КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
САНИТАРНО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРСКОЙ ВОДЫ У ПОБЕРЕЖЬЯ ЯЛТИНСКОГО КУРОРТА
Б. М. Раскин
Из бактериологической лаборатории Ялтинской городской инфекционной больницы
Санитарно-бактериологические исследования морской воды, результаты которых излагаются в настоящем сообщении, представляют интерес для оценки санитарного состояния прибрежной полосы Ялтинского курорта.
Всего в течение 3 лет наблюдений нами произведено 149 определений количества микробов методом прямого счета по Разумову, 324 исследования на коли-титр и такое же число анализов общего количества микробов методом разливки. Одновременно с этим в лабораторных условиях определяли бактерицидные свойства черноморской воды, 1 для чего изучению подвергнуты 288 зараженных проб морской воды.
Титр кишечной палочки мы определяли с помощью мембранных ультрафильтров по Барсову. Для получения более четких результатов посевы осуществлялись непосредственно на мрете, в полевых условиях. В качестве показателей фекального загрязнения морской воды учитывали все грамотрицательные разновидности кишечной палочки, способные ферментировать глюкозу при 43°.
С целью выяснения влияния скорости течения и величины волнения моря на интенсивность загрязнения мы установили в районе выпуска городских сточных вод (на различном расстоянии от него) 6 обозначенных флажками буев, которые служили постоянными точками для забора проб. Чтобы иметь четкое представление об эффективности действия глубинного выпуска и его влиянии на санитарное состояние пляжей, отбор проб производили в 21 точке (станции): пробы у пляжей забирали в 20 м от берега, у выпуска — на различном расстоянии от него, по румбам, в зависимости от направления течения. Для изучения второстепенных факторов загрязнения (теплоходы, речной сток, купающиеся) пробы отбирали еще на 17 дополнительных станциях. Одна станция на участке, не подвергающемся влиянию загрязнения, служила контрольной. Во всех случаях пробы отбирали на глубине 0,2—0,3 м.
Наблюдения проводили посезонно, круглый год, но наибольшее количество исследований выполнено в летний купальный период, являющийся периодом максимального использования отдыхающими и населением береговой полосы.
Общая протяженность 6 ялтинских пляжей составляет около 2 км (1920 м). Расположение пляжных участков на побережье и по отношению к выпуску городских сточ ных вод позволяет объединить их в две группы: 1) основные западные пляжи (городские № 1, № 2 и лечебный) и 2) менее посещаемые восточные пляжи (Массандровские Л» 1 и № 2 ) и др.
До июня 1956 г. неочищенные сточные воды сбрасывались в море у корня мола (береговой выпуск); в последующее время — по глубинному выпуску — на расстоянии 204 м от берега и на глубине 10,5 м. Количество сточных вод в зависимости от сезона колебалось в пределах 5,6—18 тыс. м3 в сутки.
Сточные воды, сбрасываемые в море по глубинному выпуску, будучи по удельному весу легче морской воды, поднимаются на поверхность, образуя желто-бурое пятно диаметром 60—80 м, и в дальнейшем распределяются по поверхности в соответствии с направлением морского течения. Направление течения является решающим фактором, определяющим распределение нечистот по морской поверхности [С. Н. Строганов, К. Миллс (К. Mills), Р. Тейлер (R. Tyler) и др.]. Поэтому, чтобы иметь возможность оценить степень загрязнения изучаемых участков, мы все заборы проб сопровождали соответствующим гидрологическим бюллетенем.
Изучение поверхностных течений прибрежной полосы Ялтинского залива показало, что они имеют непостоянный характер и связаны в основном с направлением ветра. Построенная нами на основании многолетних данных2 (за 15 лет) роза течений указывает, что повторяемость течений северо-восточной четверти, которые носят характер сгонных (по отношению к основным западным пляжам), составляет 35%, юго-
1 Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии, 1958, № 4, стр. 86—89.
2 По материалам Ялтинской гидрометеостанции.
западной четверти (нагонные)—32%, на течения двух других направлений остается только 33%.
Кроме городских сточных вод, источниками загрязнения прибрежной полосы моря в черте города служат речки Водопадная и Быстрая (коли-титр 0,08—0,0002 мл). При наличии речного стока они оказывают влияние на прибрежную морскую зону в пределах 100—250 м. В этом участке титр кишечной палочки снижается с 0,7 до 0,08 мл, количество микробов в 1 мл, определяемое методом разливки, увеличивается с 200 до 570 и прямым счетом —с 490 000 до 920 000. В летний период речки, как правило, пересыхающие, не могут быть отнесены к числу факторов, заметно ухудшающих санитарное состояние береговой полосы.
Атмосферные осадки в связи с покатостью берегового склона во много раз увеличивают загрязнение морской воды у пляжей. Так, во время дождя коли-титр морской воды составляет 0,001—0,006 мл, количество микробов по методу разливок — 1900 и по методу прямого счета — 984 000; в сухую погоду эти показатели соответственно равны 0,05—0,08 мл, 145 000 и 310 000. Вследствие незначительного количества осадков в летнее время года они могут способствовать систематическому загрязнению береговой полосы.
В результате сброса корабельных сточных вод показатели коли-титра у мест стоянки морских судов снижаются с 0,08 до 0.0004 мл, число микробов, определяемое методом разливки, увеличивается с 400 до 1180. Одновременно регистрируется ухудшение саьитарного состояния морской воды у близлежащего городского пляжа № 1: титр кишечной палочки падает с 0,07 до 0,009 мл, микробное число возрастает со 120 до 340; количество микробов, учитываемое прямым счетом, увеличивается более чем вдвое. Вместе с тем непостоянство пребывания морских судов в Ялтинском порту не позволяет рассматривать их как основной источник загрязнения побережья.
Зона загрязнения, вносимого купающимися, ограничивается 8—10 м от берега и степень загрязнения незначительна..
Отсутствие единых бактериологических стандартов на морскую воду, используемую для купания, затрудняет оценку санитарного состояния прибрежных районов. Так, Д. Бризу (J. Brisou) и Б. Мур (В. Moore) указывают, что титр меньше 0,1 мл требует проведения ряда санитарных мероприятий. Действующие в США бактериологические стандарты слабо обоснованы, разнятся по методам подсчета и допустимой величине: наиболее строгие из них не допускают коли-титра ниже 2 мл, менее строгие — ниже 0,04 мл [X. Ромер (Н. Romer)]. Нами отмечено соответствие данных санитарного осмотра показателям коли-титра: в незагрязненных участках моря коли-титр выше 1 мл.
Проведенными исследованиями (как и следовало ожидать) установлено, что степень загрязнения морской воды в районах пляжей находится в большой зависимости от гидрологической обстановки. Так, на западных пляжах при течении, имеющем характер нагонного, коли-титр меньше 0,1 мл был зарегистрирован в 81,5%, в то время как при сгонном течении такой низкий титр составлял лишь 3,6%. Аналогичные колебания с выраженной закономерностью наблюдались и при определении других бактериологических показателей загрязнения: количество микробов в 1 мл по методу разливок и по методу прямого счета. В такой же степени гидрологические факторы оказывали влияние на санитарное состояние прибрежной полосы восточных пляжей.
При равных гидрологических режимах степень загрязнения прибрежных участков восточных пляжей больше, чем западных, что объясняется более близким расположением этих участков к месту выпуска сточных вод.
Сравнивая эффективность берегового и глубинного выпусков (с учетом метео- и гидрологических условий), мы установили, что после пуска глубинного коллектора коли-титр выше 0,1 мл был зарегистрирован в 55,3%, тогда как при береговом выпуске эта цифра составляла только 20%. Следовательно, в результате реконструкции выпуска содержание кишечных бактерий у районов пляжей уменьшилось, но так как коли-титр ниже 0,1 мл продолжает регистрироваться в большом числе случаев, нельзя считать вопрос о предотвращении загрязнения прибрежной зоны полностью разрешенным.
Степень разбавления сточных вод при вертикальном подъеме из глубинного выпуска изучали методом электропроводности. Оказалось, что сточная жидкость, поднимаясь с глубины 10.5 м, разбавляется в 11 раз. Коли-титр мооской воды вблизи выходного отверстия берегового выпуска колеблется в пределах 0,00006—0,000003 мл, в то время как на поверхности моря, над глубинным выпуском он составлял 0,00183—0,000046 мл.
Распространение сточной жидкости в сторону потока и в противоположном направлении определяли на различных расстояниях от глубинного выпуска. Изучение показателей загрязнения позволило установить, что при наиболее неблагоприятных гидрологических режимах титр кишечной палочки ниже 0,1 мл сохраняется в 750 м от выпуска, а взвешенные вещества могут быть отнесены непосредственно к районам пляжей (на 1500 м).
Выводы
1. Устройство глубинного коллектора уменьшило бактериальное загрязнение участков пляжей, но полностью еще не обеспечивает их надлежащего санитарного состояния.
2. Для предупреждения загрязнения береговой полосы Ялтинского курорта необходимо предусмотреть эффективную очистку городских сточных вод. улучшить качество уборки пляжей и не допускать сброса корабельных сточных вод в прибрежную морскую зону.
ЛИТЕРАТУРА
Аглицкий С. С., Хаит К. Б. Гиг. и сан., 1952, № 2, стр. 11 —14. — Алфимов Н. Н. А\икробиология, 1954, т. 23, в. 6, стр. 693—697. — К и ч е н к о М. Гиг. и здоровье, 1941, № 5, стр. 40—44. — Р а з у м о в А. С. Микробиология, 1932, т. 1, в. 2, стр. 131 —146. — Р а с к и н Б. М. Журн. микробиол., эпидемиол. и иммунобиол., 1958, № 4, стр. 86—89. — С т р о г а н о в С. Н. Гиг. и эпидемиол., 1927, № 7, Стр. 32—35.— Яковенко В. А. Методы санитарной оценки морских вод. Л., 1950, О н ж е. Гиг. и сан., 1954, № 8, стр. 11 —15,—В г i s с u J. Techn. sanit et municipale. 1954. v. 49. p. 167—175,—К 1 i n gb e г g О., Schroedter E. Gesundheitsingenieur, 1930, Bd. 53, S. 753—755. — M i I I s K. Sewage a. Industr. Wastes, 1952, v. 24, p. 1150—1158.— Moore B. J. Hyg., 1954, v. 52, № 1, p. 71—86. — R о m e г H. Sewage a. Industr. Wastes, 1956, v. 28, № 12, p. 1495—1503. — T у 1 e r R. G. Sewage a. Industr. Wastes. 1950, v. 22, № 5, p. 685—696.
Поступила 30/VI 1958 r.
■¿г -Й- -¿r
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА РИГИ СВИН-ЦОМ ПРИ РАБОТЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ЭТИЛИРОВАННОМ
БЕНЗИНЕ
Доцент М. Д. Гарбаренко Из кафедры гигиены Рижского медицинского института
Весь автотранспорт Риги, кроме автобусов ЗИЛ-155, РАФ-251 и дизельных автомашин, работает На этилированном бензине. В связи с этим возникла необходимость исследования загрязнения свинцом атмосферного воздуха на улицах с оживленным движением автомашин.
В выхлопных газах машины «Москвич-420» свинца было найдено в пересчете на
1 м*—1,8 мг. автобуса — 4,9 мг, санитарной машины—17,6 мг. Найденные нами в выхлопных газах количества свинца следует считать заниженными вследствие несовершенства методики отбора проб.
Для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха свинцом нами были выбраны следующие показатели: 1) содержание свинца в воздухе; 2) наличие свинца на открытых частях тела у людей, находящихся на улицах продолжительное время и не имеющих непосредственного контакта с этилированным бензином или со свинцом; 3) загрязнение свинцом оконных стекол жилых и общественных зданий; 4) накопление свинца на поверхности листьев деревьев и кустарников.
Для определения загрязнения атмосферного воздуха было выбрано 5 точек, расположенных на улицах города с наиболее оживленным движением автотранспорта. В этих точках предварительно в разное время было проверено число проходящих в течение часа автомашин. Для отбора проб атмосферный воздух просасывали через
2 стеклянных аллонжа с фильтром. В первом ватный фильтр был смочен 3% уксусной кислотой, а затем промыт 3% азотной (в соответствии с требованиями Методических указаний по организации санитарного контроля за чистотой атмосферного воздуха населенных мест. М., 1952), во втором — стеклянная вата, смоченная концентрированной азотной кислотой.
Количество воздуха, пропущенного через аллонжи, измерялось реометром. В ка честве побудителя для просасывания воздуха использовали двигатель автомашины «Москвич-402» или автобуса Горьковского автозавода. Аллонжи устанавливали на высоте 1,5 м. Штатив помещали на проезжей части улицы на расстоянии 1 мот тротуара. Скорость аспирации в большинстве случаев равнялась 20 л/мин.
Продолжительность отбора чаще всего (в 13 из 27 проб) равнялась 2 часам, но отдельные пробы забирали и более длительное время (26 сентября — 4 часа), и более короткий срок (1 час 40 минут). Свинец определяли нефелометрически с бихроматом калия.
Всего было исследовано 27 проб воздуха, из них в сентябре—1, октябре—11, ноябре — 8, июле 1957 г.-—7. Результаты анализов приводятся в табл. 1.
Только в одной из 27 проб, взятых на магистральных улицах, свинец не был обнаружен.