Научная статья на тему 'САМОУПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: НА ПРИМЕРЕ ДОНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

САМОУПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: НА ПРИМЕРЕ ДОНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ТВОРЧЕСКИЕ СОВЕТЫ / НАУЧНЫЕ СОВЕТЫ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Овчинников Дмитрий Дмитриевич, Чумакова Татьяна Николаевна

В статье рассматривается актуальность исследования молодежной политики в университете и ее роль в общественной жизни района, страны. Проблема содействия молодежи в общественно-политической жизни государства особо актуальна на данном этапе развития России, так как молодежь имеет достаточный процент в демографии. Утверждение государственной студенческой политики обуславливается формированием условий для целостной, непрестанно совершенствующейся личности. Показана динамика демографии молодежи до 2025 года. Разработана схематично система молодежного самоуправления Донского ГАУ. Приведены все функционирующие акции и студенческие движения университета, в которые они могут быть вовлечены. Определены ориентиры современных требований молодежи во взгляде социально-демографического портрета. Проведены исследования удовлетворенности молодежными организациями и их уровнем. Рассмотрены итоги и сделаны определённые выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Овчинников Дмитрий Дмитриевич, Чумакова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SELF-GOVERNMENT AS A TOOL FOR IMPLEMENTING YOUTH POLICY: ON THE EXAMPLE OF THE DON STATE AGRARIAN UNIVERSITY

This article examines the relevance of the study of youth policy at the university and its role in the public life of the district, the country. The problem of promoting youth in the socio-political life of the state is particularly relevant at this stage of Russia’s development, since young people have a sufficient percentage in demography. The approval of the state student policy is conditioned by the formation of conditions for a holistic, constantly improving personality. The dynamics of youth demography up to 2025 is shown. The system of youth self-government of the Don State Agrarian University has been schematically developed. All functioning actions and student movements of the university in which they can be involved are given. The guidelines of the modern requirements of youth in the view of the socio-demographic portrait are determined. Studies of satisfaction with youth organizations and their level have been conducted. The results are considered and certain conclusions are made.

Текст научной работы на тему «САМОУПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: НА ПРИМЕРЕ ДОНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Самоуправление студентов как инструмент реализации молодежной политики: на примере Донского государственного аграрного университета

Овчинников Дмитрий Дмитриевич,

аспирант, ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»

E-mail: ovchinnikoff.dmitrij2014@yandex.ru Чумакова Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «донской государственный аграрный университет» E-mail: tana201025@mail.ru

В статье рассматривается актуальность исследования молодежной политики в университете и ее роль в общественной жизни района, страны. Проблема содействия молодежи в общественно-политической жизни государства особо актуальна на данном этапе развития России, так как молодежь имеет достаточный процент в демографии. Утверждение государственной студенческой политики обуславливается формированием условий для целостной, непрестанно совершенствующейся личности. Показана динамика демографии молодежи до 2025 года. Разработана схематично система молодежного самоуправления Донского ГАУ. Приведены все функционирующие акции и студенческие движения университета, в которые они могут быть вовлечены. Определены ориентиры современных требований молодежи во взгляде социально-демографического портрета. Проведены исследования удовлетворенности молодежными организациями и их уровнем. Рассмотрены итоги и сделаны определённые выводы.

Ключевые слова: молодежь, студенты, молодежная политика, творческие советы, научные советы, патриотические советы, студенческое самоуправление.

Российская Федерация является одним из всемирных лидеров по числу молодых профессионалов с высшим образованием. Многие индивидуумы входят в количество победителей и призеров международных спортивных состязаний, творческих фестивалей и спартакиад. При этом наблюдается закономерность к увеличению отрицательного влияния ряда внутренних и внешних аспектов, повышающих риски возрастания агрессий социального, социально-экономического и ценностного характера.

Спорным аспектом является разрушительное информационное влияние на молодежь, которое в условиях социального неравенства, как демонстрирует опыт других стран, может привести к ужесточению молодежной жестокости, национальной и религиозной нетерпимости, а также социальной нестабильности в обществе. Важно наработать в молодежной среде ориентир общенационально-государственной политики, а также воспитать чувство гордости за Отечество.

Главным результатом обновления национальной молодежной политики должно стать улучшение социально-экономического положения молодежи в Российской Федерации и повышение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь страны.

Раскроем само понятие, что же такое государственная молодежная политика. Государственная молодежная политика» - направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер осуществляемых молодежью на основе взаимоотношения с гражданским обществом [1, 2, 3].

Молодежь - это социально-демографическая группа, определяемая по возрастному и культурному статусу, характеризующаяся своими интересами и ценностями. К этой группе относятся лица в возрасте от 14 до 30 лет, а в других случаях, определенных правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, до 35 лет и более, имеющие постоянное место проживания на территории Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и сограждане) [2, 3].

Всемирные закономерности доходчиво убеждают, что стратегическими превосходствами будут пользоваться те страны, которые сумеют успешно и плодотворно задействовать образовательный ресурс становления, главным носителем которого является молодежь.

На 1 мая 2023 численность населения (постоянных жителей) России составляет 145 975 300 чело-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см со

век, в том числе детей в возрасте до 6 лет - 14 579 283 человека, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 17 243 332 человека, молодежи от 18 до 29 лет - 17 498 789 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет - 62 787 626 человек, пожилых людей от 60 лет - 31822 615 человек, а долгожителей России старше 80 лет - 2 043 654 человека [4].

Федеральный проект «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»)» ориентирован на формирование условий для высокоэффективной мотивации молодежи, в том числе на совершенствование коммуникации. Проект регламентирует проведения по увеличению охвата студенческими проектами и программами, осведомлению молодежи о перспективах, механизмах и путях их реализации в России [5].

Э.К. Погорский считает, что одним из наиболее эффективных инструментов конструирования и развития инновационности молодежи является обладание молодыми людьми опытом социокультурного проектирования - участием в молодежной политике [6].

В.В. Алиев выделяет ряд специфических для молодого поколения форм и способов участия в жизни общества и принятии общественно значимых решений, таких, например, как молодежные парламенты, молодежное самоуправление в учебных заведениях, различные молодежные проекты и мероприятия, молодежные форумы, круглые столы и т.д. таких форм множество, хотя проблемой остается их эффективность с точки зрения действительного включения молодежи в политический процесс [7].

В современном мире глобальных изменений, мы считаем, что главными задачами в молодёжной политике надо обозначить следующие [8]:

- движения детей и молодежи;

- трудоустройство молодежи;

- профориентация;

- помощь незащищённых молодых индивидов или тех, кто встретился с личностными трудностями: дети-сироты, молодые люди с ОВЗ, тинейджеры, осуществившие правонарушения;

- становление инфраструктуры в молодежных советах.

Важно обозначить, что в настоящее время вопросы молодежной политики становятся все столь актуальными, применительно к социально-экономическим прогнозам. Если в прошлое десятилетие наблюдался прирост популяции молодежи, то до 2025 г. по демографическим предпосылкам ожидается уменьшение ее численности. Приведённый демографический прогноз (рис. 1), он обусловливает о снижении численности молодежи до 2025 года [9].

Новые вызовы, связанные с преобразованиями в масштабном мире, новые задачи социально-экономического становления страны требуют структурного изменения, модернизации задач и механизмов государственной молодежной политики.

Прогноз численности молодежи в возрасте 14-30 лет в Российской Федерации в 2012-2025гг., млн человек

40 35 30 25 20 15 10 5 0

-Численность, млн. чел

2012

2015

2018

2021

2024

2025

Год

Рис. 1. Динамика молодежи, млн человек

В масштабах государства выработана и циркулирует система разработки и актуализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Интересы и мотивации молодежи основываются при реализации программ социально-экономического развития.

Целесообразные направления в работе с молодежью можно считать следующее:

- реализация научных программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных популяризации государственных атрибутов, героев и памятных событий страны;

- популяризация в молодежной среде общенациональных традиций;

- структурная поддержка программ и проектов, ориентированных на выстраивание активной гражданской позиции молодых граждан, воспитание и уважения к представителям различных этносов, противоборство терроризм;

- привлечение молодежи в активную работу студенческих отрядов;

- привлечение молодежи в творческую деятельность, а также талантливой молодежи, специализирующейся современными видами творчества;

- увеличение сети молодежных, физкультурно-спортивных, военно-патриотических и сетевых клубов, библиотек, художественных кружков и др. организаций.

Численность учащихся на 01.05.2023 года в Донском государственном аграрном университете всех форм обучения приблизительно 3800 студентов, из которых около 98% составляют группу молодежь. В настоящее время актуально проанализировать введение новых проектов, акций, мероприятий, разработанных специально в университете на привлечение студентов. Ведь, находясь в студенческом самоуправлении, он чувствует свою важность и нуждаемость, получает удовольствие от своей деятельности.

Молодежное самоуправление в образовательном заведении Октябрьского района создал свои объединения. Студенческое самоуправление - добровольное сплочение студентов Донского государственного аграрного университета с целью плодотворного решения задач повышения качества студенческой жизни, мотивации и совершенствования студенческого потенциала. Векторами деятельности студсоветов являются повышение гражданской, общественной и творческой ини-

циативности молодежи; притягивать больше молодежи в студенческие союзы, модернизировать систему нравственного воспитания; обмениваться опытом между студенческими объединениями [10]. Схематично систему молодежного самоуправления Донского ГАУ, можно представить следующим образом (рис. 2).

Ректор Донского ГАУ Проректоры Донского ГАУ

Отдел по работе с молодежной политикой студенческого самоуправления

Представители молодежных научных советов

Представители творческих советов

Представители молодежных патриотических и оздоровительных советов

- Студенты «Научного общества»

- Молодые ученые

- Отделение РССМ

- Студенческий медиа-центр

- Творческие объединения факультетов

- Студенческий актив

- Студенческий профком

- Спортивное общество

- Патриоты, волонтеры, доноры, экологи

Рис. 2. Структура молодежного самоуправления ДонГАУ

Для определения и выявления особенностей молодежной политики в Донском ГАУ совместно с социально-психологическим отделом университета, а также с педагогами высшей категории педагогических наук использовали такие методы, как:

- раздача анкет студентам;

- проведение рекомендаций и психологических упражнений для студентов, на основе которых, дальнейшим образом, будут сделаны соответствующие выводы.

На основе методик социологического опроса в Донском государственном аграрном университете проводилось исследование молодежи и её участие в общественной жизни университета [11].

На основе этого студентам предлагали присоединиться и участвовать в следующих разработанных социально-значимых проектах в Донском ГАУ: «Ярмарка талантов»; «В помощь первокурснику»; «Россия против террора»; «30 сентября - День интернета в России»; «Основы информационно-библиографической грамотности», «Свеча Памяти», посвященная жертвам террора в школе г. Бес-лана, Северная Осетия; Единый Всероссийский исторический диктант на тему событий Великой Отечественной войны «Диктант Победы»; «Молодые аграрии»; «Славлю ДонГАУ»; «Чистые игры», Фото конкурс «Мой университет - моя гордость»; «Донор ДонГАУ»; Проект «Профилактум», обучение для работы с молодежью по направлению профилактики асоциального поведения; Психологическая мастерская «Все в твоих руках»; «Мистер и Мисс Студенчество»; Организация профо-риентационной работы на факультетах «Агроклас-сы», экскурсии, собрания, мастер-классы; Фестиваль художественного творчества «Студенческая осень»; Конкурс красоты, таланта и грации «Мисс Первокурсница»; Интеллектуальная игра «Битва умов»; Акция студенческого клуба «Доноры ДонГАУ» - Мы с тобой одной крови; Международный фестиваль национальный культур «Хоровод Друж-

бы»; Всероссийская акция «Георгиевская лента»; Всероссийская акция «Вальс Победы», «Вахта памяти»; Всероссийская акция «Бессмертный полк»; Спортивная акция «Пробег Победы».

Все перечисленные выше мероприятия проходят в течение года, при участии проректора по молодежной политике, воспитательной и социальной работе, педагогов-психологов и специалистов по работе с молодежью отдела воспитательно-социальной работы. В нашем анкетировании по работе с молодежью приняли участие в опросе около 600 студентов с 1 по 4 курсы разных возрастов и разных направлений подготовки. В анкете был общий вопрос, «Каков сегодня уровень работы с молодежью в Донском государственном аграрном университете?».

Результаты опроса характеризуются следующим образом: можно отметить, что высоким уровнем организации работы с молодежью в университете довольны 66% студентов и лишь 1% затруднялся ответить, что не является основательным. Средним уровнем работы удовлетворены 28%. Низким уровнем работы с молодежью оценили 3% респондентов.

В университете идет очень активная информационная политика по привлечению студентов в социальные и научные проекты. Степень участия можно видеть на рис. 3.

Являюсь руководителем общественного и (или) научного проекта Регулярно принимаю участие в акциях университета

Активист молодежной общественной и (или) научной организации

Занимаюсь общественной и (или) научной деятельностью

I Студентов, %

60

Рис. 3 Степень участия молодежи в общественной жизни общества

40% студентов являются активистами молодежных организаций в университете и 35% активно занимаются общественной и научной деятельностью.

Согласно социологическому опросу о мотивах участия в студенческом самоуправлении, результаты сложились следующим образом, проанализировав результаты всех опросов, можно отметить положительную динамику роста востребованности молодежных советов и их основных проектов в ДонГАУ. Таким образом, приглашая все больше студентов к участию в проектах, можно сформировать командный дух, целостную программу действий, которая помогает более плодотворно достигать молодежных целей и задач. Рассмотрев полученные данные опроса, 70% оказалось положительное желание быть полезным в обществе и в молодежной среде, так отметили студенты, и лишь 13% получить опыт. 6% студентов вызывало желание руководить, 10 процентов желание

о о 00 "О

Еэ А

о т; о гп О

ет

З

со о 00 А

о с

U

см со

получить более высокий статус в обществе и лишь 1% прочее.

Таким образом, эффективная интеграция национальной молодежной политики должна обеспечить постепенное увеличение числа молодых людей, мотивированных на позитивное воздействие, отличающихся национальными гуманистическими и духовными ценностями, обладающих крепким физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, а не наркоманией, работающих для их личного и профессионального совершенствования, любящих свое Отечество и готовых отстаивать его интересы, стремящихся к динамичному функционированию сильной Российской Федерации [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги статьи, можно сделать вывод, что молодежная политика Донского государственного аграрного университета способна повысить уровень добросовестности, грамотности, целеустремления студенческой молодежи, предложить им новый уровень развития российского общества. Такая молодежная политика повысит вклад молодежи в конкурентоспособность вуза, района и страны в целом.

Литература

1. Бойченко, А.В. Приоритетные направления реализации государственной молодежной политики в Северо-Кавказской федеральном округе / А.В. Бойченко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 21 (80). -С. 495-498.

2. Железная, О.Г. Сплочение учащейся молодежи как приоритет государственной молодежной политики / О.Г. Железная. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. -№ 16 (202). - С. 268-270.

3. Носкова, О.С. Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления в реализации государственной молодежной политики (на примере Чеховского муниципального района Московской области) / О.С. Носкова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 8 (55). - С. 331-341.

4. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту // [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/docu-тет/13284 (дата обращения: 20.05.2023).

5. Минпросвещения России // [Электронный ресурс] URL: https://edu.gov.ru/national-project/pro-jects/young/ (дата обращения: 20.05.2023).

6. Единая Россия. Молодежь. // [Электронный ресурс] URL: https://moscow.er.ru/activity/news/ glava-profilnogo-komiteta-gosdumy-artem-metelev-rasskazal-o-planah-po-razvitiyu-molodezhnoj-politiki (дата обращения: 20.05.2023).

7. Погорский, Э.К. Государственная молодежная политика // [Электронный ресурс] URL: https://center-prof38.ru/sites/default/files/one_ click72_state-youth-policy.pdf (дата обращения: 20.05.2023).

8. Алиев, В.В. Государственная молодежная политика // [Электронный ресурс] URL: https://center-prof38.ru/sites/default/files/one_ click/2_state-youth-policy.pdf (дата обращения: 20.05.2023).

9. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала: доклад. [Электронный ресурс] URL: http://www.fadm.gov.ru/ docs/11/17451. (дата обращения: 20.05.2023).

10. Овчинников, Д.Д. Интегрированная учебная среда аграрного вуза как основа современных образовательных технологий / Д.Д. Овчинников, Т.Н. Чумакова // Вестник Донского государственного аграрного университета. -2020. - № 3-2(37). - С. 64-68.

11. Овчинников, Д.Д. Управляемое самообучение - основная парадигма современного высшего образования / Д.Д. Овчинников, Т.Н. Чумакова // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2020. - № 4-2(38). -С.65-68.

12. Ростовская, Т.К. Законодательные аспекты реализации молодежной политики: российский и зарубежный опыт: учебное пособие / Т.К. Ростовская, С.В. Нарутто. - Москва: РГ-СУ, 2017. - 158 с.

STUDENT SELF-GOVERNMENT AS A TOOL FOR IMPLEMENTING YOUTH POLICY: ON THE EXAMPLE OF THE DON STATE AGRARIAN UNIVERSITY

Ovchinnikov D.D., Chumakova T.N.

Don State Agrarian University

This article examines the relevance of the study of youth policy at the university and its role in the public life of the district, the country. The problem of promoting youth in the socio-political life of the state is particularly relevant at this stage of Russia's development, since young people have a sufficient percentage in demography. The approval of the state student policy is conditioned by the formation of conditions for a holistic, constantly improving personality. The dynamics of youth demography up to 2025 is shown. The system of youth self-government of the Don State Agrarian University has been schematically developed. All functioning actions and student movements of the university in which they can be involved are given. The guidelines of the modern requirements of youth in the view of the socio-demographic portrait are determined. Studies of satisfaction with youth organizations and their level have been conducted. The results are considered and certain conclusions are made.

Keywords: youth, students, youth policy, creative councils, scientific councils, patriotic councils, student self-government.

References

1. Boychenko, A.V. Priority directions of implementation of the state youth policy in the North Caucasus Federal District / A.V. Boychenko. - Text: direct // Young scientist. - 2014. - № 21 (80). - Pp. 495-498.

2. Zheleznaya, O.G. Cohesion of students as a priority of the state youth policy / O.G. Zheleznaya. - Text: direct // Young scientist. - 2018. - № 16 (202). - Pp. 268-270.

3. Noskova, O.S. Technology of youth involvement in the structure of youth self-government in the implementation of state youth policy (on the example of the Chekhov municipal district of the Moscow region) / O.S. Noskova. - Text: direct // Young scientist. - 2013. - № 8 (55). - Pp. 331-341.

4. Population of the Russian Federation by gender and age // [Electronic resource] URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13284 (accessed: 05/20/2023).

5. Ministry of Education of Russia // [Electronic resource] URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/young / (date of application: 20.05.2023).

6. United Russia. Young people. // [Electronic resource] URL: https://moscow.er.ru/activity/news/glava-profilnogo-komiteta-gosdumy-artem-metelev-rasskazal-o-planah-po-razvitiyu-molodezhnoj-politiki (date of address: 20.05.2023).

7. Pogorsky, E.K. State youth policy // [Electronic resource] URL: https://center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/2_state-youth-policy.pdf (accessed: 05/20/2023).

8. Aliyev, V.V. State youth policy // [Electronic resource] URL: https://center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/2_state-youth-policy.pdf (accessed: 05/20/2023).

9. Youth of Russia 2000-2025: Human Capital Development: Report. [Electronic resource] URL: http://www.fadm.gov.ru/ docs/11/17451. (accessed: 05/20/2023).

10. Ovchinnikov, D.D. Integrated educational environment of an agrarian university as the basis of modern educational technologies / D.D. Ovchinnikov, T.N. Chumakova // Bulletin of the Don State Agrarian University. - 2020. - № 3-2(37). - Pp. 64-68.

11. Ovchinnikov, D.D. Guided self-learning - the main paradigm of modern higher education / D.D. Ovchinnikov, T.N. Chuma-kova // Bulletin of the Don State Agrarian University. - 2020. -№ 4-2(38). - Pp. 65-68.

12. Rostovskaya, T.K. Legislative aspects of the implementation of youth policy: Russian and foreign experience: textbook / T.K. Rostovskaya, S.V. Narutto. - Moscow: RGSU, 2017. -158 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.