Научная статья на тему 'Самоуправление в юридической профессиональной деятельности: краткое сравнительно-историческое исследование развития cловацкой адвокатской палаты'

Самоуправление в юридической профессиональной деятельности: краткое сравнительно-историческое исследование развития cловацкой адвокатской палаты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
453
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоуправление / самоуправление ассоциаций / адвокатская палата / адвокатура / Self-government / Self–government of associations / Self-government of interests / Bar Association / Slovak advocacy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гайдошова Мартина

Исследуются вопросы организации самоуправления применительно к юридической профессиональной деятельности. Рассматривается история развития самоуправления в Словацкой адвокатской палате в период со второй половины XIX в. по настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-GOVERNMENT WITHIN THE LEGAL PROFESSION: A SHORT HISTORICAL AND COMPARATIVE RESEARCH OF DEVELOPMART IN SLOVAK ADVOCACY

The article aims to review dimensions of self-government as a legal term and in according to executing of legal profession. The article focuses to the point of view of a short historical and comparative overview of selfgovernment in Slovak advocacy, since the second half of 19th century to present time.

Текст научной работы на тему «Самоуправление в юридической профессиональной деятельности: краткое сравнительно-историческое исследование развития cловацкой адвокатской палаты»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 2 (43). С. 90-97.

УДК 342

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

КРАТКОЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАЦКОЙ АДВОКАТСКОЙ ПАЛАТЫ

SELF-GOVERNMENT WITHIN THE LEGAL PROFESSION: A SHORT HISTORICAL

AND COMPARATIVE RESEARCH OF DEVELOPMART IN SLOVAK ADVOCACY

М. ГАЙДОШОВА (M. GAJDOSHOVA)

Исследуются вопросы организации самоуправления применительно к юридической профессиональной деятельности. Рассматривается история развития самоуправления в Словацкой адвокатской палате в период со второй половины XIX в. по настоящее время.

Ключевые слова: самоуправление; самоуправление ассоциаций; адвокатская палата; адвокатура.

The article aims to review dimensions of self-government as a legal term and in according to executing of legal profession. The article focuses to the point of view of a short historical and comparative overview of selfgovernment in Slovak advocacy, since the second half of 19th century to present time.

Key words: Self-government; Self-government of associations; Self-government of interests; Bar Association; Slovak advocacy.

Согласно европейскому подходу к определению института самоуправления, под таковым понимается часть системы государственного управления. В свою очередь, государственное управление - это деятельность государства в интересах общества (решение общественных задач). Определенные полномочия в этой области могут передаваться и негосударственным организациям [1].

В частности, речь может идти о наделении возможностями по самоуправлению. Самоуправление существует как в форме территориального самоуправления, которое касается децентрализации на уровне территориального государственного учреждения, так и как самоуправление корпораций или союзов. Для демократического государства, уважающего принципы верховенства права, важно, что это дает пространство для самоуправления.

Самоуправление в корпорациях

Самоуправление в корпорациях в демократическом обществе чаще всего связано с самоуправлением представителей так называемых «свободных профессий». Классиче-

скими примерами являются отдельные профессиональные сообщества, например, адвокаты, нотариусы, судебные исполнители и т. д. «...Свободные профессии исключают жесткое регулирование и чрезмерный контроль, потому что их участники должны быть творческими, изобретательными, они должны иметь возможность выразить свою собственную оценку и подходы. Им необходима независимость от повсеместного воздействия государственной власти и её правления. Для этого и существуют самоуправляющиеся сообщества...» [2].

Корпорация адвокатов

Корпорация адвокатов демонстрирует наглядный пример самоуправления. Поверенные уже существовали во времена Римской империи. Поверенный был доверенным лицом, к которому обращались в чрезвычайной ситуации для помощи в судебных процессах. Профессия правозащитника была известна во все исторические времена. Поверенные были экспертами в области права, они консультировали тех, кто нуждался в их помощи, и действовали в судах от имени

© Гайдошова М., 2015

90

Самоуправление в юридической профессиональной деятельности...

сторон. Возможность обращения к адвокатской защите появилась в Центральной Европе во второй половине XIX в. Нельзя не упомянуть, что первые объединения защитников существовали во Франции уже в конце XVIII в. [3].

История адвокатуры с середины XIX в. в Словакии и соседних странах

Богемия во времена Австрийской Империи

Корпорации адвокатов были основаны в соответствии с Временным положением о защите клиента 1849 г. Основная роль отводилась консультированию (надзор за кандидатами на защиту и предоставление бесплатной юридической помощи). Тем не менее последнее слово в решении вопросов адвокатуры принадлежало министру юстиции. Хотя корпорации адвокатов в то время имели дело с общественной агендой, они скорее напоминали частные гильдии. Тем не менее сфера их деятельности оставалась традиционной [4].

Важный правовой акт о регулировании адвокатской деятельности был принят в 1868 г. (положение по защите № 96). Для включения в список адвокатов в определенную корпорацию и занятия адвокатской практикой важны были следующие условия: гражданство, правовой статус, докторская степень по праву, юридическая практика не менее 7 лет (включая досудебную практику не менее 1 года и адвокатскую практику не менее 3 лет), адвокатский экзамен (устраивался комитетом из 4 членов Верховного Суда в Праге, который состоял из президента комиссии, двух судебных советников и представителя адвокатов). Кроме того, необходимо было принять присягу в окружном суде.

Адвокат был наделен правом представлять стороны во всех судах и перед властями по юридическим и неюридическим, общественным и частным делам, кроме представительства в коммерческих, арбитражных и биржевых судах. Несомненно, адвокаты могли действовать в качестве нотариусов, но параллельная практика не была разрешена. Адвокаты имели право только на педагогическую деятельность в дополнение к основной.

Самоуправление и независимость лиц свободных профессий проявилась в наличии у них своих выборных органов. Надзор за деятельностью адвокатов осуществлялся ко-

митетом корпорации адвокатов, а дисциплинарные полномочия имелись у её дисциплинарного правления. Среди дисциплинарных санкций были выговор, штраф, отрешение от должности и исключение из списка адвокатов. Министр юстиции осуществлял контроль за деятельностью адвокатов, но у него не было дисциплинарных полномочий.

Дисциплинарные обязанности адвокатов регламентировались нормативным актом о дисциплинарном статусе адвокатов и кандидатов от 1 апреля 1878 г. № 40. «К основной деятельности корпорации адвокатов относились законодательные инициативы, меры по защите независимости адвокатов, доступ к адвокатуре, агенда, так называемая, по правам бедных, дисциплинарные случаи и имущественное управление корпорации адвокатов» [5].

Краткий обзор ситуации в Австрии [6]

В первой половине XIX в. деятельность поверенного определялась согласно соответствующему нормативному акту Королевства (в 1821 и 1822 гг.) и положениям, принятым в 1827 г. Позже правозащитники назначались высшим судебным органом - предшественником Министерства юстиции.

Упомянутые временные нормативноправовые акты от 1849 г. дали возможность адвокатам объединиться в палаты. Это также повлияло на независимость и автономию профессии адвоката. Хотя в то время адвокаты назначались Министром юстиции, права представительства были территориально ограничены и надзор за адвокатской деятельностью принадлежал государству.

Корпорации адвокатов в Австрии (Венская корпорация адвокатов, основанная в 1850 г., и Верхняя австрийская корпорация адвокатов, основанная в 1851 г.) считаются одним из плодов революции 1848 г. Нормативной базой, которая положила начало независимости адвокатуры от государства, были нормативно-правовые акты от 1868 г. и дисциплинарные правила от 1872 г.

Следующая фаза - это конец Первой мировой войны, 1918 г. Австро-Венгрия прекратила свое существование, и были созданы несколько новых государств, включая Австрийскую республику. В ноябре 1918 г. государственное представительство корпорации адвокатов Австрии исчезло, и право предста-

91

М. Гайдошова

вительства осталось в государствах-преемни-ках Австро-Венгрии, пока в 1921 г. не были созданы территориальные отдельные корпорации адвокатов.

Тридцатые годы принесли свободному существованию адвокатской деятельности много ограничений, например, назначение должностных лиц корпорации, в 1938 г. корпорации адвокатов перешли под управление комиссара. После Второй мировой войны процесс восстановления демократических принципов и власти закона регулировался законом от 3 июля 1945 г. о возобновлении деятельности австрийской адвокатуры, который с поправками остается действующим и сегодня.

Краткий обзор ситуации в Польше

В Польше [7] XIX в. принес свободу адвокатам и самоуправление корпорациям адвокатов. Даже в конце XVIII в. первые предпринятые правовые усилия не были успешными. Правовое регулирование адвокатской деятельности было представлено в проекте закона от 1778 г., его создатели были адвокатами (Юзеф Выбицкий, автор польского государственного гимна, Михал Вегрзецкий и Антони Рогальский). Проект Кодекса Анджея Замойского был отклонен Сеймом.

Статья 13 этого Кодекса «О покровителях судебных дел» содержала основы регулирования адвокатской деятельности. Требования для кандидата на должность адвоката были следующими: знание латинского и польского языков, внутригосударственного права, естественного и Римского права, знание истории Польши, три года судебной практики, практика в качестве помощника присяжного поверенного и успешная сдача экзамена специальной комиссии.

Обсуждение в Большом Сейме (также известном как четырехлетний Сейм) в 1788— 1792 гг., помимо прочего, привело к первой письменной европейской конституции (принятой 3 мая 1791 г.), создало трудности по установлению самоуправления для адвокатуры. Предложение такого кодекса, получившее название «сила польской адвокатуры», было опубликовано анонимно в 1971 г. Его разработал адвокат из Варшавы. Эти предложения были основополагающими в адвокатской практике.

Последующее разделение Польши (в 1772, 1793 и 1795 г.) прекратило преобразо-

вание страны и замедлило процесс создания современной правозащитной организации. Развитие польской адвокатуры в силу исторических причин было связано с развитием адвокатуры в Пруссии, Австрии и России.

За короткий период существования Варшавского Герцогства (с 1807 до 1815 г.), которое было создано под покровительством Наполеона 1, адвокатура была ограничена по отношению к судебной системе. Так продолжалось и в эпоху Польского Королевства до 1876 г., пока не была принята судебная реформа в России в 1864 г., которая легла в основу образования института присяжных (защитников). Российская реформа предусматривала учреждение самоуправления правозащитных организаций. Однако эти положения не были приняты в Польше, где адвокатура была привязана к судебной системе.

Таким образом, адвокатура в польском Королевстве в период связи с Россией с 1815 до 1915 г. не имела собственных органов управления. Многие польские адвокаты заняли высокие посты в палатах, существующих в России, например, в Киеве, Москве, Петрограде и Одессе. Интересно упомянуть, что председатель Петроградской палаты Владимир Спасович был великолепным адвокатом и ученым.

Часть Польши, которая принадлежала Австрии, развивалась по-другому. Законодательство 1849 г. представляло ограниченную форму самоуправления с существенными привилегиями Министерства юстиции. В то же самое время оно предоставляло самоуправление адвокатуре на территории Польши. Это сопровождалось вышеупомянутым законом об организации адвокатуры от 1868 г. Самоуправление в адвокатуре в тех частях Польши, которые были захвачены и присоединены к Пруссии, было создано в 1878 г.

К польской истории адвокатуры принадлежит постановление главы государства Юзефа Пилсудского от 24 декабря 1918 г. о «Временном статусе адвокатуры в польском государстве». Данным положением была учреждена двухуровневая система самоуправления адвокатуры, адвокатская деятельность, соответствующая схеме апелляционных судов, и общий адвокатский совет. Данный документ, однако, был принят только на территории бывшего Королевства, а с 1922 г. -

92

Самоуправление в юридической профессиональной деятельности...

в тех частях Польши, которые находились под влиянием России.

Оставшиеся две области (ранее находившиеся под влиянием Пруссии и Австрии) сохраняют австрийское законодательство от 1868 и немецкое от 1878 г. Только в 1932 г. появились общие положения для адвокатуры (Prawo o ustroju adwokatury). По сравнению с временным статусом новое законодательство ввело некоторые ограничения на укрепление государственного контроля, проводимого Министром юстиции. Его превосходство было усилено в 1938 г. новым положением об организации адвокатуры. Однако законодательство, введенное в период между войнами, сохранило основные принципы самоуправления.

Ситуация в Венгрии и Словакии

До первой половины XIX в. адвокатура не была организована в палаты - списки адвокатов велись непосредственно судами. Революция 1848-1849 гг. привела к принятию временного Венгерского положения об адвокатской деятельности (Императорский патент № 138/1852), которое опиралось на французскую модель самоуправления адвокатуры, состоящей из комитетов адвокатов, проживающих в районе регионального суда.

Разрешение на деятельность правозащитники получали от Министерства права, которое также определяло местоположение адвоката. После Австро-Венгерского соглашения, принятого в 1867 г., Венгрия провела ряд реформ, согласно которым адвокаты были частично задействованы в организации судов. Итогом радикальной системы явилось разделение юстиции и административного органа.

Венгерский кодекс о самоуправлении корпораций адвокатов был принят в 1874 г. и с незначительными изменениями, принятыми в Словакии, использовался до 1948 г. Независимость правозащитной организации от го -сударства была, тем не менее, связана с дисциплинарной властью над адвокатами и соблюдением этических принципов [8].

В Словакии в то время было четыре корпорации адвокатов: в Братиславе, Банска Быстрице, Прешове и Кошице. Заниматься адвокатской деятельностью могли только те лица, которые были в списке корпорации. Условия включения в список были следую-

щие: венгерское гражданство, диплом о юридическом образовании, проживание кандидата на территории юрисдикции корпорации адвокатов, принятие присяги и трехлетняя практика.

Основная задача корпорации адвокатов состояла в защите моральной чистоты адвокатуры, прав адвокатов и надзоре за выполнением их обязанностей. Корпорация адвокатов также гарантировала осуществление дисциплинарных полномочий её членов и кандидатов. Основной контроль за деятельностью адвокатов и корпораций адвокатов принадлежал Министру юстиции и дисциплинарным сенатам.

Адвокатура в Словакии после Первой мировой войны

Важным моментом в истории является получение независимости Чехословацкой Республикой в 1918 г. Деятельность и организация адвокатуры регулировались Положениями времен Габсбургской монархии - австрийскими Положениями от 1868 г. и Дисциплинарным кодексом от 1872 г. для Богемии и Моравии, а также венгерскими Положениями от 1874 г. для Словакии. Для Чехословакии в период с 1918 по 1938 г. типичным являлся правовой дуализм Австрийского и Венгерского законодательства. Создание нового государства привело к значительным конституционным, политическим и организационным изменениям, касающимся всех сфер жизни и, следовательно, адвокатуры. Законодательство Австро-Венгрии должно было быть адаптировано для Чехословакии, но также были приняты во внимание новые меры организации адвокатуры.

Но новые Положения об адвокатской деятельности не были приняты. Важным признаком этого революционного периода, после распада Империи Габсбургов и создания нескольких новых государств - преемников, является сильное желание чехословацкого государства построить его собственные структуры и объединить свои позиции - внешние и внутренние. Адвокаты оставались адвокатами, но необходимо было изменить их организацию и руководство.

В связи с территориальным вопросом, чтобы объединить правовые условия, в феврале 1920 г. законодательно установили, что адвокаты и кандидаты могут вести адвокат-

93

М. Гайдошова

скую деятельность в обеих частях республики. Результаты экзамена на ведение адвокатской деятельности также признавались в обеих частях республики [9].

В конце марта 1920 г. происходит слияние четырех корпораций адвокатов, функционирующих согласно венгерскому законодательству. Новое место расположения было в Турчански Святого Мартина. Государствен -ные перемены привели к влиянию исполнительной власти на самоуправление. Самоуправление находилось в то время под влиянием государства, прежде всего в кадровой политике.

Министр юстиции по соглашению с министром по унификации законодательства и административной организации в Чехословакии (так называемый министр унификации) был уполномочен назначать членов административного комитета корпорации адвокатов. Также члены Дисциплинарного Совета назначались министром. Таким образом, выборы были заменены назначением министром.

Условия зачисления в список адвокатов были следующие: чехословацкое гражданство, правовой статус, юридическое образование в Чехословацком университете или на последнем курсе, если это был 1918/19 г. в одном из университетов Австро-Венгрии, включая присвоение степени доктора права, практический экзамен, шестилетняя практика (пять лет в качестве помощника адвоката и остальной период, например, в суде, прокуратуре, нотариальной конторе, правительственном учреждении); с 1924 г. требовалась обязательная пятилетняя практика в качестве помощника адвоката.

В Подкарпатской Руси были свои особые условия. Список адвокатов и кандидатов, агенда корпорации адвокатов и её комитета, принятие присяги принадлежали главе Сед-рии как Министру регионального суда в Ужгороде. Дисциплинарная власть над адвокатами осуществлялась дисциплинарным сенатом корпорации адвокатов в Турчански Святого Мартина.

Контроль Министерства юстиции за адвокатами также выражался в обязательном порядке представлять ежегодный отчет в Министерство. Информация, содержащаяся в отчете, классифицировалась следующим образом: состав административного комитета

и изменения (вписанные, исключенные - по собственному желанию, по смерти, отсутствие гражданства, неуплата членских взносов, из-за банкротства, лишение разрешения на адвокатскую деятельность), дисциплинарные дела (завершенные, незавершенные, Словакия и Подкарпатская Русь), имущественные дела, бюджет на следующий год, поддержка вдов адвокатов. В отчете также предоставлялась информация, имеющая отношение к адвокатам и адвокатской деятельности, например, структура судебной власти, структура отчета, законодательства; трудности, успехи, предложения и т. д.

В 1936 г. в Словакии и Подкорпатской Руси были созданы две корпорации адвокатов в сфере Высшего Суда в Братиславе и Кошице. Однако политическая ситуация развивалась таким образом, что корпорация адвокатов в Братиславе осуществляла деятельность в Верховном Суде в Братиславе, а корпорация адвокатов в Турчански Святого Мартина функционировала на остальной территории страны.

По политическим причинам ассоциация адвокатов в Кошице не была создана, и события, последовавшие после принятия Мюнхенского соглашения в сентябре 1938 г. и Венского арбитража в ноябре 1938 г., привели к значительным территориальным потерям Чехословакии, присоединению южной части Словакии к Венгрии. Таким образом, Кошице в этот период стал частью Венгрии, а с первого сентября 1939 г. было введено венгерское законодательство, согласно которому свою деятельность осуществляла корпорация адвокатов в Кошице в период Второй мировой войны.

В Чехословакии работало постоянное представительство корпорации адвокатов, охватывающее все корпорации из Словакии и корпорации в Праге, Опаве и Брно. В 1938 г. была законодательно установлена Словацкая автономия.

После Второй мировой войны организация адвокатуры осуществлялась по довоенным правилам. Особенностью этого периода был интерес по борьбе с фашизмом, поэтому препятствием для включения в список адвокатов могла стать характеристика как предателя, захватчика и пособника фашизму или гражданство Венгрии и Германии. С нацио-

94

Самоуправление в юридической профессиональной деятельности...

нализацией адвокатуры в 1948 г. корпорация адвокатов, как и самоуправление адвокатуры, прекратила свое существование.

Особенности развития адвокатуры после 1948 г.

Абсолютно новый этап настал после 1948 г. [10], более четырех десятков лет шло развитие корпорации адвокатов как самоуправленческой профессиональной корпорации. Корпорации юристов распались, и их юридическими приемниками стали региональные ассоциации адвокатов. Министр юстиции был уполномочен назначать административные комиссии, которые были временно управляющими и осуществляющими деятельность новых региональных корпораций.

Центральная корпорация адвокатов в Праге контролировала деятельность региональных корпораций и имела право отменять или изменять договоренности и издавать необходимые директивы. Региональные корпорации и Центральная корпорация в Праге в обязательном порядке должны были информировать Министерство юстиции обо всех принятых директивах и мерах. Функция независимой адвокатской профессии постепенно менялась в сторону работника. Региональные корпорации адвокатов постепенно становились работодателями, а адвокаты - сотрудниками. Это нашло свое отражение как в общей системе централизации управления, контроле, личной ответственности, так и в обосновании необходимости как одного из главных характерных признаков оказания услуг.

С 1952 г. получила признание новая форма организации адвокатуры - юридические консультационные центры. Трехуровневое управление в области адвокатуры осуществлялось главным офисом Чехословацкой адвокатуры. Высшим руководящим органом в главном офисе было национальное собрание делегатов, избиралось оно общим собранием адвокатов. Как исполнительный орган оно занималось составлением и контролем рабочих задач, финансовых планов адвокатуры, утверждением бюджетов корпорации, определением числа адвокатов и других сотрудников в отдельных регионах, но также образованием адвокатов и других сотрудников. Перемена - возврат к свободной адвокатуре - произошла после важных социальных изменений 1989 г.

Адвокатура в Словакии в руках адвокатов - Словацкая корпорация адвокатов

С середины XIX в. в Словакии адвокатура приобрела форму корпорации юристов. После 1989 г., 40-летнего перерыва, корпорация адвокатов получила вторую жизнь. В настоящее время практическая деятельность и организация адвокатуры находятся в руках самих адвокатов.

Несколько примеров, подтверждающих этот факт: корпорация адвокатов утверждает список адвокатов и кандидатов - до середины XIX в. этот список утверждался судами; корпорация адвокатов принимает адвокатский экзамен - даже в Чехословакии в период после 1918 г. адвокаты сдавали единый адвокатский и судейский экзамен комиссии, куда входили президент, вице-президент и половина членов, назначенных министром юстиции, на сегодняшний день исполнительный орган корпорации (9 членов, избранных всеми адвокатами) утверждает регламент проведения экзамена, он назначает членов экзаменационной комиссии из числа адвокатов, судей или прокуроров и представителей других юридических профессий.

Корпорация адвокатов обеспечивает дисциплинарную ответственность адвокатов - в пределах Венгерской империи дисциплинарные процедуры в первой инстанции проводились в соответствующей корпорации адвокатов; вторая инстанция была Высшим судебным дисциплинарным советом (королевская курия); во время существования Чехословацкой Республики 19181938 гг. Верховный Суд в Брно был апелляционным судом по дисциплинарным делам в отношении адвокатов; на сегодняшний день корпорация адвокатов обеспечивает рассмотрение дисциплинарных и апелляционных процедур в дисциплинарной комиссии, которая избирается.

Словацкая корпорации адвокатов существует с 1990 г. по закону, действующему на территории всей Словацкой Республики, она сформировала свои собственные органы согласно желанию адвокатов. Например, после создания Чехословакии с целью построить новое государство бывшие корпорации адвокатов объединились и сформировали ассоциацию, расположившуюся в Турчански Святого Мартина.

95

М. Гайдошова

В это время члены назначались министром, и корпорация была вынуждена, даже после становления Чехословакии, ежегодно отчитываться о своей деятельности с акцентом на дисциплинарные процедуры Министерству юстиции. Кроме того, обязательным было отправлять в Министерство юстиции на проверку протоколы заседаний Генеральной Ассамблеи и правила их проведения. В настоящее время таких обязательств нет.

Адвокатура относится к сфере ответственности министра юстиции. В соответствии с законом об адвокатуре министр юстиции имеет право подать прошение на дисциплинарные разбирательства (§ 58).

Обычно прошение о принятии дисциплинарных мер подавалось Ревизионной комиссией корпорации адвокатов. Министр юстиции пользовался данным правом только в исключительных случаях. Любые предложения по дисциплинарным разбирательствам, которые были поданы в Министерство юстиции, как правило, передавались Словацкой корпорации адвокатов.

Министерство юстиции обладает компетенцией определять сумму сбора и способ её определения, условия оказания услуг в несудебных процедурах, по сниженной цене или бесплатно, условия определения возмещения стоимости и компенсации за потерю времени.

Органы корпорации адвокатов, её регламент, развитие, качество отношений между адвокатами и ассоциацией адвокатов и среди самих адвокатов находятся в руках адвокатов. Для общества необходимо независимое и свободное, ответственное отношение поверенных, добивающихся истины и защищающих право и моральные ценности.

Заключение: характеристика адво-

катской деятельности, самоуправление и независимость

Организация адвокатской профессии, была сформирована во второй половине XIX в., так, в принципе, и сохранилась до нашего времени. Конечно, так называемый Восточный блок после Второй мировой войны - за 40 лет - повлиял на развитие. Но за последние 25 лет, однако, был возврат к прежней системе.

В настоящее время существует общественная корпорация согласно законодательству [11] - Словацкая корпорации адвокатов,

она характеризуется самоуправлением. Корпорация адвокатов не связана с государственным бюджетом (оказание бесплатной юридической помощи нуждающимся, защита экс-должностных лиц - отдельные темы) и охватывает деятельность адвокатской профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существуют также свободные адвокаты. Принимая участие в работе корпорации, адвокат действует как независимый эксперт, который подчиняется законодательству и внутреннему регламенту корпорации адвокатов. Но адвокат не должен следовать каким-либо нормативным или частным инструкциям. Ограничения адвоката заключаются в предоставлении юридических услуг от имени клиента с помощью правовых средств.

Услуги, имеющие общественный интерес, обязывают корпорации и самих адвокатов соблюдать конституционное право на юридическую помощь в судебных разбирательствах, в прошениях других государственных органов в соответствии с условиями, установленными законодательством (ст. 47 § 2 Конституции Словацкой Республики). Непосредственно в описании к закону об адвокатуре учреждено, что адвокатура содействует применению конституционных прав граждан защищать права и интересы физических и юридических лиц (права клиентов) в соответствии с Конституцией Словацкой Республики, конституционными законами и другими обязательными правовыми актами. Как это происходит?

Адвокат представляет клиента в судах, государственных органах и других организациях, защищает его в уголовном судопроизводстве и предоставляет юридическую консультацию, составляет документы, обеспечивает юридический анализ, управляет активами клиента и обеспечивает другие формы юридической консультации и юридической помощи, эта деятельность последовательная и оплачиваемая.

В целом следует отметить, что самоуправление в адвокатуре состоит из множества прав и обязанностей, которые необходимо соблюдать независимо от исторического этапа и личного интереса членов корпорации.

1. Hendrych D. a kol. Spravni pravo, Obecna cast, 4th edition. - C. H. Beck, 1994. - P. 2-4.

96

Самоуправление в юридической профессиональной деятельности...

2. Krskova A. Eticke desatoro zacinajdceho ad-vokata (Vademecum profesijnej etiky). - Iura edition, 2008. - P. 15.

3. Batik S. ml. Napoleonnv dekret o advokacii z roku 1810, Knoll, V. (ed.): Pocta Stanislavu Balikovi k 80. narozeninam, Acta historico-iuridica Pilsnensia 2008, Plzen. - P. 21 and following.

4. Batik S. Advokatni komory v ceskych zemich v letech 1848-1918 // Zbornik Slovenskej ad-vokatskej komory z Medzinarodnej konferencie o historii advokacie s pracovnym nazvom „Slo-boda advokacie v dejinach“. - Bratislava : Slov-enska advokatska komora, 2013. - P. 11.

5. Ibid.

6. According to: Weixelbaum J. Dejiny rakdskej advokacie (strucny prehl’ad) // Zbornik Slovenskej advokatskej komory^ - P. 15 a nasl.

7. Stawicka E. Strucne dejiny advokacie v Pol’sku // Zbornik Slovenskej advokatskej komory... ; Redzik A., Kotlinski T. J. Historia adwokatury. -Waszawa : Naczelna Rada Adwokacka, 2012.

8. Horvath J. Preco je dolezita dplna nezavislost’ advokacie? (v minulosti i sdcasnosti) // Zbornik Slovenskej advokatskej komory. - P. 13 ; Kerecman P., Manik R. Historia advokacie na Slovensku, Eurokodex Bratislava.

9. Zakon z 3.2.1920 c. 83/1920 Sb. z. a n. o docasnej dprave advokacie.

10. Z. c. 322/1948 Zb. o advokacii, z. c. 114/1951 Zb. o advokacii, z. c. 57/1963 Zb. o advokacii, z. c. 133/1975 Zb. o advokacii;

11. Z. c. 132/1990 Zb. o advokacii; z. c. 586/2003 Z. z. o advokacii a o zmene a doplneni z. c. 455/1991 Zb. o zivnostenskom podnikani (ziv-nostensky zakon) v zneni neskorsich predpisov.

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.