Научная статья на тему 'Самостоятельная работа в интерактивном обучении'

Самостоятельная работа в интерактивном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / COMPETENCE-BASED APPROACH / INTERACTIVE METHODS / SELF STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папшева Н. Д., Акушская О. М.

В статье рассмотрены интерактивные технологии обучения, основывающиеся на опережающей самостоятельной работе студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Папшева Н. Д., Акушская О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK IN INTERACTIVE LEARNING

The article describes the interactive learning technology, based on advanced independent work of students.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа в интерактивном обучении»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGY Папшева Н.Д.1, Акушская О.М.2

1 кандидат технических наук, доцент, 2 старший преподаватель, Самарский государственный технический университет САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация

В статье рассмотрены интерактивные технологии обучения, основывающиеся на опережающей самостоятельной работе студентов.

Ключевые слова: компетентностный подход, интерактивные методы, самостоятельная работа.

INDEPENDENT WORK IN INTERACTIVE LEARNING Papsheva N.D.1, Akiishskaia O.M.2

1 Ph.D., аssosiate professor 2 senior Lecturer, Samara State Technical University

Abstract

The article describes the interactive learning technology, based on advanced independent work of students.

Keywords: competence-based approach, interactive methods, self study.

ФГОС ВПО третьего поколения предусматривает переход от квалификационной к компетентностной модели обучения бакалавров. Новые стандарты ставят перед высшим образовательным учреждением задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в изменяющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности; творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать в коллективе; работать над развитием собственной нравственности и повышением культурного уровня [1].

Компетентностный подход предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с самостоятельной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Интерактивное обучение - это такая форма организации познавательной деятельности, когда все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Интерактивное обучение интенсифицирует процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний, повышает мотивацию и вовлеченность обучающихся в решение обсуждаемых проблем, повышает активность студента в процессе формирования необходимых компетенций.

В Самарском государственном техническом университете при обучении студентов по направлению 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» на лекциях, практических и лабораторных занятиях применяются различные формы интерактивных методов: лекция- диалог, лекция с запланированными ошибками, лекция-презентация, групповые дискуссии на практических занятиях, метод «мозгового штурма», кейс-метод, работа в малых группах при проведении лабораторных работ, моделирование конкретных ситуаций, привлечение студентов к объяснению [2]. При этом опережающая самостоятельная работа, которая предполагает изучение студентами нового материала до его изложения преподавателем на лекции и других аудиторных занятиях, становится необходимой основой эффективного применения интерактивных образовательных технологий. Самостоятельная работа выполняется на основе различных учебных или исследовательских заданий. Её цель - вызвать у студентов интерес к проблеме, которую предстоит изучить; овладеть информацией, которая позволит осознанно отнестись к излагаемому преподавателем учебному материалу; включиться в обсуждение нового материала с дополнениями или вопросами. [3].

Для проведения лекции с запланированными ошибками на предшествующем занятии объявляется тема следующего и дается материал для предварительного изучения. Преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок (обычно 3-5), которое зависит от содержания излагаемого материала. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию, но знакомит с ними студентов только в конце лекции. Ошибки могут быть как математическими (как бы случайные ошибки в математических соотношениях и выражениях), так и физическими (ошибки в определениях основных понятий и характеристик, с которыми студенты уже встречались и должны были встретиться в процессе подготовки к лекции). Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 510 минут. При этом правильные ответы дает преподаватель или студенты с его помощью. Можно материал лекции разбить на разделы, в конце изложения каждого радела отводить 3-5 минут на обсуждение материала и поиск ошибок.

Так, в лекции «Размерные цепи» по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» сделаны ошибки в определениях конструкторской и технологической размерных цепей, при анализе сборочной размерной цепи неправильно обозначены увеличивающие и уменьшающие звенья. В разделе «Расчет размерных цепей методом полной взаимозаменяемости» поставлен неверный знак в формуле для расчета допуска замыкающего звена. Подобные лекции вызывают у обучающихся высокую интеллектуальную и эмоциональную активность, так как студенты на практике используют полученные ранее знания, осуществляя совместную с преподавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ ошибок развивает у студентов теоретическое мышление.

При проведении лабораторных работ по дисциплинам «Основы маркетинга автомобильных хозяйств» и «Основы маркетинга в сфере автосервиса» студенты привлекаются к объяснению методик проведения анализа структуры клиентской базы, ассортиментной политики автомобильных предприятий, методики обобщающей оценки на основе многомерной средней при выборе оборудования для автопредприятия. Студентам выдаются методические материалы для предварительной подготовки. Так, перед лабораторной работой «Применение матрицы БКГ в портфолио- анализе автотранспортного предприятия» изучается методика анализа услуг АТП с применением Бостонской матрицы товарного ассортимента, готовится презентация, которая затем представляется в аудитории. Активность студентов повышается за счёт того, что каждый студент получает индивидуальное задание, при этом условия задачи для всех одинаковые, а исходные данные различны.

На практических занятиях «Оценка уровня качества системы доставки груза» по курсу «Сервис и логистика на транспорте» студенты предварительно самостоятельно изучают параметры оценки уровня качества системы доставки грузов. При выполнении работы производится определение рейтинга поставщиков по таким показателям как цена, надежность, своевременность доставки.

Важнейшим стимулом для выполнения опережающей самостоятельной работы студентами является использование балльнорейтинговой системы оценивания знаний, что направлено на повышение качества учебного процесса на основе рубежной аттестации по каждой учебной дисциплине, структурирования и активизации самостоятельной работы студентов, повышения объективности оценки успеваемости и результатов промежуточного контроля.

Использование на практике метода опережающей самостоятельной работы позволяет применять интерактивные образовательные технологии, сделать лекции, лабораторные работы, практические занятия интереснее, поднять их теоретический

6

уровень; дает возможность преподавателю создавать проблемные ситуации, стимулирующие поисковую деятельность студентов, формировать у студентов устойчивую положительную мотивацию учения, развивать познавательные интересы и потребности.

Литература

1. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие/ Т.С. Панина, Л.Н.Вавилова; под ред. Т.С. Паниной.-4 изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.-176с.

2. Папшева Н.Д., Акушская О.М. Обучение на основе компетенций. Сборник научных трудов SWorld. Выпуск 4. Том 27 -Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013 - с. 47-49.

3. Папшева Н.Д., Акушская О.М Индивидуальная работа на опережающей основе. Высокие технологии в машиностроении: материалы Всеросс.научно-технич. интернет-конференции.- Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013. С.201-202.

Ариян М. А.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры лингводидактики и методики преподавания иностранных языков Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова

tary2@rambler.ru

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессионального развития учителя с точки зрения использования новых образовательных технологий. В последние годы в преподавании иностранных языков особе значение придаётся инновационным гуманистическим технологиям, которые позволяют студентам приобретать способность легко и естественно общаться на иностранном языке, а учителям совершенствовать профессиональную компетенцию. В статье показано, как на основе осмысления собственного стиля преподавания учитель может выбрать педагогическую технологию, адекватную конкретным целям обучения.

Ключевые слова: гуманистическая образовательная парадигма, технологизация, профессиональное развитие.

Ariyan M.A

PhD in Education (foreign language teaching methodology), professor, Nizhny Novgorod Linguistics University

TECHNOLOGIZATION OF LANGUAGE EDUCATION AND FOREIGN LANGUAGE TEACHER’S PROFESSIONAL

DEVELOPMENT

Abstract

The article looks at the problem offoreign language teacher’s professional development in the light of new educational technologies. In recent years great emphasis in foreign language teaching has been placed on innovative humanistic technologies, which allow students to communicate easily and naturally and teachers to grow professionally. The article shows how to choose the appropriate technology in keeping with the teacher’s preferred teaching style.

Keywords: humanistic educational paradigm, technologization, professional development.

Одной из приоритетных проблем современного общества является проблема совершенствования качества образования, приведение его в соответствие с потребностями личности, общества, государства. В данной проблеме наряду с педагогическим отчётливо просматривается социальный аспект.

Как известно, современная система языкового образования ориентируется на гуманистическую парадигму, в рамках которой приоритетными являются формирование активной личности, способной быть субъектом познания, самопознания и саморазвития, свободно общаться на иностранном языке и взаимодействовать с другими в поликультурной среде. Особое значение в новой образовательной парадигме приобретает профессиональная компетенция учителя, отдельные грани которой оказываются особенно востребованными.

Для достижения нового уровня качества образования в целом и лингвистического образования, в частности, требуется изменение подходов к образовательной деятельности. Приёмы и способы обучения с низким обучающим и личностно развивающим потенциалом должны уступить место тем, которые отвечают потребностям сегодняшнего дня и находятся в русле современной тенденции технологизации образования. Под технологизацией образования в современной педагогической литературе принято понимать организацию планируемого и управляемого образования, базирующуюся на учёте мотивационной сферы обучающего и обучающихся и направленную на получение запланированного качественного и стабильно повторяющегося результата [1; 2; 3]. В многочисленных исследованиях убедительно доказано, что технологические решения позволяют значительно повысить эффективность приобретения знаний, умений и способов деятельности, обеспечивают гарантированный результат. В связи с этим современные образовательные стандарты как среднего (полного) общего, так и высшего профессионального образования ориентируют на технологизацию образования, в том числе лингвистического, смещают акценты с теории на технологии обучения.

Любая технология должна быть адекватна целям обучения и конкретной учебной ситуации. Технология, адаптированная к той или иной учебной ситуации, обеспечивает управляемость учебного процесса и гарантирует достижение запланированного результата. Современные образовательные технологии предполагают такую организацию учебной деятельности, при которой обучающийся осознаёт учебную цель, участвует в отборе содержания обучения, пользуется разнообразными стратегиями учения, которые приводят его к прочному и осознанному усвоению материала. Чёткое управление учебной деятельностью не исключает, а, напротив, предполагает широкие возможности для психического и личностного развития обучающихся. Они открываются в связи с тем, что профессиональная компетенция учителя должна позволить ему, опираясь на современные педагогические технологии, а) погружать обучающихся в социальную среду, искусственную или естественную, выходить за границы учебной языковой среды; б) обеспечивать практическое применение полученных ранее знаний, навыков и умений в социально заострённых проблемных ситуациях; в) основываться на актуальном содержании, имеющем социальное звучание; г) поощрять разнообразие подходов к решению проблем; д) обучать аргументированно защищать свою позицию на основе собственного социального опыта; е) стимулировать осмысление сформированных ранее социальных представлений и сравнивать их с представлениями других людей; ж) обеспечивать опыт общения, взаимодействия и широкого поиска информации; з) обеспечивать обучающимся возможность самоуправления, самоорганизации, опыт личной ответственности за коллективный результат деятельности; и) стимулировать коммуникативно-познавательную деятельность, активное межличностное общение как условие решение поставленных коммуникативных задач; к) препятствовать «истощению» мотивации к изучению иностранного языка за счёт «встроенности» в социокультурный контекст стран изучаемого языка.

В рамках гуманистической парадигмы образования обучение иностранным языкам базируется на социально развивающем подходе, вектор развёртывания которого задан личностно-ориентированным подходом. Понимание механизмов личностного развития обучающихся на каждом возрастном этапе позволяет учителю осуществлять адекватный отбор не только содержания, но

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.