Научная статья на тему 'Санкт-Петербургская консерватория в 1866–1868 годы (по материалам Отчета Русского музыкального общества)'

Санкт-Петербургская консерватория в 1866–1868 годы (по материалам Отчета Русского музыкального общества) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Cанкт-Петербургская консерватория / отчеты Русского музыкального общества / Антон Григорьевич Рубинштейн / первые профессора Санкт-Петербургской консерватории / Совет профессоров / Saint Petersburg Conservatory / reports of the Russian Musical Society / Anton Rubinstein / the first professors of the Saint Petersburg Conservatory / Council of Professors

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елена Сергеевна Сартакова, Елена Евгеньевна Куликова

В статье впервые публикуются архивные материалы, относящиеся к начальному периоду становления Санкт-Петербургской консерватории. Отчет Русского музыкального общества за 1866–1868 годы содержит информацию по всем направлениям деятельности консерватории: разработка учебных и экзаменационных программ, принятие решений по вопросам организации концертов, по ведению документации, управлению штатом преподавателей и другие вопросы. Значение данного документа заключается в том, что он позволяет осмыслить изменения, благодаря которым консерватория вышла на новый уровень своего развития. В нем приводятся сведения о педагогическом составе, проведении Совета и общего Собрания профессоров, организации процедуры итоговых экзаменов, выпускниках. Таким образом, публикация данных материалов о разных аспектах деятельности консерватории представляет очевидную ценность для исследования истории отечественного музыкального образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Saint Petersburg Conservatory in 1866–1868 (Based on the Report of the Russian Musical Society)

The article presents previously unknown archival materials relating to the early stage of development of the St. Petersburg Conservatory. The report of the Russian Musical Society of 1866–1868 contains information on all areas of the conservatory's activities: elaboration of the curriculum and exam programs, concert, documentation, staff management and others. The significance of this document is explained by the fact that it allows us to comprehend the changes that brought the conservatory to a new level of development. It provides information about the faculty, meetings of the Council and the General Meeting of the professors, the final exams procedure, and the graduates. Therefore, publication of these materials on various aspects of the conservatory’s activities is of obvious value for studying the history of Russian music education in general.

Текст научной работы на тему «Санкт-Петербургская консерватория в 1866–1868 годы (по материалам Отчета Русского музыкального общества)»

Научная статья УДК 378.016

doi: 10.26156/OM.2022.14.2.004

Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 2. С. 102-115 ДОКУМЕНТЫ

Санкт-Петербургская консерватория в 1866-1868 годы (по материалам Отчета Русского музыкального общества)

Елена Сергеевна Сартакова1, Елена Евгеньевна Куликова2

1 2 Российский педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

1 selenapo@mail-ru, https://orcid.org/0000-0002-8474-4386

2 eek07@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4067-8871

Аннотация. В статье впервые публикуются архивные материалы, относящиеся к начальному периоду становления Санкт-Петербургской консерватории. Отчет Русского музыкального общества за 1866-1868 годы содержит информацию по всем направлениям деятельности консерватории: разработка учебных и экзаменационных программ, принятие решений по вопросам организации концертов, по ведению документации, управлению штатом преподавателей и другие вопросы. Значение данного документа заключается в том, что он позволяет осмыслить изменения, благодаря которым консерватория вышла на новый уровень своего развития. В нем приводятся сведения о педагогическом составе, проведении Совета и общего Собрания профессоров, организации процедуры итоговых экзаменов, выпускниках. Таким образом, публикация данных материалов о разных аспектах деятельности консерватории представляет очевидную ценность для исследования истории отечественного музыкального образования в целом.

Ключевые слова: Cанкт-Петербургская консерватория, отчеты Русского музыкального общества, Антон Григорьевич Рубинштейн, первые профессора Санкт-Петербургской консерватории, Совет профессоров

Для цитирования: Сартакова Е. С., Куликова Е. Е. Санкт-Петербургская консерватория в 1866-1868 годы (по материалам Отчета Русского музыкального общества) // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 2. С. 102-115. https://doi.org/10.26156/0M.2022.14.2.004.

© Сартакова Е. С., Куликова Е. Е., 2022

Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 2. P. 102-115

DOCUMENTS

Original article

doi: 10.26156/OM.2022.14.2.004

The Saint Petersburg Conservatory in 1866-1868 (Based on the Report of the Russian Musical Society)

Elena S. Sartakova, Elena E. Kulikova

1 2 Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia

1 selenapo@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8474-4386

2 eek07@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4067-8871

Abstract. The article presents previously unknown archival materials relating to the early stage of development of the St. Petersburg Conservatory. The report of the Russian Musical Society of 1866-1868 contains information on all areas of the conservatory's activities: elaboration of the curriculum and exam programs, concert, documentation, staff management and othes. The significance of this document is explained by the fact that it allows us to comprehend the changes that brought the conservatory to a new level of development. It provides information about the faculty, meetings of the Council and the General Meeting of the professors, the final exams procedure, and the graduates. Therefore, publication of these materials on various aspects of the conservatory's activities is of obvious value for studying the history of Russian music education in general.

Keywords: Saint Petersburg Conservatory, reports of the Russian Musical Society, Anton Rubinstein, the first professors of the Saint Petersburg Conservatory, Council of Professors

For citation: Sartakova E. S., Kulikova E. E. The Saint Petersburg Conservatory in 1866-1868 (Based on the Report of the Russian Musical Society). Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 2. P. 102-115. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/0M.2022.14.2.004.

© Elena S. Sartakova, Elena E. Kulikova, 2022

Елена Сартакова, Елена Куликова

Санкт-Петербургская консерватория в 1866-1868 годы (по материалам Отчета Русского музыкального общества)

К 160-летию Санкт-Петербургской консерватории

Начальный период развития Санкт-Петербургской консерватории довольно хорошо освещен в литературе, однако некоторые архивные документы, отражающие события данного этапа истории вуза, не опубликованы до сих пор. Одним из таких документов является «Отчет за полуторагодичный курс 1867/1868 гг.»1 (далее — Отчет). Примечательно, что все отчеты Русского музыкального общества печатались, в наши дни с их оцифрованными копиями можно ознакомиться как на сайте Санкт-Петербургской консерватории, так и в Российской национальной библиотеке, а вот отчет за период с 1866 по 1868 год напечатан не был. Ценность документа в том, что в нем отражен переломный момент в становлении консерватории, зафиксированы изменения, благодаря которым консерватория вышла на качественно новый уровень.

Авторы исторического очерка к 100-летию консерватории отмечают: «Трудности, возникшие при открытии консерватории, не могли вначале не отразиться на ее учебной деятельности. Далеко еще не все вопросы удалось прояснить до конца. Программы не отличались стабильностью и часто пересматривались. Между профессорами наблюдалась известная разобщенность, а иногда возникали расхождения по существенным вопросам» .

Именно в это время многие аспекты жизни консерватории, ставшие привычными сегодня, были заложены и систематизированы; именно в Отчете содержится наиболее полная информация по организации учебного процесса и управления консерваторией.

Документ содержит девяносто три листа (включая титульный лист, пустые листы и копию Отчета, также написанную от руки). Его содержа-

1 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга [ЦГИА СПб]. Ф. 408.

2 [100 лет Ленинградской консерватории 1962, 24].

ние касается событий, произошедших в консерватории с января 1866-го по май 1868 года: мы узнаём, как организовывались вступительные и выпускные экзамены, публичные и частные концерты; как разрабатывались учебные программы по всем специальностям и предметам, требования к обучающимся на всех отделениях; как регламентировались действия Дирекции, Совета профессоров, экзаменационных комиссий; кто присутствовал на экзаменах и концертах, кто был приглашен преподавать в консерватории и кто покинул профессорско-преподавательский состав.

Текст Отчета включает два раздела, каждый из которых имеет свое название. Первый раздел озаглавлен «Обзор действий по Русскому Музыкальному Обществу»; сразу выясняется, почему Отчет составлен за полтора года:

В предшествующем отчете за 1865 г[од] была объяснена причина, побудившая дирекцию Русского Музыкального Общества изменить срок отчетного года Общества.

Эта причина заключалась в желании согласовать отчетный год Русского Музыкального Общества с отчетным годом консерватории, который предположено было считать с 1-го января, по примеру других учебных заведений. Между тем на опыте оказалось неудобным, начав учебный курс с 1-го января, прерывать его на три летние месяца для вакации. Во избежание этого неудобства Дирекция постановила: отчетный год как по Русскому Музыкальному Обществу, так и по консерватории считать с 1-го сентября. По этому случаю представляемый отчет заключает в себе период времени с 1-го Января 1866г. по 1-е Сентября 1868 г.3

Таким образом, именно с 1867 года установился действующий и сегодня учебный год, начинающийся 1 сентября. Выпускные и переводные экзамены также были перенесены с декабря на май.

Далее описывается ситуация, связанная с уходом А. Г. Рубинштейна, который «еще в январе 1867 г[ода] <...> заявил Дирекции о намерении своем оставить Санкт-Петербург». Но «по единодушной просьбе» членов Дирекции решил задержаться до каникул и пробыл на своем посту до 1 июня:

В продолжении этого времени Дирекция принимала все зависевшие от нее меры, чтобы убедить А. Г. Рубинштейна не оставлять консерватории, развившейся так блистательно под его управлением, на принятых им основаниях, благодаря его неутомимой и бескорыстной деятельности. К сожалению, он предъявил такие условия, которое по убеждению дирекции, в случае допущения

3 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 1].

их должны были привести к упразднению Русского Музыкального Общества в С.-Петербурге и на которые дирекция сочла себя не в праве соглашаться4.

Требования Рубинштейна к Дирекции, которые были сочтены неприемлемыми, в Отчете не указаны. Из «Очерка 50-летия деятельности консерватории» известно, что причин было несколько: это и «сепаратизм» Московского отделения Русского музыкального общества (РМО), и учреждение Главной дирекции в 1865 году, и разногласия Рубинштейна с новыми членами Дирекции и членами Совета профессоров, а также непризнание Антоном Григорьевичем некоторых выпускников достойными звания «свободного художника» [Пузыревский, Саккетти 1914, 27-29]. Официальной версией ухода Рубинштейна из консерватории считались «его разногласия с Советом профессоров по вопросу о присуждении дипломов» [100 лет Ленинградской консерватории 1962, 27]. В результате в июле 1867-го Рубинштейн написал письмо Вице-президенту Общества (Великой княгине Елене Павловне5), в котором отказался продолжать свои занятия «как по делам общества, так и по управлению консерваторией»6.

Сообщается также об учреждении стипендии капельмейстера Русской оперы К. Н. Лядова. Инициаторами были В. А. Кологривов7, О. А. Петров8 и Ф. К. Никольский9, которые собрали необходимый капитал, подготовили проект правил о стипендии, составили просительное письмо Рубинштейну, в тот период еще директору консерватории, и получили одобрение своей идеи на высочайшем уровне.

Затем обсуждается план нового здания консерватории, поскольку, как известно, консерватория изначально ютилась в маленьком особняке с крошечными комнатами, совершенно не приспособленными для нужд

4 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 2].

5 Елена Павловна, до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская (1806-1873) — русская великая княгиня, супруга великого князя Михаила Павловича, благотворительница, государственная и общественная деятельница, известная сторонница отмены крепостного права и великих либеральных реформ.

6 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 4].

7 Василий Алексеевич Кологривов (1827-1874) — музыкальный деятель, один из учредителей Русского музыкального общества.

8 Осип Афанасьевич Петров (1807-1878) — российский певец (бас), один из основоположников русской вокальной школы. С 1830 пел на петербургской оперной сцене (с 1860 в Мариинском театре). Первый исполнитель партий Сусанина и Руслана («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Мельника («Русалка» А. С. Даргомыжского), Варлаама («Борис Годунов» М. П. Мусоргского) и др.

9 Федор Калинович Никольский (1826-1898) — русский оперный певец (драматический тенор).

учебного заведения, и, естественно, требовалось отдельное здание, имеющее большие удобные классы и концертный зал. В качестве эксперта по данному вопросу был приглашен профессор Императорской Академии художеств архитектор А. И. Кракау10.

Второй раздел имеет название «Обзор действий по Санкт-Петербургской консерватории». Здесь мы читаем, что «развитие Консерватории в 1866 и 1867/68 гг.», главным образом, «совершалось по двум направлениям — устройство Совета Профессоров и учреждение новых или преобразование прежних классов». надо заметить, что первоначально все вопросы, касающиеся обучения, экзаменов, концертов, решались Советом профессоров под руководством директора. К 1866 году ситуация изменилась: количество профессоров возросло, и в экстренных случаях быстро собраться для решения какого-либо вопроса стало проблематично, порой — просто невозможно. Возникали сбои в учебном процессе. Было установлено ограничить число профессоров в Совете: «.ввиду этого обстоятельства, Совет Профессоров постановил (в 1866 г [оду]) учредить постоянные заседания из нескольких лиц, выбранных из числа его членов, придав их решениям всю силу общего собрания Совета»11.

Вопросы, относящиеся к определенной музыкальной специальности, решено было рассматривать Советом выборных в присутствии профессоров этого специального предмета. В случае несогласия с решением Совета кого-то из профессоров «мнение несогласного лица вносится на рассмотрение Совета выборных и дело решается вновь при участии лица, представившего мнение»^. Нельзя забывать, что ряд профессоров, являясь иностранными гражданами, не владели русским языком и для них уже в 1867 году постановили переводить протоколы Совета на французский и немецкий языки.

В 1866 году первый Совет выборных состоял из следующих профессоров: Г. Венявский, Н. И. Заремба, К. Ю. Давыдов, А. Дрейшок и Т. Ле-шетицкий, в 1867/68 учебном году — Давыдов, Дрейшок, Лешетицкий, Ю. И. Иогансен (вместо ушедшего в 1866 году Венявского) и А. С. Фа-минцын (вместо назначенного в 1867 году на должность директора профессора Зарембы).

Общее же собрание всех профессоров консерватории собиралось в исключительных случаях, для решения особенно важных вопросов. Такое устройство Совета для руководства консерваторией представлялось,

ю Кракау Александр Иванович (1817-1888) — российский архитектор, академик архитектуры (1850), профессор Императорской Академии художеств (1867-1888).

11 [ЦгИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 11].

12 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 11].

как отмечается в Отчете, «удачным и соответствующим цели, так как, устраняя медленность в решении вопросов, оно дает каждому Профессору возможность не только следить за производством дел в Совете выборных, но и участвовать в решении оных подачею по ним мнения»".

Согласно Отчету система музыкальных классов была представлена следующим образом:

По главным (специальным) предметам:

— теории композиции — четыре класса (один [из них —] профессора);

— элементарной теории и сольфеджио — один класс (адъюнкт)";

— пению — два класса (два профессора);

— игре на фортепиано — четыре класса (четыре профессора);

— игре на скрипке — один класс (профессор и два адъюнкта);

— игре на альте — один класс (адъюнкт на правах профессора);

— игре на виолончели — один класс (профессор и адъюнкт);

— игре на контрабасе — один класс (профессора);

— игре на деревянных духовых инструментах — четыре класса (четыре профессора);

— игре на медных духовых инструментах — один класс (профессор);

— игре на арфе — один класс (профессор);

— для учеников классов смычковых инструментов квартетный класс (два профессора);

— для учеников всех специальных классов (кроме элементарной теории) — оркестровый класс (под управлением директора);

По второстепенным (обязательным) предметам:

— элементарной теории и сольфеджио — два мужские и два женские класса (профессор и адъюнкт, независимый от профессора);

— теории композиции — два мужские и два женские класса (один профессор);

— игры на фортепиано — три класса (адъюнкт, независимый от профессора и два преподавателя);

— истории музыки — один класс (профессор)".

13 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 11-12].

14 Адъюнкт (от лат. adjunctus — «присоединенный») — должность / звание помощника или заместителя в различных областях.

15 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 12-13].

Приведенный выше текст дает нам представление о преподаваемых в консерватории в эти годы предметах, общем количестве профессоров и адъюнктов. Специальные и теоретические дисциплины преобразовывались в соответствии с развитием консерватории и возрастающими потребностями. К примеру, курс класса сольфеджио увеличился на один год (общая продолжительность — два года), так как отмечалась важность данного предмета для «артистического развития учеников консерватории». Было решено больше внимания уделить практической стороне данного предмета, чтобы он способствовал развитию учеников в специальном классе, а не был чем-то абстрактным и неприменимым на деле.

Класс альта сформировался как самостоятельная структурная единица в начале 1867/68 учебного года (раньше он был в структуре скрипичного класса). Программу альтового класса пересмотрели и усовершенствовали, а экзаменационные требования сделали более высокими. Вот как это описывается в Отчете:

Убеждение, что альт, как это видно из квартетной музыки, имеет в числе смычковых инструментов значение, равное значению скрипки и виолончели, побудило Совет Профессоров в 1867 г[оду] к лучшему устройству специального класса игры на альте. Программа выпускного экзамена по этому классу поставлена на равную высоту с программою скрипичного класса, от чего неминуемо произойдут большая строгость экзамена и лучшие выпуски по классу альта".

Класс фортепиано постепенно расширялся, количество обучающихся увеличивалось, требовалось как открытие новых классов, так и добавление предметов, которые вели уже выпускники Санкт-Петербургской консерватории:

К числу специальных классов игры на фортепиано присовокуплен в начале 1868 г[ода] новый класс, вверенный бывшему Адъюнкту Профессора, ныне Старшему Преподавателю Кроссу на правах Профессора. <...> В 1867 году был учрежден класс транспонирования для учеников специальных классов теории композиции, игры на фортепиано и пения, класс этот был вверен старшему Преподавателю Черни и Профессору Герке; в начале же 1868 г[ода] передан одному г. Черни. Обучение транспонированию прочих учеников вверено Профессорам всех прочих специальных классов".

16 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 13].

17 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 13].

В начале 1868 года «возник класс игры на корнете с пистонами; класс этот образовал отделение класса игры на трубе»18. Развитие консерватории происходило достаточно быстро и уверенно, реагируя на возникающие потребности в профессиональных исполнителях на различных инструментах.

Помимо музыкальных дисциплин были еще и научные классы или классы общеобразовательных наук. Это — заслуга А. Г. Рубинштейна, который придавал особое значение разносторонней образованности музыканта:

Предметы преподавания были: Закон Божий, языки: русский, немецкий, французский и итальянский (только для учеников и учениц классов пения), история, география и естественная история".

Многие ученики консерватории уже имели дипломы других учебных заведений и считали излишним для себя посещение подобных классов. По мнению Дирекции, такие обучающиеся не осознавали той пользы, «которую приносит разностороннее образование артисту и даже самому

90

искусству» .

Однако были и иные учащиеся — кто проявлял «замечательную любовь к науке», неподдельный интерес к изучаемым предметам и кому обучение в консерватории «принесет <...> неоценимую пользу как людям ? 1

и как артистам» .

Следующий раздел Отчета посвящен составу педагогов. Как уже отмечалось, в конце 1866 года ушел Генрик Венявский, возможно, считая лишним обременением для себя преподавание в консерватории — он был придворным солистом, играл огромное количество концертов как в России, так и в Европе и Америке. Согласно Отчету «класс его до приискания нового профессора, был вверен его адъюнкту Г. Раабу, в заведы-вании которого он и оставался до конца учебного 1867/68 года»22.

В январе 1867 года были приглашены новые сотрудники: А. С. Фамин-цын — профессором истории музыки и эстетики и Ю. И. Иогансен — профессором теории музыкального сочинения по классу гармонии. В число адъюнктов в сентябре 1867-го был взят к профессору А. Дрей-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 13].

19 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 14].

20 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 14].

21 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 14].

22 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 15].

шоку А. И. Эвертс, а к Т. Лешетицкому некий господин, фамилия которого в отчетах написана неразборчиво, но проработал в консерватории он недолго — до февраля 1868 года.

Первые два выпуска, 1865 и 1866 годов, проходили в форме концерта с приглашенными высокими гостями, по окончании которого решались вопросы о выдаче диплома или аттестата, вручении медали или ее отсутствии. Обратимся к Отчету:

В 1866 году экзамены начались 1 декабря и продолжались ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней до 20 декабря в здании консерватории; 21 и 22 Декабря были экзамены приемные, 28 и 29 публичные второго выпуска учеников Консерватории, последние в зале театра Михайловского Дворца. На публичном испытании присутствовали: Августейшая Покровительница Общества Ее Императорское Высочество государыня Великая Княгиня Елена Павловна и Их Императорские Высочества: Государь Великий Князь Константин Николаевич", Государыня Великая Княгиня Александра Иосифовна24, Государыня Великая Княгиня Екатерина Михайловна25 и Принц Ольденбургский26, а также весьма много приглашенных лиц из разных кругов общества и из артистов27.

Первоначально выпускные и приемные экзамены проходили в конце календарного года, а не учебного. Но уже с 1867 года все экзамены были перенесены на май, и вот уже более 150 лет эта традиция сохраняется.

Согласно §18 Высочайше утвержденного Устава Музыкального Училища (консерватории),

...Публичные экзамены были произведены особою Комиссией, под председательством Директора Консерватории, из членов от правительства по назначению Г. Министра Императорского Двора, и Директоров Русского Музыкального Общества.

23 Великий князь Константин Николаевич (1827-1892) — генерал-адмирал, сын российского императора Николая I и Александры Федоровны.

24 Великая княгиня Александра Иосифовна, урожденная Александра Саксен-Альтен-бургская (1830-1911) — эрнестинская принцесса, супруга великого князя Константина Николаевича.

25 Екатерина Михайловна (1827-1894) — дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, внучка Павла I; герцогиня Мекленбург-Стрелиц-кая.

26 Герцог Александр Константин Фридрих (Принц Александр Петрович) Ольденбург-ский (1844-1932) — русский генерал-адъютант, сенатор, член Государственного совета.

27 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 54-55].

Членами от правительства были назначены действительные статские советники: Н. И. Бахметев28, Ф. М. Толстой29 и С. А. Гедеонов30 и Капельмейстеры Императорских Театров К. Н. Лядов, В. М. Качинский и Ф. РиччиЗ1' 32.

По окончании экзаменов были составлены журналы от 29 и 31 декабря 1866 года, представленные на утверждение Августейшей Покровительницы Елены Павловны. В Отчете приводится полный текст выписки из журнала с перечислением выпускников этого года:

а) окончившими полный курс учения и удостоенными диплома на звание свободного художника: Гг. Август Эвертс (фортепиано — профессор Дрейшок), Григорий Маренич (альт — профессор Вейкман), Дмитрий Панов (скрипка — профессор Венявский), Герман Ларош и Ипполит Альтани (теория музыкального сочинения — профессор Заремба) и Г-жи Ольга Еремеева (фортепиано — профессор Герке), Софья Малозе-мова, Олимпиада Спекторская, Анна Добжанская и Любовь Щетинина (фортепиано — профессор Лешетицкий), Матильда Альтани, Екатерина Логинова, Софья Смирягина, Моника Терминская, Мария Тарновская (фортепиано — профессор Рубинштейн) и Аделаида Клемм и Александра Хвостова (пение — профессор Ниссен-Саломан).

б) окончившими курс по своему специальному предмету: Гг. Николай Козель (контрабас — профессор Ферреро), Гектор Пу-ньи 1-й (флейта — профессор Чиарди), Александр Кузнецов (виолончель — адъюнкт Зейферт), Николай Тейх (виолончель — профессор Давыдов), Николай Порошин (гобой — профессор Луфт) и Г-жи Альвина Соколовская (фортепиано — профессор Рубинштейн) Ольга Ушакова, Мария Шмидт, Евгения Екгардт и Эмма Шульц (фортепиано — профессор Дрейшок), Наталья Лейброк (пение — профессор Ниссен-Са-ломан), Лидия Турчанинова, Екатерина Скордулли и Павел Бронников (пение — профессор Репетто) и Николай Брон-ский и Александр Рубец (теория музыкального сочинения — профессор Заремба)33.

28 Николай Иванович Бахметев (1807-1891) — русский композитор и скрипач.

29 Феофил (Теофил) Матвеевич Толстой (1809-1881) — русский музыкальный критик, композитор и писатель.

30 Степан Александрович Гедеонов (1816-1878) — русский историк, драматург, искусствовед.

31 Федерико Риччи (1809-1877) — итальянский композитор.

32 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 28об.-29].

33 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 72-74].

В заключение Августейшая Покровительница собственноручно вручила бывшим ученикам Консерватории «Гг. Петру Чайковскому и Густаву Кроссу» серебряные медали, «присужденные им в дополнение к награде дипломами на звание свободного художника, коих они были удостоены по экзамену 1865 года».

Среди выпускников 1866 года много известных фамилий: здесь будущие музыкальные критики, композиторы, дирижеры, пианисты, организаторы различных музыкальных обществ, и, конечно же, будущие профессора Санкт-Петербургской консерватории.

В эти же годы сложилась и утвердилась традиция, которая и сегодня существует в консерваториях. Имеется в виду состав выпускных экзаменационных комиссий, состоящих из директора Консерватории, назначенной комиссии и приглашенных артистов, имеющих авторитет в области, соответствующей сдаваемому экзамену. Вот как это описывается в Отчете:

Экзамены, как частные, так и публичные производить по каждому предмету особыми комиссиями, состоящими под председательством директора, из преподавателей Консерватории и посторонних артистов, специально знакомых с предметом экзамена. Так как выпускные экзамены на диплом свободного художника должны, на основании устава музыкального училища, быть производимы в присутствии членов от правительства и директоров общества, то испытания по предметам, входящим в программу выпускных экзаменов устраивать так, чтобы те и другие имели, во всякое время, доступ к оным и могли затем, непосредственно после окончания каждого испытания заявлять письменно мнение свое об оном, и в случае несогласия с образом производства экзамена потребовать возобновления оного по их указаниям. Так как по §18 устава музыкального училища, выпускные экзамены должны быть публичные, то к этим экзаменам приглашать и посторонних лиц, интересующихся успехами музыкального искусства в России, в особенности же артистов. Прежнюю же форму публичного испытания, как она была в 1865 и 1866 г[одах], обратить в форму публичного акта, на котором ученики удостоенные диплома на звание Свободного Художника и аттестата, исполняют экзаменные пьесы и всем ученикам, выпускаемым из Консерватории, объявляется содержание журнального постановления относительно выпускного испытания, подписанного прежде акта Директором Консерватории, Членами от Правительства и Директорами Русского Музыкального Общества и утвержденного Августейшею Покровительницею Общества.34

34 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 17-18].

Таким образом, сначала проводился экзамен в присутствии утвержденной комиссии, которая решала вопросы о присуждении дипломов, а уже после принятия решения организовывался общий концерт всех выпускников, где присутствовали представители царской семьи, члены правительства и директор консерватории.

В конце 1867/1868 учебного года концерт состоялся 23 мая в Театральном зале Михайловского дворца. На нем присутствовали те же лица, что и в декабре 1866-го: великие княгини Елена Павловна и Александра Петровна, великий князь Николай Николаевич Старший, принц Петр Георгиевич Ольденбургский, некоторые министры «и многие лица, особо приглашенные Ее Императорским Высочеством Государынею Великою Княгинею Еленою Павловною и Директором Консерватории»^5.

Остальные страницы Отчета посвящены обороту денежных сумм по Русскому музыкальному обществу и по консерватории, но данный материал требует отдельного изучения. Приводятся списки членов РМО по категориям: почетных, действительных, посетителей, исполнителей (музыканты, принимавшие участие в концертах, проводимых РМО); полные списки профессоров и их учащихся. Кроме того, даны программы всех концертов — начиная от музыкальных вечеров адъюнктов и профессоров и заканчивая публичными концертами в присутствии высокопоставленных лиц.

Насыщенная творческая жизнь и блестящий состав выпусков первых лет говорит о том, что Санкт-Петербургская консерватория заявила о себе с момента открытия; первоначальные ее достижения требуют тщательного анализа для понимания причин подобного успеха.

Архивные источники

ЦГИА СПб. Ф. 408. Русское музыкальное общество. Оп. 1. Д. 70. Отчет за полуторагодичный курс 1867/1868 гг. с января 1866 по 1 сентября 1868 г. 93 л.

Список источников

[1] Пузыревский, Саккетти 1914 — Пузыревский А. И., Саккетти Л. А. Очерк пяти-

десятилетия деятельности С.-Петербургской консерватории. Изд. 2-е. Петроград, 1914. 191 с.

[2] 100 лет Ленинградской консерватории — 100 лет Ленинградской консерватории:

исторический очерк. Ленинград: Государственное музыкальное издательство (Музгиз), 1962. 303 с.

35 [ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 70. Л. 19].

References

[1] Puzyrevsky, Alexey I. & Sacchetti, Liveriy A. (1914). Ocherkpyatidesyatiletiya deyatel'nosti

S.-Peterburgskoy konservatorii [An essay on the fiftieth anniversary of the activity of the Saint Petersburg Conservatory]. Ed. 2nd. Petrograd, 191 р. (in Russian).

[2] _ (1962). 100 let Leningradskoy konservatorii: istoricheskiy ocherk [100 years

of the Leningrad Conservatory: a historical essay]. Leningrad: Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo (Muzgiz), 303 р. (in Russian).

Статья поступила в редакцию: 20.09.2021; одобрена после рецензирования: 10.10.2021;

принята к публикации: 15.03.2022. The article was submitted 20.09.2021; approved after reviewing 10.10.2021; accepted for publication 15.03.2022.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.