Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов в процессе работы над текстом по специальности в неязыковом вузе'

Самостоятельная работа студентов в процессе работы над текстом по специальности в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1117
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание процесса управления самостоятельной деятельностью / ознакомительное / изучающее чтение / the content of the process of independent work management / acquainted and investigating reading

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломохова Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с организацией самостоятельной внеаудиторной работы по иностранному языку у студентов неязыковых специальностей, раскрываются принципы управления самостоятельной деятельностью студентов; обозначаются приёмы работы над текстом по специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article some questions connected with the organization of the independent outofhigh school work on the foreign language of students nonlinguistic specialities are given. Some principles of the management of students independent work and some methods of working under the text are also observed.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов в процессе работы над текстом по специальности в неязыковом вузе»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20)2010

IZVESTIA

penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta

imeni V. G. BELINSKOGO

public sciences № 16 (20) 2010

УДК 378.016 = 40

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

© С. А. ЛОМОХОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра иностранных языков e-mail: rector@spu-penza.ru

Ломохова С. А. - Самостоятельная работа студентов в процессе работы над текстом по специальности в неязыковом вузе // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 141-142. - В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с организацией самостоятельной внеаудиторной работы по иностранному языку у студентов неязыковых специальностей, раскрываются принципы управления самостоятельной деятельностью студентов; обозначаются приёмы работы над текстом по специальности.

Ключевые слова: содержание процесса управления самостоятельной деятельностью, ознакомительное, изучающее чтение.

Lomohova S. A. - The independent work of students in the process of working under the text on speciality in the non-linguistic high school // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 141-142. -

In the article some questions connected with the organization of the independent out-of-high school work on the foreign language of students non-linguistic specialities are given. Some principles of the management of students independent work and some methods of working under the text are also observed.

Key words: the content of the process of independent work management, acquainted and investigating reading.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивается необходимость повышения качества подготовки специалистов, указывается на важность обновления содержания и технологии образования по иностранному языку.

Основной задачей программы по иностранному языку в вузе является подготовка образованного специалиста, владеющего основами иностранного языка и способного использовать в практических целях иностранную литературу по своей специальности не только после окончания университета, но и при подготовке курсовых и дипломных работ. Однако, уровень сфор-мированности умения читать иностранную литературу у студентов является низким. При обучении иностранному языку самостоятельная работа представляет собой особую форму проявления творческой активности учащегося.

Под самостоятельной работой понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя.

Управление самостоятельной деятельностью учащегося включает в себя создание последовательной системы обучения действиям и контроль за правильностью действия. Под руководством преподава-

теля студент учится читать любой незнакомый текст, выделять главную информацию, то есть овладевать навыками ознакомительного и изучающего чтения.

Самостоятельному внеаудиторному чтению студентов предшествует аналогичная работа над текстом в аудитории под руководством преподавателя. Первый текст, который выбирается для этой цели, является не слишком трудным, связан со специальностью студента и содержит новую информацию. Работа над текстом включает в себя: снятие языковых трудностей; первичное осмысление текста; аналитическое чтение; вторичное осмысление текста.

Все незнакомые слова и выражения преподаватель записывает на доске. Затем они читаются вслух -хором и индивидуально. Помимо снятия лексических трудностей, постепенно идёт процесс накопления терминологии по специальности, которая будет встречаться в последующих текстах. Здесь снимаются также и грамматические трудности, даётся разъяснение некоторых грамматических структур, то есть вырабатываются навыки распознавания грамматических конструкций.

Далее студенты получают задания на первичное ознакомительное чтение текста, где происходит формирование умения прогнозировать основное содержание читаемого текста по заголовку. Работу над текстом

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 16 (20) 2010 г.

следует завершить заданиями, направленными на формирование у студентов умения кратко высказывать своё отношение к прочитанному:

1. Прочтите текст и выделите в нём те предложения, в которых показано отношение автора к данной проблеме.

2. Выберите подходящий к представленным ответам вопрос.

3. Кратко передайте основное содержание всего текста, расположив следующие предложения в логической последовательности.

4. Перечислите новую информацию в тексте.

5. Составьте план текста.

По завершении этих этапов студенты получают другой текст с выписанными на полях незнакомыми словами. Перед ними ставится задача прочесть текст за определённое время и либо ответить на ряд вопросов по его содержанию, либо кратко передать содержание на русском языке. Можно предложить несколько небольших текстов и дать задание определить, в каком из них содержится нужная информация. При этом студенты учатся читать и извлекать информацию из литературы по своей специальности.

Как известно, внеаудиторная работа в определённой степени способствует углублению и обогащению умений и навыков, помогает повысить интерес к предмету, а также раскрывает способности человека, формирует его качества как творческой личности.

Преподаватель контролирует умения осмысливать, делить целое на части, сокращать текст, аргументировать. Особое внимание уделяется типичным языковым и речевым ошибкам, упор делается не столько на понимание текста, сколько на умение владеть данным материалом в речевой деятельности. При отборе материала учитывается принцип доступности и по-сильности, отдаётся предпочтение несложным в языковом отношении текстам, не исключающим, однако, наличие определённых трудностей, активизирующих самостоятельную деятельность студентов.

Таким образом, преподаватель руководит самостоятельной деятельностью студента, добиваясь формирования навыков и умений, необходимых для чтения литературы по специальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бориско Н. Ф. Сам себе методист или советы изучающему иностранный язык. - Киев: Фирма ИНКОС, 2001.

2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам . - М., 2000.

3. Капаева А. Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. С. 12-17.

4. Котоваева Г. Н. Упражнения для обучения чтению в неязыковом ВУЗе. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.