АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ
© Костина Г.А.*
Филиал Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск
Необходимость выработки механизмов антикризисного регулирования и управления на всех уровнях государственного устройства. Особенности систем государственного и муниципального управления в условиях рыночной экономики. Антикризисное регулирование развития территории (региона, МО). Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по антикризисному регулированию. Необходимость разработки системы антикризисного регулирования развития территории. Специальные инструменты, направленные на смягчение давления рынка на предприятия, формирующие налоговую базу (промышленная и инвестиционная политика), защиту населения кризисной территории (социальная политика), а также на создание эффективной системы управления государственным и муниципальным долгом и реформирование межбюджетных отношений (бюджетная и долговая политика). Социальные последствия экономических и финансово-бюджетных кризисов. Содержание антикризисного регулирования.
Системный кризис переходного периода в российской экономике осложнен глубоким промышленным и инвестиционным спадом, дезинтеграцией расширенного воспроизводственного процесса, расстройством финансового хозяйства, повышенной зависимостью от внешних обстоятельств, отсутствием эффективного контроля над использованием государственной собственности, падением жизненного уровня населения, безработицей и высокой социальной ценой реформ. В подобных условиях для становления новых социально-экономических отношений необходим углубленный мониторинг и анализ постоянно изменяющихся условий и факторов циклического развития экономики, методов и инструментальных технологий предупреждения и предотвращения кризисных явлений. Особо остро стоит задача выработки механизмов антикризисного регулирования и управления на всех уровнях государственного устройства федеративного государства, органично встроенных в общую систему макроэкономического регулирования.
Одной из специфических особенностей систем государственного и муниципального управления в условиях рыночной экономики является их двойственная роль в хозяйственных процессах. С одной стороны, и государство, и органы местного самоуправления являются крупными собственниками и активными участниками хозяйственных отношений, с другой стороны, обладая властными полномочиями, они имеют возможность непосредственно регулировать эти отношения путем издания соответствующих законодатель-
* Старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления.
ных и нормативных правовых актов. Такое положение вещей требует обоснования научных подходов к пониманию сущности и природы кризисных явлений, к определению места и роли антикризисного управления в системе управления территорией. В первую очередь, необходимо выяснить, какие макроэкономические параметры сигнализируют о возможности развития кризисной ситуации, с тем чтобы иметь возможность своевременно разработать эффективную антикризисную стратегию и сгладить негативные моменты циклического развития экономики, обеспечив экономический рост.
Антикризисное регулирование развития территории (региона, МО) -это система мер организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства и органов местного самоуправления, обеспечивающих создание условий для снижения риска возникновения кризисных ситуаций, преодоления кризисных явлений и для дальнейшего устойчивого развития как самой территорий, так и находящихся на ней предприятий и организаций.
Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по антикризисному регулированию сводится к разработке антикризисной политики, которая, в свою очередь, реализуется через антикризисные программы и проекты в сфере поддержки предпринимательства, привлечения инвесторов, социальной защиты, оптимизации бюджета и управления муниципальным долгом. Поскольку кризис территории затрагивает практически все сферы жизнедеятельности регионов и муниципальных образований, антикризисное регулирование осуществляется путем разработки законодательных и иных нормативных правовых актов в рамках региональной (муниципальной) инвестиционной, промышленной, налоговой, бюджетно-финансовой, в т.ч. долговой, социальной, экологической и др. политики.
Система антикризисного регулирования развития территории необходима для достижения следующих основных целей:
1. формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и механизмов, позволяющих привлекать дополнительные инвестиции на развитие территории;
2. создание систем налогообложения, бюджетного инвестирования и бюджетного финансирования, обеспечивающих развитие реального сектора экономики;
3. обеспечение баланса интересов органов власти, хозяйствующих субъектов и населения на территории муниципального образования, включая четкое разграничение собственности, полномочий, прав и ответственности на всех уровнях управления;
4. создание системы межбюджетных отношений, повышающей степень самостоятельности местных бюджетов;
5. формирование механизмов повышения эффективности управления региональными (муниципальными) финансами и региональной (муниципальной) собственностью;
6. разработка системы мер, направленных на улучшение качества жизни населения всех социальных слоев и категорий, создание благоприятных условий для образования новых рабочих мест.
Исходя из содержания поставленных задач, деятельность по антикризисному регулированию развития территорий должна включать в себя:
1. формирование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) муниципалитетов, а также о санации (финансовом оздоровлении) и государственной финансовой поддержке кризисных и депрессивных территорий, включая их временную консервацию, реструктуризацию и тотальную санацию.
2. проведение активной долговой политики, повышение качества и институционализация процедур управления государственным и муниципальным долгом, формирование условий для получения и поддержания регионом и муниципальными образованиями кредитного рейтинга;
3. разработку системы мер по преодолению кризиса неплатежей (диагностика кризисных предприятий, содействие реструктуризации потенциально рентабельных и ликвидация убыточных предприятий, реструктуризация и конвертация долгов государственных и муниципальных унитарных предприятий);
4. проведение активной инвестиционной политики с целью повышения инвестиционной привлекательности как региона в целом, так и конкретных муниципальных образований;
5. проведение активной промышленной политики, включая прямую государственную и муниципальную поддержку социально и экономически значимых предприятий;
6. однозначную регламентацию и упрощение процедур приватизации и ликвидации предприятий-должников, а также представления интересов собственника имущества должника - унитарного предприятия;
7. создание института антикризисных управляющих, в т.ч. подготовка государственных и муниципальных служащих для работы в условиях кризиса.
Для облегчения процесса адаптации региональной (муниципальной) экономики к рыночным условиям и выхода территории из кризиса используются специальные инструменты, направленные на смягчение давления рынка на предприятия, формирующие налоговую базу (промышленная и инвестиционная политика), защиту населения кризисной территории (социальная политика), а также на создание эффективной системы управления государственным и муниципальным долгом и реформирование межбюджетных отношений (бюджетная и долговая политика).
Инструменты региональной (муниципальной) инвестиционной и промышленной политики в целом совпадают, они направлены на привлечение дополнительных инвестиций на развитие территории, увеличение налогово-
го потенциала, сохранение рабочих мест, т.е. на создание предпосылок для устойчивого роста как самой территории, так и расположенных на этой территории предприятий. К числу таких инструментов можно отнести:
1. льготное налогообложение, изменение сроков уплаты налогов в виде налогового кредита и инвестиционного налогового кредита;
2. бюджетные кредиты, льготные займы, инвестиционные кредиты, поручительства и гарантии администрации по коммерческим кредитам;
3. субсидии на погашение процентов по кредитам коммерческих банков, предоставляемых для реализации инвестиционных проектов;
4. реструктуризацию задолженности по налоговым платежам, платежам за коммунальные услуги, по арендной плате за нежилые помещения;
5. нефинансовые льготы: размещение государственного и муниципального заказов, оказание помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, стимулирование развития сети инфраструктуры услуг предприятиям промышленности, помощь при получении в аренду и лизинг оборудования, при получении в аренду и приобретении в собственность земельных участков и нежилых помещений
6. участие в управлении акционерными обществами, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, учреждение хозяйственных обществ и товариществ с закреплением пакетов акций в государственной или муниципальной собственности;
7. бюджетное финансирование программ развития промышленности на долевых началах с другими участниками;
8. содействие предприятиям в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутрирегиональной и межмуниципальной кооперации и внешнеэкономических связей и др.
Все эти инструменты используются региональными и местными администрациями при реализации антикризисных программ, причем выбор и сочетание тех или иных инструментов зависит от стадии антикризисного управления: предкризисная, кризис или банкротство.
Как правило, развитие кризисных и депрессивных территорий и выравнивание уровня их социально-экономического развития основывается на экономическом и административном стимулировании инвесторов к размещению производительных сил в слабо развитых и периферийных районах. Инвесторам, вкладывающим средства в реализацию проектов, региональные (муниципальные) органы власти могут предоставлять налоговые льготы. Кроме того, новым организациям могут быть предоставлены государственные гарантии, бюджетные и инвестиционные налоговые кредиты, субсидии на оплату процентов по привлеченным кредитам. Достаточно эффективна передача имущества в лизинг. Вместе с тем, практика свидетельствует о целесообразности государственной поддержки не только новых, но и уже существующих на кризисных территориях предприятий. При пониженной
ставке налога на имущество и земельного налога льготы по налогу на прибыль для них могут быть теми же, что и для новых инвесторов, при условии увеличения фонда оплаты труда.
Для получения налоговых льгот (кроме снижения размера налога на вмененный доход) инвесторам необходимо заключить с региональной (местной) администрацией договор о региональной (муниципальной) поддержке. В случае предоставления организации дополнительных преференций, кроме налоговых льгот, договор должен быть трехсторонним: участниками договора должны быть региональная администрация, администрация муниципального образования и предприятие. В этих договорах (соглашениях) устанавливаются обязанности предприятия по размерам вкладываемых средств, срокам реализации проектов и объемам производимой продукции.
Социальные последствия экономических и финансово-бюджетных кризисов проявляются, прежде всего, в высокой безработице, сопровождающей процессы банкротства и реструктуризации промышленных предприятий, в снижении бюджетных расходов, в резком падении доходов населения и уровня жизни в целом. Использование традиционных и создание новых инструментов антикризисной социальной политики для смягчения последствий неизбежно высокой на какое-то время безработицы, постепенный перевод субсидий убыточным предприятиям и отраслям напрямую в социальную сферу, укрепление государственных и общественных систем социальной поддержки - все это позволит наименее защищенным социальным группам противостоять неблагоприятным экономическим условиям и сохранять свои средства к существованию, материальные ценности и доходы в период кризисов.
Антикризисное управление территорией - постоянно реализуемый вид деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающий сохранение оптимальной структуры территориальной экономики, ее устойчивое развитие и сглаживание негативных последствий кризисов различной природы.
Антикризисное регулирование - это система мер организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, цель которого обеспечить защиту муниципальных образований от кризисных ситуаций, устойчивое развитие местной экономики.
Содержание антикризисного регулирования: - создание законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) регионов и муниципалитетов, а также о санации (финансовом оздоровлении) и государственной финансовой поддержке муниципальных образований; конкретные меры по оздоровлению территорий, включая временную консервацию, реструктуризацию и тотальную санацию территорий; активная промышленная политика, включая прямую государственную и муниципальную поддержку социально и экономически значимых предприятий; активная инвестиционная политика с целью повышения инвестиционного рейтинга региона в
целом и конкретных муниципальных образований; разработка системы мер по преодолению кризиса неплатежей; - регламентация процедур приватизации и ликвидации предприятий должников, а также представления интересов собственника имущества должника - унитарного предприятия; создание института антикризисных управляющих, в т.ч. подготовка государственных и муниципальных служащих для работы в условиях кризиса.
Список литературы:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
2. Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации: Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.02.2007 № 14.
3. Антикризисное управление: учебник / Под ред. проф. Э.М. Коротко-ва. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 620 с. - (высшее образование).
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
© Русинова О.С.*
Филиал Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск
В статье рассматриваются значение стратегического планирования и регионального развития, российская система стратегического планирования, методическая база стратегического планирования, сущность стратегического подхода в управлении регионом, реализация системы стратегического планирования регионального развития.
На современном этапе перед Россией поставлена задача: прочно занять место среди сильных, экономически развитых государств мира, осуществив в возможно сжатые сроки радикальные экономические, социальные, институциональные преобразования общества. Эти преобразования затрагивают все уровни экономических систем: национальный, региональный, корпоративный. Особое значение для успешного решения поставленной задачи в российских условиях имеет развитие регионов.
Согласно современной теории управления трансформация экономической системы, ее перевод в новое целевое состояние обеспечивается стратегическим управлением. Целостная теория стратегического управления раз-
* Старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления.