Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов при кредитной технологии медицинского образования'

Самостоятельная работа студентов при кредитной технологии медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кредитная технология обучения / самостоятельная работа студентов / credit training technology / students` independent work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. Б. Сирота, М. Б. Тургунов, Н. А. Кабилдина, А. Р. Бейсенаева, В. А. Жумалиева

Кредитная система обучения предусматривает изучение дисциплин по новой технологии, которая ориентирована на 75% самостоятельное усвоение знаний. Сущность самостоятельной работы заключается в выработке творческого подхода к изучению материала и прочном его усвоении. Она может быть как в аудитории, так и вне ее. Одним из главных критериев самостоятельной работы студентов является максимальная активность. Для успешного ее выполнения необходимы внешние и внутренние стимулы. Необходимо индивидуализировать самостоятельную работу студентов и использовать инновационные методы обучения. Постоянное совершенствование профессионального мастерства, расширение кругозора невозможно без самостоятельной работы. Навык самостоятельной работы, приобретенный в стенах университета, является главным средством повышения профессионализма у наших выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. Б. Сирота, М. Б. Тургунов, Н. А. Кабилдина, А. Р. Бейсенаева, В. А. Жумалиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS` INDEPENDENT WORK IN THE PROCESS OF CREDIT TECHNOLOGY IN MEDICAL EDUCATION

Credit education system provides studying of disciplines according to new technology which is oriented on 75% of independent acquisition of knowledge. The content of independent work is in production of creative approach to material study and its deep acquirement. It can be as in the auditory, and also out of it. One of the main criteria of students` independent work is maximal activity. For its successful performing internal and external impetuses are necessary. It is necessary to individuate the students` independent work and use innovational training methods. Constant development of professional experience, broadening of outlook is impossible without independent work. Independent work skill that is acquired in the university is the main mean of increase of students` professional competence.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов при кредитной технологии медицинского образования»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 61(07)

В. Б. Сирота, М. Б. Тургунов, Н. А. Кабилдина, А. Р. Бейсенаева, В. А. Жумалиева, М. Мараткызы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Карагандинский государственный медицинский университет (Казахстан, Караганда)

Кредитная система обучения предусматривает изучение дисциплин по новой технологии, которая ориентирована на 75% самостоятельное усвоение знаний. Сущность самостоятельной работы заключается в выработке творческого подхода к изучению материала и прочном его усвоении. Она может быть как в аудитории, так и вне ее. Одним из главных критериев самостоятельной работы студентов является максимальная активность. Для успешного ее выполнения необходимы внешние и внутренние стимулы. Необходимо индивидуализировать самостоятельную работу студентов и использовать инновационные методы обучения. Постоянное совершенствование профессионального мастерства, расширение кругозора невозможно без самостоятельной работы. Навык самостоятельной работы, приобретенный в стенах университета, является главным средством повышения профессионализма у наших выпускников.

Ключевые слова: кредитная технология обучения, самостоятельная работа студентов

Высшее образование в мире в последние десятилетия претерпевает большие изменения. Оно имеет определенное значение для успешного развития каждой страны. В Казахстане используется специфический подход: разработана концепция университета на основе моделей лучших исследовательских университетов мирового класса, предусматривающая автономность и модульность подразделений. Новая модель отличается современной инфраструктурой, соответствующей мировым стандартам, включая академические, административные и социальные объекты [1].

В 2010 г. Казахстан вступил в зону Европейского высшего образования - Болонский процесс. Республика Казахстан является первым Центрально-Азиатским государством -членом Болонской декларации и полноправным участником европейского образовательного пространства. Присоединившись к Болон-скому процессу, страны-участники принимают на себя обязательства по выполнению его основных параметров.

В настоящее время Великую хартию университетов подписали 60 казахстанских университетов, в том числе 17 сентября 2010 г. -Карагандинский государственный медицинский университет.

Обязательными параметрами Болонского процесса являются: 3-уровневая система высшего образования; академические кредиты ЕСТБ; академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов; европейское приложение к диплому; контроль качества высшего образования; создание единого европейского исследовательского пространства.

Кредитная система обучения является наиболее гибкой и эффективной, поскольку позволяет планировать академические программы, ориентированные на запрос рынка труда, открывают возможность академической мобильности, способствует повышению качества образования [2].

Кредитная система обучения подразумевает свободный выбор и самостоятельное планирование обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы студента и преподавателя [4]. Кредитная система обучения предусматривает изучение дисциплин по новой технологии, которая ориентирована на 75% самостоятельное усвоение знаний [3].

Самостоятельная работа студента (СРС) реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач. Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.

Таким образом, СРС может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы СРС, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знания-

ми в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Кафедры и лекторы часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Слабо высвечиваются внутри- и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой даже несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую выживаемость. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку.

Сущность самостоятельной работы заключается в выработке творческого подхода к изучению материала и прочном его усвоении. Самостоятельные занятия студентов - процесс, в основном, индивидуальный, хотя и не исключает элементов управления. Важное значение для этого вида учебного процесса имеют такие факторы, как уровень общего развития студента, степень его подготовленности к занятиям в вузе, его желание овладеть предметом, усидчивость, трудолюбие.

Одним из главных критериев СРС является максимальная активность. Она может проявляться как в организации работы, так и в закреплении и применении своих знаний. Очень важно иметь при этом целенаправленное восприятие, необходимое для усвоения изучаемого материала. Студенты в процессе курации больных активно привлекаются к написанию историй болезни, самостоятельно и под контролем ассистентов делают перевязки, ходят на операции в качестве ассистентов. Выработка профессионализма заключается не только в усвоении полученных знаний и навыков, но и в деонтологическом подходе к пациенту, выработке умения общаться с больным, с его родственниками, а также со средним и младшим персоналом больницы.

В процессе самостоятельной работы у студентов формируются системность получения знаний и способы их реализации, мобильность, критичность мышления, умение ориентироваться в увеличивающемся потоке научной информации, способность к творческому подходу при самостоятельном решении задач.

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у студентов может проходить на сознательной основе. При этом следу-

ет учитывать желание студента стать врачом, ясное понимание целей и задач своей профессии. В процессе самостоятельной работы должны проявляться целеустремленность, трудолюбие, организованность и дисциплина. Необходим творческий подход, а также приемы самоактивизации, саморегулирования, самоконтроля, внимания, воли, памяти, мышления, воображения.

Одним из методов СРС является обучение, позволяющее сформировать навык научных исследований (research-based learning (RBL). RBL позволяет эффективно развивать практические навыки и умения у студентов, при этом в случае выполнения индивидуальных исследовательских проектов формируются навыки самостоятельной работы, в случае участия в коллективных исследовательских проектах -развиваются навыки командной работы [5].

СРС, как и любой труд, будет проходить успешно, если она вызывает интерес, желание выполнить ее творчески. Для этого необходимы стимулы (мотивы) внешние и внутренние. Внешние стимулы - совокупность обстоятельств, условий труда, которые вынуждают студента заниматься (расписание занятий, задания преподавателей). Внешние стимулы имеют общеобязательный характер. Внутренние стимулы - это совокупность намерений, желаний студента, побуждающих его работать (чувство долга, ответственности к процессу приобретения знаний). Особую значимость для СРС имеют профессиональные мотивы деятельности, способствующие осознанному проведению работы.

Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, практической работе.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и

организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских работ и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

Основная задача организации СРС заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом ее организации должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС -научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен

работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять самостоятельную работу как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы студентов и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны.

В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.

Жизнь требует от молодого специалиста подготовленности, умения оказать первую помощь в любой ситуации, владения минимумом практических навыков. Постоянное совершенствование профессионального мастерства, расширение кругозора невозможно без самостоятельной работы. Навык самостоятельной работы, приобретенный в стенах университета, является главным средством повышения профессионализма у наших выпускников.

ЛИТЕРАТУРА

1 Дудник В. Ю. Высшее медицинское образование Казахстана - как сделать шаг в будущее //Матер. III Центрально-Азиатской междунар. науч.-практ. конф. по медицинскому образованию «Медицинское образование -новые горизонты» //Медицина и экология. -2015. - Спец. вып. - С. 149-152.

2 Жаркынбаева Р. Проблемы и перспективы развития кредитной технологии а вузах Казахстана //Современное столичное образование. - 2006. - №1-2. - С. 26-28.

3 Мустафаев Г. З. Модернизация существующей кредитной системы медицинского образования /Г. З. Мустафаев, С. Б. Рахимжа-нова //Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Опыт и перспективы развития медицинского образования в странах Центральной Азии». -Караганда, 2012. - С. 59-60.

4 Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения // Приказ №152 Министерства образования и науки Республики Казахстан от 20.04.2011г.

5 Пути оптимизации самообразования интернов при кредитной технологии обучения /Е. М. Ларюшина, Н. В. Васильева, А. Р. Алина и др. //Медицина и экология. - 2014. -№4. - С. 49-52.

REFERENCES

1 Dudnik V. Ju. Vysshee medicinskoe obra-zovanie Kazahstana - kak sdelat' shag v budush-hee //Mater. III Central'no-Aziatskoj mezhdunar.

nauch.-prakt. konf. po medicinskomu obrazovani-ju «Medicinskoe obrazovanie - novye gorizon-ty» //Medicina i jekologija. - 2015. - Spec. vyp. -S. 149-152.

2 Zharkynbaeva R. Problemy i perspektivy razvitija kreditnoj tehnologii a vuzah Kazahstana //Sovremennoe stolichnoe obrazovanie. -2006. - №1-2. - S. 26-28.

3 Mustafaev G. Z. Modernizacija sushhestvujushhej kreditnoj sistemy medicinskogo obrazovanija /G. Z. Mustafaev, S. B. Rahimzhanova //Mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Opyt i perspektivy razvitija medicinskogo obrazovanija v stranah Central'noj Azii». - Karaganda, 2012. - S. 59-60.

4 Pravila organizacii uchebnogo processa po kreditnoj tehnologii obuchenija //Prikaz №152 Ministerstva obrazovanija i nauki Respubliki Ka-zahstan ot 20.04.2011g.

5 Puti optimizacii samoobrazovanija inter-nov pri kreditnoj tehnologii obuchenija /E. M. Lar-jushina, N. V. Vasil'eva, A. R. Alina i dr. // Medicina i jekologija. - 2014. - №4. - S. 49-52.

Поступила 19.10.2016 г.

V. B. Sirota, M. B. Turgunov, N. A. Kabiddnna, A. R. Beisenayeva, V. A. Zhiumaliyeva, M. Maratkizi STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN THE PROCESS OF CREDIT TECHNOLOGY IN MEDICAL EDUCATION Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakhstan)

Credit education system provides studying of disciplines according to new technology which is oriented on 75% of independent acquisition of knowledge. The content of independent work is in production of creative approach to material study and its deep acquirement. It can be as in the auditory, and also out of it. One of the main criteria of students" independent work is maximal activity. For its successful performing internal and external impetuses are necessary. It is necessary to individuate the students" independent work and use innovational training methods. Constant development of professional experience, broadening of outlook is impossible without independent work. Independent work skill that is acquired in the university is the main mean of increase of students" professional competence.

Key words: credit training technology, students" independent work

В. Б. Сирота, М. Б. Тургунов, Н. А. Кабилдина, А. Р. Бейсенаева, В. А. Жумалиева, М. Маратцызы МЕДИЦИНА Б1П1М1НЩ КРЕДИТТ1К ТЕХНОЛОГИЯ КЕЗ1НДЕГ1СТУДЕНТТЕРДЩ ОЗ БЕТ1МЕНЖ¥МЫСЖАСАУЫ %араFанды мемлекеттк медицина университетi

Кредит™ оку жYЙесi бойынша пэнд1 зерттеу кез1ндеп жана технологияларды алдын ала карастыруы, 75% студенттердщ ез бет1мен б1л1мд1 игеру1. Оз безмен жумыс жасау мазмунынын шырармашылык кезкарас ма-териалдарды игеру1 мен олардын дардылануы. Ол аудиторияларда, сонымен катар баска жерлерде болуы мYмкiн. СтуденттердН ез бет1мен жумыс жасаудын ен басты критериясы максималды белсендтк болып табыла-ды. Ойдарыдай орындау Yшiн сырткы жэне шк стимулдар кажет етед1. Инновациялык оку эд1с1н колдануы мен студенттердщ ез безмен жумыс жасауын дараландыруы кажет. Кэаби шеберл1ктН эрдайым толык жет1лд1ру1, ез бет1мен жумыс жасауынсыз ой ер1анН кенейту мYмкiн емес. УниверситеттН кабыррасында алынран ез бет1мен жумыс жасаудын дардысы, б1зд1н тYлектердiн кэаби жорарылауынын ен басты куралы болып келед1.

Клт сездер: кредитт1 окыту технологиясы, студенттерд1н ез бет1мен жумыс жасауы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.