Научная статья на тему 'Сапежинцы и власти первого земского ополчения (по материалам русского архива Я. Сапеги 1610-1611 годов)'

Сапежинцы и власти первого земского ополчения (по материалам русского архива Я. Сапеги 1610-1611 годов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тюменцев Игорь Олегович, Тупикова Наталия Алексеевна

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, грант № 00-01-00044а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тюменцев Игорь Олегович, Тупикова Наталия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сапежинцы и власти первого земского ополчения (по материалам русского архива Я. Сапеги 1610-1611 годов)»

© И.О. Тюменцев, H.A. Тупикова, 2007

ПУБЛИКАЦИИ!

САПЕЖИНЦЫ И ВЛАСТИ ПЕРВОГО ЗЕМСКОГО ОПОЛЧЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ РУССКОГО АРХИВА Я. САПЕГИ

1610-1611 ГОДОВ) *

И.О. Тюменцев, H.A. Тупикова

Калуга и соседние Заокские и Северские города на протяжении 1605-1610 гг. являлись важным центром повстанческого движения. Именно здесь Лжедмитрий II дважды искал спасения: в декабре 1609 г. и в конце августа 1610 года. Не случайно поэтому гетман С. Жолкевский и московские бояре направили сюда Я. Сапегу и его солдат почти сразу после их согласия вернуться на королевскую службу. Обосновавшись у Калуги, в Белевском, Воротынском, Козельском, Ме-щевском, Одоевском и Перемышльском уездах России в октябре 1610 г., сапежинцы вплоть до мая 1611 г. выполняли роль своеобразного буфера между отрядами Лжедмитрия II, а после его гибели - отрядами первого земского ополчения и королевскими войсками под Смоленском и в Москве. Одновременно они беззастенчиво грабили местное население.

В октябре 1610 г., узнав о приближении сапежинского отряда из Подмосковья, Лжедмитрий II потребовал от местных воевод принять меры предосторожности против сапежин-цев и категорически запретил давать им продовольствие и фураж (см. № 1). Не оправдались надежды московских бояр на то, что после возвращения на королевскую службу сапежинцы помогут им покончить с самозванцем и восстановить порядок в Заокских землях и на Се-

верщине (см. № 14). Прибыв в окрестности Масальска и Мещевска, сапежинцы так же, как два года назад в Замосковье и Поморье, поделили города и села между полками и ротами, учредив там «приставства». Немногие документы той поры, отложившиеся в архиве Я. Са-пеги, как две капли воды напоминают челобитные посадских и крестьян северо-восточных уездов страны (см. № 3, 5-9).

Призывы самозванца расправляться с иноземцами попали на подготовленную почву. Уже в ноябре 1610 г. гетман получил не дошедшее до нас донесение о расправах, учиненных над сапежинскими фуражирами в Бе-леве Против сапежинцев и их слуг, по свидетельству К. Буссова, вспыхнула самая настоящая народная война, в которой царик вновь начал превращаться в героя и заступника. В Калугу, по словам ландскнехта, то и дело доставляли от 6 до 10 поляков, над которыми устраивались жестокие расправы. Особенно в нападениях на поляков усердствовали татары2. Выступления народа против иноземцев в провинции, особенно против сапежинцев в Мещевском, Козельском, Боровском уездах, казалось, давали Лжедмит-рию II шанс на гребне зреющего народного движения против поляков и литовцев достичь своих целей. Провинция явно начала скло-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, грант № 00-01-00044а.

няться на его сторону3. Однако самозванец и его окружение не уловили происходящих в стране перемен. Террор, развязанный в Калуге, явился главной причиной гибели царика

12 (22) декабря 1610 года.

Гибель Лжедмитрия II вызвала волнения в Калуге. В конце концов верх там одержали бояре, которые настаивали на присяге королевичу Владиславу 4. В Москву с вестью о гибели царика отправились М.М. Бутурлин и Б.И. Сутупов 5. Московские бояре тотчас прислали приводить калужан к присяге на верность королевичу Владиславу стольника кн. Ю.Н. Трубецкого. В начале января 1611 г. Ю.Н. Трубецкой известил Я. Сапегу, что калужане присягнули королевичу Владиславу (№ 7). 21 (31) декабря 1610 г. жители Пере-мышля принесли повинную грамоту Я. Сапе-ге, а 28 декабря 1610 г. (7 января 1611 г.). их примеру последовали горожане Белева и Одо-ева (№ 5)6. Отрезвление произошло почти сразу. 4 (14) января 1611 г. запорожцы захватили и сожгли дотла Алексин 7. В январе 1611 г. против сапежинцев выступили жители Белева, Боровска, Одоева. В окрестностях этих городов, как видно из писем Я. Сапеги и А. Хруслинс-кого, развернулись настоящие бои между са-пежинцами и местными жителями, которые сопровождались короткими передышками и обменами пленных (см. № 9-14). Действия сапежинцев в значительной степени способствовали крушению планов возведения на русский престол королевича Владислава и началу движения первого земского ополчения.

В январе - феврале 1611г. новый калужский воевода кн. Ю.Н. Трубецкой изо всех сил старался убедить польские власти и сапежинцев в стремлении калужан сохранять верность королевичу Владиславу (№ 8, 10, 12). Но у польского руководства и сапежинцев уже в январе 1611 г. существовали серьезные сомнения относительно лояльности кн.

Д.Т. Трубецкого, И.М. Заруцкого и П. Ляпунова, которые полностью подтвердились после появления в стане Я. Сапеги бежавшего из Калуги кн. Д.М. Черкасского 8. Парадокс заключался в том, что именно в это время «рыцарство» буквально на глазах стало превращаться в неуправляемую толпу мародеров, соперничающих друг с другом из-за дележа добычи. В сложившихся условиях Я. Сапега, как видно из анализируемых документов, начал дипломатическую игру с будущими вождями первого земского ополчения (№ 12-14, 16). Он пытался создать у них иллюзию того, что сапежинцы, разочарованные нежеланием Сигизмунда III удовлетворить требования солдат, готовы идти на компромиссы с ополченцами. Одновременно наемники пытались шантажировать короля, добиваясь от него новых уступок.

В марте 1611 г. Ян Сапега оставил командование войском и уехал к королю под Смоленск, а затем в Усвят, где пробыл до конца мая 1611 года. К тому времени мощный подъем земского освободительного движения отрезвляюще подействовал как на Сигизмунда III, так и на наемных солдат. Они были вынуждены пойти на взаимные уступки, что позволило Я. Са-пеге вновь принять командование отрядами наемников и выступить с ними на помощь Московскому гарнизону. В июне 1611 г. между Я. Сапегой и руководителями ополчения возобновились дипломатические контакты (№ 17). Во время переговоров окончательно прояснились реальные позиции сторон, и они вскоре встретились на поле брани как непримиримые враги.

Дневник Я. Сапеги и выявленный комплекс документов, как свидетельствует проведенный анализ, содержат уникальные данные о зарождении первого земского ополчения, которые могут быть использованы для существенного уточнения сложившихся в литературе представлений о событиях той поры.

№ 1

1610 г., октября 2 (12). - Грамота Лжедмитрия II белевскому воеводе

Ф. Желябовскому о принятии предосторожностей против сапежинцев, идущих отпод Москвы, с запретом жителям снабжать

их продовольствием и фуражом

От царя и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии, в Белев, воеводе нашему Федору Григорьевичю Желябовскому.

Ведомо нам великому государю учинилось подлинно: которые литовские люди, Са-пега с товарищи, были при нас великом государе под Москвою, и те литовские люди все пошли в свою землю, в литву; а идти де им мимо Белев.

И как к тебе ся наша грамота придет, а литовские люди будет пойдут мимо Белев, и ты б противу тех литовских людей, с посадц-кими и с уездными людми, стоял крепко, и с ними бился, и над ними промышляли и поиск чинили, сколко милосердный Бог помочи подаст; и давать бы тем литовским людем кормов людских и конских ничего не велели; и во весь бы Белевской уезд розослал тотчас, а велел бы всяким уездным людем ехати в город, в осаду, тотчас. А будет во уезде литовские люди учнут стояти, и ты б собрав всяких людей, на них посылал и над ними по тому ж велел промышлыти, чтоб город Белев и Белевской уезд от разоренья уберечи и литовским людем разорити не дати; а одноконечно б жил в Белеве с великим береженьем, и в день бы и в ночь были сторожи крепкие.

Писано в нашей отчине в Колуге, лета 7119 октября в 2 день.

Адрес: В Белев, воеводе нашему Федору Григорьевичю Желябовскому.

Помета: 119 году октября в 6, привез Корачевской стрелец...

АСПбИИ РАН. К. 124.

Собр. С.В. Соловьева. On. 1. Карт. 3.

Ед. хр. 444. Подлинник. АИ. Т. 2.

№ 302. С. 358. Публикация

№ 2

1610 г., октябрь - декабрь 9. -Челобитная старицы Путивльского Николаевского монастыря Марфы

с сестрами Лжедмитрию II о даче им жалованной грамоты на село Холопково

Царю государю и великому князю Дмит-рею Ивановичю всеа Руси бьет челом, из Пу-тимля, от Николы чюдотворца Можайского из манастыря, нищая твоя богомолица инока старица Марфища, еже о Христе с сестрами.

Били челом тебе государю царю и великому князю Дмитрею Ивановичю всеа Руси, как ты, государь, был в своей вотчине в Путимле, мы убогие старицы нищии твои богомолицы, об нищеском прибежище об манастырском строенье; и ты, государь, обещал ко Николе Можайскому чюдотворцу нас нищих устроить и кель-ишка на прибежище поставить: и мы нищие и посяместа наги и босы и голодны скитаемся.

И как ты, государь царь и велики князь Дмитрей Иванович всеа Руси, был в Староду-бе, и мы, нищие твои богомолицы, заслышав твое царьское величество, и били челом об том же монастырском строенье и об корму; и ты, государь, нас нищих своих царьских богомолиц пожаловал, велел нам хлеб дати и приказал воеводе Александру Тряпезову: и нам нищим старицам хлеба, по твоему жалованью, не дали.

И опять, государь, в другое били челом тобе государю о хлебе ж; и ты, государь, нас пожаловал, велел нам дати с дворцового селца с Холопкова и свою царьскую грамоту давал: и твоей царьской жаловалной грамоты не послушали, хлеба нам и по той грамоте не дали ж.

И как ты, государь, был на Орле, и мы нищие опять били челом тобе государю об том же манастырском строенье и о хлебе; и ты, государь, нас нищих своих богомолиц, для своего царьского величества и многолетного здравья, пожаловал в дом Николы чюдотворца Можайского в ноугородцьком уезде селцо Холопково со всякими угодьи, в вотчину нам нищим и на хлебокормленье, на речке на Есма... а меня нищую пожаловал быть у своего царьского богомолья строителем.

Да Николе ж Чюдотворцу в дом ты ж, государь, пожаловал, на манастырь мне нищей богомолице с сестрами на корм, в Путимлс-

ком уезде озерком Олшаницею с оболоньем на реке на Семи: и на то, государь, селцо Холоп-ково дали мне нищей с сестрами грамоту твою царьскую, а не вотчиную, за закрытою печатью, с дворца, в Путимль к воеводе Ивану Игнатьевичю к Вилитову да городовому при-казщику к Жедену к Милюкову и выборным людям Сергею Онтыкову с товарыщи. И по грехом нашим в грамоте прописали, а поставили то селцо в Путимлском уезде, а не в Ноуго-родцком, а то селцо в Ноугородцком уезде в Северском Холопково: и потому, государь, нам селца не дали и не отводили.

Милосердный государь царь и велики князь Дмитрей Иванович всеа Русии! Пожалуй нас нищих своих богомолиц, в дом к Николе чюдот-ворцу, на то селцо Холопково да на озерко на Олшаницы с оболоньем, своею царьскою жало-валною грамотою, в вотчину, для своего царьс-кого величества и многолетного здравья.

Царь государь, смилуйся, пожалуй!

АСПбИИ РАН. К. 124.

Собр. С.В. Соловьева. On. 1. Карт. 3.

Ед. хр. 480. Подлинник. ДАИ. Т. 1. № 156.

С. 268. Публикация

№ 3

1610 г., октябрь 10. - Челобитная крестьян с. Волосова Козельского уезда Я. Сапеге с просьбой брать налоги продуктами, а не деньгами

Государю великому гетману Яну Петру Павловичю Сопеге коштеляновичу киевскому старосте усвяцкому и керепецкому бьют челом сироты твои государевы Козельского уезду села Волосова з деревнями старостиш-ка Степка Окулов да целовальник Дашун Федоров и во всех крестьян места.

Правит, государь, на нас сиротах твоих на тебе, государь, твой государев кухмистр пан Христоп Свыч по три рубли денег, да по две куницы, да по лисице, и сыр, и масла, яиц. И нам, государь, взяти негде, того у нас нет. А доправил, государь, на нас Свыч по рублю. И мы, государь, теда маючи в добрых людех в коболы заплатили.

Государь великий гетман Ян Петр Павлович, смилуйся над нами, не вели нас в том на смерть замучить, вели, государь, нас взя-

ти, что у нас есть - хлебные запасы, чтобы мы в конец не погибли.

Смилуйся, пожалуй!

АСПбИИ РАН. К. 124.

Собр. С.В. Соловьева. Оп. 1. Карт. 3.

Ед. хр. 407. Подлинник

№ 4

1610 г., ноября 4 (14)11. - Отписка боярина кн. В.М. Рубца-Мосальского

с просьбой о вводе во владение

вотчинами селами Волосовым, Гостиным и Плахиным в Козельском уезде

Государю моему, пану Яну Петру Павловичю Сопеге, коштяляновичю киевскому, старосте усвятцкому и керепетцкому, князь Василей Мосалской челом бьет.

Пожалуй, государь, вели ко мне о своем здоровье отписывати, как тебя государя моего Бог милует; а про меня, государь, пожалуешь ведати похочешь, и я на Москве, ноября по 4 день, здоров.

Дал Бог пожаловал государь меня с братьею и с племянники старою нашею вотчиною, городком Мосалском, с посадом и с уездом; да мне ж государь пожаловал поместья, в Козелском уезде, село Дудено Волосово, да Гостьи, да Плахин с деревнями; да в Мещеском уезде село Рожестве-ное с деревнями. И мы, государь, послали к тебе людей своих, Якова Литвинова с товарыщи; и тебе б, государь, пожаловать смиловатца над нами, по государеве милости, теми нам деревнями велеть дать владеть, которые будет литовские люди в тех наших деревнях, велеть выехать, а мы им учнем кормы давать, как сможем.

А яз тебе государю своему челом бью!

Адрес: Великого государя царя и великого князя Дмитрея Ивановича воеводе вельможному пану Яну Петру Павловичю Сапеге, каштеляновичу, старосте киевскому и усвяцкому и керепецкому.

Помета: Moskiewskiego.

АСПбИИ РАН. К. 145. Собр. кн. Хилкова. Оп. 1. Карт. 368. Ед. хр. 21. Подлинник.

СХ. № 12.11. С. 23. Публикация

№ 5

1610 г. ноября 24 (декабря 3). -Универсал польского короля Сигизмунда III в Калугу, с призывом отказаться от поддержки самозванца и присягнуть на верность королевичу Владиславу

Сам наяснейший и великий государь Жик-гимоит, третий, божью милостью, король Пол-ский, великий князь Литовский, Руский, Прус-кий, Жомоитский, Мазовецкий, Киевский, Волынский, Подолский, Подлянский, Ифлянский, Естоньский и иных, и дедичный кароль Шведский, Кготский, Вандальский, княжа Финлянское и иных. В Калугу, архимандритом, игуменом и протопопом и дьяконом и всему духовному чину, и дворяном и детем боярским, и козаком, и черкасом и всяким служывым и жылецким и по-садцким людем, которые нине в Калузе при том, што напрасно называется князем Дмитрем Ивановичем Углецким, вместо убитого вора, рост-рыги Гришка Отрепьева.

Пишемо к вам наше государское милостивое слово. Ведомо то вжо всим вам, што божьим милосердьем, по благославенью све-тейшого Иева, патрыарха московского, зо всим освещенным собором, а по совету и договору, вси бояре, околничие и дворане и дьяки думные и всяких чинов люди всею землею Московского государства в столном городе на Москве избрали великим государем царем и великим князем на вси преславные и великие Московские государства сына нашого, наяс-нейшого королевича Владислава Жикгимон-товича, и от всее земли прыслали великих послов, смиренного Филарета, митрополита ростовского и ярославского, да боярына князя Василья Васильевича Кголицына с това-рыщи к нам государу, бьючи челом о том, штоб есмо пожаловали дали и учинили им государем царем и великим князем на Влади-мерском и Московском и на всех преславных и великих Московских государствах сына нашого, наяснейшого королевича Владислава Жингимонтовича, которому не токмо столица Московская поклонилася и крест цаловала, але и вси иные городы и земли, к государству Московскому прислухаючие, вжо здалися, добили челом, и крест цаловали, и з чолоби-тьем своим к нам государу и к сыну нашому,

наяснейшому королевичу Владиславу Жикги-монтовичу, государу своему, присылали и присылают. Едно вы, забыв всемогушчого Бога и пречистое Богородицы, и своее сушчое православное християнское веры греческого закону и правды, отступив от благославенья светейшого Гермогена, патрыарха московского, и всего освешченного собору, и от одно-мысльного з радостью хотенья, совету и договору всих бояр и всее земли, и отлучив од столного города Москвы и от всих иных городов от братьи своее, которые всегда приро-жоным великим государем своим статечне, верне и правдиве служыли, пристали и прилучилися есте к явному вору, который не правдою называется в убитого вора ростриги Гришка Отрепьево место, и учинил и чинить безперестани так великую смуту, досаду, разоренье и розлитье крови християнское в том славном и великом Московском государстве, православную греческую веру и церкви Божьи и манастыры мечом и огнем и всяким своим воровским непригожым обычаем поругает, розоряет, пустошит и губит, неповинную кровь проливает и иные многие воровства всему тому великому государству делает, и нам государу з сыном нашим того преславна-го Московского государства, которое Бог подал под высокую государскую руку нашу, с помочью его Бозскою, во всем беречи крепко, и такова воровства не хотети и не терпети.

И вам бы всим розсудити самым у себе: пригоже ль такому вору такова воровства по-могати людем добрым, очетеским ратным, которые преж сего с прародительми своими истенным государем своим и государству своему всею душею и серцем работали, головы и души свои клали, и против таковых воров и недругов их крепко стояли, а узнать Бога и пречистую Богородицу и свою православную греческую веру и узнать правду, а зымав того вора, привести его к нам и вины ваши принести и добити чолом, и вместе з стольным городом Москвою и зо всим Московским государством работати и прамити в правду нам государу и сыну нашому, наяснейшому королевичу Владиславу Жикгимонтовичу. А мы, яко истенные государы христианские, вины ваши отпустим вам и станем вас, как верных подданых наших, миловати и жаловати не только честью, отчизнами и поместьями ва-

шими, але и выш того всяким нашим госу-дарским жалованьем, по нашему государско-му милосердью и по вашей службе. А только вы поупрамитесе, а нашего государского милостивого слова у себя не розсудите и люби-тельно не приимете, вин своих тотчас не принесете и не добьете чолом нам государу и сыну нашему королевичу Владиславу Жикги-монтовичу, и вам вжо отчин и поместей своих окаяти и ненадеватися к собе нашой государ-ское ласки и милосердья никоторого, а одно-личьно ведати то, што на вас войска наши пошлем и вас, яко недругов изменников наших, казнити велим.

Писан на стану нашом под Смоленском, лета от Рожества Исус Христа, Господа Бога и Спаса нашего, 1610, месяца Декабря третего дня.

Nota: 1610, dbra З, universal krola Zygmunta 3 -go, do duchowienstwa kaluskiego wydany.

Помета: 1610, декабря 3. - Универсал короля Сигизмунда III, направленный калужскому духовенству.

АСПбИИ РАН. К. 145. Собр. кн. Хилкова. Оп. 1. Карт. 368. Ед. хр. 114. Подлинник.

СХ. 45. С. 124-126. Публикация

№ 6

1610 г., декабря 28 (января 7). - Отписка жителей Белева Я. Сапеге о принесении ими повинной грамоты, с клятвою служить государю, который будет на Московском престоле, и о готовности вступить в союз с сапежинцами «для взаимной тишины»

Декабря в 27 день писали вы к нам, с пе-ремышльским разсылщиком с Ивашком Филиповым, а в грамоте вашей написано, чтоб помнючи нам Бога и православную хрестьянс-кую веру, и быти бы в соединеньи с Московским государьством и утолити кровь хрестьян-скоя; и перемышляне де и лихвинцы с вами в миру и в соединеньи, и нам бы тож учинить, по милости божией и Пречистые Богородицы и великих Московских чюдотворцов, с вами быти в миру и в соединеньи, а меж собя не воевать-ся, чтоб кровь хрестьянская не лилась и православная истинная наша хрестьянская вера не рушалась. И мы истинные православные веры не отметники, и крест мы ныне целовали дому Пречистые Богородицы и Московским чюдот-ворцом, и московским бояром и всему Московскому государьству, на том, что нам быти с Московским государьством заодин, и жити в тишине и в соединеньи и в православной вере, и стояти за православную веру; и кого Бог порадует, на Москве, на Московское государь-ство царя, и нам ему государю служить и прямить. А целовав мы крест на том, и послали к Москве, выбрав лутчих людей изо всех чинов, декабря в 15 день, с повинною челобитною, и с записи список, по которой мы крест целовали. И мы дожидаемся с Москвы указу, потому что в вашей грамоте не написано, с московского ли вы указу к нам пишете.

А как будет к нам с Москвы указ, и мы, по вашей грамоте, ради с вами в совете быть. А указу мы с Москвы ждем, с часу на час: и вам бы, до тех мест, войною от себя на нас не посылать, православные веры не розорять и хрестьянской крови не лить.

Яну Петру Павловичю Сапеги, костеля-новичю киевскому, старосте усвятцкому и ке-репетцкому, гетману, и всему великому рыцер-ству и воеводам, Федору Кириловичю Плещееву с товарыщи, и дворяном московских полков, из Белева, воеводы, и дворяне и дети боярские, и отоманы и козаки, и стрелцы и пушкари и затинщики, и всякие жилецкие и уездные люди челом бьют.

Адрес: Яну Петру Павловичю Сапеги, кастеляновичю киевскому, старосте усвятцкому и керепетцкому, гетману, и всему великому рыцерству, и воеводам, Федору Кириловичю Плещееву с товарыщи, и дворяном московских полков.

АСПбИИ РАН. К. 124.

Собр. С.В. Соловьева. On. 1. Карт. 3 Ед. хр. 452. Подлинник. АИ. Т. 2. № 309.

С. 366. Публикация

№ 7

1611 г., декабря 27 (января 6). - Письмо ротмистра Э. Стравинского Я. Сапеге из Боровска с жалобами на то, что пахолики солдат московского гарнизона собирают продовольствие и фураж в Боровском уезде, с просьбой перевести его полк

в более спокойное место

Wielmozny mosciwy panie hetmanie, unizone sluzby moje w lask? wmci m.m.p. oddaj?!

Dosyc zesmy czynili woli wmci n.m.p. trwaj^c na tym Borowsku z uszczerbiem naszym. Onóz zes mi wmc obiecal milosciwym panem byc, prosz? abys mi? wmc z tego czysca przeniesc raczyl bo mi? towarzystwo odst^pi día niedostatków swoich ze i wyzywienia nie maj^. Scisn?li na królewscy, odj?li nam ujazd Jaroslawca Malego, sk^desmy chleb mieli, przyjdzie podobno do tego, ze si? czatami wygubiemy. Armate, dzial 4 odsylam, pi^te co namniejsze w nadzieje laski wmci m.m.p. oddalem panu Olizarowi; prosz? m.m. panie niech za to nielask? wmci m.m.p. nie ponosz?, dzwonów 2. Jmci panu koniuszemu wydalem acz podobno b?dzie to z klopotem naszym, jednak moze wmci w to potrafic; jakoz raczy wmc zrozumiec z listu pana G^siewskiego, który posylam do wmci, i drugi pana Strusów, który ñas sciska wi?c i o Lisowskiem u ñas trwogi którego lud nast?puje nie wiedziec ku wmci gwoli zrozumiesz wmc m.m.p. z tegoz listu pana Strusowego. Posylam do wmci m.m.p. regestr do komputu, jesliby si? opóznil, prosz?, abysmy nie byli uposledzeni gdyzesmy s^, na posludze wojskowej i choc by si? w czym porz^dkowi nie dogodzilo. Wmc m.m.pan racz sam dolozyc, gdyz raczysz dobrze wiedziec dawiejszy nad drugiego zaci^g mój i towarzystwa mego, co ja na lask? Boz^ a staranie wmci m.m.p. puszczam. Wi?c i brat mój pan Jaronim sluga wmci pisal do mnie, abym zaslugi jego do komputu podal odzywaj^c si? na wiadomosci samego wmci o którego prosz? wmc m.m.p., aby nie byl w zaslugach swych uszczerbiony i teraz pocztu jego koni 5 przy mnie s^bo insze na posludze wojskowej potracil.

Вельможн^1Й милостив^1Й пан гетман, примите нижайшие уверения в моей преданности В.М. м.м.п!

Достаточно мы исполняли воли Вашей Милости, Нашего Милостивого пана, оставаясь в этом Боровске с ущербом для нас. А поскольку мне В.М. обещал быть милостивым, прошу, чтобы меня

В.М. из этого чистилища перевести приказал, так как меня товарищество оставило по причине нужды своей, поскольку и пропитания они не имеют. Потеснили нас королевские войска, отняли у нас уезд Малого Ярославца, откуда мы получали хлеб; вероятно, дойдет до того, что мы дозорами будем истреблять. Оружие, 4 пушки посылаю: пятую,

которая самая малая, я в надежде милости

В.М. м.м. пана отдал пану Олизару; прошу, м.м.п., пусть за это немилости В.М. м.м.п. я не понесу; колоколов 2 е.м. пану конюшему выдал, хотя, наверное, от этого будут у нас хлопоты, однако, может быть,

В.М. это одобрит; как может В.М. понять из письма пана Гонсевского, которое я посылаю В.М., и второе от Струся, который нас оттесняет. Итак, мы тревожимся по поводу Лисовского, которого люди наступают к В.М., что уяснит В.М. м.м.п. из того же письма пана Струся. Я посылаю В.М. м.м.п. реестр в список; если он опоздал, то прошу, чтобы мы не были обижены, так как мы находимся на войсковой службе и не всегда в срок угождаем. В.М. м.м.п. изволь сам приложить, ведь изволишь хорошо знать давнейшую по сравнению с другими мою службу и товарищества моего, что я на милость Божью и со старанием В.М. м.м.п. препоручаю. Также и брат мой пан Иероним, слуга В.М., писал мне, чтобы заслуги его в список подал, ссылаясь на известие В.М., о нем [брате] я прошу В.М. м.м.п., чтобы не был ущемлен в своих заслугах, и теперь почтовые его 5 коней у меня находятся, так как другие на нужды войска истратил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Do tego imieniem towarzystwa swego prosz^ wmc n.m.p. racz wmc stanowisko jakie spokojne i chlebne nam ukazac, abysmy sie nie bl^kali do wojska po cudzych szalaszach, bo widzç ze w pulku pana Tyszkiewiczowym nie chc^byc i mnie siç on nieraz dostalo ale w tym chc^, sluchac roskazania wmci n.m.p. От имени товарищества своего прошу В.М. м.м.п., изволь, В.М., постой какой-нибудь спокойный и хлебный нам указать, чтобы мы не ходили в войске, по чужим шалашам, так как я вижу, что в полку пана Тышкевича они не хотят быть, и мне от этого не раз досталось, но в этом люди мои хотят слушать приказы В.М. н.м.п.

Przytym proszç pana Boga, aby wmci m.m.p. dlugo w dobrym zdrowiu w pociechach nam zachowac raczyl. При этом прошу Бога, чтобы В.М. н.м.п. долго хорошее здоровье в утешенье нам сохранять соизволил.

Z Borowska 6 die jannuarii wmci m.m.p. unizony sluga Erazmus Srtawinski rotmistr rçk^_w<lasn^>. Из Боровска 6 января В.М. м.м.п. нижайший слуга Эразм Стравинский, ротмистр, своею рукою подписал.

Adres: Wielmoznemu mosciwemu panu Jan<owi> Piotrowi Sapiezie staroscie uswiatskiemu hetmanowi n.p.m. etc. oddac. Адрес: Вельможному милостивому пану Яну Петру Сапеге, старосте усвятскому, гетману н.п.м. и т. д. отдать.

ЛНБ НАНУ. Ф. 103. Op. 1. № 47. Подлинник. Там же. On. IV. № 556/Va. Л. 441-441 об. Копия А. Прохазки

№ 8

1611 г., января 3 (13). - Отписка калужского воеводы кн. Ю.Н. Трубецкого Я. Сапеге о приведении калужан к присяге на верность королевичу Владиславу

Великого государя Жигимонта короля Польского и великого князя Литовского гетману, пану Яну Петру Павловичю, великого государя царя и великого князя Владислава Жигимонтовича всеа Русии боярин князь Юрьи Трубецкой с товарищи челом бьет.

Писал ты, господине, ко мне в Калугу: ведомо тебе учинилось, что яз с рузскими людьми пришол в Колугу, а для какова дела пришел, и мне о том тебе отписати. И по государеву цареву и великого князя Владислава Жигимонтовича всеа Русии указу, пришли мы в Калугу, и колужских сидельцов: бояр, и окольничих, и думных дворян, и ди-аков, и дворян же и детей боярских розных городов, и атаманов и казаков, и пушкарей и стрельцов, и колужских и посадских и всяких жилецких людей, по наказу, ко кресту приводим, генваря с 3 числа, на том, что им

нашему великому государю царю и великому князю Владиславу Жигимонтовичу всеа Русии служити, и добра хотети, и прямити во всем, и быти с нами в его государеве державе, в Московском государстве, во всем в соединении. И тебе б, господине, Калужского уезда и иных городов, которые нашему великому государю царю и великому князю Владиславу Жигимонтовичу всеа Русии добили челом и крест целуют, воева-ти их не велети; а что у нас, в Калуге, всем городом государю крест целуют, и о том мы к великому нашему государю царю и великому князю Владиславу Жигимонтовичу всеа Русии из Колуги писали; а уступити б тебе в те места, каков у тебя договор был, на Москве, с бояры.

Адрес: Великого государя Жигимонта короля Польского и великого князя Литовского гетману, пану Яну Петру Павловичю.

АСПбИИ РАН. К. 124.

Собр. С.В. Соловьева. On. 1. Карт. 4.

Ед. хр. 485. Подлинник. АИ. Т. 2. № 313.

С. 171-172. Публикация

№ 9

1611 г., января 11 (21). - Письмо А. Хруслинского Я. Сапеге из Пафнутиева Боровского монастыря с жалобами на разорение отведенных его полку в приставства сел и деревень у Одоева солдатами Ю. Будилы

Milosciwy panie hetmanie! Jakom opowiedal wmci m.m.p. ze czat£ posylal pod Odiow i prawie byli podpadli pod same miasto bez wiesci; wyslali do nich miesczanie i murzowie opowiedaj^c ze poslali z czol^bitn^ do wmci; który si^ zatrzymawszy stan^li od miasta w...12 w Krasnym siele czekaj^c na wiadomosc со im kaz^ czynic. A ja ze mial rozkazanie od wmci m.m.p. abym onych zwiódl stamt^d, dogodzaj^c rozkazaniu wmci poslalem napisawszy cedulk^ czeladnikem swym roskazuj^c imeniem wmci m.m.p., aby zadnych krzywd nie czynili wi^c i oni o lask^ wmci m.m.p. powiedzieli, ze im do ñas wolny przyjazd i odjazd. Czeladnik mój gdy przyjechal dnia wczorajszego zostal to si^ wojska w sprawie stoj^c: tatar bylo do trzech set, pospólstwa do szesciset; gdzy im pisanie moje ukazali contentowali si^ onemi w zgodzie si^ rozjechali; wi^c i temu si^ nie mniej kontentowali si^ (sic!), ze zadnych krzywd nie odniesli; prosili barzo, abym do wmci m.m.p. pisal abys wmci im wojewod? przyslac raczyl, którego chc^ za chrancol^, wmci wdzi^cznie przyjac. Towarzystwo pulku mego bardzo jest obci^zliwe, ze jednemu szya gola a drugiemu brzytwy ni^ chc^. Jmci pan Budzilo mi kontentow^c si^ tem stanowiskiem, jako i my które daleko mamy podlejsze, pozarte powal derewnie, az po samy Udiow i przystawy swoje w Udiowe postawil, którzy jako powiedaj^ nie mniejszy pozytek sobie czyni^. Jam przyjechawszy od wmci m.m.p. ledwom umit^gowal towarzystwo pulku mego, którzy tem najbardziey uci^zaj^, ze oni zywnosci miec nie mog^, a imci tamci pozytki sobie przywlarucaj^; do przyszlego wtorku zatrzymalem ich, со dalej w^tpi^ aby na tym miejscu trwac mieli.

Милостивый пан гетман! Как сообщал В.М. м.м.п., дозоры посылал под Одоев, и уже почти подошли под самый город без известий, как выслали к ним мещане и мужики, сообщая, что послали с челобитной к В.М., те, задержавшись, стали на постой недалеко от города в.. ,12 в селе Красном, ожидая известий, что я им прикажу делать. А так как я имел приказ от В.М. м.м.п., чтобы их оттуда отвести, угождая приказу В.М., то послал, написав записку, со слугой своим, приказывая именем В.М. м.м.п., чтобы никаких обид не чинили, и о милости В.М. м.м.п. рассказывали, что свободно к нам могут приезжать и отъезжать. Челядин мой, когда приехал вчера, застал это войско, стоящим в порядке: татар было до 300, простолюдинов до 600; когда им показали мое послание, удовлетворившись, они в согласии разъехались, а они тем уже довольны, что никакого ущерба не потерпели; очень просили, чтобы В.М. им изволил прислать воеводу, которого они как защитника хотят с благодарностью от В.М. принять. Товарищество моего полка сильно удручено тем, что одному и шею бреют, а другому и бритвы не дают. Е.м. пан Будило не удовлетворяется той должностью, как и мы, кому далеко до его подлости, таккак он пожаром опустошил деревни аж до самого Одоева и поставил своих приставов, которые, как рассказывают, не меньшую выгоду для себя извлекают. Я, приехав от В.М. м.м.п., едва успокоил товарищество моего полка, которые более всего удручены тем, что они продовольствия иметь не могут, так как их милости тамошнее имущество себе забирают; я до будущего вторника удержал их, а далее сомневаюсь, чтобы на этом месте они оставались.

Prosz? wmc m.m.p. abys wmc m.m.p. pomiar jeden uczyniwszy, ñas od laski swej odszucac nie raczyl, gdyz teraz trzeba zgromadzenia nie rozpuszczenia wojska. B?dzie li rozkazanie wmci m.m.p.; abym przystawa dal do Udiowa. Z tym wojwod^ którego wmc zechcesz poslac, w tym woli i rozkazaniu wmci dogodzic chc?, ale jesli by tam mial byc inszy ali z pulku mego, musiali by si? tym towarzystwo moje bardzo obrazac i nielask? wmci m.m.p. znac, gdyz by to bardzo poszlo na to czyj^ prac^, onemu si? oszywac, bo my podjazdy czynimy i wiadomosci wmci m.m.p. dosi^gamy, a to li od ñas oddalone byc mialo zaczym by wielka nielaska wmci musiala by si? okazac. Strony nowinjakich, prosz?, abys wmc z milosciwej swej wiadomym nic? uczynic raczyl. Прошу В.М. м.м.п., чтобы В.М. м.м.п., это возвестив, нас от милости отлучать не изволил, т. к. сейчас нужно собирать, а не распускать войско. Будет ли приказ В.М. м.м.п., чтобы пристава дал в Одоев? Тому воеводе, которого В.М. захочет послать; воле и приказу В.М. я повиноваться хочу, но если бы там должен был быть другой, а не из полка моего, тем товарищество мое очень обидишь и немилость свою В.М. м.м.п. покажешь, и лучше, если бы быстро пошло к тому, чтобы эту работу кому поручить, мы разъезды посылаем и известия В.М. м.м.п. узнаем, а если бы это нескоро было, то это означает великую немилость В.М. По поводу новостей, какие будут, я прошу, чтобы В.М. с милостивой своей ласки известить меня изволил.

Z tem powtóre i potrzecie z sluzbami w milosciw^ lask? wmci oddawam. С тем повторно и в третий раз свои услуги милостивой ласке Вашей Милости отдаю.

Dan z monasteru 22 jannuarii anno domini 1611. Wmci wszelkiego dobra zyczliwy przyiaciel i sluga najnizszy Andrzej Chruslinski wojski braclawski m.p. Дан из монастыря 22 января 1611 года. В.М. доброжелательный друг и слуга нижайший Андрей Хруслиньский, войсковой Брацлавский.

Adres: Jmci panu Janowi Piotrowi Sapize staroscie uswiackiemu, hetmanowi y m.m.p y przyjacielowi naszemu. Адрес: Е.м. пану Яну Петру Сапеге старосте усвяцкому гетману и м.м.п. и приятелю нашему.

ЛНБ НАНУ. Ф.103. Оп. 1. № 61. Подлинник. Там же. Оп. IV. № 556/Va. Л. 447-447 об. Копия

№ 10

1611 г., января 11 (21). - Отписка калужского воеводы кн. Ю.Н. Трубецкого Я. Сапеге о запрещении литовским людям воевать и брать в плен жителей Калужского, Воротынского и Перемышльского уездов

Великого государя Жигимонта короля Польского и великого князя Литовского гетману, пану Яну Петру Павловичю, великого государя царя и великого князя Владислава Жигимонтовича всеа Русии Юрьи Трубецкой с товарыщи челом бьет.

Писал ты, господине, к нам, чтоб нам с тобою учинити съезд о добром деле: и нам,

господине, без государева царева и великого князя Владислава Жигимонтовича всеа Русии указу, города покинуть не на кого, и с тобою съезжатись без государева повеленья нельзя.

Да здеся, господине, в Колугу приходят к нам дворяне и дети боярские, и их люди и крестьяне, и бьют челом государю нашему царю и великому князю Владиславу Жигимон-товичю всеа Русии, что твоего войска литовские люди Колужский и Воротынской и Пере-мышльской уезд воюют, и людей побивают, а малых робят емлют в полон: и тебе б, господине, по государеву указу и по боярскому приговору, колужских и Воротынских и пере-мышльских мест воевати и в полон никаких людей не имати не велети, и уступити б тебе из Перемышля на непослушные места, кото-

рые государю нашему царю и великому князю Владиславу Жигимонтовичю всеа Русии креста не целовали.

Адрес: великого государя Жигимонта короля Польского и великого князя Литовского гетману, пану Яну Петру Павловичю, кос-теляновичу киевскому, старосте усвятцкому и керепецкому.

АСПбИИ РАН. К. 124. Собр. С.В. Соловьева. On. 1. Карт. 4. Ед. хр. 488. Подлинник. АИ. Т. 2. № 317.

С. 374-375. Публикация

№ 11

1611 г., января 24 (февраля 3). - Письмо Я. Сапеги кн. Ю.Н. Трубецкому с товарищи о желании быть в совете с калужанами и П. Ляпуновым

Господину князю Юрью Никитичу с товарищи: гетман Ян пан Петр Павлович Сапе-га, коштелянович киевский, староста усвяц-кий и килепецкий, челом бьет.

Писали мы, господине, к вам в Калугу многажды о совете, и вы от нас бегаете за посмех: мы вам ничего зла не чинили и впредь не хотим, и хотим с вами за вашу веру крестьянскую и за свою славу и при своих заслугах горло свое дати, и вам было добро с нами советовати, что ваша дума; а про нас ведаете, что мы люди вольные, королю и королевичу не служим, стоим при своих заслугах. А на вас ни которого лиха не мыслим и заслуг своих на вас не просим, а кто будет на Московском государьстве царем, тот нам и заслуги наши заплатит. И вам бы к нам быть в совете и ссылатися с нами почасту, что будут ваша дума, а мы от вас не прочь; и стояти бы вам за православную крестьянскую веру и за святые церкви, а мы при вас и при своих заслугах горла свои дадим; а буде нам не верите и вы у нас заклад поемлите. Чтоб вам вернее было. Да к Прокофью Петровичу Ляпунову о том отпишите. А я пишу вам под присягою, всею правдою, не лукавством, и вы нам не верите за посмех: сами ведаете. Толко бы я захотел над Колугою какое дурно учинить и яз бы и всякою мерою над Колугою промыслил, и яз никоторого дурна делати не хочу и на

том вам присягаем, что над вами никоторые хитрости не делати, и ни в которой город стоять не просимся, для смуты, чтоб с ратными людьми не розсориться; и будет захотите с нами быти в совете и мы свои горла за вас дадим, покаместа вам Бог пошлет государя на Московское государьство.

Да генваря, господине, в 14 день писали ко мне с Москвы бояра князь Федор Мстиславской с товарищи, что отложились от Москвы Прокофей Ляпунов со многими городы; и писали ко мне с великим прошеньем бояре с Москвы, чтоб я шел на ряхзанские места на Прокофия Ляпунова, и на вас, и на те городы, которые с вами в совете: и яз то ведаю, что вы с Прокопьем Ляпуновым в совете и стоите за православную крестьянскую веру за один. И вам бы со мною ссылаться и совет держать и к Прокофью Ляпунову о том писати, чтоб вам со мною быти в совете заодин. А я московских бояр не слушаю и с вами битися не хочу, хочу с вами быти в любви и в братстве.

Да генваря в 24 день приехали к нам из Калуги, боярин князь Дмитрей Мамстрюкович Черкасской, да спалник Игнатей Ермолаевич Михнев, да дворянин Данило Андреевич Ми-кулин: и я и рыцарство все ж приезду добре рады, что они к нам приехали: и сказывают они нам про вас, что у вас та же мысль, что мы к вам пишем, и вы то делаете не само разумом, что с нами не сошлетеся; а будет не верите, ино мочно укрепиться закладами и присягою. Тут бы наша правда обьявилася пред вами; а будет с нами не захотите быти в совете и за свою православную крестьянскую веру стояти с нами в совете, и то все над православною хрестьянскую верою и над святыми церквами разорение сделается от вас.

Да что нам князь Дмитрей Мамстрюкович с товарищи сказывали, что вы блюдетесь того от нас, что мы свои заслуги хотим взяти на Колуге: и у нас того под присягою и на разуме нет, и вы того себе не мыслите о нас, что которое дурно нам делати над вами, или свое заслуженное взяти на вас, в том мы вам во всем присягаем.

Да они ж нам сказывали, что у вас в Калуге вмещают которые бездельники, не хотячи ничего добра видети православной вере, что мы святым церквам разоренье чиним, и пети в них не велим, и лошади в них

ставим: и у нас того во всем рыцарстве не наищешь. То вам безделники лгут. Смущают вас с нами; у нас в рыцарстве большая половина русских людей, и мы того заказываем и бережем накрепко, чтоб над святыми божии-ми церквами разорения никоторого не было, а от вора везде не уберетчися, да что развие кто сделает в отъезде?!

Акты, собранные в библиотеках и архивах Археографической экспедицией (ААЭ). Т. 2. СПб., 1836. № 182.2.

С. 310-311. Публикация

№ 12

1611 г., января 24 (февраля 3). -Отписка калужских воевод кн. Ю.Н. и Д.Т. Трубецких Я. Сапеге с просьбой сохранять мир до прибытия в Россию королевича Владислава

Господину гетману Яну Петру Павловичу Сапеге каштеляновичу киевскому, старосте усвяцкому и керепецкому князь Юрий да князь Дмитрий Трубецкие с товарищи челом бьют.

Писал ты к нам з розсыльщиком Васкою Зыбиным о совете, чтоб нам с тобой за один стояти за православную христианскую веру и за святые божии церкви, и нам бы с тобою ссылатца и совет с тобою держать, что наша дума. А ты от нас не протчи зла нам и лиха никоторого ни чинишь и впредь не хочешь чинити и послам. А мы с вами не сошлемся, и мы с вами послами не ссылались, потому что у нас о том совет со всею землею по ся места не бывал. А то, господине, ваша правда ли: посланы вы из Москвы, а городы все, которые были в Калуге ныне с Москвою и со всею землею Российского государства содиначили-ся и крест целовали на том, что от Московского государства быти неотступными и королевича Владислава Жигимонтовича на Московское государство царем и великим князем все ради и крест ему целовали и ныне о том всею землею радеем, только будет даст на Московское государство Жигимонт, король польский и великий князь литовский, сына своего королевича Владислава Жигимонтовича царем и великим князем, и мы ему все холопи. И вы после того крестного целования От-лексин высекли и сожгли, и к Крапивне, и к

Белеву приступали и около Калуги и во всех городах, где вы воюете и крестьян сжете, и пытками пытаете, и в Перемышле, и в Лих-вине стоите не по договору.

А ныне мы всею землею о том же стоим, чтоб Жигимонт, король польский и великий князь литовский сына своего королевича Владислава Жигимонтовича на Московское государство царем и великим князем дал, и сам бы от Смоленска отошел и со всей бы земли Российского государства польских и литовских людей вывел, а земли б пустошить и разорять не велел. А буде Жигимонт, король польский и великий князь литовский, сына своего королевича Владислава Жигимонтовича на Московское государство государем царем и великим князем не даст, по своему обещанию, на чем обещал, и на чем с гетманом паном Жолкевским был договор и крестное целование, и король бы нам ведомо учинил, а польским бы и литовским людем во все земли Росийского государства не быти и разоренья ни чинити.

А что, господине, пишешь ты к нам, что вы стоите при своих заслугах, а королю и королевичу не служили и с нами совет держати хотите, а как на Московское государство на царском престоле будет государь, и нам бы ваши заслуги в те поры платить, и в том бы с вами укрепиться присягою или заклады. И мы, господине, о том того числа писали на Тулу и Прокофию Ляпунову и во все городы и к понизовым ратным воеводам и ко всем ратным людем и велели им на совет тотчас присылать дворян, чтоб нам с вами быти в совете и крови христьянской не лити и о добром деле с вами договориться и укрепиться. А ныне бы, господине, вам ко весем и к городам приходить не велели и разоренья не чинили, покаместа к нам на совет от Прокофья и от всей земли будут, и разоренья б вам нашей, росийского государства, земле не чинить. А мы, господине, однолично с вами соединения и совету о добром деле ради и отнюдь кровопролития не хотим и, договоряся со всею землею о заслугах ваших с вами договор учинити. К нам бы вам велеть подлинно отписати: при которых вы заслугах своих стоите и сколько где заслуг ваших за что стоить будет?

Да ты к нам писал, что де писали к тебе з Москвы бояре князь Федор Иванович Мстиславский с товарищи, что де Прокофей Ляпунов и

иные многие городы от Москвы отложилися, и вам бы итти на Прокофья и на нас. И то, господа, пишут к вам: что отступники, забыв бога и души свои, и истинной християнской веры отменники, радея кровопролитью и доброму делу порухи. А Прокофей Ляпунов и иные никоторые городы от Москвы не отложилися. А по милости всемогущего в Троице славимого Бога милостию вся земля Российского государства ныне в одном добром совете, и от Московского государства все не прочь, а стоим все всею землею за истинную православную христианскую веру греческого закона, и у Жигимонта, короля польского, всею землею того просим, чтоб по обещанию своему и по договору сына своего королевича Владислава Жигимонтовича дал на Московское государство государем царем и великим князем, и литву из земли вывел и сам вышел, а кровопролития и разоренья унял. А будет не даст, и он бы ведомо учинил. За то, господине, стала вся земля, а от Московского государства никто не отставает и дурна не заводит никто.

А что, господине, прибежали к вам от нас из Калуги князь Дмитрий Мастрюков, да Игнаш-ка Михнов, да и Данилко Микулин, и таким, господине, ворам дать веры ни в чем ничего. Они, забыв бога и души свои, преступя крестное целование, на чем они с вами вместе крест целовали, и таких воров не пряма будет и вам вера. А то, господа, вам самим ведомо, что в Росейском государстве, во всем князя Дмитрия Мастрюко-ва никто не по слушает, коли он разбивал, живучи в Зубцовском уезде, и в Вяземском уезде, и ваших литовских людей побивал, и тогда у него только было советников тот же вор Данило Микулин и Игнашко Михнов. От худых людей и от того добра нечего чаять. И вам бы, господа, таким ворам ни в чом не верить. А мы с вами однолично совету ради всею землею; а как к нам приедут ото всей земли на совет, че мы, господине, тотчас тебе отпишем.

Подлинник не найден. Публикуется по изданию: Муханов П.А. Записки гетмана С. Жолкевского. СПб., 1871.

Прил. № 41. С. 111-114

№ 13

1611 г., января 29 (февраля 8). - Отписка Я. Сапеги и Ф.К. Плещеева властям и жителям Одоева с просьбой отпустить поляков и литовцев, попавших в плен к казакам

Господину кнзю Василею Михайлови-чю 13 да Прокофею Захаревичю 14, и дворя-ном и детем боярским, отоманом, казаком и всяким служивым людям, гостем торговым, и всяким жилецким и уездным людям Ян Петр Павлович Сапега, коштелянович кеевской и староста усвяцкой гетман войска московско-ва, да Федор Плещеев челом бьют.

Писали естя к нам генваря в 29 день, что били вам челом донския козаки о том, чтоб вы их выпустили из города для дров. А генваря в 24 день те воры козаки, стакав-ся с такими ж воры, нших полских людей розгромили, и побили и пограбили без ва-шево ведома и инных людей, поймав, до вас живых привезли. И с божиим произволенем и вашим разумом, что вы так учинили тех наших людей до нас отпустили. И вы то добро зделали, что не хотите хрови хрестиянс-кия проливати.

И впред бы вам тако же с нами о всем совет держати, и хторые ваши воры станут воровати, и вам бы их велети имати, в турму сажати, их казнити. А будет наши люди станут воровати, и мы сих тако же велим имати и казнити, чтоб в земле вашей бог дал смирене без пролитя крови хрестиянския. А мы с вами ради быти в совете.

Адрес: Господину князю Василею Ми-хайловичю да Прокофею Захаревичю, и дво-ряном и детем боярским, отоманом, казаком и всяким служивым людям, гостем, торговым, и всяким жилецким и уездным людем.

АСПбИИ РАН. К. 124.

Собр. С.В. Соловьева. Оп. 1. Карт. 2. Ед. хр. 243. Подлинник. АИ. Т. 2. № 144.2.

С. 166-167. Публикация

№ 14

1611 г., января 29 (февраля 8). -Отписка Я. Сапеги и Ф.К. Плещеева властям и жителям Одоева с благодарностью за отпуск поляков и литовцев, попавших в плен к казакам

Господину кнзю Василю Михайловичю да Прокофею Захаревичю, и дворяном и детем боярским, и отоманом и козаком и всяким одоевским жилецким людем, гетман Ян Петр Павлович Сопега, костелянович киевской, староста усвятцкий и керепецкий, да Федор Плещеев и полковники и рохмистры, челом бьют.

Генваря, господине, в 29 день писали вы к нам, в Перемышль, что били вам челом козаки донские, чтобы их выпустить, для дров из города. И генворя в 24 день воры козаки, стакався с такими ж воры, и розграмили литву без вашего ведома, и оне привели языков, Ивана Вилятецкого да шляхтича Федора Лаврова, да поляка Войтеха Ечковского, Фетку Дмитриева сына да пона Янехворского. И вы не хотя того, что кров крестьянское льетца невинна, а вам бы с нами стояти за один и в своей правде стойте, тех литовских и польских людей отпускаете к нам.

И вам бы пожаловать, тех польских и литовских людей к нам отпустить с тем, что у вас их рухледи сыскана; и мы вам на том челом бьем, что вы делоете сыск добр по безделником, не покрываете, и впредь с вами хотим быть в совете и в добродетели; и впредь бы вам с нами ссылатца почасту, о всяких вестях к нам писати. А тех бы поляков отпустить к нам тотчас не мешкая.

Адрес: Господину князю Василю Михайловичу да Прокофу Захаревичу.

АСПбИИ РАН. К. 124.

Собр. С.В. Соловьева. On. 1. Карт. 2. Ед. хр. 244. Подлинник. АИ. Т. 2. № 144.1.

С. 166-167. Публикация

№ 15

1611 г., февраль. - Отписка Ф.К. Плещеева Я. Сапеге о намерении П. Ляпунова и И. Заруцкого войти в дружественные отношения с сапежинцами

Государю моему, кормилцу и приятелю, Яну Петру Павловичю Сопеге, коштелянови-чю киевскому, старосте усвятскому и кере-петскому, Федор Плещеев челом бьет, буди, государь, здоров на многие лета со всеми своими ближними приятели; а пожалуешь похо-четтть ведати про меня, и я, в Перемышле, жив до воли Божьи. Да пожалуй, государь, велико мне писати о своем здоровье, как тебя государя моего учнет Бог миловать.

Да приехали, государь, с Тулы те люди, что ездили от нас, из Перемышля, от Ивана от Зарутцкого, и от дворян, и от казаков, и от посадских людей, и я тотчас те грамоты к тебе послал с Офонасьем Желябовским: и тебе бы, государь, одноконечно к нам отписать, что нам с ними делати, с Тулскими людми.

Да и от Прокофья к тебе идут послы о том же о добром деле и о совете; а совету де с тобою Прокофей и все городы добре ради; а про заслуженое де они так говорят: «неток-мо что де тогды заплатим, коли кто будет царь на Москве, нынече де ради заслуженое платить». Яз тобе, своему государю, челом бью; а тобе бы гораздо подумать, и грамоту прислать, или список, к нам в Перемышль.

Адрес: Государю моему, кормилцу, гетману Яну Петру Павловичю Сапеге, коште-ляновичю киевскому, старосте усвятскому и керепедскому.

Помета: Московскова.

АСПбИИ РАН. К. 124.

Собр. С.В. Соловьева. On. 1. Карт. 4.

Ед. хр. 489. Подлинник. АИ. Т. 2. № 318.

Помета

№ 16

1611 г. февраля 18 (28)15. - Письмо «боярина» И.М. Заруцкого Я. Сапеге с просьбой прислать послов для переговоров о союзе

Высокие Коруны Полские и Великого Княжества Литовского, ясневелможному и преславному на противных победителю и все-изрядному гетману пану Яну Петру Павлови-чю Сопеге, кастеляновичю киевскому, старосте усвятцкому и керепетцкому, и всему великому рыцерству, великого державного Московского государьства царьского величества боярин и воевода Иван Мартинович За-рутцкой челом бьет.

Писал яз к тебе преже сего и неод[инаж-ды о]16 добром совете, слышя твою к Богу правду и крепкостоятелное по правде поба-рателство, и писанные твои листы в Колугу и на Тулу к бояром и воеводам и ко мне про-читая, душевне веселюся, зря твое крепкое утвержение и от неправды отлучение. Якож и древле великий Моисей изволил с людми божиими страдати, нежели имети временную греха сладость, тако и ты, по апостолс-кому гласу, не плотново господина, по веч-ново владыки ищещ волю творити, тщиши-ся по правде поборник быти, видя полского короля неправое востаннє на Московское го-сударьство и всемирное губительство в настоящее сие время под присягою своею: на чом корунный гетман Станислав Желковский и старосты, полковники и ротмистры целовали крест Господень, и того всего обещанья, по своему крестному целованью, ничего не совершили, преступив клятву, не бояся вышняго суда, ниж помнящи что дух благо-датель о таковем несмотреливом неразуме-нии одеяшася неправдою и нечестием своим промыслиша и глаголаша в лукавстве сурово и нечеловечественно, достояние Господне 03-лобиша и люди божия смириша, и пролияша кровь неповинную и неискусозлобных младенец, и реша: не узрит Господь, ниже разумеет Бог Ияковль.

Да не токмо к Московскому государь-ству полской король под присягою неправды свои показал, но и вам, природным людем своим, всему рыцерству, которые в правде с тобою служили и скарб свой утратили, как при-

шол к Москве гетман Желковский и вам всему рыцерству заслуженное ваше и что скар-бов своих утратили, под присягою обещали; и как гетмана Желковского с королевскими людми в Москву пустили, и они тебе и всему рыцерству в заслугах ваших посмеялись и во всем вам солгали; что вам и самим королевская правда ведома. Мы же, видящи королевских полских и литовских людей прегор-дую неправду и лстивное ухищрение, все упование свое возложа на всесилного Бога божия богатыя милости, да будет нам во отомще-ние и не обинуетца воздать воздаяния гордым и по лукавствию их погубит их Господь Бог, нам же да будет в прибежище Господь Бог наш, в помощь упование наше. И тебе пишем истинную правду, безо всякого лукавства, по твоему писму к нам, как ты пишешь под присягою верне давающе лутчих людей во утвержение правды, чтобы тебе о таком

о великом божием деле, по нашему по прежнему писму и по нынешнему, явити к Богу велие усердие веры и верным руку помощи подати, и того своего доброго хотения о совете прислати послов своих к нам к Москве; а тебе б самому со всем своим великим ры-церством побыти, ожидая послов своих от нас, в тех же украинах, где тебе годно; и на чом у нас с твоими послы правый договор будет, по твоему к нам приятному совету, учиня по Бозе вправду истинный договор, в тот час к тебе их отпустим и заслугу вашу, по договору, с ними ж вместе к вам пришлем с своими послы. И тебе б, по своему при-ятелству, прислати к нам своих послов безо всякого страха, а мы их за ваше правое по-стоятелство все единодушно великою чес-тию учредим и твоего благочестивого хотения исправление всею землею хотим воз-дати должное, и на твоей к нам милости челом бьем.

Адрес: Высокие коруны Полские и Великого Княжества Литовского, ясневелможному пану Яну Петру Павловичю Сопеге, костеляно-вичю киевскому, старосте усвятцкому и керепетцкому, и всему великому рыцерству.

АСПбИИ РАН. К. 145. Собр. кн. Хилкова.

Оп. 1. Карт. 368. Ед. хр. 80. Подлинник.

СХ. № 12.71. С. 77-79. Публикация

№ 17

1611 г. июня 25 17. - Письмо П. Ляпунова Я. Сапеге с извещением об отправке к сапежпнцам посла Ф.К. Плещеева для переговоров о совместных действиях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокие Коруны Польские и Великого Княжьства Литовского во всем высочайшем начале державного королевства, ясновельможному и по истинной вере правому поборнику и во иних многих странах преславному делами, уяснившему крепостию своею и мужеством и целомудрием на противных, изящному победителю, прехраброму рыцарю, и правым своим утвержением многие раны на вые своем носящему, и многие победы на противных являюще, и смотреливно правеще под собою многое изрядное рыцерское войско, и повсюду в панстве широковластнейшему, великому гетману Яну Петру Павлови-чю Сопеге каштеляновичю киевскому, старосте усвяцкому и керепецкому приобщитель прежебывших преславных царей преимени-того Московского государьства неотклонной их царского величества думной дворенин и воевода Прокофей Ляпунов челом бьет, нои-паче радости предлежит твоем исправление к нашему поможению.

Июня в 4 день писал еси ко мне с посланным своим с паном Степаном, и я твой лист прочел, паче же и свое имя явно твоим ко мне приятным тщанием любезного ти при-ятелства слыша духовно веселяся зряще твою совершенную по Бозе любезнейшую добродетель и в правде помощь всем правоверным, и тщишися прося у вышняго помощи явнопреименитое Московское государство от лукавого находу смирити, и кровь християнскую утолити, и хощеши с праведными за правду стояти.

И я, приятный твой, со многим крестьянским воем вселюбезные сердечные радости исполнися слышим тя ото многих истинного Божия слугу правоверно крестьянина, велеумна поборника, по правде тщательна за благочестие подвижника, и сего ради должни есмя против твоих благопохвальных дарованних к нам достодолжную честь воздаяти, и всему твоему великому рыцерству душевную похвалу прино-

сити, и у создавшего всяческих, у содетеля своего Бога милости просим разгбенными сердцы еже бы всесильный Бог сподобил твоей ясновельможной державе с нами быти в боголюбезном в совершенном братолюб-стве и в соблюдение правды благочестивого твоего совету и тщания нелесно явити во избавление верным, и против твоего правого добраго совету посылаем к тебе скоростью околничего и воеводу Федора Кирилловича Плещеева по твоей прежней любви при-ятельного мне, да с ним дворян и детей боярских разных городов.

И тебе б ясновельможному приятному моему милостивому пану Яну Петру Павло-вичю с ними правый свой добрый договор на-слове положить, и, укрепясь по договору крестным целованьем и присягою, утвердити по своее к нам правде как власне нелстиве в своем листу пишешь, и пришод бы тебе к Московскому государству за православную нашу веру и за правду стояти против лжесловного неисправления лукавых под присягою старосты Гасевского и полковников, и ротмистров, и всего злопагубного их рыцерства, и против московских бояр непостоятельного предания Московского государства, и отступления древ-няго своего благочестия, тайно бо умыслиша по согласию с прежереченными польскими и литовскими людьми сурово и немилостиво на-скочиша на Христово стада и погубиша много бесчисленного правого крестьянского народу. Но человеколюбец Господь не попустит в конец лукавому их умыслу совершити по писанному: «В сети сей юже скрыша увязенога их знаем есть Господи судьбы творя, и в де-лех рук своих увязе грешник».

Мы ж стояще божью помощию безо всякого нарушения храними будем. А я през весь час живота моего и доднесь с повинности своей крестьянской обедую вашие милости, естли что скарбу при польских и литовских людех в Московском государстве неправым их взятием всей его милости пана Яна Петра Павлавича и всего рыцерства. А Московского государства до тово ни до чево жадному человеку коснутися не велим, и за всю твою к нам помощь и справедливость будем седмицею платити, и впред напоминаем твое имя в окресных странах во многих государствах слышану похвалу твою

вовеки учиним, и приятельство твое правое незабыто будет вовеки.

Адрес: Ясновельможному великому гетману Яну Петру Павловичу Сапеге к старосте усвяцкому и керепецкому.

Помета: Lepunow, dumny dworjanin і woewoda. Lepuna. - Ляпунов, думный дворянин и воевода.

BPAN PAN. MS 360. K. 627 (старый 257)

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Sapieha J.P. Dziennik 1608-1611 //Hirschberg A. Polska a Moskwa w pierwszej polowie wieku XVII. Lwow, 1901. T.l. S. 287.

2 Буссов K. Московская хроника 1584-1613. M.; Л., 1961. C. 177-178.

3 Отписка вятчан к пермичам с приложением отписки казанцев о признании царем в Вятской и Казанской землях второго самозванца в январе 1611 года II Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией (ААЭ). Т. 2. № 170. С. 291-293.

4 Жолкевский С. Записки о Московской войне. СПб., 1871. С. 113.

5 Белокуров С. Разрядные записи за Смутное время начала XVII ст. М., 1907. С. 217.

6 Sapieha J.P. Op. cit. S. 291.

7 Ibid. S. 294.

8 Ibid. S. 297.

9 Челобитная, по всей видимости, написана после появления сапежинцев в Заокских городах в октябре 1610 г., но до гибели Лжедмигрия П в декабре 1610 года.

10 Челобитная, суця по всему, написана после появления сапежинцев в Заокских городах в октябре 1610 г., но до пожалования села Вслосова кн. В.М. Руб-цу-Мосальскомув ноябре 1610 года. См.: № 3.

11 В отписке указаны только число и месяц отправки отписки, но сапежинцы, как свидетельствуют источники, контролировали Козельский уезд только в ноябре 1610 года. Поэтому документ можно датировать 4(14) ноября 1610 года.

12 Одно слово написано неразборчиво.

13 Воротынскому?

14 Ляпунову.

15 Документ датирован по записи секретарей Я. Сапеги о получении этого документа. См.: Sapieha J.P. Op. cit. S. 301.

16 Текст восстановлен на основании устойчивого формуляра.

17 Отписка датирована на основании указания секретарей гетмана о времени ее получения. См.: Sapieha J.P. Op. cit. S. 310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.