали поступили 220782 раненых и больных, а эвакуированы 78434 чел.57

Большую роль в организации работы госпиталей и лечении раненых и больных внесли преподаватели Саратовского медицинского института. Главным хирургом эвакогоспиталей являлся профессор С. Р. Миротворцев, главным терапевтом - Л. А. Варшамов, главным невропатологом - К. Н. Третьяков. Почти каждый госпиталь имел у себя профессоров различных специальностей. В необходимых случаях высококвалифицированная помощь оказывалась путем выездов в районы профессоров С. Х Архангельского, Н. В. Захарова, Н. И. Краузе, М. П. Кутанина, П. Н. Николаева, А. А. Оглоблина, Л. С. Шварца, В. М. Угрюмо-ва и др. В Саратове и области была налажена шефская помощь госпиталям со стороны предприятий, учреждений и учебных заведений. Она выразилась в снабжении госпиталей топливом и инвентарем, уходе за ранеными, стирке белья, выступлении с концертами и др. Постоянный рост числа доноров способствовал успешной работе «службы крови». Если в июле 1942 г. госпиталям области было отпущено 70,2 л донорской крови, то в декабре 1942 г. - 254,9 л, а в апреле

1943 г. - 289 л58. Госпитали Саратовской области во время войны осуществили прием 634304 чел., эвакуацию 150408 раненых и больных в глубо -кий тыл, лечение 483896 чел. и выписку из них в часть и кратковременный отпуск 344325 чел., или 71,14%, что признано специалистами весьма высоким показателем59. За особый вклад в лечение советских воинов указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 марта 1944 г. орденом Красной Звезды был награжден Саратовский военный госпиталь № 36060.

После разгрома гитлеровских войск на Нижней Волге в Саратовской области возникло движение по созданию фонда восстановления Сталинграда. За короткий срок саратовцы внесли в него 6,5 млн руб.61, и уже 20 марта 1943 г. специальная делегация доставила городу-герою железнодорожный эшелон со строительными материалами. В дальнейшем многие промышленные предприятия города и области выполняли задания по производству строительных материалов, промышленного оборудования для возрождения хозяйства Сталинградской области. Тысячи саратовцев, организованных в строительные отряды и бригады, выезжали на восстановительные работы.

За военный период вузы Саратова выпустили более 6 тыс. специалистов62. Кроме того, ученые

города выполнили большое количество практических разработок в интересах промышленности и армии. В конце 1941 г. при Саратовском госуниверситете было создано бюро технической помощи и консультации под руководством профессора Б. А. Можаровского. Так, на кафедре химии СГУ (заведующий профессор Я. Я. Додо-нов) было изготовлено 20 походных лабораторий для Донского фронта. Здесь же были изобретены эффективные смеси для борьбы с тяжелыми немецкими танками. За весь военный период СГУ выполнил более 1 тыс. анализов для предприятий, завершил более 500 практических исследований, дал более 1,5 тыс. научно-технических заключений и провел более 2 тыс. консультаций по новейшим изобретениям. За крупные научные открытия и достижения группа научных работников университета - профессора А. М. Лукьяненко, Б. А. Можаровский, Н. И. Усов, В. В. Челинцев, П. В. Голубков и другие в ноябре 1944 г. была награждена орденами63. Кафедра автомобилей и двигателей автодорожного института (ныне Саратовский технический университет) во главе с доцентом Г. К. Бутовским создала новую аппаратуру, позволявшую перевести автомобили на твердое топливо и природный газ. По заданию Генштаба Красной Армии кафедра мостов и строительства дорог обследовала и представила заключение по 250 искусственным сооружениям и объектам края. Практическое применение имела работа доцента Бойницкого в области маскировки автомашин, автоколонн, эшелонов, военных объектов.

Свой значительный вклад в победу над врагом внес коллектив Ленинградского университета, эвакуированный в Саратов. Советская страна высоко оценила деятельность старейшего университетского коллектива. 21 февраля 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР в связи со 125-летием со дня основания ЛГУ принял Указ о его награждении орденом Ленина, о чем было объявлено на торжественном заседании в Саратовском театре оперы и балета. Одновременно была награждена и группа профессоров, преподавателей и сотрудников ЛГУ орденами и медалями Советского Союза. Орденом Ленина были награждены 5 чел. Ордена Трудового Красного Знамени были удостоены 15 чел., ордена «Знак почета» - 17, медали «За трудовую доблесть» -5 чел. и медали «За трудовое отличие» - 5 чел.64

В тяжелых военных условиях педагогические коллективы саратовских школ сделали все возможное, чтобы обеспечить выполнение закона о всеобуче. Труд 22 работников просвещения Саратова в январе 1945 г. был отмечен орденами и медалями. Орденом Ленина была награждена учительница средней школы № 3 Мария Александровна Недельская, орденами Трудового Красного Знамени - учителя средней школы № 19 Дугина Надежда Петровна и Загрекова Наталья Александровна, учительница средней школы № 9 Левкова Надежда Александровна,

учительница семилетней школы № 28 Юдина Надежда Савельевна65.

В целом заводы, фабрики и один из госпиталей Саратова 10 раз награждались орденами за вклад в Победу в Великой Отечественной войне, 94 раза им присуждались знамена ГКО, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС. 3500 рабочих, инженеров, руководящих работников промышленности области были награждены орденами и медалями. После окончания войны около 20 тыс. чел. награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»66.

Сохранение памяти о трудовой доблести саратовцев в годы Великой Отечественной войны

В Саратове свято хранят память о тех людях, которые с оружием в руках защищали Родину и самоотверженно трудились в тылу для достижения Великой Победы. Еще 26 сентября 1977 г. на проспекте Энтузиастов у проходной авиационного завода был открыт памятник «Героям фронта и тыла». Этот монумент, выполненный в виде высокой стелы и самолета-истребителя. Надпись на постаменте гласит: «Самолёт Як-3 установлен в честь советских лётчиков и коллектива трижды орденоносного Саратовского авиационного завода, выпускавшего эти истребители в годы Великой Отечественной войны».

Памятники Героям фронта и тыла расположены также на улице 1-я Детская, дом 36/40; у здания администрации Заводского района в сквере 70-летия Победы; в Ленинском районе, на 6-м квартале, в сквере Победы; у административного железнодорожного здания по адресу 1-й Станционный проезд, дом 14; памятники труженикам тыла - в Парке Победы у входа в Музей трудовой славы и в сквере на 2-й Садовой улице, между улицами Серова и Симбирцева.

Увековечение памяти тружеников тыла также выражается в установлении мемориальных досок. Так, на здании Саратовского нефтеперерабатывающего завода размещена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что завод «За заслуги в обеспечении Советской армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны награжден орденом Отечественной войны I степени. На вечное хранение передано Знамя Государственного Комитета Обороны», а на доме № 12 по ул. Челюскинцев помещена мемориальная доска с надписью: «В этом здании размещался Президиум Верховного Совета РСФСР, эвакуированный в город Саратов в октябре 1941 года».

30 мемориальных досок в Саратове рассказывают жителям о госпиталях, располагавшихся в областном центре в годы Великой Отечественной войны. В Дни воинской славы и к памятным датам Российской Федерации у зданий с мемориальными досками проводятся митинги и мероприятия патриотической направленности.

Имена людей, совершивших беспримерный подвиг в тылу, вносятся в Книгу Памяти Саратовской области. Память о тружениках тыла сохраняется в наше время во многих школах и на предприятиях, где открыты комнаты боевой и трудовой славы. Именами героев - тружеников тыла - названы улицы Саратова (И. П. Бардин, В. Н. Мамонтова и др.).

В Саратове активно идет процесс реконструкции архитектурных памятников и создания новых музеев. При активном участии всех жителей области был реализован масштабный проект по созданию Музея трудовой славы в Парке Победы. В нем находятся артефакты, свидетельствующие о трудовой доблести жителей Саратовского края, внесших значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне, развитие экономики региона, сельского хозяйства, науки, образования, здравоохранения и культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы» в деле сохранения исторического наследия работает в партнерстве с различными государственными структурами, общественными организациями. Ежегодно более 250 тыс. чел. знакомятся с его экспозициями и выставками, становятся участниками мероприятий.

Сегодня Саратовский историко-патриоти-ческий комплекс «Музей боевой и трудовой славы», памятник-ансамбль «Журавли», Парк Победы - единый музейный мемориальный комплекс. Здесь проходят городские мероприятия и встречи, сюда идут люди, чтобы прикоснуться к священным реликвиям боевой и трудовой доблести и славы.

Таким образом, саратовцы - труженики промышленных предприятий, транспорта и связи, госпиталей и других учреждений - проявили в суровые годы Великой Отечественной войны массовый трудовой героизм, за что целый ряд заводов, особо выделявшихся в обеспечении бесперебойного производства военной и гражданской продукции, были удостоены государственных наград и переходящих Красных знамен Государственного Комитета Обороны, а тысячи особо отличившихся работников были награждены орденами и медалями. Все это позволяет городу Саратову претендовать на получение почетного звания «Город трудовой доблести».

Тем более, что Саратов как ближайший военно-промышленный, логистический, лечебный центр сыграл исключительную роль в исходе Сталинградской битвы.

Кроме того, Саратов в отличие от большинства других крупных промышленных городов находился в зоне действия вражеской бомбардировочной авиации, наносившей предприятиям Саратова серьезный урон, что требовало масштабных восстановительных работ при необходимости безусловного выполнения плановых заданий, зачастую с риском для жизни.

Надо иметь в виду и то, что в начальный и самый тяжелый период Великой Отечественной войны осенью 1941 г. в г. Саратов были эвакуированы высшие органы государственной власти и управления РСФСР, и тем самым в течение нескольких месяцев город фактически выполнял столичные функции крупнейшей союзной республики.

27 марта 2020 г. РАН в своем экспертном заключении о наличии оснований для присвоения почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» г. Саратову подтвердила, что его промышленные предприятия и жители внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне.

2 июля 2020 г. состоялось заседание Российского организационного комитета «Победа». На заседании В. В. Путин указал, что инициатива по учреждению почётного звания «Город трудовой доблести» получила поистине всенародную поддержку и позволила по-особому подчеркнуть самоотверженный подвиг тружеников тыла, беспрецедентную, героическую по своим масштабам, по организации, по силе воли, духа людей эвакуацию из прифронтовых районов 25 млн чел. и почти 3 тыс. предприятий. Президент отметил, что в соответствии с порядком присвоения звания «Город трудовой доблести», установленным Федеральным законом, заявки в Российский оргкомитет «Победа» поступили от 28 городов67.

Как доложила на заседании Е. П. Малышева, декан факультета архивного дела РГГУ, проанализировав большой объем очень разных исторических источников, специалисты пришли к выводу, что порядка 70 российских городов могут претендовать на получение почётного звания. В процессе рассмотрения 28 поданных заявок были изучены архивные документы как федеральных, так и региональных архивов именно на предмет соответствия тем основаниям, которые предусмотрены законом.

По итогам экспертизы, отметила Е. П. Малышева, у всех городов подтверждено наличие предприятий, которые в годы войны были награждены орденами и Красными знаменами Государственного Комитета Обороны. Во всех городах есть документально подтвержденные факты трудового подвига. По результатам работы можно говорить о неких лидерах, рейтинге, который включает в себя города, имеющие наибольшие заслуги и обладающие наибольшим количеством орденов. Среди них первым выступает Нижний Новгород, затем Екатеринбург, Самара, Пермь, Челябинск, Саратов, Нижний Тагил, Омск, Казань и Новосибирск. Все эти города занимали свою нишу в оборонной промышленности, но по объёму производства, по масштабу производимой продукции равных им не было, отметила Е. П. Малышева68. Каждый из этих городов представлял собой ведущий центр оборонной промышленности. Во многом они, конечно, сложились на базе эвакуированных

предприятий, и благодаря этому, здесь сформировались флагманские производства, которые обеспечивали нашу Победу. Помимо этих центров, Е. П. Малышева попросила обратить внимание на Ярославль - город, который не имеет орденов, но был награжден 17 переходящими красными знаменами, и предложила рассмотреть вопрос о возможности присвоения почетного звания всем 11 городам69. В свою очередь участвовавший в заседании оргкомитета А. А. Турчак выступил с предложением присвоить почетное звание еще 9 городам: Магнитогорску, Ижевску, Уфе, Ульяновску, Томску, Иркутску, Иваново, Новокузнецку и Боровичи Новгородской области. Академик-секретарь отделения историко-филологических наук РАН В. А. Тишков подтвердил, что на все города-кандидаты Академией наук даны положительные заключения.

Подводя итоги заседания оргкомитета, В. В. Путин поблагодарил участников заседания и ученых РАН за серьезную научную проработку вопроса о присвоении звания «Город трудовой доблести», отметив, что это большой труд и большая ответственность - скрупулезно проанализировать такой объем исторических материалов, статистических сведений. По мнению Президента, ничто не препятствует реализации предложений присвоить почётные звания «Город трудовой доблести» сразу 20 городам. Аргументы здесь очевидны и убедительны и полностью соответствуют порядку и критериям Федерального закона. Глава государства пообещал подписать все необходимые документы в самое ближайшее время.

В тот же день был опубликован Указ Президента о присвоении почётного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести». В нем говорилось: за значительный вклад жителей городов в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность присвоить почетное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести» г. Боровичи, г. Екатеринбургу, г. Иваново, г. Ижевску, г. Иркутску, г. Казани, г. Магнитогорску, г. Нижний Новгород, г. Нижний Тагил, г. Новокузнецку, г. Новосибирску, г. Омску, г. Перми, г. Самаре, г. Саратову, г. Томску, г. Ульяновску, г. Уфе, г. Челябинску, г. Ярославлю70.

Примечания

1 См.: Заседание Российского организационного комитета «Победа» 11.12.2019. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/62293 (дата обращения: 27.07.2020).

2 См.: Пояснительная записка к законопроекту (Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов). URL: https ://sozd.duma.gov.ru/ bill/861560-7 (дата обращения: 27.07.2020).

3 См.: Итоги 63-го внеочередного заседания Саратовской городской Думы. 12.03.2020. ЦКЬ:Шр://8ага1;оУ11ита.ги/ пе%г8/т<!ех.рЬр?ЕГЕМЕЫТ'_ГО=7083 (дата обращения: 27.07.2020).

4 См.: Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 1. Д. 3180. Л. 189 (об) ; Ванчинов Д. П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1976. С. 47.

5 См.: Государственный архив Саратовской области (далее - ГАСО). Ф. Р-461. Оп. 4. Д. 11. Л. 81.

6 См.: ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 2. Д. 1651. Л. 935 ; Ф. Р-2052. Оп. 13. Д. 17а. Л. 4 ; Д. 228. Л. 2 ; Ф. Р-2650. Оп. 1. Д. 239. Л. 16.

7 См.: Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 644. Оп. 1. Д. 12. Л. 113.

8 См.: Центральный архив Министерства обороны РФ (далее - ЦАМО). Ф. 157. Оп. 12787. Д. 6. Л. 30-38 ; Ф. 343. Оп. 5438. Д. 4. Л. 230 ; Ф. 30023. Оп. 1. Д. 37. Л. 132 ; Ф. 30020. Оп. 1. Д. 8-12. Л. 30.

9 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 1-4.

10 См.: ЦАМО. Ф. 157. Оп. 12790. Д. 259.

11 См.: Фролов Г. В. Не подлежит забвению // Этот день Победы. Саратов : Слово, 2000. С. 252.

12 См.: Сталинградская битва. Июль 1942 - февраль 1943 : Энциклопедия. Волгоград : Издатель, 2007. С. 341.

13 См.: ГАСО. Ф. Р-3373. Оп. 1. Д. 83. Л. 2.

14 См.: Ванчинов Д. П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). С. 289.

15 Подсчитано по : ГАСО. Ф. Р-3373. Оп. 1. Д. 10. Л. 21.

16 Там же. Л. 4 ; ГАНИСО. Ф. 30. Оп. 11. Д. 12. Л. 15.

17 См.: ГАНИСО. Ф. 30. Оп. 27. Д. 39. Л. 45.

18 Там же. Ф. 594. Оп. 1. Д. 2904. Л. 6.

19 Там же. Д. 3180. Л. 189.

20 См.: ГАСО. Ф. Р-2485. Оп. 1. Д. 2018. Л. 14.

21 Там же. Ф. Р-2052. Оп. 13. Д. 28. Л. 7.

22 См.: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолетостроение, 1910-2010 / под общ. ред. Д. А. Соболева. М. : РУСАВИА, 2011. С. 204, 222.

23 См.: Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. Р-5451. Оп. 26 ; ГАНИСО. Ф. 594 ; Ф. 6729.

24 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 3177. Л. 52.

25 Там же. Д. 3361. Л. 50 ; Д. 3701. Л. 189 ; Д. 4432. Л. 33.

26 Там же. Д. 4380. Л. 15об.

27 Там же. Д. 4280. Л. 38 ; Коммунист (Саратов). 1945. 21 апр.

28 См.: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 504. Л. 20, 37, 38 ; ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 2938. Л. 20, 21 ; Ф. 30. Оп. 14. Д. 4. Л. 28 ; Оп. 15. Д. 23. Л. 1.

29 См.: Ванчинов Д. П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). С. 87.

30 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 2733. Л. 18-20.

31 См.: Очерки истории Саратовской организации КПСС : в 3 ч. Ч. 3 : 1938-1980 / А. С. Динес, В. Д. Пацула, А. П. Казачкова [и др.]. Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1982. С. 46-47.

32 См.: Коммунист (Саратов). 1942. 24 апр.

33 См.: Ванчинов Д. П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). С. 104.

34 См.: ГАНИСО. Ф. 4158. Оп. 7. Д. 145. Л. 11 ; Заводская правда. 1942. 7 февр. (многотиражка Авиационного завода).

35 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 3915. Л. 7.

36 Там же. Л. 7-11.

37 См.: Левин И. С. Грозные годы. Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1984. С. 108.

38 См.: ГАСО. Ф. Р-3373. Оп. 1. Д. 21. Л. 24.

39 См.: Левин И. С. Указ. соч. С. 128.

40 См.: ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 212а. Л. 60, 61.

41 См.: Коммунист (Саратов). 1944. 4 нояб.

42 См.: Ванчинов Д. П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). С. 109.

43 См.: Саградьян М. О. Саратовская областная комсомольская организация в период Великой Отечественной войны Советского Союза (1941-1945 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 1953. С. 13.

44 См.: ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 212 а. Л. 151, 152.

45 См.: Большевистский путь. 1943. 17 февр. (многотиражка крекинг-завода).

46 См.: ГАСО. Ф. Р-2159. Оп. 9. Д. 34. Л. 5 ; Д. 32. Л. 8.

47 Там же. Д. 43. Л. 5.

48 См.: Ванчинов Д. П. Военные годы Поволжья (19411945). Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1980. С. 84 ; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 44. Д. 1183. Л. 16.

49 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 726. Л. 16.

50 См.: Сталинградская битва. Июль 1942 - февраль 1943 : Энциклопедия / гл. ред. М. М. Загорулько [и др.]. Волгоград : Издатель, 2017. С. 339.

51 См.: ГАНИСО.Ф. 594. Оп. 1. Д. 3007. Л. 8.

52 См.: Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне. М. : Воениздат, 1981. С. 182.

53 См.: Ванчинов Д. П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). С. 198.

54 См.: Саратовская область в годы Великой Отечественной войны. (1941-1945 гг.). Архивные документы. Саратов : Изд-во губерн. торгово-пром. палаты, 2005. С. 4 ; Саратовское Поволжье в панораме веков : история, традиции, проблемы : материалы IX межрегиональных науч. краеведческих чтений (Саратов, 7-8 апреля 2000 г.) / отв. ред. Е. К. Максимов. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 524.

55 См.: Архив военно-медицинского музея (АВММ). Ф. 310/294. Оп. 4500. Д. 2. Л. 1-55.

56 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 2745. Л. 25-39.

57 См.: Доклады Академии военных наук. № 3 (15). Саратов : Академия военных наук. Приволжское отд., 2005. С. 149.

58 Сталинградская битва. Июнь 1942 - февраль 1943 : Энциклопедия. С. 340.

59 АВММ. Ф. 310/294. Оп. 6227. Д. 1. Л. 1-85 ; Оп. 4500. Д. 2. Л. 1-55 ; Оп. 4591. Д. 6. Л. 1-36 ; Ф. 261. Оп. 71426. Д. 1, Л. 7-67 ; Д. 3-к-1. Л. 1-156 ; Д. 6-к. Л. 1-144 ; Д. 7-к. Л. 1-65.

60 ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 4. Д. 216. Л. 4.

61 ГАНИСО. Ф. 30. Оп. 14. Д. 62. Л. 2.

62 Ванчинов Д. П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). С. 167.

63 ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 212а. Л. 206.

64 Ежов В. А., Мавродин В. А. Ленинградский университет в годы Великой Отечественной войны. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. С. 75.

65 ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 212 а. Л. 235-236 ; Коммунист (Саратов). 1945. 7 янв.

66 Саратовская область за 70 лет / А. А. Хомяков, Б. Л. Бенцман, И. М. Герман [и др.]. Редкол. Ю. Д. Ба-

Образец для цитирования:

Голуб Ю. Г., Данилов В. Н. Саратов - город трудовой доблести // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 424-436. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2020-20-4-424-436

dte this article as:

Golub Yu. G., Danilov V. N. Saratov - the City of Labor Valour. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2020, vol. 20, iss. 4, рр. 424-436 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2020-20-4-424-436

ранов и др. Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1987. С. 91 ; Очерки истории Саратовской областной организации КПСС. Ч. 3 (1938-1980). С. 58.

67 Заседание Российского организационного комитета «Победа» 02.07.2020. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/63591 (дата обращения: 28.07.2020).

68 Там же.

69 Там же.

70 Указ Президента Российской Федерации «О присвоении почётного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» от 2 июля 2020 г. № 444. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007020031 (дата обращения: 28.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.