УДК 614
В.В. Номогоева, Л.М. Плеханова
САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОРЬБА ЗА «НОВЫЙ БЫТ» В БУРЯТИИ В 1920-30-Е ГОДЫ
Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)
В статье дана характеристика санитарного состояния и быта населения Бурятии в условиях политической, экономической, социальной и. культурной трансформации, в 1920—30 годы, показаны трудности санитарной культуры, населения в эти годы, а также перспективы, санитарнопросветительной работы, на врачебном, участке, методы, и. формы, ее реализации.
Ключевые слова: санитарное просвещение, санитарная культура, трансформация общества, «новый быт»
SANITARY EDUCATiON AND STRUGGLE FOR «A NEW LiFE» iN BURYATiYA iN 1920-30 YEARS
V.V. Nomogoeva, A.M. Plekhanova
Buryat State University, Ulan-Ude
In the article the characteristic of a sanitary condition and life of the population of Buryatiya under conditions of political, economic, social and. cultural transformation in 1920—30th is given, difficulties of sanitary culture of the population, these years, and. also prospects of sanitary-educational work on a medical site, methods and. forms of its realization, are shown.
Key words: sanitary education, sanitary culture, transformation of a society, «a new life»
В Бурятии переустройство быта на новый лад составляло сложную и трудную задачу культурного строительства. Преобразования в быту осуществляются более медленно, чем экономические и социальные. Обычаи быта были особенно устойчивы и живучи в связи с традиционностью общества.
У бурят и эвенков преобладало в основном развитие традиционного типа хозяйства и культуры на основе полукочевого и кочевого скотоводства, когда производство во многих отношениях было неотделимо от домашнего быта и в значительной степени сохранялись патриархальные традиции, обычаи, нравы и привычки.
Русское население Бурятии в рассматриваемое время подвергалось социальной структуризации по индустриальному типу хозяйства и культуры: постепенно увеличивается промышленный рабочий класс, растет городское население, хотя в целом продолжает преобладать сельское население, занятое преимущественно земледелием, скотоводством и подсобными промыслами. При этом необходимо отметить существование в составе русского населения этнических групп, таких как семейские, с преобладанием в быту традиционного консерватизма.
На первом съезде Советов Бурят-Монгольской АССР (6 — 12 декабря 1923 г.) в отчетном докладе Революционного Комитета БМАССР его председатель М.Н. Ербанов отметил: «В отношении состояния народного здравия наша республика находится в катастрофическом положении. Отсутствие в должном размере медицинских учреждений, средств на их оборудование, темнота и косность населения есть общие объективные условия, не дающие в должном размере развернуть деятельность Наркомздраву. Большинство населе-
ния, особенно семейское крестьянство и буряты, находятся в кабале у разного рода шарлатанов, знахарей и лам».
Нарком здравоохранения А.Т. Трубачеев поставил конкретные практические задачи, которые надо решать: «Состояние здоровья населения Бурреспублики в целом и в большей степени зависит от невежественности, малокультурности и абсолютной санитарной безграмотности. Если санитарным просвещением нам удастся разрешить этот ужасный санитарный быт сельских граждан, если мы каждому такому гражданину сумеем втолковать и дадим осознать все необходимое для сохранения его здоровья, то мы сможем с уверенностью сказать, что в деле оздоровления населения мы сделали больше, чем постройка целой сети лечебных учреждений».
Важнейшая роль в деле «окультуривания масс» принадлежала санитарной пропаганде. Форпостом санитарного просвещения в СССР в 1920 — 30 годы были Дома санитарного просвещения, подведомственные Наркомздраву. Большая работа была проведена передвижным врачебно-обследовательским отрядом Российского общества Красного Креста (РОКК) и Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Медицинские работники отряда, не ограничиваясь стационарным лечением больных, оказывали медицинскую помощь и непосредственно на стойбищах эвенков. Например, сотрудниками РОККа в Баунтовской тайге с 15 июня 1925 г. по 15 января 1926 г. было совершено 120 выездов на стойбища эвенков из поселка Баунт. Врачи, кроме профилактики и лечения, вели также огромную разъяснительную работу среди населения по элементарным вопросам гигиены и санитарии.
Санитарное состояние (жилищное, коммунальное, школьное водоснабжение и т.д.) как в городе, так и на периферии находилось в безотрадном состоянии. В санитарной характеристике областного города Верхнеудинска этого периода необходимо отметить крайне затянувшийся жилищный кризис и коммунальную неблагоустроенность. Жилая обеспеченность на человека составляла 3,7 м2. Не было ассенизационного обоза и хотя бы примитивной канализации, вследствие чего более половины нечистот из города не удалялись. Загрязнялась почва. Городское население не было обеспечено чистой питьевой водой. Г ород страдал от наносных песков. Зеленая площадь была недостаточной. Существовавшая коммунальная баня удовлетворяла не свыше 25 % населения. Постройка новой бани затягивалась.
Антисанитарное состояние города, в особенности жилищный кризис, грозили тяжелыми последствиями в связи с уплотнением (прибывающими рабочими и наплывом учащихся по подготовке кадров). Эта угроза была вполне реальна, т.к. город практически не выходил из полосы эпидемий. Следовало иметь в виду, что начинался приток бурятской молодежи, легко подвергающейся заболеванию туберкулезом в условиях города. Необходимы были срочные меры в отношении усиления жилищного строительства, чтобы ослабить опасность заболеваний туберкулезом.
В сельских местностях имелся ряд районов, где очень остро стоял вопрос с водоснабжением, например: Агинский, Аларский, Еравнинский. Жилищные условия отличаются чрезвычайной пестротой, на-
чиная от шалашей горных тунгусов и кочевых юрт восточных бурят до крестьянской избы. В массе своей жилища не были пригодны для проживания.
Наркомздрав республики и его санэпидотделы с первых дней своего существования стали считать профилактику и борьбу с острозаразными и социальными болезнями одной из важнейших задач медицинской службы республики.
В инструкции по реализации плана санитарнопросветительной работы на врачебном участке основными формами ее проведения предлагались: 1) проведение лекций и бесед; 2) организация вечеров вопросов и ответов; 3) выпуск стенгазет; 4) оборудование выставок и уголков здоровья в амбулаториях, избах-читальнях и красных уголках; 5) организация кружков санитарной грамоты и первой помощи; 6) организация конкурсов и соревнований на лучшее проведение санитарнопросветительной работы; 7) организация декадников чистоты и борьбы с заразными болезнями, участие в культ- и санпоходах. Примерная тематика предлагаемых бесед: «Как бороться с сыпным тифом», «Чистота и здоровье», «Какую пользу приносят предохранительные прививки», «Насекомые — враги человека», «Что такое санминимум и как он проводится». Проведение санитарнопросветительной и профилактической работы находилось под постоянным контролем Бурнаркомз-драва. Сюда поступали сведения с мест, например в Верхнеудинском районе за июнь 1932 г. было проведено докладов — 2, бесед — 2, выставок — 2, занятий в кружках — 10, лекций — 5, вечеров вопросов и ответов — 10, обследований по жилищно-
Таблица 1
Санитарно-просветительная и профилактическая работа в районах республики в 1932 г.
Районы Лекции и беседы Сан. кружки Вечера вопросов и ответов Сан. постановки
1. Аларский 50 10 3 2
2. Боханский 50 10 3 2
3. Кабанский 30 7 1 1
4. В-Удинский 60 12 3 2
5. Мухоршибирский 30 10 2 1
6. Агинский 45 10 1 1
7. Баргузинский 25 10 1 1
8. Баунтовский 10 1 - -
9. Еравнинский 30 7 1 1
10. Кяхтинский 60 10 2 2
11. Закаменский 30 5 1 1
12. С-Байкальский 10 1 - -
13. Селенгинский 50 10 3 1
14. Тункинский 35 10 3 1
15. Хоринский 50 10 1 2
16. Эхирит-Булагатский 40 10 1 2
Итого 605 133 28 20
коммунальному надзору — 2, пищевых предприятий — 4, источников водоснабжений — 1, яслей
— 11. Всего за 1932 г. по республике был проведен следующий объем санитарно-просветительной и профилактической работы (табл. 1).
Наряду с санитарно-просветительной работой проводились профилактические мероприятия по борьбе с эпидемиями. В этом направлении в плане, утвержденном на заседании чрезвычайной комиссии от 11.11.32 по Селенгинскому аймаку предусматривалось:
1. Устроить бани и вошебойки в каждом колхозе, сельсовете, племхозе, новостройках и на пунктах проезжих дорог. Срок выполнения 5 дней. Отв. — председатели сельсоветов и колхозов.
2. Во всех колхозах и других местах, где будут выстроены жаровые камеры, выделить особых лиц (дезинфекторов для работы в вошебойках). Отв. — председатели сельсоветов и колхозов.
3. Провести специальное эпидемическое совещание с председателями сельсоветов и председателями колхозов.
Вопросы формирования нового быта занимали значительную часть в культурно-просветительной работе. В деревне и улусе основным ее проводником являлась изба-читальня. Под влиянием ее работы начинают развиваться новые формы быта, красные свадьбы, происходит уменьшение калымов и т.д. В отдельных деревнях и улусах замечаются новые развлечения, красные вечеринки, постановки, новые игры, такие как шахматы и футбол.
В работе избы-читальни большую роль уделяли работе с молодежью. В 1927 г. Наркомпрос БМАССР обследовал 8 изб-читален Боханского и Верхнеудинского аймаков. Было отмечено, «что неплохо поставлено это дело в Осинской избе-читальне, где избач сумел организовать досуг молодежи, так, что некогда хулиганское село Оса стало спокойным селом. Избач ввел форму — посиделки, при которой, часть избы-читальни была предоставлена девушкам, для совместного выполнения работы по рукоделию. Они работают, поют, охотно слушают чтения или рассказы. Сюда же приходят парни играть в шашки, шахматы. Так формируется коллектив слушателей. В других избах-читальнях это дело поставлено слабо. Каждый вечер они заполнены народом, который избачи не могут занять делом. В избах-читальнях отсутствуют настольные игры. Избяной актив и сам избач сидят где-нибудь в другой комнате и выходят только тогда, когда надо «навести порядок, чтобы не шумели». Вечеринки, организуемые в избах-читальнях, проводятся без подготовки, актив превращается в простых зрителей, и она проходит скучно или принимает характер обычных деревенских вечерок».
Советские праздники, проведение которых становится все более популярным, начинают постепенно влиять на население. Обследование Нар-компросом БМАССР политико-просветительных учреждений в Агинском аймаке показало следующее: «В Харашибирской избе-читальне в ходе проведения Октябрьских торжеств 7 ноября было
устроено торжественное собрание, на котором присутствовало 150 человек. Женщины пришли в праздничных костюмах. В дни празднования была устроена столовая для собравшейся публики. Были также устроены пешие бега. Всем присутствующим на празднике были вручены подарки конфетами в честь Октябрьской революции».
В деревнях и улусах в честь революционных праздников советскими и партийными учреждениями и организациями устраиваются демонстрации, в которых активное участие принимает население.
Одним из основных направлений деятельности избы-читальни являлась работа по санитарному просвещению. В проведении бесед, докладов, лекций принимают участие местные медицинские силы. Помимо этого практикуются художественные постановки и агитсуды. В письменном отчете инспектор по политпросвету Боханского аймака сообщает: «за отчетное время по аймаку проведено 29 санбесед, 21 доклад, 6 агитпостановок и агитсу-дов, 4 санитарных выставки. Большинство бесед и докладов были проведены по вопросам Охраны материнства и младенчества, о туберкулезе, о венерических заболеваниях с демонстрацией плакатов «Борьба с сифилисом», «Борьба с калымом», «Борьба с шаманизмом», которые были отправлены на места по линии Буручкома».
В переходе на новый быт очень важную роль играло женское движение. Массовой формой организации женщин стали делегатские собрания, большую роль играла индивидуальная агитация. В районах с кочевым и полукочевым населением был введен передвижной метод работы женорганиза-торов, создавались передвижные красные юрты и дома буряток.
В июле 1926 г. были введены в качестве опыта в двух аймаках (Агинском и Хоринском) кочевые организаторы, которые проводили разъездную работу, проводили беседы, собрания, вели работу среди женщин, которая сопровождалась мероприятиями практической помощи — по домоводству, санитарии, гигиене. Опыт их работы дал положительный результат. Поэтому, в ноябре 1926 г. всех хошорганизаторов среди женщин в кочевых районах, к которым относилось 6 аймаков, перевели в кочевые организаторы. Кроме того, окончивших 3-месячные курсы буряток-восточниц, в количестве 10 человек назначили кочевыми организаторами в качестве практикантов.
Работа кочевого организатора заключалась в оказании практической помощи в области сельского хозяйства, домоводства. Они работали в течение 6 месяцев, на этой работе использовались в основном курсантки различных образовательных учреждений. Ими проводилась работа в форме бесед по программе делегатского собрания и по определенной программе по домоводству, куда входило обучение практической работе — выпечка хлеба, стирка белья, уход за детьми, уборка жилища, гигиена тела, мытье посуды, беседы по животноводству и т.д.
В 1927 г. были организованы передвижные женские красные юрты в Хоринском, Агинском,
Верхнеудинском и Троицкосавском аймаках. 15 июня 1927 г. в Агинском аймаке для более систематической и углубленной работы среди женщин был организован «Дом бурятки».
Кроме названных форм работы применялись и другие — делегатские собрания и улусные районные массовые женские собрания, красные поляны, а также
— индивидуальная агитация — беседы по юртам.
Основной задачей красных женских юрт являлся охват воспитательной работой отсталых слоев кочевниц, через наиболее приспособленные формы и методы работы, которые соответствовали передвижному характеру жизни кочевого населения. Работа ее строилась на проведении мероприятий практической помощи (демонстрация работы швейной машины, сепаратора, выпечка хлеба в русской печи, стирка белья, медконсультация). Обучение женщин в красной юрте практическим навыкам являлось основой освещения роли той практической работы в юрте в деле переустройства улуса на новых началах.
Средства на содержание юрт в основном шли из госбюджета по линии Главполитпросвета. Так, в 1927 — 28 гг. финансирование трех красных юрт было проведено по госбюджету, только Хоринская юрта была проведена по областному бюджету. Штаты юрт состоят из двух работников — заведующей юртой и медработника (зав. медконсультацией). Что касается оборудования, то Агинская имеет собственную войлочную, другие нанимают у населения за неимением в продаже. В юртах поставлены русские печи, примитивные прачечные, швейные машинки, сепаратор, медицинские предметы для проведения консультаций. При Агинской и Верх-неудинской юртах организованы детские ясли.
Форму систематической и стационарной работы среди женщин кочевого населения приобрели «Дома бурятки». Так в Агинском аймаке были организованы опытные 4-месячные курсы на 20 человек с объемом 300 ч. Основными предметами являлись — естествознание (сельскохозяйственное и животноводческое хозяйство), обществоведение, санитария и гигиена, математика, география. Преподавателями являются местные учителя и курсанты Бурпедтехникума и Рабфака. Занятия проводятся исключительно на родном языке. Кроме учебных занятий проводится и клубная работа, организованы кружки домоводства, ликвидации неграмотности, пения, юридическо-бытовые, рукоделия.
Особую форму работы в среде женского кочевого населения приобрело проведение делегатских собраний, программа которых была рассчитана на проведение 7 — 9 бесед. Делегатские собрания были созданы при всех комячейках в кочевых районах. Кочевые условия проживания создавали трудности для усвоения программы, однако в совокупности с другими формами просвещения делегатские собрания решали определенные задачи.
Шестой съезд Советов БМАССР, открывшийся 22 декабря 1934 г., подводя итоги роста здравоохранения за 10 лет существования республики, отметил, что благодаря успешному развитию медико-
санитарного дела было достигнуто значительное улучшение санитарного состояния населения. Об этом свидетельствовало снижение детских инфекционных болезней, трахомы, туберкулеза и значительное улучшение показателей естественного движения населения. Если в 1924 г. рождаемость бурятского населения составляла 16,4 на 1000 человек, то к 1934 г. она повысилась до 31. Естественный прирост населения за этот период увеличился с 3,7 до 15,5 на 1000 человек.
В течение 1935 — 36 гг. предполагалось обеспечить все аймаки санитарными инспекторами, форсировать строительство бань, дезокамер и дезопро-пускников на каждом предприятии, в совхозе, МТС и колхозе. Наркомздраву предлагалось усилить борьбу с социальными болезнями, точнее их профилактику и повысить санитарную культуру населения. Подготовку санитарных инспекторов-уполномоченных намечалось производить из самих трудящихся, и, прежде всего колхозников. На борьбу за повышение санитарной культуры необходимо было мобилизовать прежде всего сельскую и улусную общественность. Во время культпохода в июне 1935 г. ведущей формой стал месячник санитарии. В аймаках, селах и улусах работой руководили созданные санитарные штабы. В ходе месячника проверялась деятельность социально-бытовых секций сельских, сомонных и булучных Советов. Во многих аймаках закладывались сады и палисадники, строились спортивные сооружения и площадки. В отсталых аймаках в быт внедрялись современные предметы санитарии и гигиены, строились бани, уборные и т.д.
Для проверки санитарного состояния сел и улусов, полевых станов и ферм, дворов и квартир колхозников создавались отряды «легкой санитарной кавалерии». Медицинские работники и активисты санитарных бригад обучали колхозниц навыкам личной и домашней санитарии и гигиены. Организовывались пионерские лагеря, летние и детские площадки. Значительной была работа комсомольцев и пионеров.
Санитарно-просветительная работа среди трудящихся велась санитарными уполномоченными в колхозах и МТС. Успех санитарно-гигиенического просвещения населения напрямую зависел от фронтального участия в этой работе всех учреждений культуры. Проблемы здравоохранения широко освещались в печати. Например, в газете «Бурят-Монгольская правда» публиковались статьи: «Задачи медработников в посевной 1936 года», «Больница без врача», «Районная кумысолечебница» и т.д.
Разносторонняя оздоровительная и санитарнопросветительная работа среди населения Бурятии, проведенная медицинскими работниками, всей общественностью к концу 1930-х годов дала значительные результаты. В постановке дела здравоохранения республика вышла на уровень средних показателей по РСФСР. Резко была снижена смертность, заметно сократилась заболеваемость социально опасными болезнями, повысилась рождаемость, особенно коренного населения.