Научная статья на тему 'САМОЗЯНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ'

САМОЗЯНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательская деятельность / самозанятые / режимы налогообложения / профессиональный доход / налог на профессиональный доход / доходы бюджета / entrepreneurial activity / self-employed / tax regimes / professional income / tax on professional income / budget revenues

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вуец Людмила Владимировна

Понятие самозанятости достаточно серьезно повлияло на экономические возможности физических и юридических лиц. Если ранее физические лица, выполняющие работу и оказывающие услуги дистанционно, вызывали некоторые сомнения в обществе, сейчас этот фактически встроенный в повседневные взаимоотношения процесс уже никого не удивляет. Результаты полученных исследований следует сопоставить с хронологическими изменениями в организации взаимодействия государства и бизнеса. Одним из условий осуществления предпринимательской деятельности является своевременная уплата налогов и сборов в доходы бюджетов всех уровней. Существенным условием при налогообложении является выбранный налоговый режим. Выбор осуществляется предпринимателями исходя из видов деятельности, которыми они занимаются. Процедура регистрации выбранной предпринимательской деятельности включает определение видов экономической деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности. В статье проведено исследование применения предпринимателями специального режима налогообложения за трехлетний период, выявлены особенности применения налога на профессиональную деятельность, определены наиболее часто встречающиеся профессии, выбираемые физическими лицами, в качестве самозанятых; перечислены виды деятельности, которыми при выборе самозанятости запрещается заниматься; рассмотрена мировая практика реализации самозанятости, отмечена динамика снижения численности физических лиц во многих зарубежных странах. Сделан вывод о наличии тенденции увеличения числа самозанятых искусственным образом, когда выгоду в налогообложении рассматривают для себя недобросовестные работодатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EMPLOYMENT OF THE POPULATION: ANALYSIS OF PROBLEMS AND OPPORTUNITIES FOR IMPLEMENTATION

The concept of self-employment has seriously affected the economic opportunities of individuals and legal entities. If earlier individuals performing work and providing services remotely raised some doubts in society, now this process, actually implemented in everyday relationships, no longer surprises anyone. The results of the studies obtained should be compared with chronological changes in the organization of interaction between the state and business. One of the conditions for the implementation of entrepreneurial activity is the timely payment of taxes and fees to the budget revenues of all levels. An essential condition for taxation is the chosen tax regime. The choice is made by entrepreneurs based on the types of activities they are engaged in. The procedure for registering the selected entrepreneurial activity includes determining the types of economic activity in accordance with the all-Russian classifier of types of economic activity. The article investigates the application of a special taxation regime by entrepreneurs for a three-year period, reveals the features of the application of a tax on professional activities, identifies the most common professions chosen by individuals as self-employed; lists the types of activities that are prohibited to engage in when choosing self-employment; considers the world practice of implementing self-employment; notes the dynamics of the decrease in the number of individuals in many foreign countries. It is concluded that there is a tendency to increase the number of self-employed in an artificial way, when unscrupulous employers consider the benefits in taxation.

Текст научной работы на тему «САМОЗЯНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

575

УДК 331.5(045) Л.В. Вуец

САМОЗЯНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ:

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Понятие самозанятости достаточно серьезно повлияло на экономические возможности физических и юридических лиц. Если ранее физические лица, выполняющие работу и оказывающие услуги дистанционно, вызывали некоторые сомнения в обществе, сейчас этот фактически встроенный в повседневные взаимоотношения процесс уже никого не удивляет. Результаты полученных исследований следует сопоставить с хронологическими изменениями в организации взаимодействия государства и бизнеса. Одним из условий осуществления предпринимательской деятельности является своевременная уплата налогов и сборов в доходы бюджетов всех уровней. Существенным условием при налогообложении является выбранный налоговый режим. Выбор осуществляется предпринимателями исходя из видов деятельности, которыми они занимаются. Процедура регистрации выбранной предпринимательской деятельности включает определение видов экономической деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности. В статье проведено исследование применения предпринимателями специального режима налогообложения за трехлетний период, выявлены особенности применения налога на профессиональную деятельность, определены наиболее часто встречающиеся профессии, выбираемые физическими лицами, в качестве самозанятых; перечислены виды деятельности, которыми при выборе самозанятости запрещается заниматься; рассмотрена мировая практика реализации самозанятости, отмечена динамика снижения численности физических лиц во многих зарубежных странах. Сделан вывод о наличии тенденции увеличения числа самозанятых искусственным образом, когда выгоду в налогообложении рассматривают для себя недобросовестные работодатели.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, самозанятые, режимы налогообложения, профессиональный доход, налог на профессиональный доход, доходы бюджета.

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-4-575-580

Человечество вступило в век современности, изменивший сущность и организацию взаимодействия физических лиц. Происходящие изменения отразились на содержании и характере труда, позволили участникам трудового процесса выбирать чем заниматься, каким видом деятельности, зависеть от работодателя, либо дистанцироваться от локального места работы.

Понятие удаленной работы, ее виды достаточно серьезно повлияли на экономические возможности в целом физических и юридических лиц. Следует отметить, что удаленная работа применяется на законных основаниях. Если ранее физические лица, выполняющие работу и оказывающие услуги дистанционно, то есть на условиях удаленной работы, вызывали сомнения в обществе, сейчас этот фактически встроенный в повседневные взаимоотношения процесс уже никого не удивляет.

При этом необходимо отметить, что понятие удаленной работы активно распространялось в период пандемии. События, предопределившие массовость перехода физических лиц на условия удаленной работы, заметно ускорили возможности работников, обладающих способностями самостоятельно организовать предпринимательскую деятельность. Последствия пандемии сказываются и в настоящее время, но кроме отрицательных последствий, связанных с этим явлением, нужно отметить положительные тенденции, позволившие получить бесценный опыт работникам, предприятиям, вынужденным организовывать работу сотрудников в удаленном режиме. Так наз. виртуальные технологии появились до пандемии. Понятие виртуальных предприятий существовало в мировой и отечественной литературе, в практической плоскости имелись примеры их применения. Цифровизация повлияла на развитие технологий, технологических возможностей, что в свою очередь, определило применение руководителями предприятий и физическими лицами новейших возможностей. Искусственный интеллект исследован ранее, чем возникли проблемы с организацией работы сотрудников в удаленном режиме. Проводимые исследования применения искусственного интеллекта предоставили возможность их применения в сложный период для многих физических и юридических лиц.

В данной связи необходимо отметить, что значимость исследований искусственного интеллекта в настоящее время открыла новые возможности перед предпринимательским сообществом, позволила

сравнить технологические преимущества в организации деятельности, потенциально увеличить доходы от предпринимательской деятельности.

Результаты полученных исследований следует сопоставить с хронологическими изменениями в организации взаимодействия государства и бизнеса. Государством последовательно разрабатывались методы и механизмы, позволяющие упростить порядок регистрации физических и юридических лиц. В деятельности государственных органов отмечается целенаправленная работа, обеспечивающая современной применение различных форм организации бизнеса, ведение отчетности, включая упрощенные системы налогообложения.

Совершенствование организации предпринимательской деятельности, применение возможностей в части самореализации компетенций работниками в новых условиях, позволяет изменить отношение к статусу самозанятости в обществе.

Информирование общества о происходящих изменениях в предпринимательской среде, актуализируют возможное принятие решений физическими лицами в пользу выбора статуса самозанятости. Поэтому предоставление информации обществу государством предопределяет развитие предпринимательства в большинстве регионов нашей страны. Происходит непрерывный обмен информацией между государством и гражданами, заинтересованными в получении информации о новых возможностях и их последующей реализации.

Сотрудничество государственных органов власти с предпринимателями осуществляется непрерывно. Следует отметить, что взаимодействие государственных органов власти с предпринимательским сообществом выражается в конкретных мероприятиях, позволяющих расширить, предусмотренные национальными проектами, направления реализации механизмов предоставления государственных услуг. На федеральном и региональном, муниципальном уровнях реализуются демократической системы общественных отношений.

Потенциальные возможности предпринимателей ограничиваются объемом собственных финансовых ресурсов, недостаточным для достижения результатов только собственными силами. Поэтому очень важным фактором взаимодействия государственных органов власти с предпринимателями является своевременное реагирование на запросы бизнеса. Современные требования, предъявляемые к предприятиям, меняются с огромной скоростью, фактор времени является одним из основных факторов, определяющих эффективность взаимодействия государства и бизнеса. Предусмотрительность государственных органов власти в информационной сфере, позволила подготовить направления государственной политики, направленной на современное осуществление организационных процессов в создании глобальной конкурентоспособной инфраструктуры функционирования цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти на основе отечественных разработок [2].

В настоящее время регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании норм Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 154, имеется возможность реализации потенциала и возможностей физических лиц заниматься предпринимательской деятельностью.

Предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная деятельность физических лиц, которую они осуществляют с учетом различных видов рисков. Предприниматели берут на себя ответственность за выполнение работ и оказание услуг, с учетом предполагаемых, либо прогнозируемых последствий рисков. Предпринимателями могут быть и иностранные физические лица, отвечающие установленным требованиям законодательства Российской Федерации, зарегистрировавшие бизнес на территории Российской Федерации.

Выбранный вид деятельности должен соответствовать разрешенным видам деятельности, определяемым нормативными и правовыми документами. Предпринимательская деятельность достаточно привлекательна для заинтересованных в получении дохода участников бизнес-процессов.

Практическая реализация государственных мер поддержки оказала содействие процессу ускорения развития предпринимательства во всех регионах нашей страны. Государством оказывается весомая поддержка инициативным гражданам в различных форматах, таких как, выделение средств на развитие и поддержку бизнеса, субсидирование, предоставление грантов и другие меры поддержки.

Предпринимательская деятельность включает в состав организационных действий предпринимателей выполнение работ и оказание услуг как физическим, так и юридическим лицам. Одним из условий осуществления предпринимательской деятельности является своевременная уплата налогов и

сборов в доходы бюджетов всех уровней. Существенным условием при налогообложении является выбранный налоговый режим. Выбор осуществляется предпринимателями исходя из видов деятельности, которыми они занимаются. Процедура регистрации выбранной предпринимательской деятельности включает определение видов экономической деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Специальные режимы налогообложения выбираются предпринимателями в соответствии с разрешенными налоговым законодательством Российской Федерации. Специальные режимы налогообложения на территории нашей страны применяют с 2003 года. Перечень таких режимов в 2019 году пополнился налогом на профессиональную деятельность. В самом начале применение налога на профессиональную деятельность вводилось в экспериментальном формате в четырех пилотных регионах, включающих Москву, Татарстан, Московскую и Калужскую области.

Действующие системы налогообложения, начиная с сентября 2022 года, включают несколько систем налогообложения: общую система налогообложения; упрощенную систему налогообложения; единый сельскохозяйственный налог; патентную систему налогообложения; налог на профессиональный доход; автоматическую систему налогообложения.

Важным принципом определения системы налогообложения является выбранная организационно-правовая форма ведения бизнеса. Предприниматели, выбравшие организационно-правовую форму, индивидуальное предприятие могут работать на указанных выше шести системах налогообложения. При выборе физическим лицом статуса самозанятого, в этом случае, без регистрации индивидуального предприятия, могут работать, применяя налог на профессиональный доход. В налоговое законодательство внесены изменения, касающиеся выбранного единого сельскохозяйственного налога. При указанной системе налогообложения уплачивается единый налог 6 %. С учетом внесенных изменений, с 2019 года обязательным условием является уплата налога на добавленную стоимость, то есть аналогично принципам общей системы налогообложения. Предусматривается освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость предпринимателей, получивших доходов не превышающих 60 млн рублей.

Следующий налоговый режим представлен патентной системой налогообложения, подразумевает приобретение патента, которое позволяет ведение определенного вида предпринимательской деятельности. Механизм патентной системой налогообложения включает зафиксированную сумму, определяемую сроком действия патента, например, от одного месяца до года. Существенным условием является отсутствие взаимосвязи с прогнозируемым доходом, либо фактически полученным в будущем доходом. При этом количество сотрудников не должно превышать пятнадцать человек, сумма доходов не должна превышать 60 млн рублей.

Размер патента определяется законодательными органами регионов. При данной системе налогообложения предприниматели освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц, от уплаты налога на добавленную стоимость по внутренним операциям, от уплаты налога на имущество по недвижимости, которая используется при выполнении работ или оказании услуг в облагаемом патентом деятельности. Предпринимателям необходимо заявиться на конкретный вид деятельности, либо несколько видов деятельности, подав заявление по установленной в регионе форме.

Выбор физическими лицами статуса самозанятого, предопределяет режим налогообложения на профессиональный доход. Самозанятость по своей сути является выгодным режимом налогообложения для физических лиц. В 2022 году численность зарегистрировавшихся физических лиц в качестве самозанятых насчитывалась от 100 тыс. человек в начале года и до 260 тыс. человек в конце года [2]. По рассматриваемому режиму налогообложения имеются ограничения, например, доход ограничивается 2,4 млн рублей в год, деятельность должна осуществляться без наемных сотрудников, заниматься нужно разрешенной деятельностью, только для указанного режима налогообложения.

Предлагаемый режим налогообложения заинтересовал физических лиц размером процентной ставки: 4 % при работе с физическими лицами и 6 % при работе с юридическими лицами, с учетом налогового вычета 3 % и 4 % [3].

Следует отметить, что при выборе самозанятости не предполагается сдачи отчетов, деклараций и уплаты социальных взносов. Если сопоставить ставки для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, соответственно от выбранного режима налогообложения предполагается к уплате 6 %, 13 %, 15 %, 20 % [3].

В последующем 2020 году действие налога на профессиональную деятельность включало девятнадцать регионов, начиная с июля указанного года, применение налога распространялось на все регионы.

Наиболее часто встречающиеся профессии, выбираемые физических лицами, в качестве самозанятых: таксисты, программисты, сантехники, электрики, логопеды, массажисты, психологи, логопеды, дизайнеры, аниматоры, репетиторы, няни, фотографы, налоговые консультанты.

Одно физическое лицо может совмещать несколько видов деятельности одновременно, следует перечислить какими видами деятельности при выборе самозанятости запрещается заниматься:

- продавать подакцизные товары, например, алкоголь, табак, бензин, легковые автомобили, ювелирные изделия и другие;

- добывать и реализовывать полезные ископаемые, например, нефть, уголь, газ и другие;

- перепродавать любые товары не собственного производства, например, нельзя купить готовую одежду и перепродать ее, можно сшить ее и продать как товар собственного изготовления;

- сдавать в аренду коммерческую недвижимость, продавать недвижимость и транспортные средства;

- выполнять работу по договору поручения, комиссии или агентскому договору, быть посредником и совершать какие-либо действия в интересах другого человека за вознаграждение;

- выполнять работу курьера и принимать деньги от клиентов в интересах продавца товара, при этом самозанятый может быть сам курьером, если продавец товаров выдал ему онлайн-кассу для расчета с клиентами или если клиент заранее оплатил товар, а курьеру нужно только доставить товар.

При этом необходимо отметить, что 23 % физических лиц трудятся в других регионах, вне региона прописки. В соответствии с данными Федеральной Налоговой службы Российской Федерации, средний возраст самозанятых составляет 35 лет, самым молодым физическим лицом зарегистрирован 14-летний гражданин, самым взрослым 94-летний гражданин [7].

Наибольшее количество физических лиц, зарегистрированных в качестве самозанятых, отмечается в десяти регионах: Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Татарстан, Башкортостан, Московская, Свердловская, Ростовская, Самарская и Новосибирская области.

Самозанятые, начиная с 2019 года, суммарно заработали 1,57 трлн рублей, заплатили 60,4 млрд рублей налогов [7].

В 2021 году выбрали статус самозанятости 3 млн человек, что позволило органам исполнительной власти прогнозировать в краткосрочной перспективе увеличение численности самозанятых до 6 млн человек. Необходимо отметить, что выполнение прогнозных значений и их перевыполнение наступило раньше, чем предполагалось, в настоящее время количество самозанятых составляет 6 млн человек от всей численности занятых в экономике нашей страны. Всего работает 71 млн человек без учета в этом количестве военнослужащих [5].

Численность самозанятых увеличивается, что не предполагалось при введении эксперимента. Кроме того, имеются предпосылки достижения численности самозанятых отметки 10 млн человек в текущем году. Наблюдается негативная тенденция в увеличении самозанятых искусственным образом, когда выгоду в налогообложении рассматривают для себя недобросовестные работодатели. Имитация увеличения численности самозанятых работников имеется на предприятиях, которые не желают платить установленные ставки от фонда оплаты труда своим сотрудникам. За работников по законодательству необходимо заплатить 13 % налога на доходы физических лиц, перечислить социальные взносы, исчисляемые от фонда оплаты труда более 30 %. В итоговой сумме перечисляемые работодателем от фонда оплаты труда НДФЛ и социальные взносы фактически достигают 50 %. При применении самозанятости, когда имеется возможность работы с физическими лицами, налог составит 6 %, который самозанятый перечислит в доход бюджета через Федеральную Налоговую службу Российской Федерации.

В сложившейся ситуации наблюдается недобросовестная конкуренция, затраты работодателями снижаются в случаях, когда работники трудоустроены как самозанятые, при официальном трудоустройстве затраты будут выше. Ценовая политика предприятий, выбирающий механизм взаимодействия со своими работниками как самозанятыми, наиболее выгодна, чем классический вариант заключения договоров с персоналом.

Следует отметить, что государство, при выборе первого варианта налогообложения, не получает доходы. Но это одна сторона рассматриваемого вопроса, с другой стороны, работники теряют в правах,

не предполагаются отпуска и больничные, декретные, пенсии работников самозанятых будут рассчитываться на социальном уровне, что значительно ниже, чем при официальном трудоустройстве.

В настоящее время рассматриваются варианты оплаты социальных взносов при применении самозанятости физическими лицами. Фактически, скорее всего, будет наблюдаться ситуация, когда платить социальные взносы физические лица откажутся, так как их доходы являются не очень высокими.

В соответствии с действующими законодательными нормами, предприятия и организации не имеют правовых возможностей нанимать в течении двух лет физических лиц, как самозанятых, которые уволились из предприятия и организации менее указанного срока. Работодатели используют возможности, на их взгляд, наиболее приемлемые, заключают договор с работниками, переводят их на аутсорсинг, но уже в качестве самозанятого. Работа по выполнению услуг осуществляется по договорам с самозанятыми, и трудовых отношений предприятия и организации не заключают.

Сложившаяся ситуация показывает искусственное увеличение количества самозанятых. Эксперимент уже завершен, нужно принимать меры по отношению к недобросовестным руководителям предприятий и организаций.

Органы исполнительной власти на федеральном уровне предлагают идеи решения данной проблемы, но пока, к сожалению, не эффективные. Так, например, Министерством финансов Российской Федерации предлагалось изменить порядок оказания услуг самозанятыми, исключив возможность заключения договоров самозанятыми с юридическими лицами, оставив только вариант возможности заключения договоров самозанятыми с физическими лицами.

Благие намерения, обозначенные в предложениях Министерства финансов Российской Федерации, характеризовались исключением вмешательства недобросовестных работодателей в трудовые отношения с сотрудниками, последующих перевод на самозанятость.

Изначально эксперимент с использованием самозанятых предполагал выход из тени физических лиц, неформально занимающиеся деятельностью, не платил налоги. Количество самозанятых превысило все ожидания эксперимента. Экспертами выдвинуто предположение, что численность самозанятых, по разным оценкам, варьируется от 15 до 30 млн человек. В случае реализации предложения Министерства финансов Российской Федерации о запрещении работы с самозанятых с юридическими лицами, многие уйдут в теневой бизнес.

Предложение не нашло поддержи у самозанятых, в данной связи Министерству финансов Российской Федерации необходимо скорректировать возможные варианты предлагаемых изменений. Опасения самозанятых можно понять, их дальнейшие доходы будут снижаться, что совершенно неприемлемо. Работа только с физическими лицами не позволит им заработать. Неустойчивое положение по доходам самозанятых вызвано и еще другими опасениями, предположениями о повышении налоговых ставок в ближайшей перспективе.

Обещания Министерства финансов Российской Федерации и других органов исполнительной власти на федеральном уровне заключаются в стабильности ситуации для самозанятых на период до 31 декабря 2028 года. Кроме того, экспериментальным путем предложено внедрить режим налогообложения - автоматическую систему налогообложения, начиная с июля 2022 года до 31 декабря 2027 года, в Москве, Московской, Калужской областях и Республике Татарстан. При получении положительных результатов применения автоматической системы налогообложения предполагается ее внедрение для всех регионов Российской Федерации.

Рассматривая мировую практику реализации самозанятости, можно отметить динамику снижения численности таких физических лиц. По оценкам Всемирного банка, доля самозанятых в мире снижается с 56 % в 1991 году до 47 % в 2019 году. В африканских странах, находящихся южнее Сахары, их доля 75 %, в странах ЕС - 15 %, в США - 6 % [7].

При сравнении динамики мировой практики реализации самозанятости, в Российской Федерации наблюдается увеличение численности самозанятых до 6 млн человек от всей численности занятых в экономике страны, что составляет 8,5 %. Ежедневно в качестве новых участников специального режима налогообложения регистрируются 7 тыс. человек [7].

Подводя итоги исследования, необходимо констатировать факт, что прогнозы Правительства Российской Федерации оказались перевыполненными, что может повлиять в дальнейшем на распределение численности работающих в народном хозяйстве. Приведенные показатели численности самозанятых от занятых в экономике, скорее всего, нужно наиболее внимательным образом изучить и обратить внимание на развитие института самозанятости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаренко В.Е. Проблема легализации предпринимательской деятельности самозанятых граждан в РФ // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 8 (42). С. 39-41.

2. Бердникова Г.И. Развитие самозанятости населения в России и особенности государственного регулирования малого предпринимательства // Корпоративная экономика. 2019. № 1 (17). С. 4-9.

3. Гренадерова М.В. Налоги для самозанятых лиц: российский и зарубежный опыт // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 4-3. С. 300-304.

4. Зиглина В.Е. Совершенствование налогообложения самозанятых граждан // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 50. С.99-112.

5. Еременко Р.С. О принимаемых мерах Правительство РФ по легализации самозанятых // На пути к гражданскому обществу. 2020. № 1 (37). С. 32-45.

6. Казакова И.А. Предпринимательская деятельность с использованием налога на профессиональный доход // Дневник науки. 2020. № 1 (37). С. 40.

7. Коробкова Н.А. Зарубежный опыт регулирования самозанятости // Вектор экономики. 2020. № 5 (47). С. 36-38.

8. Семичева Л.А. Самозанятые лица как субъекты предпринимательской деятельности: правовые аспекты // Вопросы российского и международного права. 2020. Т.10 № 1-1. С. 113-119.

9. Серова А.В. Самозанятость в России: проблемы и перспективы национального правового регулирования // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 5 (113). С. 27-41.

10. Официальный сайт ФНС России // [Электронный ресурс]. URL: https:// npd.nalog.ru

11. Официальный сайт Всемирного банка www.worldbank.org

Поступила в редакцию 14.03.2023

Вуец Людмила Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономической теории и предпринимательства» ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская 1 E-mail: vuets@mail.ru

L.V. Vuets

SELF-EMPLOYMENT OF THE POPULATION: ANALYSIS OF PROBLEMS AND OPPORTUNITIES FOR IMPLEMENTATION

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-4-575-580

The concept of self-employment has seriously affected the economic opportunities of individuals and legal entities. If earlier individuals performing work and providing services remotely raised some doubts in society, now this process, actually implemented in everyday relationships, no longer surprises anyone. The results of the studies obtained should be compared with chronological changes in the organization of interaction between the state and business. One of the conditions for the implementation of entrepreneurial activity is the timely payment of taxes and fees to the budget revenues of all levels. An essential condition for taxation is the chosen tax regime. The choice is made by entrepreneurs based on the types of activities they are engaged in. The procedure for registering the selected entrepreneurial activity includes determining the types of economic activity in accordance with the all-Russian classifier of types of economic activity. The article investigates the application of a special taxation regime by entrepreneurs for a three-year period, reveals the features of the application of a tax on professional activities, identifies the most common professions chosen by individuals as self-employed; lists the types of activities that are prohibited to engage in when choosing self-employment; considers the world practice of implementing self-employment; notes the dynamics of the decrease in the number of individuals in many foreign countries. It is concluded that there is a tendency to increase the number of self-employed in an artificial way, when unscrupulous employers consider the benefits in taxation.

Keywords: entrepreneurial activity, self-employed, tax regimes, professional income, tax on professional income, budget revenues.

Received 14.03.2023

Vuets L.V., Candidate of Economics, Associate Professor at Department of Economic Theory and Entrepreneurship

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034

E-mail: vuets@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.