Научная статья на тему 'Институциональные аспекты государственной политики по вовлечению женщин в общественно-политическую деятельность в условиях национального региона (на примере бурят-монгольской АССР)'

Институциональные аспекты государственной политики по вовлечению женщин в общественно-политическую деятельность в условиях национального региона (на примере бурят-монгольской АССР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИИ / PUBLIC POLICY / SOCIAL AND POLITICAL ACTIVITY / WOMEN PARTICIPATION IN THE SOCIAL AND POLITICAL LIFE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тармаханов Ефрем Егорович, Бадмацыренова Елизавета Леонидовна

Статья посвящена изучению советской государственной политики по вовлечению женщин Бурят-Монгольской АССР в общественно-политическую деятельность. В работе рассматриваются особенности институциональной эволюции государственной политики. Автор анализирует основные институциональные механизмы советской государственной и партийной политики по вовлечению женщин, их особенности в условиях национального региона. Основное внимание уделяется исследованию адаптации форм работы с женским населением в различных этнокультурных средах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тармаханов Ефрем Егорович, Бадмацыренова Елизавета Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Institutional Aspects of the Soviet Governmental Policy of Women Involving into Social and Political Activity in Conditions of the Ethnic Region (on the Example of Buryat-Mongolian Assr )

This paper is devoted to the problems of the women social and political participation in Soviet Buryat-Mongolia. It concerns evolution of the public governmental policy approaches and problems of its counting in such an ethnic region as Buryatia. The author analyzes all the main institutional mechanisms of the Soviet governmental and the CPSU policy towards the women social and political participation in Buryat-Mongolian ASSR. The author points out the main institutional forms of public policy work with the women concerning different ethnic social environments.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты государственной политики по вовлечению женщин в общественно-политическую деятельность в условиях национального региона (на примере бурят-монгольской АССР)»

С внедрением новой домашней техники - керосиновых кухонь, машин стиральных, швейных, для начинки колбас, чистки ножей, мясорубок, морожениц; появлением новых методов ухода за домом и вещами, обработки и приготовления пищи рационализуется и удешевляется сам процесс ведения домашнего хозяйства.

ного мира горожанина только проникает в Забайкалье, затрагивая определенные категории граждан, и напрямую зависит от их материальной состоятельности. Большинство городских жителей, окружая себя привычными предметами, часто кустарных промыслов, ведет традиционный образ жизни, в который лишь изредка попадают вещи промышленного производства.

Однако трансформация вещно-предмет-

Список источников и литературы

1. Вся торгово-промышленная Россия: [Адресная книга]. Киев: Т-во Л. М. Фиш, 1913. 2961 стб. III: Торгово-промышленный отдел.

2. Города России в 1904 г. СПб.: ЦСК МВД, 1906. 907 с.

3. Города России в 1910 г. СПб.: ЦСК МВД, 1914. 1200 с.

4. Забайкальская новь. 1909. 21 янв.

5. Забайкальские областные ведомости. 1890. 6 июня.

6. Забайкальские областные ведомости. 1891. 11 окт.

7. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 333. Оп.1. Д. 36.

8. ГАЗК. Ф. Р-1661. Оп. 1. Д. 4, т.1.

9. ГАЗК. Ф. Р-1661. Оп. 1. Д. 4, т.2.

10. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 102, IV ДП, 1913, д. 21, ч. 7.

11. Музей истории Бурятии им. М. Н. Хангалова. ОФ 12567 (3).

12. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ), ф.111, оп.1, д.126.

13. Нарб. Ф.111. Оп. 1. Д.28.

14. Нарб. Ф. 261. Оп. 1. Д.45.

15. Нарб. Ф. Р-294. Оп. 1. Д. 42.

16. Нарб. Ф. Р-294. Оп. 1. Д. 60.

17. Нарб. Ф.337. Оп. 1. Д. 6064.

18. Нарб. Ф. Р-1778. Оп. 1. Д. 1.

19. Нарб. Ф. Р-1778. Оп. 1. Д. 6.

20. Нарб. Ф. Р-1778. Оп. 1. Д. 33.

21. Нарб. Ф. Р-1778. Оп. 1. Д. 35, записная книжка № 6.

22. Попов И. И. Минувшее и пережитое. Воспоминания за 50 лет. Л.: Колос, 1924. Ч. 2: Сибирь и эмиграция.

23. Талько-Грынцевич Ю. Д. Сибирские страницы жизни. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. 96 с.

24. Шиловский М. В. Жилищные условия интеллигенции Сибири XIX - XX вв. [Электронный ресурс] / М. В. Шиловский // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Четвертые научные чтения памяти профессора А. П. Бородавкина. Барнаул, 2003. ЦГКЬ: http://new.hist.asu. ru/biblio/borod4/index.htmI (дата обращения: 12. 02. 2010).

институциональные аспекты государственной политики по вовлечению женщин в общественно-политическую деятельность в условиях национального региона (на примере бурят-монгольской АССР)

Статья посвящена изучению советской государственной политики по вовлечению женщин Бурят-Монгольской АССР в общественно-политическую деятельность. В работе рассматриваются особенности институциональной эволюции государственной политики. Автор анализирует основные институциональные механизмы советской государственной и партийной политики по вовлечению женщин, их особенности в условиях национального региона. Основное внимание уделяется исследованию адаптации форм работы с женским населением в различных этнокультурных средах.

УДК 323 (571.54)

Т 206

ББК 66.74 (2 Рос.Бур)

Е. Е. Тармаханов, Е. Л. Бадмацыренова

г. Улан-Удэ

Ключевые слова: государственная политика, общественно-политическая деятельность, участие женщин в общественной жизни республики Бурятии.

Ye. Ye. Tarmakhanov, Ye. L. Badmatsyrenova

Ulan-Ude

The Institutional Aspects of the Soviet Governmental Policy of Women Involving into Social and Political Activity in Conditions of the Ethnic Region (on the Example of Buryat-Mongolian ASSR)

This paper is devoted to the problems of the women social and political participation in Soviet Buryat-Mongolia. It concerns evolution of the public governmental policy approaches and problems of its counting in such an ethnic region as Buryatia.

The author analyzes all the main institutional mechanisms of the Soviet governmental and the CPSU policy towards the women social and political participation in Buryat-Mongolian ASSR. The author points out the main institutional forms of public policy work with the women concern-

ing different ethnic social environments.

Keywords: public policy, social and political political life of the Republic of Buryatia.

Опыт советской государственной политики по вовлечению женщин в общественнополитическую деятельность является одним из наиболее удачных примеров политической мобилизации. Возникновение и развитие социалистической модели стало одной из альтернатив капиталистической модернизации. Формирование общества современного типа в Советском Союзе характеризовалось рядом особенностей, обусловленных спецификой исторического развития, многоукладным и поликультурным характером общественного устройства. Определяющим же фактором стала модернизационная политика государства, опирающаяся на коммунистическую идеологию. Обобщенная цель этой политики состояла в превращении отсталой аграрной страны полупериферии, по терминологии И. Валлерстайна, в индустриально развитое социалистическое государство центра, причем модернизация - как условие построения общества современного типа - подразумевала индустриализацию, экономический рост, возрастание социальной мобильности и политическое участие. В Советском Союзе модернизация социальной мобильности и политического участия протекала в жестко институционализированных рамках партийной организации.

Настоящая работа направлена на изучение периода становления советской государственной политики по вовлечению женщин в общественно-политическую деятельность, поскольку именно в 20-30-е гг. ХХ в. были разработаны важнейшие механизмы ее реализации. Вовлечение российских женщин в общественно-политическую и экономическую жизнь страны стало одним из приори-

activity, women participation in the social and

тетных направлений модернизационной государственной и партийной политики с первых лет установления советской власти. Пристальное внимание к решению «женского вопроса» было обусловлено, прежде всего, необходимостью повышения легитимности нового политического режима, формирования устойчивой массовой базы, причем активизации этого направления государственной политики во многом способствовало массовое эмансипаторское женское движение, весьма последовательно поддерживающее преобразования первых лет советской власти.

Кроме того, женщины как социальнодемографическая общность в начале ХХ в. обладали весьма высоким общественнополитическим и экономическим потенциалом, использовавшимся в дореволюционный период крайне малоэффективно, в то время как в советский период можно наблюдать широкое вовлечение женщин в решение наиболее острых социальных, политических и особенно экономических проблем модернизации советского общества.

Решение задач вовлечения женщин в общественно-политическую деятельность и формирование институционализированных форм современного гражданского политического участия в условиях полиэтнического и многоукладного общества сталкивалось с необходимостью ломки традиционных механизмов участия женщин. Формирование нового типа «советской женщины» идеологами рассматривалось как один из этапов построения коммунистического общества. Для периода становления советской государственной политики характерна установка на пересмотр традиционных ценностей общества

и формирование новых, социалистических, включая личную жизнь граждан, воспитание подрастающего поколения и семейнобытовую сферу.

Для решения многочисленных вопросов нужно было создать специальные аппараты управления по работе среди женщин. I Всероссийский съезд работниц, состоявшийся в ноябре 1918 г., наметил организационные принципы и формы, которые легли в основу всей дальнейшей работы партийно-советских органов среди работниц и крестьянок, положил начало планомерной работе партии среди женщин [13, с. 62].

В 1919 г. руководство работой среди женщин было возложено на специально созданные органы - женотделы, идейными вдохновителями которых были А. Коллонтай, И. Арманд. Основными задачами женотделов являлось: 1) распространение влияния партии среди как можно большего числа работниц и крестьянок, просвещение их относительно политики Советского государства; 2) вовлечение этих женщин в партию, профсоюзы, кооперативы и советы; 3) способствование строительству ясель, общественных столовых, поскольку они были необходимы для освобождения женщин от домашнего труда [1, с. 359-360]. Значение этого органа в процессе вовлечения женского населения в государственное советское строительство в двадцатые годы трудно переоценить. Причем особо проявилась его роль в национальных регионах Советской России, где вовлечение женщин шло одновременно с процессом установления советской власти.

Особенности работы среди женского населения в Бурятии определялись, прежде всего, необходимостью адаптации ее механизмов к существенным различиям между этническими группами русских, бурят, эвенков. С точки зрения работы с женским населением, особое значение представляют различия этих этнических групп в уровне вовлечения женщин в общественно-политическую и экономическую деятельность; уровне освоения европейской (русской) культуры, различий в хозяйственно-бытовой сфере, а также в социальной и политической организации локальных групп. Так, например, бурятский этнос характеризовался внутренней дифференциацией на субэтнические группы, во многом воспроизводящей архаичные родоплеменные структуры, законсервированные царской администрацией посредством Степных дум. К началу двадцатого века западные

буряты были более подвержены русификаторскому ассимиляционному воздействию, что проявилось в том числе и в конфессиональных различиях между прибайкальскими и забайкальскими субэтническими группами бурят. Также весьма существенным было различие между западными и восточными бурятами по уровню европейского (русского) образования. Однако наиболее важным представляется более глубокое проникновение новых социально-экономических тенденций развития общества западных бурят в виде капиталистических отношений, имущественной дифференциации, что в значительной степени определило более высокую долю их участия в большевистской организации, а затем и в партийных и советских органах. Именно западные буряты во многом стали кадровым источником советского строительства в республике, особенно на начальном периоде.

При Бурят-Монгольском обкоме РКП (б) женотдел был создан в марте 1922 г., во главе с Марией Сагадаровой. Уже на первом заседании 10 марта 1922 года были обсуждены вопросы организационного характера о комплектовании и укреплении аймачных женотделов, о подготовке кадров женоргани-заторов [5, с. 14]. Именно с этого момента начинается систематическая работа среди женского населения республики по вовлечению их в новую советскую жизнь.

В инструкциях женотдела по работе с женским населением в его составе выделялось четыре группы: 1) группа русских и западнобурятских работниц и крестьянок; 2) семей-ские женщины; 3) «женщины-восточницы». В 1925 г. при ЦИКе БМАССР был создан Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера), в задачу которого входило проведение работ среди туземных женщин Севера [4, с. 63].

Деятельность отдела работниц Бурят-Монгольского обкома РКП (б) в течение всего периода работы выражалась в проведении следующих мероприятий: 1) организация и проведение конференций и съездов беспартийных женщин; 2) работа делегатских собраний; 3) работа по вовлечению женщин в профсоюз; 4) привлечение женщин в кооперацию; 5) работа в комиссиях по охране материнства и детства; 6) борьба с женской безработицей; 7) борьба с проституцией; 8) участие в работе различных комиссий и кампаний. Женотделы на протяжении 20-х гг. старались привлекать женщин к дея-

тельности добровольных обществ, к активному участию в кампаниях перевыборов советов, праздновании общероссийских и республиканских праздников: Международного дня солидарности трудящихся, дня Великой Октябрьской социалистической революции, Международного женского дня [7, л. 2-5].

Наиболее распространенной и массовой формой работы среди женщин крестьянок и работниц стали делегатские собрания, они рассматривались как главная форма партийной работы среди политически отсталых женщин в период перехода от капитализма к социализму. Целью работы было создание с помощью системы политического воспитания передового активного слоя работниц и крестьянок, который являлся бы источником пополнения партии и всех отраслей строительства советского государства. Делегатка должна была получить знания по политграмоте, познакомиться с работой советских органов власти и на месте поделиться полученными знаниями. Стать делегаткой можно было только один раз, что позволяло охватить большое число женщин, не состоящих в партии. В 1923 г. было организовано 41 делегатское собрание с участием 945 делегаток, а в 1925-1926 гг. уже 120 собраний с охватом 2295 женщин [2, с. 34].

Однако эффективным методом вовлечения женщин собрания являлись в основном для городов и райцентров. Среди кочевого бурятского и эвенкийского населения собрания не давали результатов, требовались другие механизмы охвата женского населения. Так были разработаны кочевые формы работы среди женщин республики [10, л. 241].

В Хоринском и Агинском аймаках впервые начали работу кочевые организаторы, разъезжавшие по улусам. Там они проводили агитацию советской власти, причем через мероприятия практической помощи, на основе культурно-показательной работы в сельском хозяйстве, домоводстве и т. д. К ноябрю 1926 г. уже все хошорганизаторы были переведены на кочевые формы работы [6, л. 66-69].

Также высокую эффективность продемонстрировали передвижные «красные юрты», которые начали свою работу в 1927 г. В их штат входили заведующая юртой и патронажная сестра. В республике их насчитывалось более десяти - в Хоринском, Селенгинском, Агинском, Верхнеудинском, Баргузинском и Баунтовском районах [8, л. 8]. В этих юртах в свое время работали В. Егорова, А. Барлукова, Е. Халтанова,

О. Баранникова, Т. Никотеева, М. Рампилова и др. [3, с. 114-115]. Женщины занимались в кружках по охране материнства и младенчества, по ликвидации неграмотности, учились основам ведения хозяйства и санитарногигиеническим правилам. В результате работы красных юрт была ликвидирована неграмотность значительной части населения, повысился уровень политического и бытового сознания местного населения. Работали они от трех до семи месяцев. Деятельность в основном была рассчитана на привлечение наибольшего числа женщин местного коренного населения с помощью проведения мероприятий практической помощи. При юртах работали кружки, открывались медицинские консультации [11, л. 128-129].

Особенную актуальность красные юрты приобретают в северных районнах республики, местах расселения эвенкийского населения. Организация передвижных юрт давала возможность проводить реальную работу по поднятию культурного уровня тунгусских женщин, внедрению навыков санитарии и гигиены и оздоровлению быта [4, с. 64].

В июне 1927 г. в Агинском аймаке был организован первый Дом бурятки, его заведующей была назначена А. Д. Далбаева. Основной задачей являлось привитие элементарных практических культурных навыков по поднятию животноводства, сельского хозяйства, по улучшению ведения домашнего хозяйства, приобретение гигиенических и санитарных навыков, ликвидация неграмотности. При Домах бурятки организовывались четырехмесячные курсы «Школы кройки и шитья», кружки ликбеза, в которые постепенно втягивалось все большее число женщин-буряток. После окончания курса обучения выпускниц Дома бурятки направляли заведовать избами-читальнями, которые к тому времени были открыты повсеместно. При избах-читальнях организовывались красные уголки крестьянки-бурятки, где находилась специальная литература на бурятском языке [12, л. 1-15].

Таким образом, советская государственная и партийная политика по вовлечению женщин в общественно-политическую деятельность в национальных республиках имела ряд особенностей. Наличие многонационального населения, традиционность общества, низкая грамотность, разбросанность территории и отсутствие крупных промышленных центров в условиях становления политического режима выступили основными факторами форми-

рования особого направления государственной политики в отношении женщин Бурят-Монголии. Так, женотделы в Бурят-Монголии стали действенным инструментом политики Советского государства по организации работы с женским населением, выступили важным механизмом повышения легитимности режима. Разнообразие форм и методов работы с женским населением обусловило высокую эффективность деятельности женотделов по повышению политической активности жен-шин и вовлечению их в новые общественно-

политические институты, причем в институциональных условиях советского режима важным явилось и то, что женотделы выполняли не только функцию трансляции коммунистической идеологии, но и представляли собой своеобразный регулятор политических отношений. Существенно, что итогом реализации мероприятий советского государства явилось реальное улучшение качества жизни женщин, массовое повышение уровня их образования, изменение их социально-политического положения в целом.

Список литературы

1. Бакли М. Политика большевиков и женотделы в 1920-х годах // Гендерная реконструкция политических систем. СПб.: Алетейя, 2004. С. 355-380.

2. Бартанова А. А. Женщины Советской Бурят-Монголии. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1952. 120 с.

3. Вампилова А. С. Первые культурные очаги // Женщины Советской Бурятии. Улан-Удэ.: Бур. кн. изд-во, 1969. С. 110-118.

4. Доржеева В. В. Изменение положения эвенкийских женщин в обществе в середине ХГХ - 90 гг. ХХ века (на материалах Бурятии). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. 148 с.

5. Ербанова С. Я. Памяти Марии Сагадаровой // Женщины Советской Бурятии. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1969. С. 12-16.

6. НАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 390. Л. 66-69.

7. НАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 757. Л. 2-5.

8. НАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 2298. Л. 8.

9. НАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 757. Л. 2-5.

10. НАРБ. Ф. 250. Оп. 1.Д. 204. Л. 241.

11. НАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 1037, Л. 128-129.

12. НАРБ. ФП. 1. Оп. 1. Д. 1128. Л. 1-15.

13. Чирков П. М. Решение женского вопроса в СССР: 1917-1937. М.: Мысль, 1978. 255 с.

УДК 68.35 (О) 62 ББК 63.3 (2)

А. М. Гагарина

г. Чита

Из истории народного образования Читинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Статья затрагивает актуальную проблему - историю народного образования в Читинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Также рассматриваются различные стороны жизни школы, на примере Карымского и Нерчинско-Заводского районов. На основе проведенного анализа источников и литературы автором выделен ряд проблем, связанных с образовательными, воспитательными задачами учебных заведений, особое внимание уделено некоторым аспектам, связанным с осуществлением всеобуча и всеобщего военного обучения школьников.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, народное образование, педагоги, начальная школа, всеобщее военное обучение, Читинская область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.