Научная статья на тему 'САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА'

САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / АГРОТУРИЗМ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ УСЛУГИ / RURAL TOURISM / AGROTOURISM / HEALTH AND RESORT ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Баранова А.Ю.

В России сельский туризм является относительно новым и перспективным видом туризма. Европейская практика сельского туризма (агротуризма) свидетельствует о его высокой социально-экономической значимости для муниципальных образований, в части развития малого и среднего предпринимательства, создания дополнительных рабочих мест, формирования добавленной стоимости туристского продукта. Признанными лидерами по развитию сельского туризма являются Испания, Франция, Италия, Ирландия, Швейцария, Германия, Кипр, Греция и др. Привлекательными чертами сельского туризма являются чистый воздух, домашняя атмосфера, натуральные продукты, возможность соприкоснуться с природой, дешевая стоимость проживания и питания. У российских регионов имеются перспективы развития сельского туризма: высокий природно-рекреационный потенциал, наличие культурных и исторических памятников, чистая экология. Но негативных факторов гораздо больше: низкий уровень развития инфраструктуры отдыха и развлечений, отсутствие узнаваемого бренда, плохая транспортная доступность до объектов сельского туризма, сезонность агропродукции, социально-экономическая дестабилизация на селе (безработица, отсутствие квалифицированных кадров, не развита медицина и др.), слабая государственная финансовая поддержка развития предпринимательства на селе, незаинтересованность инвесторов. По нашему мнению, центром притяжения туристов в сельскую местность должны стать санаторно-курортные организации. Именно оказание санаторно-курортных услуг послужит первым шагом на пути к сокращению безработицы местных жителей, желанию производить сельхозпродукцию и увеличению налоговых поступлений в муниципальные бюджеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sanatorium and resort organizations as an institute for the development of rural tourism

In Russia rural tourism is a relatively new and promising type of tourism. The European practice of rural tourism (agrotourism) attests to its high social and economic importance for municipalities, in the development of small and medium-sized businesses, the creation of additional jobs, the formation of the added value of a tourist product. Spain, France, Italy, Ireland, Switzerland, Germany, Cyprus, Greece, etc are recognized leaders in the development of rural tourism. Attractive features of rural tourism are clean air, home atmosphere, natural products, the opportunity to come in contact with nature, cheap accommodation and food. The Russian regions have prospects for the development of rural tourism: high natural and recreational potential, the availability of cultural and historical monuments, clean ecology. But the negative factors are much greater: low level of infrastructure development for recreation and entertainment, lack of a recognizable brand, poor transport access to rural tourism facilities, seasonality of agricultural products, socio-economic destabilization in the countryside (unemployment, lack of skilled personnel, not developed medicine, etc.), weak state financial support for the development of entrepreneurship in the countryside, disinterest of investors. In our opinion, health and resort organizations should be the center of attraction of tourists to the countryside. It is the provision of health-and-spa services that will serve as the first step on the way to reducing the unemployment of local residents, the desire to produce agricultural products and increasing tax revenues to municipal budgets.

Текст научной работы на тему «САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА»

А.Ю. Баранова

к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов, кредита и мировой экономики, Сочинский

государственный университет А. Y. Baranova

Finance, Credit and World Economy Department, PhD, Sochi State University, Sochi, Russia (baranovalla-77@mail.ru, тел 8(918) 4041388)

САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

Аннотация. В России сельский туризм является относительно новым и перспективным видом туризма. Европейская практика сельского туризма (агротуризма) свидетельствует о его высокой социально-экономической значимости для муниципальных образований, в части развития малого и среднего предпринимательства, создания дополнительных рабочих мест, формирования добавленной стоимости туристского продукта. Признанными лидерами по развитию сельского туризма являются Испания, Франция, Италия, Ирландия, Швейцария, Германия, Кипр, Греция и др. Привлекательными чертами сельского туризма являются чистый воздух, домашняя атмосфера, натуральные продукты, возможность соприкоснуться с природой, дешевая стоимость проживания и питания. У российских регионов имеются перспективы развития сельского туризма: высокий природно-рекреационный потенциал, наличие культурных и исторических памятников, чистая экология.

Но негативных факторов гораздо больше: низкий уровень развития инфраструктуры отдыха и развлечений, отсутствие узнаваемого бренда, плохая транспортная доступность до объектов сельского туризма, сезонность агропродукции, социально-экономическая дестабилизация на селе (безработица, отсутствие квалифицированных кадров, не развита медицина и др.), слабая государственная финансовая поддержка развития предпринимательства на селе, незаинтересованность инвесторов. По нашему мнению, центром притяжения туристов в сельскую местность должны стать санаторно-курортные организации. Именно оказание санаторно-курортных услуг послужит первым шагом на пути к сокращению безработицы местных жителей, желанию производить сельхозпродукцию и увеличению налоговых поступлений в муниципальные бюджеты.

Annotation. In Russia rural tourism is a relatively new and promising type of tourism. The European practice of rural tourism (agrotourism) attests to its high social and economic importance for municipalities, in the development of small and medium-sized businesses, the creation of additional jobs, the formation of the added value of a tourist product. Spain, France, Italy, Ireland, Switzerland, Germany, Cyprus, Greece, etc are recognized leaders in the development of rural tourism. Attractive features of rural tourism are clean air, home atmosphere, natural products, the opportunity to come in contact with nature, cheap accommodation and food. The Russian regions have prospects for the development of rural tourism: high natural and recreational potential, the availability of cultural and historical monuments, clean ecology.

But the negative factors are much greater: low level of infrastructure development for recreation and entertainment, lack of a recognizable brand, poor transport access to rural tourism facilities, seasonal-ity of agricultural products, socio-economic destabilization in the countryside (unemployment, lack of skilled personnel, not developed medicine, etc.), weak state financial support for the development of en-trepreneurship in the countryside, disinterest of investors. In our opinion, health and resort organizations should be the center of attraction of tourists to the countryside. It is the provision of health-and-spa services that will serve as the first step on the way to reducing the unemployment of local residents, the desire to produce agricultural products and increasing tax revenues to municipal budgets.

Ключевые слова: сельский туризм, агротуризм, санаторно-курортные услуги.

Key words: rural tourism, agrotourism, health and resort organizations.

Цель исследования - на основе теоретического анализа выявить особенность сельского туризма в России и предложить рекомендации для его развития.

Основой исследования послужили методы логического и статистического анализа, обобщение, наблюдение. На основе изучения трудов отечественных и зарубежных авторов (Гриневой М.Н., Волкова С.К., Адамеску А.А., Воскресенского В.Ю., Ш. Филипа, К. Хантера и К. Блэкстока и др.) нами выявлена сущность сельского туризма, его отличие от агротуризма, факторы на него влияющие.

Авторы представили в своих работах проблемы и перспективы развития сельского (аграрного) туризма посредством развития производства на селе. Нами обоснована роль санаторно-курортных организаций в развитии сельского туризма. Практическая

ценность результатов работы состоит в возможностях применения материалов исследования с целью развития туризма в сельской местности.

Изучая особенности сельского туризма, мы обнаружили, что большинство авторов сельский туризм отождествляют с агротуризмом. Поэтому возникла необходимость определиться с понятийным аппаратом.

В соответствии с российским законодательством:

- туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [1];

- сельский (деревенский) туризм - это деятельность по организации отдыха туристов в сельской местности или в малых городах (при отсутствии промышленных зон и застройки) с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе с возможностью трудового участия (агротуризм), ориентированная на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности [2, с. 7];

- туризм сельский - временные выезды лиц в сельскую местность, связанные с использованием природных, культурно-исторических и иных ресурсов местности и ее специфики для организации отдыха [3].

Отечественные экономисты: Гринева М.Н., Волков С.К., Адамеску А.А., Воскресенский В.Ю. и др., едины в своих мнениях по поводу того, что развитие агротуризма и сельского туризма происходит в сельской местности, включая услуги питания, размещения, приобщения к народным промыслам и местной культуре, при наличии факторов: рекреационного, эстетического, экологического и познавательного характера [4, с. 64; 5, с. 31; 6, с. 68;7; 8, с.119, 121].

Другие авторы, например, Здоров М.А, Рындач М.А. и Трухачев А.В. четко разделяют понятия «сельский туризм» и «агротуризм».

Агротуризм - это сопутствующая отрасль сельского хозяйства, обеспечивающая занятость местного населения и вовлечение туристов в сельскохозяйственное производство с элементами отдыха и приобретения навыков при изучении народных ремесел [9, с.68; 10, с. 82, 83; 11, с. 40].

Туризм в сельской местности - это временные выезды граждан в сельскую местность, останавливающиеся в средствах размещениях сельской местности (санатории, гостевые дома, пансионаты и др.), используя туристско-рекреационный и культурно-исторический потенциал территории с целью отдыха и рекреации [10, с. 82,83].

С учетом мнения авторов Здорова М.А. и Трухачева А.В., агротуризм - это вид туризма (не обязательно на селе), мотивацией которого является производство сельскохозяйственной продукции.

Зарубежные авторы под агротуризмом понимают сельскохозяйственную деятельность фермеров. Например, Ш. Филип, К. Хантер и К. Блэксток агротуризм объясняют как три составляющие: размещение туристов с целью отдыха на декоративной (не функционирующей) ферме; размещение на работающей ферме без участия в производстве (организация свадеб, верховая езда и т.п.); размещение на работающей ферме с вовлечением в сельское хозяйство (производство продукции) [12, с. 756].

T. Кизос и T. Иосифайдс говорят о необходимости развития маркетинга в агроту-ризме, создания сетевой формы взаимодействия, развития конкуренции между фермерами [13].

Необходимо разделять понятия «сельский туризм» и «агротуризм». Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ, туризм не может быть связан с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Поэтому, по нашему мнению, сельский туризм - вид туризма, при котором основной мотивацией является отдых и рекреация в сельской местности, которые сопровождаются приобщением к народным промыслам и ремеслам, комплексными услугами по про-

живанию, питанию, экскурсионному обслуживанию, участию в традиционных культурных мероприятиях, приобретением знаний сельского труда и технологий.

В соответствии с п.8 Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года выделяют четыре типа сельской местности [14]:

1) территории с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, благоприятными природными и социальными условиями ее развития;

2) территории, характеризующиеся наиболее тесным взаимопроникновением городов и сельской местности, бурным развитием сферы услуг и пригородного дачного и коттеджного строительства;

3) территории, имеющие зоны социально-экономической депрессии, а именно убыточные организации, сокращение трудовых ресурсов, отсутствие инвестиций и т.п.;

4) территории со слабой очаговой освоенностью сельской местности и неблагоприятными природно-климатическими условиями.

Внутри каждого региона можно выделить относительно развитые районы, депрессивные территории с существенными социально-экономическими проблемами и сельские территории переходного типа.

Для развития сельского туризма в муниципальных образованиях первого и второго типов необходимы следующие меры:

- поддержка всех видов бизнеса, создающих рабочие места, поддержка народного промысла и ремесел посредством льготного кредитования и налогообложения;

- повышение качества жизни и доступа сельского населения к жилью и качественным социальным услугам;

- поддержка сельской кооперации;

- создание условий для развития сельскохозяйственных рынков;

- сохранение и восстановление природных и аграрных ландшафтов;

- развитие инфраструктуры (транспорта и связи, бытовых услуг, медицины, образования, культуры и др.);

- совершенствование земельных отношений и прекращение нерационального перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории.

Для развития сельского туризма в муниципальных образованиях третьего и четвертого типов, кроме вышеперечисленных мер, необходимо:

- проведение специальной демографической политики, включая государственную поддержку сельских семей, сокращение миграционного оттока и повышению миграционной привлекательности этих территорий, а также по содействию занятости населения;

- переход на более экстенсивные и менее трудоемкие отрасли сельского хозяйства (пастбищное животноводство, выращивание трав, развитие лесного хозяйства и деревообработки);

- предоставление дотаций предпринимателям и грантов на развитие народного творчества, проведение фестивалей;

- противодействие закрытию школ и медицинских учреждений и др.

Для развития сельский территорий необходимы рычаги двух типов:

- финансовые (государственные субсидии сельскохозяйственным организациям, дотации муниципальным бюджетам, гранты на научные проекты в селе, а также льготное кредитование и налоговые послабления);

- организационно-экономические (привлечение туристов, развитие социально-культурной инфраструктуры на селе, создание условий для развития предпринимательства).

Возникает парадокс: инвесторы не будут осуществлять вложения в объекты инфраструктуры с нулевой окупаемостью, а туристы не поедут отдыхать в места, где нет инфраструктуры отдыха и развлечений. У государства недостаточно средств для развития села.

В процессе исследования с учетом официальной статистики нами было обнаружено, что из 85 российских субъектов, 80 регионов имеют санаторно-курортные организации (СКО). В 2016 г. число СКО насчитывалось 1806 единиц, многие из них расположены за пределами города (табл. 1).

Таблица 1

Регионы с количеством санаторно-курортных организаций более 20 единиц [15]

№ п/п Наименование региона Количество СКО в регионе

1. Краснодарский край 201

2. Ставропольский край 113

3. Крым 110

4. Московская область 95

5. Башкортостан 67

6. Челябинская область 46

7. Кемеровская область 43

8. Самарская область 40

9. Алтайский край 36

10. Нижегородская область 36

11. Санкт-Петербург 27

12. Ростовская область 23

Санаторно-курортные услуги — это услуги, предоставляемые организациями размещения, расположенными в рекреационных местностях, отдыхающим с целью удовлетворения их потребностей в санаторном лечении и курортном отдыхе [16, с. 267].

Развитие санаторно-курортных (оздоровительных) услуг имеет большое социально-экономическое значение для муниципального образования, так как турист, прибывающий на лечение [17]:

- находится на отдыхе длительное время (по медицинским показаниям - 21-28

дней);

- пользуется широким спектром услуг в месте пребывания;

- не привязан к курортным сезонам;

- имеет право на получение курсовки за счет средств Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ).

Санаторно-курортные организации как специализированные средства размещения осуществляют не только медицинскую деятельность, но и рекреационную, формирую пакет услуг с использованием лечебных, экологических и эстетических факторов местности их расположения, что способствует восстановлению физического и духовного равновесия человека (рис. 1).

Рисунок 1 - Структура санаторно-курортного продукта (составлено автором) Однако в санаторно-курортной сфере в последнее время наблюдаются негативные тенденции, а именно, увеличивается число желающих на получение данного вида услуг, а количество выданных путевок и объем государственной социальной помощи снижаются (табл. 2).

Таблица 2

Социально-экономические показатели в сфере санаторно-курортных услуг _за период 2014-2016 гг. [15,18,19]_

Показатели 2014 2015 2016

Расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации

Оказание государственной социальной помощи отдель- 4432 3878 4188

ным категориям граждан в части оплаты санаторно-

курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (млн. руб.)

Количество поданных заявок (шт.) 500 000 565 000 586 000

Выдано путевок на лечение (шт.) 168 000 155 000 148 000

Макроэкономические показатели

Платные санаторно-оздоровительные услуги населению (млн. руб.) 92 300 110 513 120 009

Число санаторно-курортных организаций и организаций 3776 3689 5075

отдыха

Численность обслуженных лиц в санаторно-курортных 10016 10359 12152

организациях и организациях отдыха,

тыс. человек

В качестве задач для развития сельского туризма в современных условиях целесообразно выделить следующие:

- предложить ФСС РФ за счет бюджетных средств направлять рекреантов с учетом медицинских показателей в санаторно-курортные организации, расположенные в сельской местности. В настоящее время такая категория граждан не имеют права выбора СКО;

- муниципальным и региональным органам власти обеспечить экологическую и прочие виды безопасности, улучшить инфраструктуру транспорта и связи, доступность к местам отдыха и достопримечательностям, организацию традиционных фестивалей и мероприятий, обеспечение СКО продукцией собственного производства;

- руководителям санаторно-курортных организаций улучшить материально-техническую базу, обеспечить привлечение лучших кадров на работу (возможно на основе договоров гражданско-правового характера), в том числе обеспечить прохождение практики студентами, уделить внимание маркетингу и рекламе;

- федеральным органам власти обеспечить участие санаторно-курортных организаций в тендере на оказание услуг.

Источники:

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (18.04.2018). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 30.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лебедева, И.В., Копылова, С.Л. Методическое пособие «Сельский туризм как средство развития сельских территорий» / Лебедева И.В., Копылова С.Л. — Москва: АНО «АРСИ», 2018. - 164 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://просельскийтуризм.рф/assets/files/books/metodichka-final.pdf (дата обращения: 30.08.2018).

3. Закон Московской области от 26.12.2014 № 186/2014-ОЗ "О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 11.12.2014 N 8/109-П) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/item/29375 (дата обращения: 30.08.2018).

4. Гринева, М.Н. Агротуризм как инновационная модель устойчивого развития сельских территорий Финансовый вестник, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», № 1 (27), 2013, с. 60-67. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.finance.vsau.ru/fileadmin/file/izdaniya/finvestnik/27_fin_vestnik_1_2013.pdf (дата обращения: 10.09.2018).

5. Волков, С.К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 6. — С. 30-38. — [Электронный ресурс]. - URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/26919/ (дата обращения: 10.09.2018).

6. Адамеску, А.А., Воскресенский, В.Ю. Современные подходы к организации агротуризма в странах Центральной и Восточной Европы // Региональная экономика теория и практика. 2009. №33. [Электронный ресурс]. - URL: httpscyberlenink (дата обращения: 10.09.2018).

7. Баканова, А.А. Формирование и реализация системы развития сельского туризма в регионе [Электронный ресурс]. - URL: http://economy-lib.com/formirovanie-i-realizatsiya-sistemy-razvitiya-selskogo-turizma-v-

regione#ixzz5EkM2FT3b http://economy-lib.com/formirovanie-i-reahzatsiya-sistemy-razvitiya-selskogo-turizma-v-regione#ixzz5EkLoRyyN (дата обращения: 10.09.2018).

8. Беспарточный, Б.Д., Хромова, А.В. Агротуризм: терминология и сущностные характеристики // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 4 (55). С. 117-122. [Электронный ресурс].

- URL: https://www.swsu.ru/izvestiya/journal/55_4_2014.pdf (дата обращения: 10.09.2018).

9. Рындач, М.А. Агротуризм как инструмент развития сельских территорий. Экономика вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]. - URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2016-3/6-ryndach.pdf (дата обращения: 10.09.2018).

10. Здоров, М. А. К вопросу о монистическом и плюралистическом толковании понятия «Агротуризм» // Вестник РМАТ. 2011. №2 (2). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/k-voprosu-o-monisticheskom-i-plyuralisticheskom-tolkovanii-ponyatiya-agroturizm (дата обращения: 12.09.2018).

11. Трухачев, А. В. Концептуальные основы государственной политики развития сельского туризма в Российской Федерации: дис ... доктора экономических наук: 08.00.05 [Текст] / Трухачев Александр Владимирович. - СПб, 2017. - с. 341.

12. Phillip, S., Hunter, C., & Blackstock, K. (2010). A typology for defining agritourism. Tourism Management , 31, 754-758. [Электронный ресурс]. - URL: http://macaulay.webarchive.hutton.ac.uk/LADSS/papers/AgritourismTypologyPaper.pdf (дата обращения: 20.09.2018).

13. Kizos T, Iosifides Т. The contradictions of agrotourism development in Greece evidence from three case studies. South European Society & Politics 12.1 (2007) 59-77. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.researchgate.net/profile/Thanasis_Kizos/publication/242181142_The_Contradictions_of_Agrotourism_ Development_in_Greece_Evidence_from_Three_Case_Studies/links/00b7d52588c2b2f559000000/The-Contradictions-of-Agrotourism-Development-in-Greece-Evidence-from-Three-Case-Studies.pdf (дата обращения: 20.09.2018).

14. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. - URL: http://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-02.02.2015-N-151-r/ (дата обращения: 10.09.2018).

15. Здравоохранение в России - 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_34/Main.htm (дата обращения: 20.09.2018).

16. Ветитнев, А. М., Войнова, Я. А. Организация санаторно-курортной деятельности: учебное пособие [Текст] / А. М. Ветитнев, Я.А. Войнова. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 272 с.

17. Воробей, Е.К. Экономические инструменты государственного регулирования конкурентоспособности туристского региона (на примере рынка санаторно-курортных и туристских услуг Краснодарского края) [Текст] // Экономика и предпринимательство, 2018, № 7 (96). - с. 536-539.

18. Санаторно-курортный отдых [Электронный ресурс]. - URL: https://www.russiatourism.ru/contents/vkartinkah/%D0%A1%D0%B0%D0%BD% (дата обращения: 10.09.2018).

19. Динамика расходов по обеспечению льготной категории граждан путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом к месту лечения и обратно за период 2014 - 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://fss.ru/ru/statistics/254920.shtml (дата обращения: 10.09.2018).

Sources:

1. Federal Law "On the Basics of Tourism in the Russian Federation" of November 24, 1996 N 132-FZ (18.04.2018). [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (reference date: August 30, 2013).

2. Lebedeva, IV, Kopylova, S.L. Methodical manual "Rural Tourism as a Means of Rural Territories Development" / Lebedeva IV, Kopylova S.L. - Moscow: ANO "ARSI", 2018. - 164 p. [Electronic resource]. - URL: http: //proseltsulturizm.rf/assets/files/books/metodichka-final.pdf (reference date: August 30, 2013).

3. The Law of the Moscow Region No. 186/2014-0Z of December 26, 2014 "On State Policy in the Sphere of Tourism and Tourist Activities in the Moscow Region" (adopted by the resolution of Mosobldumy No. 8/109-P dated 11.12.2014) [Electronic resource]. - URL: http://www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/item/29375 (reference date: August 30, 2013).

4. Grineva, M.N. Agrotourism as an Innovative Model for Sustainable Development of Rural Areas. Financial Bulletin, FSBEI HPE "Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I", No. 1 (27), 2013, p. 60-67. [Electronic resource]. - URL: http://www.finance.vsau.ru/fileadmin/file/izdaniya/finvestnik/27_fin_vestnik_1_2013.pdf (reference date: September 10, 2013).

5. Volkov, S.K. Rural Tourism in the Russian Federation: Trends and Development Prospects // Economics, Entrepreneurship and Law. - 2012. - No. 6. - P. 30-38. - [Electronic resource]. - URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/26919/ (reference date: September 10, 2013).

6. Adamesku, AA, Voskresensky, V.Yu. Modern approaches to the organization of agro-tourism in the countries of Central and Eastern Europe / / Regional economy theory and practice. 2009. № 33. [Electronic resource].

- URL: httpscyberlenink (reference date: 09/10/2018).

7. Bakanova, A.A. Formation and implementation of the system of rural tourism development in the region [Electronic resource]. - URL: http://economy-lib.com/formirovanie-i-realizatsiya-sistemy-razvitiya-selskogo-turizma-v-regione#ixzz5EkM2FT3b

http://economy-lib.com/formirovanie-i-realizatsiya-sistemy-razvitiya-selskogo -turizma-v-regione # ixzz5EkLoRyyN (date of circulation: 10.09.2018).

8. Bespartochny, BD, Khromova, A.V. Agrotourism: terminology and essential characteristics // Izvestiya Yugo-Zapadnogo Gosudarstvennogo Universiteta. 2014. No. 4 (55). Pp. 117-122. [Electronic resource]. - URL: https://www.swsu.ru/izvestiya/journal/55_4_2014.pdf (reference date: 09/10/2018).

9. Ryndach, M.A. Agrotourism as an instrument for the development of rural areas. Economy yesterday, today, tomorrow [Electronic resource]. - URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2016-3/6-ryndach.pdf (reference date: 10/09/2018).

10. Heavy, MA To the question of monistic and pluralistic interpretation of the concept of "Agrotourism" // Bulletin of the RMAT. 2011. № 2 (2). [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-monisticheskom-i-plyuralisticheskom-tolkovanii-ponyatiya-agroturizm (reference date: 12/09/2018).

11. Trukhachev, AV Conceptual bases of the state policy of development of rural tourism in the Russian Federation: Doctor of Economic Sciences: 08.00.05 [Text] / Trukhachev Alexander Vladimirovich. - St. Petersburg, 2017. - p. 341.

12. Phillip, S., Hunter, C., & Blackstock, K. (2010). A typology for defining agritourism. Tourism Management, 31, 754-758. [Electronic resource]. - URL: http://macaulay.webarchive.hutton.ac.uk/LADSS/papers/AgritourismTypologyPaper.pdf (reference date: 20/09/2018).

13. Kizos T, Iosifides T. The contradictions of agrotourism development in Greece evidence from three case studies. South European Society & Politics 12.1 (2007) 59-77. [Electronic resource]. - URL: https://www.researchgate.net/profile/Thanasis_Kizos/publication/242181142_The_Contradictions_of_Agrotourism_ Development_in_Greece_Evidence_from_Three_Case_Studies/links/00b7d52588c2b2f559000000/The-Contradictions-of-Agrotourism-Development-in-Greece-Evidence-from-Three-Case-Studies.pdf (date of circulation: September 20, 2013).

14. Ordinance of the Government of the Russian Federation of 02.02.2015 N 151-r (Edited on January 13, 2017) "On the approval of the Strategy for Sustainable Development of Rural Territories of the Russian Federation for the period until 2030". [Electronic resource]. - URL: http://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-02.02.2015-N-151-r/ (reference date: September 10, 2013).

15. Public Health in Russia - 2017 [Electronic resource]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_34/Main.htm (reference date: September 20, 2018).

16. Vetetnev, AM, Voinova, Ya. A. Organization of sanatorium-resort activity: textbook [Text] / AM Vetitnev, Ya.A. Voinov. - Moscow: Federal Agency for Tourism, 2014. - 272 p.

17. Sparrow, E.K. Economic instruments of state regulation of the competitiveness of the tourist region (on the example of the market of sanatorium and tourist services of the Krasnodar Territory) [Text] // Economics and Entrepreneurship, 2018, No. 7 (96). - from. 536-539.

18. Sanatorium and resort rest [Electronic resource]. - URL: https://www.russiatourism.ru/contents

H.С. Безуглая

доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства, к.э.н.,

Южный институт менеджмента N.S. Bezuglaya

Associate Professor of the Department of Management, Marketing and Entrepreneurship,

Ph.D.

Private Educational Institution of Southern Management Institute

(olimpia_n@mail.ru) И.А. Панфилова

Магистрант, Южный институт менеджмента

I.A. Panfilova

graduate student, Private Educational Institution of Southern Management Institute

(PanfilovaIA@verna-group. ru)

ПОВЫШЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГОВ

Аннотация. Главным ресурсом фирмы является персонал. Для того чтобы компания продуктивно работала, необходимо и подобрать команду единомышленников, и постоянно проводить их обучение, особенно тренинги. Акцентирование внимания на повышение образованности персонала приносит ожидаемо высокий результат, потому что вместе с приобретением практических навыков сотрудниками и совершенствования действующих в компании бизнес процессов способны стимулировать персонал к самостоятельному развитию. Сотрудники компаний отрабатывают различные навыки на тренингах, повышая производительность труда, и, соответственно, за счет повышения продуктивности минимизируют затраты времени на освоение новых технологий. Расходы компаний на тренинги с привлечением сторонних фирм или введение в штат тренеров окупаются достаточно быстро ввиду снижения издержек, связанных с ошибками или отсутствием необходимых навыков сотрудников. Таким образом, посредством тренингов можно существенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.