Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СИНОНИМОВ'

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СИНОНИМОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2230
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / САМООРГАНИЗОВАННЫЙ ТУРИЗМ / НЕЗАВИСИМЫЙ ТУРИЗМ / НЕОРГАНИЗОВАННЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зырянова Инна Станиславовна

В статье дается и аргументируется авторское определение самостоятельного туризма, который в условиях развития информационных технологий стал массовым явлением. Рассматривается синонимичность понятия в русском и английском языках. Проведена классификация англоязычных синонимов термина. Исследована популярность использования терминов в системе запросов Яндекс. Методика определения понятия может быть использована в научной и учебной работе со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT TOURISM: DEFINITION AND SYNONYMS

The article gives and argues the author’s definition of independent tourism, which has become a mass phenomenon due to the development of information technologies. The synonymy of the term in the Russian and English languages is discussed. English synonyms of the term have been classified. The terms’ popularity in the Yandex query system has been studied. The concept definition technique can be used in scientific and educational work with students.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СИНОНИМОВ»

Рекреационная география и туризм Зырянова И.С.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ

УДК 379.85

DOI: 10.17072/2079-7877-2021-1-109-118

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СИНОНИМОВ Инна Станиславовна Зырянова

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2157-448X, Researcher ID: 2054288 e-mail: innaziryanova@mail.ru

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

В статье дается и аргументируется авторское определение самостоятельного туризма, который в условиях развития информационных технологий стал массовым явлением. Рассматривается синонимичность понятия в русском и английском языках. Проведена классификация англоязычных синонимов термина. Исследована популярность использования терминов в системе запросов Яндекс. Методика определения понятия может быть использована в научной и учебной работе со студентами.

Ключевые слова: самостоятельный туризм, самодеятельный туризм, самоорганизованный туризм, независимый туризм, неорганизованный туризм.

Inna S. Zyryanova

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2157-448X, Researcher ID: 2054288 e-mail: innaziryanova@mail.ru

Perm State University, Perm

The article gives and argues the author's definition of independent tourism, which has become a mass phenomenon due to the development of information technologies. The synonymy of the term in the Russian and English languages is discussed. English synonyms of the term have been classified. The terms' popularity in the Yandex query system has been studied. The concept definition technique can be used in scientific and educational work with students.

Keywords: independent tourism, self-organized tourism, free independent travel, unorganized tourism, amateur tourism, self-guided tour.

Начало ХХ! века стало переломным периодом в туризме. Современные явления в сфере распространения информации способствовали изменению формы организации путешествий, развитию самостоятельного туризма. От услуг, зависящих от профессионализма туроператора и турагента, туризм во многом перешел в интернет-пространство, где каждый потребитель может выбрать любые услуги. Изменения в туризме требуют уточнения терминологии, которая будет способствовать изучению явления.

Процессы в туризме, происходящие в эпоху глобализации и цифровизации, невозможно изучать без анализа информационных технологий. Развитие сети Интернет вывели индустрию туризма на качественно новый уровень развития. Число пользователей Интернет ежегодно растет. По данным Международного союза электросвязи (ITU) в 2019 г. Интернетом пользуются 4,1 млрд чел., или 53,6% населения мира [31]. В отчете "Измерение информационного общества за 2018 год" особо отмечается, что 70% молодежи в мире постоянно находятся онлайн и именно они являются основными двигателями развития Интернета в регионах [30]. Молодые люди в большей степени пользуются любыми услугами, предоставляемыми через Интернет, следовательно, тенденция перехода отраслей в виртуальное пространство будет продолжаться.

© Зырянова И.С.. 2021

INDEPENDENT TOURISM: DEFINITION AND SYNONYMS

Введение

© ®

Рекреационная география и туризм Зырянова И.С.

Рассматриваемые тенденции приводят к расширению возможностей мобильности, развитию разных форм организации туризма, повышается уровень самостоятельности в планировании путешествий. Самостоятельный туризм - не новое явление в мире. До появления организованного туризма в XIX в. практически все поездки осуществлялись собственными силами путешественников. Но в то же время современное явление отказа от пакетного туризма и повышенное внимание к самостоятельному планированию путешествий через использование информационных ресурсов вызывает научный интерес.

Тема самостоятельного туризма завоевала просторы Интернета через сайты, социальные сети, поисковики билетов, агрегаторы средств проживания и передвижения, но мало исследуется в научной сфере. Сложная ситуация с крупными туроператорами России в 2014, 2020 гг. обусловливает массовый отказ от пакетных туров и всплеск предложений по организации самостоятельного отдыха. И если первоначально складывалось ощущение, что самостоятельный туризм - это стихийное, временное явление, то последующие годы показали устойчивый интерес к самостоятельному проектированию маршрутов.

В научной литературе имеется незначительная часть географических работ, посвященных теме самостоятельного туризма. Для изучения темы необходимо определиться с понятийным аппаратом. Рассматриваемое понятие имеет несколько определений и интерпретируется с разным смыслом как в русском, так и в английском языках.

Методы и результаты исследования

Туристский рынок в России молодой, поэтому новые явления - здесь не редкость и исследователи, занимающиеся теорией туризма, формулируют собственные определения, изучая вопрос с разных точек зрения соответственно своему базовому образованию. Географы акцентируют внимание на территориальном комплексном изучении туризма, историки выявляют исторические процессы, влияющие на современное состояние туризма, экономисты рассматривают туризм как отрасль, социологи сосредотачиваются на исследованиях общественных взаимоотношений, возникающих в туристской деятельности. До сих пор в туристской науке проблема терминологии очень актуальна.

Многие специалисты туристской сферы посвятили свои работы обоснованию категориального аппарата. Систематизация определений туристских терминов приведена в словарях: А.С. Кускова, Ю.А. Джаладян [18], И.А. Рябовой, Д.К. Исмаева , С.Н. Путилиной [21], Г. Аванесовой, Л.П. Воронковой, В.И. Маслова , А.И. Фролова [2], Ю.П. Свириденко, О.Я. Гойхман [23], И.В. Зорина, В.А. Квартальнова [9], В.М. Котлякова, А.И. Комаровой [15].

Попытаемся, опираясь на определения в энциклопедической, научной и учебной литературе, разобраться в дефиниции изучаемого вида туризма. Определение «самодеятельный туризм» употребляется в федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» [25]. Туризм самодеятельный означает - организуемый туристами самостоятельно. Традиция употребления данного словосочетания восходит к советскому периоду, а именно, к 60-70-м гг., рассвету спортивного туризма, охватывающему маршрутами все регионы СССР.

В.А. Квартальнов [13] определяет самодеятельный туризм как специфический вид общественной деятельности, осуществляемый на добровольческой (самодеятельной) основе. По его мнению, самодеятельный туризм основывается на деятельности клубов, которые издают собственные нормативные акты, проводят походы, слёты и определяют содержание туристской общественной практики. А.С. Кусков [17] описывает самодеятельный туризм как путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно, но под руководством опытного инструктора. Эти определения наиболее четко характеризуют самодеятельный туризм, зародившийся в турклубах при предприятиях и ВУЗах, определяют феномен советского активного туризма.

Советский самодеятельный туризм не был хаотичным. Туристские клубы - это форма организации в туризме, работающая на основе разработанного положения или устава. С туристскими клубами связана реализация и безопасность путешествия, в них накапливались отчеты о совершенных походах. В турклубах организовывалась спортивная, учебная работа в виде слетов, походов и соревнований. Л.В. Баталова отмечает [5], что самодеятельный туризм, находясь в ведении профсоюзных организаций, имел сложную основу управления: методическое руководство, контроль, организация массовых

Рекреационная география и туризм Зырянова И.С.

мероприятий находились в ведении советов по туризму и экскурсиям, а непосредственное развитие - за спортивными организациями. По исследованию А.П. Костюка [14] к концу 60-х гг. были заложены необходимые основания для развития самодеятельного туризма. Главным организатором туристской деятельности данного направления был областной совет по туризму. Он выступал также координатором и источником финансирования мероприятий при совместном их проведении с другими организациями: комсомольскими, спортивными. Таким образом, изучая историю и структуру самодеятельного туризма в СССР, можно сделать вывод, что данный вид туризма четко координировался общественными и государственными структурами. Туристские клубы были организациями, способствующими развитию туризма, но турист не действовал только по собственной воле, он придерживался устава, использовал разработанную систему маршрутов под руководством клуба и опытного руководителя.

В своей сущности самодеятельный туризм связан со спортивным и активным времяпрепровождением по спланированному маршруту, который не подходит под понятие «неорганизованный» [1; 7; 12; 16; 19]. Исторически, по нашему мнению, термин «самодеятельный» наиболее полно отражает активный клубный туризм советской эпохи, а не направление современного туризма, организуемого человеком без участия турфирм.

В англоязычной литературе данное явление тождественно любительскому туризму, в переводе на английский язык - amateur tourism, по аналогии с любительским спортом - amateur sport. Это словосочетание употребляется чаще в контексте спортивного туризма [33], но в статье А.Ю. Александровой и Е.В. Аигиной оно отражает и советский самодеятельный туризм [26].

Термин «независимый туризм» пришел к нам из английского языка вследствие перевода «independent travel» и употребляется в основном в сети англоязычной литературы и Интернет-источниках. Слово «независимый» в русском языке означает быть свободным, т.е. не учитывающим, не ощущающим влияние извне. В англоязычной среде существует дополненное понятие «free independent travel» FIT -свободное независимое путешествие. Независимый путешественник выбирает гибкий индивидуальный подход к путешествию. Это определение с обширным смыслом охватывает всех людей, избегающих массового туризма с концепцией пакетного отдыха. Психологически независимые путешественники позиционируют себя альтернативным движением по отношению к массовому туризму. Фундаментальное различие между FIT и другими типами туристов заключается в постоянном обмене и передаче собственных знаний, опыте другим путешественникам. Вследствие этого маршруты разрабатываются с помощью форумов, советов, при этом самостоятельные туристы несут полную ответственность за все части тура, за которые в организованном туризме отвечает туроператор. Независимые путешественники также называются DIY traveller (Do-It-Yourself travel - сделай сам путешествие), как часть мирового нарастающего движения самообслуживания и самостоятельного производства товаров и услуг.

Человек, разрабатывающий собственную поездку, не отражает полностью термин «независимый». Конечно, турист свободен в выборе региона путешествия, маршрута, использовании видов транспорта или проживания, но осуществление поездки зависит от наличия и стоимости билетов на рейсы в выбранный регион, от визового режима в стране, владения туристом речевой коммуникацией, финансового положения туриста и т.д. Поэтому, на наш взгляд, термин «независимый туризм» не совсем точен на русском языке.

Еще одним понятием, противопоставляемым организованному туризму, является «неорганизованный туризм». По А.Ю. Александровой [4] неорганизованные туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками, прежде всего туристскими фирмами. Они путешествуют на принципах самодеятельности и самообслуживания. По А.С. Кускову [17] неорганизованный туризм - это путешествия отдельных туристов или их групп без непосредственного участия организации-посредника туристского клуба или секции. Туристы организуют свое путешествие сами и на месте оплачивают все необходимые туристские услуги. Данный термин можно рассматривать с точки зрения употребления в русском языке с двух сторон. Во-первых, «неорганизованность» показывает, что некое мероприятие, событие произошло без участия организации [8]. Во-вторых, «неорганизованность» означает хаотичный, неуправляемый процесс. Если первое утверждение точно характеризует изучаемое явление, то второе в путешествии трудно применимо практически и подходит далеко не каждому туристу. В целом, по нашему мнению, неорганизованный туризм может употребляться как синоним самостоятельного туризма, в контексте противопоставления организованному.

Рекреационная география и туризм Зырянова И.С.

Наиболее удачной понятийной альтернативой самостоятельному туризму выступает термин «самоорганизованный туризм», употребляемый в научной литературе крайне редко [20; 24]. Тема самоорганизации полностью отражает сущность социально-экономических процессов в рассматриваемом виде туризма и требует подробного дальнейшего изучения. В англоязычной литературе термин self-organized tourism употребляется достаточно часто. Его вариацией является semi-organized tourism, предполагающий частичное обращение к турфирмам для бронирования отдельных сегментов путешествия.

Понятие «индивидуальный туризм» является одним из массово употребляемых и отражает две стороны организации туров. С одной стороны, оно используется для описания туров, составленных непосредственно туристами, с другой, индивидуальный туризм - это форма организованного туризма, которая характеризуется индивидуальным обслуживанием и формируется по единично-разработанному плану, с учётом индивидуальных требований туриста в каждом элементе туристской программы [3]. Вторая интерпретация более точно отражает сущность индивидуального туризма. В английском языке с 1960-х гг. использовался термин Flexible Independent Travel, который противопоставлялся групповому туризму, но при этом путешествие планировалось туроператором полностью. В последнее время в аббревиатуре FIT произошла трансформация, на сегодняшний день данный термин расшифровывается как free independent travel. Также в англоязычной литературе встречается понятие GIT - Group Inclusive Tour, обозначающее спланированное туроператором путешествие по индивидуальной программе для группы более 5 чел. Расходы распределяются между участниками тура, поэтому путешествие более бюджетное по сравнению с пакетом FIT.

Термин «дикий туризм» ведет историю из советских времен. В тот период также существовало разделение на отдых по путевкам и на поездки, организуемые туристами самостоятельно. Недостаточность мест размещения в санаториях, гостиницах и на базах отдыха приводила к большому числу предложений по аренде жилья у местных жителей. Часто условия для отдыха приезжающих не отвечали санитарным и сервисным нормам, напоминали «клеточное размещение» из-за погони за максимальным заработком в отпускной период. Сегодня в сети Интернет «дикий туризм» часто упоминается как путешествия по ненаселенной территории, как и его англоязычная версия wildlife tourism, и не отражает самостоятельную форму организации маршрутов.

При разработке федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в 1996 г. было принято определение самодеятельный туризм, как традиционное понятие, сформированное в советское время. Цифровые технологии, обеспечивающие новый этап развития туризма, в то время только появлялись в нашей стране. Всемирный охват информационными сетями стремительно изменяет многие сферы жизни общества, в том числе и туризм. По нашему мнению, в современных условиях наиболее подходящим является термин «самостоятельный туризм» [10; 11].

В словаре С.Ю. Головина [5] самостоятельность - это обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Самостоятельность формирует способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям. На наш взгляд, это определение самостоятельности личности полностью описывает свойства человека, стремящегося путешествовать без услуг туристских организаций. Поисковые запросы сегодня являются важным показателем оценивания популярности того или иного явления. Показателен анализ запросов пользователей Яндекс по популярности ключевых слов (табл. 1). Наибольшее число поисков связано с термином «самостоятельный».

Исследования в социально-культурной сфере самостоятельного туризма на протяжении нескольких лет проводили доценты кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры Т.В. Рябова и Е.В. Эртман [22]. Они дают следующее определение самостоятельного туризма - это вид туристской деятельности, в рамках которой турист проявляет готовность осуществлять действия от своего лица, в соответствии с собственными социально-культурными интересами и потребностями, свободно выбирать субъектов-организаторов туристской деятельности (экскурсионные бюро, транспортные компании и т.п.), оказывающих содействие на различных этапах организации путешествия, и структурировать маршрут своего путешествия.

Рекреационная география и туризм Зырянова И.С.

Таблица 1

Анализ запросов пользователей Яндекс Analysis of Yandex user requests

Термин/похожие запросы Количество запросов в месяц (март 2020)/кол-во похожих запросов

Самодеятельный туризм 539

Самодеятельное путешествие 70

Независимый туризм/ 72

Независимое путешествие 109

Неорганизованный туризм 12

Дикий туризм 301

Самостоятельный туризм 484

Самостоятельный отдых 3 512

Самостоятельные путешествия 13 101

Глобальность рассматриваемого вида туризма требует обзора дефиниций в англоязычной литературе, обладающей интересным многообразием определений. Во время изучения иностранных литературных источников нами были найдены и структурированы термины, представленные в табл. 2. В таблице также приведен географический анализ наиболее частого употребления терминов. В иностранной литературе выделение на различные группы туристов по способу организации путешествия в первую очередь опираются на экономические и поведенческие аспекты. Маркетинговые исследования данной группы туристов превалируют в научных и публицистических работах, поэтому наблюдается дробное сегментирование самостоятельных туристов по мотивации. Это приводит к большому числу определений.

Таблица 2

Категории англоязычных терминов, употребляемых при описании самостоятельного туризма Categories of English terms used to describe independent tourism

Категория Термин на английском языке Смысловой перевод на русский язык Регионы мира, по отношению к которым наиболее часто употребляются термины

1 2 3 4

По затратам Backpacking Путешествия людей моложе 40 лет, использующих бюджетное жилье, имеющих возможность позволить себе более длительный отпуск, обладающих гибкостью в планировании своих маршрутов Повсеместно

- Flashpacking Термин, использующийся для описания самостоятельных путешественников, которые в своих поездках предпочитают «относительный», по сравнению с бэкпекерами, комфорт, при этом имеют соответствующий бюджет Туристские центры, столицы государств. Повсеместно, но с большим охватом страны Карибского бассейна и Юго-Восточной Азии

- Poshpacking Путешествия для взыскательных туристов, желающих погрузиться в уникальную и аутентичную обстановку, но требующих высокого уровня комфорта и высокий уровень затрат Идет период становления понятия, невозможно определить регионы

- Budget tourism Бюджетный туризм Развивающиеся страны мира с устойчивым туристским потоком

- Begpacking Современное течение в бэкпекинге с элементами попрошайничества Страны Юго-Восточной Азии, Южной Америки

По роду занятий Student travel Путешествия в студенческое время, организованное самостоятельно. Бюджет поездки зависит от уровня обеспеченности студента и его семьи Повсеместно

- Explorer Путешественник-исследователь, как правило, изучающий нетуристских регионов Развивающиеся страны мира с малым туристским потоком

- Drifter Путешественник-бродяга, отказывающийся от привычного образа жизни, часто переезжающий с места на место и впитывающий местные традиции, спонтанно путешествующий Страны Юго-Восточной Азии

По форме организации Unorganized tourism Неорганизованный туризм Повсеместно

Рекреационная география и туризм Зырянова И.С.

Окончание табл. 2

1 2 3 4

- Self-organized tourism Самоорганизованный туризм Повсеместно

- Semi-organized tourism Полуорганизованный туризм, т.е. турист частично покупает услуги у турфирмы Повсеместно

- Do-It-Yourself travel Путешествие, как часть растущего мирового движения самостоятельного производства товаров и услуг Страны Европы

- Amateur tourism Самодеятельный (любительский туризм) Страны Европы

- Independent tourism Самостоятельный туризм Независимый туризм Повсеместно

- Self-guided tour Самостоятельный тур Повсеместно

По используемому транспорту Caravanning Путешествие на кемперах Повсеместно, с большим охватом страны Северной Америки и Европы

Hitch-hiking travel Автостоп Повсеместно

Новые течения Megaloping Путешествие, предполагающее пользование только общественным транспортом США

- New Age tourism Путешествие участником движения New Age, осуществляемое из одного места в другое в группах с проживанием в автомобиле Великобритания

Индивидуальный туризм Free independent travel (FIT) Путешествие, организованное с помощью турфирмы в группах менее 5 человек Повсеместно, страны с устойчивым туристским потоком

- Group inclusive tourism (GIT) Путешествие, организованное с помощью турфирмы в группах более 5 человек Повсеместно, страны с устойчивым туристским потоком

- Share Cost tourism Организованное путешествие, представляющее собой туристский пакет, расходы на который делятся поровну между всеми участниками путешествия Азиатско-Тихоокеанский регион

- Open Trip Организованная туристским агентством совместная поездка в незнакомой группе Азиатско-Тихоокеанский регион

Исследование сайтов сети Интернет по популярности использования рассматриваемых понятий привело к следующим выводам. Наиболее востребованная территория, где наиболее часто встречаются данные синонимы, - это Азиатско-Тихоокеанский регион, в частности страны Юго-Восточной Азии. Самостоятельный туризм в основу своей концепции ставит недорогой отдых, следовательно, многие термины чаще употребляются в странах с развивающейся экономикой и устойчивым туристским потоком. Повсеместность использования понятий зависит от признания в их мире и становления как интернациональных терминов (например, бэкпекинг, караваннинг, хичхайкинг). Новые понятия, определяющие появление современных мотиваций у туристов, возникают в странах, формирующих туристские потоки (США, Великобритания).

Как правило, туристы, не пользующиеся услугами туристских фирм, относятся к категории бюджетных путешественников и характеризуются особым поведением во время путешествия. В повседневное употребление многих народов вошел термин «backpacking». Впервые в академической литературе данный термин детально был описан профессором Ф. Пирсом из Университета Дж. Кука (Австралия) в 1990 г. [32]. Бэкпекерами принято считать путешественников моложе 40 лет, использующих бюджетное жилье, имеющих возможность позволить себе более длительный отпуск, обладающих гибкостью в планировании своих маршрутов и проявляющих высокий интерес к событийным мероприятиям. В основном люди путешествуют пешком или на общественном транспорте с рюкзаком, проявляют любопытство к повседневной жизни местного населения, традициям и стремятся к постоянному общению с другими туристами.

Бэкпекинг является неким обобщающим термином туризма экономического класса и его разновидности обозначают нюансы поведения туристов. Исследователи политехнического университета Сахида (Индонезия) [35] выделяют несколько типов бэкпекеров: flashpacker, megaloping, open trip, share cost. Эта информация важна для туристской отрасли в плане изучения спроса поколений Y и Z, полезна в

Рекреационная география и туризм Зырянова И.С.

качестве ориентира при определении маркетинговых стратегий и разработке продукта в соответствии с характеристиками туристов. Особое внимание уделяется изучению мотивации и поведения двух групп. Share cost - модель путешествия представляет собой туристский пакет, расходы на который делятся поровну между участниками путешествия. Все условия тура обсуждаются посредством общения участников в групповом чате. Поскольку вопросы требуют взаимного согласия, обычно для разработки путешествия с концепцией share cost требуются время и доверие между участниками.

Концепция путешествия Open trip также предполагает совместную поездку в незнакомой группе. С точки зрения нашего понимания самостоятельного туризма, open trip является организованным туром. Как правило, гид в дестинации знакомится с возможными дешевыми предложениями проживания, перемещения, питания и организует наилучшее предложение для туристов. Стремление бэкпекеров к общению и дружественному отношению внутри группы определяет рост данного направления, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Культура бэкпекинга существует с 60-70-х гг. XX в.; в настоящее время происходит её трансформация. Современные бекпекеры достаточно чётко разделяются на категории по возрасту и затратам на путешествие. В середине 10-х гг. XXI в. требования к комфорту у самостоятельных путешественников возросли. Появились предложения проживания в природной среде в фешенебельных условиях - ботели и глемпинги. Некоторые бэкпекеры переросли во флешпекеров, людей, требующих хорошие условия в сфере гостеприимства, имеющих возможность не экономить в путешествии, использующих современные электронные устройства, и пошпекеров, выбирающих наиболее дорогое из возможных размещений и тратящих крупные суммы на свой отдых. В то же время и флешпекеры, и пошпекеры сохраняют основную мотивацию в поездках - это желание погрузиться в уникальную и аутентичную обстановку дестинации, отличную от постоянного места жительства. В то же время существует противоположное течение - begpacker - попрошайки. Новое английское слово означает молодых людей из Западной Европы, которые просят денег у местных жителей для продолжения маршрута или поют песни на тротуарах, продают безделушки [27].

По роду занятий выделяются студенческие путешествия - самоорганизованные поездки молодых людей, с традиционными тратами в их среде. В 70-х гг. XX в. Эрик Коэн - заслуженный профессор кафедры социологии и антропологии Еврейского университета в Иерусалиме занимался исследованиями в области социологии туризма. Выделил группы туристов, путешествующих самостоятельно -исследователи (explorer) и бродяги, перекати-поле (drifter). Под исследователями понималась группа туристов, путешествующая в регионы, о которых большинство людей мало знают, чтобы изучать их и представлять другим. Дрифтеры - туристы, путешествующие по новым направлениям без определенного маршрута. Трудности существования дрифтера с сопутствующей неопределенностью считались хорошей подготовкой к дальнейшей жизни. Дрифтеры являются прообразом бэкпекеров, они рассматривают свои путешествия как форму саморазвития [28].

Повсеместно в литературе используется термин self-guided tour. Он чаще употребляется в двух контекстах. Во-первых, это тур с частичным использованием услуг туроператоров (заказ транспорта, проживания, выбор дестинации), при этом на маршруте турист действует полностью самостоятельно. Ярким примером может служить классический европейский маршрут - Путь Святого Иакова. Во-вторых, это самостоятельные туры и прогулки по городам, кампусам, сельской, природной территориям и т.д.

По использованию вида транспорта в англоязычной литературе встречаются понятия: караванинг и хичхайкинг. Караванинг - повсеместный термин для путешественников на кемперах. Хичхайкинг -путешествия, осуществляемые автостопом.

Постоянное появление новых мотивов для путешествий приводит к появлению новых слов, отражающих особенности прохождения маршрута. В Великобритании участник движения New Age, турист, путешествующий из одного места в другое в группе единомышленников, не пользующихся средствами размещения, в том числе автокемпингами, и живущих в автомобиле [29]. Megaloping - это течение в туризме, при котором используется только общественный транспорт внутри или между крупными городами. Зародилось оно в США и имеет некоторые правила: перемещение на транзитных линиях запрещено, пешком туристам можно пройти не более двух миль. Направлено на сокращение пользования личным автомобилем, через популяризацию возможностей общественного транспорта [34].

Таким образом, анализ русскоязычной и англоязычной литературы по вопросу раскрытия дефиниции современного явления по самостоятельной организации путешествия в условиях

Рекреационная география и туризм Зырянова И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

совершенствующихся информационных технологий позволил автору составить определение данного вида туризма. Самостоятельный туризм - это форма организации путешествия с использованием современных информационных технологий и частичным или полным отказом от профессиональных туристских услуг.

Международный туризм наиболее восприимчив к новым тенденциям в экономике, улавливает смену мотивации путешественников, быстро внедряет информационные технологии. Нами было разработано сопутствующее понятие основному определению. Самостоятельный туризм - это форма организации путешествия в условиях цифровизации в процессах самоорганизации, самообслуживания и самореализации.

Библиографический список

1. Абдуллаев НА., Рамазанова А.М. Эффективность влияния самодеятельного туризма на экономику РФ // Практика использования концепции маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами. Изд-во "Апробация", 2016. С. 12-14.

2. Аванесова Г.А. и др. Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник под ред. Л.П. Воронковой. М.: Изд-во "Аспект Пресс", 2002. 367 с.

3. Агамирова Е.В., Агамирова Е.В. Особенности и перспективы развития программ индивидуальных туров // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. М., 2015. №. 2. C. 56-64.

4. АлександроваА.Ю. Международный туризм: учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2010. 464 с.

5. Баталова Л.В. История формирования и развития самодеятельного туризма // Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. 2013. №. 6. С. 271-276.

6. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест, 2001. 975 с.

7. ГОСТ Р. 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования. Введен 01.07.2001. М.: Изд-во стандартов,

2001.

8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. М.: Дрофа. 2000. 862 с.

9. Зорин И. В., Квартальнов ВА. Толковый словарь туристских терминов. М.: Инфокруп, 1994. 407 с.

10. Зырянов А.И., Зырянова И.С. Самостоятельные путешествия: маршрутное планирование. Пермь, 2015. С. 9-103.

11. Зырянова И.С. Самостоятельный туризм // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. Краснодар, 2016. №1. С. 186-189.

12. Карпова Ю.И., Ходыкина А.Ф. Подходы к содержанию понятий" организованный туризм", "неорганизованный туризм" и "самодеятельный туризм" // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. Краснодар, 2016. №. 1. С. 206-209.

13. Квартальнов В.А. Туризм. Финансы и статистика. М., 2002. 320 с.

14. Костюк А.П. Становление самодеятельного туризма в Калининградской области // Калининградские архивы. Калининград, 2015. №. 12. С. 170-178.

15. Котляков В.М., Комарова А.И. Туризм: природа-культура-путешествия: пятиязычный словарь: русский (с краткими дефинициями, английский, французский, испанский, немецкий). Izdatel'skii Dom "Kodeks", 2013. 672 с.

16. Криворотова Т.В. Самодеятельный туризм // Вагановские чтения. Амфора. 2018. С. 403-405.

17. КусковА.С., ДжаладянЮ.А. Основы туризма: учебник М.: Изд-во КноРус., 2015. 400 с.

18. КусковА.С., ДжаладянЮ.А. Туристский бизнес: словарь-справочник. М.: ФОРУМ. 2008. 354 с.

19. Левочкина Н.А. Самодеятельный туризм в Омском регионе: направления развития // Экономические отношения. 2016. Т.6. №.1. С.12-19.

20. МорозовМ.А., Чахова Д.А. Туристские индикаторы как ключевой элемент системы управления туристской территорией (дестинацией) в РФ // Научный бюллетень Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2017. С. 116-120.

21. Рябова И.А., Исмаев Д.К., Путилина С.Н. Словарь международных туристских терминов (русско-английско-французско-немецкий). М.: Книгодел, МАТГР. 2005. 466 с.

22. Рябова Т.В., Эртман Е.В. Самостоятельный туризм как перспективное направление развития туристской сферы // Россия-Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня. Самара, 2016. С. 91-91.

23. СвириденкоЮ.П., Гойхман О.Я. Сервис и туризм: словарь-справочник. М.: Альфа-М, 2008. 345 с.

24. Слепцова Д.И. Оценка туристско-рекреационного потенциала Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) // Путь науки. Волгоград, 2017. №. 1. С. 84-85.

25. Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11. 96г. N 132-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №. 49.

26. Aleksandrova A. Y. et al. Connections between scientific research and education in the field of tourism and leisure in Russia // European Journal of Tourism Research. 2017. t. 15. p. 75-91.

Рекреационная география и туризм Зырянова И.С.

27. Begpacking: why I refuse to judge westerners busking to fund gap year travels. URL: https://www.independent.co.uk/travel/news-and-advice/gap-year-begpackers-western-money-iund-travelling-busking-bangkok-thailand-a7680611.html#gsc.tab=0 (Дата обращения: 15.05.2020).

28. Cohen Er. Nomads from Affluence: Notes on the Phenomenon of Drifter-Tourism. // International Journal of Comparative Sociology 14 (1973), 89-103.

29. Macmillan dictionary. URL: https://www.macmillandictionary.com/dictionary/british/new-age-traveller?q=New+Age+travellers (дата обращения: 10.04.2020).

30. Measuring digital development. Facts and figures. 2019. URL: https://itu.foleon.com/itu/measuring-digital-development/home/ (дата обращения: 26.02.2020).

31. New ITU data reveal growing Internet uptake but a widening digital gender divide. URL: https://www.itu.int/en/mediacentre/Pages/2019-PR19.aspx (дата обращения: 26.02.2020).

32. Pearce P. The backpacker phenomenon: preliminary answers to basic questions. James Cook University of North Queensland. Townsville. Mimeo. 1990.

33. Peric M. Sports tourism and system of experiences // Tourism and hospitality management. 2010. Т. 16. №. 2. pp. 197-206.

34. Fumbling Toward Portland. URL: https://mycitypaper.com/fumbling-toward-portland (дата обращения: 28.05.2020).

35. Wiweka K. et al. Current Issues of Backpacking Tourism Development: Profile and Characteristics of "Sharecost" and "Opentrip" Tourist //Journal of Education, Society and Behavioural Science. 2019. pp. 1-12.

References

1. Abdullaev, N.A., Ramazanova, A.M., (2016). "Effectiveness of the impact of Amateur tourism on the Russian economy", Praktika ispoVzovaniya koncepcii marketinga predpriyatiyami i predprinimateVskimi strukturami, Makhachkala, pp. 12-14.

2. Avanesova, G.A., i dr. (2002), Turizm, gostepriimstvo, servis: slov.-sprav. pod red. Voronkovoj L.P. [Tourism, hospitality, service: dictionary in Voronkovoj L.P. (Ed.)], Aspekt Press, Moscow, Russia.

3. Agamirova, E.V., Agamirova, E.V. (2015), "Features and prospects of development of programs of individual tours", Vestnik associacii vuzov turizma i servisa, vol. 2.

4. Aleksandrova, A.Yu. (2010), Mezhdunarodnysj turizm: uchebnik [International tourism: textbook], 2nd ed., KNORUS, Moscow, Russia.

5. Batalova, L.V. (2013), "History of formation and development of Amateur tourism", Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. NI Lobachevskogo, vol. 6, n. 1.

6. Golovin, S.Yu. (2001), Slovars psixologa-praktika [Dictionary of the psychologist-practice], Harvest, Minsk, Belarus.

7. GOST R. 50690-2000 (2001), Turistskie uslugi. Obshhie trebovaniya. Vveden 01.07. 2001 [Tourist services. General requirements. Entered 01.07. 2001], Izd-vo standartov, Moscow, Russia.

8. Efemova, T.F., (2000), Novysj slovars russkogoyazyska. Tolkovo-obrazovateVnysj [New dictionary of the Russian language. Explanatory and educational], Drofa, Moscow, Russia.

9. Zorin, I.V., KvartaTnov, V.A. (1994), Tolkovysj slovars turistskix terminov [Explanatory dictionary of tourist terms], INFOKRUP, Moscow, Russia.

10. Zyryanov, A.I., Zyryanova, I.S. (2015), SamostoyateVny^'eputeshestviya: marshrutnoeplanirovanie [Independent travel: route planning.]. Perm, Russia.

11. Zy'ryanova, I.S. (2016), "Independent tourism", Kurortno-rekreacionnyj kompleks v sisteme regionalnogo razvitiya: innovacionnye podxody, vol. 1, pp. 186-189.

12. Karpova, Yu.I., Xodykina, A.F. (2016), "Approaches to the content of the concepts "organized tourism", "unorganized tourism" and "Amateur tourism"", Kurortno-rekreacionnyj kompleks v sisteme regionalnogo razvitiya: innovacionnye podxody, vol. 1, pp. 206-209.

13. Kvartalnov, V.A. (2004), Turizm [Tourism], Finansy i statistika, Moscow, Russia.

14. Kostyuk, A.P. (2015), "Formation of Amateur tourism in the Kaliningrad region", Kaliningradskie arxivy\ Kaliningrad, vol. 12, pp. 170-178.

15. Kotlyakov, V.M., Komarova, A.I. (2013), Turizm: priroda-kuVtura-puteshestviya: pyatiyazy^chny^j slovarV russkij (s kratkimi definiciyami, anglijskij, franczuzskii, ispanskij, nemeczkij) [Tourism: nature-culture-travel: five-language dictionary: Russian (with short definitions, English, French, Spanish, German], Izdatel'skii Dom" Kodeks", Moscow, Russia.

16. Krivorotova, T.V. (2018), "Amateur tourism", Vaganovskie chteniya, Moscow, KnoRus Publ., pp. 403-405.

17. Kuskov, A.S., Dzhaladyan, Yu.A. (2015), Osnovys turizma. Uchebnik [Basics of tourism. Textbook], KnoRus, Moscow, Russia.

18. Kuskov, A.S., Dzhaladyan, Yu.A. (2008), Turistskij biznes: slovar'-spravochnik [Tourist business: dictionary-reference], FORUM, Moscow, Russia.

Рекреационная география и туризм Зырянова И.С.

19. Levochkina, N.A. (2016), "Amateur tourism in the Omsk region: directions ofdevelopment", Ekonomicheskie otnosheniya, vol. 6. n. 1, pp. 12-19.

20. Morozov, M.A., Chaxova, D.A. (2017), "Tourist indicators as a key element of the tourist territory (destination) management system in the Russian Federation", Nauchnyj byulleten" Rossijskogo e^konomicheskogo universiteta imeni G. V. Plexanova, pp. 116-120.

21. Ryabova, I.A., Ismaev, D.K., Putilina, S.N. (2005), Slovak mezhdunarodny\ turistskix terminov (russko-anglijsko-franczuzsko-nemeczkij) [Dictionary of international tourist terms (Russian-English-French-German)], Knigodel, MATGR, Moscow, Russia.

22. Ryabova, T.V., Ertman, E.V. (2016), "Independent tourism as a promising direction for the development of the tourism sectof', Rossiya-Kazaxstan: prigranichnoe sotrudnichestvo, muzejno-turisticheskij potential, proekty" i marshruty" k soby^tiyam mirovogo urovnya, pp. 91-91.

23. Sviridenko, Yu.P., Gojxman, O.Ya. (2008), Servis i turizm: slovar-spravochnik [Service and tourism: dictionary-reference], Alfa, Moscow, Russia.

24. Slepczova, D.I. (2017), "Assessment of tourist and recreational potential of Ust-Yansky district of the Republic of Sakha (Yakutia)", Puf nauki. Volgograd, vol. 1. pp. 84-85.

25. State Committee of Russian Federation for Physical Education, Sport and Tourism (1996), N 132-FZ, FederaFnyj zakon RF «Ob osnovax turistskoj deyateFnosti v Rossijskoj Federacii» ot 24.11. 96g. N 132-FZ. Federal law of the Russian Federation "on the basis of tourist activity in the Russian Federation" of 24.11. 96 N 132-FZ. State Committee of Russian Federation for Physical Education, Sport and Tourism, Moscow, Russia.

26. Aleksandrova, A.Y, Aigina, E.V. (2017), "Connections between scientific research and education in the field of tourism and leisure in Russia", European Journal of Tourism Research, vol. 15, pp. 75-91.

27. Begpacking: why I refuse to judge westerners busking to fund gap year travels, available at: https://www.independent.co.uk/travel/news-and-advice/gap-year-begpackers-western-money-fund-travelling-busking-bangkok-thailand-a7680611.html#gsc.tab=0 (Accessed 15 May 2020).

28. Cohen, Er. (1973), "Nomads from Affluence: Notes on the Phenomenon of Drifter-Tourism", International Journal of Comparative Sociology, vol. 14, pp. 89-103.

29. Macmillan dictionary, available at: https://www.macmillandictionary.com/dictionary/british/new-age-traveller?q=New+Age+travellers (Accessed 10 April 2020).

30. Measuring digital development. Facts and figures, (2019), available at: https://itu.foleon.com/itu/measuring-digital-development/home/ (Accessed 26 February 2020).

31. New ITU data reveal growing Internet uptake but a widening digital gender divide, available at: https://www.itu.int/en/mediacentre/Pages/2019-PR19.aspx (Accessed 26 February 2020).

32. Pearce, P. (1990), The backpacker phenomenon: preliminary answers to basic questions. James Cook University of North Queensland, Townsville, Australia.

33. Peric, M., (2010), "Sports tourism and system of experiences", Tourism and hospitality management, vol. 16. n. 2. pp. 197-206.

34. Fumbling Toward Portland, available at: https://mycitypaper.com/fumbling-toward-portland/ (Accessed 28 May

2020).

35. Wiweka, K. et al. (2019), "Current Issues of Backpacking Tourism Development: Profile and Characteristics of "Sharecost" and "Opentrip" Tourist", Journal of Education, Society and Behavioural Science, pp.1-12.

Поступила в редакцию: 27.08.2020.

Сведения об авторе About the author

Инна Станиславовна Зырянова Inna S. Zyryanova

старший преподаватель кафедры туризма, Пермский Senior Lecturer, Department of Tourism, Perm State государственный национальный исследовательский University;

университет; 614990, Россия, Пермь, ул. Букирева, 15 15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia

e-mail: innaziryanova@mail.ru Просьба ссьиаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Зырянова И.С. Самостоятельный туризм: определение понятия и синонимов // Географический вестник = Geographical bulletin. 2021. №1(56). С. 109-118. doi 10.17072/2079-7877-2021-1-109-118. Please cite this article in English as:

Zyryanova I.S. (2021) Independent tourism: definition and synonyms. Geographical Bulletin. 2021. No. 1(56). Pp. 109-118. doi 10.17072/2079-7877-2021-1-109-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.