УДК 378.147.88
Дустова М. старший преподаватель факультет "Экономика" Каршинский инженерно-экономический институт
Узбекистан
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: КАК УЛУЧШИТЬ СВОИ НАВЫКИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Данная статья направлена на изучение перспектив совершенствования самостоятельного образования в системе высшего образования Узбекистана. Исследование начинается с изучения текущего состояния самостоятельного обучения в стране и определения основных проблем, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели. В статье предлагается ряд рекомендаций по улучшению практики самостоятельного обучения в Узбекистане, таких как необходимость педагогической подготовки учителей, разработка эффективных методов оценки и предоставление услуг поддержки для студентов.
Ключевые слова: высшее образование, самостоятельное обучение, педагогическая подготовка, оценивание, службы поддержки, вызовы студентов, вызовы учителей, обзор литературы.
Dustova M. senior lecturer Faculty of Economics Karshi Engineering-Economics Institute, Uzbekistan
SELF-INDEPENDENT LEARNING: HOW TO IMPROVE YOUR SKILLS IN HIGHER EDUCATION?
Abstract. This article is aimed at studying the prospects for improving independent education in the system of higher education in Uzbekistan. The study begins by examining the current state of self-directed learning in the country and identifying the main challenges faced by students and faculty. The article proposes a number of recommendations to improve self-directed learning practices in Uzbekistan, such as the need for pedagogical training for teachers, the development of effective assessment methods, and the provision of support services for students.
Key words: higher education, independent learning, teacher training, assessment, support services, student challenges, teacher challenges, literature review.
Образование является фундаментальной опорой прогрессивного общества. В эту эпоху глобализации и технического прогресса высшее образование играет решающую роль в развитии экономики, политики и общества страны. Система высшего образования Узбекистана претерпела значительные преобразования с тех пор, как страна обрела независимость в 1991 году. Страна приложила значительные усилия для развития своей системы высшего образования и обеспечения доступа к образованию для всех. Однако по-прежнему существуют серьезные проблемы, которые необходимо решить, чтобы система образования отвечала требованиям двадцать первого века.
Самостоятельное обучение определяется как процесс, в котором учащиеся берут на себя ответственность за собственное обучение и развивают навыки самостоятельного обучения. Этот тип обучения имеет важное значение для высшего образования, поскольку он готовит студентов к обучению на протяжении всей жизни, необходимому в быстро меняющемся мире. Самостоятельное обучение помогает учащимся развивать навыки критического мышления, решения проблем и самомотивации. Однако действующая в Узбекистане система не предоставляет учащимся достаточных возможностей для самостоятельного обучения.
Нынешняя система высшего образования в Узбекистане по-прежнему преимущественно ориентирована на преподавателей. В этой системе учителя читают лекции, а студенты должны слушать и делать заметки. Студентам не предоставляется возможность задавать вопросы или высказывать свое мнение. Система не поощряет учащихся к активному обучению, и не уделяется должного внимания критическому мышлению и навыкам решения проблем. Такой подход к преподаванию и обучению является серьезным препятствием для самостоятельного обучения в Узбекистане. Существуют также структурные барьеры для самостоятельного обучения в Узбекистане. Например, система в значительной степени ориентирована на экзамены и оценки, что отпугивает студентов от риска и самостоятельного обучения. Кроме того, не хватает служб поддержки для учащихся, которые могут испытывать трудности с самостоятельным обучением.
Проблемы, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели:
Студенты в Узбекистане сталкиваются с рядом проблем, когда дело доходит до самостоятельного обучения. Первая проблема — отсутствие мотивации. В системе, которая уделяет большое внимание экзаменам и оценкам, учащиеся могут не видеть смысла в самостоятельном обучении. Кроме того, отсутствие поддержки и ресурсов может демотивировать учащихся, испытывающих трудности. Еще одной проблемой, с которой сталкиваются студенты, является отсутствие знаний и навыков, необходимых для самостоятельного обучения. Например, студенты могут
не знать, как проводить исследования или критически анализировать информацию.
Учителя в Узбекистане также сталкиваются с проблемами, когда речь идет о продвижении самостоятельного обучения. Первая проблема -отсутствие педагогической подготовки. Учителя могут не обладать знаниями или навыками, необходимыми для эффективной разработки и осуществления самостоятельной учебной деятельности.
Преимущества самостоятельного обучения в высшем образовании:
Самостоятельное обучение имеет ряд преимуществ для студентов высших учебных заведений. Первое преимущество заключается в том, что он способствует критическому мышлению и навыкам решения проблем. Когда учащиеся несут ответственность за собственное обучение, они должны развивать навыки критического анализа информации, оценки источников и применения знаний для решения реальных проблем. Этот тип обучения готовит учащихся к требованиям двадцать первого века, где высоко ценится способность критически мыслить и решать проблемы.
Еще одним преимуществом самостоятельного обучения является то, что оно способствует самомотивации и самонаправленному обучению. Этот тип обучения необходим для обучения на протяжении всей жизни, необходимого в современном быстро меняющемся мире. Самостоятельное обучение также способствует творчеству и инновациям. Когда учащимся предоставляется свобода самостоятельного изучения тем и идей, они с большей вероятностью придут к новым и новаторским идеям.
Рекомендации по совершенствованию практики самостоятельного обучения в Узбекистане:
Для улучшения практики самостоятельного обучения в Узбекистане можно дать несколько рекомендаций. Во-первых, необходима педагогическая подготовка учителей. Учителя должны обладать знаниями и навыками, необходимыми для эффективной разработки и осуществления самостоятельной учебной деятельности. Кроме того, учителя должны быть обеспечены необходимыми ресурсами и поддержкой для включения самостоятельного обучения в свое обучение. Во-вторых, необходимо разработать эффективные методы оценки, способствующие самостоятельному обучению. Существующая система экзаменов и оценок является серьезным препятствием для самостоятельного обучения. В-третьих, учащимся, испытывающим затруднения в самостоятельном обучении, должны предоставляться вспомогательные услуги. Это может включать в себя репетиторство, наставничество или программы академической поддержки. В-четвертых, необходимо поощрять использование новых технологий, которые могут способствовать самостоятельному обучению. Платформы онлайн-обучения, цифровые библиотеки и другие технологии могут использоваться для предоставления
учащимся доступа к широкому спектру ресурсов и поддержки самостоятельного обучения.
Самостоятельное обучение является важным компонентом высшего образования в двадцать первом веке. Существуют серьезные проблемы, которые необходимо решить для продвижения независимого обучения в Узбекистане, в том числе недостаточное внимание к критическому мышлению и навыкам решения проблем, отсутствие услуг поддержки для учащихся и отсутствие педагогической подготовки учителей. Для улучшения практики самостоятельного обучения в Узбекистане было сделано несколько рекомендаций, включая необходимость педагогической подготовки учителей, разработки эффективных методов оценки, предоставления услуг поддержки для учащихся и продвижения новых технологий, которые могут поддерживать независимое обучение. Решая эти проблемы и выполняя эти рекомендации, Узбекистан может повысить качество своей системы высшего образования и подготовить студентов к требованиям двадцать первого века.
Использованные источники:
1. Altbach, P. G. (2018). The growth of higher education in Asia: Implications for Uzbekistan. Perspectives: Policy and Practice in Higher Education, 22(3), 87-93.
2. Brockbank, A., & McGill, I. (2012). Facilitating reflective learning through mentoring and coaching. Kogan Page Publishers.
3. El-Khawas, E. (2001). The accreditation of higher education in the United States: Historical reflections and contemporary challenges. Accreditation and Evaluation in the European Higher Education Area, 9-28.
4. Ergashev, R. K., and A. D. Ravshanov. "Ways of Strategic Development and Increase of Competitiveness of Agricultural Enterprises." JournalNX, vol. 7, no. 1, 2021, pp. 99-105.
5. Rakhmatulla Khidirovich Ergashev, Elchiev Javohir Organizational and Economic Mechanisms for Improving Labor Efficiency in Service Enterprises. https://economics.academicjournal.io/index.php/economics/Vol. 7 (2021):
6. Khamraeva S. N., Alimova M. Y. Scientific and Theoretical Foundations of Social Infrastructure Development //Journal of Marketing and Emerging Economics. - 2022. - Т. 2. - №. 5. - С. 155-160.
7. KHAMRAEVA S. N., ALIMOVA M. Y. Methodological bases for assessing the level of innovative development of agriculture and its service infrastructure activities //Journal of Contemporary Issues in Business and Government. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4062-4068.
8. Рамазонов Ш.У. Каперсы (кавар) лекарственное растение и его экономическая эффективность // Экономика и социум. 2022. №10-1 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kapersy-kavar-lekarstvennoe-rastenie-i-ego-ekonomicheskaya-effektivnost
9. ZS Shokhujaeva, AS Eshev, N O' Murodova, FS Temirova. Changes, problems and solutions in the water system in the connections of innovative economy. AIP Conference Proceedings. 2023/3/15. Стр. 050031.
10. NS Xushmatov, ZS Shoxo'Jaeva. Suv resurslarining agrar tarmoqni barqaror rivojlantirish bilan o'zaro bog'liqligini baholash. Ж.: Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2022. №3, стр.1121 -1129.
11. FAYZIEVA S. S. The importance of economic reforms in the modernization and development of the livestock sector //Journal of Contemporary Issues in Business and Government| Vol. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4052.
12. FAYZIEVA S. S. The importance of economic reforms in the modernization and development of the livestock sector //Journal of Contemporary Issues in Business and Government. - 2021. - Т. 2021. - С. 4052.
13. Normamatov I.B. REDUCTION OF EXTERNAL BANK CIRCULATION OF CASH AS A COMPULSORY CONDITION IN DEVELOPMENT OF PAYMENT BY CHEQUE IN COUNTRIES OF CIS // Экономика и социум. 2020. №12 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reduction-of-external-bank-circulation-of-cash-as-a-compulsory-condition-in-development-of-payment-by-cheque-in-countries-of-cis
14. Курбанов А.Б., Равшанов А.Д. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Экономика и социум. 2022. №10-1 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-investitsiy-v-razvitii-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 24.10.2023).
15. Номазов Б.Б. О ЗАДАЧАХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УЗБЕКИСТАНА // Экономика и социум. 2023. №5-1 (108).
16. Номазов Б Курбанов А.Б., ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ И ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Экономика и социум. 2022. №10-1 (101).
17. Курбанов А.Б. РОЛЬ УСЛУГ В АГРАРНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ // Экономика и социум. 2023. №4-1 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uslug-v-agrarnom-predprinimatelstve (дата обращения: 24.10.2023).
18. Самиева Г. Т., Очилова М. Т. ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И НАРАЩИВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ //Экономика и социум. - 2022. - №. 12-1 (103). - С. 895-901.
19. Самиева Г. Т., Номазов Б. УЗБЕКИСТАН НА ПУТИ К СОКРАЩЕНИЮ БЕДНОСТИ: ОПЫТ КИТАЯ //Экономика и социум. - 2022. - №. 10-1 (101). - С. 530-536.
20. Шодиев Б.Т. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНЫХ ОТРАСЛЯХ // Экономика и социум. 2023. №5-1 (108). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-voprosy-stimulirovaniya-predprinimatelstva-v-agrarnyh-otraslyah
21. БУТУНОВ Ш. ВЛИЯНИЕ Макроэкономических и банковских факторов на уровень недействующих кредитов: результаты по странам снг //ECONOMICS. - Т. 3. - С. 33-42.
22. Аминов Ф.Б. ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕГИОНАМ УЗБЕКИСТАНА // Экономика и социум. 2023. №2 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-uroven-naseleniya-po-regionam-uzbekistana
23. Аминов Фазлитдин Баходирович РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ // Economics. 2022. №1 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-finansovyh-resursov-v-innovatsionnom-razvitii-ekonomiki
24. Тайлакова Д. Б. СУЩНОСТЬ СФЕРЫ УСЛУГ И ВАЖНОСТЬ ЕЕ РАЗВИТИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ //Экономика и социум. - 2022. -№. 12-1 (103). - С. 931-936.
25. Амиркулов Ш. О. Инсон капитали: шаклланиши ва ривожланиши // Инновацион технологиялар. 2020. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inson-kapitali-shakllanishi-va-rivozhlanishi
26. Djalilov R. H. PROBLEMS OF CALCULATION OF VALUE ADDED TAX IN THE TAX SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN //Intent Research Scientific Journal. - 2023. - Т. 2. - №. 3. - С. 65-71.
27. Хакимович Бердиев А. и Дустова М. Худайбердыевна. «Преимущества внедрения агрокластера в сельском хозяйстве». Международный журнал по оранжевым технологиям, том. 2, нет. 11, 17 ноября 2020 г., стр. 37-40, doi:10.31149/ijot