Научная статья на тему 'САНКЦИОННЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИСТРАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ'

САНКЦИОННЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИСТРАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / РЕГИСТРАЦИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ / ФАРМРЫНОК / ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иёшкина Диана Константиновна

В статье раскрываются проблемы недостаточной конкурентоспособности рынка медицинских изделий в Российской Федерации. Анализируются актуальные проблемы, возникшие у производителей в ситуации геополитической нестабильности в стране при регистрации медицинских изделий, и приводятся пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иёшкина Диана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANCTIONS CHALLENGE FOR THE NATIONAL HEALTH SYSTEM. LEGAL ASPECTS OF REGISTRATION OF MEDICAL DEVICES

The article reveals the problems of insufficient competitiveness of the medical devices market in the Russian Federation. The actual problems that have arisen for manufacturers in a situation of geopolitical instability in the country during the registration of medical devices are analyzed, and ways to solve them are given.

Текст научной работы на тему «САНКЦИОННЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИСТРАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ»

УДК 343.146

Иёшкина Диана Константиновна Новосибирский государственный университет экономики и управления

Россия, Новосибирск diana.tsubatova@yandex.ru Ieshkina Diana Konstantinovna Novosibirsk State University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk

САНКЦИОННЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИСТРАЦИИ

МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ Аннотация: в статье раскрываются проблемы недостаточной конкурентоспособности рынка медицинских изделий в Российской Федерации. Анализируются актуальные проблемы, возникшие у производителей в ситуации геополитической нестабильности в стране при регистрации медицинских изделий, и приводятся пути их решения.

Ключевые слова: медицинские изделия, регистрационное удостоверение, фармрынок, лабораторная диагностика, система здравоохранения.

SANCTIONS CHALLENGE FOR THE NATIONAL HEALTH SYSTEM. LEGAL ASPECTS OF REGISTRATION OF MEDICAL DEVICES Annotation: the article reveals the problems of insufficient competitiveness of the medical devices market in the Russian Federation. The actual problems that have arisen for manufacturers in a situation of geopolitical instability in the country during the registration of medical devices are analyzed, and ways to solve them are given. Key words: medical devices, registration certificate, pharmaceutical market, laboratory diagnostics, healthcare system.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» под медицинскими изделиями понимаются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой [3].

Без применения медицинских изделий в клинических лабораториях невозможно было бы точно установить наличие заболевания у пациента. Медицинская продукция имеет огромную роль в обеспечении и поддержание здоровья граждан, кроме того, медицинские изделия является существенной составляющей мирового и национального рынка.

Так, по данным компании EvaluatePharma размер мирового рынка медицинских изделий составил в 2021 году 500 млрд долл. США [7].

По мнению Дятлова М.И. «наиболее перспективные регионы для развития рынка медицинских изделий — это Азия и Северная Америка. Страны, которые находятся на данных территориях, такие как Китай, Южная Корея, Япония, США, являются регионами с растущей или стабильной экономикой» [6, а 297].

В 2015 году доля экспорта медицинских изделий из России не была выше 2%. Это связанно прежде всего с отсутствием конкурентоспособности отечественных производителей медицинских изделий на международном рынке. Многие медицинские изделия состоят их сырья или составных частей зарубежного производства, поэтому при формировании рыночной стоимости продукта с учетом транспортировки и таможенных платежей контрагентам выгоднее покупать товар у зарубежных производителей.

Не смотря на усложнившуюся геополитическую ситуацию в Российской Федерации законодателем в конце 2021 года была сильно усложнена процедура государственной регистрации медицинских изделий, что в свою очередь может привести к дефициту продукции в стране.

Так, аналитический центр НАФИ в апреле 2022 года провел исследование, согласно которому 42% россиян опасаются дефицита

131

лекарственных средств и медицинских изделий [13]. Согласно данным Русфонда, импорт медицинских изделий в России составляет 85%, что в свою очередь оправдывает опасение граждан [14]. Множество импортных поставщиков расходных материалов также перестают ввозить продукцию в Россию, например, компания Miltenyi Biotec приостановила поставки в Россию расходных материалов для проведения CAR-T-терапии онкогематологических заболеваний у детей и взрослых. Pfizer, Novartis, Gilead, Sanofi и Eli Lilly, заявили, что не будут запускать новые клинические испытания, а также сообщили о прекращении набора пациентов по текущим исследованиям. Тем самым ряд иностранных фармкомпаний лишают онкопациентов из России шанса на выздоровления. В последствии нехватка продукции может сильно сказаться на уровне жизни и здоровье граждан, что в свою очередь приводит к нарушению Всеобщей декларации прав человека [1].

По данным портала МЕДТЕХ на апрель 2020 г., всего в России производством медицинских изделий занимаются около 400 предприятий.

В стране на душу населения в год производится медицинских изделий на $33. Для сравнения, в Казахстане этот показатель составляет $80, в Испании — $145, в Германии — $290, в США — $550 [15].

С 2012 года Правительством РФ были установлены правила прохождения регистрации медицинских изделий по национальной системе [4]. Процедура имела ряд сложностей для производителей. Так, еще в 2015 г. об актуальных проблемах регистрации в своей статье писал помощник директора по научной работе ФБУ ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора - Манзинюк И.Н. [8, c.26].

В частности, отмечалось:

- Отсутствие конкретных требований по безопасности и экспертизе

качества медицинских изделий, что в свою очередь приводит к субъективным

требованиям при оценке изделий, которые не были регламентированы

нормативно-правовыми актами. При отсутствии объемной базы национальных

132

стандартов часто экспертам приходится обращаться к правовым актам зарубежных стран. Производители, в свою очередь руководствуясь при создании изделий исключительно национальным законодательством рискуют получить отказ в выдачи регистрационного удостоверения. Так, по данным международного форума регулирования медицинских изделий (IMDRF) статистика использования «признанных» стандартов выглядит следующим образом [9] (см. Диаграмму 1).

Из этого следует, что при вынесении решения экспертная комиссия может ссылаться на любую правовую базу, признанную в международном медицинском сообществе при отсутствии установленных национальных стандартов. Кроме того, не редки случаи, когда эксперты в запросах ссылаются на нормативы клинического и лабораторного институт стандартов (CLSI) -некоммерческую организацию, содействующую разработке и использованию добровольных лабораторных стандартов. При этом бесплатный доступ к базам закрыт [10].

Статистические данные подтверждают отсутствие разработанных стандартов по безопасности и экспертизы качества медицинских изделий. При дефиците, которых экспертам приходится использовать различные иностранные источники, что приводит к запутанности и не понимаю нормативов соответствия отечественных производителей.

- Ответственность производителей за несоответствие требованиям Актов токсикологических, технических и клинических испытаний, которые предоставляются лицензированными лабораториями.

За частую, в документации, представляемой лабораториями после проведения испытаний изделий в адрес производителя, приходит ряд замечаний, которые относятся к компетенции специализированных медицинских учреждений. При представлении запросов из Росздравнадзора лаборатории не всегда готовы внести изменения в документацию, так как

толкуют законодательные акты по-иному. В результате таких действий не редко производителям приходят отказы в регистрации.

Например, требования в отношении медицинских изделий in vitro, вступившего в силу Постановление Минздарва №885н регламентируют, что

проведение технических испытаний необходимо для подтверждения функциональных характеристик, указанных в технической и эксплуатационной документации в соответствии с утвержденной программой испытаний, за исключением функциональных характеристик, проверяемых в ходе клинико-лабораторных испытаний, а про проведение клинико-лабораторных испытаний указанно, что они необходимы для подтверждения эффективности медицинского изделия, в том числе подтверждения его диагностической чувствительности, специфичности и воспроизводимости.

Очевидно, что тем самым законодатель хотел снизить затраты производителей и уменьшить объем технических испытаний до подтверждения соответствий размера, объема и цвета компонентов медицинских изделий. Однако, на практике лаборатории, проводящие анализ изделия отказывают в уменьшении объема испытаний в связи нежеланием снижения стоимость своих услуг. В свою очередь, это приводит к «двойной» проверке функциональных характеристик, дополнительной финансовой нагрузке на производителя и возможных запросов или отказов со стороны экспертов Росздравнадзора из-за несоответствия нормативным требованиям.

Помочь устранить подобные разногласия могли бы специальные методические рекомендации Росздравнадзора для лабораторий. Кроме того, считаем, что запросы Росздравнадзора в части оценки технических, клинически и токсикологических испытаний должны быть направлены в лаборатории, в которых были проведены эти испытания, так как не всегда производитель компетентен в устранении замечаний, указанных в этой части экспертами Росздравнадзора.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 20

- Большие затраты производителя, связанные не только с подготовкой специалистов, закупкой сырья, проведением дорогостоящих испытаний, но и с высоким размером госпошлин.

Так, согласно № Э82-ФЗ размер госпошлин при регистрации по национальным правилам составляет:

Для 1 класса риска — 72 000 руб.;

Для 2а класса риска — 104 000 руб.;

Для 2б класса риска — 136 000 руб.;

Для 3 класса риска — 184 000 руб.

При этом, если производитель проходит процедуру регистрации по ускоренной процедуре (возможно только для изделий, созданных для диагностики Covid-19) [5] госпошлина составляет всего 7 000 руб.

Учитывая, что производители и без того осуществляют большие финансовые вложения для создания собственного продукта и экспертам необходимо оценить практически одинаковый пакета документов по двум разным процедурам регистрации, то считаем, целесообразным уменьшить госпошлины, так как часто производителям приходится доказывать эффективность и безопасность своего изделия экспертам не единожды (при получении отказов в регистрации и новой подачи документов).

Не редки случаи, когда лаборатории, понимая загрузку остальных медицинских учреждений или уникальность собственных методик не объективно повышают цены на свои услуги.

Установление в Постановлении №1416 и решении Совета ЕЭК №46 верхней ценовой границы услуг по проведению испытаний способствовало бы снижению затрат производителей.

- Со стороны регуляторных органов отсутствует желание к созданию качественных механизмов обжалования отказов в выдаче регистрационных удостоверений и к созданию устойчивых механизмом обмена информации с

производителем (на данный момент существуют только платные консультации) на этапе процедуры регистрации.

Для улучшения взаимодействия между производителями и экспертами и уменьшения количества отказов в выдачи регистрационных удостоверений законодателем можно было бы установить возможность отправки до 3-х запросов производителям, в случае выявления незначительных технических ошибок. Запросы снизили бы затраты производителя на повторное прохождение процедуры регистрации и устранили не понимание между регистрирующим органом и заявителями.

Также, способствовали бы продуктивному сотрудничеству между экспертами и представителями производителя бесплатные консультации. Часто, производители при трудоустройстве специалистов по регистрации пренебрегают платными консультациями, так как считают, что свой вклад в успешное получение регистрационного удостоверения они уже сделали, однако не всегда даже опытным специалистам возможно получить положительное решение от экспертов без предварительных консультаций.

С 2022 года вступило в силу Решение Совета ЕЭК №46 от 12.02.2016 г., в соответствии с которым производители стран Евразийского экономического союза должны проходить единую регистрацию, после чего обращение медицинского изделий будет доступно на всех территориях стран членов ЕАЭС. Принятый международный акт отменил и без того сложную, ранее действующую в стране процедуры национальной регистрации, что сильно замедлило темпы прироста новой медицинской продукции. За прошедших 5 месяцев 2022 года по системе регистрации ЕАЭС по данными Общего информационного ресурса и открытых данных было зарегистрировано всего 7 медицинских изделий, из них только в трёх случаях производители являются российскими. При этом возможность подачи регистрационного досье по процедуре ЕАЭС была доступна еще с 2016 года (см. Диаграмму 2).

Таким образом, по данным из официальных источников Росздравнадзора и портала ЕАЭС видно, что в связи с вступлением в силу наднациональной процедуры регистрации новая медицинская продукция практически перестала появляется на российском рынке.

Сложность процедура регистрации ЕАЭС заключается в том, что помимо законодательных недоработок национальный системы регистрации включила в себя и другие проблемные аспекты: необходимость прохождения лабораторных испытаний изделия, как минимум в одной клинике в стране членов ЕАЭС и общий аудит производства.

Процедура регистрации стран ЕАЭС приводит к большим затратам производителя на: обучение персонала, подготовку к аудиту, оплату госпошлин, оплату лабораторных испытаний (по повышенным ценам, в связи с сложностью и неизвестностью новой процедуры регистрации), оплату выезда экспертов на проведение аудита, поиск новых специалистов, представляющих интересы компании, в странах ЕАЭС. В сложившейся ситуации после 24 февраля 2022 года такие нововведения ставят и без того малое количество российский производителей в положение, когда производство и реализация продукции становится не выгодной.

Понимая указанные выше обстоятельства, премьер-министр РФ Михаил

Мишустин подписал постановление, согласно которому будет упрощена

процедура государственной регистрации медицинских изделий, который

попадают в перечень дефектуры. Но, такое регистрационное удостоверение

будет носить только временный характер. Также, для упрощения процедуры

было подписано, Советом ЕЭК решение о временном разрешении приема

документов по национальным системам регистрации (до конца 2022 г.), что

позволит производителям еще полгода регистрировать свои изделия по

отечественной системе. Учитывая, что 7 месяцев 2022 года производители

медицинских изделий практически не имели возможности зарегистрировать

необходимую медицинскую продукцию продление национальной системы

137

регистрации на 5 месяцев, не решит проблемы, связанные с отсутствием стабильных методов регистрации медицинских изделий.

В связи с вышеизложенным, предлагаем рассмотреть следующую модель, отраженную в приложении к статье, которая, по нашему мнению, будет способствовать совершенствованию законодательства в сфере регистрации медицинских изделий (см. Схему 3).

Список литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. // Российская газета. -1995. - № 67. Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант плюс» (Дата обращения:.14.05.2022).

2. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ: федеральный закон №382- ФЗ от 29.11.2021. Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант плюс» (Дата обращения:.14.05.2022).

3. Об основах здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон №323-ФЗ от 21.11.2011 (ред. от 26.03.2022). Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант плюс» (Дата обращения:.14.05.2022).

4. Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий: постановление Правительства РФ № 1416 от 27.12.2012 (ред. от 24.11.2020) Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант плюс» (Дата обращения:.08.06.2022).

5. Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинских изделий: постановление Правительства РФ №430 от 03.02.2020 (ред. от 28.12.2021). Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант плюс» (Дата обращения:.08.06.2022).

6. Дятлова М.И. Перспективы и тенденции мирового рынка медицинских изделий, уровень конкурентоспособности медицинских изделий российского

производства. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2018. Т. 26. № 2. С. 297— 305.

7. Муир Э., Кернс Э. Обзор мирового рынка 2017, прогноз до 2022 года. URL: http://www. evaluategroup.com/Default.aspx?goBack=true/ (дата обращения: 10.05.2022).

8. Манзенюк И.Н. Российские производители медицинских изделий для диагностики in vitro о проблемах в отрасли. // Медицинские изделия. №3(17). 2015. С. 25 - 29.

9. Сайт IMDRF [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imdrf.org/ (Дата обращения: 20.05.2022).

10. Сайт CLSI [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clsi.org/ (Дата обращения: 20.05.2022).

11. Сайт Росздравнадзора [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch (Дата обращения: 28.05.2022).

12. Сайт Портал общих информационных ресурсов и открытых данных ЕАЭС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://opendata.eaeunion.org/ru-ru (Дата обращения: 20.05.2022).

13. Сайт НАФИ Аналитический центр [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/rossiyane-opasayutsya-deffisita-lekarstv-produktov-pitaniya-i-avtozapchastey/ (Дата обращения: 05.05.2022).

14. Сайт Русфонд [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusfond.ru/issues/938 (Дата обращения: 10.05.2022).

15. Сайт Центр компетенций медтехиндустрии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://meditex.ru/news_all/RossiyskiyrynokmeditsinskikhizdeliyItogi2020goda/ (Дата обращения: 05.05.2022).

вопросы российской юстиции выпуск № 20

Приложения

Диаграмма 1. Статистические данные по использованию «принятых»

стандартов

Диаграмма 2. Динамика роста зарегистрированных медицинских изделий

Схема 3. Выводы по научной статье. Возможные модели регулирования системы регистрации медицинских изделий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.