Научная статья на тему 'Санитарно-гигиеническая характеристика цехов промывочного ремонта паровозных депо'

Санитарно-гигиеническая характеристика цехов промывочного ремонта паровозных депо Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарно-гигиеническая характеристика цехов промывочного ремонта паровозных депо»

Для более рационального пользования схемами, в которых не указан сезон применения того или иного мероприятия, мы приводим таблицу, в которой излагаются противомушиные мероприятия и особенности их в разное время года.

Схемы вместе с таблицей облегчат организацию борьбы с мухами и выбор наиболее рациональных способов ее проведения.

Рис. 4

Совершенно очевидно, что предлагаемые схемы не охватывают всего многообразия и всех деталей борьбы. Наши схемы, как и любые другие, указывают только основные направления, в которых должна вестись борьба, с учетом местных условий и обстановки.

-К * *

ИЗ ОПЫТА МЕСТ

К. П.Харитонова

Санитарно-гигиеническая характеристика цехов промывочного ремонта паровозных депо

Из лаборатории гигиены труда Свердловской железной дороги

Задачей настоящей работы является характеристика условий труда в цехах промывочного ремонта паровозных депо для обоснования необходимых оздоровительных мероприятий.

. В практике железных дорог применяется два вида промывок — холодная и горячая, отличающиеся друг от друга главным образом тепловым режимом и време-

нем простоя паровозов в депо. В 1934 г. был разработан и внедрен новый вид промывки паровозов — теплая промывка (М. И. Якобсон, П. Л. Давидсон, Ф. Д. Баженов). Этот способ основан на циркуляционном способе охлаждения и'заправки котла с теплой промывкой при температуре 30—35°. Длительность простоев паровозов при теплой промывке составляла от 11 до 17 часов, занимая среднее место между холодной промывкой, которая длится от 36 до 65—70 часов, и горячей, продолжающейся от 6 до 10 часов.

Санитарные условия труда при ремонтных работах на паровозе (вальцовка, чеканка, смена дымогарных труб и др.) при теплой промывке значительно более благоприятны по сравнению с условиями при горячей промывке.

Тепло- и влаговыделения при промывке паровозов и метеорологические условия

Процесс теплой промывки паровозов сопровождается выделением тепла в помещение горячими поверхностями паровозов, а также трубами с горячей водой и паром.

Расчет тепловыделений показал, что в первый час захода двух паровозов серии Е в начале процесса промывки — спуска пара в цех выделяется 310 000 кал/час. Во второй час вводится третий паровоз, из которого также выпускается пар, причем тепловыделения в цех составляют 470 000 кал/час. В этот период тепловыделения являются максимальными. На протяжении третьего часа промывки тепловыделения составляют 279 500 кал/час, четвертого часа — 124 000 кал/час, а в последующие часы они постепенно уменьшаются, составляя на протяжении восьмого часа. 58 000 кал/час.

В процессе расхолаживания паровоза имеют место также влаговыделения за счет неплотностей коммуникаций труб. Однако наибольшее количество влаги поступает в воздух после открывания люков, когда вместо рециркуляции воды, применяющейся при расхолаживании паровоза, переходят непосредственно к его промывке. Вода, поступающая в котел, спускается при этом через специальные лотки в смотровых кочегарных канавах в канализацию. Вследствие отсутствия специальных приемных воронок промывочная вода из рукавов выливается частично на пол помеще ния. Площадь пола, залитая водой при промывке одного паровоза, составляла, по нашим данным, 130—150 м2. Температура разлитой воды колебалась от 25° до 35°.

Расчет, произведенный по формуле Дальтона, показал, что количество влаги, поступающей в воздух с площади пола, залитой водой, равно 105 кг/час при условии промывки одного паровоза. Это составляет 8,1 г на 1 м3 воздуха в час, что при температуре воздуха цеха (18°) дает 54% относительной влажности. В нормативах же для цехов с большим влаговыделением относительная влажность допускается до 70—75% при нормальной температуре воздуха и соответственно ниже при более высокой температуре воздуха.

Одним из основных условий борьбы с влаговыделением в промывочных депо является установка специальных воронок у открытых люков. При спуске воды из котла паровоза она не будет попадать на пол. Кроме того, путем соответствующего инструктажа необходимо добиться, чтобы промывальщики не извлекали наконечника шланга из открытых отверстий паровоза до прекращения поступления воды. Недостаточная организованность в работе объясняется также отсутствием надлежащей световой и звуковой сигнализации.

Количество производственных тепловыделений, согласно расчетам, колеблется в пределах 58 000—470 000 кал/час. При максимальном тепловыделении тепловая характеристика здания при V = 12 500 м3 составляет 438 000:12 500 = 34 кал/м3/час. Таким образом, по ГОСТ 1324-47 цех теплой промывки должен быть отнесен к группе производственных помещений «со значительными выделениями тепла».

Для характеристики метеорологических условий в промывочных цехах произведены замеры температурных условий, которые показали, что неблагоприятные метеорологические условия в теплое время года имеют место на ряде рабочих мест (площадка паровоза, ходовые части и междупутье). На площадке паровоза температура воздуха колебалась от 23,2° до 27,3°, перепад достигал 12,3°, на ходовых частях температурный перепад составлял 9°, на междупутье — 5,6°. Средняя относительная влажность воздуха колебалась от 71,3 до 86,3%. По ГОСТ 1324-47 в цехах с большими тепловыделениями температурный перепад в теплый период года не должен превышать 5°. Неблагоприятное влияние высокой температуры и повышенной влажности воздуха возрастает вследствие одновременного воздействия лучистой теплоты от нагретых частей паровоза, температура которых достигает 79°. Рабочий-люковщик при снимании люков находится в течение 45—60 минут в указанных неблагоприятных условиях.

Данные исследования метеорологического фактора в летнее время подтверждают, что в цехе теплой промывки имеют место значительные теплоизбытки и влаговыделения, создающие неблагоприятные микроклиматические условия на рабочих местах. Для улучшения метеорологических условий в летнее время необходимо провести ряд технических мероприятий, направленных на уменьшение влаговыделения, а также обеспечить необходимый воздухообмен с помощью аэрации цехов.

Исследования метеорологических условий в холодное время года показали, что ■а цехе промывочного ремонта они соответствуют норме.

В условиях холодного климата целесообразно устройство мощной подачи теплого воздуха в виде тепловых завес у ворот.

Таким образом, основными мероприятиями по оздоровлению условий труда в цехах промывочного ремонта являются выполнение технических указаний по теплой промывке паровозов, направленных на уменьшение тепла и влаговыделений, и удаление избытков тепла путем устройства аэрации.

Содержание окиси углерода и сернистого газа в воздухе промывочных цехов

Выделение газов происходит в основном при заправке паровоза после промывки и в значительно меньшем количестве — при вводе паровозов. Во время растопки паровозов нами был произведен отбор проб на различных местах как летом, так и зимой. Анализ этих проб показал, что максимальное содержание окиси углерода в летний период (0,087 мг/л) и в зимний (0,043—0,87 мг/л) — на площадке паровоза в момент его растопки, причем концентрация окиси углерода превышает в 4—40 раз предельно допустимую (ГОСТ 1324-47). Значительно меньше содержание окиси углерода на междупутье, где оно колеблется от 0,002 до 0,037 мг/л воздуха, и возле окон и дверей, где оно составляет от 0,006 до 0,002 мг/л, т. е. ниже допустимой нормы.

Концентрация сернистого газа была ниже предельно допустимой (0,02 мг/л воздуха). Так, в момент разжигания топки максимальное количество сернистого газа составляет 0,0003 мг/л воздуха, что объясняется малым содержанием его в топливе (до 0,5%).

Последующие процессы промывки не сопровождаются выделением газов, через 15—30 минут после вывода заправленного паровоза содержание окиси углерода на междупутье снижалось до 0,006 мг/л, а спустя час она не обнаруживалась вовсе.

Наличие повышенных концентраций окиси углерода во время растопки паровоза свидетельствует о недостаточной эффективности зонтов в периоды максимального выделения дыма. Следовательно, для обеспечения вытяжки из дымовой трубы паровоза следует применять более усовершенствованное приспособление. В теплое время, наряду с дымоулавливающими установками, концентрация вредных газов в воздухе может быть также значительно снижена с помощью аэрации цеха.

В ы в о д ü

1. В процессе теплой промывки паровозов имеет место выделение больших количеств влаги и тепла в помещение при спуске горячей воды из котла паровоза в канавы, от нагретых поверхностей паровозов и коммуникаций труб к агрегатам теплой промывки. В результате проведенных обследований и расчетов установлено," что при промывке трех паровозов в цехе при спуске пара и расхолаживании паровозов образуются избытки тепла в пределах 58 000—470 000 кал/час. В период промывки паровоза влаговыделения составляют около 105 кал/час. Они могут увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от соблюдения технических правил рабочими.

2. Изучение метеорологических факторов в цехах промывочного ремонта в теплое время показало, что на рабочих местах во время промывки температура воздуха достигала 27,3° при относительной влажности 86%. Зимой при открывании ворот во время входа и выхода паровоза температура в цехе падала до 8° (на расстоянии 5—8 м от ворот). Кроме того, холодный воздух, врывающийся в ворота, перемешиваясь с более теплым и влажным воздухом помещения, ведет к образованию на значительном пространстве цеха тумана, затрудняющего видимость. Это свидетельствует о том, что нагревательные приборы, расположенные в простенках между воротами, не обеспечивают быстрого нагревания поступающего воздуха.

3. Содержание в воздухе помещения окиси углерода во время процесса заправки паровозов (0,056—0,087 мг/л) превышает предельно допустимые концентрации, что свидетельствует о недостаточной эффективности дымоудаляющих установок в паровозном депо. Содержание сернистого газа в воздухе промывочных цехов при малом содержании серы в топливе значительно ниже предельно допустимой концентрации.

4. Для оздоровления условий труда в секции теплой промывки паровозных депо необходимо проведение следующих мероприятий:

а) максимально ограничить влаговыделение путем обязательного соблюдения технических правил «Инструкции теплой промывки» (§ 63);

б) в летний период проводить аэрацию цеха промывочного ремонта, обеспечи вающую необходимый воздухообмен;

в) в целях борьбы со сквозняками и с переохлаждением помещений в холодный период года оборудовать у ворот воздушно-тепловые завесы;

г) в целях борьбы с загазованностью и задымленностью воздуха в секции теплой промывки обеспечить ее рациональными дымовытяжными установками.

-а # ъ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.