(В Крылова Любовь Вячеславовна
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: [email protected]
Санкции как новая реальность мировой экономики
Изменение соотношения сил в мировой экономике, обострение противостояния ведущих мировых держав и деградация международных валютно-финансовых институтов определили новый характер взаимоотношения стран на мировой арене. Получили распространение внеэкономическое принуждение, конфискация активов конкурентов и злоупотребление США своими возможностями и привилегиями. В качестве инструментов внешней политики все шире используются экономические санкции. Вопросы санкций часто трактуются как частная проблема отдельных стран, на которые эти санкции направлены. Представляется, что влияние санкций на развитие мировой экономики и финансов явно недооценивается. Предметом исследования в данной статье является феномен санкционных ограничений в системе международных валютно-финансовых отношений (МВФО), а целью исследования — оценка возможности превращения санкций в фундаментальный фактор мирового развития. Приводится характеристика основных видов санкций, разработаны критерии классификации, проведен анализ их применения. Отмечено, что низкая эффективность санкций не влияет на масштабы их использования, которые быстро расширяются. Это свидетельствует о том, что санкции из меры, направленной на корректировку поведения объекта воздействия, все больше превращаются в инструмент наказания неугодных и подавления соперников в мировой экономике. Результаты исследования свидетельствуют об эскалации санкционных мер, особенно в форме вторичных санкций, что превращает их в акселератор фрагментации мировой экономики. При этом утрата дееспособности большинством международных организаций, включая ООН, не позволяет пресечь эту практику, дезорганизующую экономическую деятельность в глобальном масштабе.
Ключевые слова: санкции, штрафы, SDN-лист, блокировка активов, экстерриториальные ограничения, фрагментация мировой экономики.
Для цитирования: Крылова Л.В. Санкции как новая реальность мировой экономики // Мировая экономика и мировые финансы. 2024. Т. 3. № 2. С. 5-10. DOI: 10.24412/2949-6454-2024-0130
Lyubov V. Krylova E>
Doctor of Economic Sciences, Professor,
Professor of the Chair of World Economy and World Finance,
Financial University under the Government of the Russian Federation
Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: [email protected]
Sanctions as a new reality of the world economy
The change in the balance of forces in the global economy, the aggravation of confrontation between the leading world powers and the degradation of international monetary and financial institutions have determined the new nature of the relationship between countries. Non-economic coercion, confiscation of competitors' assets, and US abuse of its capabilities and privileges have become widespread. Economic sanctions are increasingly being used as foreign policy instruments. Issues of sanctions are often interpreted as a private problem of certain countries to which these sanctions are implemented. It seems that the impact of sanctions on the development of the global economy and finance is clearly underestimated. The subject of research in this article is the phenomenon of sanctions in the system of international monetary and financial relations, and the purpose of the study is to assess the possibility of turning sanctions into a fundamental factor in global development. Characteristics of the main types of sanctions are given, classification criteria are developed, and an analysis of their application is carried out. It is noted that the low effectiveness of sanctions does not affect the scale of their use, which is rapidly expanding. This indicates that sanctions, from a measure aimed at correcting the behavior of the target, are increasingly turning into a tool for punishing undesirables and suppressing rivals in the global economy. The results of the study indicate an escalation of sanctions measures, especially secondary sanctions, which turns them into an accelerator of the fragmentation of the global economy. At the same time, the loss of capacity of most international organizations, including the UN, does not allow preventing this practice, which is disorganizing economic activity on a global scale.
Keywords: sanctions, penalty, SDN list, asset blocking, extraterritorial restrictions, fragmentation of the global economy.
JEL Classification: F02, F51
For citation: Krylova L.V. Sanctions as a new reality of the world economy. World Economy and World Finance, 2024, vol. 3, no. 2, pp. 5-10. DOI: 10.24412/2949-6454-2024-0130
На фоне глобальных проблем трансформации мировой валютно-финансовой системы, изменений соотношения сил в мировой экономике и торговле, геополитической неопределенности и диверсификации направлений движения потоков товаров и капитала [Соколова, Алексеев, Балюк, Барабанов, Бунич, Гвасалия, Крылова, Кузнецов, Медведева, Навой, Озарнов, Сахаров, Трофимова, 2023; Krylova, Sergeeva, Bunich G.A., Khmyz, Lukashenko, Prudnikova, Tsvirko, 2021], вопросы санкций часто трактуются как частная проблема отдельных стран, на которые эти санкции направлены. Представляется, что влияние санкций на развитие мировой экономики и финансов явно недооценивается. Практика использования санкций в глобальной экономике и геополитике имеет уже солидную историю. В этой связи изучение санкций как глобального феномена представляет как научный, так и практический интерес.
Предметом исследования в данной статье является феномен санкционных ограничений в системе международных валютно-финансовых отношений (МВФО), а целью исследования — оценка возможности превращения санкций в фундаментальный фактор мирового развития.
Интерес к санкционной проблематике в научном сообществе коррелировал с активностью применения ограничительных мер в мировой экономике. В ХХ в. внешние санкции применялись 174 раза (включая санкции международных организаций, — Лига Наций и ООН, а также развитых стран) [Тимофеев, 2018].
В начале 2000 гг. основной целью санкций были КНДР, а также Иран в связи с проведением там ядерных испытаний и наращиванием военного потенциала. В 2012 г. США инициировали санкцию Совета безопасности ООН (СБ ООН) на отключение банков Ирана от системы SWIFT. После выхода США из ядерной сделки с Ираном (Совместного всеобъемлющего плана действий, СВПД), в рамках которой международные санкции против этой страны снимались в обмен на обязательство Ирана ввести ограничения на свои ядерные программы, ситуация обострилась. Соединенные Штаты стали применять свои односторонние санкции по отношению к этой стране. В 2018 г. США без привлечения СБ ООН единолично приняли решение об отключении иранских финансовых институтов от системы SWIFT и обеспечили исполнение этой меры воздействия на Иран. Хотя система SWIFT находится вне юрисдикции Соединенных Штатов, она не смогла противостоять американскому давлению.
После 2014 г. государствами-целями для санкций стали Россия и КНР, а позднее под санкции попали Сирия, Ливия, Венесуэла, Афганистан, Белоруссия.
Большинство исследователей феномена санкционных ограничений акцентирует внимание на действии санкционных механизмов и влиянии санкций на поведение подсанкционных государств [Feaver, Lorber, 2015]. Интересны результаты исследований, оценивающих эффективность санкций [Biersteker, Eckert, Tourinho, 2016], которая характеризуется большинством исследователей как низкая, варьируясь от 4% до 34% [Pape, 1997; Hufbauer, Schott, Elliott, Oegg, 2009]. Столь низкая эффективность санкций никак не сказывается на масштабах их применения, что скорее всего свидетельствует о том, что санкции из меры, направленной на корректировку поведения объекта воздействия, все больше превращаются в инструмент наказания неугодных и подавления соперников в мировой экономике.
Необходимость изучения феномена санкций в системе международных экономических и финансовых отношений определяется уже тем, что для этого явления не находится четкого определения. В самом общем плане под санкциями понимается комплекс мер, предназначенных для наказания виновных в нарушении каких-либо норм.
По мнению [Тимофеев], понятие санкций объединяет широкий круг ограничительных мер, которые нужно разграничивать с торговыми войнами. Если первые преследуют преимущественно политические цели и направлены на изменение поведения государства-цели, то вторые — на создание преимуществ для национальных производителей за счет использования инструментов тарифной и торговой политики.
В свою очередь [Арапова, 2023] подразделяет санкции на торговые и финансовые, используя в качестве синонима санкций термин «ограничения».
В более ранних источниках применялся термин «валютная блокада», под которой понимаются финансовые санкции и ограничения в сфере МВФО, предпринимаемые конкретной страной или группой стран по отношению к другому государству с целью принудить его к выполнению определенных требований, изменить поведение объекта санкционного давления. Анализ научной литературы по исследуемой тематике позволяет выделить следующие виды экономических санкций в сфере МВФО (Таблица 1).
Основным инициатором введения санкционных ограничений являются Соединенные Штаты, которые за последнее столетие прибегали к этой мере чаще, чем все остальные государства мира и международные организации вместе взятые [Hufbauer, Schott, Elliott, Oegg, 2009. P. 7 89]. Эта страна последовательно и методично совершенствовала механизмы обеспечения испол-
нения своих санкций, в том числе, за счет укрепления их законодательной основы. К примеру, закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций»1 предусматривает санкции за военно-техническое сотрудничество с Россией, а инициированные администрацией Дж. Байдена поправки к закону RICO2 криминализируют действия по обходу санкций [США создают упрощенный механизм...].
Первоначально в арсенале санкционных ограничений преобладали торговые санкции. По мере изменения соотношения сил в мировой экономике ужесточались условия международной торговли. США с начала 2018 г. провели серию повышений тарифов на ряд товаров китайского импорта. Американские тарифы 12 043 видов импортных товаров выросли с 2,6% до 16,6% (на них пришлось 12,7% годового импорта США), вследствие чего средневзвешенные тарифы выросли более чем вдвое [Antras, 2020. P. 33]. Китай не остался в долгу, повысив тарифы на товарный экспорт США.
Таблица 1— Основные виды экономических санкций и их характеристика
Критерий Виды экономических санкций Характеристика Инструменты
Субъект введения санкций Санкционированные СБ ООН Вводятся Советом Безопасности ООН на основе статьи 41, главы VII Устава ООН Торговые эмбарго, секторальные валютные и торговые ограничения
Односторонние/ коллективные Вводятся отдельной страной, группой стран или международной организацией без одобрения СБ ООН Торговые эмбарго, секторальные валютные и торговые ограничения, запрет операций
Сфера реализации Торговые Нацелены на создание преимуществ для национальных производителей Торговые эмбарго, ограничения на экспорт и импорт, ограничение доступа на рынки, запретительные и дискриминационные тарифы, акцизы и налоги
Финансовые Нацелены на изоляцию страны цели от МВС, мировых финансовых рынков, Запрет финансовых операций, заморозка или конфискация финансовых активов, ограничение доступа к элементам глобальной финансовой и торговой инфраструктуры
Объект воздействия Первичные Нацелены на изменение поведения или наказание участника МВФО, нарушившего правила Внесение в SND-список, штрафы
Вторичные, экстерриториальные Призваны наказывать тех, кто не соблюдает первичные санкции и помогает их обходить Внесение в SND-список, штрафы
Охват и способ воздействия Блокирующие SND-список Запрет совершения любых транзакций, полный запрет доступа к американской /европейской финансовой системе
Секторальные SSI-список (Sectoral Sanctions Identifications) Точечные или «умные» ограничения, объектом являются отдельные компании, отрасли (например, банковская система) или виды активов
Источник: разработано автором
Всего за период с 2008 г. по 2019 г. правительствами стран Группы 20 было введено свыше 12 тыс. протекционистских мер в сфере торговой политики [Кузнецов, 2019. C. 54].
По мере развития процессов финансовой глобализации в арсенале глобальной санкцион-ной политики стали происходить заметные изменения: доля торговых ограничений снижалась, а финансовых — увеличивалась, усложнялся инструментарий финансовых санкций, росло значение вторичных экстерриториальных ограничительных мер, а в их перечне расширялось применение точечных «умных» санкций.
Санкционные ограничения предусматривают широкий арсенал инструментов. Это и прямые запреты на определенные виды экспорта/импорта или финансовые операции, заморозка валютных авуаров компаний и финансовых институтов в зарубежных банках, ограничение доступа к ресурсам международного рынка капиталов, ограничение доступа к элементам глобальной финансовой и торговой инфраструктуры (Таблица).
Особенно существенны и опасны риски вторичных экстерриториальных санкций, объектом которых могут стать компании, финансовые институты, должностные лица и граждане лю-
1 PL 117-44 Countering America's Adversaries Through Sanctions Act — CAATSA.
2 Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act, RICO (Закон о коррумпированных и находящихся под влиянием рэкетиров организациях).
бой страны. Инструментом воздействия могут быть как штрафы, так и более серьезные меры в виде включения нарушителя американский санкций в SDN-лист (Specially Designated Nationals List, SDN-лист). Это предусматривает блокировку активов компаний и банков, размещенных как в США, так и в юрисдикциях других государств, присоединившихся к американским санкциям. Также эта мера включает запрет на использование валют присоединившихся государств и на проведение любых операций с их резидентами. Фактически включение в SDN-лист приводит к изоляции нарушителя от международной валютно-финансовой системы. Значимость этой ограничительной меры и степень ее влияния в МВФС демонстрирует тот факт, что к блокирующим санкциям США в отношении российских компаний и банков в 2022-2023 гг. присоединились 27 государств ЕС, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Южная Корея, ряд других стран.
В 2009-2019 гг. США использовали вторичные санкции в виде штрафов свыше 300 раз, общая сумма штрафов составила 5,6 млрд долл., из которых 83% пришлось на европейские компании и банки [Тимофеев. C. 15]. Под штрафные санкции попали 15 крупнейших европейских банков. Это более щадящая мера, которую США применяют к своим геополитическим союзникам, нарушающим установленные ограничения в целях получения финансовой или экономической выгоды.
Дискриминационный и в значительной мере «колониальный» характер санкций проявляется в том, что большинство санкции применяют развитые государства в отношении развивающихся стран, а в последние годы санкционные ограничения в финансовой и торговой сфере все больше превращаются в инструмент сдерживания экономического и технологического развития государств-конкурентов. Крайне опасным явлением становится копирование американской политики вторичных экстерриториальных санкций другими государствами, прежде всего, Великобританией, ЕС и Канадой. Утрата дееспособности большинством международных организаций, включая ООН, не позволяет пресечь эту практику, дезорганизующую экономическую деятельность в глобальном масштабе.
ЕС, формально выступая против использования экстерриториальности при применении санкций и защищая европейские компании от ограничительных мер США на основе своего Блокирующего статута 1996 г.,3 де факто используют эту политику в своих санкционных пакетах против России. Так, введение запрета на обслуживание криптокошельков российских резидентов криптосервисами и подразделениями криптобиржи Binance и Coinbase на территории Евросоюза сопровождалось давлением на их структуры в других странах с целью принудить их к выполнению этого запрета. Под давлением США и ЕС Binance заблокировала доступ российских пользователей к их аккаунтам. Аналогичным образом поступили южнокорейские криптобиржи Upbit, Bithumb, Korbit, американская Coinbase [Крылова, 2023. C. 44].
Китай, являющийся объектом широкого круга ограничений со стороны США, также имеет рычаги влияния, которые дают ему возможность, с одной стороны, противостоять санкциям США и их союзников, а с другой — постепенно переходить к активным ответным действиям по формированию собственной санкционной политики. В 2021 г. в Китае был принят Закон о противодействии иностранным санкциям, что выводит эту политику на системный уровень, поддерживаемый государственными институтами этой страны. В качестве санкционных мер предусматривается отказ подсанкционным иностранным коммерческим и финансовым институтам в доступе на внутренний рынок КНР, запрет китайским фирмам экспортировать определенные товары в США и ЕС, а также поддержка и сотрудничество с подсанкционными противниками США. Причем в действиях Пекина также прослеживаются признаки экстерриториальности. Так, крупным международным компаниям, работающим на китайском рынке, было рекомендовано не покупать литовские товары, а тем, кто производит их в Литве, пригрозили закрыть доступ на китайский рынок [Арапова, 2023. С. 48].
Анализ феномена экономических санкций в МВФС свидетельствует об эскалации санкци-онных мер, особенно в форме вторичных санкций. Если США при реализации своей санкцион-ной политики опираются на контроль мировой валютно-финансовой системы в условиях долларового стандарта, то КНР может использовать свои позиции в глобальных цепочках добавленной стоимости, учитывая высокую долю китайских компонентов и материалов в глобально производимой продукции, а также емкость китайского рынка. Этот факт, по мнению [Арапова, 2023. C. 48], способен создать ситуацию конкуренции санкционной экстерриториальности (US Nexus vs China Nexus), при которой глобальные компании будут не в состоянии соблюдать одновременно требования и американских, и китайских санкций.
Обострение геополитической напряженности и включение экстерриториальных санкций в политику ведущих мировых держав превращает санкции в важнейший фактор международных
3 Council Regulation № 2271/96 Protecting against the Effects of the Extra-territorial Application of Legislation Adopted by a Third
Country, and Actions Based Thereon or Resulting Therefrom," November 22, 1996, accessed January 23, 2023.
экономических отношений, а соответствующую политику — в акселератор фрагментации мировой экономики и орудие подавления конкурентов на мировых рынках.
Литература
Арапова Е.Я. Новые модальности глобальной санкционной политики // Международная аналитика. 2023. Т. 14. № 1. С. 37-51.
Крылова Л.В. Мотивы и факторы противоборства в современной мировой экономике: цивилизационный аспект // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16. № 1. С. 36-47.
Кузнецов А.В.Дезинтеграция мировой торговой системы: причины и следствия // Финансы: теория и практика. 2019. Т. 23. № 5. С. 50-61.
Соколова Е.С., Алексеев П.В., Балюк И.А., Барабанов В.Ю., Бунич Г.А., Гвасалия К.Д., Крылова Л.В., Кузнецов А.В., Медведева М.Б., Навой А.В., Озарнов Р.В., Сахаров Д.М., Трофимова В.В. Перспективы трансформации современной мировой валютно-финансовой системы. Москва: КноРус, 2024. 188 с.
США создают упрощенный механизм конфискации российских активов. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/ articles/2022/04/29/920355-uproschennii-mehanizm-konfiskatsii (дата обращения: 06.04.2024).
Тимофеев И.Н. Азия под огнем санкций США. URL: https://ru.valdaiclub.com/files/30669/ (дата обращения: 15.06.2024).
Тимофеев И.Н. Экономические санкции как политическое понятие // Вестник МГИМО Университета. 2018. № 2 (59). С. 26-42.
Antras P. De-globalisation? Global value chains in the post-COVID-19 age. National Bureau of Economic Research, 2020. № w28115.
Biersteker T.J., Eckert S.E., Tourinho M. Targeted Sanctions: The Impacts and Effectiveness of United Nations Action. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.
Feaver P. D., Lorber E. B. The Sanctions Myth // The National Interest. 2015. № 138. P. 22-27.
Hufbauer G.C., Schott J.J., Elliott K.A., Oegg В. Economic Sanctions Reconsidered. Peterson Institute for International Economics, 2009. 248 p.
Krylova L.V., Sergeeva N.V., Bunich G.A., Khmyz O.V., Lukashenko I.V., Prudnikova A.A., Tsvirko S.E. Transformations in the global economy and global finance under the impact of Covid-19 pandemic. Riga: Scientific World, 2021. 220 p.
Pape R. A. Why economic sanctions do not work //International security. 1997. Т. 22. № 2. P. 90-136.
References
Antras P. De-globalisation? Global value chains in the post-COVID-19 age. National Bureau of Economic Research, 2020, no. w28115.
Arapova E.Ya. New modalities of the global sanctions policy. Journal of International Analytics, 2023, vol. 14, no. 1, pp. 37-51. (In Russian)
Biersteker T.J., Eckert S.E., Tourinho M. Targeted Sanctions: The Impacts and Effectiveness of United Nations Action. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.
Feaver P. D., Lorber E. B. The Sanctions Myth. The National Interest, 2015, no. 138, pp. 22-27.
Hufbauer G.C., Schott J.J., Elliott K.A., Oegg В. Economic Sanctions Reconsidered. Peterson Institute for International Economics, 2009, 248 p.
Krylova L.V. Motives and factors of confrontation in the modern world economy: The civilizational aspect. Economics, taxes & law, 2023, vol. 16, no. 1, pp. 36-47. (In Russian)
Krylova L.V., Sergeeva N.V., Bunich G.A., Khmyz O.V., Lukashenko I.V., Prudnikova A.A., Tsvirko S.E. Transformations in the global economy and global finance under the impact of Covid-19 pandemic. Riga: Scientific World, 2021, 220 p.
Kuznetsov A.V. Disintegration of the world trade system: Reasons and consequences. Finance: Theory and Practice, 2019, vol. 23, no. 5, pp. 50-61. (In Russian)
Pape R. A. Why economic sanctions do not work. International security, 1997, vol. 22, no. 2, pp. 90-136.
Sokolova E.S., Alekseev P.V., Balyuk I.A., Barabanov V.Yu., Bunich G.A., Gvasalia K.D., Krylova L.V., Kuznetsov A.V., Medvedeva M.B., Navoi A.V., Ozarnov R.V., Sakharov D.M., Trofimova V.V. Prospects for the transformation of the modern global monetary and financial system. Moscow: KnoRus, 2024, 188 p. (In Russian)
The United States is creating a simplified mechanism for the confiscation of Russian assets. URL: https://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2022/04/29/920355-uproschennii-mehanizm-konfiskatsii (access date: 06.04.2024). (In Russian)
Timofeev I.N. Asia is under fire from US sanctions. URL: https://ru.valdaiclub.com/files/30669/ (access date: 15.06.2024). (In Russian)
10 Timofeev I.N. Economic sanctions as a concept of power politics. MGIMO Review of International Relations, 2018, no. 2 (59), pp. 26-42. (In Russian)