Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
УДК 349.6 ББК 67.407
DOI 10.24411/2312-0444-2018-10053
САНИТАРНЫЕ ИЛИ НЕЗАКОННЫЕ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
Актуальные вопросы права и практики
Дмитрий Николаевич МУХЛЫНИН,
старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» E-mail: muhlynin78@mail.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.06 — земельное право;
природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
Аннотация. Автором в статье исследуются правовые и организационные проблемы выявления и пресечения незаконных рубок лесных насаждений, которые преступники пытаются «легализовать» и представить санитарными рубками деревьев. На основе анализа примеров из судебной практики, данных статистики и отчетных материалов природоохранных министерств и ведомств делается вывод о комплексности и многоаспектности выявленной проблемы; предлагаются правовые варианты преодоления проблем.
Ключевые слова: незаконные рубки лесных насаждений, санитарные рубки, лесники, правоохранительные органы.
Annotation. The author of the article studies the legal and organizational problems of detection and suppression of illegal logging of forest plantations, which criminals are trying to «legalize» and present sanitary tree felling. Based on the analysis of examples from judicial practice, statistics and reporting materials of environmental ministries and departments, the conclusion is made about the complexity and diversity of the identified problem, as well as legal options to overcome the problems.
Keywords: illegal logging of forest plantations, sanitary logging, foresters, law enforcement agencies.
Термин «санитарная рубка» в Лесном кодексе Российской Федерации (далее — ЛК РФ) не употребляется, хотя в ряде статей упоминаются мероприятия, в частности рубки, направленные на ликвидацию погибших или поврежденных деревьев, осуществляемые в санитарно-оздоровительных целях. Так, в п. 1 ст. 60.7. ЛК РФ говорится о мероприятиях, направленных на предупреждение распространения вредных организмов, и это: «са-нитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе рубка погибших и поврежденных лесных насаждений»1.
Искомый термин «санитарная рубка» мы все же находим в российском законодательстве,
например, в Приказе Минприроды России от 12 сентября 2016 г. № 470 «Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов», в п. 20 которого говорится, что во избежание распространения инфекции сплошные и выборочные санитарные рубки следует проводить преимущественно в зимний период, а в п. 25 Приказа устанавливаются два вида рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, которые проводятся в форме сплошной (для погибших и поврежденных насаждений) и выборочной (для поврежденных насаждений) санитарной рубки2.
№ 3/2018
Напомним, что Российская Федерация является мировым лидером по площади лесов — 1184,1 млн га, или 20% от общей площади лесов мира3.
По данным официального сайта Союза лесоводов Санкт-Петербурга (Е. Юричев), проблема сплошных санитарных рубок не нова, и если в 2005 г. сплошные санитарные рубки были проведены, например, в Вологодской области на площади всего 181 га, то в 2014 г. — уже на площади 7,1 тыс. га, а в 2015 г. — на площади 8,7 тыс. га, т.е. в 2015 г. каждый десятый кубометр заготовленной в области древесины обязан своим происхождением сплошным санитарным рубкам4.
Правоохранительным органам удается выявлять подобного рода преступления, когда правонарушители под видом санитарных рубок совершают незаконную рубку лесных насаждений.
Например, 21 июля 2016 г. ИА «СеверИн-форм» опубликовало сообщение о том, что следственным отделом по городу Вологда Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области возбуждено уголовное дело в отношении члена Общественной палаты Российской Федерации от Вологодской области, члена Общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии РФ Бориса Ханчаляна, который подозревался в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество) в особо крупном размере.
По версии следствия подозреваемый предложил вологодскому предпринимателю оказать помощь в заключении с одним из лесхозов договора на санитарную рубку древесины. За такую «помощь» общественник попросил вознаграждение в размере 2,8 млн руб. При этом полномочий на оказание таких услуг у злоумышленника не было5.
По данным Е. Юричева, в Вологодской области сигналы о массовой вырубке лучших участков леса под видом сплошных санитарных рубок поступали и раньше. По его мнению, существует две причины такого внушительного роста объемов санитарных рубок. К первой причине аналитик относит сильно переоцененные запасы древесины в лесах Вологодчины, в значительной мере имеющиеся лишь на бумагах Росреестра и некоторых других организаций. Вторая причина заключается в исключении из региональных органов государственной власти в нарушение п. 3 «Правил санитарной безопасности в лесах» специальной собственной лесо-патологической службы и появление вместо нее многочисленных ООО, которые готовы признать
требующим срочной санитарной рубки любое приглянувшееся лесопользователю насаждение.
Схема, по которой работают «черные лесорубы», например на Дальнем Востоке, также достаточно проста. Бригада граждан с бензопилами выходит в лес, обычно недалеко от дорог или населенных пунктов, и рубят деревья. Далее стволы попадают на лесозаготовительный пункт, откуда доставляются на ближайшую железнодорожную станцию, где нелегальная древесина грузится в вагоны и чаще всего движется в сторону государственной границы с -Китаем, который в последние годы стал основным потребителем российского леса. Китай сейчас озабочен вопросами собственной экологии, в стране практически запрещена вырубка лесов, реализуется программа по их восстановлению. Нехватку древесного сырья компенсирует Россия.
Только по официальным данным, 64% — это почти 13 млн куб. м легально произведенной в 2016 г. в России древесины — было поставлено на экспорт в Китай6.
Существует еще одна криминальная схема, часто встречаемая в следственной практике: «предприниматели» вступают в преступный сговор с фитопатологами-специалистами, которые имеют право выписывать заключение о гибели или болезни лесных насаждений. Официальное заключение дает возможность «фирме» через санитарные рубки заготавливать лес практически любой категории, вне зависимости от его защищенности. Такие преступные схемы реализуются даже в некоторых особо охраняемых природных территориях, зонах и заповедниках. В большинстве случаев лес, отданный под «санитаров», вырубается не полностью. «Заготовителей» интересуют в основном дорогие породы деревьев, причем только наиболее ценные нижние части стволов, все остальное оставляют прямо на делянках7.
По данным отчета Минприроды России о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2015 г., объем древесины, заготовленной в результате незаконных рубок, выявленных в лесах, расположенных на землях лесного фонда страны, в 2015 г. составил 1,2 млн куб. м, общее число нарушений лесного законодательства в 2015 г. составило 48,7 тыс. случаев, сумма причиненного ущерба — 11 874 млн руб.8.
Данные, представленные Счетной палаты РФ, являющейся высшим органом внешнего государственного аудита, свидетельствуют о том, что за пять лет общий запас древесины в Рос-
№ 3/2018
сии снизился на 231 млн куб. м, однако Федеральное агентство лесного хозяйства РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений, не согласно с этими выводами9.
На сайте Счетной палаты РФ 11 января 2017 г. опубликована статья «СП недосчиталась лесников. «Известия», из которой можно узнать, что на 1 января 2016 г. ущерб от незаконных рубок леса составил 11 874 млн руб.10.
О том, что агрегированный учет лесных ресурсов нуждается в совершенствовании, свидетельствует факт отсутствия достоверных сводных данных о таких ресурсах.
Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее — Лес ЕГАИС) является наиболее востребованной и активно развивающейся информационной системой учета природных ресурсов в настоящее время.
Как сообщает Минприроды в отчете «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году», в 2015 г. впервые с 2012 г. благодаря введению Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней удалось достичь снижения объема незаконных рубок лесных насаждений на 8% и сократить ущерб на 20%11.
В настоящее время ведомствами проводится работа по совершенствованию системы ЕГАИС. Так, планируется включение в систему материалов первичной обработки древесины, но доступность и открытость данных для граждан является очень актуальной проблемой и требует ускоренного разрешения.
Согласно отчету Минприроды РФ «О состоянии и использовании лесов Российской федерации за 2015 год» «дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов в 2015 году проведены на общей площади 153,3 млн га в 73 субъектах Российской Федерации на территории 508 лесни-
честв»12.
Катастрофические масштабы воровства леса (не так давно Россию сравнили с Камеруном по объему нелегальных вырубок) были бы невозможны, если бы не было двух составляющих: зарабатывающих на этом чиновниках, вплоть до руководства регионов, и спроса на продукцию «черных лесорубов». Расхищению «зеленого золота» на Дальнем Востоке также способствует повальная безработица местного населения.
Преступные попытки выдать незаконную рубку лесных насаждений за «санитарные» рубки часто удаются правонарушителям. Однако дело не только в этом. Данная проблема представляется комплексной, налицо сложность социально-экономической обстановки в регионах, неэффективность функционирования и коррумпированность властных структур, несовершенство нормативной правовой базы. Кроме того, противостоять организованной лесной преступности могут только наделенные специальными полномочиями созданные подразделения полиции — экологическая полиция13.
Глава Минприроды РФ Д. Кобылкин отметил: «Развитие эффективной системы лесопользования — одна из приоритетных задач, которую ставит перед Министерством Президент РФ». По его словам, одно из главных направлений работы Министерства — обеспечение высокого качества и темпов восстановления лесов; сейчас показатели искусственного лесовосста-новления составляют ежегодно около 20% от объема заготовки древесины.
Государство вводит в законодательство принцип полного (100%) восстановления лесов, в том числе при рубках леса в рамках инфраструктурных проектов. Соответствующий законопроект о компенсационном лесовосстановлении уже внесен в Государственную Думу РФ.
1 Лесной кодекс РФ: Федеральный закон от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
2 Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов: Приказ Минприроды России от 12.09.2016 г. № 470 (зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2017 г. № 45199) // URL: http: // www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71456224/#ixzz51c4M4GNr (Дата обращения: 25.07.2018)
3 Доклад Председателя Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П. Николаева «Природные ресурсы: эффективность и контроль». Апрель 2017 г. С. 63 // URL: http://komitet3 1.test.km.duma.gov.ru/upload/ site49/document_news/000/264/228/doklad.pdf\ (Дата обращения: 22.07.2018)
4 Юричев Е. / Офиц. сайт Союза лесоводов Санкт-Петербурга // URL: http://forstmeisterspb.org/blog19656 (Дата обращения: 25.06.2018)
5 Офиц. сайт Минприроды РФ // URL: http:// www.mnr.gov.ru/press/news/glava_ minprirody_ rossii_i_ predsedа-telkomiteta_gosdumy_poprirodnym_ resur-sam_sobstvennosti_i_zemelny/01 (Дата обращения: 15.06.2018)
6 Хисанов Р. Топор лесной войны // URL: http:// www.novayagazeta.ru/articles/2018/02/18/75550-topor-lesnoy-voyny (Дата обращения: 03.08.2018)
№ 3/2018
7 Там же.
8 Доклад о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2015 год Минприроды // URL:http:// www.mnr.gov.ru/press/news/glava_minprirody_ rossii_i_predsedatel_komiteta_gosdumy_po_ prirod-nym_resursam_sobstvennosti_i_zemelny/01 (Дата обращения: 19.07.2018)
9 http://www.ach.gov.ru/press_center/publications-in-mass-media/29182
10 Доклад Председателя Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П. Николаева...
11 Там же.
12 Там же.
13 Мухлынина М.М. Перспективы создания экологической полиции в Российской Федерации как специализированного правоохранительного органа // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. № 3 (17). С. 159—162.
Библиографический список
1. Лесной кодекс РФ: Федеральный закон от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
2. Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов: Приказ Минприроды России от 12.09.2016 г. № 470 (зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2017 г. № 45199) // URL: http: // www.garant.ru/products/ipo/prime/
doc/71456224/#ixzz51c4M4GNr (Дата обращения: 25.07.2018)
3. Доклад о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2015 год Минприроды // URL:http://www.mnr.gov.ru/press/ news/glava_minprirody_rossii_i_predsedatel_ komiteta_gosdum y_po_prirodnym_ resursam_ sobstvennosti_i_zemelny/01 (Дата обращения: 19.07.2018)
4. Доклад Председателя Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П. Николаева «Природные ресурсы: эффективность и контроль». Апрель 2017 г. С. 63 // URL: http:// komitet3 1.test.km.duma.gov.ru/upload/site49/ document_news/000/264/228/doklad.pdf\ (Дата обращения: 22.07.2018)
5. Офиц. сайт ЕГАИС лес // URL: http:// egais-site.ru/les/ (Дата обращения: 01.08.2018)
6. Мухлынина М.М. Перспективы создания экологической полиции в Российской Федерации как специализированного правоохранительного органа // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. № 3 (17). С. 159—162.
7. Хисанов Р. Топор лесной войны // URL: http://www.novayagazeta.ru/articles/2018/02/ 18/75550-topor-lesnoy-voyny (Дата обращения: 03.08.2018)
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеэкономическая деятельность. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / Под ред. В.Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 303 с.
Раскрываются основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Рассмотрены вопросы организации ВЭД предприятия, в том числе организационно-правовые и экономические аспекты выбора иностранного партнера, качество ВЭД предприятия, валют-но-финансовые отношения предприятий с зарубежными партнерами, вопросы страхования.
Особое внимание уделяется основам составления и исполнения внешнеторговых контрактов и их документационному обеспечению, внешнеторговым операциям по передаче результатов интеллектуальной собственности, арендным операциям в ВЭД.
Для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления, преподавателей экономических вузов.
№ 3/2018