Научная статья на тему 'Самостоятельная работа обучающихся с интернет-ресурсами в процессе изучения иностранного языка'

Самостоятельная работа обучающихся с интернет-ресурсами в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АНКЕТИРОВАНИЕ / INTERNET RESOURCES / FOREIGN LANGUAGE / INDEPENDENT WORK / SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Елена Владимировна, Белозерова Светлана Игоревна

В статье рассматриваются особенности использования интернет ресурсов в процессе изучения иностранного языка. Результаты анкетирования свидетельствуют о недостаточной мотивации обучающихся и о необходимости совершенствования механизмов организации и контроля самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык». Одной из важнейших задач образовательного процесса становится развитие познавательной активности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Елена Владимировна, Белозерова Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent Work of Students with Internet Resources in the Process of Foreign Language Studying

Features of Internet resources usage in the process of foreign language studying are considered in this article. The results of survey indicate a lack of students' motivation and the need to improve the mechanism of organization and control of independent work on discipline “Foreign language”. One of the main tasks of educational process is the development of cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа обучающихся с интернет-ресурсами в процессе изучения иностранного языка»

Зле^ронный научно-шт.о()ич£сху.й леурнал

Омского ТЯУHfl

Новикова Е. В., Белозерова С. И.Самостоятельная работа обучающихся с интернет-ресурсами в процессе изучения иностранного языка// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №2 (17) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00748.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 372.881.1

Новикова Елена Владимировна

кандидат филологических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск evl. novikova@omgau.org

Белозерова Светлана Игоревна

студент

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск si.belozerova1813@omgau.org

Самостоятельная работа обучающихся с интернет-ресурсами в процессе изучения

иностранного языка

Аннотация: В статье рассматриваются особенности использования интернет -ресурсов в процессе изучения иностранного языка. Результаты анкетирования свидетельствуют о недостаточной мотивации обучающихся и о необходимости совершенствования механизмов организации и контроля самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык». Одной из важнейших задач образовательного процесса становится развитие познавательной активности обучающихся.

Ключевые слова: интернет-ресурсы, иностранный язык, самостоятельная работа, анкетирование.

Использование информационно-коммуникационных технологий является сегодня неотъемлемой составляющей процесса изучения иностранного языка. Преподаватели активно используют огромный потенциал интернет-ресурсов, как в аудиторной так и в самостоятельной работе обучающихся. В настоящее время разработаны как теоретические основы интеграции интернет-ресурсов в образовательный процесс (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, Т.Н. Кондакова, Е.И. Зимина и др.), так и методические рекомендации по их практическому применению (С.К. Гураль, Л.А. Митчелл, С.В. Буренкова и др.) [1,2,3,4].

Развитие навыков самостоятельной работы с интернет-ресурсами необходимо для стимулирования познавательной активности обучающихся. Это становится особенно актуальным в связи с тем, что многие педагоги предпочитают использовать интернет-ресурсы на занятиях, что очень нравится обучающимся, но занимает слишком много аудиторного времени. Целесообразнее включать такие задания в самостоятельную работу [4, с. 93-98]. Следует также отметить, что интеграция интернет-технологий в процесс изучения иностранного языка не должна полностью вытеснять традиционные методы [2].

В Омском ГАУ ведется активная работа в данном направлении. Так, на методической конференции, посвященной 25-летию Омского ГАУ в статусе университета, преподаватели делились своим опытом использования современных технологий в образовательном процессе. На кафедре иностранных языков была организована конференция обучающихся, участники которой подготовили доклады и презентации о возможностях применения интернет-ресурсов в изучении иностранного языка. Обучающиеся представили в своих

выступлениях он-лайн приложения, конференции TED, образовательные сайты для изучающих иностранный язык, охарактеризовали возможности интернет-ресурсов, определили их преимущества и недостатки.

Возможности дистанционно изучать немецкий язык были наглядно продемонстрированы на примере сайта "Deutsche Welle" [5]. Широкий спектр материалов данного сайта позволяет сделать обучение более гибким, познавательным и интересным. Разнообразные аудио- и видеоматериалы дают возможность развивать навыки понимания информации путем ее прослушивания, чтения и просмотра. Для начинающих вышеперечисленные разделы содержат большое количество фраз-клише, которые могут пригодиться в повседневной коммуникации. Для тех, кто уже обладает достаточно хорошими знаниями иностранного языка, сайт предлагает совершенствоваться, используя разделы "страноведение" и новостные блоки. "Deutsche Welle" предоставляет обучающемуся возможность выбрать бесплатный дистанционный курс по изучению иностранного языка. Представленная на сайте информация разбита по темам, в которых есть обязательные для усвоения материала приложения, например, небольшие грамматические или же пунктуационные справочные материалы; варианты урока в текстовом, аудио- и видеоформатах. Одним из преимуществ также является наличие видеофрагментов со словами и выражениями по заданной тематике, что способствует формированию навыков говорения у обучающихся.

Таким образом, можно выделить следующие положительные стороны использования интернет-ресурсов при изучении иностранного языка:

1. визуализация языкового материала;

2. возможность выбора учебного материала, соответствующего уровню владения иностранным языком;

3. актуальность учебных материалов (в отличие от печатных учебных пособий);

4. возможность применить на практике речевые клише;

5. изучение иностранного языка в его взаимосвязи с культурой и менталитетом носителей;

6. развитие навыков самостоятельной работы;

7. индивидуализация процесса изучения иностранного языка.

Авторы статьи провели анкетирование обучающихся Омского ГАУ с целью определения отношения студентов к использованию интернет-ресурсов в процессе самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык». В анкетировании приняли участие обучающиеся 1 курса. Всего было опрошено 40 респондентов. Разработанная анкета включала 10 вопросов:

1. Какой иностранный язык Вы изучаете?

2. С какой целью Вы изучаете иностранный язык?

3. Оцените свой уровень владения иностранным языком на данном этапе:

4. Чем Вы пользовались при оценке уровня владения иностранным языком?

5. Как Вы изучаете иностранный язык?

6. Рекомендует ли Вам преподаватель использовать интернет-ресурсы для изучения иностранного языка?

7. Какими интернет-ресурсами Вы чаще всего пользуетесь?

8. Как часто Вы пользуетесь интернет-ресурсами для изучения иностранного языка?

9. Почему Вы пользуетесь (или не пользуетесь) интернет - ресурсами для изучения иностранного языка?

10. Напишите Ваши пожелания (вопросы, предложения, замечания) по использованию интернет-ресурсов в процессе изучения иностранного языка.

На вопросы №1-8 были даны возможные варианты ответов, вопросы анкеты № 9-10 были открытого типа.

По результатам опроса большинство студентов изучают английский язык. Основной целью получения навыков владения иностранным языком является обязательность

посещения занятий по дисциплине -- 60% опрошенных, далее по убывающей названы следующие мотивы изучения иностранного языка: успешность в будущей профессиональной деятельности - 22,5%, интерес к предмету - 15%, чтение в оригинале литературных произведений, просмотр фильмов и телепередач - 5%.

Уровень владения иностранным языком у большинства студентов начальный, на втором месте находится ответ "ближе к среднему". Основным критерием, по которому совершалась оценка уровня владения иностранным языком, является собственное мнение (самооценка) - 75%. Некоторые в качестве оценки уровня знаний руководствуются мнением преподавателя - 22,5%.

Что касается использования интернет-ресурсов при изучении языков, то здесь результаты неутешительны: только 8% из общего числа опрошенных регулярно используют данный вид ресурсов в самостоятельной работе, изучая иностранные языки. Большая же часть ограничивается посещением занятий и выполнением домашних заданий -- 47,8% и 30,4% соответственно. При этом 78,8% респондентов, отвечая на 6 вопрос анкеты, сказали, что преподаватель рекомендует использовать интернет-ресурсы в качестве дополнительного источника информации. Интересно отметить, что, на вопрос №7 самым популярным ответом стал такой интернет-ресурс как электронный словарь - 43,9%, на втором месте онлайн-переводчик - 35,1%, а вот информационно-справочные ресурсы выбрали лишь 17,5% респондентов. На основе полученных данных можно сделать вывод, что наиболее популярными интернет-ресурсами являются различные словари и переводчики, которыми предпочитает пользоваться большая часть опрошенных - 63,6%. Основным мотивом, который обусловливает частое использование данных ресурсов, является, по мнению обучающихся, «их простота и функциональность».

Результаты анкетирования наглядно демонстрируют необходимость развития познавательной активности обучающихся в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». Речь идет в первую очередь о проблеме мотивации. Чтобы стать активным субъектом образовательного процесса обучающийся должен обладать потребностью в получении новых знаний, осознавать значимость изучаемой дисциплины для своей профессиональной деятельности, для расширения кругозора, для ориентации в современном поликультурном мире.

Ответы респондентов свидетельствуют также о том, что педагогам необходимо детально проработать вопросы включения интернет-ресурсов в образовательный процесс. Задания преподавателей по использованию определенных интернет-ресурсов имеют, по мнению обучающихся, рекомендательный характер и часто не выполняются. Следовательно, преподавателю необходимо совершенствовать механизмы контроля самостоятельной работы обучающихся.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что использование интернет-ресурсов в образовательном процессе должно осуществляться таким образом, чтобы способствовать возникновению потребности изучать иностранные языки, сделать процесс изучения интересным, а результаты обучения наглядными.

Ссылки на источники

1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-sovremennyh-uchebnyh-internet-resursov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-i-kulture

2. Кондакова Т.Н., Зимина Е.И. Современные подходы к организации обучения иностранному языку в высшей школе: проблемы и пути//Социально-экономические явления и процессы. Т.10, №11, 2015. С.220-224 https:// cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-podhody-k-organizatsii-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vysshey-shkole-problemy-i-puti

3. Митчелл Л.А., Гураль С.К. Использование интернет-ресурсов в обучении иноязычной грамматике https://cyberleninka.m/artide/n/ispolzovanie-internet-resursov-v-obuchenii-inoyazychnoy-grammatike

4. Буренкова С.В. Мультимедийные основы формирования лингвистической компетенции//Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. №3 (11). С.93-101 https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-osnovy-formirovaniya-lingvisticheskoy-kompetentsii

5. Deutsche Welle URL: https://www. dw. com/ru/учить-немецкий/ s-2559

Elena Novikova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk evl. novikova@omgau .org

Svetlana Belozerova

Student

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk si.belozerova1813@omgau.org

Independent Work of Students with Internet Resources in the Process of Foreign Language Studying

Annotation: Features of Internet resources usage in the process of foreign language studying are considered in this article. The results of survey indicate a lack of students' motivation and the need to improve the mechanism of organization and control of independent work on discipline "Foreign language". One of the main tasks of educational process is the development of cognitive activity of students.

Keywords: Internet resources, foreign language, independent work, survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.