Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в неязыковом вузе'

Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
форма творческой активности / коммуникативные цели / дифференцированный подход / приемы работы / form of creative activity / communicative aims / individual approach / methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломохова С. А.

В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с организацией самостоятельной внеаудиторной работы по иностранному языку у студентов неязыковых специальностей, представленные с позиции активизации деятельности учащихся; обозначаются принципы её правильной организации; раскрывается связь между успешной самостоятельной работой и организацией учебной деятельности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломохова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions connected with the organization of students' independent nonauditorium work on the Foreign Language Studies in nonlinguistic specialities represented from the point of view of students' activity activization are examined in the article. The main principals of organization students' independent work are observed; the connection between students' successful independent work and students' studies organization is disclosed.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в неязыковом вузе»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16)2009

IZ VESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16)2009

удк 378.016 = 40

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

© С. А. лОМОХОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского кафедра иностранных языков (межфак) e-mail: kazakov@spu-penza.ru

Ломохова С. А. - Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в неязыковом вузе // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 195-196. - В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с организацией самостоятельной внеаудиторной работы по иностранному языку у студентов неязыковых специальностей, представленные с позиции активизации деятельности учащихся; обозначаются принципы её правильной организации; раскрывается связь между успешной самостоятельной работой и организацией учебной деятельности студента.

ключевые слова: форма творческой активности, коммуникативные цели, дифференцированный подход, приемы работы.

Lomohova S. A. - Students' independent work on the Foreign Language Studies in non-linguistic high school // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 195-196. - Some questions connected with the organization of students' independent non-auditorium work on the Foreign Language Studies in non-linguistic specialities represented from the point of view of students' activity activization are examined in the article. The main principals of organization students' independent work are observed; the connection between students' successful independent work and students' studies organization is disclosed.

Key words: form of creative activity, communicative aims, individual approach, methods.

При обучении иностранному языку самостоятельная работа представляет собой особую форму проявления творческой активности учащегося. Под самостоятельной работой понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемые на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя.

как известно, внеаудиторная работа в определенной степени способствует углублению и обогащению умений и навыков, помогает повысить интерес к предмету, а также раскрывает способности человека, формирует его качества как творческой личности.

Отличительной чертой самостоятельной работы является её ярко выраженный индивидуальный характер, представляющий собой форму самообразования, которая тесно связана с учебной деятельностью студента на занятии.

Правильная организация самостоятельной работы во многом определяется следующими принципами:

1. Органическая связь с учебной работой, направленная на расширение и углубление полученных в аудитории знаний, умений и навыков. Чёткая пос-

тановка цели, определение конечного результата -т. е. решение коммуникативных задач.

2. учёт индивидуальных способностей, уровня умений и навыков каждого студента, приобретающий всё большее значение в свете различной степени подготовленности студентов по иностранному языку на неязыковых факультетах. дифференциация учебных заданий содействует достижению действительно сознательного и прочного овладения знаниями.

немаловажно отметить также наличие сильной личностной мотивации к процессу изучения иностранного языка у каждого студента.

3. Выбор средств достижения цели, рассчитанных не на стимулирование механического заучивания, а на стимулирование мышления, на самостоятельное приобретение осознанных знаний и закрепление их в общении.

успех самостоятельной работы зависит от правильно организованной учебной деятельности студента на занятии, от владения им программой освоения языка для решения новых учебных задач и требует гибкого управления со стороны учителя.

Самостоятельная работа включает в себя приёмы учебной работы, такие как культура чтения, поиск

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 12 (16) 2009 г.

дополнительной информации, приёмы запоминания материала, владение методикой работы со словарём, справочной литературой, технология использования аудио-видео материала.

На сегодняшний день самостоятельное внеаудиторное чтение представляет собой самую традиционную в вузе форму самостоятельной работы с отсроченным контролем. нацеленное на извлечение информации, оно обладает мощным потенциалом развития познавательной активности студентов, формирования устойчивой положительной мотивации.

Преподаватель контролирует умения осмысливать, делить целое на части, сокращать текст, аргументировать. Особое внимание уделяется типичным языковым и речевым ошибкам, упор делается не столько на понимание текста, сколько на умение владеть данным материалом в речевой деятельности. При отборе материала учитывается принцип доступности и по-сильности, отдаётся предпочтение несложным в языковом отношении текстам, не исключающим, однако, наличие определенных трудностей, активизирующих самостоятельную деятельность студентов.

научно-исследовательская работа студентов, максимально приближенная к профессиональной де-

ятельности, также не исключает самостоятельную работу по иностранному языку. Незаменимыми в этой связи становятся умение ориентироваться в новой научной информации, самостоятельное и творческое овладение ею.

Таким образом, высшее образование сегодня немыслимо без увеличения объёма, усиления методического обеспечения самостоятельной работы студента, дающую в итоге специалисту возможность самостоятельно ориентироваться в потоке научной и любой другой информации, способность к самообразованию и накоплению знаний.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бориско Н. Ф. Сам себе методист или советы изучающему иностранный язык. Киев: Фирма ИНКОС, 2001.

2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2000.

3. Капаева А. Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам // Иностранный язык в школе. 2001. №3. С. 12-17.

4. Котоваева Г. Н. Упражнения для обучения чтению в неязыковом ВУЗе. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.