Научная статья на тему 'Санитарно-защитная зона как средство снижения уровня негативного воздействия предприятий железнодорожного транспорта'

Санитарно-защитная зона как средство снижения уровня негативного воздействия предприятий железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
1551
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарно-защитная зона как средство снижения уровня негативного воздействия предприятий железнодорожного транспорта»

© А.А. Матвеева, 2005

САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

А.А. Матвеева

Наряду с технологическими и техническими средствами борьбы с промышленными загрязнениями окружающей природной среды в целом, особенно воздушного бассейна, большое значение имеют зеленые насаждения, главную роль среди которых играют насаждения санитарно-защитных зон, создаваемые вблизи промышленных предприятий с вредными выбросами газов и пыли в окружающую атмосферу.

Санитарно-защитные зоны создаются для защиты жилых районов от вредного воздействия выбросов промышленных предприятий, а также для отделения селитебных территорий от теплоэлектростанций, железнодорожных линий и станций, автомагистралей, портовых зон, складских территорий, котельных, депо и др.1

Согласно определению, под санитарнозащитной зоной понимается величина санитарного разрыва между промышленным предприятием и жилыми застройками, обеспечивающая защиту населения от влияния вредных факторов производства (химических вредных веществ, пыли, шума, электрических и электромагнитных полей и др.). На границе защитной зоны концентрация вредных веществ не должна превышать предельно допустимую концентрацию и предельно допустимый уровень2.

Санитарно-защитные зоны промышленных предприятий создаются согласно СН 245-71 и других нормативных документов. Все промышленные предприятия в зависимости от характера и мощности производства распределены на пять классов вредности, а ширина санитарно-защитных зон соответственно принята от 50 до 1 000 метров. Для особенно вредных производств допускается увеличение нормативной ширины зоны до

3 000 метров3.

Размер санитарно-защитной зоны для локомотивных и вагонных депо, щебеночных и шпалопропиточных заводов, а также других объектов, имеющих выбросы вредных

веществ, рассчитывают на основе утвержденных значений предельно допустимых выбросов и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе.

Для пунктов реостатных испытаний и других объектов, оказывающих на население воздействие шумом, размер санитарно-защитной зоны рассчитывают по данным о мощности излучателя шума, его предельно допустимого уровня для людей, характеристик среды и акустических излучений в пространстве.

Для тяговых подстанций, высоковольтных линий электропередачи санитарно-защитную зону рассчитывают по характеристикам распространения электрических и магнитных полей.

Расчет санитарно-защитных зон для предприятий, выбрасывающих вредные вещества и пыль, выполняют по методике, изложенной в Руководстве по проектированию санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Проект озеленения санитарнозащитной зоны по строительным нормам и правилам является составной частью общей проектной документации на строительство предприятия 4.

При проектировании санитарно-защитных зон предприятия учитывают экологическую обстановку в регионе (фоновые загрязнения), природно-климатические условия, рельеф местности, направление ветра, характеристики источников загрязнения, установленное значение предельно допустимых выбросов, виды вредных веществ в выбросах и их предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе населенных пунктов.

Размер санитарно-защитной зоны определяют расчетом рассеивания вредных веществ в атмосфере, а также путем определения расстояния, на котором достигается уровень приземной допустимой концентрации вредных веществ от следующих видов источников выброса: от одиночного точечного источника с круглым устьем выброса нагретой или хо-

лодной газовоздушной смеси; то же с прямоугольным устьем выброса нагретой или холодной газовоздушной смеси; от группы источников5. Размеры санитарно-защитной зоны согласовывают с местными органами санитарного надзора.

Важнейшим условием обеспечения защиты воздушной среды жилой застройки от вредных воздействий предприятия является озеленение санитарно-защитных зон газоустойчивыми древесно-кустарниковыми насаждениями (тополь, клен, ива, акация и др.).

Территория санитарно-защитной зоны не может быть использована в качестве расширения промышленной зоны предприятия. На территории санитарно-защитной зоны разрешается размещать площадки для отдыха работников предприятия, транспортные сети, инженерные коммуникации.

На стадии функционирования предприятий при их экологической паспортизации проводят измерение концентрации вредных веществ на границе санитарно-защитной зоны. Если концентрация вредных веществ выше ПДК, то предприятие получает соответствующее предписание на снижение выбросов в атмосферу и проведение природоохранных мероприятий6.

Среди предприятий железнодорожного транспорта г. Волгограда Локомотивное депо ст. Волгоград-1, относящееся к Волгоградскому отделению Приволжской железной дороги, является одним из источников постоянного загрязнения атмосферного воздуха. Поэтому важное значение в оздоровлении окружающей среды имеют озелененные санитарно-защитные разрывы между предприятием и жилой территорией.

Локомотивные депо — это основные производственные единицы локомотивного хозяйства. Их сооружают на участковых, сортировочных и пассажирских станциях, выбираемых на основе технико-экономического сравнения различных вариантов. Депо, имеющие приписной парк локомотивов для обслуживания грузовых или пассажирских поездов, локомотивные здания, мастерские и другие технические средства для производства текущего ремонта, технического обслуживания и экипировки, называются основными. Основным является и локомотивное депо ст. Волгоград-1, так как оно на своем балансе имеет приписной парк и выполняет технический осмотр тепловозов, а также малый и большой текущий ремонт7.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по снижению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией предприятий устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон8:

- предприятия 1-го класса — 1 000 м;

- предприятия 2-го класса — 500 м;

- предприятия 3-го класса — 300 м;

- предприятия 4-го класса — 100 м;

- предприятия 5-го класса — 50 м.

Согласно СанПиН «Санитарно-защитные

зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» Локомотивное депо ст. Волгоград-1 как металлообрабатывающее предприятие относится к 4-му классу, для которого установлена санитарнозащитная зона 100 метров9.

Согласно карте-схеме депо находится в полосе отвода железной дороги. Граница депо на севере, северо-западе и северо-востоке проходит по железнодорожным путям, на востоке, юго-востоке и юге граница проходит по автомобильному шоссе, за которым начинается жилой массив. Ближе всего массив проходит на востоке — на расстоянии 110 м от границы депо10. То есть санитарнозащитная зона депо отгораживает жилые массивы, играя роль естественного фильтра.

Пылеулавливающие установки, работающие на предприятии, не обеспечивают полную очистку промышленных выбросов и не могут повысить содержание кислорода в воздухе, хотя на территории депо сосредоточены источники выбросов в объемах, не превышающих установленных ПДК. Например, наибольшее количество выбросов происходит во время реостатных испытаний тепловозов, источником служит труба тепловоза. При этом происходит выделение следующих загрязняющих веществ11:

- сажа — 0,0162000 тыс. т/год при ПДК — 0,0162000 тыс. т/год;

- диоксид азота — 1,8990000 тыс. т/год при ПДК — 1,89990000 тыс. т/год;

- диоксид серы — 0,1800000 тыс. т/год при ПДК — 0,1800000 тыс. т/год;

- оксид углерода — 0,7938000 тыс. т/год при ПДК — 0,7938000 тыс. т/год;

- керосин — 0,9000000 тыс. т/год при ПДК — 0,9000000 тыс. т/год.

Один гектар зеленых насаждений за один час выделяет такое количество кислорода, сколько за это же время его потребляет 200 человек. Такая природная лаборатория способна также отфильтровывать из воздуха за год 70 т пыли12, при этом фильтрационная способность кустарников выше, чем у лиственных деревьев, поэтому санитарно-защитная зона депо представлена кустарниковой растительностью.

В ежегодном отчете депо по выполнению природоохранных мероприятий стоит пункт, посвященный благоустройству зеленых насаждений. Так, расходы на благоустройство и высадку новых кустарников в санитарно-защитной зоне за 2004 г. составили

2 000 рублей.

Несмотря на ряд мер, применяемых для сокращения выбросов, современные предприятия не могут обойтись без помощи зеленых насаждений санитарно-защитных зон, обеспечивающих снижение уровня негативного воздействия до требуемых гигиенических нормативов.

ПРИМЕЧАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Справочник работника зеленого строительства / Под ред. А.А. Лаптева и др. Киев: Буди-вельник, 1984. С. 19—20.

2 Маслов Н.Н., Коробов Ю.И. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1996. С. 47.

3 Справочник работника зеленого строительства... С. 20.

4 См.: Маслов Н.Н., Коробов Ю.И. Указ. соч.; Озеленение населенных мест: Справ. / Под ред. В.И. Ерохиной. М.: Стройиздат, 1987. 480 с.

5 Маслов Н.Н., Коробов Ю.И. Указ. соч.

С. 48.

6 Там же.

7 См.: Проект нормативов ПДВ для локомотивного депо ст. Волгоград-1 Приволжской железной дороги. Волгоград, 2004. 66 с.

8 Санитарно-эпидемиологические нормативы и правила. М., 2003. С. 2.

9 Проект нормативов ПДВ для локомотивного депо ст. Волгоград-1 Приволжской железной дороги... С. 16.

10 Там же.

11 Там же. С. 15.

12 Справочник работника зеленого строительства...

150

А.А. Матвеева. Санитарно-защитная зона как средство снижения негативного воздействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.