Научная статья на тему 'Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств'

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

мопознанию, самоанализу, для разработки практической программы индивидуального саморазвития. Педагогика знакомит с различными программами самовоспитания прошлого. Она помогает определить процесс самосовершенствования, овладеть его методикой для всестороннего изучения и развития личности.

Современная Россия требует от передовой студенческой молодежи умения сознательно управлять своим профессиональным развитием, творческого подхода к делу, активного вмешательства в решение сложных проблем действительности. Таким образом, необходимость самовоспитания диктуется всем ходом социального развития. В юности оно играет особую роль и оказывает существенное влияние на всю последующую жизнь человека. Основным действующим мотивом и стимулом самовоспитания студента является желаемая модель специалиста. Самовоспитание под влиянием профессионального идеала - это высшая форма влияния идеала, это форма саморегуляции. Соотношение, идентификация себя с идеальным образом значительно активизирует работу по самовоспитанию профессиональный идеал определяет уровень и характер профессионального развития студента.

Л. Г. Подколзина

Изучение проявлений отклоняющегося поведения подростков группы риска школьной и социальной дезадаптации

Одной из наиболее острых проблем современного образования является проблема отклоняющегося поведения подростков и молодежи.

Отклоняющееся поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, от норм психического здоровья, права, культуры, морали. Подростковый возраст и ранняя юность представляет собой группу повышенного риска, так как сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции; появляются противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. Разрушение прежних идеалов, утрата жизненно важных ценностей привели к трансформации ценностных ориентаций у подрастающего поколения, которая, в свою очередь, повлекла за собой

202

рост преступности малолетних. Несовершеннолетние являются наиболее криминально активной категорией населения. В приводимых разными источниками статистики данных от 2,5 до 3 млн детей России сегодня не учатся и не работают. Только с 2000 по 2004 г. абсолютное число преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло на 18,7 %.

Чаще всего отклоняющееся поведение - это попытка уйти из общества, уйти от повседневных жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. В среднем и старшем школьном возрасте школьная дезадаптация носит уже устойчивый характер, и вопросы психологической коррекции школьников-дезадаптантов в значительной степени обусловлены сложными симптомокомплексами отклонений в психическом развитии ребенка, определяемыми как внешними (средовыми), так и внутренними факторами. Все это требует от педагогики и психологии активизации усилий, направленных на осмысление причин школьной и социальной дезадаптации подростков и поиск адекватных механизмов ее предупреждения. В настоящее время многие подростки с проблемами в обучении, поведении, воспитании продолжают свое обучение в вечерних (сменных) общеобразовательных школах. Бывшие школы рабочей молодежи все больше становятся центрами адаптации и реабилитации для трудных подростков.

Целью данного исследования было изучение склонности к различным формам отклоняющего поведения учащихся вечерней (сменной) школы. В эксперименте участвовало 68 подростков в возрасте 13-15 лет, обучающихся в 8-9 классах вечерней (сменной) школы № 153 Санкт-Петербурга, из них 33 девушки, 35 юношей. В качестве психологической диагностики были использованы биографический метод, метод наблюдения по схеме М.М. Семаго, беседы и экспериментальная психологическая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (модификация Орел А.Н.). Опросник СОП представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых и имеет два варианта: женский и мужской.

При обработке экспериментального материала были использованы методы математической статистики: сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ по Браве-Пирсону. Результаты исследова-

203

ния обрабатывались с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных «STATISTIKA» ver.6.0

По результатам биографического метода 63 % испытуемых проживают в неполных семьях, в полных семьях - 28 % школьников, в семьях с отчимом или мачехой 22 %, 9 % находятся под опекой. Неадекватные эмоциональные проявления имеют 45 % учащихся этой группы, 60 % отличаются высоким уровнем конфликтности и отсутствием сформированности навыков общения. Нарушения поведения выражаются в сложных взаимоотношениях со сверстниками и учителями: отказах выполнять требования старших, часто такие школьники, игнорируя школьные правила, мешают проведению уроков. Дезадаптивные формы поведения у подростков, рассматриваемые часто как школьная недисциплинированность, в действительности являются внешними проявлениеи неблагополучия в эмоциональной сфере: затяжная депрессия, «подростковая маскированная депрессия». Она трудно распознается у ребенка и сказывается на всех формах его деятельности и формировании личности. Личностная, реактивная, в особенности школьная, тревога, страх родителей и учителей, постоянная готовность к вербальной агрессии, экстрапу-нитивная направленность переживаний и поведенческих реакций характерны для эмоциональных нарушений подростков. Между тем и учителя очень часто оказываются тем «патогенным фактором, который способствует повышению эмоционального напряжения школьника, созданию для него стрессовой ситуации.

Анализ результатов по методике отклоняющегося поведения по группе испытуемых выявил, что более половины учащихся (62 %) имеют склонность к отклоняющему поведению.

Среди юношей преобладает склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному и саморазрушающему, делик-вентному поведению. У девушек выражена установка на желательно-ориентированные ответы (80%), подавляющее большинство испытуемых девушек склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

Высокий уровень склонности к аддиктивному поведению имеют 56 % юношей и 40 % девушек, что подтверждается и результатами анкетирования, согласно которому каждый второй в группе испытуемых употреблял алкогольные напитки. Употребление наркотиков отметили в анкетах 15 % респондентов.

И для девушек, и для юношей характерна слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реак-

204

ций. По сравнению с девушками (16 %), юноши имеют более выраженную склонность к саморазрушающему и повреждающему поведению (32 %).

Характер корреляционных связей выявил, что у юношей большее количество связей (4) имеет параметр «волевой контроль эмоциональных реакций», он отрицательно связан с параметрами склонность к деликвентному поведению (r =-0,65), склонность к ад-диктивному поведению (r = - 0,50), склонность к агрессии и насилию (r = -0,32) и имеет положительную связь (r = 0,67) с установкой на социально желательные ответы.

У девушек ключевым фактором является параметр «склонность к агрессии и насилию», он имеет три корреляционные связи с параметрами склонность к аддиктивному поведению, склонность к деликвентному поведению и склонность к преодолению норм и правил. Для 45 % девушек данной группы характерно неприятие женской роли, ориентация на маскулинность.

Исследование показало необходимость изменения психологического климата в вечерних школах. Учащиеся в этих школах могут быть отнесены к группе повышенного риска по девиантному поведению и педагогическому риску. Для педагогов и психологов вечерних (сменных) школ необходима особая подготовка, разработка программ коррекционно-развивающей деятельности.

В качестве приоритетного направления данной работы должно быть создание системы профилактики различных видов девиантного поведения, организации досуга подростков и профессионального самоопределения. Важным аспектом здесь выступает опережающее воздействие на исключение причин возникновения девиантности посредством влияния на ценностные ориентации подрастающего поколения.

В связи с этим актуальным представляется вовлечение молодежи в различные социальные акции, благотворительные мероприятия. В вечерней (сменной) школе № 153 разработана волонтерская программа «От слов к делу», которая реализуется в рамках агитационного театра, что способствует сплоченности школьного коллектива, мотивации обучения, снижению уровня девиантного поведения.

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.