JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2021 - Vol. 28, № 4 - P. 124-128
Раздел V ДИСКУССИИ
Section V DISCUSSION
УДК: 616-7(470.571) DOI: 10.24412/1609-2163-2021-4-124-128
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.И. ЧУБИРКО, В.П. КОСОЛАПОВ, Ю.М. ЧУБИРКО, Г.В. СЫЧ
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» МЗ РФ, ул. Студенческая, д. 10, г. Воронеж, Россия, 394000, e-mail: [email protected]
Аннотация. Все официально используемые изделия медицинского назначения в РФ проходят процедуру государственной регистрации. Однако, в этой сфере все еще существуют некоторые проблемы организационного и правового характера. Целью данного исследования явилось проведение анализа существующей нормативной правовой базы, системы проведения государственной регистрации изделий медицинского назначения, условий купли - продажи, применения изделий медицинского назначения, а также ответственности за использование изделий медицинского назначения без регистрационных удостоверений. Материалы и методы исследования. Материалами исследования послужили: федеральные законы, постановления правительства Российской Федерации, другие нормативные правовые документы, регулирующие государственную регистрацию изделий медицинского назначения, их применение и оборот на рынке. Заключение. В целях информирования потребителей медицинских услуг предлагается шире использовать возможности OR-кодирования изделий медицинского назначения, в том числе, с возможностью проверки изделия самим пациентом с помощью приложения на смартфоне (по примеру алкогольного регулирования). Рекомендуется повысить ответственность за использование изделий медицинского назначения со стороны медицинских работников и ответственность поставщиков продукции. Пересмотреть вопрос использования изделий медицинского назначения с истекшим регистрационным удостоверением, но действующим сроком годности в части продажи оборудования. Внести изменения (дополнения) в существующую нормативную правовую базу с целью актуализации современных тенденций.
Ключевые слова: регистрация медицинских изделий, изделия медицинского назначения, медицинское изделие, регистрационное удостоверение, Росздравнадзор.
CURRENT STATE OF THE REGISTRATION PROBLEM OF MEDICAL DEVICES AND ITS USE IN THE TERRITORY
OF THE RUSSIAN FEDERATION
M. I. CHUBIRKO, V. P. KOSOLAPOV, Y. M. CHUBIRKO, G.V. SYCH
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko "Ministry of Health of the Russian Federation, Studencheskaya Str., 10, Voronezh, Russia, 394000, e-mail: [email protected]
Abstract. All officially used medical devices in the Russian Federation undergo state registration. However, there are still some organizational and legal problems in this area. The research purpose was to analyze the existing regulatory framework, the system for state registration of medical devices, conditions of purchase and sale, the use of medical devices, as well as responsibility for the use of medical devices without registration certificates. Materials and research methods. The research materials were the federal laws, decrees of the government of the Russian Federation, other regulatory legal documents governing the state registration of medical devices, their use and market turnover. Conclusion. In order to inform consumers of medical services, it is proposed to make wider use of the possibilities of OR-coding of medical products, including the possibility of checking the product by the patient himself using an application on a smartphone (for example, alcohol regulation). It is recommended to increase the responsibility for the use of medical devices on the part of medical workers and the responsibility of suppliers of products. We propose to reconsider the issue of using MN products with an expired registration certificate, but with a valid expiration date in terms of the sale of equipment and to made changes (additions) to the existing regulatory legal framework in order to update modern trends.
Keywords: registration of medical devices, medical devices, medical device, registration certificate, Roszdravnadzor..
Актуальность. Развитие современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека невозможно без применения разнообразных изделий медицинского назначения. В целях обеспечения безопасного их использования и оценки
эффективности применения изделий медицинского назначения, медицинские изделия проходят процедуру государственной регистрации. Только получив регистрационное удостоверение, изделия медицинского назначения могут применяться в медицинской
ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2021 - Т. 28, № 4 - С. 124-128 JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2021 - Vol. 28, № 4 - P. 124-128
практике. В тоже время в процессе использования изделий медицинского назначения возникают вопросы их перемещения на рынке, связанные с со сроками действия регистрационных удостоверений и сроками годности изделий медицинского назначения. Несоответствие сроков годности изделий медицинского назначения и сроков действия регистрационных удостоверений на них приводит к необходимости повторного получения регистрационного удостоверения на изделия медицинского назначения или к ситуации, которую можно рассматривать, как административное правонарушение. Решение вопросов взаимосвязи сроков действия регистрационных удостоверений и сроками годности изделий медицинского назначения будут способствовать их рациональному, эффективному и экономически обоснованному использованию. Это будет способствовать расширению объема оказываемых услуг в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний населения, окажет положительное влияние на демографическую ситуацию в стране.
Цель исследования - проведение анализа существующей нормативной правовой базы, системы проведения государственной регистрации изделий медицинского назначения, условий купли - продажи, применения изделий медицинского назначения, а также ответственности за использование изделий медицинского назначения без регистрационных удостоверений.
Материалы и методы исследования. Материалами исследования послужили: федеральные законы, постановления правительства Российской Федерации, другие нормативные правовые документы, регулирующие государственную регистрацию изделий медицинского назначения, их применение и оборот на рынке.
Результаты и их обсуждение. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021), медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека [6,15].
Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
На территории РФ все изделия медицинского назначения (ИМН) классифицированы по видам и классам в зависимости от потенциального риска их применения, согласно Номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 года N 4н [10].
Для того, чтобы обезопасить конечных потребителей медицинских изделий (медицинские организации, медицинский персонал, пациенты и т.д.), к обращению на рынке допускаются исключительно те товары, которые прошли процедуру государственной регистрации в установленном порядке. По итогу выдается регистрационное удостоверение на медицинское изделие - это документ, подтверждающий факт государственной регистрации медицинского изделия.
Ведомством, ответственным за регистрацию на территории Российской Федерации (РФ) является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) [7].
Подобный подход позволяет максимально снизить долю фальсифицированных медицинских изделий, которые сопровождаются искаженной информацией о характеристиках и свойствах, недоброкачественных, не соответствующих требованиям нормативной, технической или эксплуатационной документации (или совсем без документации) и контрафактных изделий, находящихся в обороте с нарушением гражданского законодательства.
Таким образом, основная цель регистрации ИМН - выпуск на внутренний рынок страны безопасных и качественных изделий.
Тем не менее, более низкая стоимость незарегистрированных изделий по сравнению с легитимными продолжает создавать спрос со стороны медицинских организаций различных форм собственности и частнопрактикующих врачей в условиях рыночной экономики. Это подтверждается результатами проверок Росздравнадзора.
В соответствии с законодательством Российской Федерации за производство, реализацию или ввоз на территорию Российской Федерации незарегистрированных, контрафактных, недоброкачественных и фальсифицированных ИМН возникает административная или уголовная ответственность [2,13].
Административная ответственность наступает в следующих случаях:
За оборот фальсифицированных медицинских изделий граждане могут быть оштрафованы от 70.000 до 100.000 рублей, должностные лица и ИП - от 100.000 до 600.000 рублей, тогда как юридические лица - от миллиона до пяти миллионов рублей, либо приостановление деятельности до 90суток. (Ч. 1 статьи 6.33 КоАП РФ).
10иККЛЬ ОБ ОТШ МЕБТСЛЬ TECHNOLOGIES - 2021 - Уо1. 28, № 4 - Р. 124-128
Идентичные наказания возникают при реализация или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных медицинских изделий, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Если же фальсифицированные, контрафактные или недоброкачественные МИ реализуются с применением СМИ или через интернет, то в соответствии с ч. 3 ст. 6.33 КоАП РФ подобные деяния граждан сопровождаются административным штрафом от 75.000 до 200.000 руб., должностные лица или ИП 150.000 - 600.000 руб., юридические лица - от двух до шести миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Несмотря на существующие нормы, реализация и ввоз незарегистрированных ИМН в РФ возможна без административных правонарушений. Но при условии, что данные медизделия (или лекарства) на территории нашей страны не производятся, при этом рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения [14].
Уголовная ответственность за обращение МИ в РФ наступает в соответствии со статьей 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).
Так, производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных, недоброкачественных, незарегистрированных медицинских изделий, либо незаконные производство, совершенные в крупном размере в соответствии с частью 1 статьи 238.1 УК РФ, могут наказываться принудительными работами, либо лишением свободы на срок от 3 до 5 лет, лишением права занимать некоторые должности, а также штрафом от 500.000 до 2 миллионов.
Если же вышеуказанные деяния совершаются с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, то наказание будет строже - принудительные работы от 4 до 5 лет, лишение свободы от 4 до 6 лет, штраф от 750.000 до 2.500.000 руб. и т.д.
Еще более строгие наказания предусмотрены, если нарушение законодательства совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека.
Тем не менее, как и в случае с административными правонарушениями, Действие статьи 238.1 уголовного кодекса РФ не распространяется, если лекарственные средства или медицинские изделия в Российской Федерации не производятся, и они рекомендованы к применению ВОЗ.
На сегодняшний момент, до 31 декабря 2021 имеется возможность выбрать один из двух вариантов регистрации медизделия: по национальным (внутренним правилам) правилам, или по правилам ЕАЭС. С 01 января 2022 года все ИМН необходимо регистрировать исключительно по единым правилам ЕАЭС. С 1 января 2013 года на территории РФ действует Постановлении Правительства РФ от
27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий», которое устанавливает порядок регистрации ИМН. Порядок включает в себя два варианта: стандартная процедуры регистрации и упрощенная. При стандартном подходе в цепочке регистрации медицинского изделия существует 4 участника: заявитель (разработчик, производитель, изготовитель, импортер, дистрибьютор) ИМН, Росздравнадзор, ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора или ФГБУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора и Медицинская организация, аккредитованная на право проводить клинические испытания.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий Рос-здравнадзора установлены административным регламентом предоставления государственной услуги по госрегистрации медицинских изделий, утв. Приказом Росздравнадзора от 06.05.2019 № 3371 [11].
Упрощенный порядок государственной регистрации медицинского изделия применяется в отношении ИМН с низкой степенью потенциального риска их применения (различные виды медицинских халатов, перчаток, масок).
Полный список таких медизделий отражен в приложении к Постановлении Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» и содержит 36 позиций [9].
В случае, если эффективность, безопасность и качество по результатам экспертизы не подтверждены, а также риск причинения здоровью превышает пользу от использования ИМН, либо нет соответствия технической и иной документации, это является основанием для отказа в регистрации ИМН.
При этом, законодательство РФ в рамках соглашения Евразийского экономического союза разрешает в некоторых случаях применять ИМН, не прошедших регистрацию:
- отдельным категориям лиц (физлицам для личного пользования - работникам дипломатических представительств и т.п.);
- в конкретных обстоятельствах (по медицинским показаниям, при оказании помощи участника международных мероприятий и проч.);
- на отдельных территориях (международный медицинский кластер, в инновационных научно-технологических центрах и т.п.).
Ст. 333.32.2 Налогового кодекса РФ установлены государственные пошлины для регистрации медицинских изделий. Так, выдача первичного регистрационного удостоверения на МИ составляет 7000 рублей (дубликата - 1500 руб.), а стоимость проведения экспертизы зависит от класса потенциального риска, и колеблется от 45.000 до 115.000 [4].
Пандемия СОУЮ-19 на земном шаре внесла не только социокультурные и структурные изменения в экономиках стран, но и новшества в правовом поле.
Так, в нашей стране был дополнен Федеральный
10иККЛЬ ОБ ОТШ МЕБТСЛЬ TECHNOLOGIES - 2021 - Уо1. 28, № 4 - Р. 124-128
закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ч. 5.1 ст. 38.
Согласно этому нововведению, Правительство РФ получило полномочия устанавливать особенности обращения, в том числе особенности государственной регистрации медицинских изделий, которые предназначены для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов. Такой подход существенно ускорил принятие различных решений органами власти, а также скорый выход на рынок важных и необходимых ИМН.
В Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 430 «Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия» отражен перечень из нескольких сотен ИМН, которые предназначены для применения в особых условиях и регистрируемые в упрощенном порядке [8].
В этом списке присутствует все необходимое для оказания медицинской помощи пациентам с корона-вирусной инфекцией. Данное постановление действует до 1 января 2022 года, а значит, все отраженные в нем изделия могут быть зарегистрированы в упрощенном порядке.
Как было указано выше, В РФ с 01.01.2022 года можно зарегистрировать медицинские изделия можно будет только по правилам ЕАЭС. Такие ИМН допускаются к свободному обращению на территориях РФ, Казахстана, Армении, Беларуси и Киргизии.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 № 46 «О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий», каждая из стран-участниц данного соглашения имеет собственные регистрирующие органы (Министерство здравоохранения Республики Армения, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Кыргызской Республики) и экспертные учреждения [12].
Обсуждаемым является момент, касающийся реализации медицинских изделий по окончании срока действия регистрационного удостоверения.
Так, Министерство здравоохранения РФ придерживается позиции, что нет ограничений к обращению медицинских изделий на территории нашей страны, ввезенных или произведенных в РФ в момент действия регудостоверений [5].
При этом на каждый товар длительного пользования изготовитель в обязательном порядке устанавливает его срок службы, исчисляемого со дня изготовления. (Ст. 5, 19 Закона Российской Федерации от
07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей») [1].
Таким образом, медицинским организациям (МО) разрешено использование МИ, приобретенных в период действия соответствующих регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия, до окончания сроков службы и (или) сроков годности этого оборудования, установленных в документации производителя.
Иными словами, МО может использовать в своей работе ИМН с закончившимся регистрационным удостоверением до тех пор, пока не закончится срок годности ИМН, указанным в документации.
Тем не менее, остается открытым вопрос, связанный с реализацией ИМН с действующим сроком годности, но с закончившимся сроком действия регистрационного удостоверения (РУ).
В соответствии с разъяснениями Минздрава РФ, если изделие приобретено уже после действия РУ, то использовать их нельзя.
Однако согласно позиции Росздравнадзора субъекты обращения медицинских изделий по окончании срока действия регистрационного удостоверения на медицинское изделие вправе осуществлять монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя, а также ремонт при условии, что срок службы (срок годности) медицинского изделия не истек, утилизацию или уничтожение. Реализация медицинских изделий с истекшим сроком действия регистрационного удостоверения не допускается.
В существующих условиях рыночной экономики могут возникнуть (и возникают) абсурдные ситуации, связанные с реализацией имущества юридического лица.
Например, в медицинской организации «А» имеется ИМН с истекшим регистрационным удостоверением, но действующим сроком годности. Подобным ИМН можно пользоваться. Но если происходит реализация (продажа) этого же ИМН от медицинской организации «А» в пользу медицинской организации «Б», то ей уже использовать данное ИМН нельзя. Это приводит к тому, что высокотехнологичные и дорогостоящие ИМН должны изыматься из оборота и утилизироваться. При сложной экономической ситуации в стране и нехватке дорогостоящего оборудования такое положение дел с РУ и сроками годности ИМН требует срочного разрешения.
Стоит подчеркнуть, что помимо финансово-экономических проблем, сотрудники медицинских организаций, которые используют в работе вышеназванные «нелегитимные» ИМН, могут быть привлечены как к административной ответственности по ст. 6.28 КоАП РФ (Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий), так и к уголовной по ст. 293 УК РФ (Халатность).
На этом фоне, повсеместно распространенные современные мобильные технологии позволили бы
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2021 - Vol. 28, № 4 - P. 124-128
конечным потребителям (пациентам) осуществлять «народный» контроль зарегистрированных или, наоборот, незарегистрированных ИМН, например, путем считывания ОЯ-кода с соответствующего изделия, ведущего на сайт завода-изготовителя [3].
Заключение. Для безопасности конечных потребителей на сегодняшний момент в РФ организована и четко регламентирована работа по регистрации и обороту медицинских изделий. Тем не менее, все еще остаются пробелы в регулировании использования ИМН, требующие оптимизации нормативной правовой базы.
Выводы:
- В целях информирования потребителей медицинских услуг шире использовать возможности ОЯ-кодирования ИМН, в том числе, с возможностью проверки изделия самим пациентом с помощью приложения на смартфоне (по примеру алкогольного регулирования).
- Повысить ответственность за использование ИМН со стороны медицинских работников и ответственность поставщиков продукции.
- Пересмотреть вопрос использования изделий МН с истекшим регистрационным удостоверением, но действующим сроком годности в части продажи оборудования.
Внести изменения (дополнения) в существующую нормативную правовую базу с целью актуализации современных тенденций.
Литература / References
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) "О защите прав потребителей" / Law of the Russian Federation of 07.02.1992 N 2300-1 (as amended on 22.12.2020) "On Protection of Consumer Rights'TO Russian.
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) / "Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" of 12/30/2001 N 195-FZ (as amended on 04/05/2021). Russian.
3. Косолапов В.П., Гулов В.П., Сыч Г.В., Скрыпников А.В., Хвостов В.А. Методика оценки надежности системы защиты информации от несанкционированного доступа медицинской информационной системы // Прикладные информационные аспекты медицины. 2018. Т. 21, № 1. С. 202-209 / Kosolapov VP, Gulov VP, Sych GV, Skrypnikov AV, Khvostov VA. Metodika otsenki nadezhnosti sistemy zashchity informatsii ot nesanktsionirovannogo dostupa meditsinskoy informatsionnoy sistemy [Methodology for assessing the reliability of the information protection system from unauthorized access to the medical information system]. Prikladnye informatsionnye aspekty meditsiny. 2018;21(1):202-9. Russian.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ / Tax Code of the Russian Federation of July 31, 1998 N 146-FZ. Russian.
5. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 8 сентября
2015 г. № 2071895/25-3 "О возможной реализации медицинских изделий по окончании срока действия регистрационного удостоверения на них" / Letter of the Ministry of Health of the Russian Federation dated September 8, 2015 No. 2071895 / 25-3 "On the possible sale of medical devices after the expiration of the registration certificate for them". Russian.
6. Повышение качества медицинской помощи населению / И.Э. Есауленко, Д.Н. Алексеева, И.А. Журихина [и др.]. Воронеж: ООО "Издательство "Научная книга", 2011. 148 с. / Esaulenko IE, Ale-kseeva DN, Zhurikhina IA, et al. Povyshenie kachestva meditsinskoy pomoshchi naseleniyu [Improving the quality of medical care for the population]. Voronezh: OOO "Izdatel'stvo "Nauchnaya kniga"; 2011. Russian.
7. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" / Decree of the Government of the Russian Federation of June 30, 2004 N 323 "On Approval of the Regulations on the Federal Service for Surveillance in Healthcare". Russian.
8. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 430 "Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия" / Decree of the Government of the Russian Federation of April 3, 2020 N 430 "On the peculiarities of the circulation of medical devices, including state registration of a series (batch) of a medical device". Russian.
9. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" / Decree of the Government of the Russian Federation of December 27, 2012 N 1416 "On approval of the Rules for state registration of medical devices". Russian.
10. Приказ Минздрава РФ от 6 июня 2012 г. № 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" / Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of June 6, 2012 No. 4n "On approval of the nomenclature classification of medical devices". Russian.
11. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 06.05.2019 № 3371 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий" / Order of the Federal Service for Surveillance in Healthcare of 05/06/2019 No. 3371 "On Approval of the Administrative Regulations of the Federal Service for Surveillance in Healthcare for the Provision of State Services for State Registration of Medical Devices". Russian.
12. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 46 "О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий" / Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission of 12.02.2016 N 46 "On the Rules for Registration and Expertise of Safety, Quality and Efficiency of Medical Devices". Russian.
13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) / The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ (as amended on 05/04/2021, as amended on 08/04/2021). Russian.
14. Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 01.04.2020 N 89-ФЗ / Federal Law "On Amendments to the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation" dated 01.04.2020 N 89-FZ. Russian.
15. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" / 15. Federal Law of 21.11.2011 N 323-FZ "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation". Russian.
Библиографическая ссылка:
Благосклонов Н.А., Кобринский Б.А. Экспертная система для диагностики наследственных заболеваний // Вестник новых медицинских технологий. 2021. №4. С. 124-128. БОТ: 10.24412/1609-2163-2021-4-124-128.
Bibliographic reference:
Blagosklonov NA, Kobrinskii BA. Ekspertnaya sistema dlya diagnostiki nasledstvennykh zabolevaniy [Expert system for diagnostics of hereditary diseases]. Journal of New Medical Technologies. 2021;4:124-128. DOI: 10.24412/1609-2163-2021-4-124-128. Russian.