24
ЗНиСО ФЕВРАЛЬ №2 (239)
стать предпосылками для развития хронических полиэтиологических заболеваний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонова В.Г., Баянов Э.И. Факторы риска и их роль в развитии заболеваний органов дыхания у рабочих современных птицефабрик / В.Г. Артамонова, Э.И. Баянов //Медицина труда и промышленная экология. — 2005. — № 4. - С. 6—12.
2. Воробьев М.В. Состояние здоровья работников крупного сельскохозяйственного предприятия (на примере птицеводческого комплекса). Социально-гигиеническое исследование: автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Иваново, 2006. - 26 с.
3. Иванова Л.А. Цитохимия ферментов клеток крови в диагностике, оценка характера течения и эффективности в терапии некоторых профессиональных заболеваний: автореф. дис. ... докт. мед. наук. — М., 1991. — 47 с.
4. Рыбаков И.Д. и др. Роль условий труда в развитии иммунных нарушений у работниц птицефабрик / И.Д. Рыбаков А.Б. Бакиров, М.К. Гайнуллина, Л.М. Масягутова //Казанский медицинский журнал. — 2011. — Т. 92. — № 2. - С. 284—286.
5. Рыбаков И.Д., Бакиров А.Б., Масягутова Л.М. Иммунологические аспекты формирования аллергических заболеваний у работниц современных птицефабрик / И.Д. Рыбаков, А.Б. Бакиров, Л.М. Масягутова //Медицина труда и промышленная экология. — 2010. — № 5. — С. 5—8.
Контактная информация:
Масягутова Ляйля Марселевна,
тел.: 8 (3472) 55-19-48, 8 (937) 360-49-22,
e-mail: [email protected]
Contact information:
Masyagutova Laila,
phone: 8 (3472) 55-19-48, 8 (937) 360-49-22, e-mail: [email protected]
-♦♦♦-
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СТРАНАХ АЗИИ
В.В. Королик, А.А. Аль Сабунчи
SANITARY-HYGIENIC ASSESSMENT OF DRINKING WATER AND HEALTH IN ASIA
V.V. Korolik, A.A. Al Sabunchi
ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», г. Москва
Исследование качества питьевой воды из источников децентрализованного водоснабжения в сельских районах Бангладеш показало превышение предельно допустимых значений мышьяка в 7,2-9,8 раза. Исследования проб воды в сельских районах Ирака в летний период указывают на ее несоответствие санитарно-гигиеническим нормам. Сельское население не имеет доступа к безопасной питьевой воде. Отмечена высокая заболеваемость кишечными инфекциями, в т. ч. холерой.
Ключевые слова: питьевая вода, развивающиеся страны, мышьяк, кишечные инфекции.
Study of the quality of drinking water sources, decentralized water supply in rural Bangladesh showed that the arsenic content exceeds the limit in 7,2-9,8 times. Study of water samples in the summer in the rural areas of Iraq point to its inconsistency health standards. Rural population of the countries surveyed have no access to safe drinking water was a high incidence of local populations of intestinal infections, including cholera.
Keywords: drinking water, developing countries, arsenic, intestinal infections.
Проблема обеспечения населения качественной питьевой водой — одна из приоритетных для гигиенической науки и практики, в особенности для развивающихся стран Африки и Азии [1].
Наряду с колоссальным недостатком питьевой воды, ее качество, особенно в сельской местности, не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по органолептическим, микробиологическим и химическим показателям, что связано не только с интенсивным техногенным загрязнением водоисточников, но и неблагоприятным природным химическим составом при полном отсутствии очистки воды [1].
Население сельских районов Бангладеш страдает от недостатка качественной питьевой воды. Предварительный анализ официальных документов показывает, что более 20 % смертей в сельских районах Бангладеш за период 2010—2011 гг. вызвано последствиями отравления зараженной мышьяком водой. По некоторым данным, около 75 млн. жителей страны подвергаются хроническому воздействию мышьяка с тех пор, как в 70-е гг. прошлого века правительством была проведена
кампания по водоснабжению населения и многие колодцы были вырыты в земле с природными залежами этого химического элемента.
Были проведены санитарно-гигиенические исследования воды в водоисточниках области Газипур (Бангладеш). Пробы подземных источников были отобраны из большинства семейных колодцев в сельских районах Газипур (деревни Фулвария, Шрифалтоли и Чапаир). При отборе пробы воды учитывались следующие параметры:
• время отбора пробы воды;
• место забора пробы, и факторы, влияющие на ее отбор;
• уровень воды в водоисточнике;
• уровень загрязнения водоисточника;
• информация о геологическом характере района (характер почвы и подстилающих пород).
Для определения мышьяка в полевых условиях использовалась специальная тест-система(Huch-kit test), в лабораторных условиях — фотометрический метод (табл. 2). В работе использовался тест NIPSOM (Бангладеш).
ФЕВРАЛЬ №2 (239) ЗНиСО
25
Таблица 1. Результаты анализов качества воды в сельских районах (100 образцов) и города Газипур (20 образцов)
Наименование показателя, единицы измерения Сельский район (подземная вода, б/обр.) Город (подземные водоисточники) Рекомендации ВОЗ
Водородный показатель единиц рН 6.5 7,5 2,0
Общие колиформные бактерии, число бактерий в 100 мл 4 - 2,5
Хлориды, мг/л 200 150 250 не более 350 (РФ)
Общая жесткость, мг/л 7,5 2,5 2,5 мг-экв/л
Мышьяк, мг/л 0,5—1,0 0,01 0,05 мг/л
Примечание. ВОЗ рекомендовала максимально допустимый предел мышьяка в воде 0,01 мг/л, а максимально допустимый (для Бангладеш и Индии) был установлен на уровне 0,05 мг/л
Таблица 2. Результаты проведенного исследования качества воды болотистых районов Ирака
Наименование показателя, единицы измерения Показатель качества воды источников Рекомендации ВОЗ и РФ
Кальций, мг/л 60,3—84,1 135
Магний, мг/л 88,69—223,5 50
Хлориды, мг/л 319,05—779,9 250
Фториды, мг/л 8—9,5 0,5—1,5
Сухой остаток, мг/л 911—2770 не более 1000 (РФ)
Общая жесткость, мг-экв/л 6,7—11,0 2,5 (РФ - 7,0)
Нитраты, мг/л 80 50
Общее микробное число/ 1мл 300 не более 50
Были изучены медицинские карты 250 больных сельских медицинских центров Фулвария Шрифалтоли и Чараир (район Газипур), у которых взяты пробы кожи на наличие мышьяка (121 проба). Процент проб, содержащих мышьяк, составил 12,77 %. У 50 больных были взяты пробы мочи, 15,1 % которых содержали мышьяк. Эпидемиологические исследования позволили установить четкую связь между высокой концентрацией мышьяка в питьевой воде и раком легких и мочевого пузыря, а также явлениями хронической интоксикации мышьяком: более чем у 40 % обследованных обнаружен диффузный и пятнистый меланоз у (60—70 % мужчин, 55—60 % женщин и 10—15 % детей). Проявления меланоза у городских жителей не отмечены (рис. 1). У сельских жителей пиелонефрит диагностировался в два раза чаще, чем у городских (7,7 и 4 % соответственно) [3].
Пробы воды, взятые из источников болотистых районов Ирака, также не соответствуют стандартам по всем группам показателей (табл. 2) [2].
город
Диффузный меланоз
Рис. 1. Частота встречаемости пятнистого и диффузного меланоза кожи у городских и сельских жителей провинции Газипур
Данные из табл. 2 практически совпадают с аналогичными показателями, полученными при исследовании открытых водных источников в Йемене и Сирии, где определялись фекальные колиформные бактерии, сальмонеллы, шигеллы и т. п. Наличие в питьевой воде данных микроорганизмов служит причиной распространения брюшного тифа и дизентерии среди населения района в осенне-весенний периоды (табл. 3).
Экспресс-анализы воды открытых водоисточников в южных районах Ирака позволили дать достоверную оценку качеству воды непосредственно на месте отбора проб; дополнительные исследования проводились в лабораторных условиях.
Во всех населенных пунктах почти 100 % проб не отвечали установленным санитарно-гигиеническим нормам, превышая их в несколько раз.
Выявленное в обследованных районах Ирака несоответствие по микробиологическим показателям приводит к высокому уровню заболеваемости инфекционными болезнями.
Исследование химического состава воды выявило доминанту показателей соединения фтора. Употребление в питьевых целях фторированной воды приводит к развитию флюороза. Так, в Ираке в ряде районов с болотистой местностью содержание фторидов превышено и составляет от 8 до 9,5 мг/л (табл. 2).
Высокие концентраты фторидов обнаружены в подземных водах многих сельских районов Сирии, Йемена, а также в поверхностных водах болотистых районов Ирака. Повышенные концентрации фтора (от 2 до 6 мг/л) были обнаружены в 80 % проб подземных вод Сирии в районах Хомса. В целом ряде эндемичных сельских районах Йемена в подземных
26
ЗНиСО ФЕВРАЛЬ №2 (239)
Таблица 3. Характеристика числа случаев инфекционных заболеваний в южных районах Ирака за период 2009—2010 гг. (на 1000 населения)
Заьолевание Район
Район болот Абу Аль Хассиб
Брюшной тиф 35 (контрольный)*
Дизентерия 101 2
Инфекционный гепатит 20 3
Холера 3 1
"Примечание: местное население использует водопроводную воду
ц
источниках также выявлено превышение фтора (от 2,5 до 35 мг/л).
Нехватка воды вынуждает людей использовать в питьевых целях воду небезопасных источников; люди не могут надлежащим образом соблюдать личную гигиену и гигиену одежды, а также чистоту жилья.
Выводы. На планете 1,1 млрд человек не имеют доступа к качественной питьевой воде, почти две трети из них проживает в странах Азии. Миллионы людей в ряде развивающихся стран (Йемен, Бангладеш, Ирак, Сирия) вынуждены использовать опасную для жизни и здоровья воду. Отсутствие питьевой воды надлежащего качества — национальное бедствие, что требует выполнения ряда незамедлительных действий, направленных на улучшение эффективности служб водоснабжения с учётом национальных и местных особенно-
стей, а также соблюдения гигиенических требований по качеству воды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Руководство по информационно-пропагандистской деятельности: ВОЗ. — Женева, 2009.
2. Аль Сабунчи А.А. Эколого-гигиенические проблемы Ирака. - Вестник РГМУ, 2009. - № 1. - C. 71—74.
3. Аль Сабунчи А.А. Эколого-гигиеническая ситуация и здоровье населения стран Азии. — Германия: LAP lambert Academic Publishing, 2012. - 312 p.
4. Музахидул И., Аль Сабунчи А.А, Хизам Б.А. Эндемические заболевания в развивающихся странах и качество питьевой воды / И. Музахидул, А.А. Аль Сабунчи, Б.А. Хизам //Вестник Оренбургского государственного университета, 2011. - № 6. - С. 95—98.
Контактная информация:
Королик Виктор Вячеславович, тел.: 8 (495) 434-44-83, 8 (905) 786-63-70 Contact information: Korolik Viktor,
phone: 8 (495) 434-44-83, 8 (905) 786-63-70
ЭПИЗООТИЧЕСКАЯ И ЭПИДЕМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПРИРОДНОГО ОЧАГА ГЕМОРРАГИЧЕСКОЙ ЛИХОРАДКИ С ПОЧЕЧНЫМ СИНДРОМОМ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
А.А. Нафеев1,2, А.Н. Столярова1, Е.Г. Теплова3, Т.Е. Теплова3
EPIZOOTIC AND EPIDEMIC ACTIVITY OF NATURAL FOCUS HEMORRHAGIC FEVER WITH RENAL SYNDROME WITH HIGH EPIDEMIC POTENTIAL
A.A. Nafeev, A.N. Stolyarova, E.G. Teplova, T.E. Teplova
1ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области», г. Ульяновск; 2ГОУ Ульяновский государственный университет, медицинский факультет, г. Ульяновск; 'Региональное управление № 172 Федерального медико-биологического агентства России, г. Димитровград
Проведён анализ состояния основного носителя и резервуара (доминанта) хантавирусов геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС) и его влияние на заболеваемость населения. Доказано, что проведение промежуточных зоологических исследований в летний период позволяет достаточно достоверно спрогнозировать активность эпидемического процесса.
Ключевые слова: геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, численность и инфицированность рыжей полёвки, мышевидные грызуны.
The analysis of the main carrier and reservoir (dominant) hantavirus hemorrhagic fever with renal syndrome (HFRS) and its impact on public health. It is proved that an intermediate zoological research in the summer allows one to reliably determine the activity of the epidemic process.
Keywords: hemorrhagic fever with renal syndrome, infection and the number of bank vole, rodents.
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) — опасная природно-очаговая инфекция, распространенная на многих административных территориях РФ, включая Ульяновскую область. За период 2000—2009 гг. в Приволжском Федеральном округе показатели уровня заболеваемости ГЛПС в 4 раза превышали аналогичные показатели по России в
целом (на 100 тыс. населения). Пики подъема уровня заболеваемости как в ПФО, так и по Российской Федерации наблюдались в 2001-м, 2004-м и 2008-м гг., т. е. через каждые 3—4 года. Заболевания ГЛПС регистрировались ежегодно на всех административных территориях округа. Вместе с тем, уровень заболеваемости данной инфекцией в отдельных субъектах резко коле-