Научная статья на тему 'Санитарногигиенические недочеты яслей и детского сада в Ашхабаде'

Санитарногигиенические недочеты яслей и детского сада в Ашхабаде Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарногигиенические недочеты яслей и детского сада в Ашхабаде»

Бюллетень

выполнения профилактических прививок по.........области

на......... 1939 г.

Название районов Брюшной, тиф Остальные прививки

план выполнение °/о выполнения занимаемое место

вивок, отмечаются и премируются лучшие работники, указываются отстающие районы. Такие приказы стимулируют улучшение работы.

В краткой стать© нельзя охватить полностью все мероприятия, проводимые областной санитарной организацией в области прививочной работы, поэтому мы остановились лишь на отдельных моментах, играющих существенную роль.

К сожалению, в периодической печати мало освещается положительный опыт санитарных организаций союзных республик и проведение практической работы, а это крайне необходимо.

Инж. Ф. В. МОЛЧАНОВ (Ашхабад)

Санитарно- гигиенические недочеты яслей и детского сада в Ашхабаде

Из санитарно-гигиенической лаборатории НКЗдрава Туркменской ССР

В целях изучения соответствия норм для проектирования детских садов (ОСТ 8217) и детских яслей (ОСТ 8274) в условиях высоких температур Туркменской ССР нами были выбраны 2 объекта: детсад № 4 и ясли № 21, в которых нами производились соответствующие наблюдения.

Участок, отводимый под детский сад, должен быть озеленен не менее чем на 70%. В смете на строительство надо' учитывать расходы на ирригацию и озеленение, ибо голое здание, торчащее среди улиц, в условиях Туркменской ССР не является благоприятным" для пребывания детей.

В действительности же ряд детских садов в Ашхабаде, построенных. по московским проектам, не имеет площадок для игр и спортивных упражнений, сада, цветника, живого уголка, зеленых насаждений, дорожек, площадок для воздушных, водяных и солнечных процедур и отдельного хозяйственного двора.

§ 12 ОСТ, воспрещающий посадку деревьев перед окнами детсада, надо для Туркмении отменить.

Веранды должны быть утепленными; летом их следует защищать занавесями и озеленять вьющимися растениями. Утепленные веранды можно использовать в период дождей и в зимнее время для пребывания детей.

Высота помещений, где находятся дети, должна4 быть не менее 4 м (во 2-м этаже). В Туркмении детские сады желательно строить в виде

Ж

одноэтажных павильонов среди зелени. Не рекомендуется ориентировка детских комнат на запад.

Для освещения помещений достаточны минимальные нормы светового коэфициента (Vio—Vs). Особое внимание следует уделить одностороннему и сквозному проветриванию комнат. Сквозняки со скоростью движения воздуха больше 40 см в секунду должны быть исключены.

В основные строительные нормы по проектированию яслей необходимо внести следующие изменения для Туркменской республики.

Перед окнами яслей обязательно должны быть зеленые насаждения, а § 15 ОСТ запрещает это, повидимому, ориентируясь на среднюю и северную части СССР. Зеленая крона осенью, весной и летом в Турк- » мет и и только смягчает яркость света и инсоляцию, а зимой голые ветви деревьев почти не дают теми.

§ 16 и 17 норм, с одной стороны, указывают на недопустимость зам1-кнутости двора, а с другой — не разрешают возводить на участке никаких построек, кроме здания яслей. В Ашхабаде отсутствие изгороди по границам ясельного участка и соседних домов создает общую с ним дворовую площадь, на которой находятся уборные, мусорные ямы и кучи, сарайчики, сушится на веревках белье и т. д.

Необходимо делать вокруг участка яслей живую изгородь из кустарников. Зелеными же кустарниковыми посадками можно разделять участок на отдельные дворики: хозяйственный, для прогулок, цветник и т. п.

В Ашхабаде под ясли не отведены участки вблизи садов и зеленых насаждений (§ 5) и здания яслей стоят поперек закрываемых по планировке улиц. Защитных зеленых зон шириной 15 mi (§ 6) в Ашхабаде не имеется.

Горсовет должен предложить садово-ирригационному управлению Горкомхоза разбить вокруг яслей зеленые посадки из расчета 150 м2 на каждую группу (ОСТ 8274). Так как участки детских яслей не имеют точных границ (изгородей), то построенные здания располагаются в непосредственной близости от своих помойных ям, несовершенных уборных и т. п. В яслях нет ледника и погреба, что в местных условиях является существенным пробелом. Прачечную и кухню следует устраивать в отдельном павильоне, учитывая трудность проведения канализа-" ции в подвалах и необходимость предохранения помещений, где находятся дети, от всяких запахов.

Высота помещений в детских яслях (§ 33) во избежание действия лучистой энергии от перегрева кровли и в целях обеспечения нормального содержания СОг должна быть не менее 4 м во 2-м этаже и 3,5 м в 1-м этаже. Желательно располагать ясли в одноэтажных зданиях (павильонах) внутренней высотой не менее 4 м. Веранды выгодно делать отапливаемыми и утепленными, из кирпича, чтобы их можно было использовать зимой; для защиты стен от перегрева солнцем> в них следует делать воздушные прослойки и асбестовые прокладки. Летом утепленные веранды при наличии занавесей будут меньше прогреваться. » Необходимо учитывать особо неблагоприятный микроклимат комнат, выходящих на запад. После 3 часов жара в этих комнатах летом! становится невыносимой, доходя до 42,5°, и без кондиционирующих установок она не может быть уменьшена до допустимого максимума (26°). Можно смягчить температуру внутренних помещений здания путем! устройства вокруг него теплых веранд, кроме северной стороны. Веранды не должны заменять комнат для занятий, столовых и спален.

Детский сад № 4, где мы проводили свои наблюдения, расположен прямо на закрываемой по проекту планировки улице, лишенной зелени. До жилых домов и грязных хозяйственных построек (уборных, свинарников, сорных ям|) от здания детсада всего лишь 10—15 м. Необходимо расширить двор сада до размеров 100 X50 м = 500 mí-=0,5 га. Участок

осваивается постепенно; в первые годы детям приходится ходить в городские скверы. Из прочих недостатков надо отметить отсутствие раздаточной и кухни, шлюза и кладовой. Дети забегают в кухню через открытые двери за хлебом! и для мытья рук над раковиной. Топки печек выходят непосредственно в групповые комнаты.

Размер земельного участка яслей должен быть установлен из расчета 50 м2 на 1 ребенка, или на 200 ребят 50 X 200== 1 000 м2 (1 га). В действительности же он меньше, да и эта площадь не освоена: нет зелени, площадок для игр, изгороди. Хозяйственный двор не отделен от площадок, где играют дети, и им приходится глотать пыль от въезжающих во двор автомобилей. Возникает опасность попадания детишек под колеса автомашин, так как очерченного полотна дороги или проезда во дворах не имеется. На чистом дворе постоянно развешено белье, выставлены на солнце горшки, кроватки и т, п. Общего решения фасада зданий яслей и окружающих строек не имеется. Некоторые здания яслей (№ 21 и др.) построены, как и детсады, посредине закрываемых по проекту планировки улиц и торчат одиноко без двора и зелени. * Из сейсмических соображений и в целях борьбы с быстрым перегревом стены первых этажей детсадов и яслей надо класть в 2у2 кирпича, вторых этажей — в 2 кирпича. Окраска наружных стен должна /быть палевая или светлозеленая. Беседки, навесы, трельяжи и зонты легко и недорого можно делать из вьющихся растений и винограда.

Средние минимальные и максимальные температуры в детском саду и яслях № 21 в 1939 г. приведены в следующей таблице.

Месяц, Температура

Место наблюдений дата сред- 1 мини-! маль- максималь-

няя ная ная

Детский сад в Ашхабаде

Нижняя восточная веранда ..... 9.У — И.У 20,2° 19,0° 26,5°

Верхняя восточная веранда ..... 9.У — 11". V 23:0° 19,0° 29,5°

Спальня, перенесенная 11 .V" в игро-

вую на север (низ. младшая группа, П.У — 19,5°

23 человека) .......... 19 .V 23,5° 30,0°

Спальня, перенесенная с веранды на-

верху в игровую с ориентацией на 14У — 19.У 25,6° 23,0°

север ............. 32,0°

Ясли, 1-й этаж.......... 14. V — 19. V 25,1° 21,0° 30,5°

Ясли, 2-й этаж.......... 15. V — 19.У 25,4° 22,0° 31,0°

Детский сад, нижний этаж..... 10. VII - -30. VII 32.2° 27,0° 37°

Детский сад, верхний этаж..... плш- -31.УН 26.5° 21,0° 40°

Детские ясли, нижний этаж .... Ю.УП- -30. VII 30.7° 23,5° 35,6°

Детские ясли, верхний этаж . . . . 10. VII- -30. VII 32,1° 25,0° 42,5°(23.УП)

Детский сад, нижний этаж..... 20.У1И — 25. VIII 27,35° 27,0° 27,5°

Детский -сад, нижний этаж.....1 16.УШ — 25.VIII 27,5° 21,0° 32,0°

Детский сад, верхний этаж : . . . . 16 VIII — 25. VIII 26,1° 17,7° 37,3°

Графики среднесуточного хода температуры в июле и августе 1939 г. по 4 точкам' приведены на рис. 1 и 2. Они показывают рост температур к концу дня. Вторая половина дня в летнее время по температурным условиям менее благоприятна для пребывания детей, чем первая.

Надо отметить, что в верхних этажах, как правило, более жарко, чем в нижних. Так, в июле в детских яслях в спальне нижнего этажа максимальная температура была 36,5°, а верхнего — 42,5°, т. е. выше на 6,9°.

Посадка новых и сохранение старых деревьев с высокой кроной,

наряду с устройством маркиз на окнах верхнего этажа, являются в Ашхабаде мероприятиями обязательными.

Особое внимание надо уделить проветриванию комнат в условиях Туркмении, где летом наружная температура очень .высока и ветры очень слабы, знойны (суховей) или совсем отсутствуют. Большое количество уличной пыли (до 30 мг на 1 м3) еще более ухудшает обмен комнатного воздуха. Задача усиления вентиляционного эффекта про-

с" 300

го'

10°

июль 1939 г.

1час

7 час

13 час.

Рис. 1. 1—ясли, верхний этаж; 2—детсад, верхний этаж; 3—ясли, нижний этаж,

4— детсад, нижний этаж

ветривания является здесь довольно сложной и требует специального изучения. ,

Зимой температура в игровых и спальнях западной ориентации в обоих этажах была около 15°. Спальни, ориентированные на север и за-

оо-с

го°-

ю'

аВгуст 1939 г

1 час

13 час.

--3 и

19 час

Рис, 2. 1 — ясли, верхний этаж; 2— детсад, верхний этаж; 3 — ясли, нижний этаж;,

4—детсад, нижний этаж

пад (угловые), имели температуру ниже 15°. Отчасти это объясняется слишком большой площадью окон — 15 м2 при площади пола 40 м2. Выше уже было сказано, что в Туркменской ССР требуется площадь окон по минимальной норме (1/ю—1/в).

Разницы в температурах по этажам зимой не отмечалось.

Печи распределены неравномерно: в маленькой приемной 2 печи, а в угловых спальнях — по одной.

Стены веранд надо делать в 2 кирпича, а не деревянные, как теперь, да еще со сквозными щелями. В'ысоту помещений 1-го этажа можно принимать и для зимнего режима, как уже было сказано, по минимальной норме, 2-го — не менее 4 м.

По средним нормам! расчет детской группы населения в процентах ко всему населению Ашхабада характеризуется следующими цифрами:

Детей ясельного возраста (0—2 года) . 7°/»

Дошкольников (3—1 лет)......7,Зр/о

Школьников (8 —11 лет)......8,7%

Радиус обслуживания яслей . . . 250—300 м

Радиус обслуживания детских садов 350—400 м ;

Из расчета ожидаемого населения Ашхабада в 225 ООО жителей яс-

225 ООО . 7

лями должно быть охвачено-------= 15 750 детей и детса-

100

225 000. 7,3

дам«-----—= 16 425 детей. Следовательно, для яслей по-

100

требуется 15 750 : 20.0 = 80 зданий и для детсадов 16 452:100= 164 здания.

Если считать среднюю плотность в Ашхабаде на 1 га 200 человек и квартал в 4 га, то малышей будет на 4 квартала, или на 1 здание яслей, 4 X [7°/о (4 X 200)] = 224. Здание детсада, рассчитанное на обслуживание 2 кварталов, должно вместить 2 X [7,3% X (200.4)] =117 детей.

Приведенные расчеты имеют в виду 100% охват детей. Такое большое количество зданий в Ашхабаде и еще большее во всей Туркмении- требует тщательно проработанных проектов. Было бы Еполне своевременным объявить конкурс на проекты яслей и детских садов для климатических условий Туркменской ССР.

Д-р И. И. БОРОХОВИЧ (Ростов-на-Дону)

Школьное строительство в Ростове-^а-Доеу и Ростовской области

Право на образование граждан Советской страны и введение всеобщего обязательного обучения повлекли за собой гигантское строительство школ в нашей стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22.11.1935 г. «О строительстве школ в городах» были установлены 3 основных типа школ: на 880, 400 и 280 учащихся, и даны принципиальные указания об общей кубатуре школьного здания, основных и подсобных помещениях, их площади и емкости классов (40 учеников).

Строительство школ должно производиться по типовым проектам, составленным на основе этого постановления.

Использование школьных площадей под классы должно было быть повышено с 35 до 60—■ 65% при кубатуре на 1 ученика в 16,5 mi3 в средней школе на 880 учащихся, 17,7 мг3 в неполной средней школе на 440 человек и 17,5 м3 в неполной однокомплектной средней школе на 280 детей (для мелких городов, больших рабочих поселков и районных центров).

Типовой проект, п , нашему мнению, должен удовлетворять следующим требованиям:

1) дать вполне рациональную и компактную планировку школьного здания, свободную от излишеств в площади по неклассным помещениям, при соблюдении установленных норм площадей классных и других учебных помещений;

2) обеспечить правильную ориентацию классных помещений;

3) допускать легкую связь с земельным участком без значительных перепланировок и конструктивных изменений;

4) обеспечить правильную организацию учебного процесса в школе;

5) достигнуть максимальной эффективности капиталовложений;

6) соблюсти основные требования школьной гигиены, -предъявляемые к современному школьному зданию.

0

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.