/
Проф. Г. И. ДЕМБО (Ленинград)
Санитарное дело к 20-летию Октября
Двадцатилетие Великой Октябрьской Социалистической революции подводит итоги героической борьбы многомиллионных масс трудящихся, которая привела под руководством партии большевиков и вождя народов товарища Сталина к грандиозным победам каждую отрасль народного хозяйства в отдельности и все социалистическое государство в целом.
Сталинская Конституция подвела итоги борьбы и побед социализма. «...социализм для СССР есть то, что уже добыто и завоевано» 1.
В Конституции записано как неотъемлемое завоевание построение социалистического общества, в котором развитие всех производительных сил обеспечивается самим государством, общественным строем, обеспечивающим право на труд каждого, обеспечивающим все возрастающее благосостояние всех трудящихся и создающим все условия, достаточные для свободного, всестороннего и всемерного развития физических и умственных сил каждой личности.
В этом величайшем историческом документе нашей эпохи полное свое выражение нашла забота о человеке и его здоровье.
Впервые в истории, в Конституции социалистической родины даны прочные гарантии для всех трудящихся, обеспечивающие старость, право на отдых, право на бесплатную медицинскую помощь (ст. 120 Конституции).
В капиталистических странах трудящиеся обречены «а нищету, голод, болезни, безработицу) и вымирание.
В Стране советов прочно завоеваны основы нового социалистического общества, безвозвратно уничтожены все и всякие эксплоататоры и самая возможность экоплоатации человека человеком, уничтожены безработица и нищета масс и тем самым созданы все предпосылки для широкого оздоровления народов Советского Союза.
«Из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим являются люди, кадры»2.
В этих словах товарища Сталина — программа, повседневно осуществляемая партией и правительством, программа подлинно сталинской заботы о людях, об их здоровье.
За истекшие 20 лет здравоохранение имеет в ¿нашей стране громадные достижения.
Построение на новых основах дела Охраны народного здоровья было начато при наиболее неблагоприятной для этой цели хозяйственно-экономической конъюнктуре, в стране культурно отсталой, в стране, где до этого прочно укоренились архаические взгляды на вопросы народного здоровья и на задачи государства в этой области (медицинская помощь даже в положении о земском и городском управлении была отнесена к «повинностям необязательным»).
Октябрьская революция получила от царизма в наследство страну, доведенную до крайних ¡пределов антисанитарного состояния, страну с высокой общей смертностью, детской смертностью и постоянными эпидемиями.
Страна, занимавшая территориально шестую часть мира, стояла на крайне низкой ступени культуры и техники, была лишена даже в
1 И. В. Сталин. Доклад на VIII Чрезвычайном Всесоюзном съезде советов 25.XI.1936 г., раздел III, «Основные особенности проекта Конституции».
2 И. В. Сталин. Выступление в Кремле 4.V.1935 г. на выпуске академиков Генштаба РККА.
самых культурных центрах (столицах) элементарных санитарных мероприятий, обладала зачаточными формами коммунальной санитарии, существовала без санитарного законодательства, соответствующего уровню современной науки, с распыленной примитивной санитарной организацией, с ¡примитивными методами противоэпидемической дорьбы. \
И эта страна провела годы империалистической войны, годы тяжелых потрясений с колоссальными потерями в живом составе страны, с тремя миллионами военнопленных, интернированных в России и создавших очаги эпидемических вспышек, с многомиллионной беженской массой, перекатившейся своими волнами по всей стране, и с грозными пандемиями инфекций.
Империалистическая война привела страну к деградации санитарного состояния населения. Вызванные блокадой, интервенцией и ожесточенным сопротивлением эксплоататорских классов голодные годы (1921—1922), неурожаи, ¡постигшие свыше 20 губерний, с мешеч-ни'чеством и тягой городского населения ,в деревню в период ¡продовольственной разрухи, с бегством голодающих крестьян из пораженных голодом губерний, топливный кризис, жилищные затруднения обусловили резкое ¡падение в области благоустройства и до того мало благоустроенных мест, резкое ухудшение и без того антисанитарных бытовых условий.
Диктатура пролетариата, партия Ленина—Сталина не только вывели страну из санитарной катастрофы, но превратили ее из страны с чрезвычайно высокой общей смертностью, колоссальной детской смертностью, из страны, ¡пораженной непрекращающимися эпидемиями, бытовым сифилисом и прочими массовыми болезнями, из страны без санитарного законодательства и санитарной культуры в страну, где здравоохранение признается важнейшей государственной задачей, где невнимание к этому делу рассматривается как прямое нарушение государственных интересов, где здоровье человека и его трудоспособность стоят в центре внимания, где квалифицированная и специализированная медицинская помощь доступна каждому трудящемуся, где строительство всех отраслей народного хозяйства ведет к укреплению здоровья трудящихся, где резкими темпами снижается общая и детская смертность, стихают эпидемические вспышки, ¡повышается уровень физического здоровья населения.
За период в 20 лет, за период, который включает в себя годы империалистической и гражданской войн, интервенции, блокады и озверелого капиталистического окружения со всеми их последствиями для санитарного состояния населения, общая смертность в СССР снизилась почти вдвое. Чтобы пройти такой огромный путь снижения смертности таким странам, как США, Япония, Франция, понадобились не 20, а свыше 100 лет.
Показатели санитарного состояния населения с достаточной рельефностью дают картину идущего быстрыми темпами вверх социального здоровья в социалистической стране и быстрыми же темпами скатывающегося вниз -здоровья широких масс в капиталистических странах. Решающее значение в этом изменении санитарного лица страны имела сама социалистическая стройка, изменившая политические, экономические и культурные условия жизни и тем самым отразившаяся на благоприятных санитарных показателях.
Конечно, должны бьгли измениться санитарные показатели, когда основные фонды народного* хозяйства выросли с 49 млрд. 460 м^н. в 1923/24 г. до 129 млрд. 900 млн. к концу 1935 г., когда в 1936* г. удельный вес обобществленного социалистического хозяйства во всем народном доходе составил 98,7%. т. е. народный доход теперь поступает полностью в распоряжение трудящихся СССР.
Конечно, должны были измениться санитарные показатели, когда страна стала страной самого крупного в мире механизированного и коллективизированного земледелия, превратилась из аграрной в индустриальную, когда производство предметов потребления увеличилось сравнительно с 1924 г. почти в 20 раз, продукция промышленности в 7 с лишним раз превосходит продукцию промышленности в 1913 г.
Общее число рабочих и служащих СССР возросло с 1924 г. почти в 15 раз.
Расходы на обслуживание культурно-бытовых нужд рабочих и служащих за счет государства и профсоюзов выросли с 1,6 млрд. рублей в 1927/28 г. до 14,6 млрд. в 1936 г.
Количество учащихся возросло с 7,8 млн. в 1914 г. до 30 млн. в 1937 г. Число высших учебных заведений возросло с 91 до 700, число техникумов с 233 до 2 572 и число учащихся дошло до 711 тысяч в 1936 г. (против 48 тысяч в 1914 г.). Ст,рана стала почти полностью грамотной, страна стала культурной, не знает безработицы, в стране быстрыми темпами растет материальная обеспеченность, жить становится лучше, жить становится веселее.
Совершенно очевидно, что этим условиям принадлежит решающее значение в изменении санитарного1 лица страны.
Но также, несомненно, что в этом сдвиге санитарных показателей значительная доля принадлежит той огромной работе, которая в этот период была проделана в области здравоохранения: и, в частности, в области санитарного дела.
Санитарное дело проделало за 20 лет огромный и показательный путь, почти от небытия в царский период, от санитарной организации, дающей пассивный ответ на эпидемические вспышки, от архаического санитарного законодательства, От бесправных санитарных кадров—к санитарному делу как важнейшему ответственному государственному делу, к четко выделенной, самостоятельной, обладающей крупными правами санитарнцй организации, перед которой ставятся серьезные актуальные государственные задачи, к широко развитому санитарному законодательству, нормирующему структуру, права, обязанности и работу санитарных органов, учитывающему последние достижения науки и тесно с наукой спаянному, к специализированным санитарным кадрам, обладающим огромными правами и полномочиями и снабженным соответствующими стоящими на высоком научном уровне санитарно-техническими учреждениями.
Противоэпидемическая борьба ставится в настоящее время как планомерная общегосударственная задача с централизованным руководствам и строжайшей дисциплиной. Санитарное дело в области противоэпидемической борьбы вооружено специальными санитарно-бакте-риологическими институтами, лабораториями, станциями, отрядами; по отдельным видам заболеваний проводится широко развернутая работа в области противоэпидемических прививок. Развернута противомалярийная организация с центральным и местным тропическим институтами, краевыми районными и городскими малярийными станциями, малярийными пунктами и малярийными отрядами.
Сеть санитарно-эпидемических учреждений в стране уже достигла значительных цифр. Дезинфекционная организация на 1.1.1937 г. состояла из 1 705 дезинфекционных пунктов, 1 ООО дезотрядов, 1 392 санитарных пропускников и 78 мощных вооруженных современной технически оснащенной аппаратурой санитарных станций. В городах функционирует 5 056 дезинфекционных камер, в сельских местностях 7 111, не считая установок в лечебно-профилактических учреждениях.
В стране развернуто 750 малярийных станций и 889 малярийных пунктов.
Широко развернута противокоревая организация (891 пункт). Все санитарно-зпидемическое дело опирается на сеть санитарно-бактерио-логических лабораторий (около 1 ООО), возглавляемых и руководимых 38 санитарно-бактериологическими институтами (сюда не включены данные по железнодорожному транспорту и другим ведомствам).
Санитарная организация, опираясь на соответствующее санитарное законодательство, внесла через санитарные органы свои требования 1
и свои методы работы в основные отрасли народного хозяйства, проделав огромную работу в области коммунальной, пищевой и промышленной санитарии, внедряя в сознание хозяйственников, отдель- « ных ведомств и отдельных работников понимание того, что борьба за санитарное оздоровление страны является делом каждого советского органа на своем участке работы.
В результате в стране ликвидирована оспа, исчезли холера, и чума, резко снижены сыпной тиф, брюшной тиф, дифтерия, малярия, венерические болезни, трахома, туберкулез и другие инфекционные болезни. ,
Если история здравоохранения наиболее культурных стран капиталистического мира в сущности есть история противоэпидемического дела, притом осуществляемого постольку, поскольку господа капиталисты не могут себе позволить не заниматься этим делом в интересах собственной безопасности, то в царской России на необъятных пространствах даже такого типа противоэпидемическая борьба осуществлялась в минимальных размерах и архаических формах. Вместо санитарного закона, отвечающего потребностям общества и требованиям современной гигиены, имелся только устав медицинской полиции, т. е. ряд запретительных и карательных статей, примитивно предусматривающих обязательность и ответственность «обывателя» и выдвигающих в качестве главных санитарных 4
агентов чинов полиции и принцип «тащить и не пущать».
Земская санитария, ничтожная сама по себе, хотя и наиболее оформленная из всех в то время существовавших в своей структурной организации, с заложенными в ней санитарно-оздоровительными стремлениями, в силу резкого противоречия этих стремлений с существующим строем не могла осуществлять ни санитарно-эпидемической, ни санитарно-оздоровительной действенной планомерной работы.
Классовая природа земских организаций обрекала зачатки оздоровительной работы на неудачу и большинство проектов оставалось на бумаге. Городская санитарно-эпидемическая работа была распылена по ведомствам; общественные санитарные врачи работали под руководством купеческих управ, для которых всякие санитарные мероприятия являлись финансовым ущербом и которые признавали санитарно-эпидемическую организацию как едва терпимое зло. Фабрично-заводская санитария находилась в руках чиновников и голос отдельных фабричных врачей тонул в атмосфере гнета и бесправия. Городская санитарная организация, также немощная, была отстранена от систематического санитарного надзора более крупных предприятий. Над всем этим тяготела полицейская санитарная организация в лице городовых и уездных врачей. Дополнительным тормозом в противоэпидемической работе санитарной организации являлись так называемые санитарные исполнительные комиссии, которые создавались при объявлении той или иной местности неблагополучной или угрожаемой по эпидемии. Эти бюрократические придатки обладали широкими правами и только мешали деятельности санитарных врачей в этом важном деле. Л
Такова по существу была санитарная организация царского периода в Рос- Ч
сии, распыленная по ведомствам, не имевшая опоры в законодательстве, беспомощная и едва терпимая. _ |
Капиталистически-крепостнический строй царской России определял собой веками накопленные недочеты и дефекты в области санитарного благоустройства, жилища, питания, культурного уровня населения, примитивные условия быта при колоссальной заболеваемости, при очень слабо развитой лечебной помощи (типа первой помощи), при стихии многочисленных эпидемий. ^
С первых же дней своего существования советская власть наме- Я
тила четкую программу оздоровления страны, выражающуюся в ре- 1
шительном проведении оздоровительных мероприятий и оздоровле- 1
нии населенных мест, в постановке общественного питания на научно- |
гигиенических основах, в организации мер, предупреждающих раз-. 1
витие и распространение заразных заболеваний, в создании санитарного законодательства.
Эта четкая программа говорила о борьбе за укрепление здоровья трудящихся, за оздоровление условий труда и быта, за углубленные планомерные оздоровительные мероприятия. Эта четка» программа меняла направленность всей противоэпидемической борьбы — не только борьба с развившимися эпидемиями, но ликвидация ряда эпидемических заболеваний путем уничтожения их причин, наиболее I полное и совершенное противоэпидемическое вооружение соответ-
ствующих учреждений, позволяющее захватить эпидемическую вспышку в момент возникновения, позволяющее своевременно ее предотвратить. При бушующем вихре пандемий с большевистской настойчивостью было приступлено к реализации этой программы.
Бедствия, потрясавшие в этот период народное здоровье, находили перед собой не аморфную, безвольную, инертную массу, они встречали отпор в сознательной воле и упорной борьбе против них широких рабочих масс. Сорганизованные рабочие массы своей инициативой, энергией и волей сумели побороть стихию эпидемий, разливающихся по всей стране, немедленно приступив к построению новой системы организации здравоохранения.
Был создан центральный орган, руководящий всем делом здравоохранения в стране. Это позволило, несмотря на сильное развитие эпидемических заболеваний, потребовавших огромного напряжения сил санитарной организации, ближе подойти к вопросам не только внешней организационной структуры, но и к внутренней перестройке всего санитарного дела и к проведению ряда законодательных ак-» тов в области санитарного дела. От случайно возникающих законо-
дательных установлений, циркуляров и т. д. центральный орган здравоохранения начинает переходить к планомерной систематической работе в области коммунальной санитарии. Санитарно-эпидемичес-кое дело начинает диференцироваться, появляются в городах жи-лищно-санитарные врачи, разрабатывается ряд вопросов по санитарной охране жилищ, появляется ряд декретов по водоснабжению, ассенизации и т. д. Развитие общественного питания служит толчком к расширению кадров пищевых врачей и к распространению пищевого надзора на места добычи, переработки и приготовления пищи.
Планомерно проведенное объединение всех отраслей санитарного дела, организованное участие трудящихся в борьбе с эпидемиями, в строительстве санитарного дела позволяют уже в 1922 г. на основе опыта дать основные установки санитарного дела в республике (декрет о санитарных органах республики 16 сентября 1922 г.).
В круг ведения санитарного дела, наряду со специфическими про-\ тивОэпидемичеокими мероприятиями, вошли вопросы коммунальной
к санитарии (в особенности жилища и питания), санитарного благо-
™ устройства (санитарная охрана воды, воздуха, почвы), организация
борьбы с массовыми и профессиональными болезнями, охрана здоровья детей, санитарная статистика и санитарное просвещение, все вопросы, связанные с мероприятиями профилактического характера. '
Вопросы санитарного строительства и предупредительной медицины становятся в восстановительном периоде важнейшим элементом деятельности всех местных органов здравоохранения (постанов-^ ление V Всероссийского съезда здравотделов 1924 г.).
Развивающееся народнохозяйственное строительство требовало углубления наметившейся специализации и более широкого охвата вопросов коммунального хозяйства. Особенно острыми являлись уже
в этот период вопросы недостаточности санитарной организации количественно и качественно (вопрос о кадрах) и отчасти связанный с этим вопрос о повышении авторитета санитарной организации среди других отраслей народного хозяйства.
Страна с огромным напряжением вступила в борьбу за индустриализацию, за превращение страны из аграрной в индустриальную, способную производить своими собственными силами необходимое оборудование. Невиданно быстрыми темпами пошло в этот период восстановление разрушенных войной и интервенцией шахт, фабрик, заводов, постройка не только отдельных новых предприятий, но и целых индустриальных городов. В связи с этим перед санитарной организацией сразу было поставлено очень много практических задач.
Санитарная организация, помимо своей маломощности в количественном отношении, ни по своей специальной подготовке, ни по своим силам и средствам не всегда и не везде оказывалась на уровне роста страны (обслуживание растущих промышленных городов, новостроек, общественного питания и т. д.) и поэтому не могла с достаточной полнотой удовлетворить растущие запросы социалистической стройки.
Новые задачи санитарного дела были подчеркнуты в историческом постановлении. ЦК ВКП(б) от 23.XII.1929 г. В этом постановлении даны были директивные указания о перестройке практической работы органов здравоохранения, а следовательно, и санитарных органов, отражая в ней более четко классовую линию и выделяя .на первое место основные индустриальные районы, совхозы и колхозы.
В связи с этим и в связи с первым пятилетним планом социалистического строительства структура санитарных органов и объем их работы значительно видоизменились. Санитарное дело превращается в один из серьезнейших и ответственнейших участков социалистической реконструкции всего народного хозяйства. Санитарные органы все более тесно связываются в своей работе с органами коммунального хозяйства и стремятся изжить имевшиеся недочеты в практике строительства (вопросы планирования, нового строительства и т. д.). Коммунальное хозяйство получает резкий импульс к развитию после июльского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г.
Место общесанитарного врача с его широкими и расплывчатыми функциями занимает авторитетный специалист в определенной, иногда узкой, санитарной области, создается специализированная санитарная организация с инспекторским характером работы.
В особенности с 1931 г.—переломного года для коммунального хозяйства — партия и правительство предъявляют к санитарной организации требования специальной санитарной компетенции. Началу новой организационной структуры кладет постановление СНК СССР от 9.Х. 1931 г., устанавливающее в системе органов здравоохранения специальную санитарную инспектуру по надзору за санитарным состоянием районов, поселков, рабочих общежитий и учреждений общественного питания.
Санитарные инспектора выделялись прежде всего для борьбы с санитарными недостатками крупных предприятий коммунального хозяйства и Общественного питания, а также крупных новостроек.
Следующим шагом, измени^им всю структуру санитарной организации, явилось постановление ЦИК и СНК СССР от 23.XII.1933 г., устанавливавшее в составе НКЗдрава союзных республик Государственную санитарную инспекцию, имеющую свои разветвления до районной и участковой госсанинспектуры и построенную на местах на принципе специализации (в первую очередь пищевая, промышлен-
ная, жилищно-коммунальная и школьная). В целях единого руководства работой Госсанинспекцией постановлением СНК СССР от 26.УП. 1935 г. принято положение О Всесоюзной государственной санинспекции по которому госсанинспекции союзных республик подчинены гос-санинопектору Союза ССР. Госсанинспекция имеет по своей нисходящей линии специальные органы, только ей подчиненные, строится как централизованная авторитетная организация.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20.VII. 1936 г. принято решение организовать объединенный союзнореспубликанский НКЗдрав Союза ССР.
VIII Чрезвычайным съездом советов в принятой Конституции подтверждено существование союзнореспубликанского НКЗдрава, в Со-состав которого входит Всесоюзная государственная санинспекция.
На Госсанинспекцию возлагается надзор за выполнением установленных гигиенических норм и правил как общесанитарного характера, так и всех специальных видов санитарного надзора за всеми общесоюзными, республиканскими, местными органами, учреждениями и предприятиями.
Эта формулировка устанавливает определенное ответственное место санитарной организации во всей системе народного хозяйства, облекает ее большими правами и возлагает на нее крупные обязанности. Эта формулировка разрешает и старые споры между органами труда и здравоохранения: все дело санитарного контроля в области промышленной санитарии этим постановлением союзного правительства возложено на Госсанинспекцию органов здравоохранения.
Поднимая санитарную организацию на новую высшую ступень, законодательство стремится создать ей твердую опору и в центральном санитарном законодательстве, и в местных обязательных постановлениях. Санитарное законодательство в последние годы с особой четкостью и вниманием развивает теснейшую связь санитарного дела со всеми отраслями народного хозяйства, постепенно включает во всенародно-хозяйственное дело санитарную компетенцию.
Санитарное дело, как и все здравоохранение в целом, не использовало, однако, в полной мере всех предоставленных соцалистической стройкой возможностей.
Вредительство, вскрытое в последнее время в органах здравоохранения, коснулось также и санитарного дела. Нередко высказывались вредительские взгляды то оппортунистического характера (ссылки на самотек, ожидание санитарных успехов на базе только экономическое го укрепления страны), то типа левацких загибов (выдвижение санитарных мероприятий в ущерб лечебной медицине, теория ее отмирания; неосуществимые задания, на самом деле приводившие к замедлению первоочередных санитарных мероприятий). Троцкистско-бухаринская клика, ^пробравшаяся к руководству здравоохранением, ныне разоблаченная, попыталась наложить свою злодейскую руку на здоровье трудящихся, вредительствуя в первую очередь в области промышленно-коммунальной и пищевой санитарии. Государство поставило перед Госсанинспекцией на грани третьей пятилетки Ответственнейшие задания. Осуществление этих заданий позволит покончить с отставанием санитарного дела, позволит вскрыть те недочеты в санитарном деле, которые явились в результате вредительства в руководстве здравоохранением, в том числе в санитарном деле (замедленные темты в развитии прививочного дела, недостаточное внимание сельской санитарии, росту санитарных кадров и др.).
Санитарно-пищевое дело должно и впредь оставаться в центре особого внимания государственной санитарной инспекции.
Пристального внимания требует область коммунальной санитарии. Здесь требуется дальнейшая систематическая настойчивая работа. Вопросы зоны санитарной охраны, обязательного санитарно-лаборатор-ного контроля, упорядочения коммунальной системы очистки, расширения и урегулирования банно-прачечного дела и т. д. остаются очередными задачами, несмотря на огромные достижения в этой области. Огромная работа должна быть проведена в вопросах планировки населенных мест, особенно сельских, где вредительская рука стремилась задержать благоустройство колхозов и совхозов.
Большая работа предстоит в области промышленной санитарной инспектуры. ,
При больших достижениях в части санитарного благоустройства в промышленности иногда при постройке новых промышленных гигантов, оборудованных в производственном отношении по последнему слову техники, не выполнялся ряд требований промсанитарии и коммунального благоустройства. Не надо забывать, что промышленный участок был использован для диверсионно-контрреволюционной работы в целях возбуждения недовольства рабочих и торможения стахановского движения.
Госсанинспекции следует усилить свою бдительность во всей ее работе. Должен быть усилен предварительный санитарный контроль-за новым промышленным строительством, развит текущий контроль, должны быть созданы промышленные санитарные лаборатории. Неустанное наблюдение за выполнением конкретных санитарных требований должно быть поставлено во главу деятельности промышленной санитарной инспекции.
Широкие задачи школьно-санитарной инспекции в связи со строительством новых школ и других детских учреждений, их оборудованием и санитарно-техническим режимом.
Для выполнения поставленных перед органами здравоохранения задач дальнейшего снижения эпидемических болезней санитарное дело должно быть укреплено санитарными кадрами, санитарно-техниче-скими лабораториями и дезинфекционным оборудованием в сельских местностях.
Вредители из НКЗдрава проводили полный срыв подготовки средних санитарных кадров—санитарных фельдшеров. Вот почему подготовка как высших, так и особенно средних санитарных кадров в предстоящем 1938 г. является важнейшей задачей санитарной организации.
Колхозная деревня с огромным ростом ее благосостояния в настоящее время открывает широкие возможности применения инициативы и энергии санитарных работников.
Культурно выросшие колхозные массы проявляют самостоятельную инициативу и требуют квалифицированной санитарной консультации.
Увеличедие количества санитарных врачей и улучшение качества их подготовки не могут не считаться важнейшей задачей органов здравоохранения. При подготовке медицинского персонала следует также укрепить институт помощников санитарных врачей по разным специальностям.
Санитарное дело, выросшее и окрепшее к 20-летию советской власти, вступает на путь дальнейших завоеваний по оздоровлению страны с максимальными возможностями осуществления поставленных задач. Оно имеет большие достижения в результате проделанной' работы, оно накопило огромный опыт в построении санитарного дела, оно получило соответствующие организационные формы, дающие-
все предпосылки дли дальнейшего развития. Оно имеет прочную базу в развивающемся санитарном законодательстве. Из года в год растут количественно и качественно санитарные кадры. Санитарное дело значительно вооружено соответствующими санитарными специальными учреждениями и научными институтами.
Завершение построения социалистического общества открывает широкие просторы для дальнейшего оздоровления трудящихся СССР | и под руководством большевистской партии во главе с мудрым това-
рищем Сталиным санитарная организация нашей страны пойдет к дальнейшим победам.
/--
Проф. А. Н. МАРЗЕЕВ (Харьков)
Сельская санитария в СССР
В период до Великой Октябрьской Социалистической революции в области сельской санитарии, оздоровления и благоустройства деревни не проводилось никаких мероприятий. Решительно ничего не делали в этом отношении и не хотели делать царское правительство и его органы на местах. Государственная дума за время своего существования так и не удосужилась что-либо предпринять для улучшения сани • тарных условий деревни. В неземских губерниях царские чиновники, губернаторы, исправники и помещики совершенно игнорировали санитарное состояние сел и только повальные эпидемии среди крестьян иногда вызывали с их стороны административно-полицейские мероприятия. Даже такого элементарного мероприятия, как оспопрививание в сельских местностях, не могло организовать царское правительство, несмотря на 100-летнюю давность этой профилактической меры.
Особо следует сказать о 34 земских губерниях бывшей Российской империи. Земства за 50 лет их существования создали в сельских местностях так называемую земскую медицину. Это была организация простой неквалифицированной и малодоступной лечебной помощи сельскому населению. Но организовать санитарное дело на селе, наметить и провести санитарно-оздоровительные мероприятия в сельских местностях дворянское земство не могло и не хотело уже в силу одного своего классового характера.
А так как санитарно-эпидемическое состояние деревень всюду было ужасающим и угрожающим, то среди земцев и земских врачей создалась теория, что на селе всю санитарную, профилактическую и оздоровительную работу может и должен выполнять участковый земский врач. Эта иллюзия, в основе которой лежала классовая политика дворянского земства, держалась десятки лет.
Десятки лет сотни честных врачей шли работать в земство, на село, «в народ» и, наряду с огромной, непосильной лечебной работой, пытались оздоровить село, его санитарные условия и быт крестьянства. В этой профилактической работе участковых земских врачей бесспорно было много этузиазма, преданности, а порой и героизма. Но эти культурные одиночки, часто преследуемые правительством, переобремененные лечебной работой, без всякой организации, поддержки и средств были бессильны сделать что-либо существенное в смысле изменения санитарных условий деревни к лучшему.