кова, С.А. Кожевников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - №6(36). - С. 34-46.
13. Шулепов, Е.Б. Социальный корпоратизм: теоретические основы и опыт реализации [Текст] / Е.Б. Шулепов. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. - 154 с.
14. Uskova, T. Public-private partnership as a mechanism of economic modernization [Text] /
T. Uskova // VykonnstL pobniky. - 2012. - No 2 - P. 107-113.
15. Uskova, T.V. Social responsibility of Russian business: theoretical vision and practical implementation / T.V. Uskova, E.D. Razgulina // Transfer inovacii. - 2013. - 26. - P. 9-12.
УДК 332.146.2
САНАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ
Хомякова Анна Александровна (Xomakova@mail.ru) ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет» В статье исследованы особенности процесса санации региона. Сформулировано определение процесса санации, рассмотрен его механизм. Санацию экономики региона предложено рассматривать в единстве процессов финансового и экономического оздоровления.
Ключевые слова: депрессивный регион, санация, кризис, экономическая система, финансовое оздоровление.
Развитие кризисов характерно для экономической системы любого уровня, при этом следствием антикризисного управления является ликвидация «безнадёжных» и оздоровление потенциально «жизнеспособных» экономических систем. Принципиальной особенностью региона, рассматриваемого в качестве объекта антикризисного управления, является недопустимость его ликвидации (в отличии, например, от предприятия-должника, проходящего процедуру банкротства), в связи с чем, цели, задачи и механизмы санации региона принципиально отличаются от указанных параметров санации предприятия. Исследуя сущность санации экономической системы, необходимо охарактеризовать такие категории как объект, субъект, цель и механизмы. В соответствии с целями проводимого нами исследования указанные категории мы будем рассматривать, ориентируясь на особенности региона как системы ме-зоуровня экономики. В контексте экономической трактовки регион - это часть территории, на которой существует сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи между хозяйственными субъектами и внешней средой, представляющая собой подсистему всего социально-экономического комплекса страны. Учитывая особенности финансирования воспроизводственных процессов (в частности, наличие регионального бюджета), протекающих на уровне той или иной территории РФ, идентифицировать регион в настоящем исследовании мы будем как территорию в административных границах субъекта Федерации, характеризующуюся наличием политико-административных органов управления.
В отечественной научной экономической литературе содержание и механизмы санации традиционно исследуются на микроэкономиче-56
ском уровне. Большинство исследователей подчёркивают реорганизационный характер мероприятий, реализующихся в процессе санации предприятия [6, 7, 8]. При этом в контексте антикризисного управления чаще всего рассматривается финансовая санация, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на установление платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, находящегося в состоянии финансового кризиса, с целью предотвращения его ликвидации [6].
Термин «санация» чаще всего трактуется с позиции положений законодательных документов о банкротстве, как «меры, принимаемые собственником имущества должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления его платежеспособности». Важно подчеркнуть, что комплекс таких мер предполагает предоставление финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника [1]. Подобный подход предполагает принципиальную необходимость участия в санации сторонних юридических или физических лиц в целях предотвращения банкротства организации и повышения ее конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.
Вопросам санации экономических систем мезоуровня посвящено существенно меньшее количество исследований. Так, А.К. Нагоева отмечает, что санацией территорий следует считать систему мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования [4]. При этом особое внимание автор уделяет механизмам реструктуризации экономики региона, формами которой выступает трансформация экономиче-
ского потенциала, социальная разгрузка территории, устранение причин экологических катастроф и др. Автор подчёркивает целевую направленность оздоровительных мероприятий на повышение или формирование конкурентоспособности региона.
Примечательно, что санацию региона, так же как и санацию предприятия, можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения антикризисного управления, инициированного самим субъектом, и с точки зрения процедур банкротства, регламентируемых положениями соответствующего законодательства. Так, в зарубежной практике известны случаи применения положений законодательства о банкротстве на уровне муниципальных образований [2]. При этом основным инструментом санации является соглашение о реструктуризации долговых обязательств. В Венгрии в 1996 г. вступил в силу Закон «Об урегулировании задолженности муниципальных образований» в соответствии с которым муниципалитет, не исполнивший свои обязательства в срок, принимает чрезвычайный бюджет, предусматривающий финансирование только минимального набора бюджетных услуг: все прочие расходы, включая расходы на обслуживание и погашение долга, не финансируются. В течение установленного срока муниципальное образование должно разработать и согласовать с инвесторами условия реструктуризации всех долговых обязательств и график платежей по долгу. Если соглашение не достигнуто, временный управляющий открывает конкурсное производство и формирует конкурсную массу из имущества муниципального образования, приватизация которого разрешена действующим законодательством. Имущество реализуется на аукционах, доход от которых используется для расчетов с кредиторами.
Основной причиной развития неудовлетворительного состояния экономики региона считают произошедшие острые экономические кризисы в основных отраслях производства таких территорий. В соответствии с данным утверждением следует различать традиционно экономически неразвитые («отсталые»), депрессивные и кризисные регионы. Так, Б.А. Кумпилова в своей статье [3] выделяет:
• отстающие в экономическом отношении регионы, которые характеризуются чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточными производственным и финансовым потенциалами;
• депрессивные районы, представляющие собой территории, обладающие достаточным экономическим и финансовым потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, растущей безработицей;
• кризисные регионы, проблемы которых
отличаются экстремальным характером экономических, социально-политических и экопри-родных процессов (например, остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов).
Подчеркнём тот факт, что объективная классификация региона играет принципиальную роль в процессах его санации: внешне схожие симптомы могут быть следствием совершенно различных кризисоформирующих причин. При этом динамика критических ухудшений состояния экономики региона может свидетельствовать о развитии кризиса (в случае, когда динамика социально-экономических показателей резко отрицательная), либо о развитии депрессии (когда наблюдается стабилизация социально-экономических показателей на качественно низком уровне). В свою очередь негативные результаты оценки состояния экономики региона по сравнению с другими регионами позволяет классифицировать его как отстающий в экономическом отношении. Отстающие в экономическом отношении регионы, при сравнительно низких значениях социально-экономических показателей могут показывать их положительную динамику. В то же время, депрессивные регионы вполне могут характеризоваться высоким, по сравнению с другими регионами, уровнем социально-экономических показателей, однако при этом их уровень существенно ниже, чем в прошлые периоды и не демонстрирует тенденции к росту.
В наиболее общем случае можно утверждать, что для отсталых регионов характерно изначальное отсутствие, либо недостаточное освоение имеющихся «точек роста», тогда как для депрессивных и кризисных регионов характерна утрата подобных источников развития. Учитывая тот факт, что регион является сложной экономической системой, потеря подобных системообразующих элементов, их деградация, неизбежно приводит к разрушению имеющихся внутрисистемных связей, а также к разрушению и деградации других элементов региональной экономической системы. В связи с чем, санация депрессивных территорий неизбежно связана с процессами реструктуризации, тогда как в отношении отстающих регионов санация преимущественно принимает характер программ развития.
Процессы антикризисного управления могут быть как самоорганизованными, так и регламентированными: в последнем случае субъектом антикризисных воздействий выступают вышестоящие органы управления, включая органы государственной власти. Так, субъектом санации региональных экономических систем, являются как федеральные и муниципальные органы власти, так и отдельные, преимущественно системообразующие, хозяйствующие
субъекты (например, градообразующие предприятия в монопоселениях).
Механизмы санации проявляется в единстве двух процессов: финансового и экономического оздоровления (рис. 1).
Рисунок 1. Концептуальное содержание процесса санации экономической системы
При этом финансовое оздоровление следует рассматривать как процесс разработки и реализации мероприятий, направленных на обеспечение условий для стабильного функционирования и развития финансовой подсистемы региона, а экономическое оздоровление -как разработку и реализацию мероприятий, направленных на формирование и/или развитие перспективных хозяйствующих субъектов - резидентов («точек роста») экономики региона.
Предпосылки экономического развития региона включают ресурсные факторы (трудовые, производственные, природные, финансовые ресурсы) и инфраструктурные элементы (коммуникационно-информационные сети, институциональные структуры управления, межрегиональные и межнациональные экономические связи). Очевидно, что активизация подобных предпосылок возможна в условиях реструкту-
ризации, которая представляет собой комплексный, непрерывный процесс преобразования деятельности региона на основе повышения эффективности использования ресурсов региональной экономики и внутрисистемных связей между её элементами.
По нашему мнению, комплекс мероприятий экономического оздоровления, прежде всего, должен включать реструктуризацию, диверсификацию и повышение инновационной активности региональной экономики, направленные на создание и развитие перспективных хозяйствующих субъектов - резидентов субъекта РФ. В процессе же финансового оздоровления необходимо обеспечить способность региональной финансовой системы привлекать, аккумулировать и перераспределять финансовые ресурсы, для обслуживания формируемых воспроизводственных процессов, в достаточном объёме и
на приемлемых условиях. Комплекс подобных мероприятий должен создать необходимые предпосылки для формирования в региональной системе состояния самоподдерживающегося экономического роста, при котором генерируемые внутри системы финансовые потоки обеспечивают финансовые потребности этой системы, связанные с поддержанием её функционирования и расширенного воспроизводства.
Таким образом, санация региона может быть определена как совокупность процессов финансового и экономического оздоровления экономической системы, реализуемых органами государственного управления, включающих разработку и реализацию комплекса первоочередных и стратегических мероприятий, и направленных на формирование состояние самоподдерживающегося экономического роста экономической системы и обеспечение максимизации уровня использования её финансового потенциала.
Отметим, что ввиду исчерпания в экономике кризисных, депрессивных и отсталых регионов импульсов к их саморазвитию, в процессах санации чрезвычайно актуально наличие «внешнего толчка», который может быть успешно реализован в формате программ государственной поддержки. Так в настоящее время в РФ в отношении отстающих, кризисных и депрессивных территорий действует механизм создания Зон территориального развития, который предполагает реализацию таких поддерживающих мер, как:
1) предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации в зоне территориального развития инвестиционных проектов с участием её резидентов;
2) создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности РФ и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) предоставление резидентам в аренду земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
4) предоставление резидентам зоны налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита;
5) предоставление государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым резидентами Зон территориального развития для реализации проектов, включённых в Перечень заявок;
6) предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ в целях поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляемой юри-
дическими лицами, индивидуальными предпринимателями, включёнными в Перечень заявок.
Признавая принципиальную необходимость разработки и реализации программ государственной поддержки развития кризисных и депрессивных регионов, особое внимание необходимо обратить на соответствие состава финансируемых таким образом мероприятий целям санации экономики региона. Только при условии системного подхода к управлению процессом санации возможно сформировать комплекс антикризисных мер, предполагающих не только реструктуризацию, повышение инновационной активности и диверсификацию экономики, но и обязательную «настройку» всех элементов финансовой подсистемы региона. Только в этом случае можно обеспечить эффективное освоение привлечённых внешних финансовых ресурсов, создать благоприятные условия для наращивания собственного финансового потенциала и обеспечить возможность для его максимально полного использования в финансировании расширенного воспроизводства.
Литература
1. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // СПС Консультант Плюс: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2. Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы - Пенза: пензенский государственный университет. - 350с.
3. Кумпилова, Б.А. Некоторые особенности формирования региональной экономической политики с позиций дотационного региона // Социально-экономические явления и процессы. - 2008. - №3. - С. 53-55. - С.54
4. Нагоева, А.К. Реструктуризация региональной экономической системы как способ выхода из депрессивного состояния // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2011. - № 1. - С. 127-132.
5. Орехов, В.И. Антикризисное управление: учебник. / В.И. Орехов, К.В. Балдин, Н.П. Гапоненко - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 523.
6. Путиков, А.С. Реструктуризация задолженности на предприятии в процессе его финансовой санации // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. -2010. - № 9. - С. 207-210.
7. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева - М.: ИНФРА-М, 2010 - С.383.
8. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия, 3-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2008 - С.534.