Научная статья на тему 'САМОУБИЙСТВА В ТРАГЕДИЯХ У. ШЕКСПИРА'

САМОУБИЙСТВА В ТРАГЕДИЯХ У. ШЕКСПИРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
717
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО (УБИЙСТВО-САМОУБИЙСТВО) / ПРОИЗВЕДЕНИЯ У. ШЕКСПИРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТАНАТОЛОГИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ ЭПОНИМЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малышева Венера Александровна, Голенков Андрей Васильевич

Самоубийства встречаются у героев многих литературных произведений, их описание многоаспектно и представляет исследовательский интерес. Цель работы - выделить случаи самоубийств (включая постгомицидные самоубийства) в трагедиях У. Шекспира и провести их сравнительный анализ с данными научных публикаций. Материалы и методы. Проанализировано восемь трагедий всемирно известного драматурга с 14 эпизодами самоубийств, опубликованных на русском языке. Результаты. Самоубийства совершили восемь мужчин и шесть женщин. Чаще всего (50%) в качестве орудий использовались колюще-режущие предметы, далее следовала преднамеренная смерть от укуса змей (два случая), проглатывание горячих углей, отравление, утопление; в двух случаях из содержания трагедии было известно, что герои совершили самоубийства, но способ ухода из жизни не описывался. В большинстве случаев мотивом самоубийств являлось избегание «унижения и стыда» (военные после поражения в битвах, утрата своего особого высокого положения), самонаказание за совершённые преступления (убийства жены и сестры при постгомицидных самоубийствах). У двух героев уход из жизни был обусловлен смертью любимого (близкого) человека (острая кризисная реакция), ещё у одного - мизантропией (и ненавистью к самому себе) с очевидными личностными девиациями. Вероятное психотическое расстройство встречалось в одном случае. Заключение. По драматическим произведениям У. Шекспира можно изучать многие базисные аспекты суицидологии и аддиктологии. Реальность их описания одним из лучших писателей (поэтом) мира послужила в ряде случаев основой для создания эпонимов («синдром Отелло», «синдром Офелии», «эффект Ромео и Джульетты», «эффект леди Макбет»), используемых в современной медицине и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUICIDE IN THE TRAGEDIES OF W. SHAKESPEARE

Suicides committed by characters are found in many literary works, their description is multifaceted and of research interest. The aim of the work is to identify cases of suicide (including post-homicidal suicides) in the tragedies of W. Shakespeare and to conduct their comparative analysis with the data of scientific publications. Materials and methods. Eight tragedies of the world-famous playwrighter with 14 suicide episodes published in Russian are analyzed. Results. Suicide was committed by eight men and six women. Most often (50%), piercing and cutting objects were used as tools, followed by deliberate death from a snake bite (two cases), swallowing hot coals, poisoning, drowning; in two cases, it was known from the content of the tragedy that the characters had committed suicide, but the method of death was not described. In most cases, the motive for suicides was the avoidance of "humiliation and shame" (the military after the defeat in battles, the loss of their special high position), self-punishment for the crimes committed (murders of the wife and sister during post-homicidal suicides). For two characters, the suicide was caused by the death of a loved one (close) person (acute crisis reaction), or misanthropy (and self-hatred) with obvious personal deviations. Probable psychotic disorder occurred in one case. Conclusion. Based on the dramatic works of W. Shakespeare, one can study many basic aspects of suicidology and addictology. The reality of their description by one of the best writers (poet) of the world served in a number of cases as the basis for creating eponyms (“Othello syndrome”, “Ophelia syndrome”, “Romeo and Juliet effect”, “Lady Macbeth effect”) used in modern medicine and psychology.

Текст научной работы на тему «САМОУБИЙСТВА В ТРАГЕДИЯХ У. ШЕКСПИРА»

© Малышева В.А., Голенков А.В., 2021 doi.org/10.32878/suiciderus.21-12-04(45)-69-81

УДК 616.89-008.441.44

САМОУБИЙСТВА В ТРАГЕДИЯХ У. ШЕКСПИРА

В.А. Малышева, А.В. Голенков

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г. Чебоксары, Россия SUICIDE IN THE TRAGEDIES OF W. SHAKESPEARE

V.A. Malysheva, A. V. Golenkov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Информация об авторах:

Малышева Венера Александровна - студентка V курса специальности «Педиатрия» (ORCID ID: 0000-00025029-3388). Место учёбы: ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Адрес: Россия, г. Чебоксары, ул. Пирогова, 6. Телефон: +7 (906) 133-97-71, электронный адрес: [email protected]

Голенков Андрей Васильевич - доктор медицинских наук, профессор (SPIN-код: 7936-1466; Researcher ID: C-4806-2019; ORCID ID: 0000-0002-3799-0736; Scopus Author ID: 36096702300). Место работы и должность: заведующий кафедрой психиатрии, медицинской психологии и неврологии ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Адрес: Россия, г. Чебоксары, ул. Пирогова, 6. Телефон: +7 (905) 197-35-25, email: [email protected]

Information about the authors:

Malysheva Venera Alexandrovna (ORCID ID: 0000-0002-5029-3388). Place of study: student of the specialty "Pediatrics", I.N. Ulianov Chuvash State University. Address: Cheboksary, 6 Pirogov Str, Russia. Phone: +7 (906) 133-9771, email: [email protected]

Golenkov Andrei Vasilievich - PhD, Professor (SPIN-code: 7936-1466; Researcher ID: C-4806-2019; ORCID iD: 0000-0002-3799-0736; Scopus Author ID: 36096702300). Place of work and position: Head of the Department of Psychiatrics, Medical Psychology and Neurology, I.N. Ulianov Chuvash State University. Address: Cheboksary, 6 Pirogov Str, Russia. Phone: +7 (905) 197-35-25, email: [email protected]

Самоубийства встречаются у героев многих литературных произведений, их описание многоаспектно и представляет исследовательский интерес. Цель работы — выделить случаи самоубийств (включая пост-гомицидные самоубийства) в трагедиях У. Шекспира и провести их сравнительный анализ с данными научных публикаций. Материалы и методы. Проанализировано восемь трагедий всемирно известного драматурга с 14 эпизодами самоубийств, опубликованных на русском языке. Результаты. Самоубийства совершили восемь мужчин и шесть женщин. Чаще всего (50%) в качестве орудий использовались колюще-режущие предметы, далее следовала преднамеренная смерть от укуса змей (два случая), проглатывание горячих углей, отравление, утопление; в двух случаях из содержания трагедии было известно, что герои совершили самоубийства, но способ ухода из жизни не описывался. В большинстве случаев мотивом самоубийств являлось избегание «унижения и стыда» (военные после поражения в битвах, утрата своего особого высокого положения), самонаказание за совершённые преступления (убийства жены и сестры при постгомицидных самоубийствах). У двух героев уход из жизни был обусловлен смертью любимого (близкого) человека (острая кризисная реакция), ещё у одного - мизантропией (и ненавистью к самому себе) с очевидными личностными девиациями. Вероятное психотическое расстройство встречалось в одном случае. Заключение. По драматическим произведениям У. Шекспира можно изучать многие базисные аспекты суицидологии и аддиктологии. Реальность их описания одним из лучших писателей (поэтом) мира послужила в ряде случаев основой для создания эпонимов («синдром Отелло», «синдром Офелии», «эффект Ромео и Джульетты», «эффект леди Макбет»), используемых в современной медицине и психологии.

Ключевые слова: самоубийство (убийство-самоубийство), произведения У. Шекспира, художественная танатология, медицинские эпонимы

Процесс умирания, как и непосредственные The process of dying, as well as the

причины смерти широко изучаются различными immediate causes °f fe^ are wi<My stu<i-

специалистами [1]. Достаточно много исследований ied by various specialists [1]. Qrnte a Ы °f

research can be found in artistic thanatolo-

можно встретить и в художественной танатологии, нередко посвящённой произведениям того или иного писателя (поэта) [2]. К отдельному научному направлению можно отнести работы, выполненные на стыке психопатологии (психиатрии, наркологии), суицидологии (аддиктологии) и филологии [3]. Произведения У. Шекспира, считающегося величайшим англоязычным писателей и одним из лучших драматургов мира, зачастую являются предметом таких исследований. Это не случайно, так как он написал 38 пьес, 154 сонета, четыре поэмы и три эпитафии; его пьесы переведены на все основные языки народов мира (включая русский) ставятся чаще, чем произведения других драматургов [4].

Самоубийства и различные аспекты психопатологии творчества У. Шекспира можно встретить и в зарубежных монографиях [5, 6], и в ряде статей авторитетных медицинских журналов [7-11]. На русском языке многие его произведения представлены в монографии К. Леонгарда «Акцентуированные личности». Суицидальное поведение является одной из черт акцентуированной личности и подробно анализируется в книге, список художественной литературы включает 147 произведений (41 на русском языке и девять на немецком языке) [12].

В своём предыдущем исследовании мы описали постгомицидные самоубийств в 10 литературных текстах, опубликованных на русском языке в 18802013 гг. [13]. Однако творчество У. Шекспира нами не анализировались.

Цель работы: найти случаи самоубийств (включая постгомицидные суициды) в трагедиях У. Шекспира и провести их сравнительный анализ с данными научных публикаций.

Материалы и методы.

Проанализировано восемь трагедий всемирно известного драматурга с 14 эпизодами самоубийств, опубликованных на русском языке [14], а также тексты электронных книг из Интернета [15]. Для их сопоставления использовались научные данные [1], в том числе обобщённые в обзоре [1 6].

Результаты исследования.

Шекспир упоминал тему самоубийства, как в комедиях, так и в трагедиях, давая ей разные подтексты и смысловую нагрузку [5-12]. Мы разберём тему самоубийства в трагедиях Шекспира по периодам написания своих известных произведений. Начнём разбор с его первой трагедии - Ромео и Джульетта (таблица 1).

gy, often devoted to the works of a particular writer (poet) [2]. A separate scientific area includes works performed at the intersection of psychopathology (psychiatry, narcology), suicidology (addictology) and philology [3]. The works of W. Shakespeare, considered the greatest English language writer and one of the best playwrights in the world, are often the subject of such studies. This is no coincidence, as he wrote 38 plays, 154 sonnets, four poems and three epitaphs; his plays have been translated into all major languages of the peoples of the world (including Russian) and are staged more often than the works of other playwrights [4].

Suicide and various aspects of the psy-chopathology of W. Shakespeare's works can be found in foreign monographs [5, 6] and in a number of articles in reputable medical journals [7-11]. In Russian, many of his works are presented in the monograph by K. Leonhard "Accentuated Personalities". Suicidal behavior is one of the traits of an accentuated personality and is analyzed in detail in the book; the list of fiction includes 147 works (41 in Russian and nine in German) [12].

In our previous study, we described post-homicidal suicides in 10 literary texts published in Russian in 1880-2013 [13]. However, the works of W. Shakespeare were not yet analyzed by us.

Aim of the work: to find cases of suicides (including post-homicidal suicides) in the tragedies of W. Shakespeare and to carry out their comparative analysis with the data of scientific publications.

Materials and methods.

Eight tragedies of the world-famous playwright with 14 suicide episodes published in Russian [14], as well as texts of ebooks from the Internet [15] were analyzed. For their comparison, scientific data [1], including those summarized in the review [16], were used.

Research results.

Shakespeare brought up the theme of suicide both in comedies and tragedies, giving it different subtexts and meanings [512]. We will analyze the topic of suicide in Shakespeare's tragedies according to the periods of writing his famous works. Let's start the analysis with his first tragedy -Romeo and Juliet (table 1).

Таблица / Table 1

Драматические произведения У. Шекспира с самоубийствами героев Dramatic works of W. Shakespeare with characters' suicides

Произведение Год Герой Способ Причина

Work Year Character Method of suicide Reason

Ромео 1597 Ромео Монтекки Отравление (яд) В силу молодого возраста и внешних

и Джульетта Romeo Montecchi Poisoning обстоятельств таких, как враждующие

Romeo and Джульетта Капулетти Ножевое ранение семьи, юные влюблённые не видели

Juliet Juliet Capuleti Knife wound никакого выхода из ситуации, кроме самоубийства Due to their young age and external circumstances such as feuding families, the young lovers saw no way out of the situation other than suicide.

Юлий Цезарь 1599 Марк Брут - участник Ножевое ранение от За убийство Цезаря, они были провоз-

Julius Caesar заговора против Юлия меча глашены цареубийцами, и весь римский

Цезаря Sword stab wound народ хотел мести за его смерть. Однако

Mark Brutus - a pertici- мысль о том, что убийством они сделали

pant of the conspiracy хуже и подвели Рим к гражданской

against Julius Caesar войне, неоправданность своих ожиданий

Кассий - участник Ножевое ранение от привела их к самоубийству на поле сра-

заговора против меча жения с триумвирами Цезаря, по кано-

Юлия Цезаря Sword stab wound нам римских стандартов

Cassius - a participant For the murder of Caesar, they were pro-

in the conspiracy claimed regicides, and the entire Roman

against Julius Caesar people wanted revenge for his death. How-

Титиний - участник Ножевое ранение от ever, the thought that by killing they did

заговора против меча worse and led Rome to civil war, the unjus-

Юлия Цезаря Sword stab wound tifiedness of their expectations led them to

Titinius - a participant commit suicide on the battlefield with the

in the conspiracy triumvirs of Caesar, according to the can-

against Julius Caesar ons of Roman standards.

Порция - жена Брута Проглатывание горя- Боязнь за жизнь мужа и недостоверная

Portia - wife of Brutus чих углей Swallowing hot coals информация о его смерти/ Fear for the life of her husband and false information about his death

Гамлет 1603 Офелия - дочь Поло- Утопление в реке Неразделённая безумная любовь и

Hamlet ния Эйвон смерть отца приводят к психическому

Ophelia - daughter of Drowning in the River отклонению

Polonius Avon Unrequited crazy love and the death of a father lead to a mental deviation

Макбет 1603- Леди Макбет - жена Не описан («которая Парасомнии с сомнабулизмом и автома-

Macbeth 1606 Макбета - родствен- сама, как полагают, тизированными действиями: сноговоре-

ника короля Шот- покончила с собой» нием, мытьём рук, так как они пахнут

ландии [4]) кровью после совершённого убийства.

Lady Macbeth - wife Not described ("who Как избавление от этих кошмаров, ис-

of Macbeth - a relative is believed to have купление своей вины [19]

of the King of Scot- committed suicide" Parasomnias with somnambulism and au-

land [4]) tomated actions: sleeping, washing hands, because they smell of blood after a murder has been committed. How to get rid of these nightmares, redeem yourself [19]

Жизнь Тимона 1606 Тимон - знатный Не описан, но обсуж- Развитие психического расстройства с

Афинского афинянин дается различными синдромом Диогена, мизантропией и

The Life of Timon - a noble специалистами уединением

Timon of Athenian Not described Development of a mental disorder with Di-

Athens ogenes syndrome, misanthropy and seclusion

Таблица / Table 1 (продолжение)

Произведение Work Год Year Герой Character Способ Method of suicide Причина Reason

Антоний и Клеопатра Antony and Cleopatra 1607 Марк Антоний -триумвир Mark Antony -Triumvir Ножевое ранение Knife wound Нежелание становится «трофеем» Цезаря, неверные вести о смерти Клеопатры Unwillingness becomes a "trophy" of Caesar, false news about the death of Cleopatra

Клеопатра -царица Египта Cleopatra -Queen of Egypt Смерть от укуса змеи (отравление ядом) Death by snakebite (venom poisoning) Нежелание становиться «трофеем» Октавиана и обещание Антонию привело Клеопатру к самоубийству The unwillingness to become a "trophy" of Octavian and the promise to Antony led Cleopatra to commit suicide

Хармиана - прислужница Клеопатры Charmian - servant of Cleopatra Смерть от укуса змеи (отравление ядом) Death by snakebite (venom poisoning) Совершает самоубийство после смерти госпожи (подражание), либо «самоубийство через верность» - быть верной не только при жизни, но и после смерти Commits suicide after the death of the mistress (imitation), or "suicide through fidelity" - to be faithful not only during life, but also after death

Постгомицидные самоубийства Posthomicide suicide

Oтелло Othello 1604 Отелло - благородный мавр Othello - a noble Moor Ножевое ранение в сердце Knife wound in the heart Идеи ревности, недоверие к словам жены, ее убийство руками Отелло привело к чувству раскаяния и бессмысленного дальнейшего пребывания на земле Ideas of jealousy, distrust of the words of his wife, her murder at the hands of Othello led to a feeling of remorse and a senseless further stay on earth

Король Лир King Lear 1608 Гонерилья -старшая дочь короля Лира Goneril - the eldest daughter of King Lear Ножевое ранение Knife wound Вскрытая правда о заговоре убийства мужа герцога Ольбани, отравление сестры Реганы из-за ревности, угроза наказания за совершенные преступления The revealed truth about the conspiracy to murder the Duke of Albany's husband, the poisoning of Regan's sister due to jealousy, the threat of punishment for the crimes committed

Мы знаем, что в «Ромео и Джульетте» между двумя знатными семьями идёт кровная вражда. Прекратиться она может в двух случаях: либо главы семей погибнут, либо произойдёт нечто столь сильное, что будет равнозначно их гибели. Нужно принести кого-то в жертву судьбе, чтобы две враждующие семьи нашли примирение. В принятии решения о самоубийстве есть два основных момента - субъективные ощущения мировосприятия между влюблёнными подростками и вражда семей, из-за которой они никогда не смогут быть вместе. Из-за частичного нарушения (недоразвитие?) критики и осознанности происходящего в силу возраста подростки не смогли принять общего объективного решения, и основной выход из ситуации был суицид. Если бы не роковая связь между Ромео Мон-

We know that in Romeo and Juliet there is a blood feud between two noble families. It can stop in two cases: either the heads of families die, or something so strong happens that it would be equal to their death. It is necessary to sacrifice someone to fate so that the two warring families find reconciliation. In making a decision to commit suicide, there are two main points - the subjective feelings of the worldview between teenagers in love and the enmity of families, because of which they can never be together. Due to a partial violation (underdevelopment?) of criticism and awareness of what is happening due to age, adolescents were unable to make a general objective decision, and considered suicide the main way out of the situation. If not for the fatal relationship between Romeo

текки и Джульеттой Капулетти, то возможно, подросткового суицида в этой трагедии можно было избежать. Самоубийство для враждующих семей стало толчком к примирению, а для читателей стало основой осуждения старшего поколения. Какова была сила самоубийства в этой трагедии, что она смогла полностью погасить конфликт между враждующими семьями? О том, что Ромео и Джульетта погибнут, становится понятно сразу, как только появилась информация о вражде двух знатных семейств, и о том, что внешние силы пытаются их искусственно помирить. Обдумывание и обсуждение ситуации подросткового самоубийства в этой трагедии наводит ужас в современных реалиях.

Во втором периоде своего творческого пути (1595-1601) У. Шекспир написал свои самые известные комедии, в которых тоже освещал темы самоубийства. Суицид в его комедиях несли иной смысл: смысл некой иронии и насмешек, поэтому тяжело оценить личное отношение У. Шекспира к самоубийствам. Выделяются такие функции самоубийства в комедиях, как юмористическая, дидактическая, оценочная. Самоубийство также является средством создания эмоционального пространства текста. В большинстве рассмотренных случаев добровольная смерть используется как риторический приём, фигура речи.

В третьем периоде (1601-1608) У. Шекспир написал много трагедий, возможно, это связано с трагичной ситуацией в Лондоне в те года, либо с личными переживаниями в душе мастера.

В трагедии «Юлий Цезарь» персонажи боролись за свои личные интересы и только, в конечном счёте, объективно оказывались носителями феодального своеволия или абсолютистской государственности. У. Шекспир выделяет среди главных героев участников заговора против Юлия Цезаря -Марка Брута и Кассия, жену Брута - Порцию. Их заговор был основан на благородном чувстве -освобождение Рима от тирании и диктатора. Его главная цель - это борьба, и средствами достижения этой цели состоит не только в том, что Брут должен убить Цезаря, но и в том, что он - честный республиканец, хранитель идеи римского благородства - вынужден хотя бы временно вести себя не так, как, по мнению Брута, надлежит благородному римлянину. Эта тяжкая душевная раздвоенность отличает Брута от всех других заговорщиков. Ни Кассий, который видит в убийстве Цезаря не столько средство защиты республики, сколько возмож-

Montecchi and Juliet Capulet, then perhaps teenage suicide in this tragedy could have been avoided. Suicide for warring families became the impetus for reconciliation, and for readers it became the basis of condemnation of the older generation. What was the power of suicide in this tragedy that it was able to completely extinguish the conflict between warring families? The fact that Romeo and Juliet will die becomes clear as soon as there is information about the enmity of two noble families, and that external forces are trying to artificially reconcile them. Reflection and discussion of the situation of teenage suicide in this tragedy is terrifying in modern realities.

In the second period of his career (15951601), W. Shakespeare wrote his most famous comedies, in which he also brought up the topic of suicide. Suicide in his comedies carried a different meaning: the meaning of some irony and ridicule, so it is difficult to assess W. Shakespeare's personal attitude to suicide. There are such functions of suicide in comedies as humorous, didactic, evaluative. Suicide is also a means of creating the emotional space of the text. In most of the cases considered, voluntary death is used as a rhetorical device, a figure of speech.

In the third period (1601-1608), W. Shakespeare wrote many tragedies, perhaps this is due to the tragic situation in London in those years, or with personal experiences in the soul of the master.

In the tragedy "Julius Caesar" the characters fought for their personal interests and it was only in the end that they objectively turned out to be the bearers of feudal self-will or absolutist statehood. W. Shakespeare singles out Portia - Brutus' wide - among the main characters the participants in the conspiracy against Julius Caesar - Mark Brutus and Cassius. Their plot was based on a noble feeling to liberate Rome from tyranny and a dictator. His main goal is struggle, and the means of achieving this goal is not only that Brutus must kill Caesar, but also that he as an honest republican, the keeper of the idea of Roman nobility is forced, at least temporarily, to behave differently than as, in the opinion of Brutus, befits a noble Roman. This heavy spiritual split distinguishes Brutus from all other conspirators. Neither Cassius, who sees in the assassination of Caesar nothing more than a means to protect the republic as an opportunity to destroy a personal enemy, nor

ность уничтожить личного врага, ни прячущий свой ум под маской грубой циничности Каска, который с охотой берёт на себя право нанести первый удар, -никто из них не испытывает угрызений совести.

Для Брута, выступающего в защиту интересов народа и относящегося с уважением к коллективному уму народа, огромное значение имеет реакция на убийство Цезаря со стороны тех, во имя кого это убийство будет совершено. Стремясь очистить выступление против Цезаря от любых моментов, способных затемнить идею восстания против тирана, Брут полагает, что народ при этом скорее поймёт высокий очистительный смысл происшедшего и поддержит республиканцев. Однако этого не происходит, вследствие чего, в Риме поднимается хаос и разгром. С чувством огромной вины и угрызения совести Брут просит убить его на поле боя с триумвирами, но его верные подданные этого сделать не смогли, и тогда он решается на самоубийство. Так же поступают и его единомышленники. Порция -жена Брута, тоже погибает от собственных рук в страхе и переживании за мужа, и из-за неверных посланий о смерти Брута.

Тесный сплав античных и ренессансных идей о самоубийстве мы наблюдаем ещё в одной римской трагедии «Антоний и Клеопатра». У. Шекспир гиперболизирует Ренессансную индивидуальность Антония, поэтому на первый взгляд суицид Антония относится к описанному ранее римскому стандарту. Но, к сожалению, римский стандарт подразумевает под собой благородную, красивую смерть, под стать прожитой жизни древнеримских военачальников и триумвиратов. Наш же герой - Антоний нерешителен, долго рассуждает, прежде чем последовать за любимой, затем умоляет то Эроса, то солдат убить его. Многие критики считают, что Антонию не удаётся справиться с собственной смертью, как не удавалось владеть ситуацией и своей судьбой при жизни. Так же Антоний решается на самоубийство в результате ошибки: Клеопатра велит сообщить ему о своей смерти из боязни его ярости за бегство с боя. До этого Антоний существовал телом с Клеопатрой, а разумом - с Римом. Хармиана (прислужница Клеопатры) совершает самоубийство после её смерти, подражая ей, либо это «самоубийство через верность» - быть верной не только при жизни, но и после смерти своей госпожи.

Наше знакомство с Гамлетом происходит в момент его встречи со смертью: исчезновение дорогого существа заставляет его осознать неизбеж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Casca, who hides his mind under the guise of gross cynicism, who willingly assumes the right to strike the first blow, none of them feels remorse.

For Brutus, who advocates the interests of the people and respects the collective mind of the people, the reaction to the assassination of Caesar by those in whose name this assassination will be committed is of great importance. In an effort to clear the speech against Caesar from any moments that could obscure the idea of uprising against the tyrant, Brutus believes that the people will sooner understand the high purifying meaning of what happened and support the Republicans. However, this does not happen, as a result, chaos and destruction rise in Rome. With a feeling of great guilt and remorse, Brutus asks to be killed on the battlefield with the triumvirs, but his loyal subjects could not do this, and then he decides to commit suicide. So do his associates. Portia, the wife of Brutus, also dies by her own hands in fear and worry for her husband, and because of the wrong messages about the death of Brutus.

We observe a close fusion of ancient and Renaissance ideas about suicide in another Roman tragedy, Antony and Cleopatra. W. Shakespeare exaggerates the Renaissance individuality of Antony, therefore, at first glance, Antony's suicide refers to the previously described Roman standard. But, unfortunately, the Roman standard implies a noble, beautiful death, to match the life lived by ancient Roman military leaders and triumvirates. Our character, Anthony, is indecisive, he argues for a long time before following his beloved, then he begs either Eros or the soldiers to kill him. Many critics believe that Antony cannot cope with his own death, just as he could not manage the situation and his own destiny during his lifetime. Antony also decides to commit suicide as a result of a mistake: Cleopatra tells him to inform him of his death out of fear of his rage for fleeing the battle. Prior to this, Antony was with Cleopatra in his body, but in his mind he was with Rome. Charmiana (Cleopatra's servant) commits suicide after Cleopatra's death, imitating her, or it is "suicide through fidelity" -to be faithful not only during life, but also after the death of her mistress.

Our acquaintance with Hamlet occurs at the moment of his encounter with death: the disappearance of a dear one makes him real-

ность собственной смерти. Открытие смерти вообще и возможности своей смерти в частности становится для Гамлета болезненным и судьбоносным. Зачарованный, ужаснувшийся, испытывающий отвращение, Гамлет видит жизнь только как долгий процесс разложения, физического и морального, которое ведёт к смерти, особенно остро это состояние возникло после смерти его отца. Это осознание - или кризис сознания - ставит Гамлета на грань самоубийства. Внутренние переживания Гамлета направляют на конфликт и разрыв самим с собой. Но у Гамлета пока что нет чётко сформированной идеи, его смерть для него остаётся чем-то тайным и неосуществимым: его плоть также не может растаять, как Бог не может дать Гамлету позволение убить себя. В этой трагедии У. Шекспир ставит самоубийство как божий грех, которое и является блоком для Гамлета. Он не уверен, кончаются ли со смертью душевные муки человека. Мёртвая плоть не может страдать, но душа бессмертна. Из его известного монолога «Быть или не быть?», он подразумевает «быть» значит бороться, действовать; «не быть» - уйти от реальности и покинуть тело. По дальнейшим действиям героя мы видим, что мысль о самоубийстве его больше не посещает, но смерть неотвратимо следует за ним. В связи с этим некоторые критики ведут речь о косвенном, медленном самоубийстве Гамлета, самоубийстве морального плана. В трагедии «Гамлет» тема самоубийства проходит через всё действие, но роль его относительно мала. В действительности, желанию бегства в Гамлете противостояла сила сопротивления смерти, и идея самоубийства в пьесе послужило ступенькой духовного роста героя. Офелия, страдая от неразделённой безумной любви и смерти отца, помрачается рассудком, что в конечном итоге заканчивается самоубийством.

«Король Лир» - трагическая история всеобщего разлада. Ни в одной из представленных в трагедии семей нет мира. Рвутся связи в семье Лира: он сам изгоняет дочь, Гонерилья и Регана предают его; мало того, обе сестры не любят своих мужей, и каждая надеется соединиться с Эдмундом. Такой же разлад и в семье Глостера. Отец изгоняет одного сына, а его самого предаёт другой; в конце трагедии сестра отравляет сестру, а потом совершает самоубийство, брат убивает брата. Финал трагедии такой же страшный и кровавый, как в «Гамлете», -вымирает целый королевский род.

Отелло - это воплощение ревности, но шекспи-

ize the inevitability of his own death. The discovery of death in general and the possibility of one's own death in particular becomes painful and fateful for Hamlet. Enchanted, horrified, disgusted, Hamlet sees life only as a long process of decomposition, physical and moral, which leads to death, this condition arose especially acutely after the death of his father. This realization - or crisis of consciousness - puts Hamlet on the brink of suicide. Hamlet's inner experiences are directed to conflict and rupture with himself. But Hamlet does not yet have a clearly formed idea, his death remains something secret and impracticable for him: his flesh also cannot melt, just as God cannot give Hamlet permission to kill himself. In this tragedy, W. Shakespeare poses suicide as God's sin, which is the block for Hamlet. He is not sure whether a person's mental anguish ends with death. Dead flesh cannot suffer, but the soul is immortal. From his famous monologue "To be or not to be?", he means "to be" means to fight, to act; "not to be" implies to escape from reality and leave the body. From the further actions of the character we see that the thought of suicide no longer visits him, but death inevitably follows him. In this regard, some critics talk about the indirect, slow suicide of Hamlet, the moral suicide. In the tragedy "Hamlet" the theme of suicide runs through the whole action, but its role is relatively small. In fact, the desire to escape in Hamlet was opposed by the force of resistance to death, and the idea of suicide in the play served as a stepping stone for the character's spiritual growth. Ophelia, suffering from unrequited insane love and the death of her father, is clouded by reason, which ultimately ends in suicide.

King Lear is a tragic story of general discord. There is no peace in any of the families represented in the tragedy. Relations in Lear's family are torn: he himself exiles his daughter, Goneril and Regan betray him; moreover, none of the sisters loves their husbands, and each hopes to unite with Edmund. The same discord is in the Gloucester family. The father casts out one son, and another one betrays him; at the end of the tragedy, the sister poisons the sister, and then commits suicide, the brother kills the brother. The finale of the tragedy is as terrible and bloody as in Hamlet - the whole royal family dies out.

Othello is the embodiment of jealousy,

роведы давно не объясняют его трагедию одной лишь ревностью. Как мы знаем, Отелло убил Дездемону из-за ревности и потом не смог жить с этой ношей и убивает себя. Эгоизм и нетерпение Отелло приводит к трагичному духовному падению внутреннего мира и дисбалансу гармонии. Главная составляющая часть этой гармонии - это любовь Дездемоны. Когда Отелло разувериться в одном аспекте своего существования, как тут же вся жизнь лишается смысла. Позволив себе усомниться в жене, Отел-ло с его цельностью как бы усомнился в себе самом. И теперь страсть, точно сорвавшийся с горы камень, круша все на своём пути, понесла Отелло в бездну. Он теряет уважение окружающих из-за своих странных речей, его отзывают с Кипра, Дездемона уже не верит в него, как прежде, в душе наступает хаос, сомнения не дают вздохнуть, все мысли направлены на одно. Он не может остановиться, он разрушает уже сам себя. И поэтому логична не только смерть Дездемоны как разрушение важнейшей части жизни Отелло, скорее даже части самого Отелло, но и его собственная смерть. Самоубийство в трагедии - это апофеоз идеи саморазрушения. Таким образом, в трагедии «Отелло» У. Шекспир показывает нам процесс саморазрушения человека эпохи Возрождения, попавшего в обстоятельства, с которыми он в силу своей натуры справиться не может.

Обсуждение.

В восьми трагедиях У. Шекспира мы обнаружили 14 героев (восемь мужчин и шесть женщин), которые совершили самоубийства [1, 5, 6], в том числе два постгомицидных самоубийства [16]. Ь. КкЫапё указал на 21 случай самоубийств в 15 пьесах пригодных для оценки, 13 обозначены автором как явные, а восемь как возможные самоубийства [7]. В целом самоубийства представлено в нейтральном свете, и читатели остаются со смесью жалости или восхищения жертвой, а не упрека. Лишены всякого сочувствия Гонерилья из «Короля Лира» и леди Макбет из одноименной пьесы в силу их жестокого и низкого поведения, в какой-то степени их смерть может даже вызывать чувство удовлетворения за свои совершённые злые дела [7].

Двойственное чувство вызывает смерть («возможное самоубийство» в терминологии [7]) известного мизантропа Тимона Афинского, однако его преднамеренное отшельничество - это своеобразный вызов обществу, его критика. С другой стороны, и возможное развитие психического расстройства, имеющего признаки синдрома Диогена. Со-

but for a long time Shakespeare scholars have not explained his tragedy by jealousy alone. As we know, Othello killed Desdemona out of jealousy and then could not live with this burden and kills himself. Selfishness and impatience of Othello leads to a tragic spiritual fall of the inner world and imbalance of harmony. The main component of this harmony is Desdemona's love. As soon as Othello loses faith in one aspect of his existence, all life loses its meaning. Allowing himself to doubt his wife, Othello, with his wholeness, seemed to doubt himself. And now passion, like a stone falling from a mountain, crushing everything in its path, carried Othello into the abyss. He loses the respect of those around him because of his strange speeches, he is recalled from Cyprus, Desdemona no longer believes in him, as before, chaos sets in in his soul, doubts do not let him breathe, all thoughts are directed at one thing. He can't stop, he's already destroying himself. And therefore, not only the death of Desdemona is logical as the destruction of the most important part of Othello's life, rather even a part of Othello himself, but also his own death. Suicide in tragedy is the apotheosis of the idea of self-destruction. Thus, in the tragedy "Othello" W. Shakespeare shows us the process of self-destruction of a Renaissance man who finds himself in circumstances that he, by virtue of his nature, cannot cope with.

Discussion.

In eight tragedies by W. Shakespeare, we found 14 characters (eight men and six women) who committed suicide [1, 5, 6], including two post-homicidal suicides [16]. L. Kirkland identified 21 cases of suicide in 15 plays eligible for evaluation, 13 are designated by the author as explicit, and eight as possible suicides [7]. In general, suicide is presented in a neutral light, and readers are left with a mixture of pity or admiration for the victim rather than reproach. Deprived of any sympathy are Goneril from King Lear and Lady Macbeth from the same name play due to their cruel and low behavior, to some extent their death can even cause a feeling of satisfaction for their evil deeds [7].

An ambiguous feeling is caused by the death ("possible suicide" in the terminology [7]) of the famous misanthrope Timon of Athens, however, his deliberate seclusion is a kind of challenge to society, its criticism. On the other hand, it can also depict the possible

гласно современным представлениям, данный симптомокомплекс может развиваться в любом возрасте и в рамках самой разнообразной психической патологии [17]. Однако описание случаев суицидального поведения в рамках этого расстройства нам не встретилось, что представляет будущий научный и практический интерес.

Драматический контекст самоубийств произведений часто «со смесью жалости и восхищения жертвой» [7] обусловлен строгим отношением церкви и государства к самоубийству в период написания У. Шекспиром своих пьес. Самоубийство (в то время «self-murder») считалось преступлением, а лица, его совершившие преследовались по закону. Поэтому такие случаи скрывались родственниками, чтобы не допустить тщательного расследования причин смерти и обеспечить захоронение по религиозным канонам. Интересно, что большинство самоубийств совершено за пределами Британии (на родине автора - всего три). Это позволило избавить публику от дискомфорта, связанного с самоубийством [18].

Почти равное отношение самоубийств среди мужчин и женщин позволяет рассматривать его с новых позиций, в чем-то опровергая феномен ген-дерного парадокса [5]. M. Tronicke рассматривая все пьесы с самоубийствами в хронологическом порядке от Тита Андроника до Антония и Клеопатры установила, что самоубийство становится всё более заметным и жизненно важным средством драматической характеристики, взаимосвязью между гендером и шекспировскими жанрами. Драматизация самоубийства в итоге ставит под сомнение «нормативный» гендерный дискурс [5].

Самоубийства в произведениях У. Шекспира рассматривались с учётом критических наблюдений Э. Дюркгейма [19]. Квалификация самоубийств героев по этой типологии, проведенная G.V. Zito, ограничилась двумя категориями из описанных четырёх [11].

Постгомицидные самоубийства встречались в двух случаях (супружеское и семейное) [16]. Это, во-первых, убийство Отелло своей жены Дездемоны под влиянием идей ревности, а потом совершённое самоубийство вследствие осознания потери и неизбежного сурового наказания. Нередко специалистами высказываются мысли о бреде ревности у Отелло и даже предложен для этого эпоним «синдром Отелло». Однако при внимательном психопатологическом анализе такое мнение не имеет под

development of a mental disorder that has signs of Diogenes syndrome. According to modern concepts, this symptom complex can develop at any age and within the most diverse mental pathology [17]. However, we did not come across a description of cases of suicidal behavior within the framework of this disorder, which is of future scientific and practical interest.

The dramatic context of suicides in works is often "with a mixture of pity and admiration for the victim" [7] due to the strict attitude of the church and state towards suicide during the period when W. Shakespeare wrote his plays. Suicide (at that time "self-murder") was considered a crime, and those who committed it were prosecuted. Therefore, such cases were hidden by relatives in order to prevent a thorough investigation of the causes of death and to ensure burial according to religious canons. Interestingly, the majority of suicides were committed outside of Britain (only three in the author's homeland). This made it possible to save the public from the discomfort associated with suicide [18].

The almost equal ratio of suicides among men and women allows us to consider it from a new perspective, somewhat refuting the phenomenon of the gender paradox [5]. M. Tronickejooking at all the suicide plays in chronological order from Titus Andronicus to Antony and Cleopatra, found that suicide is becoming an increasingly prominent and vital means of dramatic characterization, the relationship between gender and Shakespearean genres. Dramatization of suicide ultimately calls into question the "normative" gender discourse [5].

Suicides in the works of W. Shakespeare were considered taking into account the critical observations of E. Durkheim [19]. Qualification of suicides of characters according to this typology was carried out by G.V. Zito but it was limited to two categories out of the four described [11].

Post-homicidal suicides occurred in two cases (marital and familial) [16]. This is, firstly, the murder of Othello of his wife Desde-mona under the influence of ideas of jealousy, and then the committed suicide due to the realization of the loss and the inevitable severe punishment. Often experts express thoughts about the delirium of jealousy in Othello, and even the eponym "Othello's syn-

собой убедительных оснований, ревность не достигает уровня бреда. В частности, происходит критическое осознание своего заблуждения «простите, вижу, как я ошибался» [4]. «Вы скажете, что этот человек любил без меры и благоразумия, не ревновал, но, раз заревновав сошел с ума. Что был он как дикарь, который поднял собственной рукою и выбросил жемчужину, ценней ... [4].

Этого никогда не происходит при бреде, но может быть при сверхценных идеях ревности, которые «. целиком заполнят психику и оказывают доминирующее влияние на все поведение» такого индивида [20]. При нормальной ревности при измене жены возможно развитие у мужа острой невротической реакции. Переживания ревности ярко выражены, сопровождаются агрессией в отношении жены и суицидальным поведением. Убийство не характерно, так как ревнивцы боятся позора, если окружающие узнают об измене жены, но неоднократные акты физического насилия (избиения) весьма патогномоничны. Е.И. Тереньтев приводит мнения К. Леонгарда, что это не бред ревности у Отелло, так как «доведённый до ревности путём интриг, желал найти какой-то выход из создавшегося положения и готов согласиться с разубеждающими доводами» [20]. Автор называет это «психологическим вытеснением» попытками мужа подтолкнуть жену на оправдания в том, что измена произошла случайно, а не по любви [20].

К. Леонгард считает, что у Отелло произошло параноическое развитие у эпилептоидной личности вследствие спровоцированных предпосылок наговорами и кознями предателя Яго, которые вызывают «неописуемые мучения» и «перманентную неуверенность». На этом фоне мавр начинает верить «самой вульгарной лжи» - «интимному сближению Дездемоны и Кассио». В конечном итоге полярные эмоции «порождают ненависть-любовь», приводящие к убийству жены. После этого он накладывает на себя руки, потому что без неё не хочет жить дальше [12].

Постгомицидное самоубийство совершила Го-нерилья - персона, «воплощающая злое начало». У неё «нет сочувствия к окружающим, близким», она «причиняет им жёсткие мучения, нисколько не стыдясь своих поступков». К стоящей поперек дороги Регане Гонерилья, «охваченной ревностной любовью к Эдмунду», относится враждебно, с ненавистью» [12]. Не случайно, агрессия, направленная на других, заканчивается убийством родной

drome" is proposed for this. However, with careful psychopathological analysis, such an opinion has no convincing grounds, jealousy does not reach the level of delirium. In particular, there is a critical awareness of one's delusion "sorry, I see how wrong I was" [4]. "You will say that this man loved without measure and prudence, was not jealous, but, once jealous, he went crazy. That he was like a savage who picked up with his own hand and threw away a pearl, more valuable ... [4].

This never happens in delirium, but it can be with overvalued ideas of jealousy, which "... completely fill the psyche and have a dominant influence on all behavior" of such an individual [20]. With normal jealousy, when a wife cheats, the husband may develop an acute neurotic reaction. Experiences of jealousy are pronounced, accompanied by aggression towards the wife and suicidal behavior. Murder is not typical, since jealous people are afraid of shame if others find out about their wife's betrayal, but repeated acts of physical violence (beating) are very pathognomonic. E.I. Terentev cites K. Leonhard's opinion that this is not Othello's delusion of jealousy, since "driven to jealousy through intrigue, he wanted to find some way out of the situation and was ready to agree with dissuasive arguments" [20]. The author calls this "psychological repression" by the husband's attempts to push his wife to justify that the betrayal happened by chance, and not out of love [20].

K. Leonhard believes that Othello had a paranoid development in an epileptoid personality due to provoked prerequisites by slander and intrigues of the traitor Iago, which led to "indescribable torment" and "permanent uncertainty". Against this background, the Moor begins to believe "the most vulgar lie" - "the intimate rapprochement of Desdemona and Cassio." Ultimately, polar emotions "give birth to hatred-love", leading to the murder of his wife. After that, he lays hands on himself, because without her he does not want to live on [12].

Post-homicidal suicide was committed by Goneril - a person who "embodies the evil inclination." She "has no sympathy for others, loved ones", she "causes them severe torment and is not at all ashamed of her actions." To Regan standing across the road, Goneril, "covered by a zealous love for Edmund", is hostile, with hatred" [12]. It is no coincidence

сестры, а потом трансформируется в аутоагрессию

- самоубийство.

Убийство с последующим самоубийством встречается в драме «Юлий Цезарь», в которой многие убийцы Цезаря в последующем совершили самоубийства. Однако относительно длительное время после деликта, отсутствие связи с преступлением и другие причинные факторы самоубийства не позволяют квалифицировать это деяние как по-стгомицидное самоубийство. Также весомый аргумент в пользу такой оценки - убийство в группе, хотя всё убийцы активно участвовали в преступлении (наносили удары ножами Цезарю) [16].

Леди Макбет - организатор и активный соучастник убийства короля Дункана (добавляет охранникам в вино снотворное, потом подкладыва-ет им ножи, которыми был убит король, измазывает их кровью), сразу после деликта обнаруживает душевные страдания, а потом совершает самоубийство. Однако убийцей всё же считается родственник короля Макбет, которого через некоторое время убивают и обезглавливают, что считалось в тот исторический период позорной смертью [19].

Как свидетельствует Ь. Fоgan, 37 пьес и стихов У. Шекспира содержат материал по многим медицинским аспектам. Чтобы подтвердить, что драматурга (барда) можно считать неврологом эпохи Возрождения, из его репертуара для обсуждения были выбраны следующие важные неврологические явления: тремор, паралич и инсульт, нарушения сна, эпилепсия, деменция, энцефалопатии и неврология сифилиса [20].

Среди других терминов-эпонимов, кроме «синдрома Отелло», следует назвать «синдром Офелии»

- потерю памяти с лимфомой Ходжкина, при которой описаны эпизоды членовредительства и случаи самоубийств [21]. В наших предыдущих обзорах литературы мы описали суицидальное поведение при умственной отсталости [22] и деменции [23], поэтому интеллектуально-мнестические нарушения не являются надёжным барьером к совершению самоубийств этими больными.

«Эффект Ромео и Джульетты» возникает у молодых людей», когда родительская оппозиция отношениям усиливает романтические чувства тех, кто находится в отношениях» [24]. В целом отмеченная закономерность встречается редко в реальной жизни, но периодически описывается в научной литературе. Ассоциации с Ромео и Джульеттой всё же возникают при описании подростковых суи-

that aggression directed at others ends with the murder of a sister, and then transforms into auto-aggression - suicide.

Murder followed by suicide occurs in the drama Julius Caesar, in which many of Caesar's murderers subsequently committed suicide. However, the relatively long time after the delict, the lack of connection with the crime and other causative factors of suicide do not allow qualifying this act as post-homicidal suicide. Also, a weighty argument in favor of such an assessment is the murder in a group, although all the killers actively participated in the crime (stabbed Caesar with knives) [16].

Lady Macbeth is the organizer and active accomplice of the murder of King Duncan (adds sleeping pills to the guards in wine, then puts the knives with which the king was killed, smears them with blood), immediately after the delict she discovers mental suffering, and then commits suicide. However, the murderer is still considered a relative of King Macbeth, who after a while is killed and beheaded, which was considered a shameful death in that historical period [19].

As evidenced by L. Fogan, 37 plays and poems by W. Shakespeare contain material on many medical aspects. To confirm that the playwright (bard) can be considered a Renaissance neurologist, the following important neurological phenomena were selected from his repertoire for discussion: tremor, paralysis and stroke, sleep disorders, epilepsy, dementia, encephalopathies and syphilis neurology [20].

Other eponymous terms, besides Othello's syndrome, include Ophelia's syndrome, memory loss with Hodgkin's lymphoma, in which episodes of self-mutilation and suicides are described [21]. In our previous literature reviews, we described suicidal behavior in mental retardation [22] and dementia [23], so intellectual-mnestic disorders are not a reliable barrier to suicide in these patients.

The 'Romeo and Juliet effect' occurs in young people when parental opposition to a relationship reinforces the romantic feelings of those in a relationship. In general, the noted pattern is rare in real life, but is periodically described in the scientific literature. Associations with Romeo and Juliet still arise when describing teenage suicides, including explaining them from psychoanalytic positions [10].

цидов, в том числе объяснении их с психоаналитических позиций [10].

«Эффект леди Макбет (известен также как Макбет-эффект, синдром Понтия Пилата)» - психологический феномен, заключающийся в связи ментальной и физической чистоты в человеческой психике: человек, испытывающий чувство стыда, стремится вымыться, чтобы «смыть» воображаемые грехи. Как известно, леди Макбет после соучастия в убийстве Дункана преимущественно по ночам мерещатся пятна крови на руках, и она восклицает: «Прочь, проклятое пятно!» [25].

Заключение

Проанализированные случаи самоубийств героев У. Шекспира довольно разнообразны по мотивам и способам совершения. Нами к тому же обнаружены два случая так называемых постгомицид-ных самоубийств. Пропорция самоубийств между мужчинами и женщинами в разбираемых трагедиях небольшая, что не совсем соответствует современной реальной картине тендерного парадокса [26]. В то же самое время реальность, яркость и глубина описания самоубийств дала в ряде случаев основания для специалистов предложить термины-эпонимы («синдром Отелло», «синдром Офелии», «эффект Ромео и Джульетты», «эффект леди Макбет»), которые используются в современной медицине (психиатрии) и психологии. У. Шекспира можно по праву считать одним из лучших суици-дологов и аддиктологов среди писателей мировой литературы.

Литература / References:

Национальное руководство по суицидологии / Под ред. Б.С. Положего. М.: Медицинское информационно агентство, 2019; 600 с. [National Guide to Suicidology / Ed. B.S. Polozhiy. Moscow: Publishing House, 2019; 600 p.] (In Russ) Ефремов В.С. Самоубийство в художественном мире Достоевского. СПб.: Диалект, 2008; 584 с. [Efremov V.S. Suicide in the artistic world of Dostoevsky. St. Petersburg: Dialect Publishing House, 2008; 584 p.] (In Russ)

Шмелева С.В., Голенков А.В. Психопатология: Практическое руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021; 288 с. [Shmeleva S.V., Golenkov A.V. Psychopathology: A Practical Guide. Moscow: GEOTAR-Media, 2021; 288 p.] (In Russ) Шекспир, Уильям. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шекспир, Уильям [Shakespeare, William

https://ru.wikipedia.org/wiki/William_Shakespeare] (In Russ) Tronicke M. Shakespeare's Suicides: Dead Bodies That Matter (Routledge Studies in Shakespeare). Routledge Tayler and Francis group. Paperback. 2019. 220 p.

Al-Qassas R. Resolution and the Briefest End: Suicide in Shakespeare's Tragedies Kindle Edition. Createspace, 2011; 98 p. Kirkland L.R. To end itself by death: suicide in Shakespeare's tragedies. South Med. J. 1999; Jul. 92 (7): 660-666. DOI: 10.1097/00007611-199907000-00003.

Paciaroni M., Bogousslavsky J. William Shakespeare's neurology. Prog. Brain Res. 2013; 206: 3-18. DOI: 10.1016/B978-0-444-63364-4.00017-X

"Lady Macbeth effect (also known as Macbeth effect, Pontius Pilate syndrome)" is a psychological phenomenon that consists in the connection of mental and physical purity in the human psyche: a person experiencing a sense of shame seeks to wash himself in order to "wash away" imaginary sins. As you know, after complicity in the murder of Duncan, Lady Macbeth mostly sees blood stains on her hands at night, and she exclaims: "Get out, damned stain!" [25].

Conclusion

The analyzed cases of suicides of the characters of W. Shakespeare are quite diverse in terms of motives and methods of committing. We also found two cases of so-called post-homicidal suicides. The proportion of suicides between men and women in the tragedies analyzed is small, which does not quite correspond to the modern real picture of the gender paradox [26]. At the same time, the reality, brightness and depth of the description of suicides in a number of cases gave grounds for specialists to suggest eponymous terms ("Othello syndrome", "Ophelia syndrome", "Romeo and Juliet effect", "Lady Macbeth effect"), which are used in modern medicine (psychiatry) and psychology. W. Shakespeare can rightfully be considered one of the best suicidologists and addictologists among the writers of world literature.

9. Soto-Rincón C.A., Castillo-Torres S.A., Cantú-García D.A., Estrada-Bellmann I., Chávez-Luévanos B., Marfil A. The poor insane Ophelia: reconsidering Ophelia syndrome. Arq. Neurop-siquiatr. 2019; Nov. 77 (11): 828-831. DOI: 10.1590/0004-282X20190105

10. Faber M.D. The adolescent suicides of Romeo and Juliet. Psychoanal Rev. 1972; Summer. 59 (2): 169-181.

11. Zito G.V. Durkheimian Suicides in Shakespeare. J. Death and Dying. 1974; 4 (4): 293-304. DOI: 10.2190/T07C-WGQA-R91B-WGQ1

12. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов-на-Дону.: Изд-во Феникс, 2000; 544 с. [Leonhard K. Accentuated personalities. Per. with nem. Rostov n/D: Phoenix Publishing House, 2000; 544 p.] (In Russ)

12. Голенков А.В. Постгомицидные самоубийства в художественной литературе. Суицидология. 2020; 11 (3): 1732. [Golenkov A.V. Post-homicide suicides in fiction literature. Suicidology. 2020; 11 (3): 17-32.] DOI: 10.32878/suiciderus.20-11-03(40)-17-32 (In Russ)

13. Шекспир У. Собрание сочинений: В 10 т. / Пер. Б. Пастернака, Т. Щепкиной-Куперник, Г. Кружкова. М.: Мой Мир ГмбХ & Кою КГ, 2005. [Shakespeare W. Collected works: In 10 volumes / Per. B. Pasternak, T. Schepkina-Kupernik, G. Kruzhkova. Moscow: Moi Mir GmbH & Koyu KG, 2005] (In Russ)

14. https://librebook.me/timon_afinskii.https://royallib.com/book/she kspir_uilyam/timon_afinskiy.html

15. Голенков А.В. Постгомицидные самоубийства: обзор литературы. Суицидология. 2018; 9 (3): 3-15. [Golenkov A.V. Post-homicide suicides: review of literature. Suicidology. 2018; 9 (3): 3-15.] DOI: 10.32878/suiciderus.18-09-03(32)-3-15 (In Russ)

16. Assal F. Diogenes Syndrome. Front Neurol. Neurosci. 2018; 41: 90-97. DOI: 10.1159/000475688

17. Suicide in Shakespeare's Plays https://nosweatshakespeare.com/blog/suicide-in-shakespeares-plays

18. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М.: АСТ, 2019; 512 с. [Durkheim E. Suicide: a sociological study. Moscow: Publishing house AST, 2019; 512 p.] (In Russ)

19. Терентьев Е.И. Бред ревности. М.: М, 1991; 272 с. [Terentyev E.I. Delirium ofjealousy. Moscow: M, 1991; 272 p.] (In Russ)

20. Fogan L. The neurology in Shakespeare. Arch. Neurol. 1989; 46 (8): 922-924. DOI: 10.1001/archneur.1989.00520440118029

21. Soto-Rincón C.A., Castillo-Torres S.A., Cantó-García D.A., Estrada-Bellmann I., Chávez-Luévanos B., Marfil A. The poor insane Ophelia: reconsidering Ophelia syndrome. Arq. Neurop-siquiatr. 2019; Nov. 77 (11): 828-831. DOI: 10.1590/0004-282X20190105

22. Филоненко А.В., Голенков А.В., Филоненко В.А., Орлов Ф.В., Деомидов Е.С., Булыгина И.Е. Суицидальное поведение лиц с умственной отсталостью: обзор литературы.

Суицидология. 2020; 11 (1): 130-145. [Filonenko A.V., Golenkov A.V., Filonenko V.A., Orlov F.V., Deomidov E.S., Bulygina I.E. Suicidal behavior of persons with mental disability: review of literature. Suicidology. 2020; 11 (1): 130-145.] DOI: 10.32878/suiciderus.20-11-01(38)-130-145 (In Russ)

23. Голенков А.В., Филоненко В.А., Сергеева А.И., Филоненко А.В., Зольников З.И. Суицидальное поведение при деменциях. Суицидология. 2021; 12 (2): 91-113. [Golenkov A.V., Filonenko V.A., Sergeeva A.I., Filonenko A.V., Zolnikov Z.I. Suicidal behavior in dementia. Suicidology. 2021; 12(2): 91-113.] DOI: 10.32878/suiciderus.21-12-02(43)-91-113 (In Russ/Engl)

24. Romeo and Juliet effect https://en.wikipedia.org/wiki/Romeo_and_Juliet_effect.

25. Эффект леди Макбет. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_леди_Макбет. [Lady Macbeth effect https://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_леди_Макбет] (In Russ)

26. Козлов В.А., Сапожников С.П., Голенков А.В. Суицидальное поведение: генетический аспект гендерного парадокса. Суицидология. 2021; 12 (2): 31-50. [Kozlov V.A., Sapozhnikov S.P., Golenkov A.V. Suicidal behavior: the genetic aspect of the gender paradox. Suicidology. 2021; 12 (2): 31-50.] DOI: 10.32878/suiciderus.21-12-02(43)-31-50 (In Russ/Engl)

SUICIDE IN THE TRAGEDIES OF W. SHAKESPEARE

V.A. Malysheva, A. V. Golenkov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; [email protected]

Abstract:

Suicides committed by characters are found in many literary works, their description is multifaceted and of research interest. The aim of the work is to identify cases of suicide (including post-homicidal suicides) in the tragedies of W. Shakespeare and to conduct their comparative analysis with the data of scientific publications. Materials and methods. Eight tragedies of the world-famous playwrighter with 14 suicide episodes published in Russian are analyzed. Results. Suicide was committed by eight men and six women. Most often (50%), piercing and cutting objects were used as tools, followed by deliberate death from a snake bite (two cases), swallowing hot coals, poisoning, drowning; in two cases, it was known from the content of the tragedy that the characters had committed suicide, but the method of death was not described. In most cases, the motive for suicides was the avoidance of "humiliation and shame" (the military after the defeat in battles, the loss of their special high position), self-punishment for the crimes committed (murders of the wife and sister during post-homicidal suicides). For two characters, the suicide was caused by the death of a loved one (close) person (acute crisis reaction), or misanthropy (and self-hatred) with obvious personal deviations. Probable psychotic disorder occurred in one case. Conclusion. Based on the dramatic works of W. Shakespeare, one can study many basic aspects of suicidology and addictology. The reality of their description by one of the best writers (poet) of the world served in a number of cases as the basis for creating eponyms ("Othello syndrome", "Ophelia syndrome", "Romeo and Juliet effect", "Lady Macbeth effect") used in modern medicine and psychology. Key words: suicide (murder-suicide), W. Shakespeare's works, artistic thanatology, medical eponyms

Вклад авторов:

В.А. Малышева: поиск случаев самоубийств в произведениях У. Шекспира, написание текста рукописи; А.В. Голенков: обзор публикаций по теме статьи, редактирование текста рукописи.

Authors' contributions:

V.A. Malysheva: search for cases of suicide in the works of W. Shakespeare, writing the text of the manuscript; A.V. Golenkov: review of publications on the topic of the article, editing the text of the manuscript.

Финансирование: Данное исследование не имело финансовой поддержки. Financing: The study was performed without external funding.

Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest: The authors declare no conflict of interest.

Статья поступила / Article received: 05.11.2021. Принята к публикации / Accepted for publication: 20.12.2021.

Для цитирования: Малышева В.А., Голенков А.В. Самоубийства в трагедиях У. Шекспира. Суицидология. 2021; 12 (4): 6981. doi.org/10.32878/suiciderus.20-12-04(45 )-69-81

For citation: Malysheva V.A., Golenkov A.V. Suicide in the tragedies of W. Shakespeare. Suicidology. 2021; 12 (4): 69-81. doi.org/10.32878/suiciderus.20-12-04(45)-69-81 (In Russ / Engl)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.