Научная статья на тему '"САМОЗАНЯТЫЕ" В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ'

"САМОЗАНЯТЫЕ" В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СВОБОДА ТРУДА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глотов Сергей Александрович, Алешкова Ирина Александровна

В статье на основе проанализированы некоторые вопросы развития института «самозанятых»; обобщены позиции ученых и практиков, отмечающих достоинства и проблемные аспекты современного состояния правового регулирования сферы «самозанятых»; делается вывод о том, что институт самозанятых является комплексным и имеет множество межотраслевых связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Глотов Сергей Александрович, Алешкова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EMPLOYED" IN RUSSIAN LAW: CONTINUITY AND NEW APPROACHES

The article analyzes on the basis of some issues of the development of the institution of "self-employed"; summarized the positions of scientists and practitioners, noting the advantages and problematic aspects of the current state of legal regulation of the sphere of "self-employed"; it is concluded that the institution of the self-employed is complex and has many intersectoral links.

Текст научной работы на тему «"САМОЗАНЯТЫЕ" В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_62

«САМОЗАНЯТЫЕ» В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ «SELF-EMPLOYED» IN RUSSIAN LAW: SUCCESSION AND NEW APPROACHES ГЛОТОВ Сергей Александрович,

доктор юридических наук, профессор, заведующий Научной лабораторией Проблем развития современного права юридического факультета Московского государственного областного университета. 105082, Россия, г. Москва, пер. Переведеновский, 5/7. E-mail: glotov_rgsu@mail.ru;

АЛЕШКОВА Ирина Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая сектором НБИ по социальным наукам ИНИОН РАН,

старший научный сотрудник Научной лаборатории Проблем развития современного права юридического факультета

Московского государственного областного университета.

105082, Россия, г. Москва, пер. Переведеновский, 5/7.

E-mail: ialeshkova@mail.ru;

GLOTOV Sergey Alexandrovich,

Doctor of Law, Professor, Head of the Scientific Laboratory for Problems of the Development of Modern Law, Faculty of Law, Moscow State Regional University. 105082, Russia, Moscow, lane. Perevedenovsky, 5/7. E-mail: glotov_rgsu@mail.ru;

ALESHKOVA Irina Alexandrovna,

PhD in Law, Associate Professor, Head of the NBI Sector for Social Sciences, INION RAS, Senior Research Fellow, Scientific Laboratory for Problems of the Development of Modern Law, Faculty of Law, Moscow State Regional University. 105082, Russia, Moscow, lane. Perevedenovsky, 5/7. E-mail: ialeshkova@mail.ru

Краткая аннотация. В статье на основе проанализированы некоторые вопросы развития института «самозанятых»; обобщены позиции ученых и практиков, отмечающих достоинства и проблемные аспекты современного состояния правового регулирования сферы «самозанятых»; делается вывод о том, что институт самозанятых является комплексным и имеет множество межотраслевых связей.

Abstract. The article analyzes on the basis of some issues of the development of the institution of "self-employed"; summarized the positions of scientists and practitioners, noting the advantages and problematic aspects of the current state of legal regulation of the sphere of "self-employed"; it is concluded that the institution of the self-employed is complex and has many intersectoral links.

Ключевые слова: самозанятые, трудовая деятельность, экономические отношения, занятость населения, свобода труда, социально-экономические права.

Keywords: self-employed, labor activity, economic relations, employment of the population, freedom of labor, socio-economic rights.

Для цитирования: Глотов С.А., Алешкова И.А. «Самозанятые» в российском праве: преемственность и новые подходы // Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 62-65. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_62.

For citation: Glotov S.A., Aleshkova I.A. "Self-employed" in Russian law: continuity and new approaches // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 62-65. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_62.

Статья поступила в редакцию: 17.11.2022

Для устойчивого экономического роста государства и повышения благосостояния граждан важно побудить людей, которые сами себя обеспечивают, легализовать их трудовую и экономическую деятельность. В этой связи во многих государствах наряду с такой категорией, как работник, предприниматель была выработана еще одна форма организации деятельности - самозанятый (self employment).

Сама категория «самозанятые» давно активно используется в праве1. Термин «самозанятость» означает не столько ведение собственного бизнеса2, сколько трудовая деятельность в форме «фри-ланса», то есть работа только на себя в свободном графике, в свободном формате. Некоторыми примерами такого рода деятельности являются репетиторство; программирование; ремонтные работы; кустарно-ремесленное производство; услуги по ведению домашнего хозяйства, присмотру и уходу за детьми, больными; флористика; услуги гида; реклама и др. Как справедливо отмечает, Д. Герасименко, статус самозанятого дает гражданам возможность зарабатывать на своих профессиональных компетенциях3.

Тема самозанятости и самозанятого населения для РСФСР - России, как и для многих других стран, не является каким-либо открытием, совершенно новой. Скорее наоборот. Например, в Конституции РСФСР (ст. 9) говорилось: «Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в РСФСР, допускается законом мелкое участие хозяйств единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда». Статья 10 Конституции России, которая в то время находилась в составе СССР, закрепляла «право личной собственности граждан на их трудовой доход и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство и предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления...»4. Согласно союзной статистике, к 1978 г. доля крестьян-единоличников и не кооперированных крестьян составляла ноль процентов, в то время как в императорской России (1913 г.) их было 66,7%, а в советской (1939) - 2,6% общего числа занятых5. На практике же, репетиторы, портные, няни, сельские и городские единоличники оставались, работали, не уплачивая никаких налогов.

1 См.: Бондаренко В.А. Развитие самозанятости в странах Европейского союза и США. - URL: http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_A4F92072-2395-4116-96E5-EE76169118C7.html.

2 Директива Совета Европейских Сообществ о координации законов государств-членов, касающихся самозанятых коммерческих агентов // Единообразный обзор законов. -1986. - Т.-14. - Вып 1. - С. 431-455; Броди Д. Наемные работники, рабочие и самозанятые // Журнал промышленного права. - 2005. - Т. 34. - Вып 3. - С. 253-260; Кунтурис, Н. Понятие «работник» в европейском трудовом праве: фрагментация, автономия и сфера применения // Журнал промышленного права. - 2018. - Т. 47. - Вып. 2. - С. 192-225 и др.

3 Герасименко Д. Самозанятым могут разрешить заниматься пассажирскими перевозками // Трудовое право. - 2022. - № 10. - С. 81 - 86.

4 См.: Конституция (Основной закон) Российской Советской Социалистической Федеративной Республики с изменениями и дополнениями, принятыми на пятой сессии Веровного Совета РСФСР пятого созыва. М.: Госполитиздат, 1962.

5 См.: СССР. Энциклопедический справочник / Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1979. С. 23.

В современной России институт самозанятых является активно развивающимся1. Формирование в российском праве принципов и норм регулирующих сферу деятельности «самозанятых» является результатом государственной политики в области занятости населения, налогообложения и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации2.

Особенно активно тема о «самозанятых» зазвучала с 2015 г. В Антикризисном плане Правительства России (утверждён Распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р) предлагалось введение патентной системы для самозанятых. Обсуждалась даже сумма в 1000-1200 рублей в месяц (стоимость патента), что, по мнению властей, подтолкнуло был 20 млн работоспособных россиян выходить из тени, платить налоги. В то же время, идея (схема) уплаты 4% или 6% с доходов самозанятых не была проработанной. Самозанятые по-прежнему рассматривались как предприниматели, но «не совсем индивидуальные», поскольку в тот период существовал список из 47 видов деятельности, которыми должны были заниматься индивидуальные предприниматели (ИП). Необходим был самостоятельный список для самозанятых.

Новый (условно говоря, второй) этап в жизни потенциальных самозанятых начался с января 2017 года, с момента внесения на рассмотрение парламента проект федерального закона, в соответствии с которым самозанятые граждане освобождались от обязанности регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, но при этом должны были добровольно уведомить свой территориальный орган Федеральной налоговой службы о своих намерениях работать, причём самостоятельно, что называется, в одиночку, без привлечения наёмных работников. С 1 июля 2017 г. граждане смогли регистрироваться к качестве самозанятых, численность их на 1 января 2018 года была мизерной - всего 936 человек.

Началом современного (третьего) этапа развития самозанятости в России можно считать 1 января 2019 г. Ранее, 27 ноября 2018 г., Президент России подписал Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента об установлении специального налогового режима». Этот специальный режим вводился до 31 декабря 2028 г., и в качестве первых регионов, где он вводился, были определены г. Москва, Московская и Калужская области и Республика Татарстан. С середины октября 2020 года льготный налоговый режим для самозанятых, действует во всех регионах России, пополняя их бюджет и давая возможность зарабатывать для себя. Введение такого института как самозанятые в России было обусловлено тем, что возникла потребность в создании всесторонних и комплексных мер, направленных на разработку правовых средств, которые обеспечили бы правовую и социальную основу для конструктивной реализации свободы труда в сфере взаимодействия личностей друг с другом3 и действенности принципа уважения человека труда введенного в рамках конституционной реформы 2020 г. в число основополагающих принципов в сфере взаимоотношений человека и государства4, которые конкретизирует положения о социальном государстве5.

В процессе исторического развития самозанятость в России имеет как преемственность в подходах, так и новые вехи.

Первоначально самозанятые граждане относились к одной из категории предпринимателей6, а точнее к категории индивидуальных

-7 -8

предпринимателей и других лиц, занимающихся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой и только в современный период их статус получил развитие как особый, отличающийся от иных видов работ и предпринимательской деятельности.

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. отмечается, что самозаня-

-9

тые это граждане, осуществляющие приносящую доход деятельность и не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей .

Таким образом, появилось общее определение понятия «самозанятый» в котором выделены два основных традиционных для экономической деятельности момента - 1) осуществление работы или оказание услуг по гражданско-правовому договору; 2) получение вознаграждения за свою работу или услугу.

Самозанятый, это, по сути, тот же индивидуальный предприниматель, но с особым статусом, так как осуществляет деятельность без привлечения наемных работников и имеет определенные налоговые преференции10.

Финансово-экономическая составляющая традиционно является определяющей при характеристике субъектов как самозанятых. Исходя из этого к категории самозанятых относится тот человек, который платит специальный налог на профессиональный доход11.

В обобщенном варианте самозанятые определяются как физические лица, осуществляющие деятельность, приносящую доход, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие свою деятельность без привлечения наемных работников, но на основе специального налогового режима «налог на профессиональный доход». Принципиальный момент, который отличает самозаня-

1 В п. 1.27 перечня поручений Президента РФ по реализации Послания Федеральному Собранию от 27 декабря 2013 г. № Пр -3086 было обозначено о важности развития института самозанятых. - URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/20004

2 Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2007. - № 31. - Ст. 4006.

3 Как подчеркивал Л.Ю. Бугров, «в социально-экономическом и юридическом аспектах свобода труда означает не свободу труда как такового (как процесса взаимодействия человека и природы), а свободу субъектов труда в общественных отношениях, связанных с трудом (взаимодействие личностей друг с другом)». - См.: Бугров Л.Ю. Свобода труда и свобода трудового договора в СССР (юридический аспект). Красноярск, 1984. - С. 13.

4 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - №11. - Ст. 1416.

5 Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». - М.: Норма, ИНФРА-М, 2020. - 240 с.

6 Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 г. № 7-П // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 10. - Ст. 1242.

7 Клеандров М.И. О необходимости обретения незарегистрированным предпринимателем легального статуса // Предпринимательское право. - 2015. №3. С. 3 - 13.

8 См.: Письмо ФНС РФ от 22.02.2011 г. № КЕ-4-3/2878 «О направлении письма Минфина России» (вместе с Письмом Минфина РФ от 09.02.2011 г. № 03-04-08/8-23) // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2011. №2; Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 г. № 1116-О // СПС «Консультантплюс».

9 Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. №1083-р Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.») // Собрание законодательства РФ. - 2016. - №24. - Ст. 3549.

0 Крюкова Е.С., Рузанова В.Д. Индивидуальный предприниматель и самозанятый гражданин: соотношение понятий // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. -№ 3. - С. 21 - 26.

11 В настоящее время установлена два вида ставок для самозанятых, которые зависят от того, кто покупает ваши товары или услуги: 4% — если деньги пришли от физического лица; 6% — если оплата поступила от юридического лица или индивидуального предпринимателя. Эти ставки не будут меняться до конца 2028 года.

того от индивидуального предпринимателя - отсутствие наёмных работников.

В настоящее время такая форма занятости как самозанятые получила активное развитие. Так, по официальным заявлениям число зарегистрированных самозанятых в России достигло 2,4 млн человек1. Однако вопрос об определении их правового статуса, который поднимался с 2017 г.2 окончательно не разрешен несмотря на то, что принимаются оперативные меры по легализации, приносящей доход деятельности субъектов, которые не поставлены на учет в налоговых органах и формируется экспериментальный правовой режим деятельности самозанятых граждан3. Высказываются позиции о необходимости приравнять самозанятого к индивидуальным предпринимателям, субъектам малого предпринимательства4. Однако это, с одной стороны, вполне оправдано исходя из принципа равных прав и равных обязанностей, с другой стороны, не решает ключевых вопросов, а именно активизации занятости населения и увеличение трудовых доходов. Свобода труда, пришедшая на смену праву на труд, существенно изменила концепцию отношения граждан к труду. Многие позволили себе не работать на основании трудовых договоров, но при этом продолжили «зарабатывать на жизнь» посредством нелегальной профессиональной трудовой деятельности. Особенно активно наблюдется такого рода моменты при осуществлении репетиторства, оказании помощи при ведении домохозяйства и др.

На наш взгляд важно учитывать гибридную природу правового статуса самозанятых, которая выражается в том, что, во-первых, это может быть как основной, так и дополнительный правовой статус у человека; во-вторых, на данную категорию работников не распространяются нормы о минимальном размере оплаты труда, так как их заработок зависит от эффективности их непосредственной работы, а не от социальных гарантий и принципов труда5; в третьих, имеются особенности, связанные с тем какие виды налогов, платит человек6; в четвертых, у человека, для которого доход от самозанятости является основным в настоящее время менее социально защищен нежели тот, человек у которого есть еще имеется доход от работы, например, по трудовому договору7, поскольку самозанятые не платят страховые взносы в социальные фонды; в пятых, самозанятым может быть как гражданин Российской Федерации, так и иностранные граждане, а именно граждане государств Членов евразийского экономического союза8.

Ожидается, что к 2024 году число зарегистрированных самозянятых в России достигнет 25 млн человек9. Эта цифра может быть превышена за счёт «популярности» статуса самозанятого, его удобства в уплате налогов и т.д.

И здесь, в качестве первого вывода можно высказать предположение о том, что предложенный льготный налоговый режим (4% и 6%) развивается в русле конституционных поправок 2020 года об уважительном отношении к труду со стороны государства и общества, чего длительное время в нашей стране явно не хватало. В п. 5 ст. 75 Конституции России говорится: «Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав...», а новая статья 75.1 Основного закона страны нацеливает российские власти не только на создание условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан (что является логическим продолжением ст. 7 о социальном государстве), но и уважительное отношение к человеку труда, социальное партнёрство и социальную солидарность.

В целях укрепления взаимного доверия государства и общества (ст. 75.1. Конституции РФ) предлагается экспериментальный налоговый режим самозанятости населения сделать «стабильным».

Во-вторых, в указанном контексте нелишним стало бы упоминание самозанятых в новом пункте 1 .е.3 ст. 114 Конституции РФ в обязанностях (полномочиях) федерального Правительства. Оно могло бы звучать следующим образом: «Правительство Российской Федерации содействует развитию самозанятости населения и частной инициативы». На основе этого и других положений российской Конституции целесообразно подготовить и принять федеральный закон о самозанятости населения и мерах государственной поддержки, что, конечно, не исключает принятия и региональных (субъектовых) законов по данной проблематике.

В-третьих, институт самозанятых имеет отраслевые взаимосвязи.

Активное развитие цифровизации вносит свои коррективы в развитие института самозанятых, которое осуществлялось первоначально лишь на основе взаимосвязи его с предпринимательской деятельностью. Однако как справедливо отмечает Н.Е. Савенко, статус самозанятого является межотраслевым10. Соответственно следует учитывать при развитии института самозанятых все его отраслевые взаимосвязи.

Занятость населения в условиях сокращения рабочих мест в связи с автоматизацией многих видов работ обуславливает потребность пересмотра устоявшейся концепции и связанности его не только предпринимательским правом, но и с трудовым правом. Выработки цифровизация самозанятости имеет целью эффективное администрирование налога на профессиональный доход, вывод из тени самозанятого населения11, соответственно работодателем полагаем вполне может выступить государство, посредством заключения с такой категорией граждан как самозанятые

1 См.: Парламентская газета от 02 июля 2021 г. URL:: https://www.pnp.ru/politics/chislo-zaregistrirovannykh-samozanyatykh-v-rossii-dostiglo-24-mln-chelovek.html

2 Попкова Ж.Г. Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса // Право и экономика. - 2017. - № 2. - С. 5 - 14.

3 Федеральный закон от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 49 (часть I). - Ст. 7494.

4 На Ежегодной научной конференции центра частного права д.ю.н. Чубаров В.В. отметил, что важно уточнить статус самозанятых граждан и приравнять их к индивидуальным предпринимателям, субъектам малого предпринимательства // Вестник гражданского права. - 2021. - № 4. - С. 9 - 57.

5 Мачульская Е.Е. Модификация принципов трудового права в свете изменений Конституции Российской Федерации // Трудовое право в России и за рубежом. - 2021. -№2. - С. 3 - 7.

6 Если человек получил статус самозанятого и это основная форма его занятости, но по какой-то причине он не работает и не получает доход, налог платить не нужно; если человека имеет статус самозанятого параллельно работая по трудовому договору, он платит те виды налогов которые предусматриваются применительно к его правовым обязательствам связанными с трудовыми правоотношениями.

7 Манукиян Е. Сенатор Бибикова назвала самую социально-незащищенную категорию самозанятых // Российская газета. - 2022. - 17 февраля. - URL: https://rg.ru/2022/02/17/nazvana-samaia-socialno-nezashchishchennaia-kategoriia-samozaniatyh.html

8 Федеральный закон от 27.11.2018 г. №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - №49 (часть I). - Ст. 7494.

9 В качестве таковых при регистрации себя при регистрации считают водители и строители (ремонтники). Больше всего самозанятых в Москве, С-Петербурге, Московской и Свердловской областях, Республике Татарстан.

10 Савенко Н.Е. К вопросу о межотраслевом статусе самозанятого гражданина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2022. - № 7. -С. 80 - 84.

11 Шапсугова М.Д. Экономика по требованию: трансформация самозанятости в цифровой среде // Право и цифровая экономика. - 2021. - № 3. - С. 47 - 53.

гражданско-правовых договоров.

Как представляется, обеспечение занятости, предпринимательство и самозанятость близкие сферы деятельности, но тем не менее каждое из них имеет свои особенности, а в условиях интенсивного развития цифровизации предполагает выработку мер и экономических условий способствующих не только устойчивому развитию социально-экономических прав, но и эффективную прямую поддержку самозанятым, создания единой цифровой среды на основе универсальности правового статуса самозанятых, диспозитивности и человекоцентричности в правовом регулировании1, а также применения льготных мер стимулирующего характера к трудовой деятельности и свобода выбора в выплате страховых социальных взносов. Непрерывный рост занятости способствует вовлечению в легальную трудовую деятельность все большего числа граждан, соответственно новым в правовом развитии института самозанятых вполне может стать и действенная социальная поддержка такой категории самозанятых, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в формате самозанятости.

В условиях важности развития в России сельского хозяйства вполне обоснованным видится расширение сфер трудовой занятости населения. Одним из вариантов вполне может быть развитие самозанятости в сельском хозяйстве. Предложения такого плана уже внедряются в практику. Так, в частности, с 1 января 2022 г. расширяется господдержка граждан, которые занимаются развитием личного подсобного хозяйства и официально зарегистрированы как самозанятые2. Однако для того, чтобы реально произошло развитие института самозанятых необходимы и мероприятия стимулирующего характера к такого рода трудовой деятельности, а также решение вопроса, справедливо поднимаемого рядом

3

ученых о том, какой вклад вносят самозанятые граждане в солидарную пенсионную систему .

В процессе развития института самозанятости необходимо учитывать его комплексный характер4, включая внесение изменений в концепцию трудовых отношений и социальных гарантий для лиц осуществляющих такого рода деятельность. Соглашаясь с высказыванием Е.Г. Крылова о том, что «самозанятый гражданин, приносящий посильную пользу государству, столь же необходим, как и занятый на производстве»5 полагаем важным для развития института самозанятых на основе взаимосвязанных принципов: уважения человека труда; социальной солидарности; социальной ответственности; равенство прав и равенство обязанностей; поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Для этого при развитии правового регулирования института самозанятых необходимо учитывать именно комплексность его как института, отраслевые его взаимосвязи и обеспечивать действенную социально-экономическую поддержку профессиональной самореализации человека труда. Библиогра фия:

1. Броди Д. Наемные работники, рабочие и самозанятые // Журнал промышленного права. - 2005. - Т. 34. - Вып. 3. - С. 253-260.

2. Бугров Л.Ю. Свобода труда и свобода трудового договора в СССР (юридический аспект). Красноярск, 1984. - С. 13.

3. Васильева Ю.В., Шуралева С.В. Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы // Социальное и пенсионное право. - 2022. -№ 3. - С. 19-24.

4. Герасименко Д. Самозанятым могут разрешить заниматься пассажирскими перевозками // Трудовое право. - 2022. - № 10. - С. 81-86.

5. Клеандров М.И. О необходимости обретения незарегистрированным предпринимателем легального статуса // Предпринимательское право. - 2015. № 3. С. 3-13.

6. Крылова Е.Г. Особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом // Юрист. - 2017. - № 6. -С. 11-15.

7. Крюкова Е.С., Рузанова В.Д. Индивидуальный предприниматель и самозанятый гражданин: соотношение понятий // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. - № 3. - С. 21-26.

8. Кунтурис Н. Понятие «работник» в европейском трудовом праве: фрагментация, автономия и сфера применения // Журнал промышленного права. - 2018. -Т. 47. - Вып. 2. - С. 192-225.

9. Манукиян Е. Сенатор Бибикова назвала самую социально-незащищенную категорию самозанятых // Российская газета. - 2022. - 17 февраля.

10. Мачульская Е.Е. Модификация принципов трудового права в свете изменений Конституции Российской Федерации // Трудовое право в России и за рубежом. - 2021. - № 2. - С. 3-7.

11. Попкова Ж.Г. Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса // Право и экономика. - 2017. - № 2. - С. 5-14.

12. Савенко Н.Е. К вопросу о межотраслевом статусе самозанятого гражданина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2022. - № 7. -С. 80-84.

13. Сапфирова А.А. Правовое регулирование самозанятости и работы на платформах в условиях цифровой экономики: трудовой и (или) гражданско-правовой аспекты? // Гражданское право. - 2021. - № 5. - С. 41-45.

14. Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1 -ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». - М.: Норма, ИНФРА-М, 2020. - 240 с.

15. Шапсугова М.Д. Экономика по требованию: трансформация самозанятости в цифровой среде // Право и цифровая экономика. - 2021. - № 3. - С. 47-53.

References:

1. Brody D. Employees, workers and self-employed // Journal of industrial law. - 2005. - Volume 34. - Issue 3. - P. 253- 260.

2. Bugrov L. Yu. Freedom of labor and freedom of labor contract in the USSR (legal aspect). Krasnoyarsk, 1984. - P. 13.

3. Vasilyeva Yu. V., Shuraleva S.V. Participation of the self-employed in pension legal relations: problems and prospects // Social and pension law. - 2022. - No. 3. - P. 19 - 24.

4. Gerasimenko D. Self-employed may be allowed to engage in passenger transportation // Labor Law. - 2022. - No. 10. - P. 81 - 86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Cleandrov M.I. On the need for an unregistered entrepreneur to acquire legal status // Entrepreneurial Law. - 2015. - No. 3. - P. 3 - 13.

6. Krylova E.G. Peculiarities of economic regulation of entrepreneurial activity of the self-employed in Russia and abroad // Lawyer. - 2017. - No. 6. - P. 11 - 15.

7. Kryukova E.S., Ruzanova V.D. Individual entrepreneur and self-employed citizen: correlation of concepts // Laws of Russia: experience, analysis, practice. - 2018. - No. 3. - P. 21 - 26.

8. Kunturis N. The concept of "employee" in European labor law: fragmentation, autonomy and scope // Industrial Law Journal. - 2018. - Vol. 47. - Issue. 2. - P. 192 - 225.

9. Manukiyan E. Senator Bibikova named the most socially unprotected category of the self-employed // Rossiyskaya Gazeta. - 2022. - February 17.

10. Machulskaya E.E. Modification of the principles of labor law in the light of changes in the Constitution of the Russian Federation // Labor law in Russia and abroad. -2021. - No. 2. - P. 3 - 7.

11. Popkova Zh. G. A new category of self-employed persons: problems of legal status // Law and Economics. - 2017. - No. 2. - P. 5 - 14.

12. Savenko N.E. To the question of the intersectoral status of a self-employed citizen // Laws of Russia: experience, analysis, practice. - 2022. - No. 7. - P. 80 - 84.

13. Sappircva A.A. Legal regulation of self-employment and work on platforms in the digital economy: labor and (or) civil law aspects? // Civil law. - 2021. - No. 5. - P. 41 - 45.

14. Khabrieva T. Ya., Klishas A.A. Thematic commentary to the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 No. 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authorities". - M.: Norma, INFRA-M, 2020. - 240 pp.

15. Shapsugova M.D. Economy on Demand: Transformation of Self-Employment in the Digital Environment // Law and Digital Economy. - 2021. - No. 3. - P. 47 - 53.

1 Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 г. № 2765-р) // https://www.economy.gov.ru по состоянию на 15 февраля 2022 года.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2451 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.12.2021.

3 Васильева Ю.В., Шуралева С.В. Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы // Социальное и пенсионное право. 2022. №3. С. 19-24.

4 Сапфирова А.А. Правовое регулирование самозанятости и работы на платформах в условиях цифровой экономики: трудовой и (или) гражданско-правовой аспекты? // Гражданское право. - 2021. - № 5. - С. 41 - 45.

5 Крылова Е.Г. Особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом // Юрист. - 2017. - № 6. - С. 11 - 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.