Научная статья на тему 'САНКЦИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ'

САНКЦИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогатин С.И., Фролов А.О.

В статье рассматривается сущность экономических санкций, а также оценивается механизм их влияния на экономику России. На основе изучения международного опыта сформированы предложения по совершенствованию реализуемой в стране экономической политики. Цель этих рекомендаций - сохранение и развитие имеющегося военно-экономического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANCTIONS AND THEIR IMPACT ON MILITARY AND ECONOMIC POTENTIAL

The article discusses the essence of economic sanctions and evaluates the mechanism of their influence on the Russian economy. Based on the study of international experience, proposals were formed to improve the economic policy implemented in the country. The purpose of these recommendations is to preserve and develop the existing military-economic potential.

Текст научной работы на тему «САНКЦИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Рогатин С.И., Фролов А.О.

САНКЦИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация. В статье рассматривается сущность экономических санкций, а также оценивается механизм их влияния на экономику России. На основе изучения международного опыта сформированы предложения по совершенствованию реализуемой в стране экономической политики. Цель этих рекомендаций - сохранение и развитие имеющегося военно-экономического потенциала.

Ключевые слова. Экономические санкции, государственная экономическая политика, военно-экономический потенциал, социально-экономическое развитие.

Rogatin S.I., Frolov A.O.

SANCTIONS AND THEIR IMPACT ON MILITARY AND ECONOMIC POTENTIAL

Abstract. The article discusses the essence of economic sanctions and evaluates the mechanism of their influence on the Russian economy. Based on the study of international experience, proposals were formed to improve the economic policy implemented in the country. The purpose of these recommendations is to preserve and develop the existing military-economic potential.

Keywords. Economic sanctions, state economic policy, military-economic potential, socio-economic development.

Начало по решению Президента Российской Федерации специальной военной операции привело к «вспышке» санкционной активности антироссийски настроенных правительств западных стран. Санкции и ранее использовались в международных отношениях. В частности, против постсоветской России они активно стали применяться после 2014 года [1, 2, 3 и др.]. Но современная санкционная активность является беспрецедентной. Это требует уточнения самого понятия экономических санкций с тем, чтобы была возможность, на основе понимания их сущности, выстраивать более эффективную систему мер по противодействию им, в частности в интересах сохранения военно-экономического потенциала нашей страны.

Отметим, что термин «военно-экономический потенциал» применительно к РФ мы используем в том смысле, который ему приписывается в известной литературе. Его «можно определить как максимальный уровень экономического обеспечения конкретных военных потребностей, который может быть достигнут в определенные сроки при наиболее напряженном использовании производительных сил страны в военных целях и допустимо низком уровне удовлетворения гражданских

ГРНТИ 78.75.73

© Рогатин С.И., Фролов А.О., 2022

Сергей Иванович Рогатин - кандидат экономических наук, доцент кафедры проектного менеджмента МИРЭА - Российского технологического университета (г. Москва).

Александр Олегович Фролов - кандидат экономических наук, старший преподаватель Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И.М. Губкина (г. Москва).

Контактные данные для связи с авторами (Рогатин С.И.): 129337, г. Москва, Ярославское ш., 2 (Russia, Moscow, Yaroslavskoye road, 2). Е-mail: ser_rog@inbox.ru.

потребностей... Военно-экономический потенциал характеризует объективно существующие у государства максимальные возможности увеличения военно-экономических приготовлений. В каждом конкретном же случае степень практического использования этих возможностей, т.е. уровень их превращения в реальную военно-экономическую мощь, определяется многими причинами: военно-политическими, экономическими, военно-технологическими и т.д.» [4, с. 229].

Одним из самых распространенных видов экономических санкций является эмбарго. Это - торговое ограничение, принимаемое правительством, группой стран или международной организацией в качестве экономической санкции. Сразу заметим, что с точки зрения международного права легитимными являются лишь санкции, введенные ООН. Легитимность же иных рестрикций может быть поставлена под сомнение. Эмбарго может запрещать всю торговлю или может применяться только к некоторым ее видам, например к импорту оружия, энергоносителей, какого-либо оборудования и т.д. Так, с 2014 года Россия, в качестве ответной меры против санкционной политики стран Запада, ввела продовольственное эмбарго [5, 6]. Эмбарго предназначено для того, чтобы «наказать» страну-мишень за ее действия и лишить ее средств для проведения нежелательной политики.

Еще один вид санкций - замораживание активов [7]. Суть этой заморозки состоит в том, чтобы помешать физическому или юридическому лицу получить доступ к имуществу или другим активам, которыми оно может владеть или распоряжаться в юрисдикции страны, наложившей санкции. Как правило, заморозке подвергается имущество отдельных физических лиц (политиков, известных общественных деятелей, руководителей оборонных предприятий и пр.) или организаций, деятельность которых признается нежелательной. Цель заморозки - вынудить этих лиц к изменению их позиции.

В качестве санкций также вводятся экспортные и/или импортные ограничения [7]. Они могут быть весьма разнообразными. Они направлены на то, чтобы помешать нормально развиваться и функционировать экономике в целом или конкретным секторам экономики страны-мишени. Обычно они запрещают покупать, продавать или отправлять определенные товары в страну или из страны; например, нефть и нефтепродукты, программное обеспечение или что-то иное. Исключения, из гуманитарных соображений, как правило, применяются по отношению к продовольствию, медикаментам и т.п.

Имеются и иные формы санкций, но именно вышеперечисленные способны, по нашему мнению, нанести значительный ущерб экономике страны, против которой они вводятся. Следствием этого может явиться ослабление ее не только экономического, но и военно-экономического потенциала, а в дальнейшем и изменение национальной политики в том направлении, которое является желательным для стран или организаций, которые выступили в качестве инициаторов санкций.

Основная цель введения санкций состоит в сдерживании «плохого поведения», применении системы «экономических наказаний» в отношении страны-мишени, а также в принуждении этой страны к изменению поведения на международной арене или к смене курса внутренней политики. Фактически, санкции представляют собой особую форму войны, ведущейся без применения боевых средств поражения. Успех санкций зависит от режима их применения. Усилия по санкциям наиболее эффективны, когда они координируются и осуществляются на многосторонней основе. Именно поэтому актуальным направлением российской внешней политики в складывающихся условиях является недопущение формирования антироссийской «санкционной коалиции».

Причем речь идет не только и не столько о поиске военно-политических партнеров, сколько о поиске (сохранении существующих) партнеров экономических. Так как наша страна довольно серьезно интегрирована в мировую экономику, полная блокировка внешнеэкономических связей может пагубно сказаться на социально-экономическом положении РФ и ее военно-экономическом потенциале. Рассмотрим, насколько сильно Россия интегрирована в мировое хозяйство. Для этого обратимся к официальной статистике.

Так, согласно данным Росстата за 2020 год (см.: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts) о структуре ВВП РФ, исчисленного по расходам в текущих ценах, расходы на конечное потребление составили 71,5% (включая расходы домашних хозяйств - 50,8%, государства - 20,1%, некоммерческих организаций - 0,6%), валовое накопление составило 23,4%, а на чистый экспорт пришлось лишь 5,1%. На первый взгляд, у чистого экспорта сравнительно небольшой удельный вес, но оценки меняются при рассмотрении экспортной (25,5%), импортной (20,4%) и внешнеторговой (45,9%) квот,

16

Социальная сфера

которые весьма значительны и указывают на высокую зависимость отечественной экономики от экспорта и импорта.

Санкции могут серьезно снизить благосостояние, вызвать рост цен, нехватку основных потребительских товаров и увеличение безработицы. Например, с 1990 г. Ирак подвергался длительным универсальным санкциям, введенным резолюцией ООН № 661. Это привело к широкомасштабным экономическим потрясениям и сообщениям о повсеместной бедности и недоедании людей. В этой связи, российским властям, имея в виду этот пример, следует обратить особое внимание на социальную составляющую проводимой в условиях усиливающихся санкций экономической политики.

Следует отметить, что при условии организации эффективного противодействия, внешние санкции, хотя и способны ослабить экономику страны-мишени, тем не менее, редко приводят к достижению целей политических без прямого силового вмешательства извне. Это еще раз подчеркивает необходимость укрепления оборонного и военно-экономического потенциала России с тем, чтобы такого рода попытки даже не предпринимались. Примером политической безрезультатности санкций является американское давление на Кубу. Эмбарго США против Кубы, действующее с 1962 года, не смогло ни свергнуть правящую коммунистическую партию страны, ни убедить ее сменить реализуемый политический курс.

Дабы избежать негативных последствий санкций, правительству нашей страны следует предпринимать действия по развитию внутреннего рынка товаров и услуг, а также разработать систему встречных рестрикций в отношении тех стран, которые санкции против России ввели. При этом, как показывает исторический опыт, экономические санкции часто сопровождаются военным давлением вплоть до явной агрессии. Чтобы не допустить такого развития событий, следует особое внимание обратить на восстановление военно-экономического потенциала, во многом ослабленного в предыдущие годы [8].

Речь идет, конечно же, о восстановлении производственных возможностей российского оборонно-промышленного комплекса, который по сравнению с советским периодом стал намного менее самодостаточным, он, как и российская экономика в целом, достаточно плотно интегрировался в систему мирохозяйственных связей. При выпуске конечной военной продукции широко используются различные материалы, комплектующие и оборудование иностранного производства. Само по себе это не плохо. Это - следствие естественных процессов международного разделения труда.

В то же время, это порождает риски устойчивости производственной деятельности, которые следует устранять, по нашему мнению, по четырем основным направлениям: активизацией импортоза-мещения [9, 10], акцент на котором делается начиная с 2014 года; созданием, там где это возможно, страховых запасов стратегически значимых материалов; выстраиванием новой кооперации с теми странами, которые обладают соответствующим военно-техническим потенциалом и поддерживают дружественные отношения с Российской Федерацией; разработкой «обходных» схем поставок необходимых материалов и компонентов из-за рубежа.

В реализации последней задачи можно использовать опыт Ирана, который в течение длительного времени находится под санкциями. Схемы обхода санкций не афишируются, но они принципиально известны: «Те зарубежные компании, у которых есть интерес вести бизнес в Иране, создают дочерние компании в другой стране. И уже эти дочерние компании ведут торговлю с Ираном. Это делается для того, чтобы если санкции введут, то под них попала бы не головная компания, а её «дочка» в другой стране» (цит. по: https://aif.ru/money/economy/obhodnyh_shem_mnogo_kak_drugie_strany_ perezhili_totalnye_sankcii).

В завершение следует отметить, что новые санкции Запада, вводимые в последнее время против России, вероятно, будут носить долгосрочный характер. Цель их введения связана не с ситуационным реагированием на действие российской политической власти, но с долгосрочным стремлением к упрочению американского геополитического доминирования. В этих условиях необходимы энергичные и оперативные ответные действия России, ориентированные, в числе прочего, на сохранение, укрепление и развитие национального военно-экономического потенциала.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Ерасова Е.А., Плотников В.А. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса России в условиях экономических санкций // Экономика и управление. 2015. № 3 (113). С. 22-28.

2. Пролубников А.В., Плотников А.В. Направления трансформации государственной экономической и промышленной политики в условиях экономических санкций и развития процессов импортозамещения // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 2 (24). С. 45-50.

3. Саматов Р.М., Яблочников А.В. Подходы к развитию военно-экономических связей в условиях санкций (на примере автомобилестроения) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 135-139.

4. Гилькова О.Н. Военно-экономический потенциал современного государства: сущность, структура и особенности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 5А. С. 227-237.

5. Курбанов А.Х., СулеймановаМ.В. Военно-экономические аспекты системы продовольственной безопасности России // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева. 2015. № 3. С. 111-116.

6. Оболенский В.П. Эффекты продовольственного эмбарго // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 2. С. 49-58.

7. Катаносов В.Ю. Санкции. Экономика для русских. М.: Эксмо, 2015. 288 с.

8. Князьнеделин Р.А. Механизм устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса в условиях трансформации национальной промышленной политики: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Юго-Западный государственный университет. Курск, 2021. 373 с.

9. Лебедева П.О. Государственная политика импортозамещения - стимулирующий инструмент развития реального сектора экономики Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 5-1 (119). С. 171-175.

10. Черникова А.А., Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Импортозамещение как инструмент экономической политики управления рисками импортозависимости: выбор подходов // Экономика и управление. 2016. № 10 (132). С. 28-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.