Научная статья на тему 'Санитарная авиация при дорожно-транспортных происшествиях и ее экономическая целесообразность'

Санитарная авиация при дорожно-транспортных происшествиях и ее экономическая целесообразность Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНАЯ АВИАЦИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / МЕРОПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / SANITARY AVIATION / TRAFFIC ACCIDENTS / ACTIVITIES / ECONOMIC EXPEDIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ваньков Д.В.

Актуальность: Организация экстренной консультативной медицинской помощи, особенно при дорожно-транспортных происшествиях является важным аспектом в сохранении здоровья и жизни пострадавших. Цель исследования: анализ частоты дорожно-транспортных происшествий и смертельных исходов при них в Вологодской области за период с 2006 по 2017 гг. Материал и методы: данные медицинских документаций по регистрации дорожно-транспортных происшествий и оказанию медицинской помощи при них. Результаты и их обсуждение: перечень мероприятий по оказанию экстренной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях определен рядом Постановлений Правительства и приказами Министерства здравоохранения различного уровня. Число погибших детей на месте ДТП выросло на 1 случай, умерших на догоспитальном этапе и в первые семь дней после госпитализации сократилось до нуля, в период после госпитализации от 0 до 30 дней уменьшилось на 3 случая. Выводы: За анализируемый период число погибших при дорожно-транспортных происшествиях сократилась на 34,0%, число умерших в стационаре за первые 7 суток после госпитализации на 45,2%, от 0 до 30 суток на 46,3%. Смертность на догоспитальном этапе на 40,0%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ваньков Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sanitary aviation in road accidents and its economic feasibility

Relevance: The organization of emergency medical advice, especially in road accidents is an important aspect in preserving the health and life of the victims. Purpose of the study: analysis of the frequency of road accidents and fatalities in the Vologda region for the period from 2006 to 2017. Material and methods: the data of medical documentation on the registration of road accidents and the provision of medical care in their presence. Results and discussion: a list of emergency medical care for road traffic incidents is defined by a number of Government Decrees and orders of the Ministry of Health at various levels. The number of dead children at the scene of the accident increased by 1 case, died at the prehospital stage and in the first seven days after admission was reduced to zero, in the period after hospitalization from 0 to 30 days decreased by 3 cases. Conclusions: during the analyzed period, the number of deaths in road accidents decreased by 34.0%, the number of deaths in the hospital for the first7 days after hospitalization by 45.2%, from 0 to 30 days by 46.3%. Mortality at the prehospital stage is 40.0%.

Текст научной работы на тему «Санитарная авиация при дорожно-транспортных происшествиях и ее экономическая целесообразность»

Д.В. Ваньков,

к.м.н., главный врач Вологодской областной клинической больницы, г. Вологда

САНИТАРНАЯ АВИАЦИЯ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

УДК 61-614.7

Ваньков Д. В. Санитарная авиация при дорожно-транспортных происшествиях и ее экономическая целесообразность (Вологодская областная клиническая больница, г. Вологда)

Аннотация. Актуальность: Организация экстренной консультативной медицинской помощи, особенно при дорожно-транспортных происшествиях является важным аспектом в сохранении здоровья и жизни пострадавших. Цель исследования: анализ частоты дорожно-транспортных происшествий и смертельных исходов при них в Вологодской области за период с 2006 по 2017 гг. Материал и методы, данные медицинских документаций по регистрации дорожно-транспортных происшествий и оказанию медицинской помощи при них. Результаты и их обсуждение: перечень мероприятий по оказанию экстренной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях определен рядом Постановлений Правительства и приказами Министерства здравоохранения различного уровня. Число погибших детей на месте ДТП выросло на 1 случай, умерших на догоспитальном этапе и в первые семь дней после госпитализации сократилось до нуля, в период после госпитализации от 0 до 30 дней уменьшилось на 3 случая. Выводы: За анализируемый период число погибших при дорожно-транспортных происшествиях сократилась на 34,0%, число умерших в стационаре за первые 7 суток после госпитализации -на 45,2%, от 0 до 30 суток - на 46,3%. Смертность на догоспитальном этапе - на 40,0%.

Ключевые слова: санитарная авиация, дорожно-транспортные происшествия, мероприятия, экономическая целесообразность.

Введение

доровье населения является одним из важных аспектов организации здравоохранения и общественного здоровья [1]. Дорожно-транспортные происшествия представляют угрозу здоровью населения. Аварийные ситуации чаще связаны с чело-ескими факторами [2] при явных возможностях их предотвраще-3], что особенно актуально в период высокой заболеваемости команией и алкоголизмом [4, 5, 6]. По данным Махутова Н.А. и и соавт. [7], до 22,0% случаев аварий связаны с человеческим фактором. Важную роль в развитии чрезвычайных ситуаций имеют также факторы окружающей среды [8]. В таких ситуациях особенно важную роль играет грамотность и своевременность оказания первичной медико-санитарной помощи. Неразрешимость проблемы дорожно-транспортных происшествий повышает ее актуальность [9]. Возрастает роль бригад быстрого реагирования, в том числе с привлечением наземных технических средств и с использованием санитарной авиации. До настоящего времени остается нерешенным ряд проблем, связанных с тактикой оказания экстренной консультативной медицинской помощи (ОЭКМП), в том числе специализированной, пострадавшим после ДТП [10].

© Д.В. Ваньков, 2018 г.

4G

енеджер

здравоохранения

Цель исследования. Провести анализ частоты дорожно-транспортных происшествий и смертельных исходов при них в Вологодской области за период с 2006 по 2017 гг.

Материал и методы. Данные медицинских документаций по регистрации дорожно-транспортных происшествий с их исходами и оказанию медицинской помощи при них в Вологодской области за период с 2006 по 2017 гг.. В работе применялись математический, аналитический и описательный методы статистического анализа.

Результаты и их обсуждение. Своевременность организации оказания экстренной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях представляет общегосударственную проблему, закрепленную целым рядом регламентирующих документов, в том числе Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 734 «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф»; Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2017 г. № 539 «О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие здравоохранения»; Федеральной

Год Число ДТП Число пострадавших Число погибших

2006 2965 3729 332

2007 2787 3509 310

2008 2392 2988 273

2009 2262 2787 142

2010 2447 3098 123

2011 2849 3667 179

2012 2989 3840 186

2013 2824 3662 177

2014 2625 3347 187

2015 2112 2749 129

2016 2193 2732 122

2017 1810 2325 130

целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» и другими нормативными документами, в том числе регионального значения.

Спасение человеческих жизней по общепринятым медицинским правилам в пределах «Бриллиантовых минут» и «Золотого часа» является основным вектором планирования и проведения организационных мероприятий, в том числе на территории Вологодской области. Использование санитарной авиации позволяет приблизить специализированную медицинскую помощь как для экстренной доставки пострадавших в травмоцентры первого уровня (в составе БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница») и приравненного к нему травмоцентра в составе БУЗ ВО «ВОКБ № 2», так и для проведения необходимой специализированной медицинской помощи в условиях районного госпиталя.

Актуальность организации отделения экстренной консультативной медицинской помощи при ДТП обусловлена большим числом пострадавших и погибших на автодорогах области и высоким числом летальных исходов среди пострадавших.

Таблица 1

Данные территориального центра медицины катастроф по числу пострадавших и погибших при дорожно-транспортных происшествиях за период 2006-2017 г.г.:

Менеджер

к 47 -

ш

здравоохранения

Повышение информированности населения путем межведомственного взаимодействия специалистов дорожно-патрульной службы и медицинских работников по профилактике правонарушений за последние 12 лет позволило снизить число ДТП в Вологодской области на 39,0%. Число пострадавших при этом за аналогичный период сократилось на 37,7% (таблица 1). Благодаря отлаженной работе бригады экстренной консультативной медицинской помощи при БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» и специалистов станции Скорой медицинской помощи Вологодской области число погибших уменьшилось на 60,8% (таблица 1).

Однако на фоне продолжающегося снижения случаев ДТП и пострадавших при них, относительно предыдущего года, число погибших в результате ДТП выросло на 6,6% (таблица 1). В динамике за 2013-2016 г.г. прослеживалось снижение числа погибших (-34,0%), однако в 2017 г., относительно предыдущего года, общее число погибших при ДТП выросло (+6,6%) за счет увеличения числа погибших на месте ДТП (+9,8%) и умерших в стационаре в первые 30 суток от момента госпитализации (+7,4%). В целом за анализируемый период число погибших при дорожно-транспортных происшествиях сократилась на 34,0%, число умерших в стационаре за первые 7 суток после госпитализации сократилось на 45,2%, от 0 до 30 суток - на 46,3%. Смертность на догоспитальном этапе сократилась на 40,0%. Число погибших детей на месте ДТП выросло на 1 случай, умерших на догоспитальном этапе и в первые семь дней после госпитализации сократилось до нуля, в период после госпитализации от 0 до 30 дней уменьшилось на 3 случая.

С целью снижения смертности на стационарном этапе оказания медицинской помощи важным является грамотная организация потоков пострадавших при ДТП. При наличии в составе БУЗ ВО «ВОКБ» травмоцентра первого уровня транспортировка пострадавших тяжелой, средней степени тяжести (при

наличии показаний для транспортировки) с территории г. Вологды, Вологодского района и муниципальных районов области, таких как Сокольского, Грязовецкого, Междуречен-ского, Сямженского, должна осуществляться именно в травмоцентр первого уровня для предоставления необходимых объемов оказания медицинской помощи в интервале «Золотого часа». Опыт работы показывает необходимость совершенствования механизмов доставки пострадавших при ДТП со средней и тяжелой степенью в травмоцентр на базе многопрофильной областной клинической больницы № 2 (г. Череповец), имеющий необходимое оснащение и персонал для качественного оказания помощи пострадавшим.

При центральной районной больнице, имеющей в составе травмоцентр 2-го уровня, необходима организация полноценной работы по экстренному оказанию медицинской помощи путем рационального обеспечения кадровыми ресурсами. Ввиду частых ДТП с тяжелыми последствиями для организма пострадавших был издан Приказ департамента здравоохранения Вологодской области от 21.10.2015 г. № 509 «О направлении пострадавших с тяжелыми видами травм, в т.ч. травмами, полученными при ДТП, сопровождающихся травматическим шоком, в БУЗ ВО «ВОКБ», который закрепил маршрутизацию пациентов с шокогенной травмой в травмо-центр 1-го уровня на базе областной клинической больницы.

Приказ Департамента здравоохранения области от 22.04.2009 г. № 650 «Об утверждении зон ответственности районов Вологодской области по организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях» определил: зоны ответственности медучреждений распределены в соответствии с принципом 30-минутной транспортной доступности; время выполнения вызова («доезда») скорой медицинской помощи в городах Вологде и Череповце сократилось до 10 минут, а в муниципальных районах - до 40 минут.

1енеджер

здравоохранения

Приказом департамента здравоохранения области от 08.02.2016 г. № 53 «Об организации оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП на территории области» проведено распределение медицинских организации субъекта по уровням травмоцентров, определены их конкретные участки ответственности вдоль федеральных и региональных автодорог. При этом остается нерешенной проблема обновления автопарка отделения экстренной консультативной медицинской помощи (санавиации), базирующегося в составе областной клинической больницы. В подавляющем большинстве автомобили имеют 100%-ую изношенность и низкий уровень комфорта для персонала и пациентов. И это при необходимости постоянных дальних выездов, в том числе, в другие регионы страны.

Следует учитывать, особенностью транспортной доступности ряда районов области является значительная удаленность от областного центра (порядка 500 км) и, соответственно, невозможность своевременного оказания (используя правило «Золотого часа») специализированной медицинской помощи без использования санитарной авиации. В этих условиях оправдано желание скорейшего задействования санитарной авиации для экстренной доставки пострадавших в ведущие стационарные медучреждения области.

Проведенный тайм-менеджмент вылета санитарно-авиационной бригады показал следующие результаты (таблица 2).

Таким образом, вертолет с дежурной бригадой санитарной авиации на борту

Тайм-менеджмент вылета бригады отделения экстренной консультативной медицинской помощи (санавиации)

№ п/п Необходимые действия Время на действие Всего времени

1. Поступление информации с момента ДТП диспетчеру СМП в районном звене. 5 мин. 5 мин.

2. Принятие информации о ДТП диспетчером районного звена СМП и передача в ОДО ТЦМК на ОЭКМП (Приказ департамента здравоохранения области № 470).Бригада ОЭКМП переводится в режим повышенной готовности. 5 мин. 10 мин.

3. Доезд бригады СМП районного звена до места ДТП. 40 мин. (норматив) 55 мин.

4. Осмотр пострадавшего (-ших) на месте. Выставление предварительного диагноза. 5 мин. 60 мин.

5. Передача данных о пострадавших и их маршрутизации диспетчеру СМП районного звена. Их фиксация диспетчером СМП. 5 мин. 65 мин.

6. Передача данных по пострадавшим, предварительным диагнозам, маршрутизации диспетчером СМП района на ОЭКМП. Их фиксация диспетчером ОЭКМП. 5 мин. 70 мин.

7. Составление, передача заявки на вылет в Вологодское авиапредприятие. 5 мин. 1 ч. 15 мин.

7. Принятие решения на выезд и выезд сотрудников ОЭКМП на аэродром ВАП. 20 мин. 1 ч. 35 мин. (бригада в аэропорту)

Бригада ОЭКМП в аэропорту спустя 1 ч. 35 мин. после ДТП.

Заявка на вылет поступает в авиапредприятие спустя 1 ч. 15 мин. после ДТП.

8. Обеспечение готовности к вылету воздушного судна со стороны Вологодского авиапредприятия. 1 ч. 2 ч. 15 мин.

9. Полет к месту ДТП, с учетом обоснованности вылета от 150 км, при крейсерской скорости порядка 200 км/ч. от 1 ч. 3 ч. 15 мин.

Спустя 3 ч. 15 мин. вертолет с авиамедицинской бригадой у точки ДТП.

Таблица 2

№ В

201В

Менеджер

к 49 -

здравоохранения

окажется на месте дорожно-транспортного происшествия только спустя 3 часа 15 минут. К этому времени, с учетом ранее указанной маршрутизации, со 100%-ой вероятностью пострадавшие при ДТП будут доставлены в районное госпитальное звено как минимум второго уровня, где начинается оказание медицинской помощи в объеме первичной медико-санитарной помощи. Именно туда, исходя из практики и тайм-менеджмента, прибывает бригада ОЭКМП для оказания специализированной медицинской помощи и, по необходимости, проведения медицинской эвакуации.

Существуют и организационные вопросы, требующие взаимодействия для посадки санавиации на дорожное полотно: возможность посадки на дорогу поблизости от места ДТП; невозможность посадки в темное время суток; необходимость перекрытия автодороги (в ряде случаев федеральной). В настоящее время объемы взаимодействие между смежными службами не отработаны, особенно в части координации мероприятий по ликвидацию работ в очаге чрезвычайной ситуации. При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2017 г. № 539 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения», требуется санитар-но-авиационная эвакуация пациентов с сердечно-сосудистой патологией в центральные медучреждения области (до 100% - целевой показатель) в первые сутки, что занимает до 90% рабочего времени авиамедицинской бригады. Обеспечение санитарно-авиацион-ной эвакуации с дорожного полотна оправдано (приближается к «Золотому часу») только при наличии специально оборудованного вертолета и круглосуточного дежурства подготовленной авиамедицинской бригады с учетом необходимой доступности в зоне 150 км.

Следует отметить, что с экономической точки зрения необходимо:

- Ежегодная закупка полетных часов -146 млн. 209 тыс. 120 руб. (данные за 2017 год). При условии необходимости, 5 вертоле-

тов; порядка 731 млн. 45 тыс. 600 руб. в год будут уходить на полетные часы.

- Оплата дежурства вертолета (9 ча-сов/сут. (в настоящее время) Ч 9000 руб./час Ч 200 раб. дней) = 16 млн. 200 тыс. в год. Взят показатель дежурства - 9 часов в сутки, так как по факту в ночное время Вологодское авиапредприятие полеты не осуществляет.

- Оплата труда и налоги одной авиамедицинской бригады (2 фельдшера + 1 врач) на круглосуточном дежурстве = 8 403 587 руб. в год, Ч 5 бригад = 42 млн. 17 тыс. 935 руб. в год.

- Прочие расходы (матер. запасы, ремонты, учеба, коммуналка) = 850 942 руб. в год, Ч 5 бригад = 4 254710 руб. в год.

Таким образом, примерная годовая стоимость расходов на содержание 5 вертолетов с бригадами составит: 731045 600 руб. + 16 200 000 руб. + 42 017 935 руб. + 4 254 710 руб. = 1 млрд. 313 млн. 224 тыс. 900 руб. в год. Кроме того, потребуется обучение дополнительных смен авиамедицинских бригад и обеспечение их рабочими местами.

Выводы:

Оказание экстренной консультативной, первичной медико-санитарной и первичной специализированной медицинской помощи в условиях частых дорожно-транспортных происшествий представляет высокую актуальностью и представляет общегосударственную проблему, закрепленную целым рядом регламентирующих документов.

За анализируемый период благодаря профессионализму сотрудников авиамедицинской бригады, специалистов медицинских организаций и патрульной службы число погибших при дорожно-транспортных происшествиях сократилась на 34,0%; число умерших в стационаре за первые 7 суток после госпитализации сократилось на 45,2%; от 0 до 30 суток - на 46,3%. Смертность на догоспитальном этапе сократилась на 40,0%.

При достаточном числе нормативных документов по оказанию медицинской помощи

1енеджер

здравоохранения

пострадавшим при ДТП на территории области остается проблема оснащения бригады

санавиации современной техником и решение кадрового вопроса.

Литература

1. Стародубов В.И. Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы/ В.И. Стародубов, Ю.В. Михайлова, А.Е. Иванова. - М.: Медицина, 2003. - 288 с.

2. Корчнев И.П. Рисунок времени. Человеческий фактор - как две стороны одной медали производственной деятельности человека/ И.П. Корчнев, В.С. Терещенко// Безопасность и охрана труда. № 1 2013. http://www. biota. ru/publish/magazine/article/1009.

3. Либерман А.Н. Техногенная безопасность: Человеческий фактор. /А.Н. Либер-ман// С.- Петербург. Изд-во «ВИС». http//www liberman.de/books/arkadi_n_liberman_ technological_safety.pdf. - 2006. - 103 с.

4. Почитаева И.П. Организационные аспекты летальности потребителей наркотиков в субъекте Российской Федерации/ И.П. Почитаева// Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2014. - № 3/4. - С. 19-22.

5. Почитаева И.П. Заболеваемость наркоманией и ее распространенность в Костромской области за период с 2005-2014 гг./ И.П. Почитаева// Здравоохранение Российской Федерации. - 2016. - № 1. - С. 41-44.

6. Иванова М.А. Проблемы наркомании в Российской Федерации/М.А. Иванова, М.В. Воробьев// Вестник последипломного медицинского образования. - 2014. - № 1. - С. 8-9.

7. Махутов Н.А. Влияние человеческого фактора на безопасность технических систем/ Н.А. Махутов, Р.С. Ахметханов, Е.Ф. Дубинин, В.И. Куксова// Проблемы безопасности и чрезвычайых ситуаций. Научный информационный сборник. - 2014. - № 3. - С. 80-98.

8. Добровольский Б.С. Безопасность машин и человеческий фактор/под редид-ра тех. наук., профессора С.А. Волкова. СПбГАСУ. - СПб- 2011. - 111 с. http//interlibrary. narod.ru/GenCat/GenCat. Tech.Dep/BM/220000010/220000010.pdf.

9. Дурнев P.A., Колесников Д.В., Сломянский В.П. и др. Состояние системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях // ВИНИТИ. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - 2000. - № 5. - С. 216-221.

10. Кавалерский М.Г. Оптимизация оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на примере Красногорского муниципального района/ Кавалерский Михаил Геннадьевич: автореф дисс. на соиск. уч.ст. канд мед.наук по специальности -14.02.03 - Общественное здоровье и здравоохранение, 2011 год.

UDC 61-614.7

Vankov D. V. Sanitary aviation in road accidents and its economic feasibility (Vologda Regional Clinical Hospital, Vologda)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. Relevance: The organization of emergency medical advice, especially in road accidents is an important aspect in preserving the health and life of the victims. Purpose of the study analysis of the frequency of road accidents and fatalities in the Vologda region for the period from 2006 to 2017. Material and methods the data of medical documentation on the registration of road accidents and the provision of medical care in their presence. Results and discussion: a list of emergency medical care for road traffic incidents is defined by a number of Government Decrees and orders of the Ministry of Health at various levels. The number of dead children at the scene of the accident increased by 1 case, died at the prehospital stage and in the first seven days after admission was reduced to zero, in the period after hospitalization from 0 to 30 days decreased by 3 cases. Conclusions: during the analyzed period, the number of deaths in road accidents decreased by 34.0%, the number of deaths in the hospital for the first 7 days after hospitalization by 45.2%, from 0 to 30 days - by 46.3%. Mortality at the prehospital stage is 40.0%.

Keywords: sanitary aviation, traffic accidents, activities, economic expediency.

№ В Менеджер

201В здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.