Научная статья на тему 'Санитарные зоны водопроводов'

Санитарные зоны водопроводов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарные зоны водопроводов»

типа наблюдается в первые два года работы водохранилища, т. е. в период, когда оно не освободилось еще от загрязнений, обусловленных затоплением, являющихся питательной средой для личинок. С другой стороны, ц это время в новом водоеме еще не успевают размножиться естественные враги личинок комара. В связи с этим возникает необходимость в искусственном рыборазведении и устройстве садков для выплода рыбки gambusia affinis.

К мероприятиям по борьбе с малярией, предложенным автором очерка о Ганттской плотине, J. A. le Prince, добавляет еще удержание воды на высоком уровне в зимние месяцы. Инженерные отделы американских гидроэлектрических компаний сочувственно отнеслись к предложенным мерам, так как пренебрежение ими влечет за собой впоследствии значительно большие расходы, чем требуется для борьбы с малярией. Помимо прочего компаниям по постройке плотин приходится встречаться с массовым предъявлением к ним исков со сто,роны населения, пострадавшего от малярии.

Д-р 3. Г. ВОЛЬФССШ

Санитарные зоны водопроводов

Ив Государственного института коммунальной гигиены и санитарии ККЗдрава

РСФСР:

Постановления XVI всероссийского съезда советов в 1955 году по докладу наркома здравоохранения тов. Г. Н. Каминского являются программой работ медико-санитарной организации и научных институтов на ближайший период. В общем комплексе вопросов по санитарному благоустройству особо важное место занимает вопрос о водоснабжении населения и связанный с ним вопрос правильной организации зон санитарной охраны водопроводов. Реализация общего постановления XVI съезда советов о проверке по городам водоснабжения и о принятии мер для коренного улучшения санитарного состояния источников водоснабжения может быть проведена прежде всего на основе правильной организации зон санитарной охраны.

Еще в 1928 г. было издано специальное постановление СНК РСФСР «Об установлении зон санитарной охраны водных источников, служащих для центрального водоснабжения городов, рабочих поселков и других населенных мест». Это постановление обязывало установить зоны санитарной охраны как существующих, так и проектируемых водопроводов и организовать систематический санитарный надзор и лабораторный контроль над всеми источниками водоснабжения и водоочистными сооружениями. Однако, это постановление до сих пор еще слабо проводится в жизнь. Одной из причин этого является отсутствие четко разработанных указаний и научно-обоснованных требований для проектирования зон санитарной водоохраны. В результате на очень большом количестве водопроводов до сих-пор не существует строго установленных охранных зон, а там, где они и установлены, санитарный надзор зачастую недостаточен и необходимые санитарные требования сплошь и рядом не соблюдаются.

'Остальные причины слабого проведения в жизнь этого закона заключаются в недостаточном внимании к этому важнейшему вопросу местных органов санитарного надзора и слабом участии в этом деле научных институтов и местных санитарно-бактериологических лабораторий, в отсутствии достаточно подготовленных кадров санитарных работников — специалистов в данной области. Наконец, в безответственности за установление и соблюдение охранных зон у хозяйственных организаций, эксплоатирующих источники водоснабжения.

Реализация постановления XVI съезда советов о коренном улучшении санитарнбго состояния источников водоснабжения как раз и требует немедленного устанения всех указанных выше причин, являю-щихся^ тормозом на пути к выполнению закона. Органы санитарной инспекции должны повести решительную борьбу за установление зон санитарной охраны. Институты коммунальной гигиены и санитарии, бактериологические институты должны немедленно включиться в эту важнейшую работу и помочь органам санитарного надзора как в методическом, так и в оперативном отношении.

XVI всероссийский съезд советов по докладу Наркомхоза констатировал, «что на основе выполнения директив июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г. и развертывания массового движения трудящихся за социалистическую реконструкцию городов достигнуты большие успехи в перестройке и реконструкции городского хозяйства», в частности «в 43 городах выстроены и реконструированы водопроводы; протяженность водопроводной сети увеличилась на 1 150 км, что позволило поднять душевое потребление воды в 1934 г. более чем на 50,% по сравнению с 1931 годом». По докладу Наркомхоза съезд постановил: «построить в 55 городах водопроводы с протяженностью в 4 500 км, а в 58 городах канализацию с общим протяжением в 3 300 км».

По данным Наркомхоза РСФСР подача воды водопроводами населению составляла:

Таким образом мы видим, что водопроводная сеть растет очень быстро и в течение второй пятилетки охватит новые десятки городов. Это требует от санитарной организации развертывания большой работы по линии саннадзора и участия в проектировании и установ-* лении зон санитарной охраны, тем более, что наряду с ростом потребления воды населением растет и спуск сточных вод и возможность загрязнения водоемов.

В целях лучшей организации всего этого дела Центральный институт коммунальной гигиены и санитарии созвал в 1935 г. всесоюзную научную конференцию по вопросам организации водоснабжения \

В основном докладе конференции (д-р Е. А. Брагин, Центральный институт коммунальной гигиены и санитарии) после общего обзора вопроса, в котором были отмечены коренные недочеты существующего положения вещей, был дан общий проект «Положения» об

1 Полностью постановления конференции опубликованы в «Информационном бюллетене» Центрального института коммунальной гигиены и санитарии в № 3—4 за 1935 г., а тезисы докладов — в № '1^—2 за 19$5 г.

В 1931 г.

» 1932 !>

» 1933 » » 1934 »

407 млн. мз

463 516 567

охранных зонах. Подобно тому как при устройстве водопроводов, канализации и т. д. при составлении проектов обычно руководствуются официально утвержденным «Положением» об этих сооружениях, такой же порядок предлагается ныне и при составлении проектов охранных зон. Это предложение было принято конференцией. Таким путем будет внесен известный порядок в с^мую технику составления зон. В дальнейшем надлежит по предложению докладчика разработать ряд инструкций по отдельным вопросам эксплоатации зон. По этим отдельным вопросам были заслушаны доклады инж. В. А. Лазарева и проф. И. Р. Хецрова, с разных сторон осветивших дело проектирования зон. Интересный вводный доклад о значении охранных зон и о заграничной практике был сделан известным специалистом доктором В. И. Мускат (Рублевский водопровод Москвы).

В основных докладах с мест красной нитью проходили те же указания о несоблюдении постановлений об охранных зонах и о нарушении санитарных требований, об отсутствии подготовленных кадров в области водной санитарии (в краевых и областных органах большей частью нет санинспекторов по водоснабжению), об отсутствии учета зон санитарной охраны и их состояния. Отсутствие единого общесоюзного законодательства по санитарным охранным зонам затрудняет борьбу местных органов санитарного надзора с нарушением санитарных требований, ввиду того что загрязнение водоемов исходит большей частью от крупных промышленных предприятий союзного значения, которые не считаются с требованиями местных органов.

Благодаря недооценке значения охранных зон й несвоевременному проектированию и установлению их (при установке новых водопроводов) порой затрачиваются большие средства, а в ряде мест, особенно на новостройках, источники промышленных и прочих загрязнений оказываются вблизи водозаборных сооружений и санитарная организация стоит перед дилеммой — либо требовать перенесения мест забора воды, либо ликвидации источника загрязнения, т. е. перемещения предприятия.

Вот несколько фактов, характеризующих это положение.

Докладчик из Кузбасса Л р и в а л о в, описывая состояние водоснабжения на Кузнецкстрое — в Сталинске, Ленинске, Прокопьевске и других городах, указал, что водопроводы, возникшие в период напряженного роста этих городов, строились в очень короткий срок, водное хозяйство края осталось неизученным, санитарная организация не проявила достаточной инициативы и настойчивости в проведении охранных зон. В результате создалось такое положение, что установление охранных зон теперь уже не может помочь делу без коренных переустройств и затраты новых больших средств.

Так, Кузнецкий металлургический завод спускает все свои сточные воды в р. Абу. Эти воды, составляющие около 40 млн. ведер в сутки и содержащие фенолы, почти не поддаются очистке. В 150 м выше устья р. Абы выбрано место водозабора для водопровода металлургического завода и для питьевого речного водопровода; эти сооружения оказались ниже и Старого Кузнецка, который расположен отсюда примерно в 4 км. от р. Томи, куда впадает Аба, течение воды имеет скорость около 2 м/сек. и воды из Старого Кузнецка через 3—4 мин. оказываются у места водозабора, самый же г. Сталинск расположен ниже Старого Кузнецка. В Ташкенте (сообщение тов. Сосновского) городской водопровод, первая очередь. которого функционирует с 1031 г., до 1934 г. не имел никакой охранной .зоны. В 300 м выше места водозабора находится парк культуры и отдыха и каждый выходной день после гулянья и купанья число колоний в воде резко увеличивается.

В сообщении из г. ЯТензы указано, что в зоне строгого режима имеется 105 поглощающих колодцев.

В Новосибирске (т. Айзик) имеется три водопровода и никаких охранных зон не существует. Со стороны местных органов трудно получить содействие з этом отношении.

2 Гигиена и санитария, № 4

В Ростове н/Дону (проф. Сергеев) положение о зонах санитарной охраны не освоено. Предпринятая докладчиком научно-исследовательская работа по охранным зонам Северного Кавказа пока успехом не увенчалась: из 28 существующих водопроводов откликнулись только 5.

С другой стороны, когда местные органы санитарного надзора проявляют достаточную настойчивость и имеется консультация санитарных институтов, все же удается достигнуть коренного улучшения в деле оздоровления водоснабжения.

Так например, в Горьком (по сообщению, тов. Эдемского) благодаря умелой работе санитарной инспекции при участии Центрального института коммунальной гигиены и санитарии удалось добиться больших ассигнований на коренные мероприятия по улучшению водоснабжения.

В Свердловске (проф- Шапшев) благодаря энергии местной санитарной организации при проектировании водопровода был своевременно тщательно разработан проект зоны санитарной охраны и изучение всего бассейна питания водопровода было закончено даже раньше, чем был закончен проект самого водопровода.

Такие же интересные сообщения были сделаны по Украине и Донбассу (д-р Пыжев и д-р Берзин). Большая работа проделана в Ленинграде (Иоффе).

В прениях был дан ряд руководящих указаний.

При проектировании зон санитарной водоохраны необходимо тщательно изучать весь комплекс вопросов — санитарных, гидрогеологических, топографических, гидрологических и пр. Широко должно быть поставлено изучение процессов самоочищения водоемов. Изучение вопросов очистки воды не должно противопоставляться организации охранных зон: существующие способы очистки воды пока не гарантируют полной ее стерильности.

Результаты бактериальных анализов в известной степени условны. При оценке качества воды необходимо всегда учитывать весь комплекс санитарных показателей—-химических, бактериологических и пр. Химические показатели иногда могут расходиться с бактериологическими. Важным элементом при решении вопроса о загрязнении и самоочищении водоемов является изучение донных отложений водоемов. Так например, по информации т. Гольденберга из Днепропетровска при изучении санитарного состояния Днепра пришлось исследовать сточные воды промышленных предприятий и городской канализации, и когда исследование воды не давало ясных указаний о характере загрязнения, помогало исследование донных отложений. Эти исследования в частности показали, что влияние металлургических заводов распространяется на определенное расстояние вверх и вниз по течению, в то время как химические и бактериологические исследования таких показаний не давали. В открытых водоемах необходимо учитывать загрязнения от судоходства (нефтяные и прочие судовые нечистоты). Особенно важна увязка проектов зон санитарной охраны с общими наметками по планировке данного населенного пункта. В связи с этим должна быть установлена определенная очередность намечаемых в охранной зоне санитарных мероприятий на ряд лет. Как правило, проекты зон санитарной охраны должны составляться одновременно с проектированием водопроводов. Тщательно должен быть изучен вопрос о возможности промышленного и сельско-хозяйственного использования территории зон водоохраны, ее облесения и т. д. Важным является и вопрос изучения эфективности охранных зон; должен быть поставлен учет снижения эпидемичности в связи с организацией этих зон.

Научные институты коммунальной гигиены должны занять руководящее место в проектировании водопроводных зон и оказывать органам санитарной инспекции необходимое содействие в реализации

постановления XVI съезда советов об изучении водоснабжения. Проекты охранных зон должны вступать в силу только после утверждения их НКЗдравом и его органами на местах.

Конференция, учтя все эти указания, совершенно правильно отметила в своих резолюциях основные дефекты в области санитарной охраны водоснабжения.

«Несмотря на ряд достижений, до настоящего времени санитарная охрана водоснабжения не стоит все же на надлежащей высоте, и установление зон санитарной охраны, несмотря на постановления правительства союзных республик, полностью далеко не выполнены. Имеется еще значительное число водопроводов, где зоны санитарной охраны или совершенно не установлены или их эксплоатация неудовлетворительна. Горсоветы, органы коммунального хозяйства, промышленность и хозяйственные организации вопросам проведения зоны санитарной охраны все еще не уделяют должного внимания и местами даже нарушают и игнорируют постановления по зоне санитарной охраны.

К соблюдению требований по зоне санитарной охраны также «е привлечено внимание широкой советской общественности, и вопросы зоны не поставлены на соответствующих секциях советов.

>Со стороны органов здравоохранения как в центре, так и на местах также не проявлено достаточной инициативы, и до настоящего времени многие постановления съездов санитарных врачей и бактериологов, водопроводных и са-нитарно-технических по этим вопросам не выполнены.

Ни в центре, ни на местах не ведется учета проведения зон санитарной охраны и разрабатываемых проектов зон. •

В разработке проектов зон органы здравоохранения и научно-исследовательские санитарные институты не везде и не всегда принимают участие, а само утверждение проектов проходит помимо местной и Главной санитарной инспекции. Как разработка проектов зон санитарной охраны, так и проведение их в жизнь не обеспечивается достаточными денежными средствами со стороны проектирующих и эксплоатирующих организаций».

Для ликвидации указанных дефектов конференция предлагает принять следующие меры:

1. Надлежит разработать специальное союзное законодательство по охране водных источников и проведению зоны санитарной охраны.

2. Существующее санитарное законодательство по проведению зоны санитарной охраны должно быть пересмотрено, и в него должны быть внесены следующие дополнения: а) обязательность зон санитарной охраны и для сельских водопроводов; б) обязательность составления проектов зон санитарной охраны как для существующих, так и для проектируемых водопроводов; в) запрещение утверждать проекты водоснабжения, не содержащие в себе проекта санитарной охранной зоны; г) обязательность финансирования изысканий нужных для составления проектов зон и их эксплоатации со стороны проектирующих, а также эксплоатирующих организаций; д) обязательность выполнения санитарно-технических и других хозяйственных мероприятий по зоне для всех ведомств и организаций, в том числе для союзной промышленности и транспорта; е) установление водно-санитарной инспекции по зонам санитарной охраны; ж) обязательность утверждения проектов зон санитарной охраны санинспекцией (Краевая и Главная санинспекция).

3. Должна быть разработана методика проектирования и типовой режим эксплоатации зон санитарной охраны (соответствующее поручение дано конференцией Государственному институту коммунальной гигиены в Москве).

4. Должно быть издано Положение по проектированию зон, правила и инструкции по проведению и эксплоатации зоны санитарной охраны (Главная санинспекция).

5. Санитарно-просветительная работа по охранным зонам должна быть направлена на привлечение самого населения к активной охране источников почвы от загрязнения. К участию в санпросветительной

работе здравотделов должны быть привлечены также и органы НКХоза, НКПроса, НКЗема, профсоюзы, комсомол, секции здравоохранения районных и городских советов, РОСК и т. д.

6. Одновременно необходимо проработать вопросы об обеспечении и других мер надлежащей охраны и артскважин и открытых водоемов, в частности и в порядке мер ПВО (Союзная санинспекция). Вместе с тем* необходимо разработать инструкции и по санитарно-техническому контролю за эксплоатацией сооружений по водоснабжению (центральные институты и госсанинспекция).

7. Необходимо поставить широкое изучение режима вновь создаваемых крупных водохранилищ и особенно изучение процесса цветения в них, сосредоточив означенные работы в ряде институтов и организуя это дело через бюро по очистке питьевых вод при АКХ.

8. Необходимо поставить вопрос о собирании конкретных материалов о деятельности охранных зон на местах с обращением особого внимания на положительные результаты их эксплоатации и санитарных мероприятий в охранных зонах, а также установить через госсанинспекцию и Центральный институт коммунальной гигиены и санитарии систематический учет существующих охранных зон (регистрация, учет деятельности и пр.).

9. Обратить внимание транспортных хозорганизаций на настоятельную необходимость скорейшего введения зон санитарной охраны в первую очередь при наиболее крупных ж.-д. водопроводах, а также на узловых и крупных сортировочных станциях.

С. Ш. ДОБРОВСКАЯ, ф. Р. ПАЙКИНА (Днепропетровск)

К вопросу о применении сернистой кислоты для консервирования растительных пищевых

продуктов'

Из пищевого отдела (зав. проф. Донич) Санитарного бактериологического института -(дир. Л. А. Вир) городской госсанинспекции

Консервирующие вещества с давних пор имеют широкое распространение в плодоовощной и других отраслях пищевой промышленности. Применение некоторых из них, каковы соль, сахар, уксус и др., которые являются одновременно вкусовым средством, не встречает никаких возражений со стороны гигиенистов. Но среди консервантов видное место занимают химические вещества— антисептики (салициловая, сернистая, бензойная кислоты и друг.), являющиеся посторонними для организма человека элементами.

За последние годы Ученым медицинским советом Наркомздрава РСФСР разрешено временно применение некоторых антисептических средств для консервирования растительных продуктов. Из . них наиболее широкое распространение получила сернистая кислота, которая применяется и как консервирующее вещество и как средство для придания продукту соответствующей окраски. Между тем сернистая кислота является не только веществом посторонним для животного организма, но и далеко не безвредным, как это доказано опытами над животными (Leibin и Kallman, Wiley, Charrington, Kionka, Schulz и др.) и

1 Доложено на Днепропетровском областном совещании санитарно-пищевой организации 19.IV. 1935.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.