Научная статья на тему 'Диплом Антона Рубинштейна'

Диплом Антона Рубинштейна Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
366
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ST PETERSBURG CONSERVATORY / А. Г. РУБИНШТЕЙН / A. RUBINSTEIN / ДИПЛОМ СВОБОДНОГО ХУДОЖНИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / УСТАВ / РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / RUSSIAN MUSICAL SOCIETY / ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛЕНА ПАВЛОВНА / GRAND DUCHESS ELENA PAVLOVNA / 'FREE ARTIST' STATUS / CODEX

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеев-борецкий Андрей Александрович

Через пять месяцев после открытия Санкт-Петербургской консерватории ее первый директор Антон Григорьевич Рубинштейн сдал экзамен на звание свободного художника, которое должны были получать все выпускники. Диплом был ему вручен только пять лет спустя, когда на директорском посту его уже сменил Н. И. Заремба. Статья основана на материалах петербургских архивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anton Rubinsteins diploma

Five months after the St Petersburg Conservatory opened, Anton Rubinstein, its first director, passed the examination and received the status of a free artist, the status anyone who successfully completed a conservatory course was entitled to. But the actual diploma was not handed to him until five years later, when he was succeeded as director by Nilolay Zaremba. The article uses material from archives in St Petersburg.

Текст научной работы на тему «Диплом Антона Рубинштейна»

Андрей Алексеев-Борецкий

Диплом

Антона Рубинштейна

Через пять месяцев после открытия Санкт-Петербургской консерватории ее первый директор Антон Григорьевич Рубинштейн сдал экзамен на званме свободного художника, которое должны были получать все выпускники. Диплом был ему вручен только пять лет спустя, когда на директорском посту его уже сменил Н. И. Заремба. Статья основана на материалах петербургских архивов.

Ключевые слова: Санкт-Петербургская консерватория, А. Г. Рубинштейн, диплом свободного художника, музыкальное образование, устав, Русское музыкальное общество, великая княгиня Елена Павловна.

Восьмого сентября 1862 года в столице Российской империи было открыто первое специальное музыкальное училище (консерватория). Выпускники этого учреждения через несколько лет после поступления должны были сдать экзамен в присутствии депутации от правительства и независимой комиссии, так как окончание учебного курса закреплялось дипломом на звание свободного художника со всеми правами, присвоенными этому званию, и в том числе — правом просить о причислении к сословию почетных граждан.

Эти права были зафиксированы в уставе Императорской академии художеств, который послужил образцом для устава музыкального училища, утвержденного 17 октября 1861 года. Именно при Академии художеств Антон Рубинштейн еще в 1852 году хотел открыть музыкальный институт.

Из положения о привилегиях дипломанта следовало, что носящий звание свободного художника, помимо освобождения от воинской повинности, имел право «на основании Всемилостивейше дарованной Академии привилегии пользоваться с потомством его высокою и совершенною свободою и вступать в службу, в какую сам, как свободный художник, пожелает» 1

1 Устав Императорской академии художеств, высочайше утвержденный 30 августа 1859. СПб., 1860.

Эта привилегия была необходима самому Антону Рубинштейну. Без диплома о музыкальном образовании он не мог быть артистом императорских театров. А за отсутствием дворянского звания (Рубинштейн был «сыном купца второй гильдии» 2) испытывал затруднения с выездом за границу (его переживания неоднократно описаны в письмах к матери) и с видом на жительство в Петербурге.

Спустя четыре месяца после открытия консерватории с высочайше утвержденным уставом Рубинштейн подал прошение на имя дирекции Русского музыкального общества об экзамене на звание «свободного художника». Такое же заявление отправил и его учитель А. И. Виллуан.

Дирекция в начале февраля 1863 года перенаправила эти прошения в совет профессоров музыкального училища, прибавив, что господа Рубинштейн и Виллуан к своим прошениям «приложили несколько из своих сочинений. Дирекция... покорнейше просит совет их рассмотреть и по рассмотрении уведомить дирекцию с приложением своего мнения, на какое время пригласить согласно §18 устава членов от правительства» 3.

В уставе 1861 года говорится, что лицо, не обучавшееся в училище, имеет право публично держать экзамен на звание свободного художника. Дополнение к этой статье о порядке сдачи экзамена было рассмотрено лишь в сентябре 1863 года, то есть после сдачи Рубинштейном и Виллуа-ном экзамена, и тогда же внесено в устав, да и то только в рукописном виде. В изданном типографским способом уставе положение появилось лишь в 1878 году.

В этом и состояла сложность: первый экзамен на высокое звание, в только что открывшемся учреждении, когда ни правила, ни порядок проведения экзамена еще не установлены. Было лишь слово самого Рубинштейна на церемонии открытия консерватории: «Правительство предоставило нам право... удостаивать звания личного почетного гражданства и свободного художника тех, кто выдержит строгий экзамен» 4.

Консерватория не относилась к Министерству просвещения, хотя и была институтом образовательным. Она являлась структурой Русского музыкального общества, а так как РМО было концертным учреждением,

2 Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: В 3-х т. Т. 1. Статьи. Книги. Докладные записки. Речи / Сост., текстолог. подготовка, коммент. и вступ. статья Л. А. Баренбойма. М., 1983. С. 87.

3 ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Ед. хр. 58. Л. 2. Благодарю заведующую научно-исследовательским отделом рукописей научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории Тамару Закировну Сквирскую за помощь в работе с архивными материалами и консультации.

4 Речь на открытии Петербургской консерватории // Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: В 3-х т. Т. 1. С. 54.

ОРЕРА № 2 [ 12 ], 2012

8

то находилось, подобно императорским театрам, в ведении Министерства императорского двора; посему и консерватория подчинялась этому министерству.

Девятого февраля 1863 года инспектор консерватории и один из директоров Русского музыкального общества В. А. Кологривов отправил на имя министра императорского двора графа В. Ф. Адлерберга письмо с просьбой о предоставлении депутации от правительства. Адлер-берг, видимо не разобравшись в параграфах устава, определил комиссию из профессорского состава консерватории. В ответ на это постановление дирекция направила письмо с разъяснениями. Был получен новый список, куда вошли капельмейстер императорских театров Федерико Риччи, директор придворной певческой капеллы статский советник Николай Бахметев, инспектор императорских театров Луи Маурер и дирижер оркестра Санкт-Петербургского немецкого театра Эдуард Бетц 5.

Экзамен состоялся 20 февраля 1863 года в Белой зале Демидовского особняка. Кроме перечисленной депутации на экзамене присутствовали граф Матвей Виельгорский (председатель), директора Русского музыкального общества в полном составе (кроме А. Рубинштейна), профессора консерватории Константин Лядов, Джованни Ферреро, Цезарь Чиарди, Антон Герке, Николай Заремба, Федор Лешетицкий, Альберт Цабель, Генрих Венявский, Карл Шуберт, Вильгельм Кранкенгаген и Эр-несто Каваллини. Эти музыканты и составили комиссию для испытания лиц, желающих получить звание свободного художника.

После рассмотрения сочинений Рубинштейна и Виллуана комиссия вынесла решение:

...Принимая во внимание всемирную артистическую известность г. Рубинштейна, и заслуги, оказанные г. Виллуаном по части преподавания фортепианной игры, за что он уже и избран почетным членом Шведской академии музыки, единогласно признали, что гг. Рубинштейн и Виллуан вполне достойны звания свободного художника 6.

Здесь же, в журнале заседания комиссии, великая княгиня Елена Павловна, августейшая покровительница Русского музыкального общества и попечительница консерватории, написала:

5 ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Ед. хр. 58. Л. 5.

6 Там же.

Мне в особенности приятно знать, что первый диплом на звание свободного художника будет украшен именем, с коим связано основание общества и справедливо заслужившим европейскую известность. Утверждаю. ЕЛЕНА 7.

Добавим, что, в отличие от Виллуана, Рубинштейн исполнил и практическую часть экзамена, то есть сыграл концертную программу.

Из рескрипта Елены Павловны следует, что диплом № 1 должен был получить Рубинштейн, однако на деле вышло по-другому. В феврале 1863 года, когда Рубинштейн сдал экзамен, не существовало не только бланка диплома, но даже его проекта.

Составить проект диплома на звание свободного художника для выпускников консерватории, а также для лиц, заслуживающих такого звания, но не обучавшихся в музыкальном учреждении Русского музыкального общества, было поручено теоретику, по первому образованию юристу, Н. И. Зарембе.

Проект диплома многократно менялся, пока наконец не был утвержден в мае 1867 года — четыре года спустя! Эскизы и заготовки были направлены в «экспедицию для заготовления государственных бумаг», и выпуск дипломов консерватории начался. В какой очередности выдавались дипломы выпускникам и какова была процедура, на данный момент не ясно. Однако диплом № 1 достался И. О. Рыбасову.

Рубинштейн получил свой диплом только в декабре 1868 года. И, очевидно, только после письма Н. И. Зарембы, в то время директора Петербургской консерватории, великой княгине Елене Павловне. В этом письме от 25 сентября 1868 года, написанном по-немецки, Заремба пишет:

Антон Рубинштейн должен 6/18 и 10/22 октября играть в Москве на 2 квартетных вечерах. Оттуда, вероятно, он едет в Петербург, и т. к. у него, как это часто бывало, могут быть трудности за границей с его паспортом, я думаю изготовить ему диплом вместе со многими другими неоплаченными дипломами учеников. Так как это скоро должно случиться, и требуется подпись В[ашего] И[мператорского] В[ысочества], то я прошу милостивого изволения послать помянутый диплом в Рагац 8, с тем, чтобы так же получить утверждение В[ашего] И[мператорского] В[ысочества] 9.

7 ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Ед. хр. 58. Л. 7-8.

8 В разгар бархатного сезона Елена Павловна со своей свитой отдыхала в Рагаце.

9 ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Ед. хр. 4. Л. 29-30 об.

ОРЕРА [\ZIUSiCOLOGiCA № 2 [ 12 ], 2012

10

Долгожданный диплом Антон Рубинштейн получил 23 декабря 1868 года. Это диплом для тех, кто не окончил курс консерватории. В нем сказано:

Совет консерватории сим свидетельствует, что артист первого разряда императорских театров Антон Григорьевич Рубинштейн, православного вероисповедания, 33-х лет, 20-го февраля 1863 года был допущен, согласно прошению, к экзамену на звание свободного художника и особою комиссиею экзаменаторов по рассмотрении его музыкальных сочинений и во внимание к его всемирной артистической известности, удостоен, по § 19 высочайше утвержденного устава консерватории, звания свободного художника и утвержден в оном президентом Русского музыкального общества 11-го апреля 1863 года, со всеми присвоенными сему званию правами и преимуществами. В удостоверение чего и выдан ему, Антону Рубинштейну, сей диплом за надлежащим подписанием и с приложением печати консерватории, С.-Петербург 23 декабря 1868 года. Президент Елена. Директор консерватории Н. Заремба. Члены совета: Александр Дрейшок, Антон Герке, Тео. Лешетицкий, В. Кранкенгаген, А. Фаминцын, Л. Ауэр, В. Шуберт, Г. Ниссен-Саломан, И. Зейферт, И. Воячек, Франц Черни, Вурм, Ц. Чиарди... Инспектор консерватории Г. Демидов ю.

Диплом отличается от дипломов выпускников консерватории текстом и оформлением: в верхней части по центру — государственный герб Российской империи, ниже — надпись: «Высочайше утвержденного Русского музыкального общества / С.-Петербургская консерватория / Диплом». В нижней части, по центру, симметрично гербу — знак Русского музыкального общества, в виде лиры с восьмиконечной вифлеемской звездой над нею (мл. 1).

В «Исходящем журнале по выдаче дипломов» 11 диплом Рубинштейна значится за № 26. В графе о получении диплома подпись Рубинштейна отсутствует, хотя Антон Григорьевич находился в это время в Петербурге: 23 декабря, в день выдачи диплома, он давал концерт в зале Дворянского собрания. Можно предположить, что диплом был торжественно вручен Рубинштейну по окончании концерта.

1° Российский институт истории искусств. КР РИИИ Ф. 24. Оп. 3. Ед. хр. 3.

11 ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Ед. хр. 21.

ш

ВЫСОЧАЙШЕ утверждения™ Руссвяго Музывяльняго Общества

&ЖГ'£РШШЯ Я0}]££РВАТ£)М

дипломъ..

ГовЪгь Консерваторы! сюгь свидкте.штвуегь. что артисгь перваго разряда Им нерлторгкн хъ Театровь Антонъ Григ'ормчш'ГЪ Рубинштейн!.. Православна!» п1р»исП1»> вЬдашя. 33-хт. л!гь, 20-го Февраля 1863 года былъ донущенъ. согласно нрошешю. къ экзамену на звамс 1'вободиаго Художника и »собою коммпспею »кзамспаторов-ь. по разсмотрЪши его музыкальных!» сочннсши и во вннмаше гь ого всем1риой артистической известности. удостоеит.. по 55 19 Высочайше утверхдеинаго Устава Консерватор». звашя СВОЬОДНАГО ХУДОЖНИКА п утвержден ь кь оногъ И резидентом!. 1'усскаго Музыкальна!о Общества 11-го АпрЬля 1863 года, со вс1ми присвоенными сену зван!» правами и преимуществами. Въ удосто-в!реи1е чего и выданъ ему. Антону Рубинштейну, сен диилом-ь. за иадлехащим-ь подписашем ь и сь прнлохешемъ печати Консерваторы. С.-Петербургь^С^ембра 1868 года.

о*/н'./ш пит.

3

Э

м < ■ Щ . - ■ —р.

с1С, / < ч ----''л

.....'""* ——г.. -

Ил. 1. Диплом № 26, выданный А. Г. Рубинштейну. Российский институт истории искусств. КРРИИИ Ф Оп. 3. Ед.хр. 3

ОРЕРА [\ZlUSiCOLOGiCA № 2 [ 12 ], 2012

12

В дипломе Рубинштейн назван артистом первого разряда императорских театров. Ни в одном документе пока не удалось обнаружить дату получения им этого звания. Известно лишь, что в 1857 году, чтобы как-то упрочить положение Рубинштейна в Петербурге, великая княгиня Елена Павловна устроила его на должность «чиновника для писем» 12 в Собственную канцелярию. В фонде дирекции императорских театров в Российском государственном историческом архиве дела Рубинштейна обнаружить не удалось.

По получении диплома Рубинштейн беспрепятственно совершил заграничное турне. В январе 1869 года он уже давал концерты в Брюсселе, в 1871-м и 1872-м гастролировал в Австрии, а в 1873-м покорил Америку.

До 1924 года диплом находился в Музее А. Г. Рубинштейна в Санкт-Петербургской консерватории. Вера Александровна Рубинштейн, вдова

Антона Григорьевича, преподнесла его, как и многие другие вещи, связан-

1 ^

ные с именем мужа, в дар музею с указанием «на вечное хранение» . Ныне этот документ находится в кабинете рукописей Российского института истории искусств.

Литература

1. Баренбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: В 2-х т. Т. 1. Л. : Музгиз, 1957. 455 с.

2. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: В 3-х т. Т. 1. Статьи. Книги. Докладные записки. Речи / Сост., текстолог. подготовка, коммент. и вступ. статья Л. А. Барен-бойма. М. : Музыка, 1983. 216 с.

3. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: В 3-х т. Т. 2. Письма (1850-1871) / Сост., текстолог. подготовка, коммент. и вступ. статья Л. А. Баренбойма. М. : Музыка, 1984. 224 с.

4. Устав Императорской академии художеств, высочайше утвержденный 30 августа 1859. СПб., 1860.

12 Рубмнштейн А. Г. Литературное наследие. В 3-х т. Т. 2. Письма (1850-1871) / Сост. Л. А. Баренбойм. М., 1984. С. 83.

13 Проект каталога Музея имени А. Г. Рубинштейна в СПб консерватории, 1900 (машинопись).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.