Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Теория и методика обучения физике» как средство подготовки к проектированию учебного процесса по предмету'

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Теория и методика обучения физике» как средство подготовки к проектированию учебного процесса по предмету Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина Л. С.

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ФГОС ВПО «Теория и методика обучения физике». Представлены результаты анализа дидактических материалов для организации самостоятельной работы студентов за период 1974 2008 гг. Выявлены основные группы заданий, предлагаемых студентам для самостоятельной работы по данной дисциплине. Определены виды заданий в составе каждой группы. Показано процентное соотношение заданий разных групп в общей системе самостоятельной работы студентов. Обоснована необходимость построения системы самостоятельной работы студентов, ориентированной на формирование их готовности к проектированию учебного процесса по физике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Истомина Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Теория и методика обучения физике» как средство подготовки к проектированию учебного процесса по предмету»

УДК 53(07)

Л.С. Истомина

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ» КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, теория и методика

обучения физике, профессиональная подготовка специалистов, виды заданий для самостоятельной работы, проектирование учебного процесса.

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ФГОС ВПО «Теория и методика обучения физике». Представлены результаты анализа дидактических материалов для организации самостоятельной работы студентов за период 1974 - 2008 гг. Выявлены основные группы заданий, предлагаемых студентам для самостоятельной работы по данной дисциплине. Определены виды заданий в составе каждой группы. Показано процентное соотношение заданий разных групп в общей системе самостоятельной работы студентов. Обоснована необходимость построения системы самостоятельной работы студентов, ориентированной на формирование их готовности к проектированию учебного процесса по физике.

В Государственном образовательном стандарте 3 поколения (ФГОС) увеличена доля учебного времени, отводимого на самостоятельную работу студентов (СРС). В связи с этим возрастают требования к организации самостоятельной работы студентов и ее результатом. Необходима модернизация содержания, методики организации СРС, средств ее дидактической поддержки. В составе средств самостоятельной работы студентов целесообразно использовать ресурсы и инструменты виртуальной образовательной среды, технологии дистанционной поддержки обучения студентов высшей профессиональной школы.

К целям профессиональной подготовки студентов относятся: формирование у них положительного отношения к профессии учителя; овладение системой профессиональных знаний по физике, приобретение и совершенствование практически значимых умений и навыков в проведении учебной и воспитательной работы, организации внеклассной деятельности; развитие у будущих учителей физики профессиональных качеств и психологических свойств личности.

На современном этапе получают приоритет инновационные подходы к решению задач профессиональной подготовки будущего учителя физики. Разработка данных подходов ведется в разных направлениях - содержании, методах и технологиях обучения, формах организации деятельности субъектов образовательного процесса, оценке ее ре-

© Истомина Л.С., 2011

зультатов. Одним из таких подходов является организация обучения на основе проектной деятельности студентов.

Проектирование - это способ освоения и преобразования действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов. Актуальность проектной деятельности состоит в том, что, во-первых, она инициирует нестандартные решения; во-вторых, всегда направлена на конкретные нужды; в-третьих, включает в поиск не только административные структуры, но и рядовых исполнителей, развивает социальную активность и ответственность.

Педагогическое проектирование - это один из методологических подходов современного образования, основанный: на осмыслении ценностей педагогических процессов и явлений; ценностном согласовании педагогической теории с собственными мировоззренческими взглядами; гармонизации социальных и личностных значений образования. Педагогическое проектирование - это такой методологический принцип, в соответствии с которым деятельность осуществляется с учетом личностного смысла педагогического действия. Он позволяет философски осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт.

В отличие от технического или инженерного проекта педагогический проект: во-первых, совершенствуется неоднократно; во-вторых, реализуется в динамической системе развития человеческих устремлений и взаимоотношений, и поэтому не может быть статичным и рассчитанным со стопроцентной вероятностью; в-третьих, представляет собой систему планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей.

Все инновации в сфере высшего педагогического образования, в том числе и обучение на основе метода проектов, содействуют становлению нового типа педагога, способного решать круг значимых педагогических проблем XXI века. Ведущими чертами такого педагога являются творческая активность, постоянно развивающаяся потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

При реализации технологии обучения студентов, основанной на методе проектов, необходимо использовать современные тенденции совершенствования образовательного процесса в вузе и школе, в частности, процессы информатизации системы среднего и высшего образования. В связи с этим необходимо уделять внимание формированию у студентов - будущих учителей - методических умений в области педагогического проектирования учебно-методических материалов и учебного процесса в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.

Изучение основ педагогического проектирования с применением средств ИКТ позволяет подготовить будущих учителей, способных интенсифицировать учебный процесс за счет использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Предметом нашего исследования является самостоятельной работа студентов по дисциплине ФГОС ВПО «Методика обучения физике», ориентированная на их подготовку к проектированию учебного процесса по предмету.

В рамках настоящего исследования был выполнен анализ методических материалов, касающиеся организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика обучения физике», за период 1974 - 2008 годы [1-7].

Результаты анализа свидетельствуют о том, что преподавателями высшей школы так или иначе предпринимаются попытки построить некоторую систему заданий для самостоятельной работы студентов, ориентированных на их профессиональнометодическую подготовку. Наиболее удачным решением данной проблемы, на наш

взгляд, является система СРС, предложенная у А.В. Усовой. Задания, подготовленные автором, отличаются разнообразием и точностью формулировок.

Все задания, предложенные авторами методических материалов, по своим целям могут быть объединены в пять основных групп:

A. Изучение и конспектирование учебно-методических материалов.

Б. Подготовка аналитических обзоров по результатам самостоятельной работы с учебно-методическими материалами.

B. Задание на конкретизацию методического знания.

Г. Проектирование учебного процесса в рамках конкретной темы, в том числе подготовка учителем демонстраций образцов деятельности для учащихся.

Д. Проектирование средств обучения.

Было выявлено процентное соотношение заданий данных групп в общей системе СРС (рис. 1).

\ ШБ IB ИГ 1Д

16%

Рис. 1. Процентное соотношение заданий данных групп в общей системе самостоятельной работы студентов

Как видно из диаграммы, наибольшее количество заданий касаются подготовки аналитических обзоров. Вдвое меньше заданий - на проектирование учебного процесса в рамках конкретной темы. Вместе с тем, следует отметить, что в 70-80-х годах прошлого века в системе самостоятельной работы для студентов существенным было преобладание заданий на изучение и конспектирование материалов учебников, учебных и методических пособий по предмету. Увеличение в последнее десятилетие в системе самостоятельной работы студентов количества заданий, направленных на педагогическое проектирование, является положительным показателем ориентации профессиональной подготовки специалистов высшей педагогической школы на компетентностную модель обучения.

Рассмотрим виды заданий, входящих в каждую группу СРС. Предварительно следует отметить, что задания не отличаются существенным видовым разнообразием.

Тип А. Изучение и конспектирование. Присутствуют задания на работу с учебными и методическими текстами, задания по методике решения задач и изучению отдельных тем курса физики, комплексные задания по проектированию учебного процесса (в том числе с применением средств ИКТ).

Тип Б. Подготовка аналитических обзоров. В эту группу входят задания на работу с текстами, по проектированию учебного процесса и по методике решения задач.

Тип В. Задания на конкретизацию методического знания. Данный тип заданий включает в себя работу с текстами, задания на проектирование учебного процесса по физике и средств обучения, задания по методике решения задач, задания по организации самостоятельной работы учащихся и задания по изучению методики преподавания отдельных тем школьного курса физики.

Тип Г. Проектирование учебного процесса в рамках конкретной темы, в том числе подготовка учителем демонстраций образцов деятельности для учащихся. Этот тип заданий ориентирован на деятельность студентов по проектированию учебных занятий по физике, включая занятия по решению задач, на работу с учебно-методическими текстами, в том числе по изучению отдельных тем школьного курса физики.

Тип Д. Проектирование средств обучения. К данному типу относятся задания на работу с текстами, на проектирование средств обучения различных видов, в том числе к занятиям по решению физических задач.

По результатам анализа структуры CPC по дисциплине «Методика обучения физике» можно сделать вывод о том, что группы заданий В и Г являются более разнообразными по видам в отличие от групп А и Б.

Рассмотрим соотношение видов заданий в CPC, ориентированных на освоение студентами общих и частных вопросов методики преподавания физики в школе.

При организации изучения студентами общих вопросов методики преподавания физики преобладают задания на подготовку аналитических обзоров. Невелик процент заданий на проектирование учебного процесса и на проектирование средств обучения. Очень мало заданий на конкретизацию методического знания (рис. 2).

Общие вопросы

■ а вб ■ в ■ г ид

Рис. 2. Соотношение видов заданий, предлагаемых студентам при изучении общих вопросов методики преподавания физики

Что же касается частных вопросов, то здесь имеет место достаточно равномерное распределение заданий по их основным типам. Следует отметить незначительное преобладание числа заданий на подготовку аналитических обзоров (рис. 3).

Частные вопросы

Рис. 3. Соотношение видов заданий, предлагаемых студентам при изучении частных вопросов методики преподавания физики

Результаты анализа определяют необходимость теоретического исследования проблемы организации самостоятельной работы по курсу «Теория и методика обучения физики» и разработки более современной модели самостоятельной работы студентов, обеспечивающей дидактически обоснованное соотношение учебных заданий различных типов и направленной на формирование у будущих специалистов необходимого комплекса профессионально-методических знаний, умений и компетенций.

Список литературы

1. Анциферов Л. План изучения методики физики. - Курск, 1977.

2. Кокшаров В.Л. План семинарских занятий по курсу «Разработка моделей учебных занятий». -Пермь, 1998.

3. Усова А.В. Система самостоятельных работ в связи с лекционным курсом по методике преподавания физики: метод. рекомендации для студентов пединститутов. - Челябинск, 1982.

4. Усова А.В., Вологодская З.А. Планы лекций и практических занятий по методике физики. Задания для самостоятельных работ. - Курган, 1974.

5. Усова А.В., Вологодская З.А. Планы лекций и практических занятий по методике физики. Задания для самостоятельных работ. - Челябинск, 1977.

6. Усова А.В., Михалева С.А. Практические занятия по методике преподавания физики. - Челябинск, 1991.

7. Усова А.В., Вологодская З.А., Тулькибаева Н.Н. Планы спецкурсов и спецсеминаров по методике преподавания физики. - Челябинск, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.